Предадим же его честно земле. Предать земле

ПРЕДАВАТЬ ЗЕМЛЕ кого, что . ПРЕДАТЬ ЗЕМЛЕ кого, что . Высок. Погребать, хоронить. - Предадимте же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы (Гоголь. Тарас Бульба). Ему хотелось отдать последний долг покойному и предать как можно скорее тело его земле (Григорович. Рыбаки).

  • - кого-, что-л. кому и чему. 1. кому. Предать друга врагам. Только дома он вспомнил о том, что обязан этих веселых людей в руки жандармов. 2. чему. Предать казни. Предать смерти. Предать осмеянию...

    Управление в русском языке

  • - преда/м, -да/шь, -да/ст, -дади/м, -дади/те, -даду/т...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ПРЕДА́ТЬ, предам, предашь, предаст, предадим, предадите, предадут, повел. предай, прош. вр. предал, предала, предало; предавший, совер. , кого-что. 1...

    Толковый словарь Ушакова

  • - Это слово было заимствовано из старославянского языка, где было образовано префиксальным методом от даты – "дать". Буквальное значение "передать" со временем претерпевает сдвиг до сегодняшнего "выдать врагу"...

    Этимологический словарь русского языка Крылова

  • - ПРЕДАВАТЬ АНАФЕМЕ. ПРЕДАТЬ АНАФЕМЕ. Экспрес. 1. кого. Отлучать от церкви кого-либо. В 1667 году московский собор предал непокорных господствующей церкви двуперстников анафеме: они на анафему отвечали анафемой...
  • - ПРЕДАВАТЬ ГЛАСНОСТИ что. ПРЕДАТЬ ГЛАСНОСТИ что. Книжн. Делать общеизвестным что-либо; опубликовывать. Расхитят кассу в банке - вся пресса дружно и громко предаёт гласности и кражу, и вора...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - B/C гл см. _Приложение II преда́л́ и́ пре́дал 235 особ см. _Приложение II предала́ преда́ло и пре́дало преда́ли и́ пре́дали преда́вший 242 см. _Приложение II пре́данный A/A и A/C пр...

    Словарь ударений русского языка

  • - ПРЕДА́ТЬ, -ам, -ашь, -аст, -адим, -адите, -адут; предал и предал, -ала, -ало; -ай; -авший; преданный; совер., кого. 1. чему. Подвергнуть действию чего-н., отдать. П. суду. П. забвению. П. земле. П. огню. 2...

    Толковый словарь Ожегова

  • - преда́ть сов. перех...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - Заимств. из ст.-сл. яз. Преф. производное от дать «дать». Буквально - «передать» ...

    Этимологический словарь русского языка

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - кого, что. Книжн. Погребать, хоронить. ФСРЯ, 354...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ...

    Формы слова

  • - изменить,...

    Словарь синонимов

  • - См....

    Словарь синонимов

  • - погрести, похоронить, захоронить, схоронить, проводить в последний...

    Словарь синонимов

"Предать земле" в книгах

ГЛАВА 4. ДОВЕРИЕ НЕЛЬЗЯ ПРЕДАТЬ

Из книги Видение Тантры. Беседы по Царской Песне Сарахи (Книга 2) автора Раджниш Бхагван Шри

ГЛАВА 4. ДОВЕРИЕ НЕЛЬЗЯ ПРЕДАТЬ Первый вопрос:Возлюбленный ОШО, почему я всегда интересуюсь замужними женщинами? В этом нет ничего особенного, это наиболее распространенная болезнь, коротая достигла почти эпидемических масштабов. Но на то есть причина. Для миллионов

Предать себя

Из книги Три рождения человека. Байкальские встречи автора Некрасов Анатолий Александрович

Предать себя Это заключительная глава нашего повествования о трех рождениях на Байкале. Непросто было остановиться, так как откровений и замечательных процессов еще много, но формат книги заставляет в какой-то момент принять такое решение.Чем интересна эта глава? В ней

Вовремя предать

Из книги Гопакиада автора Вершинин Лев Рэмович

Вовремя предать Обманутые в лучших чувствах и крайне обиженные на гитлеровцев, однако и не имеющие особого выбора, «бандеровцы» смиряли эмоции, прилежно служа хозяевам аж до конца 1942 года, когда, анализируя ход события на Волге, лидеры ОУН(б) пришли к выводу: время

Вовремя предать – значит предвидеть

Из книги 100 великих интриг автора Еремин Виктор Николаевич

Вовремя предать – значит предвидеть Хитрейший из хитрых, коварнейший из коварных, многократный министр иностранных дел Франции Шарль Морис Талейран в жизни своей совершил ряд таких крутых политических кульбитов, что кому-нибудь другому и одной подобной измены хватило

«Мы не можем предать этот народ»

Из книги автора

«Мы не можем предать этот народ» – Наталия Алексеевна, после того, как прошел шок, ужас первых дней войны Саакашвили с народом Южной Осетии, уничтожением Цхинвала, давайте вернемся к истокам той беды. Не на пустом же месте все началось.– Осетины как единый народ, без

«Предать суду военного трибунала…»

Из книги Война: ускоренная жизнь автора Сомов Константин Константинович

«Предать суду военного трибунала…» Все это привело к тому, что уже 11 августа 1941 года вышел подписанный заместителем народного комиссара обороны СССР генерал-лейтенантом интендантской службы Хрулевым Приказ № 0280, согласно которому следовало:«Отпуск вещевого имущества

Предать забвению

Из книги Валуа автора Сыпек Роберт

Предать забвению Важным элементом урбанистического плана Парижа на рубеже XVI-XVII веков стала Королевская площадь, после Французской революции известная как площадь Вогезов. Она была разбита на месте ярмарки лошадей поблизости от Турнельского дворца - резиденции

МЫ НЕ МОЖЕМ ЕГО ПРЕДАТЬ

Из книги Дела собачьи автора Басанович Марина Борисовна

МЫ НЕ МОЖЕМ ЕГО ПРЕДАТЬ Все мои истории начинаются с телефонных звонков, часто тревожных, редко смешных, в общем, разных. Если сюда добавить, что раздаются они не всегда только в рабочее время, то и школьнику будет понятно, что моя жизнь проистекает совершенно

Не предать забвению

Из книги Литературная Газета 6315 (№ 11 2011) автора Литературная Газета

Не предать забвению Живые и мёртвые Не предать забвению КРИК ДУШИ Вашу газету я выписываю давно, с 1966?года. Внимательно читаю все публикации в ней. Очень благодарна вам за внимательное и чуткое отношение к тем проблемам, которые волнуют людей, за широту взглядов на все

Предать забвению

Из книги Бог и Его образ. Очерк библейского богословия автора Бартелеми Доминик

Предать забвению Поколение, которое перешло Красное море и на пустынном берегу с восторгом пело вокруг Моисея песнь освобождения, уже отошло к праотцам. Впрочем, и оно всего несколько дней спустя уже успело забыть о могуществе Бога. Но сейчас Израиль представлен

Иуда решает предать Иисуса

автора Библия

Иуда решает предать Иисуса (Мат. 26:14–16; Лк. 22:3–6)10 Иуда Искариот, один из двенадцати, пошел к первосвященникам, чтобы предать им Иисуса. 11 Услышав, для чего он пришел, они обрадовались и обещали заплатить ему. И Иуда стал искать удобного случая, чтобы предать

Иуда решает предать Иисуса

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Иуда решает предать Иисуса (Мат. 26:14–16; Мк. 14:10–11)3 Тогда сатана вошел в Иуду, которого называли Искариотом, одного из числа двенадцати. 4 Иуда пошел и поговорил с первосвященниками и с начальниками храмовой стражи о том, как ему предать им Иисуса. 5 Те обрадовались и обещали

17. выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле

автора Лопухин Александр

17. выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле "пусть плодятся и размножаются на земле..." По поводу этих слов божественного

27. И жил Израиль в земле Египетской, в земле Гесем, и владели они ею, и плодились, и весьма умножились. 28. И жил Иаков в земле Египетской семнадцать лет; и было дней Иакова, годов жизни его, сто сорок семь лет

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

27. И жил Израиль в земле Египетской, в земле Гесем, и владели они ею, и плодились, и весьма умножились. 28. И жил Иаков в земле Египетской семнадцать лет; и было дней Иакова, годов жизни его, сто сорок семь лет С поселением избранного племени в Египте положена была прочная

ГЛАВА 14 ДОВЕРИЕ НЕЛЬЗЯ ПРЕДАТЬ

Из книги Суть тантры автора Раджниш Бхагван Шри

ГЛАВА 14 ДОВЕРИЕ НЕЛЬЗЯ ПРЕДАТЬ 4 МАЯ 1977 ГОДАПервый вопрос:Возлюбленный Ошо, почему я всегда интересуюсь замужними женщинами?В этом нет ничего особенного, это наиболее распространенная болезнь, которая достигла почти эпидемических масштабов. Но на то есть причина. Для

Рецензия на фильм «Тарас Бульба» режиссёра (сравнение с повестью) «В границах «дозволенного»?..»

ГБОУ СОШ № 000 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Руководитель:

Нам часто приходится слышать реплики: "Зачем читать книгу, если есть фильм? В фильме все более красочно, ярко!" Или наоборот: "Зачем смотреть фильм, если есть книга? Книга позволяет включить воображение, все представить самому!" Проблема серьёзная, ведь одному из нас легче всё увидеть глазами очевидца или режиссера, а другому больше по душе самому представить себе происходящее, быть режиссёром своей «постановки». Фильм и книга бывают очень непохожи. Иногда в фильме добавляют то, чего нет в книге, иногда бывает наоборот. Так что давайте сравним повесть и фильм о Тарасе Бульбе режиссёра.

Основные мотивы экранизации и самой повести едины: любовь к Родине, предательство, самоотверженность, отношения между людьми. Все это волновало людей во все времена и, конечно, сохраняет свою актуальность и по сей день. И в фильме, и в самой повести герои встают перед сложной проблемой нравственного выбора. Чувства и долг сталкиваются в остром конфликте.

Образ Тараса Бульбы – един: и в повести, и в ее экранизации перед нами предстает глубоко уважаемый всеми, гордый, храбрый казак – настоящий герой, защитник своей Родины, суровый, непреклонный. Свобода Отчизны и казацкая честь для него важнее любых других духовных ценностей. Поэтому, беспощадный ко всем изменникам и трусам, он даже в отношении собственного сына не отступил от своих жизненных принципов. Преодолевая отцовскую любовь, Тарас убивает своего младшего сына Андрия как предателя Родины и дезертира.

К достоинствам фильма можно отнести яркость, живописность пейзажей и красоту декораций и планов. Перед нами встают завораживающие виды Запорожья, Днепра, средневековых городов, полей, деревень. Но в повести, благодаря искусству слова, для нас открывается безграничный простор для нашего воображения: «Вечером вся степь совершенно переменялась. Всё пёстрое пространство её охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нём, и она становилась тёмно-зелёною; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием…» В фильме же наше воображение ограничено видеорядом.

Теперь о характерах. не осуждает Андрия резко и однозначно, он оставляет право оценить его поступок нам, читателям. Любовь, вспыхнувшая в душе Андрия, вступила в трагическое противоречие с чувством долга перед своими близкими, товарищами и Родиной. Любовь утрачивает здесь обычно присущие ей светлые, благородные черты, она перестает быть источником радости. Это чувство не принесло Андрию счастья, оно отгородило его от товарищей, от Отчизны, вынудило совершить предательство и дезертирство. Но Андрий Гоголя делает шаг осознанный – не испугавшись смерти, он перешел на сторону противника. Внутренний конфликт завершился в пользу любви. И Гоголь талантливейшим образом показывает эту ожесточенную борьбу, битву с самим собой, столкновение чувства и долга в душе Андрия. Бортко же и актёр В. Петренко в отношении героя более категоричны: измену Родине ничто не может ни искупить, ни оправдать. Здесь, видимо, сказалось влияние современной патриотической линии, дух сегодняшних времён. Но в данном случае эта позиция вполне оправдана, ведь в фильме изображен человек, нисколько не сомневающийся в своем решении, предающий Родину без зазрения совести, ведомый не возвышенными, светлыми чувствами, а простыми и несовершенными чертами человеческого характера, проще говоря – страстями.

В фильме Владимира Бортко польская панночка, дочь воеводы Мазовецкого, носит имя Эльжбета, между тем как в повести Гоголя она везде зовется просто «панночкой» (фамилии Мазовецкий вообще нет в книге). В повести Гоголя панночка в последний раз упоминается перед решающей битвой у крепости Дубно, дальнейшая её судьба не раскрывается, нет ни беременности , ни ребёнка.

В книге отсутствует нападение поляков на хутор Тараса и убийство ими его жены. Там лишь упоминается, что во время осады Дубно "есаулы привезли сыновьям Тараса благословенье от старухи матери", значит, мать была жива и здорова.
В фильм не вошли описания жестокостей казаков по отношению к полякам. Очевидно, тоже сказалась политическая конъюнктура. Нет и описания пыток, которым, наоборот, были подвергнуты казаки с Остапом.

Кроме того, в повести Н. В. Гоголя Тарас и его дети несколько младше своих киногероев.

Также Бортко «добавил» в фильм картину Репина «Казаки пишут письмо турецкому султану». В книге нет и эпизода рождения Андрия, ничего не сказано о церкви на территории Запорожской сечи, которая в фильме является фоном выборов кошевого.

Также авторские позиции Гоголя и Бортко не совсем сходятся в их видении характеров казаков. Режиссёр, по моему мнению, немного идеализировал запорожское казачество. В повести Гоголя изображены яркие, сильные, но живые, индивидуальные характеры, со своими достоинствами и недостатками. На экране же мы видим идеальных, очень похожих между собой и от того не всегда интересных персонажей. Исключение – персонаж М. Боярского.

У Гоголя искренний, неподдельный патриотизм пронизывает каждую строчку повести, на первый план выходят человеческие отношения, конфликт между чувством и долгом стоит остро, напряженно, он не разрешается и в финале, потому что, наверное, и невозможно найти однозначного ответа на вопрос, что сильнее – любовь или долг. В фильме же эти серьезные, острые проблемы заслоняют изображение многочисленных боев, жестокие сцены насилия, кровавые, беспощадные и излишне реалистичные, немного в стиле голливудских традиций. А битва за свободу отчизны Тараса Бульбы и остальных казаков в киноверсии превращается во многом в месть за убийство жены. И становится не совсем понятно, какую мысль этим хотел донести до нас режиссер. Ведь в повести Гоголя служению Отчизне и товариществу казаки отдавали себя безраздельно, их души были проникнуты лишь одним стремлением – к свободе и независимости своего народа.

Возьмём для сравнения эпизод речи Тараса о товариществе. Место эпизода: в повести - 9 глава; В экранизации - первый эпизод (пролог фильма).

Эпизод с речью Тараса Бульбы Бортко перенес в начало фильма, делая, так сказать, предисловием, причем, в черно-белом варианте. Я думаю, что тем самым режиссёр хотел подчеркнуть, что речь Тараса Бульбы относится не только к запорожским казакам, но и к нам сегодняшним, должна напомнить нам о важности любви к Родине и ценности товарищества.

А вот сцена убийства Тарасом своего младшего сына. По моему мнению, в фильме эта сцена немного укорочена, теряется торжественность и характер содеянного. Также по киноверсии к Тарасу подъехал не Остап, как было в повести, а другой казак, говорящий о желании казаков «взглянуть на них перед смертным часом». Следовательно, нет диалога между Остапом и Тарасом:

«– Батько, что ты сделал? Это ты убил его? – сказал подъехавший в это время Остап.

Тарас кивнул головою.

Пристально поглядел мертвому в очи Остап. Жалко ему стало брата, и проговорил он тут же:

– Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы.

– Погребут его и без нас! – сказал Тарас, – будут у него плакальщики и утешницы!..»

Ещё один эпизод - пленение Тараса. В повести он звучал так:

«И пробились было уже козаки, и, может быть, еще раз послужили бы им верно быстрые кони, как вдруг среди самого бегу остановился Тарас и вскрикнул: «Стой! выпала люлька с табаком; не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!» И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную сопутницу на морях, и на суше, и в походах, и дома. А тем временем набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи. Двинулся было он всеми членами, но уже не посыпались на землю, как бывало прежде, схватившие его гайдуки. «Эх, старость, старость!» – сказал он, и заплакал дебелый старый козак. Но не старость была виною: сила одолела силу. Мало не тридцать человек повисло у него по рукам и по ногам.»

В фильме же Тарас после того, как поднял люльку, успел подняться и начать сражение с ляхами.

Эпизод смерти Тараса Бульбы и его помощь товарищам как будто совпадают с повестью, но концовка экранизации и книги различаются. В произведении Гоголя казаки уплывают на лодках, говоря о своем атамане, а в фильме также показаны казаки, но уже на лошадях, со звучащим закадровым голосом, говорящим о силе Руси и немного напоминающим речь Тараса о товариществе.

Если не обращать внимания на маленькие указанные несоответствия и недочеты, повесть и экранизация «Тараса Бульбы» в принципе схожи, ведь они поддерживают единую мысль, которая заключается в любви к Родине, готовности казаков к самопожертвованию, внутренних конфликтах души и долга и истинном патриотизме. Это актуально и по сей день, ведь это волнует и волновало людей во все времена.

Неважно, читаем мы книгу или смотрим фильм по мотивам повести, главное - понять смысл сюжета, извлечь уроки, узнать что-то большее, насладиться искусством. В этом нам в равной степени помогают и повесть, и экранизация.

Что же в итоге? Экранизация, похоже, не настолько разошлась с литературным первоисточником, чтобы получить низкую художественную оценку. Однако хотелось бы, чтобы индивидуальность характеров героев не терялась при экранизации и не упрощались те неразрешимые нравственные проблемы, которые поставлены в повести.

А вопрос о границах «дозволенного» при перенесении классики на кино - или телеэкран остаётся…

назад, снял с плеча ружье. Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил. Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова. Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты. - Чем бы не козак был? - сказал Тарас, - и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака! - Батько, что ты сделал? Это ты убил его? - сказал подъехавший в это время Остап. Тарас кивнул головою. Пристально поглядел мертвому в очи Остап. Жалко ему стало брата, и проговорил он тут же: - Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы. - Погребут его и без нас! - сказал Тарас, - будут у него плакальщики и утешницы! И минуты две думал он, кинуть ли его на расхищенье волкам-сыромахам или пощадить в нем рыцарскую доблесть, которую храбрый должен уважать в ком бы то ни было. Как видит, скачет к нему на коне Голокопытенко: - Беда, атаман, окрепли ляхи, прибыла на подмогу свежая сила!.. Не успел сказать Голокопытенко, скачет Вовтузенко: - Беда, атаман, новая валит еще сила!.. Не успел сказать Вовтузенко, Пысаренко бежит бегом, уже без коня: - Где ты, батьку? Ищут тебя козаки. Уж убит куренной атаман Невылычкий, Задорожний убит, Черевиченко убит. Но стоят козаки, не хотят умирать, не увидев тебя в очи; хотят, чтобы взглянул ты на них перед смертным часом! - На коня, Остап! - сказал Тарас и спешил, чтобы застать еще козаков, чтобы поглядеть еще на них и чтобы они взглянули перед смертью на своего атамана. Но не выехали они еще из лесу, а уж неприятельская сила окружила со всех сторон лес, и меж деревьями везде показались всадники с саблями и копьями. "Остап!.. Остап, не поддавайся!.." - кричал Тарас, а сам, схвативши саблю наголо, начал честить первых попавшихся на все боки. А на Остапа уже наскочило вдруг шестеро; но не в добрый час, видно, наскочило: с одного полетела голова, другой перевернулся, отступивши; угодило копьем в ребро третьего; четвертый был поотважней, уклонился головой от пули, и попала в конскую грудь горячая пуля, - вздыбился бешеный конь, грянулся о землю и задавил под собою всадника. "Добре, сынку!.. Добре, Остап!.. - кричал Тарас. - Вот я следом за тобою!.." А сам все отбивался от наступавших. Рубится и бьется Тарас, сыплет гостинцы тому и другому на голову, а сам глядит все вперед на Остапа и видит, что уже вновь схватилось с Остапом мало не восьмеро разом. "Остап!.. Остап, не поддавайся!.." Но уж одолевают Остапа; уже один накинул ему на шею аркан, уже вяжут, уже берут Остапа. "Эх, Остап, Остап!.. - кричал Тарас, пробиваясь к нему, рубя в капусту встречных и поперечных. - Эх, Остап, Остап!.." Но как тяжелым камнем хватило его самого в ту же минуту. Все закружилось и перевернулось в глазах его. На миг смешанно сверкнули пред ним головы, копья, дым, блески огня, сучья с древесными листьями, мелькнувшие ему в самые очи. И грохнулся он, как подрубленный дуб, на землю. И туман покрыл его очи. X - Долго же я спал! - сказал Тарас, очнувшись, как после трудного хмельного сна, и стараясь распознать окружавшие его предметы. Страшная слабость одолевала его члены. Едва метались пред ним стены и углы незнакомой светлицы. Наконец заметил он, что пред ним сидел Товкач, и, казалось, прислушивался ко всякому его дыханию. "Да, - подумал про себя Товкач, - заснул бы ты, может быть, и навеки! " Но ничего не сказал, погрозил пальцем и дал знак молчать. - Да скажи же мне, где я теперь? - спросил опять Тарас, напрягая ум и стараясь припомнить бывшее. - Молчи ж! - прикрикнул сурово на него товарищ. - Чего тебе еще хочется знать? Разве ты не видишь, что весь изрублен? Уж две недели как мы с тобою скачем не переводя духу и как ты в горячке и жару несешь и городишь чепуху. Вот в первый раз заснул покойно. Молчи ж, если не хочешь нанести сам себе беду. Но Тарас все старался и силился собрать свои мысли и припомнить бывшее. - Да ведь меня же схватили и окружили было совсем ляхи? Мне ж не было никакой возможности выбиться из толпы? - Молчи ж, говорят тебе, чертова детина! - закричал Товкач сердито, как нянька, выведенная из терпенья, кричит неугомонному

«Эй, хлопьята! заманите мне только его к лесу, заманите мне только его!» – кричал Тарас. И вызвалось тот же час тридцать быстрейших козаков заманить его. И, поправив на себе высокие шапки, тут же пустились на конях прямо наперерез гусарам (крылатым гусарам легкие казаки - прим. den_fmj). Ударили сбоку на передних, сбили их, отделили от задних, дали по гостинцу тому и другому, а Голокопытенко хватил плашмя по спине Андрия, и в тот же час пустились бежать от них, сколько достало козацкой мочи. Как вскинулся Андрий! Как забунтовала по всем жилкам молодая кровь! Ударив острыми шпорами коня, во весь дух полетел он за козаками, не глядя назад, не видя, что позади всего только двадцать человек успело поспевать за ним. А козаки летели во всю прыть на конях и прямо поворотили к лесу. Разогнался на коне Андрий и чуть было уже не настигнул Голокопытенка, как вдруг чья-то сильная рука ухватила за повод его коня. Оглянулся Андрий: пред ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен…

Так школьник, неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от него удар линейкою по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный выскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на части; и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает бешеный порыв и упадает бессильная ярость. Подобно ему, в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только страшного отца.

– Ну, что ж теперь мы будем делать? – сказал Тарас, смотря прямо ему в очи.

Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.

– Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?

Андрий был безответен.

– Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!

Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.

– Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! – сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.

Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев – это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.

Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.

Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты.

– Чем бы не козак был? – сказал Тарас, – и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!

– Батько, что ты сделал? Это ты убил его? – сказал подъехавший в это время Остап.

Тарас кивнул головою.

Пристально поглядел мертвому в очи Остап. Жалко ему стало брата, и проговорил он тут же:

– Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы.

– Погребут его и без нас! – сказал Тарас, – будут у него плакальщики и утешницы!..»

27 августа народному артисту Украины, гениальному актеру современности Богдану Сильвестрович Ступке исполнилось бы 74 года. По случаю дня рождения артиста Мизрах Игорь Аркадьевич посвятил свою творческую работу песню «Выбор есть!» Богдану Ступке, сняв музыкальный клип, в котором можно увидеть Богдана Ступку в одной из лучших мировых ролей — Тараса Бульбы.

Перед глазами всего за 4 минуты промелькнет жизни актера…

Это действительно смелый шаг, потому что это первая творческая работа, посвященная Богдану Ступке в таком музыкальном жанре.

Эксперты проанализировав сам клип оценили работу как высокохудожественную и профессиональную!

Творческая работа над клипом продолжается и по сегодняшний день, и это еще не конец.

Зритель сможет увидеть сцены, которые заставят задуматься над смыслом жизни, проанализировать взаимоотношения между людьми, повернуться лицом к вечной проблеме «отцы и дети» …

Последняя фраза героя фильма наталкивает на высокую философию: «… Отец! Благодарю Бога, что довелось мне умереть при глазах ваших ясных …»!

…. - Ну, что ж теперь мы будем делать? - сказал Тарас, смотря прямо ему в сыну. Но ничего не умел на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.
- Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?

Андрий был безответен.

Так продать? Продать веру? Продать своих? Стой же, слезай с коня!

Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив, ни мертв перед Тарасом.

Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! - сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье. Бледен, каг полотно, был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.

Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.

Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, всё еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты. “Чем бы не козак был? - сказал Тарас, - и станом высокий, и чернобровый, и лицо, как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал, бесславно, как подлая собака!”

Батько, что ты сделал? Это ты убил его? - сказал подъехавший в это время Остап.

Я, сынку, - сказал Тарас, кивнувши головою.

Пристально поглядел мертвому в очи Остап. Жалко ему стало брата и проговорил он тут же:

Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тело хищные птицы.

Погребут его и без нас! - сказал Тарас, - будут у него плакальщики и утешницы!

Не напоминает все это вам, уважаемые соотечественники, то что происходит сегодня у нас в стране? Не напоминает ли это все вам сцены из нашей жизни сегодня? Опять брат пошел на брата, сын на отца с оружием в руках ….

Не следует ли нам задуматься над тем, что происходит между нами, между людьми, положить оружие и жить мирно?

Разве не для мира на земле боролись наши деды и прадеды в далекие прошлые времена?

…. Богдан Сильвестрович был человеком, который заслужил того, чтобы ему посвящали песни, стихи, фильмы и книги! И свою жизнь и творчество посвятил нам, своим потомкам.

Поэтому мы делаем выводы и должны учиться на чужих ошибках, изучать опыт предыдущих поколений!

Работа над клипом «Выбор есть!» Мизраха Игоря яркий пример тому.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!