Краткая история человечества ной. Юваль Ной Харари Sapiens

Якро, крсочно, доступно - монография Харари увлекает с первых страниц. Читается очень легко - тонкий юмор прекрасно дополняет научное изложение истории человечества. Ни грамма унылого академического жаргона - высший пилотаж!

Оценка 5 из 5 звёзд от Гость 13.01.2019 19:59

В книге указано место Истории человечества в достаточно широкой области представлений о внешнем мире, но это мало для того, чтобы поновому осмыслить Историю и шагнуть дальше текущего момента, хотя, непредвзятое осмысливание позволяет увидеть много существенных моментов в ней и, особенно, в текущем моменте.
Несомненно, следующий этап становления человечества после осознания себя отдельно от окружающей среды, чтобы с ней сосуществовать это усовершенствование мышления вместо манипуляций с картинками, образами переход к манипуляциям со знаками, обозначениями, наименованиями. Это открыло перспективу сжатия информации, хранения, скорости её обработки, вынесение хранения, обмена и обработки информации во вне отдельной личности.
Фактически, это и есть начало истории человечества, вытиснившего с планеты все конкурирующие виды. При этом стоит отметить трагическое обстоятельство - видимо, человечество произошло от вида, с не самыми лучшими физическими данными, позволившими им в дальнейшем развитии иметь большие успехи, но они были вытеснены существами вида, жившего более интенсивно и поэтому освоившими новый уровень использования информации, что оказалось более ценным фактором.
Если не только упоминать и отслеживать идеи философии, как изменение вымыслов, а осознать применяемый метод исторической диалектики и шире ознакомиться с современной наукой, то развитие диалектического материализма, марксизма-ленинизма станут не пугалом, а естественностью.
Внешний мир Человека или, более обще, некой системы, существует в трехмерном пространстве и временив, так сказать, материи, данной нам в ощущениях. Это материализм.
Существует душа, бог, боги, в общем, - не материальное. Это идеализм.
Существует информация, как свойство совокупности движения материальных систем.
Внешний мир имеет две важные взаимообусловленные стороны - материальную и информационную сторону, грань существования материальных систем.
При функционировании, движении, изменении материальных систем происходит диссипация, деградация, рассеивание, превращение в однородность энергии и, как следствие взаимосвязи, - материи.
При использовании информации её количество может возрастать и она может концентрироваться.
Человечество освоило цепочку логических представлений связывающих, так сказать, материальный объект – массу с энергией – потенции совершения работы, движения. Энергия связана с энтропией – мерой упорядочения материи. Упорядочение это уже информационное свойство…
Начиная с самой большой материальной неоднородности – «большого взрыва» в космогонических представлениях, происходит рассеивание энергии и материи. При этом поток рассеивания приводит к конденсации, неоднородностям материи и возникновением материальным системам. В этих системах образуются прямые и обратные связи, что собственно и является появлением новой категории мира – информации.
В химии это автокаталитические процессы. Информации минимум.
В биологии - у одноклеточных информации на много порядков больше и она используется для поддержания систем и тем самым поддержанием своего количества и своей сути. Для мира животных еще многократное увеличение объема и роли информации.
О человечестве можно говорить, как о системе овладения особого информационного ресурса с целью поддержания системы в состоянии дальнейшего овладения этим ресурсом, имеющим свойство, противоположенное диссипации, как залог самосохранения. Эти представления придают осмысленность существования личности, как части человечества, включенного в общий исторический процесс отношения: информация - материя.

Оценка 3 из 5 звёзд от А. М. 12.11.2017 20:42

Книга Харари Юваль Ной –« Sapiens. Краткая история человечества» написана ярко и очень популярно. Впрочем, увы, эта манера многословности, видимо, принята там, где написана книга. Может быть это обстоятельство, может быть примитивность в том, что говориться о буддизме, коммунизм и ничего не говориться о даосизме и очень, очень много о капитализме; может быть некоторая, похоже, подсознательно прорывающаяся, уверенность в том, что жизнь в общем у человечества благополучна; может быть, некоторая претенциозность создает впечатление, что это попытка повторения успехов от популярных книг глубоких физиков С. Хокинга и других, знакомящих широкий круг людей с представлениями о Вселенной и месте Человека в ней. Но это достойная книга вдумчивого, честного человека старающегося беспристрастно познакомить широкий круг людей с историей человечества и вопросам места в ней личности.
Увы, видимо положение автора в том обществе, где он есть, не дает возможность осмыслить излагаемый материал шире, что сказывается на картине довольно мрачных перспектив человечества на стадии планетарного рынка и капитализма, когда вопросов больше, чем ответов, угроз больше, чем надежд. А положение личности в лучшем случае со временем не улучшается, а просто одни проблемы заменяются другими с сомнительными перспективами на улучшение.
Для Российского читателя книга производит особенно яркое впечатление, когда у населения огромной страны ошельмовали и уничтожили цель и смысл жизни, навязывая «общечеловеческие ценности» в духе «Люби себя любимого» предлагая идеи религий выработанных для людей 2000 летней давности.
Но это же позволяет, более того, заставляет развивать идеи марксизма-ленинизма, диалектического материализма, учитывая последние достижения и идеи самых глубоких ученых, несмотря на старательное закапывание опороченных идей обиженными, власть предержащими, хозяевами и холуями разных мастей и рангов. По представлениям глубоких ученых для человечества неизбежно развитие тех идей, на основе которых было отчаянно начато строительство общества, открывающего перспективы для человечества и личности.
Рамки комментария на книгу не позволяют излагать, тем более, доказывать теории и выводы из них, хоть они и очень важны, но после сказанного, указать на отдельные моменты просто необходимо!
СССР практически приступил к решению ближайших проблем Человечества.
1. Решение продовольственной проблемы и, при возрастающей численности человечества, экологической деградации жизни на планете путем замещения сельского хозяйства на заводскую, промышленную форму производства из простых элементарных веществ в начале внедрения новых технологий - с помощью бактерий и химии.
Несколько заводов по производству белка с помощью бактерий было построено, но их не успели освоить до времени разграбления государства.
2. Решение экологической деградации планеты из-за отходов промышленности и принципиальное решение ограничений возможностей развития человечества, промышленной деятельности, накладываемых вторым законом термодинамики путем освоения бесконечности космоса.
Создана выдающаяся космическая техника: мощнейшая ракета - Энергия, автоматический космический челнок, разработаны проекты ракет на ядерном горючем для отработки технологии вынесения производства в космос.
3. Развитие идей диалектического материализма и марксизма-ленинизма.
Этот вопрос оказался роковым, т. к. случилось то, что случается с человеком во время адаптации к новым условиям при демисезонной погоде – внедряется вирус, увы, оказавшийся летальным для государства, - вирус идейной деградации – эгоизма.

Юваль Ной Харари

Sapiens. Краткая история человечества

Памяти моего отца Шломо Харари

Часть первая

Когнитивная революция

Наскальным рисункам в пещере Шове-Пон-д’Арк на юге Франции - около 30 тысяч лет. Эти произведения искусства были созданы людьми, которые выглядели, думали и говорили, как мы

Ничем не выделяющееся животное

Примерно 13,5 миллиарда лет назад появились материя, энергия, время и пространство: произошел Большой взрыв. Историей этих фундаментальных явлений Вселенной занимается физика.

Через 300 тысяч лет от начала своего бытия материя и энергия начали образовывать между собой сложные комплексы - атомы, а те стали комбинироваться в молекулы. Историей атомов, молекул и их взаимодействий занимается химия.

Примерно 3,8 миллиарда лет назад на планете Земля некие молекулы соединились в большие и сложные структуры - организмы. Историю органической жизни изучает биология.

Примерно 70 тысяч лет назад организмы, принадлежащие к виду Homo sapiens , породили нечто еще более изощренное - мы это называем культурой. И дальнейшей судьбой человеческих культур интересуется собственно наука история.

Ход человеческой истории определили три крупнейшие революции. Началось с когнитивной революции, 70 тысяч лет назад. Аграрная революция, произошедшая 12 тысяч лет назад, существенно ускорила прогресс. Научная революция - ей всего-то 500 лет - вполне способна покончить с историей и положить начало чему-то иному, небывалому. В этой книге рассказывается о том, как три революции отразились на людях и на других живых существах - верных спутниках людей.

* * *

Люди существовали задолго до начала истории. Животные, весьма схожие с современными людьми, впервые появились 2,5 миллиона лет тому назад, однако на протяжении бесчисленных поколений они никак не выделялись среди миллиардов иных существ, с которыми делили места обитания.

На прогулке по Восточной Африке пару миллионов лет назад вы могли бы наткнуться на вполне привычную сценку: нежные матери прижимают к груди младенцев, беззаботные ребятишки играют в грязи, пылкая молодежь возмущается диктатом условностей, а усталые старики просят оставить их в покое; мачо колотят себя кулаками в грудь, стремясь произвести впечатление на местную красотку, мудрые матриархи глядят на происходящее и знают, что все это они уже видели не раз. Те древние люди умели играть и любить, между ними складывались прочные отношения, они боролись за власть и статус - но так же вели себя и шимпанзе, бабуины, слоны. Люди ничем не отличались от животных. Никто, и в первую очередь сами люди, не мог бы предугадать, что их потомки пройдутся по Луне, расщепят атом, разгадают генетический код и создадут летописи. Это нужно обязательно помнить, когда мы обсуждаем доисторического человека: он был самым обычным животным и оказывал на экологическую среду не большее влияние, чем гориллы, жуки-светляки или медузы.

Биологи распределяют организмы по родам и видам. Животные одного вида (species) могут совокупляться друг с другом, давая плодовитое потомство. У лошадей и ослов имеется близкий общий предок и есть немало общих черт, однако они почти не проявляют взаимного сексуального интереса. Их можно принудить к половому акту, и в результате появится потомство - мулы, но потомство бесплодное. Значит, лошади и ослы принадлежат к разным видам. И напротив, бульдог и спаниель с виду непохожи, но они охотно спариваются, а их отпрыски смогут повязаться с другими собаками и породят следующее поколение щенков. Бульдоги и спаниели, таким образом, принадлежат к одному виду - это собаки.

Виды, происходящие от общего предка, объединяются в род (genus). Львы, тигры, леопарды и ягуары - разные виды рода Panthera. Биологи дают живым организмам двойные латинские названия, первое имя обозначает род, второе - вид. Например, львы - Panthera leo , то есть вид lео рода Panthera. По всей вероятности, любой читатель этой книги - Homo sapiens , то есть принадлежит к виду sapiens (разумный) рода Homo (человек).

Роды в свою очередь объединяются в семейства - например: кошачьи (львы, гепарды, домашние кошки), собачьи (волки, лисы, шакалы) или слоновые (слоны, мамонты, мастодонты). Все члены семейства могут проследить свою родословную до некоего родоначальника. Так, все кошки, от крошечного домашнего котенка до свирепого льва, восходят к единому предку, жившему примерно 25 миллионов лет назад.

И Homo sapiens тоже принадлежит к особому семейству, хотя долго и упорно держал этот факт в строжайшей тайне. Homo sapiens предпочитал воображать себя единственным в своем роде, отделенным от прочих животных, - сиротой, без сестер и братьев, без сводных и двоюродных, главное же - без родителей. Но это заблуждение. Хотите или не хотите, мы - члены большого шумного семейства больших обезьян (высших приматов). Среди ныне живущих наши ближайшие родственники - шимпанзе, гориллы, орангутанги и гиббоны, из них ближе всего нам шимпанзе. Всего 6 миллионов лет назад у одной обезьяны родились две дочери. Одна стала предком всех ныне живущих шимпанзе, вторая доводится прапрапра- и так далее бабушкой нам.

Скелеты в шкафу

Homo sapiens скрывает секрет и помрачнее: у нас не только имеется множество диких родственников, но были некогда родные братья и сестры. Мы присвоили себе наименование «человек», но когда-то род «человек» включал в себя несколько видов. Люди - то есть животные из рода Homo - появились в Восточной Африке примерно 2,5 миллиона лет назад как ветвь более древнего рода обезьян Australopithecus , то бишь «южных обезьян». А два миллиона лет назад часть древних мужчин и женщин покинули родину и отправились блуждать по обширным пространствам Северной Африки, Европы и Азии, где и расселились. Поскольку для выживания в заснеженных лесах Северной Европы требовались иные качества, чем для существования в душных джунглях Индонезии, человеческие популяции развивались в разных направлениях, и в результате появились разные виды, каждому из которых ученые придумали пышное латинское название.

В Европе и Западной Азии закрепился Homo neanderthalensis (человек из долины Неандер), обычно именуемый попросту «неандертальцем». Неандертальцы, более плотного и мускулистого сложения, чем современные люди, удачно приспособились к холодному климату Европы ледникового периода. На острове Ява обитал Homo soloensis (человек из долины Соло), более приспособленный к жизни в тропиках. На другом индонезийском острове, маленьком островке Флорес, поселились существа, которых теперь популярная пресса склонна сравнивать с хоббитами. Эти вооруженные копьями карлики ростом не выше метра весили в среднем 25 килограммов, но в отваге им не откажешь. Они охотились даже на местных слонов - впрочем, и слоны тут были карликовые. Открытые пространства Азии осваивал Homo erectus (человек прямоходящий), и этот самый устойчивый вид человека продержался там более 1,5 миллиона лет.

В 2010 году из пучин забвения вернулся еще один утраченный братец: при раскопках Денисовой пещеры в Сибири обнаружилась окаменевшая фаланга пальца. Генетический анализ доказал, что палец принадлежит неведомому прежде виду человека, который и назвали соответственно денисовским человеком, Homo denisova. Кто знает, сколько еще забытых родичей дожидается, пока их обнаружат - в других пещерах, на островах, в иных климатических зонах!

Пока эти виды людей развивались в Европе и Азии, в Восточной Африке тоже продолжалась эволюция. Колыбель человечества взращивала все новые виды, в том числе Homo rudolfensis (человек с озера Рудольф), Homo ergaster (человек работающий) и в итоге наш собственный вид, который мы без ложной скромности окрестили Homo sapiens (человек разумный).

Некоторые виды людей удались крупными, другие были карлики. Имелись среди них бесстрашные охотники и робкие собиратели растительной пищи. Кто-то обитал исключительно в пределах одного острова, а кто-то осваивал целые континенты. Но все это были представители рода Homo , иными словами - человечества.

Популярно заблуждение, будто все эти виды сменяли друг друга как преемники: эргастер порождает эректуса, эректус - неандертальца, а от неандертальца ведем род мы с вами. Линейная модель создает ложное ощущение, будто в каждый момент времени на Земле обитал лишь один человеческий вид и все древние виды представляют собой устаревшие модели современного человека.


Наши ближайшие родственники (современная предположительная реконструкция, слева направо): Homo rudolfensis (Восточная Африка, 2 миллиона лет назад); Homo erectus (Азия, 2 миллиона - 50 тысяч лет назад) и Homo neanderthalensis (Европа и Западная Азия, 400 - 30 тысяч лет назад). Всё это человеческие существа


На самом деле почти два миллиона лет - примерно до VIII тысячелетия до н. э. - несколько человеческих видов существовало одновременно. Собственно, почему нет? Живут же сейчас многие виды лис, медведей и свиней. Сто тысячелетий тому назад по Земле разгуливало по меньшей мере шесть видов человека. Исключением из правил (исключением, которое бросает на нас зловещую тень подозрения) является как раз нынешняя эксклюзивность, а не разнообразное прошлое. Скоро мы убедимся в том, что у Homo sapiens есть причины подавлять любое воспоминание о вымерших собратьях.

Я думал, как определить жанр этой книги, а потом вспомнил, что не то в 5-м, не то в 6-м классе у нас был предмет «Рассказы по истории СССР». Эта книга примерно из того же разряда, только вместо «СССР» надо поставить «человечество». И, конечно, основной недостаток этой книги, как и рассказов по истории СССР – предельная индоктринация, т.е. «передача фундаментальных положений системы верований».

«Рассказы по истории СССР» приходилось переписывать каждые 10 лет, потому что предыдущая концепция становилась антисоветской, и «Краткие истории человечества» тоже необходимо переписывать каждые 20 лет (не берусь точно указать промежуток, может, каждые 10 или каждые 50 лет), потому что предыдущие концепции устаревают и становятся антинаучными.

Основная задача научной революции, согласно Харари, – побороть смерть, сделать человека бессмертным. Достижима ли эта задача – отдельный и большой вопрос. Можно предположить, что ученые смогут, и вполне вероятно, в ближайшем будущем, растягивать жизнь человека до мафусаиловых годов, однако при этом не исчезнет опасность насильственных смертей, появления новых вирусов и т.п. Но, предположим, информацию, которая хранится в человеческом мозгу, можно будет записывать на диск, а затем воспроизводить и даже заставлять ее учиться, участвовать в коммуникации с другими людьми или дисками, и производить новую информацию. Это благородная цель, хотя приведет ли она к «счастью» в понимании Харари, - остается загадкой.

Мне показалось, что автор борется со своей религиозностью, хочет ее заболтать, избавиться от нее. Если в аврамических религиях Б-г един, то автор пытается доказать, что богов (под которыми следует понимать не только идолов, но и доктрины и разного рода «фикции») много, и вообще, политеизм – это хорошо; если «человек есть образ и подобие Б-е», то нет, по Харари, это sapiens, «он (человек) был самым обычным животным и оказывал на экологическую среду не большее влияние, чем гориллы, жуки-светляки или медузы».

Я хочу быть правильно понятым: я вовсе не пытаюсь дискутировать с Харари и опровергать отстаиваемые им концепции. Я считаю эти концепции недостаточно обоснованными, и я уверен, что через 10-20-50 лет «структура научных революций» переживет очередные тектонические сдвиги, и ученые будут стоять на других научных платформах. Но горячая вера, с которой проповедует автор, говорит о том, что задушевно, где-то глубоко в подсознании он верит совсем в другое.

Даже его мечта в достижение бессмертия посредством науки и техники – это, если вдуматься, богоборческая цель. Человек смертен – так задумано Б-гом. Существует ли какое-то существование за гробом – предмет веры. Борясь со смертью как с предначертанием, человек убивает Б-га, а вера в трансцедентное существование теряет смысл. Я вовсе не хочу сказать, что это вредная или опасная доктрина, она точно благородная, и возможно, приведет к положительным результатам. Я просто вижу, что это религиозная концепция, пусть и с приставкой «анти».

Иногда он пропускает важную информацию и повторяет старые, давно опровергнутые легенды. Например, когда он пишет о колонизации Америки, он упускает, что индейцев в основном убивали не испанские конкистадоры, а вирусы и бактерии, принесенные испанцами и другими европейцами. Может, европейцы как раз были бы заинтересованы в том, чтобы население Америки выжило, и тогда не пришлось бы завозить туда рабов из Африки? И сколько можно повторять побасенки, что ацтеки сочли испанцев богами и демонами? Может, во время первой встречи так и было, но довольно быстро ацтеки разобрались, с кем они имеют дело.

«Когда мусульмане завоевали Индию, они не привезли с собой археологов для систематического изучения местной истории, антропологов, чтобы вникать в индийские культуры…» Как систематических научных дисциплин, археологии и антропологии во времена мусульманского завоевания Индии не было. Но можно указать на фундаментальный труд «Индия» Аль-Бируни (11 век), с подробным описанием Индии и ее культур. Эта работа и сейчас считается важным источником сведений по истории субконтинента. Аль-Бируни был персом, писавшим по-арабски. Книгу он завершил в 1030 году, как раз в том году, когда армия Махмуда Газневи сожгла Варанаси.

Таких ошибок и пропусков, которые обнаруживают поверхностные знания автора, в книге множество. Глава «Кредо капитализма» написана как будто первокурсником, начитавшемся фейсбучной чепухи о «реальном секторе» и «печатании денег».

Некоторые концепции Харари не просто слабо обоснованы, а смешны. Например, убежденность автора в том, что в доаграрных обществах люди были «счастливее» людей, занявшихся земледелием после аграрной революции. Знаете, почему? «У них оставалось сколько угодно досуга на сплетни, неспешные рассказы, игру с детьми, отдых и сон». Понятно, что автор опрокидывает в прошлое свои индивидуальные представления о счастье. Представим себе такого работника офиса, которого в выходной день теща заставляет собирать картошку. Конечно, счастье не в картошке. В другом месте автор пишет, что «пшеница давала гораздо больше калорий на единицу площади, чем все прежние источники пищи, и Homo sapiens начал размножаться по экспоненте». С. 104. Так не в этом ли счастье?

«Наука объясняет существующие в мире явления, как что работает, что может произойти. Она по определению не берется предсказывать, как и что будет, - этим занимаются религии и идеологии». С.332. А как же Галлей со своей кометой? Доказательством теории периодического вращения комет как раз и было предсказание того, что комета появится в 1758 году. Наука именно предсказывает, и если она не берется что-то предсказывать, то только в силу своей ограниченности. Например, большим ограничением современной науки является невозможность точного предсказания землетрясений. Но, скажем, лет через 10-20-50, после накопления новых данных и проведения новых исследований, наука сможет предсказывать землетрясения, как раньше научилась предсказывать плохую погоду.

Отдадим должное автору: он приводит много фактов. Некоторые факты были мне неизвестны. Например, я не знал, что естественный отбор поощрял преждевременные роды у самок сапиенса: прямохождение сузило бедра самок, а головы младенцев увеличились, в результате стало безопаснее и проще рожать младенцев недоношенными, пока череп младенца сравнительно невелик и мягок. С. 16. Я не знал, что в закрытой части Ватикана есть фреска Вазари, прославляющая Варфоломеевскую ночи как победу над еретиками. С. 264. Еще интересный факт: во время ПМВ Германия продержалась так долго, до 1918г., благодаря изобретению получать аммиак, необходимый для взрывчатки, «буквально из воздуха». До этого применялась селитра, а ее месторождения находились в Индии и Китае. С. 413.

Харари афористичен. Вот, например, некоторые забавные афоризмы: «Излишки пищи оказались топливом прогресса» с.127, «любая воображаемая иерархия отрицает свою вымышленность и провозглашает себя естественной и необходимой». С. 167-168 «деньги – не материальная реальность, а психологическая конструкция». С. 222. «Настоящий мир – это невозможность войны». С. 450.

мбициозный труд профессора Харари «Sapiens. Краткая история человечества» стал бестселлером во всем мире и удостоился восторженных отзывов Марка Цукерберга и Билла Гейтса. 👌 Нашлись и многочисленные критики, которые обвиняли автора в поверхностности, фактических ошибках и веган-пропаганде. Да и вообще он гей! Кто же прав? Разберемся в нашем сегодняшнем обзоре. 🤷🏻‍♂️

Эффект разорвавшейся бомбы

13,5 миллиарда лет назад появились материя, энергия, время и пространство: произошел Большой взрыв. Историей этих фундаментальных явлений Вселенной занимается физика. Через 300 тысяч лет от начала своего бытия материя и энергия начали образовывать между собой сложные комплексы - атомы, а те стали комбинироваться в молекулы. Историей атомов, молекул и их взаимодействий занимается химия. Примерно 3,8 миллиарда лет назад на планете Земля некие молекулы соединились в большие и сложные структуры - организмы. Историю органической жизни изучает биология. Примерно 70 тысяч лет назад организмы, принадлежащие к виду Homo sapiens, породили нечто еще более изощренное - мы это называем культурой. И дальнейшей судьбой человеческих культур интересуется собственно наука история”.

Собственно, вот то, о чем рассказывает автор на протяжении сотен страниц. Читать их безусловно нужно: книга написана необыкновенно ярким, образным языком. Не зря лекции автора, профессора Юваля Ноя Харари, прослушали более ста тысяч человек. А сам он является дважды лауреатом премии Polonsky Prize за оригинальность мышления и творческий подход в гуманитарных исследованиях. В своих работах он соединяет исторический и естественно-научный подходы. И вот эта гремучая смесь, этот антропологический коктейль Молотова производит эффект разорвавшейся бомбы. Книга не оставляет равнодушным никого: ей или восхищаются, или люто ненавидят, третьего не дано.

Ничем не выделяющееся животное

С названия первой же главы автор заставляет одну половину читателей взвыть от восторга, а вторую — от негодования. Да как он посмел, пишут критики, сравнить Человека — венец творения — с остальными животными?! Да очень просто, ребятки.

Автор рассказывает о трех революциях, которые пришлось пережить роду человеческому: когнитивной (человек стал разумным), аграрную (человек стал зависеть от сельского хозяйства) и научную, которая еще продолжается.

Таким образом глава за главой, строчка за строчкой на протяжении всей книги из ничем не примечательного млекопитающего, узколобого любителя палок-копалок, вырастает эдакий монстр — Человек Разумный, подмявший под себя другие виды и вертящий на одном месте природу-Матушку. Конечно, это все мы проходили в учебниках истории. Но, во-первых, никогда не поздно освежить полученные знания. А во-вторых, ТАКОГО в учебниках точно не напишут! Автор играет с теориями, ловко жонглирует мнениями, проводит причинно-следственные связи и заставляет бесконечно думать, анализировать, рассуждать.

Плюсы книги

1. Удивительный микс из истории, антропологии, анатомии и философии — вот что такое “Sapiens”. Пройдемся по Земле начиная с древнейших времен, вспомним основные исторические вехи и события (появление денег, становление религий, изнанка знаменитых войн), перешагнем античность, Средние Века, приблизимся к современности и самое главное — оценим роль человека во всех этих промежутках времени. Интересно? Захватывающе!

2. Интересные факты. А вы знали, что развитие вида Homo шло не линейно, как нам пытались представить на уроках биологии? Харари, напротив, считает, что на Земле одновременно существовало несколько видов “человеков”. Или, к примеру, почему мы так любим высококалорийную пищу? Теория эволюции гласит, что наши предки знали лишь один вид десерта - сладкие фрукты. Логично, что люди-собиратели, если находили их, то стремились съесть без остатка, пока это не сделал кто-то другой. Теперь появились десерты на любой вкус, но инстинкт наесться вкусненького остался у нас в генах.

3. Глобальные философские вопросы, над которыми предлагает поразмышлять автор. Если вы часто задумываетесь о том, что движет поведением человека, насколько он отличается от животных, каким образом он достиг вершины иерархии в мире животных и самое главное — достоин ли он этого, вам точно понравится эта книга. На последних страницах Харари спрашивает: «Что может быть опаснее, чем разочарованные, безответственные боги, так и не осознавшие, чего хотят?» А чего же мы хотим, м?

Минусы книги

1. Ярко выраженная позиция автора, иногда переходящая в категоричность. Да, Харари — отъявленный социалист, его убеждениями пропитана вся книга. Критики ругали его за это, но так ли это плохо? Безликими бывают учебники и герои “Игры престолов”, а личность автора, тем более если она яркая, всегда проходит красной нитью через его творения.

2. Несоответствие некоторым фактам. Иногда автор так увлекается, что приводит в качестве догм спорные и даже не соответствующие действительности факты. Газета “Культура”” например, в своей разгромной рецензии не поленилась выискать ошибки (совсем, впрочем, позабыв о явных достоинствах книги). Так, автор пишет, что экономический рост начался, когда придумали кредиты, в то время как этот финансовый инструмент был создан еще тысячелетия назад. Да, иногда Харари ошибается, но это не перечеркивает главной ценности книги — побудить читателя к размышлениям о месте человека в мире, о том, что оставит каждый из нас на нашей планете. Мелочи не должны заслонять главного. Большое видится на расстоянии.

Читать ли эту книгу? Однозначно да! Хотя бы затем, чтобы составить свое мнение и не быть тем, кто “не читал, но осуждает”. Книга затягивает, зовет за собой, так что приятные вечера вам обеспечены. Поддержите наш журнал — расскажите об этой статье друзьям!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!