Отец вениамин. Знаменитый калиагрский отшельник схимонах Вениамин (Малышев)

Иеромонах Вениамин (Крашенниников): "Все достоинства человека без Бога могут послужить к его гибели"

Иеромонах Вениамин (Крашенниников): "Все достоинства человека без Бога могут послужить к его гибели"

Пять лет назад, зимой довелось побывать в Плюсском благочинии и встретиться с иеромонахом Вениамином, хотя тогда его сан был священноинок, но пишу так, полагая, что как духовника Творжковского монастыря, его можно назвать иеромонахом.

Как часто бывает, у священника много дел, храм ремонтируется, требы по деревням, так что говорили в прямом смысле на ходу, в машине отца Вениамина. Тряслись по сельским дорогам и разговаривали о приходской жизни и проблемах духа. У отца Вениамина три прихода, он говорит: "Иногда дым идет, по требам ездишь, за два года сто тысяч километров". За рулем "пятерки" батюшка часто: приходы находятся на немалом расстояния друг от друга, пешком не дойдешь, а транспорт в районе редок, да и денег на поездки не наберешься. Машина оказывается необходимым помощником в службе священника. Дорога абсолютно пустынна, деревеньки тихие, с храмиками, иногда деревянными, и кажется Псковщина бескрайней, какова же тогда огромность России! Вот мы по этим дорогам и ехали туда - сюда, от одного прихода к другому.

Храм, в котором отец Вениамин настоятель, построен в сосновом леске псковской глуши во имя свт. Митрофана Воронежского. Того самого святителя, которому молятся " за детей" и который давал денег Петру Первому на создание Российского флота, как видим, деньги святителя оказались сильными, флот Петром был создан и побеждал. Митрофаниевский храм своей тишиной и покоем как-то лег мне на душу, и я вернулась в Лосицы уже летом 2007 года, на празднование святому, правда, разговаривать с отцом Вениамином и вовсе было некогда. Но вот с зимней поездки 2005 года осталось интервью в машине и запись встречи с матерью Вениаминой, руководительницей общины бесприютных детей и взрослых имени новомученика Вениамина (Петроградского). Этот текст, даст Бог, мы еще опубликуем в будущем. А пока разговор с батюшкой.
р.Б. Наталья

- У Вас, отец Вениамин, на этих дорогах вся жизнь: служба и дорога, служба и дорога?

- Как же Вы до Церкви добрались?

Родился в 1961 году, в Марийской ССР, короткое время там и жили. Потом мы жили везде: детство прошло в Вятке Кировской области. Но всегда искал себя, было внутреннее ощущение какой-то неправды. И страсти, конечно, были и выявились, и все было на себе испытано. В армии служил в спецбатальоне, войска МВД. Потом работал в совхозе, баранку крутил, затем уехал в Питер. Там тоже баранку крутил, потом поступил в Мухинское (Высшее художественное училище - прим.) на факультет художественной обработки металлов и четыре года учился рисовать. Закончил, преподавал, в выставках участвовал, но недолго вся эта жизнь продолжалась, потому что душа все равно кричала.

На моей последней картине - триптих "Скоморошество", один скоморох вдруг стал белым - на этом вся моя художественная работа закончилась. Я крестился в 33 года, сразу после Рождества Христова, когда был в совершенном тупике, Промыслом Божиим попал к нашему старцу отцу Николаю Гурьянову, и он мне сказал: "Будешь монахом, Вениамином". Я еще был в своих погремушках и тумане, но внутренне уже был готов к переменам и искал выхода. Потом я семь лет к нему ездил, и крутил баранку у отца Романа (Загребнева), был пономарем, а с отцом Николаем часто приходилось разговаривать, просил его помощи, его молитвы. Милостью Божией попал за неделю до смерти отца Николая к нему, он уже как на кресте висел, все его внутреннее состояние было видно, попросил его: "Батюшка, возьмите меня, не отставьте". Он сделал знак, благословил, руку на голову мне положил, как-то хорошо стало сразу. На похоронах мы не были, освящали в это время храм в Новоселье Покрова Божией Матери, и я там целый год служил. Потом Владыка предложил мне выбрать: Ляды или Новоселье. Я выбрал Ляды.

Отец Вениамин, когда начинаешь смотреть в себя, то ужасаешься тем безднам, которые там внутри, хотя внешне ты вполне можешь быть приличным человеком, не совершаешь преступлений, не нарушаешь заповедей. Но сердце и ум остаются в безднах, и когда человек идет к Богу, он это начинает видеть особенно четко, понимать в себе, замечать эту двойственность. А как проходит духовная жизнь у человека, который стал священником, является духовником Творожковской обители?

- Обо мне не будем говорить. А на Ваш вопрос буду отвечать Евангельскими словами, потому что Господь нам все открыл о человеке, а человек всегда одно и то же, любой человек любого века. Господь говорил о внутреннем повреждении человека, и о сердце человека. Когда Господь врачует, и человек начинает видеть себя - это самое главное. Самое главное осознать свою внутреннюю поврежденность, отсюда и вся высота. Да и святые говорят, тот же св. Сысой Великий, воскрешавший мертвых, говорил, "я просил бы у Бога еще покаяния". И святые, идущие праведным путем, чем больше проживали жизнь, тем больше просвящались в познании полной своей никчемности, поврежденности, своей несостоятельности. Отсюда и начинается действие благодати Божией. Господь же говорил, что кротким и смиренным дается благодать, а гордым Господь противится. Вот отсюда вся высота.

- Уточните, пожалуйста, батюшка.

Чем больше человек узнает сам о себе правды, тем он больше войдет в смирение, возвысится над своим грехом.

- И коснется его благодать Божия?

Конечно. Она его освящает. Самому человеку не исправиться, бесполезно. Фарисеи попробовали, и впали в еще большую гордость.

- Гордость такой тонкий грех, тонкая ловушка, его никто и не замечает в себе?

Да. Святые же говорят, что гордость есть совокупность всех грехов. Гордость поглощает все остальные грехи, поедая их, чтобы самой возрасти. Я не буду есть, чтобы показаться постником, я не буду спать, чтобы показаться подвижником, я не буду говорить, чтобы показаться молчальником - отсюда и внутреннее состояние смерти человеческой. А святые говорили "я есмь червь из червей". И они это говорили искренне, из глубины своего существа.

Человеку в миру, отец Вениамин, очень трудно оценить себя, так он занят попечениями мира, и взор свой внутренний не может обратить в себя, нам это и в голову не приходит. Может, поэтому так мало православных, поэтому "малое стадо". И Господь говорил "не бойся, малое стадо, ибо Я победил мир". Православных никогда много не будет?

Это секрет Бога. И я не могу ответить, почему "малое стадо"? Это не человеческая область. Могу сказать, что избранные сейчас - это не кого Бог избрал, а кто избрал Бога - избранные.

Один из Ваших приходов - маленькая деревенька Лосицы, как Вы там оказались? С чего началась Ваша жизнь приходского священника?

Мы туда приехали с отцом Романом (Загребневым) на Митрофана Воронежского, в храме святителя Митрофана Воронежского не было тогда священника. А я еще не был священником, но увидел это место и подумал, как бы мне сюда попасть. И все разрешилось. Когда я был рукоположен лет пять назад, меня направили сюда. Через этот приход многие священники нашей Епархии прошли, и отец Валентин Мордасов здесь служил.

- Что же за святой Митрофан Воронежский, что он так собирает священников у себя?

Морской святой в лесу. Тот, кто строил храм святителю Митрофану, был морским человеком, и храм этому святому единственный в Епархии, и вообще это редкий храм в честь святителя Митрофана Воронежского. Как-то мы раз поехали в Плюссу за колоколами, и нам там икону святителя Митрофана подарили. Вот такое чудо. У нас и мощи есть святителя, мы в Воронеже в Епархии их у митрополита Мефодия попросили. Он нам сам частицу мощей святых положил.

Причащающихся у нас из деревни нет, только свои дети из Общины новомученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского. А все эти деревни стругокрасненские и плюсские раньше относились к Гдовскому уезду. До меня на приходе была только семья директора музея в Лосицах писательницы Маргариты Ямщиковой (Ал. Алтаев), а сейчас и наши дети из общины причащаются. Три раза храм грабили. Сама деревня мертвая, да и сейчас она живее не стала. К больным идешь, хотя у многих и потребности нет. Многие сейчас умирают от рака, приходишь поговорить, утешить, чтобы причастились, кто-то отказывается, кто-то говорит: "Я - неверующая". В Лосицах человек 20 всего жителей. Кто-то стоит еще, а остальные лежат. Их ходишь, причащаешь после службы. У нас бабушке одной почти 95, ее из Санкт - Петербурга привезли, и здесь в общине за ней ухаживают. Мы ее причащаем каждое воскресенье. Теперь мы служим по благословению Владыки и воскресение, и праздники. Притвор к храму строим.

Как раньше было мудро, если ты один - дорога тебе в монастырь молиться и чтобы было, кому на старости лет за тобой ухаживать, чтобы не остался ты в миру, никому ненужный и не умер от голода?

Да, и для монашествующих была польза в уходе за больным. И больному жить при монастыре было гораздо легче и духовно, и физически.

- Значит, Вы делите свое время богослужений на три прихода?

Делю. Пятницу-субботу я служу в Лядах, субботу-воскресенье в Лосицах, а на неделе служу в Творожковском монастыре.

- На что существует приход в деревне, где почти никто не ходит в храм?

На пожертвования добрых людей.

- Удивительно, приход сейчас держится не на пожертвованиях прихожан, а на благодетелях?

Мне помогают мои питерские друзья, знакомые. А нужно было делать ремонт, учился штукатурным работам, потолки штукатурил, не сразу все получалось, и надо было еще иметь терпение, выдержать силу удара на тебя.

- Даже обычный ремонт в храме может оказаться духовной сложностью?

Конечно. Община у нас в Лосицах есть, о ней Вы, наверное, слышали. Дети приехали в Заянье из Ленинграда к отцу Роману, и отец Роман поехал благословится на ее окормление у отца Николая, и я с ним. Отец Николай благословляет отца Романа, ко мне поворачивается - и меня. А я еще не священник, но отец Николай говорит: "Можно, можно". Сердцем чувствовал, что батюшка благословлял меня на этих детей. И когда меня благословили на приход в Лосицах, дети за мной потом приехали из Питера.

- Какая она жизнь, здесь в глухом краю, в деревне, с детьми, какая она?

Сложная. Через детей открывается все наше общество. Они обнаженные, как без кожи, все откровенно, все наружу. И видно, насколько глубока степень поражения нашего общества.

Батюшка, вот ездят у нас по проторенным дорогам: в Изборск, в Печеры, в Святые горы, в Порхов, в Никандрову пустынь, а кто же в такую глушь поедет? Никто? Что же за люди здесь живут? Что за лядский народ тут?

Меня сюда Боженька послал, в Ляды. Храм здесь был в детском саду, в яслях, так что все по-библейски. Возрождение нашей церкви в Лядах начиналось с яслей, милостив Господь. Там был когда-то в Лядах храм Преображения Господня, но там танцы, клуб, и решили мы построить новый храм на новом месте, администрация местная нас поддержала, не мешала, даже помогала. Помогали, кто чем мог. И Господь нас испытывал: насколько нам это нужно. Милостью Божией храм уже стоит, в конце декабря будем освящать. Даст Бог, к Рождеству будем служить.

- А Преображенский храм остался клубом для молодежи?

Да. И там до сих пор танцуют. В поселке много несчастных случаев, детские трагедии: кто-то утонул, кто-то разбился, ведь там с храмом рядом и кладбище старое. Не понимают люди, что нельзя в храме танцевать. Но народ увидел, как сейчас храм поднялся новый, обрадовался, хотя и не верил, что мы его построим. Начали мы его строить в мае: храм Вознесения Господня.

- Много ли прихожан в Лядах?

Для священника приход очень перспективный. Там есть школа, есть дети, которые съезжаются с окрестных деревень, можно с ними говорить. И населения полторы тысячи. На службе человек двенадцать есть. Надеемся, что в новом храме будет больше. Мы и крестим, и отпеваем, но отпеваем, правда, пока больше, чем крестим, очень редко венчаем.

- Иконостас готов?

Нет. Много чего надо. Как только начинаются эти мысли - метания, так сразу говоришь: "Господи, благослови! Господи, помоги!" Тут же появляется человек, который предлагает свою помощь. Все совершается чудным образом.

- По молитве?

Да, по просьбе нашей Господь нам дает.

- Он не может отказать?

Никогда. Как солнце не может не светить и не греть, так и Господь не может не дать.

- А нам что дать Господу?

Давать нечего: "Жертва хвалы прославит Меня", - говорит Господь. Жертва хвалы. А что ему давать, если "все Мое". И тело наше, и ум наш, и красота - все Его. Чего мы можем ему дать? Увидите милость Божию и восхвалите Его.

- А разве Таинство Евхаристии, когда мы причащаемся, не есть наше благодарение Господу за все?

- "Кто не ест тело Мое, кто не пиет крови Моей, части Моей не имеет". Господь говорит, если хотите жить, принимайте Меня в себя, и Я оживлю вас. Без Меня никакой части не имеете, какие бы вы ни были прекрасными и умными. Все достоинства человека без Бога могут послужить к его гибели.

- Как же в Творожковском монастыре оказались, отец Вениамин, Владыка благословил?

Благословил окормлять. Были там молебны, службы не было. Начал ездить, служить. Езжу из Лосиц, где мой первый приход.

- Женский монастырь - это специфическое служение, батюшка, какие обостряются духовные проблемы?

Одна проблема, Господь сказал, женщина - слабый сосуд.

- Она сама себе кажется сильной, а, на самом деле, это и есть немощь?

Ее конек в слабости. Если она вернется к этому, поймет сущность благословения Божьего, Самого Творца, все будет нормально. Вся высота женщины в немощи, когда же она занимает другие опоры, то теряется ее высота, и она повреждается - что есть следствие неисполнения Закона Божьего. Что установил Творец, то должно исполняться. В противном случае, начинается духовная болезнь. И от мужчин Он тоже требовал: "Научитесь от Меня, ибо еси кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим" - вот и вся высота человека. Как только смиришься, чувства сразу направятся к Богу, а женщине дано больше чувствовать, сердцем постигать Бога, а не разумом, как мужчине. И тогда Господь дает благодать, разумение, чистоту сердечную.

Строгий аскет, творец молитвы Иисусовой, он стяжал от Бога необыкновенный мир души. Никто так не умеет утешить и уврачевать скорби душевные, как благостный старец Вениамин. Немало ныне скорбей на Афоне, и любят иноки сходить отвести душу на пустыньку доброго батюшки отца Вениамина.

Схимонах Вениамин (в миру Василий Антонович Малышев) родился в 1865 году в крестьянской семье из Орловского уезда Вятской губернии. В 1884 году 19-летний Василий поехал в Иерусалим и на Афон для поклонения христианским святыням. Прибыв на Афон и увидев там высокий образ монашеского жития, он решил остаться здесь навсегда и поступил в монастырь святого великомученика Пантелеимона.

12 апреля 1886 года он был пострижен в рясофор с именем Вениамин. Послушание проходил в трапезной, на кунаке в Карее. 23 апреля 1887 года вышел из обители в Россию и поступил в Тихоновскую пустынь, но в 1890 году вернулся на Афон и поселился в отшельнической хижине на Калиагре (местность въ центральной части Афона - Ред.), где в полном затворе провел более 40 лет, здесь же он был пострижен в схиму с тем же именем.

Отец Флегонт (Лебедев) в своих дневниках называет его «знаменитым калиагрским отшельником». А иеромонах Серафим из Владимировки пишет о нем так: «Отец Вениамин уже сорок лет жительствует на Святой Горе. Строгий аскет, творец молитвы Иисусовой, он стяжал от Бога необыкновенный мир души. Никто так не умеет утешить и уврачевать скорби душевные, как благостный старец Вениамин. Немало ныне скорбей на Афоне, и любят иноки сходить отвести душу на пустыньку доброго батюшки отца Вениамина.

Отец Вениамин более светлого взгляда на будущее России. Он все же надеется, что Господь „Не до конца прогневается, ниже во век враждует" (Пс. 102). А коли не спасется Россия, то весь мир погибнет, и будет кончина света, ибо передать наследие „Царствия" некому, - четвертому Риму не бывать!»

«Миссия новой России - принести истинную, христианскую духовность в мир. Она не силой оружия и дипломатических ухищрений будет добиваться распространения своего духовного и культурного влияния на мир, а любовью, святостью и изысканностью будет „завоевывать" сердца всех людей мира. Нет народа на Земле, имевшего более глубокую и тонкую душу, чем русский, но наша исключительная духовность - это не русская заслуга, а благословение Бога, а значит, и великая ответственность перед Богом и всем миром. Да, мы потеряли империю, но возрожденная Россия создаст новую империю христианской любви. Из ее недр выйдет та позитивная и творческая духовная энергия, которая на основе учения Христа полностью преобразует будущую человеческую цивилизацию».

Духовными чадами отца Вениамина были многие подвижники Афона. Среди них настоятель Ильинского скита отец Иоанн (Гетманенко), духовник Руссика отец Агафодор (Буданов) и многие другие. Он был одним из главных противников имябожнического учения, но выступал против открытого противостояния афонцев друг против друга, а своих чад призывал не вступать в богословские рассуждения с имяславцами и не противопоставлять себя заблудшим, поэтому все его ученики избежали соблазна участия в спорах на эту тему.

С 28 сентября 1932 года уже тяжело больной отец Вениамин жил в больнице Руссика. Отец Софроний (Сахаров) об этом сообщает следующее: «Незадолго перед своей кончиной отец Вениамин из пустыни приехал в монастырь святого Пантелеимона. Он заболел водянкой и слег в больницу. Вскоре после своего приезда отец Вениамин был у отца Силуана, и они имели большую, продолжительную и очень важную беседу.

На другой день нам пришлось посетить его в больнице. Он весь был под впечатлением беседы с отцом Силуаном и много раз с нескрываемым чувством удивления и благодарности повторял: „Какого друга дал мне Господь!.. Вы знаете, как он все раскрыл во мне. Потом дал мне три указания. Несколько раз повторил их, чтобы я не забыл, и в заключение добавил строго, как бы большой гвоздь вбил: „Если не сделаешь так, как говорю, то не спасешься"".

По всему было видно, что эта встреча с отцом Силуаном для отца Вениамина была большим откровением. Мы провели у отца Вениамина около часа, все это время он был очень сосредоточен и ни о чем другом не мог ни думать, ни говорить и много раз повторял: „Какого друга дал мне Господь!" Так, только под конец своей жизни он узнал, кто был Силуан. Прежде он относился к нему хотя и очень дружественно, однако несколько снисходительно, как к хорошему монаху, но все же младшему».

Преставился отец Вениамин 2 (15) марта 1933 года в больнице Руссика и был похоронен на братском кладбище.

Публикуется по книге: "Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков".
Серия "Русский Афон XIX-XX вв." Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012

Буду записывать, что осталось в памяти из прочитанных книг и из виденного мною лично.

Отец его, Илья Сергиев, был простым псаломщиком в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. Мать его звали Феодорой. Насколько можно судить по разным данным, отец был человеком уравновешенного кроткого нрава, а мать, несомненно, была чрезвычайно энергичной женщиной, со взглядом орлицы. Отец обладал тонким каллиграфическим почерком, который передался по наследству и сыну, но от матери перешли в почерк будущего светильника порывы силы.

Кроме мальчика, были в семье и девочки. Ребёнок родился хилым, поэтому его поспешили крестить в день рождения, 19 октября 1829 года, в день памяти болгарского подвижника Иоанна Рыльского, именем которого и назвали младенца. Когда он стал подрастать, его начали учить грамоте и отдали в школу. Но первоначальная мудрость сложения букв в слоги давалась мальчику с трудом. И вот, рассказывал потом сам батюшка, стал он на колени и начал горячо молиться, чтобы Господь открыл ему разум к ученью. И вдруг в голове его точно сняли какую-то плёнку, и он стал понимать всё ясно. А Духовную семинарию он кончил уже лучшим учеником.

Тогда, не в пример моему времени (1900-е годы), студенты учились добросовестно, а Сергиев отличался особым прилежанием. До меня, между прочим, дошёл учебник по философии, по которому проходил эту науку усердный студент. Книга сохранилась в удивительной чистоте, и только кое-где его красивым почерком были сделаны примечания к читаному: видно, что он усваивал всё серьёзно, глубоко.

Но, кроме обязательных предметов, Иван Ильич читал и святых отцов. Особенно любил он творения святого Иоанна Златоуста. Иногда, сидя за чтением его поучений, он вдруг начинал хлопать в ладоши святому Златоусту: до такой степени восхищала его красота и глубина ораторства Великого Вселенского Учителя.

В это время отца уже не было в живых, и молодой студент, чтобы помогать матери и сёстрам, определился писцом в канцелярию Духовной академии и получаемое небольшое пособие отсылал на родину. Здесь ему пригодился красивый наследственный почерк. А помещение канцелярии, закрытое для других, дало серьёзному студенту ещё большую возможность заниматься в уединении своим образованием и в особенности святыми отцами. Читая теперь (1948 год) Златоуста и отца Иоанна, ясно видишь, как близки они, в особенности – в вопросах о богатстве, бедности, любви, причащении, покаянии.

С товарищами, по-видимому, у него не было каких-либо особо близких отношений и дружбы, а тем более – весёлых товарищеских пирушек. Подобно древнему святому Василию Великому, и он пользовался уважением и даже боязнью со стороны студентов: не до веселья и не до празднословия было ему. Учение, канцелярия и самообразование отнимали у него всё время и внимание.

Зато в такой тишине и занятиях в нём рос дух родительской веры, укреплённой Словом Божиим, просвещённый к тому же православной наукою и святыми отцами, а вообще и в особенности – воспитанный Святой Православной Церковью.

К концу академии у него явилось сначала желание взять на себя подвиг миссионерства в монашеском чине. Но, присмотревшись внимательнее к окружающей жизни столицы, он узрел, что пастырско-духовной работы и кругом него – непочатый край. Поэтому передумал своё первое решение и остановился на пастырстве. Как известно, священник должен был сначала обвенчаться на девице: безбрачных пастырей тогда совсем почти не бывало; да это, в общем, – и правильнее, и мудрее.

В это время в городе Кронштадте скончался протоиерей Андреевского собора отец Константин; и от него осталась взрослая дочь Елизавета. По старым обычаям, особенно если после умерших оставались сироты, приход передавался кандидату, который женился на осиротевшей дочери. Обычай тоже добрый. Так Иоанн и Елизавета сочетались браком. Но с самого начала совместной жизни молодой муж упросил жену жить в девстве, как брат с сестрой. Подобные примеры, хотя и немного, знает история Церкви. Знал о них и Сергиев, но не они решили такой трудный вопрос, а чистая целомудренная душа и твёрдая воля будущего пастыря. Ему хотелось всецело отдать себя на служение Богу и ближним. Если уж отклонено было монашество, то нужно сохранить девство при браке. Всякий понимает, какую трудную задачу брал на себя молодой студент. Но он поднял её с дерзновением.

Не так легко восприняла безбрачие в браке молодая жена. Предание свидетельствует, что она даже подавала жалобу на мужа епархиальному архиерею. Но молодой священник уговаривал её добровольно согласиться с ним:

– Лиза! Счастливых семей и без нас с тобою довольно. А мы отдадим себя всецело Богу и ближним.

И она наконец согласилась. Я лично видел её ещё в доме при жизни отца Иоанна. При одном посещении батюшки на звонок мой вышла встретить нас глубокая седая старушка, вся в старческих морщинах. Я увидел её впервые.

– Батюшка дома? – спросил я её.

– Да, брат Иоанн дома, – кротко ответила она и тихо пошла доложить ему.

Тут я понял, что это и есть славная «жена»-матушка знаменитого на весь свет «отца Кронштадтского». Какая она была простая и тихая! И всегда она была в тени, при такой славе «мужа»!

Рукоположённый в иереи, отец Иоанн отдался своему делу с присущей ему энергией: богослужения, занятия в школах, посещения прихожан на домах, составление проповедей, домашние молитвы, благотворение бедным – всё это занимало у него и время, и силы. Скоро он начал записывать особенные мысли свои в дневник, под заглавием: «Моя жизнь во Христе».

Богослужения всё учащались и учащались; и он наконец стал совершать литургию ежедневно: это стало потребностью его души.

Всё это постепенно создавало молву о нём, как о совершенно исключительном пастыре. Его начали чаще приглашать на частные требы по домам, особенно – где было какое-либо горе, больные и т. п. И начали совершаться по его молитвам чудеса. Но в этом последнем виде служения был один особенный момент. Пригласили его служить молебен о здравии болящего. По обычаю своему, он служил твёрдо и с верою. Но присутствовавшая тут одна почитательница его сказала, что батюшка не так молится, как нужно, и как он может молиться. Молиться следует ему с великим дерзновением, с несомненным упованием на исполнение просимого, а не просто, как все молятся.

Эти слова – по собственному признанию батюшки – произвели на него исключительное действие: он услышал в них глас Божий – и с той поры начал молиться дерзновеннее, как бы лично предстоя Богу и «требуя» от Него милосердия, милости и помощи несчастным, страдающим, бедным земным детям Небесного Отца.

Чудес в его жизни совершено множество. Счёта им никто не знает. Но весь православный и даже инославный мир знает Кронштадтского чудотворца. И сам в своём дневнике он не раз открыто свидетельствует, что Господь через него творил чудеса. Поэтому становится понятным: почему его стали звать во все места, где была нужда, горе, страдание. И прежде всего его стали приглашать в многомиллионный Петербург. Но и со всей России ехали и ехали многочисленные группы богомольцев, по телеграфу текли ежедневно сотни просьб о молитвах или о советах. Слава его росла всё более и более. И его начали вызывать и в другие города: в Москву, Харьков, Казань, Киев, Вильно, Уфу и т. д.

Знала его и Царская Семья. Когда заболел Царь Александр III, то великого молитвенника вызвали в Крым, в Ливадийский дворец. Царь принял его с почитанием и любовью. Отец Иоанн отслужил Литургию, причастил больного. И хотя дни Царя были сочтены, но по молитвам батюшки он получил некоторое облегчение.

Наконец, слава его возросла до такой степени, что образовались по разным местам России ячейки его особенных почитателей и почитательниц, которые дошли даже до сектантского увлечения, что батюшка есть воплощение самого Бога. Такие секты назвали себя по имени батюшки «иоаннитами». Пришлось принимать против них церковные меры. И сам отец Иоанн публично и печатно осуждал этих безумцев, но и это не всегда помогало…

Во вторник утром после тяжелой продолжительной болезни в Санкт-Петербурге скончался игумен Вениамин (Новик) – выдающийся церковный публицист и правозащитник, сообщает портал «Православие и мир». Отец Вениамин перенес две операции по удалению опухоли головного мозга.

В 90-е годы он стоял у истоков создания Христианско-демократической партии России. В последние годы находился за штатом, занимался публицистической и преподавательской деятельностью.

Игумен Вениамин (Новик Валерий Николаевич) родился в Ленинграде в 1946 году в семье военнослужащего, говорится в некрологе, опубликованном во вторник на портале Седмица.ru. В 1976 году окончил Ленинградский политехнический институт им. М.И. Калинина. Несколько лет работал инженером в области автоматизированных систем управления. После окончания Ленинградской духовной академии и защиты кандидатской диссертации преподавал там же в течение 10 лет, до 1997 г. В 1992-1994 гг. был инспектором Академии. В 1997 году игумен Вениамин был уволен из рядов профессорско-преподавательского состава за направленный в Государственную Думу РФ протест против ряда положений закона о свободе совести.

На состоявшейся в 2000 году презентации хрестоматии «Права человека и религия», редактором-составителем которой он был, игумен Вениамин подчеркивал, что важнейшее право человека — это право на выработку самостоятельного мировоззрения, в том числе и религиозного, а также его внешнего выражения. При этом, отметил он, возникают сложные вопросы о взаимоотношениях носителей разных мировоззрений и религиозных традиций, о праве личности на самобытность, о веротерпимости.

«Перед российским обществом встали актуальные вопросы определения пределов плюрализма и характера государственной политики относительно традиционных и нетрадиционных религий, сбалансирования интересов личности, общества, государства в религиозной сфере», — сказал тогда игумен Вениамин.

Портал «Великая эпоха» привел недавно цитату из дискуссии, в которой участвовал отец Вениамин. Вот что он сказал, размышляя о структуре государства и общества. Поскольку государство несовершенно, а власть не безгрешна, говорил он, «то начинать нужно с двух концов сразу. Поймите, что права человека — это определенная философия и даже целое мировоззрение, принимающее человека всерьез, уважающее его автономию, и путем создания специальных организаций и даже юридических механизмов (законов) пытающееся его защитить. Эта философия не только осмысливает данности, но и определяет путь развития права. Ну, как Вы будете защищать человека, которого пытают током при проведении следствия?»

В августе этого года портал «Великая эпоха» опубликовал призыв: «Игумену Вениамину (Новику) требуется помощь. Сможем ли мы помочь тому, кто помогал нам?»:

«Игумену Вениамину (Новику), находящемуся в тяжелом состоянии в больнице в Санкт-Петербурге, срочно требуется переливание крови. После двух перенесенных операций по удалению опухоли головного мозга игумен находится в тяжелом состоянии. Врачи оценивают его состояние как критическое.

О его состоянии на сегодняшний день (из записей друзей):

По-прежнему требуется ежедневное переливание крови. В больнице крови для переливания не хватает, нужно сдавать кровь адресно для В.Н. Новика… Сейчас о. Вениамин в тяжелом состоянии, которое отяготилось воспалением легких. Врачи оценивают состояние как 50 на 50″. // newsru.com

Свя-щен-но-му-че-ник Ве-ни-а-мин ро-дил-ся 19 ян-ва-ря 1873 го-да в го-ро-де Ко-ломне Мос-ков-ской гу-бер-нии в се-мье свя-щен-ни-ка Иоан-на Фа-мин-це-ва и его су-пру-ги Ма-рии. Об-ра-зо-ва-ние Ве-ни-а-мин по-лу-чил в Мос-ков-ской Ду-хов-ной се-ми-на-рии, ко-то-рую окон-чил в 1893 го-ду. В 1894 го-ду он по-сту-пил пса-лом-щи-ком в храм в го-ро-де Клин Мос-ков-ской гу-бер-нии.
В 1901 го-ду Ве-ни-а-мин Ива-но-вич был ру-ко-по-ло-жен во диа-ко-на ко хра-му в се-ле Кар-по-во Бо-го-род-ско-го уез-да, а в 1906 го-ду — во свя-щен-ни-ка к Тро-иц-ко-му хра-му в се-ле Тро-иц-ком Брон-ниц-ко-го уез-да Мос-ков-ской гу-бер-нии. С 1912 по 1917 год он слу-жил в Пре-об-ра-жен-ском хра-ме в се-ле Га-ри Дмит-ров-ско-го уез-да, а в 1918 го-ду был пе-ре-ве-ден в Кре-сто-воз-дви-жен-ский храм в го-ро-де Ко-ломне. С 1919 го-да он стал слу-жить в хра-ме Рож-де-ства Бо-го-ро-ди-цы в се-ле Ме-ще-ри-но Ко-ло-мен-ско-го уез-да. В 1925 го-ду отец Ве-ни-а-мин был воз-ве-ден в сан про-то-и-е-рея, в 1931 го-ду на-граж-ден кре-стом с укра-ше-ни-я-ми. В се-мье у него бы-ло двое де-тей, сын и дочь. Сын Се-ра-фим, бу-дучи боль-ным от рож-де-ния, скон-чал-ся в 1934 го-ду в воз-расте два-дца-ти пя-ти лет, дочь жи-ла от-дель-но, су-пру-га от-ца Ве-ни-а-ми-на дав-но умер-ла, и он жил один, все свое вре-мя и все-го се-бя по-свя-щая слу-же-нию Гос-по-ду.
В 1936 го-ду Ме-ще-рин-ский сель-со-вет за-пре-тил свя-щен-ни-ку хо-дить с мо-леб-на-ми по до-мам при-хо-жан. До это-го, чтобы хо-дить с мо-леб-на-ми, нуж-но бы-ло по-лу-чить справ-ку из ме-ще-рин-ской ам-бу-ла-то-рии, что в се-ле нет эпи-де-ми-че-ских за-боле-ва-ний; с 1936 го-да ра-бот-ни-ки ам-бу-ла-то-рии от-ка-за-лись да-вать цер-ков-но-му со-ве-ту та-кие справ-ки, а без справ-ки сель-со-вет не да-вал раз-ре-ше-ния на мо-леб-ны в до-мах. При-ход-ской со-вет все же об-ра-тил-ся в сель-со-вет с прось-бой: ес-ли нель-зя хо-дить с ико-на-ми и кре-ста-ми, к ко-то-рым при-хо-жане при-кла-ды-ва-ют-ся, то раз-ре-ши-те хо-дить хо-тя бы с круж-кой, к ко-то-рой ни-кто не при-кла-ды-ва-ет-ся и в ко-то-рую при-хо-жане мо-гут доб-ро-хот-но опус-кать день-ги на со-дер-жа-ние хра-ма, по-сле то-го как свя-щен-ник по-здра-вит их с празд-ни-ком. Но и это-го сель-со-вет не раз-ре-шил, мо-ти-ви-руя тем, что в се-ле эпи-де-мия скар-ла-ти-ны, хо-тя всем бы-ло из-вест-но, что это все-го лишь несколь-ко жи-те-лей бо-ле-ли ан-ги-ной.
7 мар-та 1936 го-да при-ход-ской со-вет хра-ма на-пра-вил за-яв-ле-ние во ВЦИК, в ко-то-ром при-хо-жане хра-ма пи-са-ли: «При-ход-ской со-вет по-ста-но-вил об-ра-тить-ся за раз-ре-ше-ни-ем это-го во-про-са вви-ду пред-сто-я-щей Пас-хи в по-сто-ян-ную Цен-траль-ную ко-мис-сию при ВЦИКе. Ес-ли нель-зя хо-дить с ико-на-ми и кре-стом, к ко-то-рым при-кла-ды-ва-ют-ся, то нель-зя ли хо-дить безо все-го, по-здрав-ляя с празд-ни-ком и со-би-рая свя-щен-ни-ку на про-жи-тие и на упла-ту на-ло-гов, а ста-ро-сте на под-дер-жа-ние церк-ви и так-же на упла-ту на-ло-гов...
Внут-ри-цер-ков-ные до-хо-ды слиш-ком ма-лы, по-то-му что на-род, за-ня-тый в кол-хо-зах, не все-гда име-ет вре-мя хо-дить в цер-ковь, — сле-до-ва-тель-но, оста-ет-ся глав-ным до-хо-дом тре-бо-ис-прав-ле-ние (кре-сти-ны, по-хо-ро-ны), ко-то-рых так-же немно-го, и хож-де-ние в празд-ни-ки по при-хо-ду.
При-ход-ской со-вет про-сит Культ-ко-мис-сию дать то или иное разъ-яс-не-ние по это-му во-про-су» . От-ве-та на это пись-мо при-хо-жане не по-лу-чи-ли.
Ле-том 1937 го-да рез-ко уси-ли-лись го-не-ния на Рус-скую Пра-во-слав-ную Цер-ковь. 26 но-яб-ря 1937 го-да в рай-он-ной га-зе-те «Впе-ред» по-яви-лась ста-тья под на-зва-ни-ем «Со-ве-ща-ние сель-ко-ров и ре-дак-то-ров стен-га-зет», в ко-то-рой в ка-че-стве при-ме-ра «под-рыв-ной» де-я-тель-но-сти «цер-ков-ни-ков» со-об-ща-лось о свя-щен-ни-ке Ве-ни-а-мине Фа-мин-це-ве: «Ме-ще-рин-ский поп все-ми спо-со-ба-ми пы-та-ет-ся “по-дру-жить-ся” с кол-хоз-ни-ка-ми и “при-бли-зить-ся” к ним. Он не прочь по-чи-тать га-зе-ту кол-хоз-ни-кам, “по-бе-се-до-вать” с ни-ми о вы-бо-рах, на-пи-сать ка-кое-ни-будь за-яв-ле-ние и т. д. В каж-дом та-ком слу-чае лю-бой факт, лю-бую га-зет-ную за-мет-ку он пы-та-ет-ся ис-тол-ко-вать в вы-год-ном для се-бя све-те, кле-ве-ща на со-вет-скую власть, ве-дя контр-ре-во-лю-ци-он-ную аги-та-цию» .
Про-чи-тав эту ложь, отец Ве-ни-а-мин от-пра-вил-ся к на-чаль-ни-ку мест-ной ме-ще-рин-ской по-чты узнать, кто ав-тор этой ста-тьи, чтобы лич-но объ-яс-нить-ся с ним и спро-сить, на ос-но-ва-нии ка-ких фак-тов бы-ла на-пи-са-на ста-тья. Но на-чаль-ник по-чты от-ве-чать на этот во-прос от-ка-зал-ся, ска-зав, что, мол, это сек-рет. Отец Ве-ни-а-мин, услы-шав та-кой от-вет, толь-ко ру-кой мах-нул, ска-зав в серд-цах, что «со-вет-ской вла-сти боль-ше пи-сать не о чем, как толь-ко со-би-рать эти кля-у-зы», — и вы-шел.
В на-ча-ле 1938 го-да со-труд-ни-ки НКВД по-тре-бо-ва-ли от сек-ре-та-ря Ме-ще-рин-ско-го сель-со-ве-та, чтобы тот со-ста-вил со-от-вет-ству-ю-щую це-лям НКВД ха-рак-те-ри-сти-ку на свя-щен-ни-ка. Сек-ре-тарь на-пи-сал, что отец Ве-ни-а-мин за-ни-мал-ся экс-плу-а-та-ци-ей ре-бя-ти-шек, за-ста-вив их од-на-жды ко-лоть дро-ва, про-во-дил неза-кон-но та-ин-ство кре-ще-ния, не спро-сив на это раз-ре-ше-ния сель-со-ве-та, хо-дил по неко-то-рым до-мам, где лю-ди на-стро-е-ны ан-ти-го-судар-ствен-но, что «от-ра-жа-ет-ся на ра-бо-те и на-стро-е-нии кол-хоз-ни-ков» .
Ста-ли до-пра-ши-вать сви-де-те-лей: один из них, де-вят-на-дца-ти-лет-ний учи-тель ме-ще-рин-ской шко-лы, по-ка-зал, что свя-щен-ник в на-ча-ле ян-ва-ря 1938 го-да саги-ти-ро-вал од-но-го из учи-те-лей шко-лы — тот стал чи-тать Еван-ге-лие и хо-дить в храм, за что был из шко-лы уво-лен и уехал из се-ла неиз-вест-но ку-да, по по-во-ду че-го свя-щен-ник, как утвер-ждал сви-де-тель, ска-зал: «Вот ви-ди-те, боль-ше-ви-ки спо-хва-ти-лись, ста-ли пе-ре-хо-дить в пра-во-слав-ную ве-ру, об-ра-зо-ван-ный учи-тель пе-ре-шел в пра-во-слав-ную ве-ру, а го-во-рят все — Бо-га нет; ско-ро все ком-му-ни-сты кре-стить-ся бу-дут» .
27 фев-ра-ля 1938 го-да отец Ве-ни-а-мин был аре-сто-ван, за-клю-чен в тюрь-му в го-ро-де Ка-ши-ре и 2 мар-та до-про-шен.
— След-ствие рас-по-ла-га-ет ма-те-ри-а-ла-ми, что вы на по-хо-ро-нах... вос-хва-ля-ли Мус-со-ли-ни и по-ли-ти-ку фа-шиз-ма. Вы под-твер-жда-е-те это?
— Та-ко-го раз-го-во-ра я не при-пом-ню. Воз-мож-но и был ка-кой раз-го-вор о меж-ду-на-род-ном по-ло-же-нии, но вос-хва-лять фа-ши-стов я не мог.
— Как вы смот-ри-те на за-мет-ку про вас, на-пе-ча-тан-ную в га-зе-те «Впе-ред» 26 но-яб-ря 1937 го-да?
— Это чи-стая кле-ве-та, нет прав-ди-во-го ни од-но-го сло-ва.
— След-стви-ем уста-нов-ле-но, что вы при по-лу-че-нии дан-ной га-зе-ты в по-ме-ще-нии по-чты кле-ве-та-ли на со-вет-скую пе-чать. При-зна-е-те это?
— Дей-стви-тель-но, я в этот мо-мент был на по-чте, го-во-рил, что на-пе-ча-та-на чи-стая ложь, и про-сил на-звать мне фа-ми-лию сель-ко-ра, на что мне от-ве-ти-ли, что это сек-рет, — с этим я и ушел.
— Как и при ка-ких об-сто-я-тель-ствах вы аги-ти-ро-ва-ли пе-да-го-га Че-ка-ли-на, ко-то-рый стал по-се-щать цер-ковь?
— Ле-том 1937 го-да я си-дел на бе-ре-гу ре-ки. Ко мне по-до-шел Иван Ти-хо-но-вич Че-ка-лин и спро-сил ме-ня, есть ли Бог? Я от-ве-тил, что да. И по-сле это-го мы с ним го-во-ри-ли ча-са два о жиз-ни Хри-ста. Он по-про-сил у ме-ня Еван-ге-лие. Я дал ему, по-сле это-го он стал по-се-щать цер-ковь.
— При-зна-е-те ли вы се-бя ви-нов-ным в предъ-яв-лен-ном вам об-ви-не-нии?
— В предъ-яв-лен-ном мне об-ви-не-нии я ви-нов-ным се-бя не при-знаю.
На этом до-про-сы бы-ли за-кон-че-ны, и 6 мар-та 1938 го-да след-ствие бы-ло за-вер-ше-но. 9 мар-та трой-ка НКВД при-го-во-ри-ла от-ца Ве-ни-а-ми-на к рас-стре-лу. Про-то-и-е-рей Ве-ни-а-мин Фа-мин-цев был рас-стре-лян 14 мар-та 1938 го-да на по-ли-гоне Бу-то-во под Моск-вой и по-гре-бен в об-щей без-вест-ной мо-ги-ле.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!