Основные виды хозяйственной деятельности в горах. Как рельеф влияет на хозяйственную деятельность

Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Садитесь.

Работать на уроке нужно

Совместно, весело и дружно

Не лениться, не зевать,

Чтоб со всеми успевать!

Все готовы с нами в путь

Только знания не забудь

Будь внимателен и смел

Чтоб везде ты сам поспел

Путь начнем мы с повторения

Все готовы отвечать

Ну с чего бы нам начать,

Объясните для примера,

Что такое литосфера?

Сегодня мы завершаем изучение твердой оболочки нашей планеты – литосферы.

Какую большую тему географическую тему мы изучили на прошлом уроке?

…………….

Что такое рельеф? Какие формы рельефа вы знаете?

Как горы подразделяются по высоте?

Как они изображены на карте?

Какие часть гор вы можете назвать?

Какие у гор и холмов могут быть вершины по строению?

Самые длинные горы мира?

Самые высокие горы мира?

(Работа по карте у доски и в атласах)

Фрагмент фильма 2 мин.

(Звучит музыка, фрагмент фильма «Горы»)

Здесь мало участков для посевов, но много пастбищ и чистый горный воздух. Добывают различные руды. Горные массивы занимают треть площади всей суши нашей планеты. Испокон веков они вызывали у человека своими размерами чувство суеверного страха. Нередко пищей для суеверий служили в высшей степени загадочные явления, время от времени случающиеся в высокогорьях. Здесь наблюдались призрачные видения, блуждающие огни, исполинские тени от невидимых великанов. Некоторые люди находили в горах морские раковины. Здесь происходили жуткие катастрофы- землетрясения, обвалы, сели, лавины. Сами горы считались творениями сказочных гигантов.

Горы завораживают и притягивают человека. В. Высоцкий написал «Лучше гор могут быть только горы, на которых никто не бывал».

Чтобы узнать длину, высоту гор, какими горными породами они сложены Человек должен их изучать, исследовать

Определим тему урока? Что сегодня мы будем изучать?

Тема урока «Человек и горы»

Определим цель урока.

Перед вами инструктивные карточки, где вам предложены несколько целей на выбор, выберите одну подходящую для нашего урока.

Итак, цель нашего урока:

Выявление значения гор для человека

Исходя из данной цели, какие задачи будем решать на уроке ……………..

Расставьте по порядку все предложенные задачи урока.

Это и будет наш план урока

Выполнение 1 задачи инструкции

Подведение итогов по 1 заданию

2 задание. Работа с картой по инструкции

Под землей их добывают,

Приложив немалый труд.

Уголь среди них бывает,

Нефть и газ, и много руд.

Анализ карты

Какие гор. Породы образуются в современную эпоху? Как они образуются?

Какими пол. ископаемыми богаты горы Анды, г. Кордильеры?

На каком материке мало пол. ископаемых? Почему?

Железные руды в нашей стране чаще встречаются в каких горах? (УраЛ, кавказ)

Как и для чего используют полезные ископаемые?

Современный человек использует добытые в земной коре полезные ископаемые во всех сферах жизнедеятельности, изготавливая из них топливо, металлы, удобрения, витамины, синтетические ткани, инструменты, машины и др.

– Какую проблему мы будем решать на уроке? (как человек влияет на горы, выявление проблем возникающих при деятельности человека)

Прежде, чем перейти к следующей задаче проведем физкультминутку.

Вернемся ко 2 задаче: Проанализировать и выявить жизнь и деятельность человека в горах.

Заполняем 1 графу таблицы

3 задача нашего урока Проблемы, возникающие при деятельности человека

Заполняем 2 графу таблицы

Оцениваем себя и соседа

Выполнены нами поставленные задачи урока?

Какую работу мы сегодня выполняли?

Чему научились?

Кто или что вам помогало справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

на тему: «Человек и горы».

Урок разработал : учитель географии

МОУ «СОШ № 81»

Учебник : «География России. Природа и население» 8 класс

Цель: сформировать у учащихся представления о разных видах хозяйственной деятельности человека в горах.

Задачи:

*определить основные направления хозяйственной деятельности человека в горах;

*выяснить влияния хозяйственной деятельности человека на природу гор;

*объяснить хрупкость природного равновесия в горах;

*углубить знания учащихся о влиянии климатических условий гор на образ жизни и здоровье человека;

*закрепить умения и навыки пользования различными источниками информации; *продолжать усовершенствовать навыки работы с контурной картой.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: физическая карта России, карта России «Природные зоны и биологические ресурсы Росси», контурная карта России.

Ход урока .

1. Организационный момент.

Приветствие. Класс делится на 3 группы.

2. Повторение ранее изучение материала

На прошлом уроке мы познакомились с особенностями природы гор России и выяснили причины изменения природных зон в горах. Для того чтобы вспомнить, основные моменты прошлого урока ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

-Как меняются климатические условия при подъеме в горы ? (температура понижается с каждым километром на 6 градусов Цельсия, давление понижается на 1 мм ртутного столба на каждые 10,5 метра, увеличивается количество осадков, характерны перепады температур, возможно усиление ветра)

-Что такое высотная поясность, от чего зависит количество высотных поясов в горах? (это закономерная смена природных условий и ландшафтов с подъемом горы, количество поясов зависит от географического положения гор, от высоты гор, экспозиции склонов и удаленности от океанов)

-Для каких горных систем России характерно наибольшее количество высотных поясов? (больше всего высотных поясов в Кавказских, Алтайских горах)

Задание. Необходимо выстроить в правильной последовательности природные пояса Кавказских гор( задание выполняет один ученик у доски, из заранее приготовленных карточек).

Ответ:

-Нивальный пояс

-Альпийские луга

-Субальпийские луга с участками березового криволесья и зарослей рододендрона

-Хвойные еловые и пихтовые леса

-Широколиственные буковые леса

-Широколиственные дубовые леса

-Дубовая лесостепь

-Степи

В прошлой теме мы познакомились с новыми понятиями, дайте определение этим понятиям.

* Фен (теплый и сухой сильный, порывистый ветер, дующий с гор в долины )

* Бора (сильный порывистый ветер, возникающий, когда холодный воздух перетекает через горный хребет и вытесняет находящийся по другую сторону теплый и менее плотный воздух)

* Гольцы (горы, лишенные растительности или с редкой моховой, травяной или кустарниковой растительностью)

*Альпийские луга (расположены выше субальпийских, для них характерны низкие многолетние травы, заросли кустарничков).

*Субальпийские луга (это луга со сплошным травяным покровом, нередко высоким (до 2-2,5м.), низкорослыми кустарниками, криволесьем и редколесьем (сосна, кедровый стланик))

*Эндемики (виды, роды, семейства растений и животных, область распространения которых очень ограничена)

3. Изучение нового материала.

Горы, как магнит, с древнейших времен притягивали человека. Многие ученые считают горы колыбелью человечества. Во всяком случае, засыпанные вулканическим пеплом останки предков человека найдены в ущелье недалеко от горы Килиманджаро в Африке. А самые древние следы пребывания первобытного человека на территории России найдены в горах – на Алтае и на Кавказе. Человеку, особенно первобытному, полностью зависящему от условий природной среды, в горах легче было пережить последствия неблагоприятных времен.

Как же сейчас люди живут в горах, что хотел бы «получить» современный человек от гор и каким образом человек воздействует на природу гор.

На эти и другие вопросы мы с вами должны найти ответы на сегодняшнем уроке.

Давайте запишем тему урока: «Человек и горы»

А. Виды хозяйственной деятельности в горах.

Ориентируясь на карту природно - хозяйственные зоны России (уч. Алексеев, стр. 150-151) ответьте, пожалуйста, на вопрос:

Какие виды хозяйственной деятельности могут встречаться в горах?

Основные виды хозяйственной деятельности в горах.

Сельское хозяйство Добыча Рекреационная

В горах при оптимальных климатических условиях можно выращивать такие культуры как: чай, цитрусовые, виноград , табак, в предгорье возможного выращивать злаковые культуры и другие. Растениеводство будет, прежде всего, распространено в горных системах юга России, в первую очередь на Кавказе, Южном Урале и Алтае, возможно также земледелие на юге гор Дальнего Востока. Из-за значительной крутизны и расчлененности склонов земледельческое освоение гор не получило сплошного распространения.

Дополнение учителя. В горных сосредоточена пятая часть оленьих пастбищ России. В горах меньше гнуса, мошки и оводов.

Многочисленные исследования последнего времени подтвердили выводы выдающегося русского ученого о том, что горы явились центрами видообразования культурных растений и домашних животных. Именно в горах в диком состоянии росли злаковые и плодовые культуры, паслись стада диких коз и баранов, быков и кабанов.

К тому же в горных районах многие с/х культуры быстрее растут и достигают больших размеров, этому способствует повышенная солнечная радиация, достаточное увлажнение и отсутствие засух.

Группа № 2.Добыча полезных ископаемых.

Горные районы в тектоническом плане – это горно-складчатые образования, которые богаты разнообразными горными породами магматического и метаморфического происхождения. Поэтому на карте можно обозначить все крупные горные системы России. Но самими яркими примерами могут служить Уральские горы, Кавказ, Алтай и другие горы Юга Россиии. В этих же горных системах главным образом и ведется добыча полезных ископаемых.

Данный вид деятельности сильнее всего влияет на природные ландшафты гор, потому-то что горные ландшафты невозможно восстановить.

Группа №3. Рекреационная деятельность .

Рекреационная деятельность- деятельность человека , направленная на создание мест отдыха.

Горные районы издавна привлекали туристов своей красотой, высотой и неизвестностью. В горах туристы могут заниматься альпинизмом и горными лыжами, экстремальными видами спорта. В некоторых районах открыли источники минеральных и геотермальных вод. Здесь туристов привлекает возможность подлечиться и отдохнуть. Самые знаменитые места отдыха находятся

на Кавказе и Алтае. Туризм возможен и других горах, но не для массового посещения, т. к. там не созданы условия для этого. Уникальным местом можно назвать п-ов Камчатка, т. к нигде в России нет больше долины гейзеров.

Если при различных видах отдыха соблюдаются все правила поведения в природе, то такой вид деятельности не нанесет большого вреда природе.

Б. Влияние природных условий на жизнь человека в горах.

Мы с вами выяснили, что человек ведет активную жизнь в горах.

Вопрос: Но так ли беззаботна жизнь человека в горах?

Ответ . В горах жизнь людей находится под постоянной угрозой. Чаще всего в горах происходят такие процессы как: землетрясения , сход снежных лавин, сели .

К тому же в горах люди находятся в большей изоляции, чем люди, живущие на равнинах. Горные тропы и дороги порой бывают совсем недоступны.

Вопрос: Что такое сели, снежные лавины? (Сели - водно-грязевые потоки; снежнее лавины – сход огромного количества снега с вершины горы)

Вопрос : С какими проблемами может столкнуться человек при переезде с равнинных территорий в предгорные и горные районы.

Ответ : Головокружение, изменение давления и нарушения работы сердца .

Поэтому в горах живут очень сильные и крепкие духом люди, кт. могут жить в таких суровых условиях.

4.Закрепление изученного материала.

Итак мы с вами выяснили какую хозяйственную деятельность осуществляет человек в горах и на основе ваших ответов составили карту.

Вопрос: Какие виды хозяйствен. деятельности осуществляются в горах, какие оказывают наибольшее влияние, а какие наименьшее.

Вопрос: Кому может пригодится информация нанесенная нами на контурную карту? Ответ.

· Туристы

· учащиеся школ

· служба МЧС

· экологи и др.

Вопрос : Какие горы на сегодняшний момент в наибольшей степени подвержены влиянию хозяйственной деятельности человека (Кавказкие, Алтайские и Уральские горы).

Вопрос : Какие горы в наименьшей степени подвержены влиянию хоз. деят-ти человека? (горы северо-востока России, северный Урал, горы Южной Сибири и др.).

Вопрос: Северный Кавказ отличается достаточно высокой плотностью населения и многонациональным составом. Как вы думаете, почему?

Вопрос: Почему горные ландшафты являются нестабильными и неустойчивыми?

Вопрос: Какие стихийные природные явления встречаются в горах?

Задание . Нанесите на контурную карту основные виды деятельности человека в горах в России.

5.Домашнее задание.

& 34, ответить на вопросы 1-3(устно)

заполнение контурной карты до конца, стр. 8-9.


Литосфера - верхняя твердая оболочка Земли (кора) является кладовой минеральных веществ, топливно-энергетических ресурсов, драгоценных и редких металлов. Для нужд хозяйственно-бытовых, промышленных, сельскохозяйственных все это добывается, извлекается из литосферы, перерабатывается и используется на 30-50%, все остальное складируется в отвалы на поверхности - пустые породы. Под действием осадков, ветра они вымываются, выветриваются и становятся загрязнителями, контаминантами почвы, воздуха, воды, жилищ.

Человек и рельеф земной поверхности оказывают всестороненнее врздействие друг на друга. Еще с древних времен рельеф определял различные виды деятельности человека, от него зависел характер поселений, миграций. В настоящее время, несмотря на технический прогресс, рельеф продолжает оказывать различное возлдействие на человека и его деятельность. От рельефа и геологического строения территории зависят особенности прокладки и строительства различных инженерных сооружеий, добыча полезных ископаемых. Велика экологическая роль современного рельефа и рельефообразующих процессов. Так, например, с рельефом связано распределение и миграция загрязняющих веществ. Большое значение имеют опасные и неблагоприятные геомрфологические процессы. Некоторые из котрых причиняю существенный вред человеку и объектам его хозяйственной деятельности.

В земных недрах размещаются разнообразные полезные ископаемые. Полезные ископаемые - минеральные образования земной коры, которые используются в хозяйстве.

Полезные ископаемые размещаются в земной коре неравномерно, но в их распределении есть определенные закономерности. В осадочном чехле платформ сформировались осадочные полезные ископаемые. В фундаменте платформ и в горах преобладают рудные полезные ископаемые. Таким образом, различия в строении земной коры во многом определяют особенности хозяйства отдельных территорий. Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а большие по площади скопления - бассейны.

Виды полезных ископаемых

Поверхность земной коры - это место для населения человека и плацдарм для его деятельности. Прежде всего на размещение и жизнь людей влияют абсолютные высоты

Жизнь и хозяйствование на равнинах. Исторически население всегда тяготело к равнинам. Это вполне объяснимо. Здесь проще вести хозяйство, легче строить здания и дороги.

Жизнь и хозяйствование в горах определяются разнообразием природных условий, присущих горным регионам.

Хотя Россия и равнинная страна, влияние гор на хозяйство и жизнь людей в ней очень велико. Это неудивительно, поскольку почти половина субъектов Российской Федерации имеет на своей территории горы.

Жизнь человека в горах протекает в сложных, порой экстремальных условиях. Это связано со значительными абсолютными высотами, сложным рельефом и климатом. Поэтому горы отличает более слабая освоенность территории по сравнению с равнинами.

Горам присуща своеобразная барьерная роль. Она проявляется как в природе, так и в жизни людей. Горы создают естественную преграду не только на пути рек и воздушных масс. Они препятсвуют и перемещению людей, затрудняя их проникновение в новые районы, контакты между носителями горных и равнинных территорий. Но по мере роста технических возможностей человека, развития современных средств эта особенность гор ослабевает.

Например, трасса одной из крупнейших железных дорог России - Байкало-Амурской магистрали пересекает 7 высоких хребтов (Байкальский, Буреинский, Кадарский и др.). Для их преодоления хребты были «пронизаны» туннелями.

Из-за сложных природных условий с экономической точки зрения горы не могут конкурировать с равнинами. Поэтому в горных регионах число видов хозяйственной деятельности ограничено. Преимущественно в них используются особые ресурсы, связанные с горным положением: минеральные, рекреационные, гидроэнергетические, иногда редкие горные растения.

В Кавказских горах построен Тырныаузский металлургический комбинат. Здесь ведется добыча молибдена и вольфрама. Руда добывается с помощью подземных взрывов. Затем она спускается по пробитым в скалах туннелям на специальную площадку. Здесь ее измельчают в порошок и по трубам подают на обогатительную фабрику. Пустую породу из-за ограниченности площадей размещают на склонах гор. Это создает опасность обвалов, осыпей, камнепадов, а при сильных дождях - и селевых потоков.

Но горы постепенно приобретают все новые функции: производственные, спортивные, оздоровительные. Даже большие абсолютные высоты привлекательны для любителей альпинизма, горно- лыжного спорта, приключенческого туризма.

Хозяйственная деятельность в горах связана высотной поясностью и разнообразием ландшафтов. Например, из-за суровых природных условий в горных районах азиатской части России сельское хозяйство ограничено сезонными миграциями животных.

Кроме того, горы - это многонациональные регионы. Из-за относительной недоступности горы служили убежищем для населения, вынужденного в силу различных обстоятельств (политических, экономических и др.)менять место жительства.

В крупных горных районах с высокими хребтами население селилось в глубоких и узких межгорных долинах. Контакты между соседями были затруднены. Поэтому горы, как правило, отличаются большим этническим разнообразием. В них проживают малочисленные народы со специфической культурой, бытом и особенностями хозяйства. Па Северном Кавказе проживает более 40 национальностей. Например, в Республике Дагестан только официальных языков - 12, а число языковых диалектов исчисляется десятками.

Важная социальная проблема развития горных районов заключается в том, что основные потребители их ресурсов находятся на равнинах, т, е. значительном расстоянии от гор. Осваивая горы, нужно помнить и о негативных сторонах этого процесса - деградации природы, разрушении культурно-этнических традиций и др.

Экологические функции литосферы

Обычно выделяют четыре экологические функции литосферы: ресурсную, геодинамическую, физическую и химическую.

Ресурсная функция литосферы определяет роль ресурсов, содержащихся в литосфере, а также факторов пространственного характера для жизни биоты и человека. Известно, что литосфера содержит различные материальные ресурсы, большинство из которых активно используются человеком. Именно в этой связи наблюдается значительная ресурсная напряженность, которая не убывает, а нарастает год от года.

Весьма тревожная ситуация сложилась с энергетическими ресурсами. Согласно популярным оценкам, газ и нефть перспективны не более чем на 50 лет, уголь приблизительно на 150 лет. До настоящего времени нет четких представлений о тех энергетических ресурсах, которые человечество намерено использовать, допустим, через 50 лет. Атомная энергетика опасна, трудноразрешимой представляется проблема реактивации отходов ядерной промышленности: во всей литосфере пока не обнаружено такого укромного местечка, где можно было бы спрятать радиоактивные вещества в безопасном для биоты состоянии. Не разработаны пути использования в удовлетворяющем человечество количестве солнечной и ветряной энергии (для размещения солнечных батарей и ветряных электростанций требуется много места, а коэффициент полезного действия их все ещё недостаточно высок).

Крайнюю озабоченность вызывает ситуация с запасами полиметаллических руд, содержащих никель, кобальт, вольфрам, молибден, медь, свинец, цинк, олово. Считается, что они будут исчерпаны в ближайшие 60 лет; лишь несколько лучше обстоят дела с железными, марганцевыми и хромовыми рудами.

Человечество пока намного более успешно разрушает, чем восстанавливает литосферу. С большим трудом осознается, что объектом экологической заботы является такой грандиозный экологический объект, как литосфера.

Человечество стало мощной литосферной силой и рельефообразующим фактором. К увеличению сейсмичности приводит интенсивная добыча газа и нефти, закачка воды глубоко под землю, рытье карьеров и котлованов, заполнение водой котловин; оседают плотины электростанций, крупные города типа Токио и Москвы. Глубина депрессий поверхности Земли достигает сотен километров. Человечеству становится тесно на поверхности планеты, а потому оно обращается к подземному геологическому пространству. В этой связи требуется очень точная геоэкологическая оценка.

Геодинамическая функция литосферы связана с масштабными природными и антропогенными процессами, влияющими на жизнь биоты и человека. Речь идет об аномалиях и напряженных состояниях горных массивов, участках повышенной трещиноватости и проницаемости, регионах, опасных в сейсмическом отношении или охваченных деятельностью вулканов. Важнейшее значение приобретает в этой связи прогноз развития катастрофических геологических процессов, эколого-геологическое обоснование возможной инженерной защиты территорий и осуществление этой защиты.

Геохимическая функция литосферы касается в основном тех геохимических неоднородностей, которые представляют опасность для биоты, в том числе человека. Речь идет прежде всего о химическом загрязнении, привнесении в литосферу различных токсикатов (тяжелых металлов, пестицидов, пластмасс, детергентов). Многие химические вещества обладают канцерогенными и мутагенными свойствами. Опасные для жизни человека химические вещества в земной коре находятся в связанном состоянии. Будучи извлеченными из недр Земли, они возвращаются сначала на поверхность планеты, а затем и в глубь нее уже в виде, представляющем большую опасность для человека. Таковы, например, тяжелые металлы - свинец, цинк, ртуть, медь, никель, железо, кадмий и др. Основными же источниками тяжелых металлов являются промышленные предприятия и атомные и тепловые электростанции. Сначала тяжелые металлы попадают в атмосферу, но затем с осадками выпадают на поверхность Земли.

Геофизическая функция литосферы реализуется посредством физических факторов, радиации, шумовых и тепловых эффектов. На поверхности Земли постоянно наблюдается естественный радиационный фон, который с медицинской точки зрения, как правило, не является вредным. Однако есть такие регионы, например, в Индии и Бразилии, где этот фон превышает нормальный в 100 и даже 1000 раз.

Биота – это исторически сложившаяся совокупность живых организмов, обитающая на какой-либо крупной территории.



План- конспект урока по географии (8 класс)

на тему: « Человек и горы».

Урок разработал : учитель географии

МОУ «СОШ № 81» Глотова Нина Константиновна

Учебник : Алексеев А.И. «География России. Природа и население» 8 класс

Цель: сформировать у учащихся представления о разных видах хозяйственной деятельности человека в горах.

Задачи:

*определить основные направления хозяйственной деятельности человека в горах;

*выяснить влияния хозяйственной деятельности человека на природу гор;

*объяснить хрупкость природного равновесия в горах;

*углубить знания учащихся о влиянии климатических условий гор на образ жизни и здоровье человека;

*закрепить умения и навыки пользования различными источниками информации; *продолжать усовершенствовать навыки работы с контурной картой.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: физическая карта России , карта России «Природные зоны и биологические ресурсы Росси», контурная карта России.

Ход урока .

  1. Организационный момент.

Приветствие. Класс делится на 3 группы.

  1. Повторение ранее изучение материала

На прошлом уроке мы познакомились с особенностями природы гор России и выяснили причины изменения природных зон в горах. Для того чтобы вспомнить, основные моменты прошлого урока ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

Как меняются климатические условия при подъеме в горы ? (температура понижается с каждым километром на 6 градусов Цельсия, давление понижается на 1 мм ртутного столба на каждые 10,5 метра, увеличивается количество осадков, характерны перепады температур, возможно усиление ветра)

Что такое высотная поясность, от чего зависит количество высотных поясов в горах? (это закономерная смена природных условий и ландшафтов с подъемом горы, количество поясов зависит от географического положения гор, от высоты гор, экспозиции склонов и удаленности от океанов)

Для каких горных систем России характерно наибольшее количество высотных поясов? (больше всего высотных поясов в Кавказских, Алтайских горах)

Задание. Необходимо выстроить в правильной последовательности природные пояса Кавказских гор(задание выполняет один ученик у доски, из заранее приготовленных карточек ).

Ответ:

Нивальный пояс

Альпийские луга

Субальпийские луга с участками березового криволесья и зарослей рододендрона

Хвойные еловые и пихтовые леса

Широколиственные буковые леса

Широколиственные дубовые леса

Дубовая лесостепь

Степи

В прошлой теме мы познакомились с новыми понятиями, дайте определение этим понятиям.

* Фен (теплый и сухой сильный, порывистый ветер, дующий с гор в долины )

* Бора (сильный порывистый ветер, возникающий, когда холодный воздух перетекает через горный хребет и вытесняет находящийся по другую сторону теплый и менее плотный воздух)

* Гольцы (горы, лишенные растительности или с редкой моховой, травяной или кустарниковой растительностью)

* Альпийские луга (расположены выше субальпийских, для них характерны низкие многолетние травы, заросли кустарничков).

* Субальпийские луга (это луга со сплошным травяным покровом, нередко высоким (до 2-2,5м.), низкорослыми кустарниками, криволесьем и редколесьем (сосна, кедровый стланик))

* Эндемики (виды, роды, семейства растений и животных, область распространения которых очень ограничена)

  1. Изучение нового материала.

Горы, как магнит, с древнейших времен притягивали человека. Многие ученые считают горы колыбелью человечества. Во всяком случае, засыпанные вулканическим пеплом останки предков человека найдены в ущелье недалеко от горы Килиманджаро в Африке. А самые древние следы пребывания первобытного человека на территории России найдены в горах - на Алтае и на Кавказе. Человеку, особенно первобытному, полностью зависящему от условий природной среды, в горах легче было пережить последствия неблагоприятных времен.

Как же сейчас люди живут в горах, что хотел бы «получить» современный человек от гор и каким образом человек воздействует на природу гор.

На эти и другие вопросы мы с вами должны найти ответы на сегодняшнем уроке.

Давайте запишем тему урока: «Человек и горы»

А. Виды хозяйственной деятельности в горах.

Ориентируясь на карту природно - хозяйственные зоны России (уч. Алексеев, стр. 150-151) ответьте, пожалуйста, на вопрос:

Какие виды хозяйственной деятельности могут встречаться в горах?

Ответ.

Основные виды хозяйственной деятельности в горах.

I II III

Сельское хозяйство Добыча Рекреационная

Полезных ископаемых деятельность

(запись в тетрадь)

Классу предлагается разделится на группы. Каждая группа должна рассмотреть один из видов деятельности и на контурной карте России, с помощью условных знаков, нанести районы распространения данного вида деятельности. В группе выбирается эксперт по данному вопросу и картограф, который на контурной карте обозначает районы распространения данной деятельности.

Каждой группе предлагается примерный план ответа:

Общая характеристика данного вида деятельности.

В каких горах может осуществляться данный вид хозяйственной деятельности;

Как данный вид хозяйственной деятельности влияет на природные ландшафты гор .

Пока группы готовятся давать свой ответ, один из учащихся подписывает на контурной карте основные горные системы России.

Примерные ответы учащихся.

Группа №1 . Сельскохозяйственная деятельность.

В сельском хозяйстве можно выделить два направления: земледелие (растениеводство) и животноводство. Это одни из самых древних видов хоз. деят-ти.

Основным направление в сельском хозяйстве горных областей будет пастбищное животноводство, чаще всего овцеводство, реже коневодство и разведение крупного рогатого скота.

Данная деятельность может осуществляться в горах с достаточной кормовой базой, и благоприятными климатическими условиями для данных животных (отсутствие отрицательных температур), отсутствие опасных стихийных природных явлений.

Мы определили, пастбищное животноводство может развиваться на Кавказе, Алтае, Урале, в горах Южной Сибири, горных системах Дальнего Востока.

Умеренный выпас скота, при чередовании пастбищ, существенные изменения горных ландшафтов не приносит. Но при чрезмерном выпасе скота на одном месте конечно приводит к вытаптыванию почвы и ее деградации.

Второстепенным направлением сельского хозяйства в горных районах будет растениеводство.

В горах при оптимальных климатических условиях можно выращивать такие культуры как: чай, цитрусовые, виноград, табак, в предгорье возможного выращивать злаковые культуры и другие. Растениеводство будет, прежде всего, распространено в горных системах юга России, в первую очередь на Кавказе, Южном Урале и Алтае, возможно также земледелие на юге гор Дальнего Востока. Из-за значительной крутизны и расчлененности склонов земледельческое освоение гор не получило сплошного распространения.

Дополнение учителя. В горных сосредоточена пятая часть оленьих пастбищ России. В горах меньше гнуса, мошки и оводов.

Многочисленные исследования последнего времени подтвердили выводы выдающегося русского ученого Н. И. Вавилого о том, что горы явились центрами видообразования культурных растений и домашних животных. Именно в горах в диком состоянии росли злаковые и плодовые культуры, паслись стада диких коз и баранов, быков и кабанов.

К тому же в горных районах многие с/х культуры быстрее растут и достигают больших размеров, этому способствует повышенная солнечная радиация, достаточное увлажнение и отсутствие засух.

Группа № 2. Добыча полезных ископаемых.

Горные районы в тектоническом плане - это горно-складчатые образования, которые богаты разнообразными горными породами магматического и метаморфического происхождения. Поэтому на карте можно обозначить все крупные горные системы России. Но самими яркими примерами могут служить Уральские горы, Кавказ, Алтай и другие горы Юга Россиии. В этих же горных системах главным образом и ведется добыча полезных ископаемых.

Данный вид деятельности сильнее всего влияет на природные ландшафты гор, потому-то что горные ландшафты невозможно восстановить.

Группа №3. Рекреационная деятельность .

Рекреационная деятельность- деятельность человека , направленная на создание мест отдыха.

Горные районы издавна привлекали туристов своей красотой, высотой и неизвестностью. В горах туристы могут заниматься альпинизмом и горными лыжами, экстремальными видами спорта. В некоторых районах открыли источники минеральных и геотермальных вод. Здесь туристов привлекает возможность подлечиться и отдохнуть. Самые знаменитые места отдыха находятся

на Кавказе и Алтае. Туризм возможен и других горах, но не для массового посещения, т.к. там не созданы условия для этого. Уникальным местом можно назвать п-ов Камчатка, т.к нигде в России нет больше долины гейзеров.

Если при различных видах отдыха соблюдаются все правила поведения в природе, то такой вид деятельности не нанесет большого вреда природе.

Б. Влияние природных условий на жизнь человека в горах.

Мы с вами выяснили, что человек ведет активную жизнь в горах.

Вопрос: Но так ли беззаботна жизнь человека в горах?

Ответ . В горах жизнь людей находится под постоянной угрозой. Чаще всего в горах происходят такие процессы как: землетрясения , сход снежных лавин, сели .

К тому же в горах люди находятся в большей изоляции, чем люди, живущие на равнинах. Горные тропы и дороги порой бывают совсем недоступны.

Вопрос: Что такое сели, снежные лавины? (Сели - водно-грязевые потоки; снежнее лавины - сход огромного количества снега с вершины горы)

Вопрос : С какими проблемами может столкнуться человек при переезде с равнинных территорий в предгорные и горные районы.

Ответ : Головокружение, изменение давления и нарушения работы сердца .

Поэтому в горах живут очень сильные и крепкие духом люди, кт. могут жить в таких суровых условиях.

4.Закрепление изученного материала.

Итак мы с вами выяснили какую хозяйственную деятельность осуществляет человек в горах и на основе ваших ответов составили карту.

Вопрос: Какие виды хозяйствен. деятельности осуществляются в горах, какие оказывают наибольшее влияние, а какие наименьшее.

Вопрос: Кому может пригодится информация нанесенная нами на контурную карту? Ответ.

  1. Туристы
  2. учащиеся школ
  3. служба МЧС
  4. экологи и др.

Вопрос : Какие горы на сегодняшний момент в наибольшей степени подвержены влиянию хозяйственной деятельности человека (Кавказкие, Алтайские и Уральские горы).

Вопрос : Какие горы в наименьшей степени подвержены влиянию хоз. деят-ти человека? (горы северо-востока России, северный Урал, горы Южной Сибири и др.).

Вопрос: Северный Кавказ отличается достаточно высокой плотностью населения и многонациональным составом. Как вы думаете, почему?

Вопрос: Почему горные ландшафты являются нестабильными и неустойчивыми?

Вопрос: Какие стихийные природные явления встречаются в горах?

Задание . Нанесите на контурную карту основные виды деятельности человека в горах в России.

5.Домашнее задание.

& 34, ответить на вопросы 1-3(устно)

заполнение контурной карты до конца, стр. 8-9.


Когда-то давно мне пришлось побывать в Крымских горах. Они меня поразили своей красотой и величием. На очень многих из этих гор сохранились остатки пещерных городов, где раньше жили люди, вели свое хозяйство. Сейчас на этих горах практически никто не живет. Люди обустраивают свой быт рядом с прекрасными горами и ведут туристический бизнес.

Виды гор

В мире очень много разных гор и в зависимости от строения горы, ее географического положения различается и хозяйственная деятельность людей на этих горах. По строению вершин горы бывают:

  1. платообразные;
  2. пикообразные;
  3. куполообразные.

Точно также горы различаются по происхождению и по высоте, есть высокие, средневысокие, низкие и другие.

Особенности хозяйственной деятельности в горах

Исторически сложилось, что на территории многих гор обитают разные горные народности. Их хозяйственная деятельность полностью зависит от гор. На их склонах люди разводят животных, выращивают все необходимые растения, строят свои жилища, шьют одежду и обувь. Их жизнь самобытна и иногда не требует поступлений извне.


В отличии от жизни горных народностей современный человек также ведет свою хозяйственную деятельность в горах. В большинстве случаев вид хозяйственной деятельность зависит от географической широты и природных ресурсов данных гор.

Так, в Альпах хозяйство человека имеет этажную структуру, где на первой ступени размещено виноградарство, затем земледелие и скотоводство. В горах Кавказа также ведут земледелие и скотоводство. В Альпах, на Урале и других горах широко ведется рудное дело, добываются полезные ископаемые.


В Канаде широко развита вырубка леса и производство древесного угля или бумаги. Широко используется энергия горных рек, на которых строятся гидроэлектростанции.

Человек научился жить в горах и устраивать свое хозяйство на горных склонах, но для меня лично самой лучшей горной деятельностью является туризм и скалолазание.


Горы настолько разные в каждое время года, что возможно круглый год устраивать экскурсии и разные походы. Для любителей экстрима возможны разные восхождения, для любителей снега – горные спуски, а летом можно посещать леса и горные озера.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!