Виды и типы схем. Система символов (пиктограмм) как средство невербального общения Основные виды работы с пиктограммами

В отечественной психологии метод пиктограммы традиционно рассматривается как относительно простой по технике проведения и в то же время весьма продуктивный исследовательский и диагностический прием. К нему, как правило, обращаются при анализе различных нарушений мышления и памяти. Пиктограмма - образ, создаваемый испытуемым для опосредствованного запоминания.

Данный метод впервые был предложен Л.С. Выготским. Его описание было дано А.Р. Лурия (1930). Ученица К. Левина Г.В. Биренбаум предложила использовать пиктограммы для исследования мышления (1934). Как прием экспериментально-психологического исследования пиктограммы впервые были применены Л.В. Занковым (1935), который предлагал испытуемым запомнить конкретное слово с помощью изображения на картинке. Разработка методики пиктограммы принадлежит С.В. Лонгиновой (1972).

Классический метод пиктограммы используют в патопсихологии, клинической психологии, а также при военной или судебно-психиатрической экспертизе. Он применяется в рамках описания и анализа отдельного случая, а не как “тест для массового применения”.

Цель: изучение опосредствованного запоминания и способности к обобщению.

Материал: 1) несколько листов чистой бумаги (нелинованной); 2) карандаши (простой и цветные); 3) набор стимульных слов и словосочетаний, в которых простые понятия могут чередоваться с более сложными, отвлеченными, например: “вкусный ужин”, “тяжелая работа”, “счастье”, “развитие”, “печаль” и т.п.

Инструкция: “Запомните названные слова. Для облегчения запоминания делайте на бумаге зарисовки к каждому слову. Но писать слово или обозначать его буквой нельзя. Можно рисовать все, что угодно, лишь бы рисунок помог Вам вспомнить названное слово. Качество рисунка никакой роли не играет”.

Процедура: если эксперимент проводится с детьми, то, объяснив ребенку, что будет проверяться его память, можно выбрать из легких первые выражения для более подробного разъяснения, уточнения инструкции, даже показа, если ребенок испытывает затруднения в ее понимании. По ходу работы желательно просить ребенка давать пояснения к замыслу, деталям, содержанию рисунка. Лишь тогда, когда рисунки слишком многопредметны, а сам ребенок больше увлекается процессом рисования, чем выбором связи для запоминания, его можно несколько ограничить во времени.

Какие бы связи и рисунки испытуемый ни создавал, не следует высказывать неодобрения.

После окончания работы рисунки у испытуемого забираются. А через час ему предлагают вспомнить заданные слова вразбивку. Можно назвать слова по рисункам или сделать подписи к ним.

В протоколе опыта записываются рассуждения испытуемого, объясняющие связь между словом и рисунком.

Слова для запоминания психолог подбирает заранее, учитывая возраст обследуемого, уровень его культурного развития. Всего предъявляется 10-15 слов. В список обязательно нужно включать слова, имеющие значительный эмоциональный подтекст.

Стимульный материал для запоминания:

Для более младших :

Для более старших :

1. Веселый праздник

1. Тяжелая работа

2. Глухая старушка

2. Ядовитый вопрос

3. Сердитая учительница

3. Мальчик-трус

4. Девочке холодно

4. Теплый вечер

5. Болезнь

6. Разлука

7. Развитие

9. Надежда

10. Зависть

10. Власть

11. Сожаление

11. Отчаяние

12. Счастье

Для проведения повторных обследований по методике пиктограмм необходимо иметь параллельные наборы понятий, используемых для опосредствованного запоминания.

Обработка данных: подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания. Эти данные могут быть сопоставлены с результатами непосредственного запоминания (по методике “Заучивание 10 слов”).

Кроме того, получаемые при использовании метода пиктограмм данные условно можно разделить на 4 группы:

1) пиктограммы-образы, построенные для запоминания предъявляемых понятий, их содержания;

2) словесные объяснения рисунков, даваемые испытуемым;

3) данные наблюдения за поведением обследуемого в целом, во время эксперимента (сюда входят также вопросы испытуемого, его спонтанные высказывания, отношение к опыту, ответы на вопросы экспериментатора и др.);

4) данные, касающиеся формальных рисуночных особенностей выполнения пиктограмм (нажим, способ расположения материала, размер рисунков и пр.).

Анализ результатов: предполагает сопоставление этих 4 групп результатов и заключение относительно индивидуальных особенностей познавательной деятельности испытуемого. По результатам выполнения задания судят об уровне процессов обобщения и отвлечения: может ли обследуемый обозначить слово символом, насколько возрастают его затруднения, когда опосредуются слова абстрактного характера. Не менее важно установить характер ассоциаций, которыми руководствуется обследуемый в подборе пиктограмм - соответствие пиктограммы заданному слову, чрезмерная конкретность ассоциаций или, наоборот, их чрезвычайно абстрактный, условно-символический характер, наличие ассоциаций по “слабому” признаку. По результатам исследования можно судить о логической памяти испытуемого - насколько опосредование слов в зрительных образах помогает запомнить их. Существенную роль играет эмоциональная насыщенность пиктограмм. В определенной степени она отражает эмоциональное состояние испытуемого.

Представляет интерес модификация методики пиктограмм, предложенная Б.Г.Херсонским (1979, 1981, 1982). Изменения внесены не столько в проведение исследования, сколько в интерпретацию получаемых данных.

При классификации пиктограмм по качественным характеристикам учитываются следующие факторы (по ним проводится формализованная оценка рисуночных образов):

Абстрактность (конкретные и атрибутивные образы, метафорическая, геометрическая, графическая и грамматическая символика);

Фактор индивидуальной значимости;

Фактор частоты (различаются стандартные, оригинальные и повторяющиеся образы);

Фактор адекватности.

Интерпретация пиктограмм, по Б.Г. Херсонскому, включает и оценку количественных соотношений: учитывается количественное соотношение образов разного типа, количество индивидуально значимых и адекватных образов.

Представляют интерес выделенные Б.Г. Херсонским особые феномены, мало поддающиеся формализации (под неформализуемыми образами понимаются пиктограммы, основанные на ассоциациях по созвучию, на выхолощенных символах, на подборе нескольких рисуночных образов к одному понятию):

1) шоковые реакции, выражающиеся в прямом (речевом или мимическом) выражении неудовольствия либо в парадоксальных высказываниях типа “какое прекрасное слово...”, “это интересно...”. Шоковые реакции рассматриваются автором как проявление тормозящего действия аффекта на мыслительную деятельность. Отказ от выбора образа чаще всего встречается при предъявлении испытуемому наиболее сложных для опосредования понятий;

2) употребление буквенных обозначений вопреки инструкции - является либо выражением недостаточности внимания, либо - негативных тенденций;

3) феномен единой системы - при построении последующей пиктограммы испытуемый использует предыдущую, трансформируя ее. Иногда это приводит к тому, что все пиктограммы в процессе исследования оказываются взаимосвязанными;

4) феномены “замены” и “возврата” - при предъявлении нового понятия для опосредования испытуемый пытается заменить предыдущую пиктограмму либо графически ее дорабатывает. Эти феномены рассматриваются автором как проявление тревоги;

5) феномен упорядоченности пиктограммы - наличие сложной графической характеристики, проявляющейся в выборе рисунка соответственно заданию и размеру листа, в соблюдении приблизительно одинаковых размеров рисунков и расстояний между ними. Этот феномен отражает способность к планированию и самоконтролю в ситуации исследования и наиболее часто встречается у ананкастных и субдепрессивных состояниях;

6) органический графический симптомокомплекс - наклон рисунка более чем на 5 от вертикальной оси, наличие дрожащих, несовпадающих и пересекающихся линий. Этот феномен, по данным Б.Г. Херсонского, высокоспецифичен для больных с органическими поражениями головного мозга.

В исследованиях с помощью метода пиктограмм было замечено, что он может быть частично использован для характеристики некоторых личностных особенностей испытуемых, их психического состояния . При этом обнаруженный проективный характер данного метода рассматривается и понимается только в плане содержательного смыслового анализа пиктограмм. С личностными особенностями испытуемых связывается появление трех типов образов:

Образов, непосредственно касающихся личных опасений или устремлений (содержание последних уже заранее известно экспериментатору);

Эгоцентрических образов, в которых прямое обращение к собственному “Я” (эгоцентричность) рассматривается как непосредственное выражение их субъективной эмоциональной обусловленности;

- “холодных” образов, т.е. хотя и уместных для символизации заданного понятия и адекватных по содержанию, но далеких от личных переживаний, эмоционально безразличных; к ним относятся также литературные образы, ссылки на пословицы и поговорки (появление подобных образов связывается с выражением известной отгороженности испытуемого).

Таким образом, при выполнении пиктограмм испытуемый оказывается в ситуации, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от своего понимания данной ситуации и ее значения, своих мыслей и чувств. Характерным моментом является то, что ни пиктограммы, ни их словесные объяснения никогда не получают никаких оценок со стороны экспериментатора.

Особая картина наблюдается в случае применения метода пиктограмм к контингенту заведомо здоровых испытуемых. Отсутствие каких-либо нарушений в мышлении и памяти практически снимает ограничения в поиске ответа и определяющим образом усиливает значение в этом процессе “внутренних условий” - личности испытуемого, его индивидуального конкретного опыта, визуального, интеллектуального, социального. Это становится особенно очевидным, если вместо традиционного клинического набора стимульных понятий использовать понятия, заведомо имеющие для каждого испытуемого личностный смысл.

Цель : исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня сформирования понятийного мышления. Методика может применяться для исследования детей и взрослых в групповом и индивидуальном обследовании.

Материал : чистый лист бумаги, один простой или несколько цветных карандашей, набор слов.

Инструкция (вариант для детей): "Сейчас мы проверим твою память. Я буду называть тебе слова, а ты к каждому слову нарисуй картинку, по которой сможешь вспомнить потом это слово.

Инструкция (вариант для взрослых): "Вам будет предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Для облегчения задачи Вы Можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве "узелка на память" любое изображение, которое поможет Вам воспроизвести предъявляемый материал. Качество рисунка не имеет значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение обозначайте номером, соответствующим порядку предъявляемых слов и словосочетаний."

После инструктажа испытуемому зачитываются слова с интервалом не более 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется его порядковый номер, а затем предоставляется время на его изображение. Каждое слово или словосочетание должно отчетливо произноситься, во избежание повторения. В ходе выполнения задания написание отдельных букв или слов испытуемому не рекомендуется. Скорость и качество выполнения не должны его беспокоить.

Пока испытуемый рисует, ему можно задавать вопросы типа: "Что ты рисуешь?", "Как это поможет тебе вспомнить слово?" и т.п. Все высказывания испытуемого заносятся в протокол. Воспроизведение испытуемым словесного материала осуществляется через 40-60 минут или более. По прошествии времени испытуемому предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова, которые фиксируются в протоколе.

Примерный набор слов и словосочетаний:

1 вариант

  1. Веселый праздник
  2. Тяжелая работа
  3. Развитие
  4. Вкусный ужин
  5. Смелый поступок
  6. Болезнь
  7. Счастье
  8. Разлука
  9. Дружба
  10. Темная ночь
  11. Печаль

2 вариант

  1. Глухая старушка
  2. Война
  3. Строгая учительница
  4. Голодный человек
  5. Слепой мальчик
  6. Богатство
  7. Девочке холодно
  8. Власть
  9. Больная женщина
  10. Обман
  11. Веселая компания

Интерпретация . При оценке результатов исследования подсчитывается количество правильно воспроизведённых слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания. Эти данные могут быть сопоставлены с результатами заучивания 10 слов (смотри методику "10 слов").

Все изображения можно классифицировать на пять основных видов: абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные, метафорические.

Абстрактные изображения (А) - в виде линий, не оформленных в какой- либо узнаваемый образ.

3наково-символические (3) - в виде знаков или символов (геометрические фигуры, стрелки и т. п.);

Конкретные (К) - конкретные предметы.

Сюжетные (С) - изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж, выполняющий какую-либо деятельность.

Метафорические (М) - изображения в виде метафор, художественного вымысла, так, например, на слово "радость" изображается: человек, поднявшийся в воздух на крыльях.

При обработке результатов исследования рядом с каждым рисунком проставляется буквенное обозначение предполагаемого вида изображения. 3атем можно сделать вывод о характере мыслительного процесса испытуемого в зависимости от наиболее часто употребляемого вида изображения.

Если испытуемый пользуется абстрактным и знаково-символическим типами рисунков, то он может быть отнесен к типу "мыслителя". Такие люди в мыслительной деятельности стремятся к обобщению, синтезу информации, имеют высокий уровень абстрактно-логическоrо мышления.

Испытуемые, у которых преобладают сюжетные и метафорические изображения, составляют группу людей с творческим мышлением, сознающих в себе наличие художественных способностей или увлекающихся художественным творчеством.

В случае предпочтения конкретного вида изображений можно предположить преобладание у испытуемого конкретно-действенного мышления, которое подразумевает оперирование непосредственно воспринимаемыми объектами и связями, либо о так называемом практическом мышлении, направленном на разрешение частных, конкретных задач в практической деятельности. Первое чаще всего свойственно детям до 10-11 лет, второе - руководящим работникам, учителям.

Об уровне сформированности понятийного мышления свидетельствует то, насколько свободно испытуемый устанавливает связи между абстрактными понятиями и изображениями в процессе рисования и воспроизведения слов по рисункам. Кроме того, следует обратить внимание на проективное значение методики для диагностики особенностей личности испытуемого.

Если в качестве опосредованных стимулов часто изображаются человечки, и воспроизведение при этом словесного материала проходит успешно, это может расцениваться как проявление общительности, но если воспроизведение таких изображений затруднено, то это может служить признаком инфантильности.

Можно проследить по качеству рисунков наличие у испытуемого истощаемости. Об этом свидетельствуют нарастающая небрежность, ослабление нажима при рисовании к концу исполнения задания.

Примеры

В этой пиктограмме абстрактные символы чередуются с эмоционально-насыщенными, живыми, образными:

В данной пиктограмме могли бы насторожить очень абстрактные ассоциации к словам "разлука" и "справедливость". Однако общая ее живость и разнообразие, легкость и простота оформления, наконец, полное воспроизведение всех заданных слов убеждают в том, что и эти две ассоциации были не выхолощенными, а подлинно абстрактными символами.

Совершенно иначе выглядят пиктограммы, составленные больными шизофренией с выхолощенностью и бессодержательностью ассоциации:

Этой больной были предложены те же слова, но их нет надобности здесь расшифровывать. Ни в момент составления пиктограммы, ни при воспроизведении (которое оказалось совершенно невозможным, несмотря на то, что при заучивании 10 слов больная обнаружила хорошие возможности удержания) она не могла объяснить, почему "веселый праздник" она сможет вспомнить по крестику, а "развитие" - по галочке, "болезнь" - по двум точкам, а "дружбу" по одной. Некоторые испытуемые (в большинстве случаев это свойственно больным шизофренией, но в нескольких случаях за десятки лет такие пиктограммы составляли и перенесшие энцефалит и страдавшие эпилептическими припадками) пытаются ассоциировать понятие с различными очертаниями линии. Так, например, больной символизирует "веселый праздник" округлыми очертаниями извилистой линии (вверху) и разлуку- угловатой зигзагообразной линией (внизу). Он никак не объясняет, почему обозначает "счастье" прямой линией, упирающейся в бесформенный комок над "разлукой", а "сомнение" - прямой линией, упирающейся в зигзаг.

Геометрическая символизация понятий вообще очень часто встречается в пиктограммах больных шизофренией. Так, например, больной шизофренией, составивший пиктограмму из одних геометрических форм, символизирует "сомнение" как круг, но затем начинает сомневаться, правильно ли он избрал диаметр круга. Он говорит, что "круг - это неуверенность", и совершенно серьезно спрашивает экспериментатора: "Как по-вашему, будет ли "неуверенность" уже или шире "сомнения" по площади?".

Приведем примеры еще двух выхолощенных пиктограмм, составленных больными шизофренией. Символические зигзаги (больного шизофренией):

Пиктограмма больного шизофренией:

Их нет смысла расшифровывать, так как лишь отдельные штрихи-символы (на рис. 2.6 в центре спираль, поднимающаяся кверху, обозначает "счастье", а спускающаяся вниз рядом - "болезнь"). В основном же стрелки, галочки, линии, крестики и кружочки лишены объективного содержания и даже для самих больных не служат средством связи и запоминания; попытки прочитать свою пиктограмму, т. е. припомнить заданные слова оказываются безуспешными. Следует также привести некоторые пиктограммы, которые по внешнему виду производят впечатление простых и конкретных, но при более тщательном психологическом анализе обнаруживают признаки глубокой патологии мышления. На рис.2.7 изображена пиктограмма больной шизофренией с вербальным галлюцинозом. Ассоциации больной носят конкретный, содержательный характер, но они поражают своей стереотипией как в содержании, так и в исполнении рисунков.

Последняя пиктограмма носит также конкретный характер. Расстройства мышления обнаруживаются здесь не в рисунках, а в объяснениях больной (шизофрения, дефектное состояние)

Некоторые слова больная воспроизводит приблизительно, другие не может вспомнить. Объяснения ее свидетельствуют о причудливом расплывчатом характере ассоциаций и одновременно о значительной инертности их, так как на выбор некоторых новых образов влияют предшествующие образы и мысли больной (болезнь - труд, пьяница-забор).

Стереотипные рисунки:


В целом методика "пиктограммы" очень многогранна, она позволяет делать многие наблюдения относительно существенных особенностей психики больных.

«Альманах психологических тестов» М., 1995.

Этапы обучения работе с пиктограммами.

Методика, которая поможет в формировании навыков общения и взаимодействия с социальным окружением, предполагает три этапа обучения ребёнка работе с пиктограммами:

1. Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания. Идентификация символа (показываем ребёнку пиктограммы, предлагаем опознать их и соотнести с реальным предметом или его реалистичным изображением на картине). Выбор нужной пиктограммы из ряда других (из нескольких пиктограмм ребёнок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый). Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других. Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других. Конструирование фразы с помощью пиктограмм (ребёнок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза). Выбор из нескольких фраз той, которую назвал взрослый.

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций. Составить из пиктограмм пару (предлагаем ребёнку соединить стрелкой пиктограмму изображающую предмет, с пиктограммой отражающей действие, которое можно производить с этим предметом: кукла – играть; яблоко – есть, или показать ребёнку действие и попросить соединить с предметом: слушать – уши; пить - вода). Выбрать те, которые относятся к одной тематической группе. Четвёртый лишний. Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу (уши – слушать; глаза – смотреть). Найти и исправить ошибку во фразе (из нескольких пиктограмм выбрать нужную).

3. Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа. Составить из пиктограмм произнесённую взрослым фразу. Составить фразу из пиктограмм соединив их между собой по смыслу стрелками. Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку. Составить логические цепочки. Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки: Первоначальное понятие «знак» (пиктограмма). Обобщающее понятие. Закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами. Самостоятельная ориентировка в системе знаков. Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза. Пиктограммы содержат дополнительные символы (именная - символ подлежащего, глагольная - символ сказуемого, адъективная пиктограмма сопровождается волнистой линией). Например:

Предметные пиктограммы Глагольные пиктограммы

карандаш глаз солнце срывать бежать светить

Адъективные пиктограммы Наречные пиктограммы

солнечный весёлый синий внутри вокруг грустно

Следует отметить, что далеко не все лексемы, вводимые в структуру высказывания, можно отобразить пиктограммой. В работе с пиктографическим кодом учитывается уровень когнитивного развития ребёнка, его возможности, что определяет количество используемых символов; параллельно ведется работа над развитием зрительной памяти, внимания. После того как дети усваивают символику глагольных, именных, адъективных и наречных пиктограмм, учатся правильно соотносить их с вопросами «Кто?», «Что?», «Что делает?», «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?», «Как?» , приступают к знакомству с пиктографическим кодом в рамках предикативной пары (синтагмы), выраженной субъектом и предикатом. Таким образом, дошкольники учатся дифференцировать одушевлённые и неодушевлённые предметы с помощью вопросов «Кто это?», «Что это?». Например:

Бабочка

Комар

Кто?Жук Что делает?летит, садится, кружится

Пчела

Стрекоза

пчела летит садится кружится

Вертолёт

Что? Самолёт Что делает?летит, кружится, приземляется

Ракета

самолёт летит кружится приземляется

Детям предлагается составить предикативные пары с помощью линейной пиктограммы.

Например:Ёж колется. Иголка колется. Иголка лежит. Мяч лежит. Мяч прыгает. Девочка прыгает. Девочка бежит. Собака бежит.

ёж колется иголка лежит мяч прыгает девочка бежит собака

При изучении элементарных форм изменения и образования слов детям предлагаются пиктограммы, которые содержат дополнительные символы множественного числа существительного, глагола, прилагательного (+) или суффиксального образования существительного (^).

В процессе выполнения упражнений на понимание и употребление форм множественного числа существительных и глаголов ребёнок усваивает элементарные формы изменения слов с помощью опорных вопросов логопеда «Что?», «Кто?», «Что делает?», «Что делают?» и т.д.

Например: Что?Самолёт. Что делает? Летит. Что? Самолёты. Что делают? Летят. При этом закрепляется пиктографический код множественного числа. Например:

самолёт самолёты варит варят

Самолёт летит Самолёты летят Синий карандаш Синие карандаши

Упражнение на понимание и употребление существительных, образованных с помощью суффиксов с уменьшительным значением. Логопед предлагает ребёнку назвать исходное слово «ласково». Например:

мяч мячик дом домик собака собачка

Образованные с помощью суффиксов к, ок, ик, очк, ечк существительные вводятся в двухсловную конструкцию. Например:

Мячик прыгает Зрелое яблочко Лучок - овощ

На последующем этапе работы количество слов в высказывании постепенно увеличивается:

Логопед предъявляет пиктографический образец, ребёнок «расшифровывает» его и чётко произносит фразу. Затем логопед предлагает дошкольникам изменить высказывание с помощью глагольных предикатов. Например:

Мальчик смотрит на жёлтую грушулюбит срывает ест

Составляя высказывания, дети с помощью стимулирующих вопросов моделируют высказывания (исключая предлог и заменяя предикат, включая второй предикат в структуру фразы). Например: Мальчик срывает жёлтую грушу. Мальчик ест жёлтую грушу. Мальчик любит смотреть на жёлтую грушу.

Затем дети учатся воспроизводить небольшие рассказы по пиктограммам. Например:

Катя пошла в лес за грибами

Рядом с девочкой бежала собака

Вдруг собака залаяла

Катя увидела под высоким деревом ёжика

Она взяла ёжика домой

Девочка накормила ёжика молоком

Пиктографическая запись помогает детям избегать пропусков слов, строить свой рассказ в соответствии с предложенной схемой.

В этом видеоролике мы рассмотрим виды и типы схем, знание которых позволит вам легко определиться в выборе тех инструментов, с помощью которых вы будете визуализировать текстовый материал под разные цели, а так же поговорим о том, что является наиболее важным при схематизации.

Все схемы условно делятся на следующие виды: художественные и абстрактные.

Художественные делятся на опорные сигналы и пиктограммы. Абстрактные делятся на объектные, направляющие и организационно-деятельностные. В свою очередь, объектные делятся на сетевые, структурные, схемы по принципу «дерево» и диаграммы. При этом, сетевые структурные, включая такие подвиды, как майндкарты, часто объединяют в себе абстрактные элементы и художественные. Инфографика так же совмещает в себе художественные рисунки и абстрактные объекты, а схемы принципы являются как структурными, так и организационно-деятельностными.

При самообразовании нас, в основном, будут интересовать разные виды объектных абстрактных схем, но, поскольку у людей, под словом “образ”, как правило, возникают разные картинки и рисунки, мы начнём рассмотрение именно с художественных.

Опорные сигналы, эйдетика

Опорные сигналы – художественные картинки и рисунки с определённой степенью детализации, отображающие реальные предметы и явления. Методику опорных сигналов разработал Шаталов В.Ф. и служит она для запоминания и усвоения учебного материала учениками. К таким опорным сигналам добавляется краткий опорный конспект.

Вот пример опорных сигналов и опорного конспекта:

На этой картинке мы видим набор рисунков, цель которых показать функции разных частей растений. Корень – это якорь, который заякоряет растение к земле. Он как насос закачивает минеральные вещества и воду в растения. Растение в корне, как в сундуке хранит ценные питательные вещества. По стеблю, как по трубопроводу от корня идут минеральные вещества и вода, а назад питание. Чтобы достать необходимый им свет, растения лезут вверх как по стремянке. Лист – это кухня растения, вся еда готовится в листе как на тарелке, когда происходит фотосинтез. Растение дышит как носом устьицами листа.

Также хорошим подспорьем в деле улучшения памяти и внимания является методика эйдетика , которая строится на цепных ассоциативных связях.

Ассоциации играют важнейшую роль в любом процессе обучения и помогают упорядочивать все элементы поступающей информации. Одни образы влекут за собой другие. Сознательно придумывая и отыскивая какие-то ассоциации в предусмотренных случаях, мы усиливаем контроль над записью информации в памяти, отчего шансы на воспоминание возрастают. Поиск ассоциаций быстро превращается в увлекательную игру.

Кратко методика запоминания с помощью эйдетики и опорных сигналов представлена на следующих картинках:


Подробнее тему запоминания мы рассмотрим на отдельном занятии, а сейчас необходимо понять разницу между рисунком и блок-схемой:

Вот два изображения, на которых отражена одна и та же ситуация – труд в парах. Слева вы видите рисунок — два человека (мальчик и девочка), изображены в некоторой степени художественно – прорисованы прически, одежда, передано настроение. Справа вы видите схему, в которой отражён способ взаимодействия двух субъектов. Прямоугольники обозначают то, что у субъектов происходит мыслительный труд. Взаимообратной стрелкой показано взаимодействие между субъектами.

Часто при схематизации люди начинают рисовать художественные образы, что само по себе не плохо, и имеет право на существование, если это помогает запомнить и усвоить материал, однако, когда мы имеем дело со сложными текстами, которые хотим переобразовать для лучшего понимания, то как правило, художественными образами все детали передать сложно, да и навыки рисования в нашей культуре у большинства людей не развиты. Однако, дополнение блок-схем опорными сигналами и пиктограммами, для лучшего усвоения, приветствуется – главное чтобы схема выполняла свою задачу – обеспечивала наиболее полное понимание текста и практическое применение его в ситуациях жизни.

Поэтому мы предлагаем следующие типы блок-схем.

Объектные схемы

Объектные схемы отражают объекты и предназначены для понимания и осмысления новых знаний. Независимо от того, материальные это объекты (которые можно созерцать и ощущать) (рис. 1) или абстрактные (рис. 2), искусственные (созданные человеком) или естественные (созданные природой), в схемах должна быть отражена их сущность и структура. Под сущностью понимается форма и специфическая особенность объекта, а под структурой - наличие элементов в объекте, их связей, взаимосвязей и отношений.

Чаще всего блок-схемы строятся по типу «дерево» (рис. 3), где главному структурному элементу подчинены другие (есть иерархия), или по типу сетевой структуры (рис. 4), где некоторые из элементов соединены с несколькими или со всеми сразу, а другие - только с одним. Такие схемы помогают при обобщении и схематизации знаний.


По своей сути все объектные схемы являются структурными. В обучении такие схемы используются, когда информацию нужно представить блоком, например, на занятиях введения в тему, обобщения или систематизации знаний. Элементы в таких схемах могут обозначаться с помощью знаков, символов или слов.

Объектные схемы либо создаются заранее и демонстрируются при объяснении нового материала, либо строятся ведущим в процессе объяснения.

В познавательном процессе такие схемы:

  • способствуют освоению образов и связанных с ним понятий (природных, социальных, культурных, технических и др.);
  • помогают выразить информацию в сжатой форме;
  • позволяют увидеть полностью образ изучаемого объекта, выделить главное и детализировать;
  • повышают скорость восприятия, понимания и усвоения информации;
  • способствуют активизации мыслительных процессов: мышления, воображения, памяти.

Хорошим примером структурных блок-схем являются алгоритмы , используемые в программировании. Они позволяют увидеть весь процесс обработки информации, однако их применение ограничено в связи с тем, что сложно отразить динамику и действия, совершаемые несколькими субъектами.

Если мы хотим отразить вложенные системы в мироздании, то мы можем пойти двумя путями: отразить на схеме вложенность систем, либо не отражать и поставить блоки рядом, показав взаимосвязь. Это не будет ошибкой, если мы понимаем в умолчаниях, что они вложены. Всё зависит от целей схемы — что мы хотим показать и как это сделать нагляднее.

Один из видов объектных схем – это всевозможные диаграммы

И одним из видов таких диаграмм являются схемы методом наложения .


В таких схемах создаются области, общие для некоторых объектов, что позволяет наглядно показать расхождение и соотношение по каким-то параметрам. Однако, область применения таких схем довольно ограничена. При наличии нескольких параметров и большого количества элементов, наглядность обеспечить не получится.

Таблицы

Одним из видов отображения информации являются таблицы. Не стоит про них забывать и недооценивать их значение в понимании учебного материала и самообразовании.

Например, в этой таблице-матрице отражены функции и взаимосвязи основных общественных институтов: семья, государственность, наука и система образования. Из этой таблицы можно понять, как одни институты зависят от других – какие у них есть потребности, а так же какие функции одни институты выполняют по отношению к другим. Построение подобных таблиц по отношению к процессам, в которых вы находитесь, позволит вам увидеть целостность и полноту этих процессов и те пробелы в знаниях, которые необходимо заполнить, чтобы эффективно управлять ими.

Майндкарты

Одним из видов сетевых структурных схем являются интеллектуальные карты или майндкарты (mind map), пример, суть и назначение которых отражены на данной схеме:

Основные принципы таких схем: начинаем рисовать с центра, используем объекты разных размеров, используем цвета и картинки, желательно делать не более 5-7 ответвлений, минимум слов, больше творчества. Чаще всего для таких схем используется программное обеспечение. Майндкарты позволяют: развить творческие способности, повысить эффективность мышления и улучшить память.

Способов визуализации идей существует огромное количество! Главное не бояться экспериментировать и создавать что-то своё, что-то новое, не похожее на всё остальное.

Пиктограммы

Пиктограммы – это специальные картинки, небольшие иконки с изображением различных предметов, людей, эмоций, объектов и т.п. Большинство людей пользуется пиктограммами в социальных сетях, отсылая смайлики. Этот способ донесения информации часто используется в общественных местах и на транспорте и помогает людям ориентироваться в объектах инфраструктуры – узнавать, где выход, как себя вести в той или иной аварийной ситуации, не получить травму и т.п. Пиктограммы должны быть хорошо понимаемы, узнаваемы и предельно краткие.

Инфографика

Последнее время широкое распространение в области рекламы и анимации получило такое направление, как инфографика, которая за счёт визуализации различных статистических данных, увеличивает количество посещений сайта, благодаря вирусному распространению видеоролика в интернете. Существуют различные онлайн-сервисы для создания картинок в таком стиле с коллекциями шаблонов и пиктограмм.

Направляющие схемы

Следующий тип схем - направляющие. По внешнему виду эти схемы имеют сходство с объектными, так как выполнены в одном стиле, но отличаются по предназначению, времени создания и содержанию.

Предназначение направляющих схем состоит в том, чтобы направить внимание участников самообразования на предмет обсуждения, организовать поиск и выявление связей/взаимосвязей между образами, словами, понятиями и помочь прийти к взаимопониманию.

Направляющие схемы создаются в процессе коллективного труда в период труда группы над общим заданием (рис. 5). В ходе обсуждения при решении какой-либо задачи (проблемы, вопроса) на листе бумаги фиксируются знаково-символические изображения, отражающие реальную ситуацию, происходящую в группе, - появляется схема. Каждый член группы участвует в поиске путей решения задачи, и все найденные пути решения, правильные они или неправильные, отражаются в схеме. Каждый член группы может задать уточняющий вопрос «Что изображено на схеме?», внести свои дополнения, изменения и прокомментировать их. Таким образом, к итоговому результату и созданию схемы причастны все участники группы.

Организационно-деятельностные схемы

Следующий тип схем - организационно-деятельностные. Они предназначены для организации и регуляции деятельности индивидуальных или коллективных субъектов. Такие схемы тоже обозначают объекты со своей структурой, взаимосвязями и отношениями, но они отражают не знания, а коллективные или инди­видуальные маршруты освоения одной темы или всего раздела.

Схемы-принципы

Следующий тип схем - схемы-принципы, совмещающие осуществление функций объектных и организационно-деятельностных.

Пример: На вводном занятии ведущий демонстрирует структурную блок-схему, в которой отражено определённое понятие, например, «Имя существительное как часть речи». В этот момент схема является объектной, так как раскрывает образ, понятие имени существительного (общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль и др.). На последующих уроках эта схема является оргдеятельностной, так как, по сути, отражает учебно-тематический план, предусматривающий последовательное прохождение темы учебного курса «Имя существительное».

Таким образом, мы имеем классификацию трёх основных типов схем по 4 критериям: предназначение, содержание, время построения, сопутствующие факторы.

Кроме работы с текстом через схематизацию на бумаге и компьютере, для визуализации учебного материала и построения образов, можно использовать любые подручные средства : ручки, фломастеры, колпачки, крышки, детские игрушки, камешки и веточки (на улице) и т.д. Можно вырезать фигурки из бумаги или картона, лепить из пластилина и теста, использовать сыпучие материалы (песок, мука, соль, крупы) для рисования на стекле и т.п. Проявляйте смекалку и воображение!

Что является наиболее важным при схематизации:

  1. Понять логику, взаимосвязь и последовательность тех образов, которые заложены в тексте словами автора.
  2. Детализировать схему до полноты картины (сначала максимально, потом оптимально, выбрав то, что важно отразить и оставив в умолчаних то, чем можно пренебречь).
  3. Сделать схему наглядной и читаемой, чтобы она была понятна вам без каких-либо сопутствующих объяснений. Это достигается за счёт регулирования размера и формы блоков, размера и разборчивости шрифта, локализации блоков на листе, цветовых решений и добавления опорных сигналов и пиктограмм.
  4. Научиться пользоваться разными средствами перекодирования образов. Это поможет при взаимодействии с другими людьми, т.к. один и тот же текст все изображают совершенно по-разному.
  5. Научиться отказываться от несовпадающего ошибочного субъективизма, от тех образов, которые находятся в психике и были приняты без осмысления от какого-то авторитета.
  6. Преодолеть барьер я-центризма на освоение навыка схематизации. Я-центризм будет придумывать тысячи оправданий и проявлять изворотливость, лишь бы вы не пересматривали исходное нравственное мерило, поэтому на начальном этапе очень важно пройти 3-е занятие, по выявлению этой алгоритмики в своей психике.

Чтобы подробнее узнать о каждом виде схем и научиться пользоваться ими при самообразовании, рекомендуем вам прочитать методическое пособие «Рекомендации по самообразованию» и пройти занятия, предлагаемые в группе по схематизации vk.com/shematizaciya, которые содержат необходимые пояснения.

Желаем успехов в самообразовании!

Если вам понравился этот видеоролик и другие наши материалы, вы можете поддержать наш проект материально: , будем рады любой помощи.

0 руб.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Изучение основных приемов создания, редактирования, форматирования и управления документами в текстовом редакторе Word.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Запуск Word

Существует несколько способов запуска Word. Ниже приведено описание наиболее удобных из них:

Использование кнопки Пуск и меню Программы

1. Щелкнуть на кнопке Пуск.

2. Установить курсор на пункт Программы и подождать немного, пока не появится вложенное меню.

3. Дальнейшие действия зависят от вида открывшегося меню:

a) если в нем есть строка Microsoft Word, то необходимо щелкнуть на этой строке;

b) если в меню есть пункт Microsoft Office, то следует установить на него курсор, дождаться появления подменю, затем щелкнуть на строке Microsoft Word.

Использование кнопки Пуск и меню Документы

1. Щелкнуть на кнопке Пуск.

2. Установить курсор на пункт Документы (в меню Документы Word помещает названия тех документов, с которыми работали на компьютере в последнее время).

3. В открывшемся списке документов щелкнуть на названии необходимого документа.

Использование пиктограммы Мой компьютер или программы Проводник

1. Открыть окно Мой компьютер или окно программы Проводник.

2. Добраться до пиктограммы Word и дважды щелкнуть на ней (после стандартной инсталляции файл Word.exe будет находиться в папке C:\Msoffice\Winword).

Кроме того, если на экране имеется панель Microsoft Office, то запустить Word можно щелчком на пиктограмме Word; если на рабочем столе расположен ярлык Word, то щелчок на ярлыке также запустит Word.

При запуске Word можно загрузить созданные и сохраненные ранее документы. Для этого нужно найти необходимый документ с помощью папки Мой компьютер или программы Проводник и дважды щелкнуть на имени документа.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!