Правовое положение населения: семь рангов феодалов, германское крестьянство. Усиление королевской власти Причины ослабления папства и усиления королевской власти

Основу централизованного государства в Англии положило Нор-мандское завоевание. Вильгельм Завоеватель конфисковал земли у значительной части англо-саксонской знати и передал её в каче-стве феодов своим сподвижникам. Но их земли не представляли компактных владений, а были разбросаны по стране. Кроме того, все феодалы, как крупные, так и мелкие, были объявлены прямы-ми вассалами короля и должны были принести ему оммаж. Король сохранил за собой огромные домениальные владения, которые со-ставили около седьмой части всех обрабатываемых земель в стра-не. Вся территория государства контролировалась королём через шерифов , королевских чиновников, имевших главным образом ад-министративные и фискальные полномочия (полномочия по сбо-ру налогов).

Дальнейшее усиление королевской власти в Англии было связано с реформами короля Генриха II. Вследствие военной реформы обя-зательная служба вассалов короля за свой феод заменялась «щитовы-ми деньгами», что дало возможность королю содержать наёмные от-ряды, повинующиеся ему беспрекословно. Судебная реформа рас-ширила полномочия королевского суда: разъездные судьи короля могли вести дела по уголовным преступлениям, а дела, связанные с землевладением, за определённую плату могли быть рассмотрены в королевском суде с участием присяжных заседателей. Согласно лесной реформе все леса в Англии были объявлены собственностью короля.

Таким образом, уже к концу XII в. в Англии были сформиро-ваны основные черты централизованного государства.

Королевская власть при династии Капетингов

Во Франции королевская власть в X в. была крайне слабой. По-сле гибели в 987 г. последнего представителя династии Каролингов Людовика V Ленивого французская знать избрала новым королём Франции графа Парижского Гуго Капета, ставшего основателем но-вой французской королевской династии — Капетингов . Однако фактически ему подчинялся лишь королевский домен, расположен-ный между Парижем и Орлеаном (Иль-де-Франс). Но даже на тер-ритории домена существовали владения мелких вассалов короля, которые вели себя очень независимо и часто выказывали королю своё неповиновение.

Однако по сравнению со своими вассалами, даже самыми могу-щественными, король имел ряд существенных преимуществ. Он был сюзереном, в силу чего имел право конфисковать феод при не-выполнении держателем своих вассальных обязательств, преиму-щественное право купить феодальное владение, а также право при-соединить к своему домену феоды, оставшиеся без наследников. Для расширения своих домениальных земель Капетинги активно использовали и брачную политику: они стремились женить своих сыновей на наследницах крупных феодальных владений. Король, пройдя обряд коронации, становился сувереном, то есть правите-лем, возвышавшимся над всей феодальной системой, поскольку его власть была освящена Божественной волей.

Обряд коронации

Капетинги, начиная со второго представителя этой династии Роберта II Благочестивого (996-1081 гг.), разработали сложный, до деталей продуманный обряд коронации, направленный на под-чёркивание священного характера их власти. Они короновались только в Реймсе, городе, где принял крещение Хлодвиг, а священ-ное масло — миро — для коронации бралось из особой склянки, при-несённой, по легенде, с небес голубкой во время крещения Хлодви-га. Поэтому обряд помазания на царство давал коро-лю в глазах народа особые качества, отличающие его от простых смертных. Так, по легенде, король нало-жением своих рук мог исцелять опасные болезни, на-пример золотуху.

Усиление королевской власти в XII-XV веках

Умело используя все свои преимущества, француз-ские короли, начиная с Людовика VI Толстого (1108-1137 гг.), неуклонно усиливали свою власть и к началу XIV в. вывели её на совершенно новый уро-вень.

При Филиппе II (1180-1223 гг.) была введена должность судьи (бальи), обладавшего следственными полномочиями на территории королевского домена.

При Людовике IX Святом (1226-1270 гг.) террито-рия домена, резко расширившаяся в предыдущие го-ды за счёт конфискации ряда английских владений и земель Тулузского графства, была разделена на административные округа — бальяжи. С этого времени бальи осуществляли от имени ко-роля судопроизводство, собирали налоги и следили за исполнением королевских указов. Людовик IX Святой ввёл на территории домена единую денежную систему. Материал с сайта

К моменту правления Филиппа IV Кра-сивого (1285-1314 гг.) территория домена составляла три четвёртых королевства. В это время советники короля выдвинули идею, что ко-роль является императором в своём королевстве, то есть его власть не ограничена какими-либо обычаями , а его воля имеет силу закона.

Победа в Столетней войне ещё более укрепила власть короля во Франции: все отнятые у английского короля земли вошли в коро-левский домен, а национальное самосознание , зародившееся во Франции именно в годы векового противоборства с Англией, сдела-ло короля символом национального единства.

При Людовике XI (1461-1483 гг.) и Карле VIII (1483-1498 гг.) объединение Франции завершилось.

Налоговая и военные реформы Карла VII.

Возобновление Столетней войны.

Столетняя война. Реформы Карла V.

Усиление королевской власти в начале XIV в.

Франция в XIV-XV вв.

Лекция 10.

Конец XIII - начало XIV в. в политической истории Франции был ознаменован оформлением сословной монархии или феодальной монархии с сословным представительством. Основанием для становления новой формы государства служил процесс централизации страны и дальнейшего усиления королевской власти. Оно было связано, в частности, со значительным расширением к тому времени территории королевского домена. В начале XIV в. домен короля занимал уже 3 / 4 территории королевства. Это укрепило притязания короля на власть в качестве верховного суверена.

Для этого Филипп IV, ломая иерархию, устанавливал прямые связи с арьер-вассалами; с помощью суда и налогов включал в сферу своей политики крестьянство, зависимое от светских и церковных Феодалов.

Расширялась сфера компетенции королевского суда и Парижского парламента как высшей судебной инстанции.

В правление Филиппа IV закладываются основы государственной налоговой системы. Введенный им косвенный налог с продаваемых в стране товаров. Для пополнения казны Филипп IV не брезговал и прямым грабежом. Меняя содержание драгоценного металла в монете, он снискал себе славу фальшивомонетчика.

Филипп IV неоднократно изгонял евреев-ростовщиков из королевства, конфискуя в пользу казны их имущество и беря с них большие суммы за право вернуться в государство.

Он требовал займы у городов и, не возвращая долгов, разорял городские финансы. Это облегчало ему осуществление политики, направленной на постепенную ликвидацию коммунальных вольностей и подчинение городского управления королевскому чиновнику.

Оформление налоговой системы было тесным образом связано с реформами в армии. Смысл их заключался в замене феодального ополчения наемной армией из числа французских рыцарей и чужеземных наемников. Побуждая феодалов выкупать военную службу, король стремился создать военную организацию с жесткой дисциплиной и подчинением королю. Известным стимулом для этих реформ Филиппа IV явилась война во Фландрии.

2. Борьба с папством и возникновение Генеральных штатов . Усиление королевской власти при Филиппе IV привело к конфликту с папством. Король существенно ограничивал имущественные судебные права церкви. Непосредственным предлогом конфликта явилась налоговая политика монархии в отношении церковных земель. Противоречия между королем и церковью переросли из внутреннего вопроса в международный, так как французская церковь подчинялась римскому папе. Опережая события, Филипп IV созвал в 1302 г. Генеральные штаты, на которых были представлены духовенство, дворянство и горожане (по 2 депутата от каждого города). Заручившись поддержкой своих сторонников, особенно от городских депутатов, Филипп IV добился известной разрядки внутреннего напряжения в стране. В 1305 г. под давлением Филиппа IV на папский престол был избран французский прелат под именем Клемента V. Желая закрепить победу, Филипп IV с помощью легистов организовал судебный процесс против Ордена тамплиеров с обвинением его в ереси.



Под давлением короля Клемент V перенес свой двор в Авиньон на Роне, этой мерой открыв 70-летний период так называемого «Авиньонского пленения пап» (1309-1378), попавших под контроль французского короля.

Особенностью практики сословного представительства во Франции являлось наличие системы представительных учреждений на разном территориальном уровне: местных, провинциальных и Генеральных штатов. Генеральные штаты как составная часть системы возникли на этапе общегосударственной централизации, позже органов местного значения и некоторых провинциальных штатов.

Генеральные штаты не превратились в регулярно действующий орган. И хотя король прибегал к их созыву под давлением обстоятельств, нуждаясь в помощи, право созыва, назначение места и сроков собрания оставались его прерогативой. Король не был подчинен Генеральным штатам. Их основной функцией было решение вопроса о субсидиях. Они обсуждали и политические дела, но без формального права утверждать законы. Следовательно, их ограничительная функция по отношению к власти монарха по сравнению с английским парламентом была слабее. Это позволило центральной власти выступить инициатором созыва Генеральных штатов и, используя противоречия, как межсословные так и внутрисословные, поставить их в сильную зависимость от себя.

В Германии к XIII в. сложилась более дробная феодальная лестница, чем во Франции. В Германии существовало семь рангов или воинских щитов - ступеней феодалов, а во Франции - четыре ранга феодалов: король, непосредственные вассалы короля - пэ’ры - герцоги, графы, епúскопы, субвассалы - бароны, викóнты, аррьéр-вассалы - рыцари.

В Германии первый ранг принадлежал императору, который занимал высшую ступень. Второй ранг - держатели ленов - феодов со скипетром составляли духовные князья - епископы и аббаты, которые участвовали в военных походах. Третий ранг составляли светские князья - держатели ленов со знаменем - князья, герцоги, графы, пфальцграфы, ландграфы, маркграфы. В IX в. насчитывалось 4 князя, в конце XII в. - 16 князей, в XIV в. уже 44. Они являлись непосредственными вассалами короля, держащими от него свои лены. Четвертый ранг составляли графы - фóгты - служилая знать, вассалы князей. Пятый ранг - свободные господа - фрéйгерры - имперское рыцарство, являвшееся вассалами графов. Званием рыцаря обладали те, у которых два предка носили оружие. Шестой ранг имели рыцари - вассалы свободных господ, однощитные рыцари, которые не могли иметь вассалов и не обладали судебными правами над подвластным населением. Уголовный суд с правом назначения смертной казни не вручался ниже четвертого «щита» (ранга).

Отношения внутри феодалов регулировались правилом «вассал моего вассала не мой вассал». В седьмой ранг включались «неблагородные» свободные - шéффены, являвшиеся судьями в общинных судах. Благодаря существованию весьма дробной феодальной лестницы сеньоров и вассалов, значительная часть империи не подчинялась императорской администрации и суду.

Крестьянство Германии в XII - XIII веках разделялось на три основные группы:

1. Лично - зависимые крестьяне, которые составляли большинство немецкого крестьянства. Положение их было аналогично положению французских сéрвов.

2. Чиншевикú - поземельно-зависимые пожизненные или наследственные цензитáрии, платившие определённый чинш - ценз, оброк за обладание землей.

3. Свободные крестьяне - собственники своей земли - аллодúсты, имевшие в частной собственности определённое количество земли - от 10 до 35 десятин земли. Их в Германии насчитывалось довольно много. О формах крестьянского землевладения смотри вопрос: Вещное право Франции и Германии Франции и Германии в X-XVIII веках.

Раздробление Германии на княжества и причины ослабления в ней императорской власти

В Германии период феодальной раздробленности отодвинулся на значительно более поздний период. Королевская власть здесь переживала как бы «обратный» путь развития: от известного единства в IX-XI веках к децентрализации в XII-XIII веках. В то время, когда во Франции феодальная раздробленность достигла наибольшего развития, Германия ещё сохраняла своё единство, хотя и здесь начинался процесс феодальной децентрализации. И, наоборот, с середины XIII в., когда во Франции уже значительно усилилась королевская власть, в Германии происходил процесс усиления территориальной власти князей, политическое раздробление на княжества, которые просуществовало до XIX века. В Германии наметился распад королевства на отдельные территориальные государства - княжества, внутри которых и происходил процесс централизации.

Причинами ослабления императорской власти в Германии являлись:

1. В Германии не сложилось наследственной власти императорской династии в одном роде. С прекращением Каролúнгской династии, то есть с 911 г. в Германии королевская власть сделалась избирательной, переходила из одной княжеской фамилии к другой. Император являлся лишь одним из сильнейших князей. Император избирался из членов определённого рода, то есть сочеталось избрание и наследование. Таким образом, Германия в течение целых девяти веков (911 - 1806) представляла собой наследственно - избирательное государство.

Избрание ослабляло власть императора. Каждый, желавший стать императором, вынуждался делать избирателям - князьям-выборщикам уступки из прав, принадлежавших его предшественникам, и опять уступал, чтобы обеспечить избрание своего сына. В Германии не образовалось постоянного территориального владения императора, вокруг которого могли бы объединяться германские земли, как во Франции королевский домен Капетúнгов. Капетинги сумели сохранить для своей фамилии королевскую власть, бывшую в принципе избирательной, но сделавшуюся фактически наследственной.

2. Начиная с Оттóна I, германские короли постоянно стремились обладать Северной Италией и императорской короной Рима. В итоге для итальянцев их император был слишком немецким королем, а для немцев их король - чересчур римским императором. Чтобы удержать в повиновении Италию и получить от папы римского титул императора и водрузить на свою тевтонскую голову призрачную корону, немецким королям приходилось то и дело совершать туда дорогостоящие военные походы. В погоне за Италией и за императорской короной немецкие короли пренебрегали упрочением своего положения в Германии и делали князьям и городам уступку за уступкой, лишь бы иметь на своей стороне вооружённые силы своих вассалов в их походах в Италию. За германскими князьями император признал право чеканки монеты, взимания в их пользу налогов и пошлин, право высшей юрисдикции.

3. С середины X в. для Германии не существовало серьезной внешней угрозы, которая бы требовала сильной императорской власти.

4. Борьба папства и империи, ослаблявшая императоров. Духовный глава Запада папа римский боролся со светским главой Запада германским императором за верховенство, за освобождение от власти германских императоров, за инвеституру - право назначения высших церковных сановников.

В средневековом католичестве возобладала идея подчинения государства церковной власти. Светские государи - императоры, короли считались вассалами папы, подчинёнными ему не только в церковных, но и светских мирскúх делах. Светская власть при этом не имела права вмешиваться ни в какие духовные дела. Законы, издаваемые государственной властью, если они становились в противоречие с требованиями папы, могли быть им отменены.

Светская власть, в случае неисполнения требований папы, могла быть смещена с передачей её другому лицу. Могучим средством пап в борьбе со светскими государями стал интердúкт - запрет совершать богослужения в той или иной стране до тех пор, пока подданные не свергнут своего отлученного папой монарха. Путём отлучения церковь ставила человека вне церковного общения, обрекая его душу, согласно господствовавшим в то время представлениям, на вечные мучения.

В этой борьбе с германскими императорами папство поддерживало все силы, враждебные императору в Германии и Италии, то есть немецких феодалов и итальянские республики. Избирательная императорская власть, вечно нуждавшаяся в поддержке, в помощи вассалов против мятежных итальянцев и враждебных пап, делала уступки князьям. Папа римский отлучал императора от церкви и даже низлагал его с престола.

Итальянские походы и споры с папой заставляли императоров делать уступки помогавших их политике князьям. В частые отсутствия их в Германии князья узурпировали не принадлежавшие им права и затем уже их не хотели возвращать, а папство вдобавок приглашало их к восстаниям и даже поощряло выставлять новых императоров.

Германия распадается на отдельные княжества, а попытки объединения встречают оппозицию, сопротивление. Император не имел ни войска, ни финансов, ни имперских органов власти. С середины XIII в. императорами стали избирать лишь незначительных князей и довольно часто менять династии, пока в середине XV в. корона не удержалась за австрийским домом Гáбсбургов. Вся деятельность новых императоров сосредотачивалась на увеличении своих наследственных княжеств.

Лекция № 4. Государственный Франции в период сословно-представительной монархии XIV - XV веков. Французские генеральные штаты. Правовое положение населения

  • Развитие феодальной государственности в Англии
  • Ленная монархия XI – XIII вв.
    • Образование новой монархии
    • Усиление королевской власти
    • Реформы Генриха II
  • Сословная монархия XIII – XV вв.
    • Сословный строй
    • Великая хартия вольностей
    • Изменения системы власти и управления
  • Абсолютная монархия XVI – середины XVII вв.
    • Политическая централизация
    • Абсолютизм и церковь
    • Королевская администрация
    • Политическая доктрина абсолютизма
  • Становление английского парламента
    • Возникновение парламента
    • Состав парламента. Начало избирательного права
    • Компетенция парламента
    • Корона и парламент
  • Развитие феодальной государственности во Франции
  • Ленная (сеньориальная) монархия Х – XIII вв.
    • Становление Французского королевства
    • Формирование королевской администрации
    • Реформы Людовика IX
  • Сословная монархия XIV – XV вв.
    • Укрепление королевской власти
    • Генеральные штаты
    • Государственная администрация
  • Завершение государственной централизации: XVI – начало XVII в.
    • Национально-политическое объединение
    • Централизация государственной системы
    • «Регулярная монархия» Ришельё
  • Развитие феодальной государственности в Германии
  • «Священная Римская империя германской нации»
    • Становление германской государственности
    • Организация ленной монархии
    • Политическое дробление империи
    • Государственная система империи XIV – XV вв.
  • Развитие территориальной государственности: Пруссия
    • Формирование Прусского государства
    • Становление абсолютизма в Пруссии
  • Развитие государственной организации в Италии: города-республики
    • Средневековые государства в Италии
    • Формирование Флорентийской коммуны
    • Государственная организация Флоренции
    • Развитие Венецианской республики
    • Институты власти в Венеции
  • Развитие феодальной государственности в Испании
    • Формирование испанских государств
    • Ранняя монархия
    • Сословная монархия
    • Утверждение абсолютизма
  • Формирование феодальных государств у славянских народов
    • Славяне в I тысячелетии
    • Становление Польского государства
    • Развитие чешской государственности
    • Болгарское царство
    • Югославянские государства
  • Развитие общественного самоуправления в феодальной Европе
    • Государство и самоуправление
    • Общинное самоуправление
    • Становление земского самоуправления
    • Городское самоуправление
    • Профессионально-сословное самоуправление
  • Римское право в средневековой Европе
    • Римское право в варварских королевствах
    • Возрождение римского права. Глоссаторы
    • Комментаторы (постглоссаторы)
    • Римское право на пороге Нового времени
  • Формирование судебно-правовой системы Англии
    • Становление юстиции «общего права»
    • Принципы «общего права»
    • Суд канцлера («справедливости»)
    • Право справедливости
  • Развитие французского права в Х – XVII вв.
    • Формирование феодальных кутюмов
    • Кутюмное право
    • Королевская юстиция. Парламенты
    • Королевское законодательство
  • Развитие германского права в Х – XVI вв.
    • Становление общеимперского права
    • «Саксонское Зерцало»
    • Феодальный суд
    • Уголовное уложение Карла V
  • Становление права славянских народов
    • Развитие польского права
    • Чешское земское право
    • «Законник» Стефана Душана
  • Городское право средневековой Европы
    • Становление городского права
    • Городской строй и статус граждан
    • Имущественные отношения и коммерческое право
    • Уголовное право
  • Каноническое право римской католической церкви
    • Формирование церковной организации
    • Становление и систематизация церковного права
    • Церковная юстиция
    • Брачно-семейное право
  • Государственность Византийской империи
    • Становление и развитие имперского государства
    • Императорская власть
    • Административная система
    • Имперская бюрократия
    • Местное и военное управление
    • Государство и церковь
    • Кризис и падение Византии
  • Эволюция социально-правового строя Византии
    • Сословный строй
    • Зависимое население
    • Крестьянская община. «Земледельческий закон»
    • Государственный феодализм
  • Судебно-правовая система Византийской империи
    • Развитие законодательства
    • Суд и судопроизводство
    • Изменения в частном праве
    • Уголовное право
  • Военно-феодальные империи средневековой Азии
  • Арабский халифат
    • Возникновение и развитие арабской империи
    • Организация власти и управления
    • Судебная система
  • Монгольская военно-кочевая империя
    • Формирование Великого монгольского государства
    • Военно-политическая система
    • Гражданская администрация
  • Образование Османской империи
    • Формирование турецкой государственности
    • Система власти и управления
    • Военно-ленная система
    • Местное управление
  • Право и суд в Османской империи
    • Основы правовой системы
    • Канун-наме (кодексы)
    • Организация юстиции
    • Гражданские и имущественные отношения
    • Брачно-семейное право
    • Уголовное право
  • Развитие феодального государства в Японии
    • Формирование японской государственности
    • Феодально-ленная система. Сёгунат
    • Централизация страны. Сегунат Токугава
  • Право средневековой Японии (свод Тайхо-рицурё)
    • Формирование древнего права
    • Административное право
    • Судопроизводство
    • Уголовное право
    • Брачно-семейное право
  • Становление международного права
    • Право войны
    • Международный договор
    • Дипломатическое право
  • Государство и право Нового Времени
  • Государство и право нового времени
  • Революция в Нидерландах и образование Республики
    • Государственный статус Нидерландов и администрация в XVI в.
    • Борьба с Испанией и становление новой государственности
    • Основы конституции
    • Организация власти и управления Республики
    • Конфедеративное устройство
  • Английская революция середины XVII в.
    • Государственно-политический кризис начала XVII в.
    • Конфликт короны и парламента
    • Долгий парламент и политические реформы
    • Крах монархии и установление Республики
    • Режим военной диктатуры. Протекторат
    • Кризис республиканской диктатуры
  • Оформление конституционной монархии в Англии
    • Реставрация монархии
    • «Славная революция»
    • Политико-юридические основы конституции
    • Доктрина «разделения властей»
    • Развитие государственно-политического строя Великобритании в XVIII-XIX вв.
  • Монархия и правительство
    • Статус Короны
    • Тайный совет
    • Правительство
    • Центральная администрация
  • Парламент и политические партии
    • Парламент
    • Развитие избирательного права
    • Институализация политических партий
  • Развитие английской юстиции и права в XVII-XIX вв.
    • Habeas corpus Act
    • Уголовная юстиция
    • Гражданская юстиция
    • Судебная реформа 1872-1875 гг.

Усиление королевской власти

Особенности ленной системы, обусловленное завоеванием военно-политическое доминирование центральной власти определили становление новых полномочий короны, значительное усиление государственной позиции королевской власти.

Помимо перешедших от англосаксонской древней монархии полномочий на земельные пожалования (теперь уже свободных от согласия уитанов) и на законодательство, нормандские короли в течение XI – XII вв. закрепили за собой значительные новые права. Король стал носителем высшей военной власти: ленная милиция-ополчение находилась на положении дружины короля, он единолично определял время созыва и количество ополченцев; в этом отношении также возродились на новой основе древние права военачальника англосаксонских королей. Установилось судебное верховенство короля – не только в виде прав на собственный королевский суд, но и на определение вообще всех судей в королевстве, на пересмотр решений низовых судов, даже связанных с общинными традициями.

Особенно значительным стало административно-полицейское верховенство короны: власть проводила обязательные переписи-ревизии земель и населения, запрещала или ограничивала передвижение населения в этих целях, от имени короны правонарушители брались на поруки, что освобождало их временно или навсегда от ответственности, представители короля стали принимать обязательное участие в расследовании преступлений на местах, а с XIII в. действовали следственные комиссии под началом вице-графа (назначаемого королем уполномоченного).

Появились финансовые права короны уже как организатора государственного обложения: норманны ввели прямые налоги, король имел право на особые сборы со своих вассалов, право на выкуп от воинской повинности, на таможенные сборы; дополнительные доходы короне обеспечивали поступления с королевских доменов и с общегосударственных лесов (это также было признано королевской прерогативой), от чеканки монеты. Наконец, сложилось доминирование над церковью (на место прежнего патроната англосаксонских времен): короли утверждали церковные постановления, землевладения церкви передавались только как королевские пожалования, с которых духовенство обязано было нести военную службу и иные повинности.

При первых нормандских королях возродились феодальные собрания (сходки уитанов), однако они стали нерегулярными и более многочисленными (на одном из собраний XI в. присутствовали все землевладельцы Англии – до 60 тыс. чел.), значение их для власти было невелико. Несравненно большую роль стал играть королевский двор (curia regis). Здесь был истинный центр военного, судебного, полицейского, финансового и церковного верховенства в стране, при том что его институализация была еще слаба.

Двор существовал и как собрание приближенных королю вассалов, как придворные съезды (считалось, что законы страны могут меняться только при согласии представителей страны); с XII в. непериодически действует Общий совет короля в составе 20 – 36 его ближайших слуг и управителей. Двор к середине XII в. стал и административным центральным органом страны. Единственным стабильным учреждением в его составе пока было только казначейство из двух отделений: Счетного и Приемного. Размещалось казначейство в особой зале Вестминстерского дворца. Его возглавлял постоянный казначей, в распоряжении которого были профессиональные чиновники. При дворе действовали особые судебные комиссии, где вершилось королевское правосудие.

Наконец, из поручений лицам королевского двора постепенно стали складываться особые функции управления – одновременно и дворцового, и общегосударственного. Среди таких лиц первое место принадлежало генеральному наместнику, или юстициарию всей Англии. Делами двора ведали сенешал и майордом, возникли и другие придворные чины и ранги. Королевским хозяйством управлял лорд 1-й камергер. Командование постоянной частью войска вручалось коннетаблю; помимо этого, был и титул маршала Англии.

Дипломатическими и особыми административными делами руководил канцлер – обычно из числа духовных лиц. Периодически возникали и исчезали другие должностные лица или учреждения (например, Палата «шахматной доски» в XII в. для сбора доходов), административные полномочия которых также вытекали главным образом из домениальных прав короля. Многие должности и учреждения вели свое происхождение от Франкской монархии и Нормандского герцогства. Центральной власти было подчинено и местное управление.

Должность элдормена (эрла) превратилась в верховное наместничество или военный ранг. Основная тяжесть управления на местах (в графствах) перешла к вице-графу, или шерифу; он был и военным управляющим короля, и председателем местной юстиции, и полицейским должностным лицом, и управляющим домениальными владениями.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!