Скачать занятия по обж. Что такое ОБЖ в школе? Программа и изучение ОБЖ в школе

Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС, определяют главную цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Как же построить уроки русского языка и литературы, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для этого необходимо знать критерии результативности урока, требования к его подготовке и проведению, анализу и самоанализу деятельности учителя и учащихся.

Известно, что наряду с общими подходами к планированию уроков по всем предметам (продуманные цели и задачи; оптимальные методы, приёмы и формы работы с классом; грамотное использование новых педагогических технологий, в том числе ИКТ; сотрудничество учителя и учащегося, основанное на проблемно-поисковых формах работы и т.д.) преподавание каждого предмета имеет свою специфику, свои особенности. В условиях введения ФГОС основного общего образования всё большую актуальность в школьном образовании приобретает проблема деятельностной модели урока, содержащей определённые структурно-содержательные этапы.

Что касается уроков литературы , то требования, предъявляемые к их построению, в принципе не устарели: триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) – обязательный компонент любого урока, урока литературы в том числе. Однако современная действительность вносит свои коррективы в методику преподавания литературы. Чтобы урок был интересен детям, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала, использовать в своей практике нестандартные приёмы и инновационные технологии.

При анализе повести М.Булгакова «Собачье сердце» использовала материалы из книги Т.В.Рыжковой «Путь к Булгакову».

Конспекты уроков литературы по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

Цели урока:

1.Образовательная: проведение композиционного и стилистического анализа текста повести; сопоставление образов Шарика и Шарикова; постижение авторской концепции.

2.Развивающая: развитие навыка работы с художественным текстом; развитие умений характеризовать героев повести; совершенствование навыка групповой и самостоятельной работы; совершенствование логического и творческого мышления.

3.Воспитательная: осмысливание, что значит воспитание и самовоспитание, культура, традиции в жизни и судьбе человека и общества; формирование системы ценностей.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная

Тип урока: открытие нового знания

Урок №1 Спор о собачьем сердце.

Цель этапа : включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.

Создание установки на анализ произведения.

Слайд 1 (портрет писателя, название повести)

Слово учителя .

К сегодняшнему уроку вы прочитали повесть М.Булгакова «Собачье сердце».

Март 1925 года. Михаил Булгаков заканчивает работу над сатирической повестью «Собачье сердце». Писал он ее по заказу журнала «Недра». Но повесть пришла к читателю в нашей стране только в 1987 году…

Слайд 2

Как вы думаете, почему повесть, написанная в 1925 г., была опубликована в России лишь в 1987 году? Что было такого в этой повести, что не понравилось правительству Советского Союза?

Ученики высказывают предположения (запретили печатать потому, что повесть – сатира на современность)

Учитель: Действительно, советская эпоха преследовала инакомыслие, и даже с высоких трибун было иронически сказано: «Мы за смех, но нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали». Булгаковский взгляд на современность был очень острым, сатирические выпады считались крамольными. М.А Булгаков писал:

Слайд 3: «На широком поле словесности российской в СССР я был один – единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженный ли волк, он всё равно не похож на пуделя». Известный критик, исследователь творчества писателя Всеволод Иванович Сахаров (род. В 1946г., член Союза писателей России, Доктор филологических наук) дал такую оценку повести:

Слайд 4:

«Собачье сердце»- шедевр булгаковской сатиры.

Сатира Булгакова — умная и зрячая». В. Сахаров

Эти слова станут эпиграфом к сегодняшнему уроку.

Подберите контекстуальный синоним к слову зрячая.

Ученики: (честная )

УУД: личностные, смыслообразование

Этап 2 Актуализация знаний

Цель этапа

Закрепление понятия о сатире, преодоление однозначности в восприятии персонажей и событий.

Учитель: Действительно, сатира всегда бывает честной, но редко дозволенной. Вспомним, что такое сатира. Против чего направлена сатира? Что является источником сатиры?

Ответы обучающихся

Учитель открывает слайд, ученики сверяют свои ответы с правильным

Слайд №5.

(Сатира — вид комического. Предметом сатиры служат человеческие пороки.

Источник сатиры – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.)

Попытаемся разобраться, какие человеческие пороки и противоречия между общечеловеческими ценностями и реальной жизнью стали предметом сатиры М.Булгакова.

УУД: познавательные

Этап 3 Постановка учебной задачи

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности, выбор способа средств их реализации.

Учитель : Повесть посчитали крамольной в 1925 году и запретили.

Однако в 1988 году на экраны выходит фильм режиссера В.Бортко «Собачье сердце», который до сих пор с удовольствием смотрят зрители, а в театрах не перестают ставить спектакли по повести Булгакова.

Чем же повесть привлекает кино- и театральных режиссеров?

Ученики: Предполагаемые ответы:

    Повесть очень современна. Наше время и время Булгакова похожи.

Учитель: Итак, повесть актуальна и в наше время, потому ее читают, снимают фильмы и ставят в театрах спектакли. Предположим, что проблемы, волновавшие писателя, небезразличны и нам. Какие это проблемы?

Ученики: Предполагаемые ответы:

    Шариковы живут среди нас, а писатель предупреждал, как они опасны.

    Сейчас клонируют животных и говорят о клонировании человека.

Учитель: Возможно, вы правы. Попытаемся разобраться.

Моделирование проблемной ситуации и выход на проблему урока.

Включить кинофрагмент из фильма режиссера В.Бортко «Собачье сердце», где Борменталь спорит с профессором Преображенским.

Как вы думаете, какова будет сегодня тема урока?

Ученики.

Предполагаемые ответы: спор о собачьем сердце.

Учитель: Запишите тему урока: «Спор о собачьем сердце».

Давайте подумаем, какую главную проблему мы с вами должны решить на уроке?

Ученики. Кто прав: доктор Борменталь, считающий, что у Шарикова собачье сердце, или профессор Преображенский, утверждающий, что у Шарикова «именно человеческое сердце»?

Учитель: Можем мы сразу ответить на этот вопрос?

Нет.

Какие цели своих будущих действий нам необходимо обозначить, чтобы дать ответ на этот проблемный вопрос?

Ученики.

Провести анализ текста и сопоставить образы Шарика и Шарикова.

Понять, какой бы ответ на этот вопрос дал автор повести, что думал автор, что его тревожило.

УУД: регулятивные (целеполагание, планирование); коммуникативные

(умение слушать, вступать в диалог)

Этап 4 Построение проекта выхода из затруднений

Цель этапа

Аналитическая беседа.

а) Приём «погружения в текст».

Учитель: Повесть открывается картинами Москвы середины 20-х годов. Представьте и опишите Москву. Чьими глазами мы видим жизнь?

Ученики: город, где царят ветер, вьюга и снег, живут озлобленные люди. Конкретизировать общие картины поможет обращение к деталям текста, которые могли бы подтвердить сложившиеся у учеников впечатления (столовая нормального питания и бар, судьба «машинисточки» и ее любовника, повар и швейцар, история Калабуховского дома).

Учитель: Противостоит ли что-нибудь в повести этому хаосу и ненависти? Ученики : расска з о квартире Филиппа Филипповича, где царят уют, порядок, человеческие отношения. Но эта жизнь находится под угрозой, потому что домком во главе со Швондером стремится ее разрушить, переделать по своим законам.

Учитель: что же соединяет эти два мира?

Ученики: Это Шарик, которого подобрал профессор Преображенский. Благодаря Филиппу Филипповичу пес перенесся из мира голода и страдания, мира, обрекавшего его на смерть, в мир тепла и света.

Учитель: М. Булгаков продолжил традиции русских сатириков М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.В. Гоголя. У Салтыкова-Щедрина Булгаков взял злободневное звучание, у Н.Гоголя – своего учителя, фантастичность сюжета, образов и даже композиционное построение произведения. Выполняя домашнее задание, вы должны были понаблюдать за композицией повести. А какова композиция повести?

б)Ученики представляют подготовленную дома презентацию , в которой очевидно разделение повести на две части

1 часть

2 часть

1 гл. Мир глазами собаки, встреча с профессором, выбор имени.

2 гл. Шарик в доме на Пречистенке: «перевязка», прием пациентов, визит домкома

3 гл. Шарик в доме на Пречистенке: обед, «разъяснение» совы, «ошейник», кухня, подготовка к операции.

4 гл. Операция.

5 гл. Дневник доктора Борменталя: превращение.

6 гл. Шариков в доме на Пречистенке: разговор профессора с Шариковым, выбор имени, визит Швондера, «разъяснение» кота.

7 гл. Шариков в доме на Пречистенке: обед, размышления профессора.

8 гл. Шариков в доме на Пречистенке: прописка, кража, пьянство, разговор профессора с Борменталем (поиски выхода), «покушение на Зину».

9 гл. Исчезновение Шарикова, Шариков и «машинисточка», донос на профессора, операция

Эпилог: «предъявление» Шарикова, Шарик после операции, профессор за работой.

(Композиция симметрична. Композиция кольцевая: Шарик вновь стал собакой.)

Учитель: каковы причины такого построения произведения?

Ученики делают вывод: зеркальная композиция повести подчеркивает изменения, происходящие в доме профессора и в людях, его населяющих. Вывод записывается в тетрадь.

в)Прием «словесное рисование»

Учитель : итак, Булгаков многие события первой части дает глазами собаки, возможно, для того, чтобы сопоставить Шарика и Шарикова. Представьте, что вы делаете иллюстрации к повести. Как бы вы изобразили встречу собаки и профессора? Что надо сделать, чтобы точнее нарисовать устную иллюстрацию?

Ученики : надо перечитать 1-ю главу . Перечитывают, уточняют детали. Возможное описание:

    На переднем плане — темная подворотня, змеится вьюга. Вдали мы видим из подворотни улицу, ярко освещенный магазин и кусок плаката, который надут ветром. Из магазина только что вышел человек в темном пальто, он движется по направлению к подворотне в «столбе метели». В подворотне на улицу ползет пес. Это ободранная дворняга, у нее грязная свалявшаяся шерсть, страшный ошпаренный бок. Видно, что движение дается псу с огромным трудом. Его голова приподнята, он следит за человеком, идущим ему навстречу.

Учитель: Какие качества Шарика вам симпатичны, какие нет?

Ученики : ум, остроумие, наблюдательность его ироничность, ненависть к пролетариям, дворникам и швейцарам; способность и сострадать, и ненавидеть, лакейскую угодливость.

УУД: познавательные – общеучебные (смысловое чтение, поиск информации), логические (анализ, классификация, выбор оснований для сравнения); личностные (нравственно – эстетическое оценивание); коммуникативные.

Этап 5 Самостоятельная работа

Цель этапа: совершенствование навыка самостоятельной работы и умения строить сотрудничество в группе.

Работа учеников в группах (самостоятельный анализ текста). Время выполнения – 5-8 минут. Каждая группа готовит выступающего, время ответа – 2 минуты.

I группа , анализируя 1-3-ю главы, должна ответить на вопрос:

— Что замечает Шарик в окружающей его действительности и как на это реагирует?

2 группа , анализируя 2-3-ю главы, отвечает на вопрос:

— Что нравится Шарику в доме профессора Преображенского и что – нет?

3 группа , работая с теми же главами, готовит ответ на вопрос:

— Как воспринимает пес обитателей квартиры?

4 группа (те же главы):

Как относятся к Шарику обитатели квартиры?

5 группа (те же главы):

Ученики (желательные ответы):

I группа:

— Пес очень наблюдателен, он хорошо знает жизнь, особенно то в ней, что связано с питанием. Он знает, что мир делится на голодных и сытых. Тот, кто «вечно сыт», «никого не боится», поэтому «не станет пинать ногой». Опасны голодные, те, кто «сами всего боятся». Шарик ненавидит «холуев». Он говорит, что «человеческие очистки — самая низшая категория». Но он и сочувствует людям, которых обманывают, над которыми издеваются те, кто недавно получил власть.

II группа:

— Шарику нравится в доме профессора, хотя после приема пациентов он называет квартиру «похабной». Но в ней тепло, спокойно. После разговора Филиппа Филипповича со Швондером Шарик убеждается, что профессор обладает большой властью. Шарик решает, что здесь он будет в полной безопасности: «Ну теперь можете меня бить, как хотите, а я отсюда не уйду». Нравится псу и то, что в доме его сытно и вкусно кормят, не бьют. Единственное, что его раздражает, так это сова. Пес боится голода и злых людей, а в доме все наоборот. Любимое место Шарика — кухня: там готовят еду, и там горит огонь.

III группа:

— После того, как Шарик понял, что в доме профессора ему нечего и некого бояться, так как и его хозяин никого не боится, он решил, что профессор — «волшебник, маг и кудесник из собачьей сказки». Во время обеда Филипп Филиппович окончательно получил звание божества. Как уже говорилось, еда, тепло и безопасность — главное для Шарика, и тому, кто ему это дает, он готов преданно служить. Шарик изучил звонок профессора, с лаем его встречает.

Он быстро покорил Дарью Петровну — повариху. Кухня — «главное отделение рая» для Шарика. И поэтому он подлизывается к кухарке. К Зине он относится пренебрежительно, именуя ее «Зинкой»; он не любит ее, так как она все время ругает его и говорит, что «он весь дом обожрал». Доктора Борменталя пес называет «тяпнутый» и совсем с ним не общается.

IV группа:

— Профессор Преображенский в общем жалеет Шарика: он велит его кормить как следует, говоря, что «бедняга наголодался»; он обращается с ним ласково, потому что считает, что ласка — это «единственный способ обращения с живым существом»; он никогда не бьет Шарика, даже когда тот «разъяснил» сову. Для Зины Шарик — причина вечного беспорядка в доме. Она считает, что профессор слишком балует Шарика, и предлагает отодрать собаку. Она не понимает, с чего Шарику оказываются такие любезности. Для нее он — обыкновенная дворняга. А Дарья Петровна сначала называла Шарика «беспризорным карманником» и не пускала в кухню, но пес «покорил ее сердце».

Учитель: Какова же система ценностей необычного пса?

Ученики : Главное для Шарика — это еда, тепло и безопасность. Именно это определяет его отношение к людям. В общем, он «продает свою душу» за кусок краковской колбасы. Отношение Шарика к людям определяется тем же: профессор — хозяин, и ему Шарик готов угождать, Дарья Петровна — «царица кухни», к ней ластится пес, Зина -прислуга в доме, и Шарик считает, что она и ему должна прислуживать. Доктор Борменталь никак не связан в сознании пса с едой и теплом, и поскольку укус его ноги остался безнаказанным, то доктор превращается просто в «тяпнутого».

Учитель : Нравится ли вам такая философия жизни? Почему? Каким словом вы бы могли ее назвать?

Ученики : Рабская

V группа выявила этапы изменения Шарика:

— Во-первых, Шарик изменился внешне. Профессор подобрал умирающего пса, с ошпаренным боком, с грязной свалявшейся шерстью, отощавшего от голода. За неделю он превратился в лохматого и «удивительно-жирного» «пса-красавца». Во-вторых, он изменился и внутренне: сначала он тревожился: «Зачем я понадобился профессору?» (его опыт ему подсказывал, что даром никто ничего не делает). Только что попав в дом, он подумал, что очутился в «собачьей лечебнице», и защищал свою жизнь — у него очень развит инстинкт самосохранения. Но увидев, что ему ничего не грозит, а, наоборот, его кормят и ласкают, Шарик начинает бояться лишиться всего этого и думает: «Бейте, только из квартиры не выгоняйте». Он решает, что Филипп Филиппович выбрал его за красоту. Он наглеет на глазах. Быстро оценив ошейник, потому что ему бешено завидуют все встречные псы, он приходит к выводу, что ошейник — своего рода пропуск в лучший мир и дает ему определенные права, например, лежать на кухне. Он забывает, что недавно был обыкновенной бездомной дворнягой, и уже не сомневается, что ничто не лишит его тепла и еды, и окончательно уверяется в том, что он — «собачий принц-инкогнито». Голодную и полную опасностей свободу он променял на сытую, спокойную жизнь, а гордость — на лакейскую угодливость.

Учитель : Какие ассоциации вызывает у вас история собаки?

Ученики : Предполагаемые ответы:

После революции многие люди, жившие в нищете и голоде, потянулись к теплой и сытой жизни, поверили многим обещаниям, решили, что мгновенно «станут всем». Революция — это эксперимент, который большевики поставили над всем народом.

УУД: познавательные(поиск информации, умение строить речевое высказывание); коммуникативные (умение сотрудничать в группе, вступать в диалог), личностные (знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения)

Этап 6 Рефлексия

Цель этапа: самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности

Подведем общий итог урока:

Учитель : Изменилось ли ваше отношение к шарику? Как? Почему? (Это письменный вопрос.)

Ученики делают вывод:

Внутренняя речь Шарика, его оценки событий, размышления совместно с авторским описанием его поведения создают для читателя полную картину внутреннего мира пса.

Учитель :

— Ответили ли мы на проблемный вопрос урока: кто прав: доктор Борменталь, считающий, что у Шарикова собачье сердце, или профессор Преображенский, утверждающий, что у Шарикова «именно человеческое сердце»?

Ученики: — Нет.

Учитель: — На какие же вопросы мы получили ответ?

Ученики: — Сопоставили образы Шарика и Шарикова, увидели, какие перемены произошли, поняли, через какие приемы автор выразил свое отношение к персонажу и что его тревожило.

Учитель: следующий урок станет очередным шагом в разрешении проблемной ситуации, обозначенной нами на этом уроке, а для этого вы должны поработать над вопросами домашнего задания. Какие вопросы вы хотели бы задать мне или одноклассникам?

УУД: регулятивные (оценка), личностные (самоопределение), познавательные (решение проблемы), коммуникативные (умение участвовать в коллективном обсуждении)

Домашнее задание:

1. Выделите этапы превращения Шарика в Шарикова и этапы становления Шарикова, подготовив электронную презентацию (задание для всего класса).

2. Сравните поведение Шарика и Шарикова в эпизодах I и II частей: выбор имени (индивидуальное задание), обед (индивидуальное), посещение квартиры домкомом (индивидуальное).

3. Что, по-вашему, в Шарикове от собаки, что от Чугункина? Свое мнение обоснуйте примерами из текста (общее задание).

4. Какова роль Швондера в воспитании Шарикова? Почему профессор Преображенский говорит, что «Швондер и есть самый главный дурак»? (Индивидуальное задание, его выполняют 3-4 человека.)

Урок № 2

Тема: Спор о собачьем сердце (продолжение)

Этап 1 Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа : включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. Создать установку на анализ произведения.

Просмотр фрагмента фильма «превращение Шарика в Шарикова» , отрывок из экранизации повести режиссёром Бортко.

Учитель : прежде, чем мы ответим на ключевой вопрос, подумайте, почему М.Булгакову понадобилось вводить в повесть, делать пружиной интриги превращение собаки в человека. Если в Шарикове проявляются только качества Клима Чугункина, то почему бы автору было не «воскресить» самого Клима? Однако на наших глазах «седой Фауст», занятый поисками средств для возвращения молодости, не создает человека в пробирке, не воскрешает его из мертвых, а превращает в человека собаку.

Этап 2 Актуализация знаний

Цель этапа : подготовка мышления обучающихся, осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование в каждом из них индивидуального затруднения.

Учитель : Затрудняетесь ответить?

Напоминаю вам о дневнике доктора Борменталя (обостряю проблемную ситуацию дополнительным вопросом):

Почему дневник ведет именно доктор Борменталь, а не профессор Преображенский?

Поисковая деятельность учеников, ищут реальные объяснения:

— Мы по записям видим, как взволнован доктор. Сначала он радуется успеху операции и новому открытию. Затем ужасается тому, во что превратилась квартира. Признается, что многого не понимает.

— Филиппу Филипповичу некогда вести дневник, он занят гораздо больше, чем доктор.. Ведь профессору не случайно нужен ассистен, то есть помощник. Потом Филипп Филиппович гораздо меньше Борменталя понял, что новое существо имеет отношение к Климу. Булгаков не хочет раньше времени разгадывать загадку — мы-то тоже ничего не знаем о Климе. А если бы дневник вел профессор, то было бы не так интересно.

— Доктор Борменталь в дневнике выдвигает свою гипотезу: «Мозг Шарика в собачьем периоде его жизни накопил бездну понятий», — и, конечно, записывает не только свои предположения на этот счет, но и мнение профессора. А профессор не стал бы записывать гипотезу Борменталя, так как он абсолютно уверен в своей правоте. И не было бы никакой проблемы. Мы бы тоже поверили профессору, а так есть некоторые сомнения

Ученики совместно с учителем приходят к выводу:

— «Устранение» автора и передача повествования молодому ученому, не обладающему опытом и проницательностью своего учителя, питающему радужные надежды на результат эксперимента, создают новую и при этом центральную оппозицию повести (что такое Шариков — собака, сменившая внешнюю форму или «воскресший» Клим?), усиливают читательский интерес, держат его в напряжении, давая возможность строить свои догадки по поводу событий и результатов операции.

Проверка домашнего задания.

    Демонстрация электронной презентации с результатами выполнения задания: Выделите этапы превращения Шарика в Шарикова и этапы становления Шарикова.

(ругань («все бранные слова, какие только существуют в русском лексиконе»);

курение;

семечки (нечистоплотность);

балалайка в любое время дня и ночи (пренебрежение к окружающим);

вульгарность в одежде и поведении;

аморальность;

пьянство;

воровство;

донос;

покушение.)

Список корректируется, совместно с учителем делается вывод: Становление «нового человека» — это утрата человеческого, нарастание безнравственности, то есть не эволюция, а деградация.

    Проверка индивидуальных заданий.

Сравните поведение Шарика и Шарикова в сходных ситуациях. (Один ученик делится своими наблюдениями с одноклассниками, другие при необходимости дополняют его. На сообщение отводится не больше 2-х минут, о чем ребята предупреждаются заранее). Предполагаемый ответ:

Шариком пса впервые назвала машинистка. Сам пес не согласен с таким именем: «Шарик — это значит круглый, упитанный, глупый, овсянку жрет, сын знатных родителей», а он «лохматый, долговязый и рваный, шляйка поджарая, бездомный пес». Во второй раз Шариком собаку называет Филипп Филиппович, наверное, потому, что это обычное собачье имя: Шарик, Тузик… И пес принимает это имя: «Да называйте как хотите. За такой исключительный ваш поступок (за колбасу). Ему на самом деле все равно, как его будут называть, лишь бы покормили.

— «Лабораторное существо» требует у Флиппа Филипповича для себя документ. Тогда и встает вопрос о его имени. Теперь имя выбирают не «создатели» нового существа, а оно само, но по совету домкома. Новая власть приносит в мир и новые имена. Для Филиппа Филипповича имя Полиграф Полиграфович звучит дико, «но лабораторное существо» отстаивает свои права. Скорее всего, ученики не заметят пародийной переклички — обратим их внимание на некоторое сходство имен Шарикова и его создателя, заключающееся в дублировании самого имени отчеством. Шариков творит свое имя по совету домкома, но по аналогии с именем «папаши».

— Шарик после первого обеда в доме профессора произвел его в ранг «высшего божества». У пса дурман в голове от разнообразных запахов. Он, конечно, слышит, о чем говорят профессор и доктор, но главное для него — еда. Когда он объелся, то задремал. Ему теперь хорошо и спокойно. «Песье почтение» к профессору все время растет и сомнению не подвергается. Единственное, что волнует Шарика, так не сон ли все это.

Для Шарикова же обед, с одной стороны, возможность не только вкусно и много поесть, но и выпить. а с другой стороны — это пытка: его все время поучают и воспитывают. И если Шарик уважает Филиппа Филипповича, то Шариков, кажется, подсмеивается. Он говорит, что профессор и доктор «сами себя мучают» какими-то глупыми правилами. Он совсем не желает становится культурным и вести себя прилично, но вынужден это делать, так как иначе ему не дадут есть (так животных в цирке дрессируют!). Шарик сидел у ног профессора и никому не мешал, только Зина сердилась, а Шариков — чужой за этим столом. Булгаков пишет, что «черная голова Шарикова в салфетке сидела, как муха в сметане», — и смешно, и противно. Шариков и профессор все время обмениваются косыми взглядами.

УУД: познавательные (перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами, умение строить речевое высказывание, умение анализировать и делать выводы); личностные (смыслообразование); коммуникативные (умение слушать, вступать в диалог).

Этап 3 Построение проекта выхода из затруднений

Цель этапа : выбор учащимися способа разрешения проблемной ситуации.

Совершенствование умения проводить композиционный анализ текста, активизация воображения и внимания учащихся к деталям текста через словесное рисование, развитие умения характеризовать героя и давать нравственную оценку его поступкам.

Характеристика Шарикова.

    Просмотр отрывка из кинофильма режиссера В.Бортко «Собачье сердце» — эпизод разговора Шарикова и Филиппа Филипповича. (У Булгакова соответствующий фрагмент начинается словами: «Филипп Филиппович сидел у стола в кресле».)

    Аналитическая беседа.

Учитель : сравните образ Шарикова, созданный актером и режиссером в фильме, с булгаковским описанием.

— Таким ли представлялся вам Шариков, когда вы читали повесть?

— Что сохранили и о чем «забыли» создатели фильма?

Предполагаемые ответы :

— внешне Шариков в фильме совсем такой, как у Булгакова, что актер играет свою роль очень талантливо, но фильм не цветной. Может быть, авторы решили делать так потому, что у собаки нет цветного зрения. Но Шарик у Булгакова цвета различал. В повести сказано: «Шарик начал учиться по цветам». Отсутствие цвета в фильме не позволило авторам передать нелепость костюма Шарикова.

— В фильме Шариков постоянно оправдывается, его даже жалко. Действительно, профессор нападает и нападает на него. А в книге Шариков держится уверенно, а иногда и резко: он не оправдывается, а нападает сам: «Дерзкое выражение загорелось в человечке».

Шариков у Булгакова часто бывает ироничным, а в фильме он тупой. И еще, когда читаешь повесть, смешно, а в фильме все как-то серьезно. Трудно объяснить, почему так.

(если ученики не увидят этой немаловажной детали, то учитель сможет подвести их к ней дополнительными вопросами. «Претензии» учеников вески и основательны: они уловили стилистическое и смысловое расхождение трактовки В.Бортко с текстом Булгакова. В фильме действительно не хватает красок, и дело не только в том, что он черно-белый, а в том, что весь фильм решен в серьезном и очень скучном ключе: в нем недостает булгаковской иронии, юмора, сарказма — оттенков смысла!

А что же наследовал Шариков от Клима Чугункина? Что мы знаем о Климе из текста повести?

3) Работа с блок-схемой.

Великая операция свершилась, а кто стал донором для создания нового человека?

(Клим Чугункин)

Что вы можете сказать об этом человеке? Зачитайте. (конец гл.5, с.199)

(«Клим Григорьевич Чугункин,25 лет, холост. Беспартийный, холост, судился три раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз- условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия- игра на балалайке по трактирам.

Малого роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь) Причина смерти- удар ножом в сердце в пивной («Стоп-Сигнал» у Преображенской заставы).

Из дневника доктора Борменталя мы узнаём, что новое существо переняло все худшие качества своих доноров (Шарика и Клима Чугункина). Найдите и прочитайте описание нового существа.

( Безвкусица в одежде: ядовито-небесного цвета галстух, пиджак и брюки порваны и испачканы; лакированные штиблеты с белыми гетрами. гл.6, с.203)

Помимо этого, оно постоянно говорит по матери, курит, соря окурками, ловит блох, ворует, любит спиртное, падок на женщин… (с.194, 195)

Учитель: но это только внешнее проявление. Осталось что-нибудь от нравственной позиции Шарика? Что определяло поведение Шарика и что главное для Шарикова?

Предполагаемые ответы : — Инстинкт самосохранения. И шариков отстаивает право на собственное существование. Если кто-нибудь попробовал отнять у Шарика его «сытую жизнь», то узнал бы силу собачьих зубов. Шариков тоже «кусается», только его укусы гораздо опаснее.

Вывод: шарик не умер в Шарикове: все его неприятные качества мы обнаружили в человеке.

    Беседа

Учитель : Попробуем разобраться, почему для Шарика образцом и силой был профессор, а для Шарикова –Швондер? Почему же профессор говорит, что «Швондер и есть самый главный дурак»? Понимает ли он, с кем имеет дело?

Ученики: Мозг Шарикова развит очень плохо: то что было почти гениальным для собаки — примитивно для человека: Шарик превратился в человека, но опыта человеческого не получил. Швондер же принимает его за нормального взрослого человека и пытается внушить идеи большевизма.

Учитель: Почему же это так опасно?

Ученики: Обычно, когда человек развивается естественным путем, он постепенно знакомится с миром, ему объясняют, что хорошо, что плохо, учат его, передают накопленный опыт и знания. Чем больше человек узнает, тем больше может понять самостоятельно. А Шариков практически ничего не знает: он только хочет есть, пить и развлекаться. Швондер же ему потакает, рассказывая о правах, о том, что нужно все поделить. Швондер сам горячо верит в то, что проповедует, он сам готов отказаться от благ и удобств во имя светлого коммунистического будущего.

Филипп Филиппович и доктор Борменталь пытаются воспитывать, прививать Шарикову нормальные человеческие манеры, поэтому все время запрещают и указывают. Шарикова это чрезвычайно раздражает. Швондер же ничего не запрещает, а, наоборот, говорит Шарикову, что его притесняют буржуи.

Учитель: А сам Швондер и представители домкома — высокоразвитые личности?

Ученики: Очевидно, что нет.

Учитель: Действительно ли Швондер разбирается в сложных политических и идеологических вопросах?

Ученики: Уже из первого разговора членов домкома с профессором видно, что эти люди в своем развитии ушли не намного дальше Шарикова. И они стремятся все поделить, хотя даже руководить работой домкома по-настоящему не могут: порядка-то как раз в доме и нет. Можно петь хором (что бы ни говорил Филипп Филиппович, но и сам он частенько напевает фальшивым дребезжащим голосом), но нельзя петь хором вместо основной своей работы.

Учитель: Почему Шариков и Швондер так быстро находят общий язык?

Ученики : Швондер ненавидит профессора, так как, чувствуя враждебность ученого, не в силах доказать это и «разъяснить» его истинную антиреволюционную сущность (и здесь Швондеру в интуиции не откажешь!) Для Швондера Шариков — инструмент борьбы с профессором: ведь это Швондер подучил Шарикова потребовать жилплощадь, вместе они пишут донос. Но для Швондера — это правильный поступок, а донос — сигнал, потому что врага нужно вывести на чистую воду и уничтожить во имя будущей счастливой жизни. В бедной голове Швондера никак не укладывается, почему человек, по всем приметам являющийся врагом советской власти, находится под ее защитой!

Итак, «крестный отец» Полиграфа Полиграфовича внушает своему воспитаннику идеи о всеобщем равенстве, братстве и свободе. Попадая в сознание, в котором преобладают звериные инстинкты, они лишь умножают агрессивность «нового человека». Шариков считает себя полноценным членом общества не потому, что сделал что-то для блага этого общества, а потому, что он «не нэпман». В борьбе за существование Шариков не остановится ни перед чем. Если ему покажется, что Швондер занимает его место под солнцем, значит, его агрессивность будет направлена на Швондера. «Швондер — дурак», потому что не понимает, что в скором времени он сам сможет стать жертвой монстра, которого так усиленно «развивает».

Учитель: Кто же прав в споре — профессор Преображенский или доктор Борменталь?

Ученики: очевидно, что оба ученые правы лишь отчасти: нельзя сказать, что мозг Шарика — это только «развернувшийся мозг Шарика», но нельзя сказать, что перед нами только возродившийся Клим. В Шарикове совместились качества собаки и Чугункина, причем рабская философия Шарика, его конформизм и инстинкт самосохранения в соединении с агрессивностью, хамством, пьянством Клима породили чудовище.

Учитель: Почему ученые ошиблись в своих предположениях?

Ученики: по воле писателя его герои не знали о Шарике то, что знают сам автор и его читатели.

Предполагаемые результаты:

Эти заключительные выводы разрешают проблемную ситуацию 2-х уроков, при осмыслении которой обучающиеся должны были понять роль композиции, усвоить язык Булгакова, научиться осознавать важность деталей в повести, сопоставлять образы героев; постичь авторскую концепцию. Кроме того, прием сопоставления произведения с его трактовкой в другом виде искусства позволяет школьникам конкретизировать свои впечатления.

УУД: познавательные (логические – анализ, синтез, выстраивание причинно-следственных связей; общеучебные – создание моделей, смысловое чтение, умение строить высказывание); коммуникативные; личностные (нравственно-эстетическая ориентация); регулятивные (коррекция).

Этап 4 Рефлексия

Упражнение «Интересно».

Заполнить таблицу:

В графу «плюс» учащиеся записывают то, что понравилось на уроке, информацию и формы работы, которые вызвали положительные эмоции или могут стать им полезными. В графу «минус» записывают то, что не понравилось, осталось непонятным. В графу «интересно» записывают все интересные факты. При недостатке времени эту работу можно провести устно.

УУД: регулятивные (оценка)

Домашнее задание к следующим 2-м урокам будет таким:

1. Придумайте название для 4-й главы «Собачьего сердца».

3. Составьте «кодекс чести» профессора Преображенского.

4. Изложите теорию воспитания по профессору Преображенскому и по доктору Борменталю.

5. Опишите профессора в сценах приема пациентов, посещения домкомом, за обедом. Подготовьте выразительное чтение этих сцен.

Разработка урока по ОБЖ на тему:

Лесные пожары»

Актуальность изучения темы

К чрезвычайным ситуациям природного характера относятся лесные пожары. Российская Федерация славится своими лесами, она - один из крупнейших во всем мире экспортер древесины. Но в последнее время общая площадь лесов несоизмеримо сокращается. И одна из причин такого сокращения - лесные пожары.

Результативность урока

Способы организации деятельности на уроке обеспечивают сотрудничество учителя и обучающихся, обучающихся между собой; каждый может проявить заинтересованность и включиться в деятельность по достижению целей урока;

Групповая форма работы способствует развитию коммуникативных навыков у обучающихся: умение договариваться, терпеливо выслушивать мнение другого участника группы, корректно отстаивать свою точку зрения.

Использование воспитательных возможностей словесной оценки учителя, а также самооценки обучающихся содействуют развитию познавательного интереса обучающихся, воспитанию качеств личности, таких как активность, самостоятельность, ответственность и способность к рефлексии собственной деятельности.

Учебный предмет : Основы безопасности жизнедеятельности.

Тема урока: " Взаимовлияние окружающей среды и жизнедеятельности человека. Лесные пожары ". Класс : 7

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, деятельностные.

Методическая цель урока: представить опыт по использованию эффективных приемов организации самостоятельной работы при изучении новой темы.

Цели урока:

Образовательная - изучение материала по теме "Взаимовлияние окружающей среды и жизнедеятельности человека. Лесные пожары "; ознакомление учащихся с разрушительным действием пожаров.

Развивающая - осознание проблемы опасности природных пожаров для жизнедеятельности человека; содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширение кругозора учащихся.

Воспитательная - умение оценивать степень риска природных пожаров для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека; привитие навыков осторожного обращения с огнём.

Задачи:

Обучения:

Создать условия для развития знаний о лесных пожарах и мерах по обеспечению личной безопасности;

Создать условия для формирования умения выделять главное, отбирать нужный материал, делать выводы, обосновывать свою точку зрения;

Развития:

Содействовать развитию учебной мотивации, познавательного интереса, внимания, логического мышления;

Создать условия для развития коммуникативных навыков;

Воспитания:

Создать условия для развития таких качеств личности, как ответственность, активность, дисциплинированность, самостоятельность;

Создать условия для формирования безопасного поведения учащихся.

Техническое оснащение:

компьютер, проектор, экран

Материалы к уроку:

задания для учащихся, раздаточный материал, электронная презентация, листы индивидуальной работы (в приложениях).

Конспект урока по ОБЖ на тему

«Взаимовлияние окружающей среды и жизнедеятельности человека.

Лесные пожары»

(7 класс)

Актуализация знаний.

Все более актуальной становится тема чрезвычайных ситуаций природного характера. Число наводнений, землетрясений, извержений вулканов, природных пожаров увеличивается с каждым годом, в них погибает все большее количество людей.

К чрезвычайным ситуациям природного характера относятся лесные пожары. Российская Федерация славится своими лесами, она - один из крупнейших во всем мире экспортер древесины. Но в последнее время общая площадь лесов несоизмеримо сокращается. И одна из причин такого сокращения - лесные пожары. В настоящее время ежегодно возникает множество лесных пожаров, а ведь леса приносят огромную пользу:

· поглощают углекислый газ, выделяют кислород , смягчают климат, возвращают влагу в атмосферный круговорот;

    защищают сельскохозяйственные земли, населенные пункты, водоемы;

    служат домом для большинства видов живых организмов;

    служат одним из основных мест отдыха людей.

Наша область богата лесными насаждениями, поэтому нас волнует вопрос сохранности леса, улучшения экологической обстановки.

Поэтому главная цель урока - осознание проблемы опасности природных пожаров для жизнедеятельности человека.

Вид урока: Закрепление ранее изученного материала с применением современных технологий.

Технология: информационная.

Время проведения: 30 минут.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Цели урока:

Образовательная - закрепление материала по теме «Понятие лесных и торфяных пожаров. Классификация пожаров»; ознакомление учащихся с разрушительным действием пожаров.

Развивающая - осознание проблемы опасности природных пожаров для жизнедеятельности человека; содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширение кругозора учащихся.

Воспитательная - умение оценивать степень риска природных пожаров для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека; привитие навыков осторожного обращения с огнём.

Подготовка к уроку:

    Подбор материала и набор текста.

    Подбор изображений из интернета и других источников для слайдов.

    Составление и оформление презентации.

Ход урока

I. Организационный момент (5 мин.).

II. Изучение нового материала (12 мин).

План проведения урока:

    Вступительное слово.

2. Работа в группах (самостоятельное изучение материала)

1. Вступительное слово учителя.

Я хочу начать урок с фрагмента стихотворения Ф.И.Тютчева:

Невозмутимый строй во всем, созвучье полное в природе,

Лишь в нашей призрачной свободе, разлад мы с нею создаем…(используются слайды 1,2 презентации)

Фронтальный опрос: Приведите примеры положительного и отрицательного влияния человека на окружающую среду? (Ответы учащихся)

Как видите, к сожалению, примеров отрицательного воздействия гораздо больше, чем положительного. Этим летом окружающая среда Российской Федерации подверглась серьезным испытаниям.

ВОПРОС: Каким? (лесные пожары)

Сообщение темы урока (слайд № 3):

«Взаимовлияние окружающей среды и жизнедеятельности человека на примере

лесных пожаров».

    Самостоятельное изучение материала (работа в группах 12 мин.).

Класс разделен на три группы: Исследователи, экологи, МЧС. Каждая группа получает задание, раздаточные материалы, листы индивидуальной работы.

Задание для группы № 1 «Исследователи»:

Выявить

Задание для группы № 2 «Экологи»:

Выявить влияние лесных пожаров на окружающую среду (экосистему)

Подготовить выступление (защиту проекта)

Задание для группы № 3 «МЧС»:

Подготовить выступление (защиту проекта)

В процессе работы учитель предлагает в процессе выступления групп воспользоваться компьютерной презентацией (приготовлена заранее)

    Обмен информацией (выступление команд)

Группа № 1 «Исследователи»

Основные причины лесных пожаров

Спичка, сигарета, пыж

Костер, стекло

Самовозгорание

Засуха

Удар молнии

Таблицу:

Объект горения

(ЧТО ГОРИТ)

Скорость движения огня

Температура горения

Подземные (почвенные)

Торф

1 км. В сутки

Около 600 гр. С

Низовые

Трава, мох, опавшие ветки

До 5 км. в час

До 700 гр. С

Верховые

Листья, хвоя, ветви

До 30 км. в час

900-1200 гр. С

Выступление сопровождается слайдами № 4-7 презентации, остальные учащиеся вносят полученную информацию в листы индивидуальной работы.

Группа № 2 «Экологи» представляет составленную схему:


ЧЕЛОВЕК

Пожар может уничтожить жилье

Дышать невозможно

Можно погибнуть или получить ожоги

РАСТЕНИЯ

Уничтожаются редкие виды

Кислорода в

атмосфере становится меньше

ЖИВОТНЫЕ

Уничтожаются редкие виды

Нарушается пищевая цепочка

АТМОСФЕРА

Пыль

Угарный газ

Парниковый эффект

Выступление сопровождается слайдами № 8-10 презентации, остальные учащиеся вносят полученную информацию в листы индивидуальной работы.

Группа № 3 «МЧС» представляет составленную схему:

Определить направление ветра, движения огня

Накрыть голову мокрой одеждой

Дышать через мокрый платок

Выходить под прямым углом, пригнувшись к земле

Окунуться в ближайший водоем

Выступление сопровождается слайдом № 11 презентации, остальные учащиеся вносят полученную информацию в листы индивидуальной работы.

  1. Просмотр видеофрагмента «Пожар в лесу»

Для закрепления материала предлагаю вам посмотреть видеофрагмент.

    Подведение итогов.

Подводим итог. Целью нашей работы на уроке было установить взаимовлияние окружающей среды и жизнедеятельности человека на примере лесных пожаров.

Как вы думаете, цель достигнута? (да)

Прежде чем сделать вывод, я хотел бы прочитать вам еще одно стихотворение

Вадима Шефнера:

И нехотя чадили до утра.

Какой вывод мы сегодня можем сделать? (Лесные пожары проще предотвратить, соблюдая правила пожарной безопасности)

    Домашнее задание:

1) Вклеить лист индивидуальной работы в рабочую тетрадь

2) придумать и нарисовать знак, призывающий людей беречь лес от пожара;

3) подобрать материал о лесных пожарах в Свердловской области.

Лист индивидуальной работы

Основные причины лесных пожаров

Антропогенный (человеческий) фактор:

Самовозгорание

«Характеристика видов лесных пожаров»

Объект горения

(ЧТО ГОРИТ)

Скорость движения огня

Температура горения

1.

Подземные (почвенные)

2.

Низовые

3.

Верховые

Влияние лесных пожаров на экологическую систему


ЧЕЛОВЕК

АТМОСФЕРА

РАСТЕНИЯ

ЖИВОТНЫЕ

«Действия в зоне лесного пожара»

Технологическая карта урока

I этап. Организационный

Цель: создать условия для быстрого включения учащихся в работу и учебную деятельность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку, выясняет кто отсутствует.

Выдает каждому ученику лист индивидуальной работы (Приложение 1).

Ребята, рассаживаемся по группам, согласно списку. Произведите осмотр рабочего места, все ли готово к уроку.

Определяют свое рабочее место, оценивают свою готовность к уроку.

Результат: учащиеся настроены на работу.

II этап. Фронтальный опрос

Цель: создать условия для осмысления учащимися необходимости изучения темы, возбуждение мыслительной деятельности, мотивировать на успех, результат.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель зачитывает строки из стихотворения Ф.И. Тютчева (слайд 1):

Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в природе,-

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею создаем.

Человек является частью природы, он взаимодействует с окружающей средой, при этом воздействуя на нее как положительно, так и отрицательно.

Фронтальный опрос:

1.Приведите примеры положительного влияния человека на окружающую среду? 2.Приведите примеры отрицательного влияния человека на окружающую среду? Как видите, к сожалению, примеров отрицательного воздействия на окружающую среду гораздо больше, чем положительных. Каждым летом окружающая среда Российской Федерации подвергается серьезным испытаниям.

3. ВОПРОС: Каким?

Правильно. В результате пострадали люди, многие лишились жилья. Пожары бушевали и на территории Свердловской области. Мы почувствовали их влияние на себе, поэтому я предлагаю этой проблеме посвятить наш урок.

Тема урока: «Взаимовлияние окружающей среды и жизнедеятельности человека. Лесные пожары»

Дети анализируют строки из стихотворения.

Предполагаемые ответы:

1.В природе все взаимосвязано. Человек садит деревья, очищает территорию.

2.Человек наносит вред природе. Вырубка лесов. Загрязнение рек. Мусор.

3. Лесным пожарам

Результат: учащиеся испытывают эмоциональный подъем, мотивированы на успех.

III этап. Актуализация знаний

Цель: проверить уровень усвоения ранее полученных знаний, создать условия для вторичного осмысления знаний, формулирования учащимися целей и задач урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Что бы вы хотели узнать по данной теме и проблеме?

Хотите ли вы узнать подробнее о влиянии лесных пожаров на окружающую среду, действиях в зоне лесных пожаров?

Исходя из темы урока и проблемы, попытайтесь сформулировать цель урока

Обобщает ответы, озвучивает цель урока (слайд 3). «Отследить взаимовлияние окружающей среды и жизнедеятельности человека на примере лесных пожаров».

Как вы думаете, что мы будем делать для достижения цели?

Работать будем в группах

Как действовать при возникновении пожара?

Отвечают на вопросы.

Последствия лесных пожаров

Лесные пожары

Их влияние на окружающую среду

Предполагаемые ответы:

Изучить компоненты биогеоценоза.

Достроить интеллект-карту.

Изучить состав и строение биогеоценоза.

Работают в группах, выполняют задание

Результат: учащиеся проявляют готовность к активному, сознательному освоению нового материала, формулируя цель и задачи урока.

IV этап. Усвоение новых знаний (работа в группах) Цель: создать условия для успешной работы каждой группы, поиска нужной информации, уяснения нового материала, формирование способов деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Выдает учащимся материал, необходимый для выполнения задания (Приложения 2,3,4). Объясняет задание.

Создает условия для усвоения нового материала.

Результатом работы групп будет заполненные схемы и ответ на вопросы.

Вспоминают правила работы в группе, распределяют обязанности в группе, получают задание и материалы для выполнения задания.

Работают в группах, обсуждают проблему, заполняют схемы, оформляют ответы на доске (при необходимости).

Результат: учащиеся демонстрируют умение работать с источниками информации, выделять главное, готовить выступления, сотрудничать.

V этап. Закрепление нового учебного материала

Цель: создать условия для осознанного восприятия новой информации, ее осмысления и запоминания, проявления коммуникативных умений.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Создает условия для комфортного психологического состояния отвечающих, организует порядок отчетов.

Предлагает заполнить лист индивидуальной работы

Оценивает ответы каждой группы.

Видеофрагмент

Ученики представляют результаты групповой познавательной деятельности. (Приложение 4)

1 группа: «Исследователи»:

Дать характеристику видам лесных пожаров

2 группа: «Экологи»:

Выявить влияние лесных пожаров на окружающую среду

3 группа: «МЧС»:

Установить порядок действий человека в зоне лесного пожара

Каждый ученик заполняют лист индивидуальной работы

Задают уточняющие вопросы.

Результат: учащиеся демонстрируют первичное осознание, осмысление и применение нового материала, делают выводы, проявляют организаторские способности, умение взаимодействовать при выполнении практических заданий

VI этап. Подведение итогов и рефлексия деятельности

Цель: создать условия для обобщения и закрепления содержания нового материала, оценивания результативности собственной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель создает условия для понимания учениками значимости полученных знаний и способов деятельности, выяснения эмоционального настроя обучающихся (задает вопросы, возвращаясь к цели урока):

Подведем итоги. Какова была цель урока?

Как вы думаете, цель урока достигнута?

Прежде чем сделать вывод, я хотел бы прочитать вам стихотворение Вадима Шефнера:

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра.

Огонь настиг охотника - и, мучась,

Тот задыхался в огненном плену;

Он сам себе готовил эту участь,-

Но как он искупил свою вину!..

Какой вывод можно сделать?

Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Учитель анализирует ответы, оценивает активность, работу учеников.

Надеюсь, что вы удовлетворены собственной деятельностью на уроке, а полученные знания действительно пригодятся в жизни и вы сможете их донести до других.

Ответы:

- изучение материала по теме "Взаимовлияние окружающей среды и жизнедеятельности человека. Лесные пожары "

Да

Лесные пожары проще предотвратить, соблюдая правила пожарной безопасности

Результат: учащиеся получают и закрепляют новый материал, проводят самооценку собственной деятельности.

VII этап. Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель: создать условия для обобщения и закрепления новых знаний, умения их практического применения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    - Домашнее задание:

1) Вклеить лист индивидуальной работы в рабочую тетрадь 2) придумать и нарисовать знак, призывающий людей беречь лес от пожара; 3) подобрать материал о лесных пожарах в Свердловской области. -Спасибо за работу. Урок окончен.

Записывают задание.

Результат: учащиеся эмоционально настроены на успешное выполнение домашнего задания.

Список литературы.

    Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Фролов М.П. и др. М.: 2012.

    Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ ППБ 101-89, М, 2006 г.

    Чеурин Г.С. Самоспасение без снаряжения: М.- Русский журнал, 2000.

    Петров Н.Н. Человек в чрезвычайных ситуациях: Челябинск. – Южно-уральское книжное издательство, 1995.

    Репин Ю.В., Шабунин Р.А., Середа В.А. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях: Екатеринбург, 1995.

    Садикова Н.Б. 1000+1 совет туристу, школа выживания: Минск.-Современный литератор, 2000.

    Миньков Н.Н., Костенко Н.Д. Основы безопасности жизнедеятельности (материалы к преподаванию предмета ОБЖ).: Самара, 2014.

    Основы безопасности жизни. Журналы: М., 2016.

Родители - главный пример для своего ребенка, и грош цена работе дошкольного учреждения, не подкрепленной в домашних условиях: можно много говорить о правилах поведения на природе, но если родители их не соблюдают, то наши усилия бесполезны. Для родителей необходимо в уголке еженедельно помещать рекомендовать литературу для чтения и обсуждения с детьми, проводить совместные практические консультативные циклы по основам безопасности.

  • Урок-викторина в 10-м классе "Памяти поколений – дни воинской славы" по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" 2019

    Цели викторины: познакомить учащихся с днями воинской славы (победными днями) России; сформировать чувство гордости за свою Родину и уважение к подвигам наших воинов – защитников Отечества.

    Цель урока: познакомить детей с правилами выбора места для разведения костра, способами добывания и сохранения огня. В ходе урока учащиеся знакомятся с несколькими способами добычи огня с помощью подручных средств, с типами различных костров, выполняют практическую работу по добыче огня.

  • 2019

    Цели урока: познакомить учащихся с историей и задачами РСЧС, режимами функционирования РСЧС, структурой РСЧС.

  • Методическая разработка урока ОБЖ "Эмоциональное благополучие – важный фактор сохранения здоровья. Игры на эмоциональную разгрузку". 3-й класс 2019

    Цель урока: выделить важный фактор сохранения здоровья – эмоциональное благополучие и помочь создавать его с помощью игр.

  • Квест «Ключи от разведки» 2018

    Четвертый год у нас в лицее работает военно-патриотический проект «Ключи от разведки» для лицеистов 8–11-х классов. Прежде всего мы ставим задачи индивидуальной тренировки специфических навыков разведчиков, работу с информацией, использовать различные методы и языки передачи сообщений; умения работать в мини-группах, развития аналитических методов и средств противостояния социальным провокаторам и экстремистам.

  • Военно-спортивная игра "Зарница" 2018

    Сценарий военно-спортивной игры «Зарница» может быть использован как одно из основных мероприятий патриотического воспитания подрастающего поколения. Сочетание этапов физического, интеллектуального и военного направления вызывают живой интерес школьников, укрепляя, таким образом, лучшие традиции русского народа.


  • 2018

    Цели урока: расширить знания учащихся о классификации пресмыкающихся; сформировать умения оказания перовой медицинской помощи (ПМП) при укусах ядовитыми пресмыкающимися.

  • Боевое знамя воинской части - символ воинской чести, достоинства и славы 2018

    Боевое знамя воинской части – официальный символ и воинская реликвия воинской части. Оно олицетворяет ее честь, доблесть и славу, служит напоминанием каждому военнослужащему о героических традициях и священном долге защиты Отечества, указывает на предназначение воинской части и ее принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам.

  • Музыкальный мини-спектакль «Поющий светофор» 2018

    Представлен сценарий мероприятия, посвященного правилам дорожного движения.

  • Подготовка учащихся к олимпиаде по ОБЖ как одно из направлений формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников 2018

    Реализация поиска и отбора талантливых детей происходит через систему олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований, научно-практических конференций и других мероприятий. Олимпиадное движение сегодня является одним из актуальных направлений. Участие учащихся в олимпиадах, их победы сегодня рассматриваются в качестве одного из критериев оценки деятельности образовательных учреждений, деятельности педагога при прохождении им аттестации.

  • План ежедневных бесед и игр по ОБЖ с детьми дошкольного возраста 2018

    Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Для этого взрослым необходимо научить ребенка следовать определенным правилам, которые помогут ему выжить в различных ситуациях и избежать их. Работая по плану ежедневных бесед с детьми по ОБЖ на прогулке, педагоги имеют возможность формировать навыки и способствовать накоплению опыта безопасного поведения у детей.

  • Дорожно-транспортные происшествия: причины, условия, анализ, предотвращение 2018

    Занятие знакомит учащихся с видами контроля безопасности дорожного движения, органами, контролирующими дорожную безопасность. Анализируются причины возникновения ДТП и факторы, влияющие на безопасность движения автотранспорта. В практической части занятия учащиеся самостоятельно разбирают опасные дорожные ситуации и прописывают алгоритм поведения в таких ситуациях водителя и пассажира.

  • Одно из занятий проекта «Ключи от разведки» 2018

    В военно-патриотическом проекте лицеисты 8–11-х классов знакомимся с профессией разведчика, учатся работать с информацией: сжимать её, кодировать, использовать различные методы и языки передачи сообщений.


  • Мир, в котором мы живем сегодня 2017

    Статья посвящена обзору военно-политической обстановки, сложившейся на данный момент. Дается характеристика основных угроз России. Материал может быть использован при изучении тем в рамках программы ОБЖ, связанных с национальными интересами Российской Федерации.

  • 2017

    Цели урока: формирование способности обучающихся к новому способу действия по сохранению и укреплению своего здоровья, освоить новые понятия; сформировать систему новых знаний по ЗОЖ, и профилактике наиболее опасных неинфекционных заболеваний; расширить знания обучающихся за счет включения новых терминов, понятий, описаний.

  • Конспект квест-игры «Поиски средств пожаротушения» 2017

    Цель мероприятия: создания условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры и формирование самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности.

  • В стране дорожных знаков 2017

    Цель занятия: формирование у детей безопасного поведения на дороге и на улице.

  • Использование игровой деятельности на уроках ОБЖ при обучении детей с ДЦП 2017

    ДЦП – это группа нарушений двигательных функций мозга с возможным нарушением интеллектуального развития и речи. Для детей с ДЦП игра приобретает особое значение. Она вызывает у обучающихся желание достигнуть цели и выиграть. Именно это заставляет детей воспринимать окружающее, всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться, подбирать и группировать предметы согласно условиям и правилам игры. Игровое обучение формирует у детей знания и умения и корректирует высшие психические функции.

  • Марафон естественных наук 2017

    Марафон естественных наук проводится уже традиционно на декаде предметов естественнонаучного цикла. Задания Марафона опираются на знания в пределах школьной программы, часто носят занимательный характер. Такая форма работы позволяет повысить интерес к естественным наукам, способствует расширению кругозора, прививает навыки коллективной работы.

  • Занятие по правилам дорожного движения "Юный пешеход" в средней группе детского сада 2017

    Данное занятие по правилам дорожного движения учит детей различать дорожные знаки, развивает устойчивые навыки безопасного поведения на улице и воспитывает в детях чувство ответственности.


  • Контрольно-измерительные материалы ОБЖ 2017

    К наиболее эффективным средствам диагностики относятся задания в тестовой форме. Айрен – это бесплатная программа, позволяющая создавать тесты для проверки знаний и проводить тестирование в локальной сети, через Интернет или на одиночных компьютерах. Тесты могут включать в себя задания различных типов: с выбором одного или нескольких верных ответов, с вводом ответа с клавиатуры, на установление соответствия, на упорядочение и на классификацию.

  • 2017

    Цели урока: знакомство с характеристикой очагов поражения при радиационных авариях, с принципами защиты от ионизирующего излучения; воспитание бережного отношения к окружающей среде.

  • Действия водителя в опасных и критических дорожно-транспортных ситуациях 2017

    Учащиеся знакомятся с техническими неисправностями автомобилей, приводящими к ДТП: разрыв шины, поломка узлов рулевого привода, подвески, отрыв колеса, отказы тормозной системы. Рассматривают критические ситуации: экстренного объезда препятствий, заноса автомобиля, ослепление водителя дальним светом встречных авто, пожары на автомобиле, затопление и др. К ситуациям даются рекомендации поведения, исходя из дефицита времени на принятие решения.

  • Острова военной и национальной безопасности России 2017

    Статья дает представление о ситуации, сложившейся в результате обсуждения вопросов, связанных с принадлежностью островов Курильской гряды. Раскрывает военно-стратегическое и экономическое значение островов для России, отношение россиян к вопросу территориальной целостности государства.

  • Использование технического прогресса в борьбе с терроризмом 2017

    Статья знакомит со специальными средствами борьбы, используемыми для обезвреживания террористов. Дается краткое описание достигнутого технического прогресса в этой области и перспектив применения современных технологий в борьбе с терроризмом.

  • Урок-беседа (литература + ОБЖ) воспитания личности безопасного типа на примере романа А.С.Пушкина "Дубровский" 2016

    На уроке учащимся предлагается вспомнить сведения о жизни и творчестве А.С.Пушкина и дополнить их; представить картины, изображенные в повести «Дубровский» (устное словесное рисование). Учитель на примере такой беседы может помочь развить личность безопасного типа, расширить знания по освоению безопасного личного и общественного пространства; развить умение обобщать и делать вывод. Беседа может быть использована как на уроке литературы, так и на классном часе.

    Урок создает условия для воспитания позитивного отношения к военной службе, знакомит с требованиями к подготовке солдат. Занятие ориентировано на совершенствование умений принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей, развивает навыки индивидуальной и групповой работы, способность учащихся формулировать и аргументировать своё мнение.

  • 2016

    Данная методическая разработка может использоваться учителем на уроках по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности". На практическом занятии закрепляются теоретические знания и отрабатываются практические умения и навыки оказания неотложной помощи при травмах. Освоение техники наложения шин при переломах костей верхних и нижних конечностей помогает в экстремальных ситуациях.


  • Также, осуществляя проектирование игрового урока, педагогу необходимо учитывать следующие факторы: возраст детей, развитие их умственных и физических способностей, особенности протекания познавательных процессов, сплоченность детского коллектива, материально-технические возможности учебного заведения.

    Ниже приводятся примеры уроков, проводимых в форме игры.

    Урок-игра для учащихся 5 классов «Пожару - нет!»

    Цели: закрепление знаний учащихся по вопросам пожарной безопасности; развитие умения анализировать.

    Оборудование: медицинская аптечка, огнетушитель, плакаты противопожарной тематики, альбомные листы, цветные карандаши или фломастеры, видеомагнитофон, телевизор.

    Все участники игры делятся на 3-4 группы, за каждый правильный ответ группа получает по 2 балла.

    Ход урока

    1. Организационный момент, постановка цели урока.

    Учащимся демонстрируется фрагмент видеофильма о пожарах, после которого обозначается цель урока.

    2. Игра.

    2.1. «Без отгадки не загадка».

    Участники отгадывают загадки, содержание которых связано с тематикой игры:

    1) Красная корова всю солому поела. (Огонь.)
    2) От огня происхожу, от огня и умираю. (Уголь.)
    3) Маленькая, удаленькая, а большую беду принесла. (Искра.)
    4) В маленьком амбаре лежит пожар на пожаре. (Спичечный коробок и спички.)
    5) Красный бык стоит, дрожит, черный - на небо бежит. (Огонь и дым.)
    6) Черный дым валит в окно - очень страшное оно, от неправильного действия случается это бедствие. (Пожар.)
    7) Чтобы не было огня, не играйте вы в меня. Я огня сестричка, маленькая... (Спичка.)
    8) На полу ковер зажег, выпав на пол... (Уголек.)

    2.2. «В чем причина?»

    Каждая команда называет основные причины возникновения пожаров в жилых домах, общественных зданиях, на улице, на природе (за каждую названную причину команда получает один балл). Основные причины:

    Неисправность газового и печного оборудования;
    нарушение правил эксплуатации газового и печного оборудования, электроприборов;
    неисправность электрооборудования;
    неосторожное обращение с пиротехническими изделиями;
    молния;
    нарушение правил хранения легковоспламеняющихся веществ;
    шалости с огнем, горючими и взрывоопасными веществами;
    нарушения правил безопасного поведения в здании (брошенный окурок, непотушенная спичка);
    нарушение правил поведения на природе (оставленный без присмотра костер, брошенный окурок);
    обрыв линии электропередачи;
    прорыв трубопровода (нефте-, газопровода);
    стихийные бедствия (извержение вулкана, торфяной и лесной пожар).

    2.3. «Немного творчества».

    Командам необходимо выполнить рисунок, иллюстрирующий одну из причин возникновения пожара (время выполнения 5 минут).

    В это время можно провести игру со зрителями. Зрителям необходимо назвать основные средства пожаротушения, а также службы, участвующие в ликвидации пожаров и их последствий.

    2.4. «Есть проблема».

    Участникам игры предлагают ситуации, в которых нарушены правила пожарной безопасности. После предварительного обсуждения учащиеся дают оценку поступкам героев, прогнозируют возможное развитие событий .

    1) Оставшись один дома, одиннадцатилетний Коля решил проверить исправность электроприборов. В розетки одного удлинителя он включил обогреватель, электрофен, магнитофон, телевизор и видеомагнитофон.
    2) Во время просмотра телепередачи находящийся один дома семилетний Павел почувствовал запах паленой проводки. Он принял решение сходить за знакомыми, живущими в соседнем доме.
    3) После уборки территории школы ребята решили сжечь на костре мусор (листья, ветки, осколки шифера и пр.). Коля и Толя стали зажигать спички, а Сережа начал раздувать пламя.
    4) Оля сидела дома и смотрела телевизор. За ней зашла ее подруга Света и позвала гулять во двор. Пока Оля собиралась, Света рассказывала последние новости. Забыв про телевизор, девочки побежали гулять.

    2.5. «Ситуация».

    Каждой команде предстоит обыграть чрезвычайную ситуацию, в которой может оказаться любой человек. Участники демонстрируют действия, необходимые для ее ликвидации.

    Ситуации:

    1) загорелся телевизор;
    2) воспламенилось белье под утюгом на гладильной доске;
    3) пострадавший находится под завалом в задымленном помещении;
    4) возник пожар в общественном транспорте.

    2.6. «Маленькие Айболиты».

    Участники демонстрируют навыки оказания первой помощи пострадавшему при пожаре. У «пострадавшего» может быть: ожог руки, открытый перелом руки, отравление угарным газом, сильное кровотечение.

    В заключение заранее подготовленные учащиеся исполняют песню (на мотив песни из мультфильма «Лето кота Леопольда»), показывающую важность соблюдения правил пожарной безопасности.

    Ты с огнем, дружок, осторожней будь. С ним ты не шути, кроха! Делать будешь так - будет хорошо, А когда наоборот - плохо.

    Ты в лесу костер забросай землей, Не давай огню воли. Ветер налетит, и тогда костер Может, кроха, привести к боли.

    Мудрость есть одна: спички не игра - Это все должны помнить. Если вдруг беда, «01» звони, И придет желанная помощь.

    Урок-игра для учащихся 5 классов «Азы безопасности - 5»

    Цели: систематизация знаний по ОБЖ, развитие познавательных процессов, повышение интереса к предмету.

    Оборудование: пронумерованные карточки с вопросами и соответствующие им карточки с рисунками.

    К уроку, который проводится в конце учебного года, необходимо подготовить карточки с изображением опасных предметов, ситуаций, несущих угрозу жизни и здоровью, условных знаков, номеров телефонов экстренных служб, а также предметов, используемых для предотвращения и ликвидации опасных ситуаций, содействия сохранению здоровья. Отдельно готовятся карточки с вопросами. Номера карточек с вопросами и соответствующими им рисунками должны быть одинаковыми.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Класс делится на 3-4 команды, каждая получает одинаковое количество карточек с рисунками. Ведущим может быть как учитель, так и один из учащихся.

    2. Игра.

    Ведущий зачитывает вопрос с карточки, не называя ее номер. Игроки должны определить, к рисунку с каким номером он относится, описать его сюжет, сформулировать основные правила поведения (пользования), определить первоочередные действия (составить план), возможные последствия развития события.

    Таблица 1. Примерное содержание карточек


    № карточки Вопрос Рисунок
    1 Ситуация, возникающая при неосторожном обращении с газовой плитой
    2 Опасность на пляже
    3 Главная опасность дорог
    4 Телефон пожарной службы МЧС России
    5 Из-за его поломки может произойти затопление жилища
    6 Средство индивидуальной защиты органов дыхания
    7 По этому телефону необходимо звонить в случае криминальной опасности
    8 Одно из средств спасения на воде
    9 Нарушение правил поведения в поезде, которое может привести к тяжелым последствиям
    10 Электроприбор, используемый для обогрева жилища
    11 По этой лестнице можно покинуть здание в случае возникновения в нем пожара
    12 Ящичек (шкафчик), в котором собраны медикаменты
    13 Взрывоопасный баллон, который нельзя хранить дома
    14 Средство пожаротушения, которое должно быть в каждом здании и в каждом транспортном средстве
    15 Медикаменты и медицинские средства, которые должны быть в каждом автомобиле
    16 Опасности парка отдыха
    17 Ситуация криминального характера в жилище
    18 Не знаешь дна - не прыгай в воду!
    19 Электроприбор, перед которым люди готовы сидеть до глубокой ночи
    20 Пересечение автомобильной дороги с железнодорожным полотном
    21 Их используют при зажигании конфорки кухонной плиты или дров в печи
    22 Запах чувствуя в квартире, позвоните...
    23 Инструмент, используемый для выполнения хозяйственных работ
    24 Предмет кухонной утвари, в котором кипятят воду
    25 Опасность зимних водоемов
    26 Телефон скорой медицинской помощи
    27 Природное явление, при котором возможно разрушение зданий
    28 Неосторожное обращение с печным отоплением
    29 Автоматический регулировщик на дорогах
    30 Нарушение правил содержания домашних животных
    31 Нарушение правил поведения в метрополитене
    32 Министерство, занимающееся ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций
    33 Транспортное средство, которое нужно обходить спереди
    34 Рядом с этою трубой не купайся, дорогой
    35 Электроприбор, при обращении с которым нередки ожоги
    36 Средства, используемые для остановки кровотечений

    3. Подведение итогов.

    Муниципальное вечернее(сменное)общеобразовательное учреждение «Вечерняя(сменная)общеобразовательная школа»

    Методическая разработка урока ОБЖ

    в 9 классе

    «Здоровый образ жизни»

    Подготовила

    Преподаватель-организатор ОБЖ

    Чернозипунникова Ирина Сергеевна

    г.Сухой Лог

    2014

    Конструкт урока ОБЖ
      Тема урока: « ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ »

      Цель урока: организовать деятельность учащихся по формированию понятия «здоровый образ жизни и его составляющие»,

      Задачи:
      получить представление необходимости укрепления своего здоровья способствовать развитию навыков здорового образа жизни побудить учащихся к размышлению о состоянии своего здоровья. изучить составляющие здорового образа жизни и их роль в сохранении здоровья человека
      10 класс Учебник Латчук В. Н., Марков В. В., Миронов С. К, Тип урока: . Урок общеметодологической направленности.
    Урок усвоения новых знаний
      Оборудование: проектор, экран, презентация Microsoft Power Point Предполагаемые результаты:

    Личностные

      Структура и ход урока

    Предлагается ответить на следующие вопросы:

    · Чего вы в первую очередь желаете себе?

    · Чего вы в первую очередь желаете своим близким?

    · Чего вы никогда не пожелаете своим врагам?

    (ЗДОРОВЬЕ)

    Что же такое здоровье? Здоровье - плод воздействия разнообразных факто­ров на уникальную систему природы «человек». Каждый человек должен уметь управлять своим здоровьем с учетом риска заболева­ний и особенностей психологического, физиологического факторов.

    Для самостоятельного управления здоровьем каждому необхо­димо уметь создать комфорт души и тела, что достигается опреде­ленным образом жизни, отношением к средствам оздоровления и исцеления от недугов. Какое определение вы дадите понятию «здоровье»? Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов. Рассмотрим основные компоненты здоровья: нравственное, социальное, физическое. Скажите, насколько тесно взаимосвязаны компоненты здоро­вья? (Компоненты здоровья тесно взаимосвязаны: если человек здоров физически, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя отлично.) От чего зависит здоровье человека? (Здоровье человека зависит от образа жизни, поведения, образа мыслей.) Согласитесь ли вы с таким мнением: какова деятельность чело­века, таков и он сам, его природа и его болезни? Докажите свой ответ примерами. Здоровье - главный дар, данный нам нашими предками и не­расточительно расходуемый нами - ими последователями. Как распорядиться этим бесценным (действительно бесценным - ведь нам он достаётся совершенно бесплатно) даром? Очень важно как можно раньше прийти к выводу и пониманию необходимости со­хранения и умножения своего здоровья, а для этого надо очень ма­ло. Учёные определяют такое стремление как движение в два шага. 1-й шаг - состоит в выборе жизненных установок, определении своих целей в жизни. 2-й шаг - это выбор путей для реализации тех жизненных уста­новок и целей, которые, вы для себя определили в первом случае. Сложно это? - Да, очень сложно. Возможно, выполнить это? - Да, возможно. Надо только запомнить; что главное условие здорового образа жизни - личная заинтересованность человека. Необходимо понять, что ничего в жизни даром не дается. Что результат будет тем луч­ше и выше, чем раньше вы начнёте работать над собой. Человек - это не просто высокоорганизованная биологическая система, а организм, живущий в определенных общественных ус­ловиях, которые отражаются на физическом и психологическом самочувствии и определяют его нравственные устои. Образ жизни - показатель, как условия жизнедеятельности че­ловек реализует для своего здоровья. Здоровье человека в 60% зависит от образа жизни, в 20% - от окружающей среды, в 8% - от наследственности. От рождения человек обладает определенными резервами здо­ровья, а длительность их использования зависит от самого человека (условий поведения, стиля, образа жизни). При оценке здоровья используют 4 основных критерия: 1 - наличие или отсутствие хронических заболеваний;2 - уровень достигнутого физического и нервно-психического развития;3 - состояние основных систем организма - дыхательной, сер­дечно-сосудистой, выделительной, нервной и т. д.;4 - степень сопротивляемости организма внешним воздейст­виям. Существует комплекс факторов, определяющих; как здоровье отдельного человека, так и общества в целом. Какие это факторы на ваш взгляд? (Социально-экономические, определяемые уровнем развития общества: производство, образо­вание, медицина, характер питания, население, досуг и др.) Почему в странах с разным уровнем социально-экономического развития показатели здоровья различаются? Как факторы природной среды (климат местности, раститель­ный и животный мир, космос, уровень солнечной активности) влияют на состояние здоровья? (Влияние этих факторов состоит в распространении определенных заболеваний в определенных гео­графических зонах - рак кожи в зонах с высокой солнечной радиа­цией, зоб (щитовидная железа) - в районах с недостаточным со­держанием йода в воде и т. д.) С чем связано влияние биологических и психологических фак­торов? (С наследственностью, темпераментом и поведением че­ловека, его телосложением, психологическим складом личности, то есть с тем, что характеризует врожденные свойства и инди­видуальность человека.) Совершенно верно. Эти факторы определяют условия жизни человека, сказывающиеся на его здоровье. 3.Компоненты здорового образа жизни и их характеристика. Основными компонентами здорового образа жизни являются: - достаточная двигательная активность, обеспечивающая су­точную потребность организма в движениях; закаливание, способствующее повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и забо­леваниям; - рациональное питание, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белков, жиров, углеводов), витаминов и микроэлементов; - соблюдение режима дня с учетом динамики индивидуальных биологических ритмов, гигиена умственного труда; - личная гигиена; - грамотное экологическое поведение; - психогигиена, направленная на формирование умения управ­лять своими эмоциями и профилактику неврастенических состояний - сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, пере­дающихся половым путем; - отказа от вредных привычек – курения, употребления алкоголя и наркотиков; - безопасное поведение дома, на улицеи в школе, обеспечи­вающее предупреждение травм и отравлений. Организует беседу, связывая результаты урока с его целью.Учитель: Какое значение для здоровья человека имеет здоро­вый образ жизни? (Здоровый образ жизни является универсальным средством профилактики заболеваний, укрепления и сохранения здоровья.) От чего зависит состояние здоровья человека? (Состояние здо­ровья зависит от психологического климата в семье, в школе; со­блюдения режима дня, учебы и отдыха; рационального питания, отношения к табаку, алкоголю, наркотикам; соблюдения правил личной гигиены и др.) Какие выводы можете сделать по теме сегодняшнего урока? (Практика показывает, что у многих людей, в особенности у мо­лодежи, размылось, утратило ценность и цельность представле­ние о здоровье. В сознании же многих людей оно накрепко связано именно с лечением.) Но ведь лечить можно бесконечно, здоровья это не прибавит! Между тем здоровье человека, в первую очередь, зависит, пре­жде всего, от условий и образа жизни. Необходимо выработать в себе привычку проявлять элементарную заботу о сохранении здо­ровья, об укреплении и создании его резервов. Сберечь и увеличить резервы физического и психического здо­ровья людей - означает, без всякого преувеличения, приумножить потенциал могущества страны.Учитель отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Учитель диктует и комментирует домашнее задание.
    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!