Церковь петровский парк. Церковь благовещения в петровском парке

Парк, окружающий Петровский путевой дворец, некогда был гораздо больше. Многое из его наследия утрачено безвозвратно, но сохранилась уникальная церковь – памятник рано умершей внучке от безутешной бабушки.

В 1820‑х годах за Петровским путевым дворцом на Петербургском шоссе, созданным по указу Екатерины II в 1775‑1782 годах, был разбит обширный пейзажный парк. Он получил название Петровского. Территория быстро стала популярной у москвичей, устраивавших здесь прогулки: появились летний театр и здание для концертов, качели, беседки, бильярдные и другие увеселительные заведения. Также часть земли нового парка была отдана московским дворянам для строительства загородных дач. Неподалеку от дворца появилась дача супруги камергера Анны Дмитриевны Нарышкиной, которую в 1841 году постигло горе: здесь скончалась её внучка, графиня Анна Булгари. По этой причине она просила императора Николая I и митрополита Московского Филарета разрешить ей построить на месте собственной дачи храм в память о внучке, что и было удовлетворено.

Первоначальный проект храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке принадлежал архитектору , но был отвергнут властями: согласно ему новая двухколоколенная церковь с галереями превращалась бы в уменьшенную копию Петровского дворца. Альтернативный вариант был предложен зодчим Ф.Ф. Рихтером – он и был воплощен в жизнь в 1844‑1847 годах. Прототипом Благовещенского храма послужила древняя церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове, сегодня располагающаяся на территории музея в Коломенском – такой тип храмов называют «столпообразным». Здание было создано двухъярусным: на прямоугольный в плане нижний храм поставлен восьмерик верхнего храма, завершающийся полукруглыми и треугольными кокошниками с одной широкой шлемовидной главой на барабане. При этом грани верхней церкви прорезаны длинными узкими окнами, доходящими до пола. С запада к церкви примыкает обширное крыльцо с двумя лестницами, отделанное в русском стиле и завершенное четырехгранной шатровой колокольней.

В верхнем храме расположился главный престол во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в нижнем же появились приделы: первый – во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, второй – во имя преподобных Ксенофонта и Марии. Все названия были даны в честь святых покровителей храмоздательницы, её покойной внучки и других родственников. В 1904 году в новой пристройке к нижнему храму был освящен дополнительный придел во имя Боголюбской иконы Божией Матери. В 1916‑1917 году художником А.Д. Бороздиным были заново расписаны стены и своды церкви.

Точная дата прекращения богослужений в Благовещенской церкви не установлена, это произошло где-то в середине 1930‑х годов. Петровский парк в 1918 году стал местом массовых расстрелов, позже его территория была существенно сокращена: дачи снесены, большая часть земли передана под строительство стадиона «Динамо» и других спортивных сооружений при нем. Превращенный в склад, храм перешел в ведение академии Жуковского, разместившейся в Петровском путевом дворце. Храм утратил свои завершения, интерьеры также серьезно пострадали. С 1991 года в Благовещенской церкви снова ведутся богослужения, реставрационные работы вернули ей прежний облик.

Храм Благовещения в Петровском парке

Каждая церковь поистине уникальна в своем роде. Часто мы пытаемся сравнивать архитектурный облик одного храма с другими, пытаемся подобрать слова и понять, какой же из них красивее, ищем аргументы, в действительности же сравнения здесь неуместны, ведь у каждого человека есть свое собственное ощущение и понимание красоты. Каждый раз заходя в новую церковь, я понимаю, насколько все они, как и люди, не похожи друг на друга. Есть храмы светлые, сияющие, со множеством новых икон, в такие заходишь и понимаешь: вот оно, торжество Света, нимб православия. В таких церквах всегда много людей, и ходят они туда с удовольствием.

В деревнях можно встретить храмы простые, безыскусные, но чудесные в своей скромности, уединении и смиренности. Не отданные в дар за чудесное исцеление перстни с каменьями и золотые кресты висят на иконах, а чудные вышитые деревенские полотенца, платочки, отданные в дар Богородице.

Есть храмы, в которых совершенно нет праздничной атмосферы, в них темно, подчас даже мрачно, но именно в таких местах еще ярче сверкает луч надежды, духовного прозрения, блестят слезы раскаяния. Об одном из таких Храмов я и хочу рассказать.

В Москве у метро Динамо есть Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, принадлежащий к Всехсвятскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной церкви.

История Храма насчитывает почти два столетия: в 1841 году Анна Дмитриевна Нарышкина, подруга Екатерины II, обратилась к императору Николаю I и Митрополиту Филарету с просьбой возвести на месте ее дачи вблизи Петровского парка храм.

У Анны Нарышкиной случилось большое горе, у нее умерла дочь, а затем скончалась и внучка. Нарышкина дала себе обет, что обязательно построит Храм, и, преодолев все преграды, выполнила свое обещание. Первый проект Храма был отвергнут царем, вероятнее всего это было сделано из-за того, что храм походил на Петровский дворец, располагающийся неподалеку от этого места. Вскоре проект другого архитектора и реставратора, известного в своей среде человека, участника строительства Большого кремлевского дворца, Федора Рихтера, был одобрен, и строительство началось в 1844 году, на пожертвование Нарышкиной. Архитектор хотел сделать купол колокольни вытянутым, параболическим, но данная деталь была перечеркнута царем Николаем I. Глава же церкви осталась традиционной, луковичной.

Закончили строительство в 1847 году, верхний престол освятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а нижние: один во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, другой во имя преподобных Ксенофонта и Марии. В 1901 году приобрели новые колокола для церкви. В 1904 году храм был расширен на средства прихожан, сделана пристройка, в которой разместили престол во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Престол освятили в 25 ноября 1904 года. В 1916—1917 году роспись стен и сводов сделал художник Александр Бороздин. В 1934 году церковь была отдана Академии им. Жуковского, в ней располагался склад, была разобрана часть колокольни и купола, пострадало крыльцо.

1991 года храм был передан Русской Православной Церкви, при храме разместили академию Патриархии. 6 сентября 1997 года, ко дню 150-летия освящения храма были полностью закончены восстановительные ремонтные и реставрационные работы.

Главной святыней храма является икона «Господь Вседержитель Владыка мира», она располагается в левом углу иконостасного ряда. Когда заходишь в церковь, оказываешься как будто бы во тьме собственной греховности, в глубине своей собственной души.

Справа на иконостасе - икона Вседержителя с полными печали огромными глазами, писанная на трех досках в далеком 17 веке. Говорят, что иконе более чем 350 лет.

В иконе нет смиренности, она огненно поражает в самое сердце, шокирует своей глубиной. Нет в ней искусственности, приукрашивания. Этот образ не от мира, он далек от эстетики и изящества. Он написан суровым, северным русским человеком на простом наивном языке, безо всякой изобразительности, без творческих задач, начертан так, как Бог на душу положил написать простому прямодушному человеку.

Есть в ней что-то отреченное, монашеское, строгое. По преданию, сотворена она старцем Дионисием Глушицким в XV веке.

В полумраке церкви глаза Вседержителя производят впечатление не на поверхностном эстетическом уровне, а на каком-то глубинном, подсознательном, они смотрят из глубины веков. Каждый раз у меня складывается ощущение, что образ строжайше говорит самым последним грешникам «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Мф. 25, 41)

И каждый раз в сиянии свечей, в полумраке церкви, под этим прямым и твердым взглядом, клятвенно обещаешь себе исправиться.

Найдена икона якобы «случайно», как говорит отец Димитрий Смирнов: два молодых человека на праздник Успения принесли три старые доски, композицию размером 206 х 161,5, на нем был потемневший образ Христа. В церкви уже предположили, что доски гораздо старее написанного Образа и стали потихоньку очищать изображение, и под слоем краски оказался огромный глаз Господа Вседержителя размером в две ладони!

Аналогов этой иконе нет в Москве.

Престольной же иконой является икона Благовещения Пресвятой Богородицы, выложенная мозаикой. На ней изображены Архангел Гавриил и Дева Мария. Эта икона праздничная, нарядная, ее очень любят дети. Есть здесь и старинные иконы Николая Чудотворца, Матрены Московской, Серафима Саровского и множество других, к этим образам святых и к Богу люди приходят за помощью и получают ее.

Есть в этой церкви ощущение того, что происходит возрождение православия в его настоящем, честном, безыскусном виде. Как вернулась из небытия икона Вседержителя, пережив под «покровом» революцию и гонения на церковь, так и люди, пришедшие в Храм, постепенно возвращаются к истокам своей веры, к началу своей истории.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы . В 1830-е годы Петровский парк, где сегодня стоит святыня, был излюбленным местом гуляний и отдыха москвичей. Приобрести здесь дачу считалось большой удачей.

Одной из владелиц дачи в Петровском являлась Анна Нарышкина, жена камергера.

Когда Анна Дмитриевна потеряла дочь, а спустя какое-то время и внучку, скончавшуюся на даче в Петровском, женщина пожелала на этом месте, напоминающем ей о печальных событиях, построить церковь.

С такой просьбой Нарышкина обратилась к императору. Когда разрешение было получено, незамедлительно началось возведение храма в Петровском парке.

История храма Благовещения Богородицы

Над первоначальным проектом работал архитектор Е. Тюрин .

Здание храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке планировалось построить в два яруса, с двумя колокольнями и галереями. Но в таком виде постройка очень напоминала Петровский дворец, что не понравилось Николаю I.

Новый проект храма Богородицы в Петровском парке разрабатывал уже архитектор Ф. Рихтер.

Академик, профессор, этот человек был широко известен в архитектурных кругах. Одним из первых Рихтер обмерял лучшие храмы России, изучал их.

В основу замысла своего нового проекта - храма в Петровском парке - архитектор положил постройку 16 века, изучением которой когда-то занимался: храм Иоанна Предтечи.

В 1844 году начались строительные работы.

Здание возводилось полностью на средства Нарышкиной. Через 3 года церковь была построена и освящен верхний ее ярус.

В 1899 году обновили роспись храма Благовещения Богородицы, покрыли золотом иконостас, а затем в июле освятили вновь.

После революции история церкви оказалась до боли предсказуемой. Правда, неизвестно точно, когда храм закрыли - предположительно, в 1934 году.

Долгое время здание использовали как склад мебели и продуктов. В 50-60 гг. со святыни снимают кресты и главы, разбирают крыльцо и ограждение, на колокольне обустраивают подвесной кран.

Возрождение храма в Петровском парке

В 1991 году храм Благовещения Богородицы был возвращен Православной Церкви. В сентябре того же года в полуразрушенном здании впервые за столь долгое время состоялась литургия.

Восстановительные работы начались незамедлительно.

Над храмом вскоре стали возвышаться золоченые главы, на фасаде здания появились изображения святителей церкви, выполненные из мозаики. Восстановили крыльцо, на колокольню установили колокол. Внутри церкви отреставрировали настенную роспись, свое место занял новый иконостас.

В 1997 году, юбилейном для святыни, престолы храма были вновь освящены.

Сегодня храм действующий и его двери, как и прежде, всегда открыты для прихожан.

Адрес храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке: Москва, Красноармейская, 2 (станция метро Динамо).

История Благовещенского храма неотделима от истории Петровского путевого дворца, выстроенного в XVIII в. по указу императрицы Екатерины II архитектором М.Ф. Казаковым . Дворец расположен у древнего Тверского тракта (ныне Ленинградский проспект), которым въезжали в Москву царствующие особы, и свое название получил от владевшего этими землями Высокопетровского монастыря.

Начиная с императора Павла в Петровском дворце останавливались перед коронованием все государи. К коронации Александра II неподалеку, на Ходынском поле, был выстроен царский павильон для почетных гостей и увеселительные сооружения, проходили конные ристалища. Для народа, стечение которого достигло 500 тысяч, накрыли столы с обильным угощением; фонтаны били медом и вином, на деревьях висели булки и жареные куры.


5 мая 1896 г., за несколько дней до своей коронации, в Петровский дворец прибыли Николай II с супругой. По обочинам шоссе, несмотря на проливной дождь, их встречал народ, многие стояли на коленях. Во дворце выстроился парадный караул, государя ожидали представители духовенства, уездного земства, дворянства. 9 мая под звон всех московских колоколов царский кортеж выехал в Кремль, а 14 мая состоялось коронование.

С Петровским дворцом связаны и события войны 1812 г. Несколько дней в нем укрывался Наполеон, а его генералы со штабами ютились рядом в английских садах, гротах, китайских павильонах и садовых беседках.

Восстановление разрушенного и разграбленного дворца началось в 1826 г. За ходом работ наблюдал сам Николай I. А в 1827 г. архитектор А.А. Менелас при участии И.Т. Таманского составил план парка на прилегающей к дворцу территории и Масловой пустоши. Работы по его устройству велись под наблюдением начальника Московской комиссии от строений А.А. Башилова.

Московский Булонский лес , как окрестили его аристократы, пришелся по душе жителям старой столицы. «Посмотрите, каким роскошным ковром раскинулся этот веселый парк, как разбегаются во все стороны его широкие, укатанные дороги, с каким изящным вкусом разбросаны его рощи...» — писал романист М.Н. Загоскин. В парке открылся театр, устраивались балы, а зимой на перед дворцом проходили санные гонки. В 1840-е гг. сюда переместились гулянья с Тверского бульвара.

Первые дачи московской знати строились рядом с дворцом еще в конце XVIII в. Здесь, на даче А.С. Соболевского, 19 мая 1827 г. друзья устроили прощальный ужин А.С. Пушкину. С появлением же парка иметь дачу в Петровском сделалось модным.

Среди владельцев дач была и камергерша Анна Дмитриевна Нарышкина, на долю которой выпали тяжкие испытания. В 1829 г. скончались ее 19-летняя дочь Мария и зять , действительный статский советник, камергер и кавалер граф Марк Николаевич Булгари; на руках бабушки и дедушки осталась маленькая внучка Анна. В 1841 г . девочка тоже умерла, в том же году Анна Дмитриевна похоронила и супруга, камергера Павла Петровича Нарышкина.

В 1842 г. она направила прошение на имя митрополита Московского и Коломенского Филарета , где сообщала о желании построить храм в Петровском: «В христианском благочестии и смиренном уповании на Бога я положила священный обет соорудить собственным моим иждивением каменную двухэтажную церковь <...> в воспоминание кончины внуки моей, девицы графини Анны Булгари, скончавшейся здесь во время летнего жительства ея».

Получив отказ от Московской Духовной Консистории, Анна Дмитриевна обратилась к Николаю I, и разрешение было получено. Государь утвердил проект академика архитектуры, профессора, надворного советника Ф.Ф. Рихтера, но на чертеже, возможно самим императором, был перечеркнут необычный параболический купол колокольни, предвосхищавший формы модерна.

12 сентября 1843 г. по предписанию святителя Филаретана Дворцовой аллее за Петровским дворцом состоялась закладка храма (ныне Дворцовая аллея называется Красноармейской улицой, аллея между храмом и парком получила название Нарышкинской).

Через год были завершены основные объемные работы. Летом 1847 г . Анна Дмитриевна сообщала, что церковь «при помощи Божией стройкою окончена, утварью, ризницею, богослужебными книгами и всем потребным к богослужению достаточно снабжена». 24 августа епископ Дмитровский Иосиф, викарий Московской епархии, босвятил храм. Консистория предписала совершать в нем молитвы о храмоздательнице и ее роде.

Во священника к Благовещенской церкви был произведен Николай Моисеевич Соколов, диакон церкви Иоакима и Анны, что на Якиманке (взорвана в 1969 г.). Дьячком определили певчего хора Его Высокопреосвященства Василия Липеровского, пономарем - ученика Московской семинарии среднего отделения Дмитрия Константиновича Розанова. В 1848 г. дьячком стал Никон Федорович Троицкий.

В 1849 г. святитель Филарет утвердил храм как приходской. Кроме владельцев дач прихожанами стали их дворовые люди и солдаты из лагерей Ходынского поля. Это произошло уже после смерти А.Д. Нарышкиной, которая скончалась 6 апреля 1848 г . и была похоронена на кладбище Спасо-Андроникова монастыря недалеко от любимой внучки.

В 1852 г. настоятелем храма стал Сергей Васильевич Беляев, служивший здесь до своей кончины в 1887 г . В 1856 г ., когда Петровский дворец готовили к коронации Александра II, храм отремонтировали. В 1861 г . на западной стороне была устроена ограда с двумя железными воротами. В 1881 г . вдоль Дворцовой аллеи появилась каменная ограда с металлическими решетками, были приведены в порядок дома причта. В 1888 г . во священника Благовещенского храма был рукоположен зять о. Сергия Беляева, Петр Сперанский

«Московские церковные ведомости» сообщали: «21 ноября 1892 г. в Петровском парке состоялось торжественное открытие церковно-приходской школы, учрежденной при церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы <...>. Школа рассчитана на 60 мальчиков - детей местных крестьян» (впоследствии в ней обучались и девочки). «4 июля 1899 г. в храме Благовещения Богородицы, что в Петровском парке, было совершено освящение великолепно отделанного верхнего главного храма. Иконостас вновь вызолочен; святые иконы возобновлены; стены церкви украшены живописью и орнаментами; снаружи храм также отремонтирован». «В воскресенье, 18 марта < 1901 г .>, было совершено поднятие колоколов на колокольню <...> сооруженных на средства, пожертвованные благотворителями».

К началу ХХ в. население Петровского парка сильно выросло, и в 1904 г. храм был расширен. По проекту В.П. Гаврилова к нему пристроили два боковых придела, куда перенесли престолы праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы и преподобных Ксенофонта и Марии со чадами Иоанном и Аркадием. Центральный придел был заново освящен в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Верхнюю часть окон второго этажа закрыли металлическими щитами, по которым были написаны иконы. Под храмом устроили духовую печь, отапливавшую нижний этаж.

В 1910-1911 гг. на пожертвования прихожан был выстроен каменный двухэтажный дом по проекту А.П. Евланова. В нем располагались «богадельня для престарелых женщин прихода», квартира псаломщика и две квартиры, сдававшиеся внаем. Доход шел на содержание богадельни, отопление и освящение церковно-приходской школы. При храме действовала библиотека. В 1916–1917 гг. художник А.Д. Бороздин с помощником – диаконом Иоанном из храма Всех святых на Соколе расписали своды и стены нижнего храма.

В Благовещенском храме в разное время служили о. Авенир Александрович Полозов (он проходил по делу Патриарха Тихона, в 1920 г. был приговорен к расстрелу, который заменили концлагерем, но смог скрыться, служил в Казанском храме у Калужских ворот, после его закрытия в 1927 г. – в Благовещенском храме, с 1932 г. – в храме на Даниловском кладбище; скончался 1 сентября 1936 г.), диаконы Михаил Морозов и Сергей Иванович Смирнов, причетник Иван Васильевич Кулагин (позже был настоятелем Троицкого храма в Каменке (ныне г. Электроугли) , в годы гонений был дважды арестован и 10 декабря 1937 г. расстрелян на Бутовском полигоне), псаломщик Сергей Александрович Громаковский. Известны имена просфорницы Ольги Николаевны Морозовой и сторожа Павла Николаевича Лебедева.

После октябрьского переворота жизнь в Петровском парке радикально изменилась. В 1917–1919 гг. здесь совершали расстрелы. Позже дачи снесли, пруды засыпали. В 1928 г . был построен стадион «Динамо», а в 1938 г . одноименная станция метро. До наших дней сохранился лишь небольшой участок парка. Петровский дворец в 1918 г . перешел в государственную собственность.
В 1923 г . в нем разместилась Военно-воздушная инженерная академия имени Н.Е. Жуковского . В годы войны здание использовали под штабы авиации дальнего действия и войск ПВО, затем его вновь заняла академия. Ныне в нем расположен Дом приемов правительства Москвы и Центра международного сотрудничества и гостиница для высокопоставленных лиц.

Благовещенский храм до поры оставался действующим. В 1918 г . была ликвидирована церковно-приходская школа, но протоиерей Александр Михайлович Третьяков, служивший в храме до его закрытия, продолжал «так же ревностно и так же бесплатно преподавать Закон Божий детям прихода». В 1921 г . прихожане обратились с прошением к Патриарху Тихону о пожаловании настоятеля о. Петра Сперанского митрой. Хотя многие живут весьма далеко, писали они, «ни один нуждающийся в духовном врачевании или трудно болящий не был оставлен без причастия и духовного напутствия духовно заботящегося о нас Отца Петра». В 1929 г . о. Петр скончался и был погребен на Лазаревском кладбище (уничтожено в 1936 г .).

28 июля 1932 г. храм был закрыт и на долгие годы превратился в склад академии Жуковского. Вся обстановка, иконы и утварь бесследно исчезли, роспись сводов и стен оказалась частично утрачена, по центральной композиции «Благовещение» проложили электрический кабель. В 1950–1960-е гг. разобрали ограду и северную лестницу крыльца, сняли кресты и главы, в нижнем храме надстроили вторые ярусы, заложили арки, колокольню приспособили под подвесной кран. Все церковные дома были разрушены, в доме причта разместилась ГАИ, на территории построили пивную.

25 сентября 1991 г. академия передала храм Русской Православной Церкви. Настоятелем был назначен протоиерей Димитрий Смирнов. 29 сентября впервые за долгие годы в храме совершена Божественная литургия.

Силами прихожан начались восстановительные работы: были установлены купола и кресты, заново решено внутреннее убранство церкви, выполнен белокаменный портал, реставрированы метлахские плиты центрального придела, выложены гранитные полы. Фасад украсили мозаичные изображения Спасителя, Святой Троицы, Благовещения, святителей Филарета и Тихона. На звоннице появились новые колокола. Большого труда стоило убрать с церковной земли пивную и освободить дом причта (ныне он реконструирован). По проекту архитектора С.Я. Кузнецова возведены крестильный храм во имя священномученика Владимира Медведюка и новомучеников и исповедников Российских, а также Православный просветительский центр. На церковной территории разбит парк.

Благовещенский храм составляет единый приход с храмом Святителя Митрофана Воронежского на Хуторской. В приходе действуют служба оглашения и катехизации, катехизаторские курсы, воскресная школа, Сестричество во имя преподобномученицы Елизаветы с патронажной службой, служба милосердия, гимназия «Свет», детский дом и детский пансион семейного типа «Павлин», м олодежный клуб и театральная студия «Петровский парк», певческая школа,
иконописный класс,
мультимедийный блог протоиерея Димитрия Смирнова, Елизаветинское издательство, мультимедийное издательство «Деоника», приходской сайт «Благодрево», музей, библиотека, радиопрограмма «Благовещение», интернет-библиотека «Благовещение», книжный магазин «Риза», кинолекторий «Прикосновение к христианству», проходят семейные встречи «Отчий дом», выпускается ежемесячный журнал «Календарь». Настоятель прихода возглавляет Патриаршую комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!