Странная жизнь и загадочная смерть эдгара аллана по. Биография эдгара по, военная карьера, творчество Эдгар аллан по биография

ГОУ СПО "Кемеровский горнотехнический техникум"


Биография Эдгара Аллана По


Выполнила работу

студентка группы АСУ-08-9

Спудис Александра


Эдгар Аллан По, (1809 - 1849)


Жизнь Эдгара Аллана По коротка и окутана тайной - в точности как у героев его рассказов. И также, как его вымышленных героев, По страстно увлекали болезненные, странные, мрачные проявления человеческой души. Противоречивый и непостоянный, подверженный сумасбродным капризам и запоям, он словно бы решил соответствовать романтическому стереотипу страдающего героя, попавшего в плен саморазрушения.

Без сомнения, он был гением. За сорок мятежных лет своей жизни он создал ряд сочинений, которые с годами ценят все больше. Его стихи входят в число лучших, написанных на английском языке; он стал родоначальником современного детективного жанра; его рассказы, обращенные к потустороннему и сверхъестественному, подняли готическую прозу до уровня высокого искусства.

Сын бродячих актеров Дэвида и Элизабет По, он родился 19 января 1809 года. Ему не было и трех лет, когда его родители умерли, а старший брат и маленькая сестра оказались на попечении родственников. Эдгара отдали крестному, состоятельному торговцу Джону Аллону из Ричмонда, штат Виргиния. Аллан руководствовался скорее чувством долга, чем любовью к воспитаннику, которого так никогда законно и не усыновил. Но жена Аллана Френсис полюбила мальчика - именно благодаря ей он узнал, что такое материнская любовь, о которой тосковал все свое детство.

Алланы принадлежали к высшему ричмондскому обществу и дали Эдгару воспитание, на которое без них он вряд ли мог рассчитывать. Он вращался в кругу лучших семей города и получил великолепное образование - сначала в Ричмонде, а потом в Англии, где семья жила с 1815 по 1820 год. В 1826 году Эдгар, который к этому времени тайно обручился с Сарой Ройстер, дочерью их соседа, поступил в Виргинский университет. Он показал себя как даровитый студент с ярко выраженными способностями к литературе. К сожалению, он был не столь даровитым игроком в карты: к концу первого года обучения у него было более двух тысяч долларов долга и репутация пьяницы. Когда Джон Аллан отказался оплатить его долги, По вынужден был отказаться от учебы и вернуться домой, где обнаружил, что мисс Ройстер обручена с другим.

В начале 1827 года трения между Алланом и его воспитанником превратились в открытый конфликт, и Эдгар ушел из дома, чтобы заняться литературой - такова теперь была его главная цель. Он уехал в Бостон, но постоянную работу найти было трудно, а деньги у него скоро кончились. С отчаяния он вступил в армию под именем Эдгар А. Перри и в ноябре 1828 года был направлен на Сэлливанов остров, штат Южная Каролина. Там он оставался больше года, его состояние делалось все более тревожным и беспокойным, и он возобновил переписку с Джоном Аллоном в надежде, что опекун согласится выкупить ему освобождение от армии. Через некоторое время Аллан согласился, частью потому, что По выразил желание поступить в Вест-Пойнт, частью - во исполнение последней воли Френсис Аллан, умершей в феврале 1828 года: та хотела, чтобы они помирились.

Назначение По было надлежащим образом устроено: в июле 1830 он должен был поступить в Военную академию. После нескольких месяцев утомительных формальностей в Ричмонде Эдгар поехал в Балтимор навестить родственников и надолго застрял у своей тетушки миссис Марии Клемм, в которой нашел теплоту и щедрость, облегчившие скорбь по Френсис Аллан. Больше того, он полюбил восьмилетнюю дочь миссис Клемм Вирджинию, которая шестью годами позже стала его невестой. В это же время несколько журналов приняли его стихи, искушая продолжать сочинительство. Но По собирался поступить в Вест-Пойнт, видя в этом единственный путь сохранить финансовую поддержку Джона Аллана, и потому в июле 1830 года явился в академию. Однако надежда на будущее наследство скоро рухнула. В октябре Джон Аллан женился и дал понять, что не считает Эдгара членом своей новой семьи. Вскоре после этого в пылу яростной ссоры он отказался от своего воспитанника раз и навсегда.

Не имея больше причин оставаться в Вест-Пойнте, По добился исключения из академии и в начале 1831 года уехал. Он поселился у миссис Клемм в Балтиморе и следующие четыре года жил преимущественно там, пробуя себя в сочинении рассказов, при этом он отчаянно нуждался в деньгах. Один из первых его опытов - "Метценгерштейн" появился в январе 1832 года в одном из филадельфийских журналов, за ним последовали и другие. Гонорары были невелики, но рассказы обратили на себя внимание публики, и автор постепенно стал известен в литературных кругах.

В 1835 году ему предложили должность редактора журнала "саутерн литерари мессенджер" в Ричмонде, которую он принял, хотя это означало временную разлуку с миссис Клемм и, главное, с тринадцатилетней Вирджинией, для которой их взаимное влечение превратилось во всепоглощающую, почти болезненную любовь.

По стал блестящим редактором; его обзоры, стихи, эссе и рассказы увеличили читательскую аудиторию журнала и упрочили его известность. Его личная жизнь также изменилась. Миссис Клемм и Виржиния переехали из Балтимора к нему в Ричмонд, и в мае 1836 года Эдгар и его юная кузина поженились. Однако он по-прежнему был стеснен в средствах, к тому же он впадал то в депрессии, то в запои, которые не только отнимали у него здоровье, но и причиняли неизмеримые страдания двум женщинам, глубоко любившим его. Внутренние неполадки перешли в сильнейшее душевное расстройство, которое По решил лечить переменой места жительства.

Мир куда больше Ричмонда и аудитория куда шире читателей "саутерн литерари мессенджер" ждали его, и в январе 1837 года он вместе с Виржинией и миссис Клемм перебрался в Нью-Йорк. Они поселились в Нижнем Манхэттене, и По пустился на поиски постоянной работы, однако не преуспел. Время от времени он писал для журналов, но денег не хватало, и в 1838 году семья снова переезжает, на сей раз в Филадельфию. Еще через год внештатной работы По нашел место соредактора журнала "Бертон джентельменз мэгэзин", для которого написал рассказы " падение дома Эшеров" и "Вильям Вильсон". Затем в январе 1841 года он стал главным редактором журнала "Грэзм", который сего помощью стал самым популярным в Америке, увеличив свой тираж с восьми тысяч экземпляров до сорока тысяч к весне 1842 года.

Успех журнала принес По славу в литературном мире. Финансовые затруднения и пьянство продолжались - и усугубились, когда оказалось, что его жена, чье здоровье всегда было хрупким, больна туберкулезом. В мае 1842 года По ушел из "Грэзм", решив издавать собственный журнал. Однако ему не удалось найти инвестора, и скоро начался новый мучительный период депрессии и алкогольных срывов. Но даже и тогда у него случались вспышки творческой активности, которые принесли несколько блистательных новаторских рассказов - среди них "Убийства на улице Морг" и "Золотой жук", которые в будущем послужат образцом для бессчетного множества писателей от Артура Конан Дойла до Агаты Кристи.

В апреле 1844 года По возвращается в Нью-Йорк. Снова, несмотря на хроническое безденежье и душевные неурядицы, он очень много пишет - статьи, художественную прозу, поэзию. Его самое знаменитое стихотворение "Ворон", вышедшее в 1845 году, произвело сенсацию - на утро он проснулся знаменитым. Несколько головокружительных месяцев он был любимцем города - издавал журнал, печатал новые сборники рассказов и стихов и вращался в самых высоких кругах Нью-Йорка.

Затем вдруг эйфория сменилась депрессией, и он погрузился в пучину несчастий и отчаяния, глубже которой не знал. Несмотря на всю свою славу, он увяз в долгах. "Ворон" принес ему ровно двадцать долларов; болезнь его жены прогрессировала; его собственное здоровье было расшатано. Явно движимый скоростью и саморазрушению, в 1846 году он написал серию статей с нападками на едва ли не каждого нью-йоркского литератора, нажив себе бесчисленное количество врагов и спровоцировал по меньшей мере один судебный процесс. После этого он отошел от литературной жизни и оказался в изоляции - обнищавший, неспособный писать, он жил со своей супругой и миссис Клемм в нетопленом домике в Бронксе.

Вирджиния стала жертвой зимних холодов и полуголодного существования: она умерла в январе 1847 года, двадцати четырех лет от роду.

Совершенно опустошенный, По впал в душевное и физическое расстройство, от которого так окончательно и не оправился. Но к концу 1847 года он вновь стал писать стихи и на протяжении следующего года вступал в связи с женщинами. Оказавшись в Ричмонде в ходе лекционного турне в 1849 году, он встретился со своей мальчишеской любовью Сарой Ройстер, которая теперь стала вдовой. Их роман вспыхнул вновь, несколько месяцев По удавалось вести трезвый образ жизни, и к концу лета они решили пожениться. Двадцать седьмого сентября он отправился в Нью-Йорк забрать миссис Клемм.эдгар по стихотворение новаторский рассказ

По не доехал до Нью-Йорка. Он вышел из поезда в Балтиморе, и до сих пор неизвестно, где он блуждал до третьего октября, когда его, в лихорадке и бреду, нашли рядом с каким-то кабаком. Отвезенный в ближайшую больницу, он так и не пришел в сознание и через четыре дня умер - несчастная жертва собственной измученной души.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Эдгар Аллан По давно увенчан лаврами основоположника жанра детектива. Именно он придумал главную составляющую аппетитного «криминального варева» ‒ образ блестящего сыщика, за игрой ума которого напряженно следит читатель. Но По открыл как минимум еще два направления в литературе: фантастический рассказ и новеллы ужасов. То, что мы сегодня называем готической литературой.

Смерть как жизнь

Каким он был ‒ поэт-мистик, неуемный фантазер, мрачный мизантроп? Его земная жизнь сложилась ужасно ‒ сиротство, разлука с горячо любимой сестрой, издевательства жестокого опекуна, зависть и предательство друзей, постоянная нужда и работа за смехотворные гонорары, смерть жены, пьянство, наркомания, безумие…

Еще ужаснее оказалась его смерть. Но именно она придала образу первого «готического» писателя особую загадочность. До сих пор по поводу причин кончины Эдгара По споров больше, чем о литературных достоинствах его книг.

Есть письменные «правдивые свидетельства» того, что одна из почитательниц спустя три года после смерти писателя встречалась с ним и имела продолжительную беседу. Не переводятся медиумы, утверждающие, что дух писателя «выходил на связь и рассказал, как он был похоронен заживо…» Появляются время от времени «новые стихи» Эдгара По, «продиктованные» духом По.

По сей день браться за издание его произведений считается плохой приметой, а каждая экранизация его рассказов связана с какой-нибудь трагической историей.

Эдгар Аллан По: тайна смерти

Так как же он умер? Ну, судя по медицинскому заключению, от кровоизлияния в мозг. Лечащие врачи описывали его состояние перед кончиной как «буйное помешательство». Как бы то ни было, утром 7 октября 1849 года сорокалетний Эдгар По скончался.

Одинокий и странный

При невысоком росте и хрупком телосложении он всегда выглядел старше сверстников. Обожал плавание: в четырнадцать лет Эдгар проплыл шесть миль против течения, став на время настоящим героем в глазах ровесников.

В семнадцать начался его пагубный роман с алкоголем. Комната По в университете была настоящим вертепом: здесь круглыми сутками пили вино и играли в карты. Страсть к картам ‒ еще один порок «юноши с горящими глазами». Он превосходно играл в вист, много выигрывал, но все равно постоянно был в долгах. Из-за этого, в конце концов, ему при-шлось покинуть университет.

Говорят, он потрясающе пил: опрокидывал стакан одним движением, а потом со стуком ставил его на стол, после чего совершенно преображался: глаза горели, обычно бледные щеки пылали, речи становились гипнотическими. Причем видно было, что пьет он, ожидая именно такого эффекта. Каждая пьяная ночь приводила к болезни на несколько дней, потом ‒ недель, потом и вовсе к запоям. Ах, если б это был его единственный порок! Всегда рядом были наркотики. Опий, по свидетельству современников, он ежедневно принимал после завтрака. А вечерами ‒ морфин…

Говорят, Эдгар По был членом оккультного ордена «Братство Луны», участники которого (по слухам, только гомосексуалисты) занимались спиритизмом и черной магией. Существует легенда, что посаженный однажды в тюремную камеру, По к утру исчез из нее при запертой двери. Друзья уверяли, что Эдгар может одновременно находиться как минимум в двух местах. Не этой ли способности мы обязаны эпизодом появления По в России? Правда или нет, но писатель утверждал, что побывал в Санкт-Петербурге и попал даже в какую-то передрягу с полицией…

Смерть вместо венца

За десять дней до своей странной смерти он сделал предложение Саре Уитмен ‒женщине, в которую был влюблен с юности. И получил благосклонное согласие. И тут же отправился в Нью-Йорк, до которого не доехал… Странно, не правда ли?

Впрочем, его отношения с женщинами всегда были странными. Дамы любили мрачного юнца с темными кругами под глазами (у По был врожденный порок сердца). Истерически любили ровесницы в школе, обожала жена ненавистного богатого опекуна (может, потому так ненавидел сам опекун?), души не чаяла в нем сестра Розали, проявляли интерес даже матери приятелей…

В 14 лет Эдгар безумно влюбился в матушку своего друга, тридцати летнюю Джейн Стенард. Несмотря на разницу в возрасте, они моментально нашли общий язык, и она стала первым человеком, заинтересовавшимся стихами юного поэта. Неизвестно точно, связывало ли их что-то большее, но… Скоро Джейн сошла с ума и умерла. Это была первая роковая утрата Эдгара, он тогда был близок к самоубийству…

Следующая любовь Эдгара – Эльмира Ройстер – дала слово стать его женой. Но козни родителей девушки и опекуна Эдгара разлучили влюбленных.

Утешала бедного страдальца его тетка – Мария Клемм, создание нежное, мало что смыслившее в литературе… Для нее он был просто «бедным мальчиком». На ее юной дочери, своей кузине, По скоро женился. Вирджинии шел тринадцатый год. Эдгар и тетушка Мария договорились, что первые два года муж и жена будут спать в разных спальнях.

Вообще, мужьям тех женщин, которые увлекались этим «безумцем с горящими глазами», нечего было опасаться: он не претендовал на тела их жен – нет-нет, только на души!

Итак, в браке с первой женой он прожил 12 лет.

«Я бы уже давно потерял всякую надежду, если бы не думал о тебе, милая моя жена… Ты сейчас осталась моим главным и единственным стимулом в борьбе против этой невыносимой, напрасной и жестокой жизни …»

Из этого письма следует, что брак был счастливым – насколько это возможно для человека с характером Эдгара По. Но болезненная хрупкая Вирджиния умерла от туберкулеза. За этим последовал безумный год – По практически не выходил из наркотического тумана.

Эдгар По: загадка смерти

Через год после смерти Верджинии По сделал предложение Саре Уитмен, поэтессе, талантливой женщине, глубоко почитавшей его талант.

И сразу после веселой помолвки в Ричмонде, 28 сентября, он отправился Нью-Йорк за тещей, а по пути зачем-то заехал в Балтимор, где спустя несколько дней был полумертвым обнаружен на деревянной скамье на задворках бара.

Зачем он приехал в Балтимор – город, который ненавидел? Что собирался там делать, с кем встретиться? Нет ответов. Известно лишь, что грязного, полуголого, без цента в кармане – а ведь из Ричмонда он уехал с 1500 долларов! – Эдгара По доставили в больницу для неимущих. Диагноз в медкарте: «горячечный бред, судороги и галлюцинации». Больной был буйным, доктора применили успокоительные уколы, после которых великий писатель впал в кому. Умер он на четвертый день.

Дух извращения

Если спросить у произвольно выбранных из толпы ста человек: «Как бы вы охарактеризовали рассказы Эдгара По?» Сто человек из ста ответят: «Страшные» или «Ужасы». Это правда. Его главная тема: трагическое столкновение человеческого сознания с окружающим миром. Если брать конкретнее: живой души с бездуховностью буржуазной цивилизации. По был, вероятно, первым американским писателем, а возможно, и первым в мире, уловившим эту новую угрозу.

Последние двенадцать лет жизни – самое плодотворное время – он провел в Филадельфии, Нью-Йорке и Бостоне: городах, где кипела коммерческая жизнь. Это сердце деловой Америки романтик По презирал и даже больше – ненавидел. Он писал о смерти и упадке, разрушении традиций и деградации личности, о страхе жизни и чувстве безнадежности…

Вот эта охваченная ужасом душа человека – главный герой его рассказов. Страх – вот ключевое слово для понимания таинственных, мистических новелл По. В жизни человека все страх: страх перед смертью и перед жизнью, страх перед одиночеством и перед людьми, страх перед безумием и перед знанием…

В окружающих людях, да и в себе самом По усматривал «болезнь души», ее он обозначил как «тягу к нарушению запрета». Позже он ввел очень точный термин «дух извращения». Этот «дух» представлялся писателю самым характерным для современного состояния общества явлением. С этой болезнью Эдгар пытался по мере сил бороться, но безуспешно. Зато он дотошно исследовал недуг: благо больной всегда был под рукой – он сам.

Повышенное внимание По к психологии, к подсознательному, безграничная вера в разум, который один только, в его глазах, способен вывести человека и человечество из трагических противоречий бытия, стали основой самых знаменитых и наиболее значимых для развития мировой литературы рассказов. Это, конечно, детективы:

  • «Убийство на улице Морг»;
  • «Похищенное письмо»;
  • «Тайна Мари Роже»;
  • «Золотой жук».

Вот, собственно, с этих четырех новелл началась эпоха детективной литературы. Появился новый герой - стройно мыслящий, эксцентричный, наделенный мощной логикой, немного извращенный, но чуждый наживы…

Его функция – раскрыть тайну, найти преступника; но главное – завоевать читателя. В центре внимания оказывается не преступление и не расследование, а человек, ведущий его. Читатель должен с напряженным вниманием следить за интеллектуальным действием, разворачивающимся перед ним. Герой анализирует, сопоставляет факты, подвергает сомнению всякую деталь и все это – завораживает. Уже не важно, что он расследует, важно – как решается задача. Новизна детективных рассказов – в демонстрации красоты работы разума, его поистине безграничных возможностей.

Рожденный фантазией По гениальный сыщик Огюст Дюпен в совершенстве владеет методом дедукции – новое тогда словечко. Это качество достанется в наследство позднейшим отражениям Дюпена: Шерлоку Холмсу и Эркюлю Пуаро, французу Мегрэ и мисс Марпл…

Фантасты снимают шляпу…

Другой подарок, оставшийся нам от По, ‒ мистические новеллы. Они предвосхитили то, что сегодня называется готической прозой:

  • таинственные смерти;
  • черно-белые тона;
  • заброшенные замки;
  • мрачные пейзажи;
  • необыкновенная бледность лиц;
  • темнота – угнетающая всякую живую мысль.

Он узаконил в литературе темы ритуального убийства и суицида, привил читателю вкус к мистицизму, умиранию, распаду…

  • две повести («Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» и «Дневник Джулиуса Родме-на»);
  • философский трактат «Эврика»;
  • около семидесяти рассказов.

В сравнении с теперешними детективщиками - немного, да?

Да дело ведь не в количестве. Эти несколько десятков рассказов открыли три новых жанра в мировой литературе:

  • детективный;
  • научно-фантастический;
  • готическую новеллу (новеллу ужасов).

«В самое невероятное повествование нужно «напихать» как можно больше всевозможных бытовых подробностей и деталей», ‒ так Эдгар По сформулировал один из важнейших принципов научно-фантастической литературы.

Классикой фантастической новеллы стали популярные рассказы:

  • «Сфинкс»;
  • «Три воскресенья на одной неделе».
  • «технологические» рассказы («Ганс Пфааль», «История с воздушным шаром»);
  • сатирические («Разговор с мумией», «Тысяча вторая сказка Шехерезады»);
  • «метафизические» («Повесть скалистых гор», «Месмери-ческое откровение», «Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром»).

Поводом к написанию каждого из них становится научное открытие, техническое изобретение или просто любопытный необъяснимый факт. Но главным предметом изображения становится вовсе не научный парадокс, не инженерная новинка – нет. Снова в центре внимания – человеческая психика, умение адаптироваться, сделать пригодным для существования сумасшедший мир.

Интересно, что Жюль Верн и Герберт Уэллс единодушно признавали Эдгара По своим предтечей, несмотря на разность их дарований.

А влияние По в жанре «ужасов» признавали Бодлер и Теннисон, Достоевский и Конан Дойл, Кинг и Лемм, и все те мириады авторов, по сей день использующих идеи самого знаменитого в литературе американца. Интересно, что, опровергая обвинения в безумии, По говорил: «Нуда! Я нервен, нервен ужасно – дальше уж некуда; всегда был и остаюсь таким; но откуда вы взяли, что я – сумасшедший?.. Я слышал все сущее в небесах и в недрах. Я слышал многое в преисподней. Какой же я сумасшедший? Вот послушайте только! Да заметьте, как здраво и гладко поведу я свой рассказ».

Балтиморский призрак Эдгара По

Самая страшная тайна балтиморского кладбища связана с появлением на могиле Эдгара По странного человека. Случилось это примерно лет пятьдесят назад. Незнакомца заметили в полночь, и все, кто его видел, говорят одно и то же: одет в черное, лицо укутано шарфом, очевидно, хочет остаться неузнанным, в руках – трость… Запомним эту деталь!

С тех пор каждый год в один и тот же день – 19 января (день рождения Эдгара Аллана По), вернее в одну и ту же ночь, мужчина приходит на кладбище. Он встает на одно колено, прикладывается к бутылке, делает глоток, затем оставляет початый коньяк на могиле вместе с тремя красными розами. Этот фанат творчества По (а может, его призрак?) на несколько минут замирает у могилы, сняв шляпу, и быстро уходит прочь. Само собой, работники кладбища попытались выследить таинственного гостя. В 1983 году в полночь у могилы По собрались 70 (!) энтузиастов. По их рассказам, «черный человек» пришел через час после полуночи – как всегда, с дорогой тростью, в черном плаще. Услышав возню (все же 70 человек довольно трудно заставить замереть!), незнакомец исчез почти мгновенно. Но на могиле По все же остались традиционная бутылка и розы.

Через год папарацци попытался сфотографировать неуловимого поклонника По. И ведь удалось! С помощью специального фотооборудования для ночной съемки удалось снять коленопреклоненного мужчину у могилы Эдгара По. Лицо незнакомца скрывала тень шляпы. Потом поползли слухи, что удачливый фотограф погиб при странных обстоятельствах. И больше желающих выслеживать «призрак По» не нашлось…

Когда великого безумца обнаружили на грязной улице в Балтиморе, в руках он инстинктивно сжимал трость, которую случайно прихватил у своего ричмондского приятеля, отправляясь на поезд до Нью-Йорка. Этот человек, последний видевший Эдгара По живым, так описал прощание с гением: «Эдгар, обернувшись, еще раз приподнял шляпу и взмахнул тростью… В это самое мгновение на небе, прямо у него над головой, сверкнул яркий метеор и тотчас погас…»

Видео: истории Умерших — Эдгар Аллан По

Американский писатель, поэт и критик Эдгар Аллан По (Edgar Allan Рое) родился 19 января 1809 года в Бостоне (США) в семье актеров бродячей труппы. В возрасте двух лет остался сиротой, после чего был усыновлен купцом из Виргинии — Джоном Алланом. Воспитывался в закрытом пансионе в Англии; в 1826 году поступил в аристократический Университет Виргинии в Шарлоттенсвилле. В студенческие годы увлекался азартными играми, участвовал в кутежах, что провоцировало конфликты с отчимом. После одной из таких ссор будущий писатель покинул дом приемных родителей.

В 1828 году при финансовой поддержке приемных родителей вернулся в Бостон, где опубликовал сборники "Аль Аарааф, Тамерлан и мелкие стихи" (Al Aaraaf, Tamerlane and Minor Poems, 1829) и "Стихи" (Poems, 1831), однако эти начинания успеха не имели.

В 1830 году поступил в Военную академию США (United States Military Academy) в Вест-Пойнте, однако вскоре оставил учебу, что спровоцировало окончательный разрыв с Джоном Алланом. Оставшись без финансовой поддержки, Эдгар По вновь оказался на грани нищеты.

В 1833 году он впервые выступил как прозаик с рассказом "Манускрипт, найденный в бутылке" (A manuscript found in a bottle), за который получил премию журнала "Балтимор Сатердей Визитер".

В течение 1830-х годов продолжал писать новеллы, регулярно публиковался в литературном журнале "Южный литературный вестник" (Southern Literary Messenger) в Ричмонде, где завоевал репутацию оригинального и остроумного критика. Эти публикации позднее составили знаменитый двухтомник "Гротески и арабески" (Tales of the Grotesque and Arabesque, 1840).

В 1836 году Эдгар По женился на своей кузине Виргинии Элизе Клемм (Virginia Eliza Clemm Poe).

В 1837 году в поисках более оплачиваемой работы переехал в Нью-Йорк , однако из-за финансового кризиса не смог найти там работы.

В 1838-1843 годах жил с женой и ее матерью в Филадельфии, работал в журналах Burton’s Gentleman’s Magazine и Graham’s Magazine, пробовал издавать собственный журнал The Stylus. Опубликовал около тридцати рассказов и множество литературно-критических статей.

В октябре 2009 года, спустя 160 лет после своей смерти, Эдгар Аллан По был удостоен повторного отпевания. Костюмированная церемония проходила в музее писателя в Бостоне, где был выставлен гроб с манекеном Эдгара По.

Оригинальность стиля По не нашла себе последователей в Америке. В европейской литературной традиции влияние По испытывали на себе Шарль Бодлер, Стефан Малларме, Морис Метерлинк, Оскар Уайльд, Данте Габриэль Россетти, Роберт Льюис Стивенсон. Увлекались творчеством По и русские символисты — Дмитрий Мережковский, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

(1809- 1849)

Биография Эдгара По, известного американского писателя, напоминает собою бурливую реку, делающую резкие повороты, а порою совсем пропадающую из вида.

Родился Эдгар 19 января 1809 года в США, в городе Бостоне, в семье актеров бродячего балагана – Дэвида По и Элизабет Арнольд По. В два года малыш остался совершенно один, но вскоре его усыновил богатый торговец Джон Аллан из Виргинии.

Детство По прошло в богатстве и роскоши. Его приемный отец несколько раз оказывался на грани разорения, но на благосостоянии мальчика это никак не отражалось. Для того, что бы ребенок получил хорошее образование, семья на 5 лет переезжает в Англию, а Эдгара помещают в дорогостоящий пансион. По возвращению в Америку он продолжает обучение в колледже в Ричмонде. Закончив его, Эдгар поступает в университет того же города

К сожалению, подросший Эдгар не оказался благодарным сыном и не оценил заботы его приемных родителей. Он начинает участвовать во всех студенческих кутежах, проигрывает в карты значительные суммы денег, увлекается спиртным. Подобное поведение юноши вызывает закономерное недовольство усыновившего его Джона Аллана. Приемный отец отказался оплачивать очередной карточный долг Эдгара, и тот, будучи в нетрезвом состоянии, грязно обругал его и даже пытался ударить. После данного инцидента, обидевшись на приемных родителей, молодой человек осенью 1826 года покидает дом, где жил в тепле и заботе и начинает вести жизнь скитальца.

Эдгар По, начиная с юных лет писал стихи и уехав в Бостон, решил их напечатать, взяв псевдоним «Бостонец». Книга, получившая название «Тамерлан и другие стихотворения» была напечатана, но на ее издание денег не было.

Не зная как жить дальше, юноша решает стать солдатом американской армии. Выдержав лишь один год армейской жизни, Эдгар Аллан По обращается с просьбой о поддержке к своему приемному отцу. Тот не отказывает в помощи, и получивший свободу Эдгар По снова погружается в мир поэзии. В 1829 году выходит в свет тот же сборник стихотворений, но с измененным названием – «Аль-Аарааф, Тамерлан и малые стихотворения», но его появление не вызывает интереса читателей.

Приемный отец настаивает на получении молодым человеком образования и в 1830 году определяет Эдгара в Военную академию (Вест-Пойнт). Однако у юноши иные представления о своем будущем, и он безобразным поведением добивается исключения из учебного заведения, не проучившись в нем и год. На деньги собранные товарищами по академии он издает в Нью-Йорке книгу поэм, но и новое творение поэта не стало популярным..

Биография Эдгара По, соответствующая периоду времени с 31 по 33 годы, полна белых пятен. Известно лишь одно, что в это время великий американский писатель дошел до последней степени нищеты, но, тем не менее, он продолжал много работать. И когда в 1833 году в Балтиморе был объявлен конкурс на лучшее произведение, Эдгар По представил на суд жюри 6 рассказов и стихотворный отрывок из «Колизея». Он оказался победителем в обоих жанрах.

Годы с 1833 по 1840 стали очень плодотворными для творчества писателя, выходит большое количество его поэзии и прозы. Он сотрудничает с рядом американских журналов. Эдгар По становится основателем нового направления в литературе, получившего название детективно-фантастического.

Несколько последних лет жизни писателя отмечены длительными запоями, нервозностью, граничащей с психическими расстройствами.

Страница завершающая биографии Эдгара По покрыта тайной. В сентябре 1849 года писатель выехал из Ричмонда, имея при себе крупную сумму денег. Неизвестно, что произошло в дороге, но когда писателя нашли, он был без сознания, а его деньги были украдены.

Э́дгар А́ллан По (англ. Edgar Allan Poe ; 19 января 1809 - 7 октября 1849) - американский писатель.

Гениальный прозаик. Гениальный поэт. Трагичная от рождения и до смерти судьба. Само понятие гений - ёмкое и трудно поддающиеся точному определению - именно для Эдгара По. Его влияние как писателя и поэта на мировую литературу огромно - Шарль Бодлер и французский Символизм, практически весь русский Серебряный Век.

За более чем 150 лет, отделяющие нас от смерти гениального писателя, было написано множество его биографий - объёмных книг и небольших заметок, серьёзных исследований и ошибочных теорий. Несмотря на их значительное количество, жизнь и смерть Эдгара Аллана По продолжает оставаться загадкой. Сложно предположить, будет ли она разгадана в будущем. Сказывается и отсутствие документов (нет даже свидетельства о его рождении), противоречивость воспоминаний, желание некоторых авторов либо скрыть факты, либо подогнать их под собственные предположения.

Родители Эдгара - актёры Дэвид По-младший и Элизабет Арнольд Хопкинс - вступили в брак в 1806 году. Старший сын - Уильям Генри - родился в 1807 г., Эдгар - 19 января 1809 года, годом позже родилась их сестра Розали. Мать Эдгара умерла в декабре 1811 года в Ричмонде (наиболее вероятная причина - пневмония). Примерно в это же время умер и их отец, незадолго до этого оставивший семью. Рассказ о гибели родителей Эдгара По при пожаре Ричмондского театра - не более чем легенда.

Дети попали в разные семьи. Эдгар По был взят на воспитание табачным бизнесменом Джоном Алланом и его женой Фрэнсис. Среднее имя Аллан Эдгар получил при крещении в 1812 году. Аллан не усыновлял его официально. С 1814 года Эдгар посещал различные школы в США и Англии (1815-1820 гг.).
Первое (документально подтверждённое) произведение относится к 1824 году. Это двухстрочное стихотворение, не вошедшее ни в один из сборников. В 1826 г. По поступил в Вирджинский университет, из которого был отчислен за большие карточные долги. Джон Аллан отказался выплатить их, и в дальнейшем не упомянул Эдгара в своём завещании. Между ними произошёл разрыв. В это же время расстроилась его помолвка с Эльмирой Ройстер, вышедшей замуж за другого.

Под именем Эдгара Перри По поступил на службу в армию. В 1827 году в Бостоне в количестве 50 экз. вышла его первая книга "Тамерлан и другие стихи", подписанная "Бостонец". Долгие годы поиски этой книги были безуспешными (что позволило Руфусу Вилмоту Грисволду - "чёрному демону" в судьбе наследия По - заявить, что этой книги не было вообще, а сам По - лживый человек). В 1880 году в Британском музее был найден один из экземпляров этой книги.

Дослужившись до звания сержанта артиллерии, По уволился со службы и поселился в Балтиморе у своей тёти Мэри По Клемм (чья дочь Вирджиния стала впоследствии его женой). Здесь он опубликовал второй сборник стихов.

В 1830 году Эдгар поступил в военную академию Вест-Пойнт, но так как военная карьера ему разонравилась, он стал прогуливать занятия, и по решению военного суда был отчислен. В 1831 году стихи По издаются в Нью-Йорке. Его небольшие рассказы печатаются в Филадельфии, правда, без указания имени автора. В 1833 году он получает первый гонорар (50 долларов) за рассказ "Рукопись, найденная в бутылке". В 1836-37гг. По работал редактором ричмондского "Southern Liyerary Magazine". В 1836 году он женился на Вирджинии. Они переехали в Нью-Йорк, годом позже - в Филадельфию.

Филадельфийский период творчества был наиболее плодотворным. По писал стихи и рассказы. Работал редактором "Gentlemen"s Magazine", затем "Graham"s Magazine". Попытки организовать собственный журнал "Penn" закончились провалом.

В апреле 1841 года журнала Грэхэма представил рассказ Эдгара По "Убийство на улице Морг" - первое детективное произведение. Рождается новый литературный жанр.

В 1842 году По уходит от Грэхэма. Ему казалось, что тот недостаточно оплачивает его работу, но в будущем ему не удастся заработать даже тех денег, что он получал у Грэхэма. В 1846 г. По переехал в Нью-Йорк. Остались неосуществлёнными попытки открытия нового журнала - "Stylus". Из-за финансовых проблем в 1846 году закрылся журнал "Бродвей", собственником которого к тому времени стал Эдгар По. По переехал в Фордхем. Здесь в январе 1847 года умирает Вирджиния (в настоящее время там находится музей писателя). В 1848 году Эдгар делает предложение поэтессе Саре Витман, но та отклоняет его из-за пристрастия По к алкоголю. Тогда он делает предложение своей бывшей невесте Эльмире Ройстер Шелтон, овдовевшей к тому времени. Та соглашается, и По начинает посещать антиалкогольное общество "Сыны воздержания".

28 сентября 1849 года По прибыл в Балтимор. Через несколько дней он был обнаружен в тяжёлом состоянии и в чужой одежде случайным прохожим на городской скамейке. Доставленный в госпиталь, он скончался в нём 7 октября 1849 года.

Смерть Эдгара По - одна из самых неразрешимых загадок. Он был обнаружен Джозефом Уокером, который по его просьбе связался с доктором Снодграссом и дядей писателя - Генри Херрингом. Первым впечатлением у доктора было то, что По находился в состоянии сильной алкогольной интоксикации.

Первая (и наиболее распространённая) версия смерти - алкогольная. Отец и старший брат писателя были хроническими алкоголиками. Общеизвестно, что По пил, но его зависимость носила запойный характер. Он мог пить неделями (как во время болезни жены) или месяцами не прикасаться к спиртному. В пользу этой версии говорят свидетельства врачей, лечивших Эдгара и предупреждавших его о возможности тяжёлых последствий от алкоголизма. Кроме того, сложно иначе объяснить, почему Эдгар вновь оказался в Балтиморе, если накануне он покинул его. Единственной пришедшей в голову многим исследователям причиной, была та, что Эдгар перепутал поезда и сел на обратный в Балтимор.

Вторая версия (также медицинская) основана на возможности психического расстройства. Последние годы жизни Эдгар страдал нарушением психической деятельности мозга. Третья (самая слабая) версия настаивала на том, что писатель мог стать случайной жертвой гангстерских разборок. В те времена нечистоплотные политики часто нанимали бандитов для того чтобы запугать избирателей. Так как в те дни в Балтиморе проходили местные выборы, то По мог случайно пострадать, а чужая одежда на нём должна была затруднить опознание.

Последняя версия говорит о банальном ограблении. Согласно одному свидетельству у По при себе было 1500 долларов для организации нового журнала, и эти деньги при нём не были найдены. Недоброжелатели По, будучи не в состоянии постичь размах его таланта, находили объяснение его фантазии в алкоголе и наркотиках. Утверждения о наркотической зависимости обосновывались исключительно на творческой манере писателя вести рассказ от первого числа (в том числе и в тех произведениях, где упоминался опиум). Таким образом, происходило ошибочное отождествление рассказчика из произведений с личностью самого автора.

Детективное творчество Эдгара По невелико по объёму - цикл из трёх рассказов об Огюсте Дюпене: "Убийство на улице Морг" (1841 г.), "Тайна Мари Роже" (1842-1843 гг.), "Похищенное письмо" (1844 г.); небольшой рассказ "Ты еси муж, сотворивший сие" (1844 г.) и причисляемый некоторыми исследователями к этим произведениям - "Золотой жук" (1843 г.). Но творческие находки писателя в этих нескольких произведениях стали бесценными для развития нового жанра. Это применяемый для раскрытия преступления логический анализ, метод выделения необычных умственных способностей героя-расследователя на фоне присутствия недалёкого друга, приятеля или сотрудника полиции и многое другое.

Злоключения По не окончились после его смерти. В день его похорон в "New York Tribune" вышел клеветнический некролог, подписанный "Людвиг". За ним скрывался всё тот же Руфус Грисволд, который с согласия тёти (и тёщи) По на многие годы присвоил себе единоличное право издания произведений писателя.

В 1860 году Сара Витман (та самая, что когда-то отклонила предложение руки и сердца) опубликовала в защиту писателя книгу "Эдгар По и его критики". С монополией Грисволда было покончено в 1874 году (к тому времени он уже умер), и изданием книг стал руководить Джон Генри Ингмар, нашедший в Британском музее первую книгу По и написавший двухтомную биографию писателя.

В 1910 году имя Эдгара Аллана По было занесено в нью-йоркский Зал славы. В 1922 году в Ричмонде был открыт музей писателя "Старые камни", названный так потому что он был построен из блоков дома По и здания редакции его первого журнала.

В память о великом писателе высшая награда Американской ассоциации детективных писателей стала носить имя Эдгара По.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!