Логопедические занятия. Фронтальные логопедические занятия в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (с логопедическими группами) Фронтальные логопедические

Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки к школе.

По форме занятия могут быть фронтальные (со всей группой) и индивидуальные (с отдельными детьми). Иногда логопед объединяет несколько детей с одинаковыми нарушениями и проводит логопедические занятия с подгруппой.

Основной задачей индивидуальных занятий является формирование звуковой стороны речи, для чего проводятся подготовительные артикуляционные упражнения, упражнения, развивающие слоговую структуру слов, фонематическое восприятие, коррекция произношения дефектных звуков с учетом возможностей каждого ребенка.

На подгрупповых занятиях дети со сходными речевыми нарушениями объединяются. С ними проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связанной речи. В каждое занятие на развитие лексико-грамматических форм языка включаются задания на формирование психофизической сферы детей. Все задания объединяются одной лексической темой или сюжетом сказки, рассказа, который порой по ходу действия (задания) сочиняют дети.

Фонетическое фронтальное занятие состоит из нескольких этапов, к каждому из которых логопед дает четкую и краткую инструкцию. Учитывая, что на эти занятия выносится изучение только правильно произносимых звуков, не рекомендуется тратить более 3 минут на упражнение, включающие артикуляционную гимнастику. Предусматривается постепенное усложнение заданий для различения речевых звуков. Отличительной способностью этих занятий является так же постепенная отработка, имеющихся или пройденных ранее грамматических категорий с предъявлением требования их правильного фонетического оформления.

Занятия по формированию правильного произношения у детей должны отличаться строгой систематичностью. Их следует проводить не реже трех раз в неделю. Постановка звуков осуществляется на индивидуальных занятиях, а дальнейшую работу над ними можно проводить на групповых занятиях. Для этой цели объединяют детей, у которых в данное время исправляют один и тот же звук. Обычно таким образом составляются группы из трех-четырех человек. Состав групп подвижен и меняется с каждым новым звуком.

Продолжительность индивидуальных и групповых занятий не должна превышать 15 минут, поскольку дети дошкольного возраста не выдерживают большей активной речевой нагрузки и у них наступает переутомление.

Особого внимания заслуживает вопрос о порядке исправления неправильно произносимых звуков. Понятно, что, когда ребенок не владеет правильным произношением одного - трех звуков, не может быть речи о специальной системе. Но, как известно, чаще встречаются сложные нарушения звукопроизношения, при которых оказывается нарушенными большое число фонем, принадлежащим к разным фонетическим группам.

Логопедическое воздействие строится на основе онтогенетического принципа, с учётом закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи. Так, в тех случаях, когда у ребёнка наблюдается большое количество нарушенных звуков, например, свистящие, шипящие, р, последовательность в работе определяется последовательность их появления в онтогенезе (свистящие, шипящие, р).

Следует пояснить, что не только возможна, но и необходима параллельная работа над двумя звуками. Однако при этом соблюдаются следующие требования. Прежде всего нельзя брать для одновременной работы те звуки, артикуляция которых характеризуется прямо противоположным укладам речевых органов. Так, например, нецелесообразно одновременно работать над исправлением бокового произнесения звука с и постановкой звука л. В данном случае для правильной артикуляции фонемы с нужно добиваться широкого уклада языка с желобком посередине, с для л - совершенно противоположного (язык узкий - "жалом", желобок отсутствует, а воздух проходит по боковым щелям между языком и коренными зубами). Параллельная работа над этими звуками может привести к взаимному торможению движений, необходимых для их произнесения. Следующее требование состоит в том, что нельзя одновременно работать над так называемыми "трудными" звуками, т.е. теми, произнесение которых вызывает у ребенка наибольшую затрату энергии. Так, например, одновременная работа над звуками р и ш, требующими большого напряжения дыхательных органов, может привести к быстрому утомлению вплоть до головокружения. Если у ребенка нарушено произношение парных согласных звуков, то в первую очередь работают над глухими звуками, например над ш, затем усложняют артикуляцию, прибавляя к ней голос, и получают звук ж. Определяя порядок работы над дефектным произношением ребенка, логопед должен обязательно учитывать и индивидуальные особенности логопата, а в первую очередь податливость тех или иных дефектов к устранению. Поэтому в процессе обследования ребенка он должен точно установить, какие звуки легче поддаются исправлению, и при составлении плана работы включить их в первую очередь.

Особое внимание следует уделить организации самих занятий. С самого начала учебного года необходимо воспитывать у детей организационные навыки, позволяющие осуществить коллективную речевую деятельность. С этой целью рекомендуется давать детям возможность свободного размещения во время занятий (в круг, полукругом, около логопеда) так, чтобы им было удобно рассматривать изучаемые предметы, смотреть друг на друга, на логопеда, обеспечивая тем самым полноту восприятия чужой речи. Это, в свою очередь, поможет добиться большей продуктивности обучения. Важно на протяжении всего занятия поддерживать мотивацию общения. Этому способствует четкая и логическая система подбора вопросов, адресованных подгруппе и отдельным детям, умелый отбор тематики занятий, способной заинтересовать детей, красочные и разнообразные пособия, а так же предварительная подборка материала для занятий с помощью родителей. Логопед должен ориентироваться на общие интересы детей, что позволит активизировать их высказывания.

При определении структуры занятий необходимо распределение эмоциональных моментов таким образом, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.

В процессе работы, естественно, у детей возникают трудности и ошибочные ответы. В таких случаях логопед не должен делать замечание, способных вызвать у ребенка негативную реакцию. Возможны разные варианты исправления ошибок:

а) деликатно, по ходу занятия, исправить ответ ребенка;

б) привлечь внимание всех детей к данному ответу, определить правильность его или ошибочность;

в) предложить кому-то из детей исправить ошибку;

г) повторить правильный ответ хором, а затем индивидуально с ребенком, допустившим ошибку.

При этом необходимо, чтобы работа детей над ошибками приобретала сознательный характер и носила форму коллективного разбора.

Важно создать положительный эмоциональный фон, вызвать у детей интерес к занятиям, поэтому проводить их надо в увлекательной игровой форме. Задания должны быть доступными детям и располагаться в порядке нарастающей сложности. Большое значение имеет этичное поведение логопеда, его правильная реакция на ошибки детей. Он должен разъяснить детям, что нельзя смеяться над недостатками речи, что в исправлении дефектов успех приходит постепенно и зависит прежде всего от трудолюбия самого ребенка и помощи окружающих. Необходимо, чтобы логопед в процессе работы с детьми объективно и тактично оценивал успехи каждого ребенка и привлекал к ним внимание его товарищей. Коррекция нарушений речи проводится с учётом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, формирования личности ребёнка. Большой интерес к занятию дети проявляют тогда, когда создаются занимательные игровые сюжеты, в которых часто они сами являются активными участниками. Поэтому логопед использует разнообразное построение занятий: в одном случае это игра, в другом - занятие-спектакль, где дети - участники спектакля, и зрители, в третьем они учителя, а не ученики и т.д. Часто педагог провидит занятия с использованием литературных персонажей, специально изготовленных панно, сюжетных и пейзажных картин и т.д. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия, т.к. дети-логопаты часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Постоянно обращается внимание на соматически ослабленных детей, которые быстро устают и их работоспособность падает. Поэтому в середине занятий проводятся динамические паузы для снятия мышечного напряжения. Используются физкультминутки, пальчиковая гимнастика и другие приемы с речевым ритмическим сопровождением.

Введение

В настоящее время все больше детей нуждаются в коррекции нарушений речи. Открываются логопедические центры и пункты, логопедические группы в ДОУ. Логопеды, воспитатели этих групп, испытывают определенные трудности в отборе речевого и игрового материала, применении методов и приемов работы на занятиях.

Разработанные конспекты представляют собой систему специальных логопедических занятий, позволяющих наряду с коррекцией различных речевых нарушений развивать и совершенствовать психические процессы детей..

Для детей со 2-м уровнем ОНР некоторые этапы занятий, несомненно, окажутся сложными. В этом случае мы рекомендуем логопеду предъявлять задания к таким детям в облегченном варианте, особенно на первых этапах обучения, подбирать для них индивидуальные виды работы, применять приемы, позволяющие выполнить задание после более подготовленных детей.

Фронтальные логопедические занятия

Логопедические занятия в специализированном детском саду являются основной формой коррекционного обучения, на которых осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Фронтальные занятия проводятся на протяжении всего времени обучения в определенной системе, по единому для всех детей плану с учетом индивидуальных особенностей. На них присутствуют все дети без исключения. К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивидуальных и групповых.

Логопедические занятия, в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи, подразделяются на следующие типы:

1. Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка:

По формированию словарного запаса;

По формированию грамматического строя речи.

Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды синтаксических структур.

2. Занятия по формированию звуковой стороны речи.

Основными задачами их являются формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха и восприятия, навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи, подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

3. Занятия по развитию связной речи.

Основная задача - обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатление об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание.

1-й период коррекционного обучения
(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.

Развитие понимания устной речи;
- умение вслушиваться в обращенную речь;
- выделять название предметов, действий, признаков;
- понимание обобщающего значения слов;
- подготовка к овладению диалогической формой общения;
- практическое усвоение некоторых форм словообразования - с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками;
- усвоение притяжательных местоимений «мой-моя»;
- практическое употребление существительных в винительном, дательном и творительном падежах;
- овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий по картинке, моделям;
- усвоение навыка составления короткого рассказа.

В первом периоде проводится 13-14 занятий по формированию речевых средств и 6-7 - на развитие первоначальных навыков связной речи.

2-й период коррекционного обучения
(декабрь, январь, февраль, март)

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 3 раза в неделю. Примерно 14 занятий по формированию словаря и грамматического строя и 12 - по развитию связной речи.

Уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках;
- практическое образование относительных прилагательных с различными значениями соотнесенности;
- различение и выделение названий признаков по вопросам: какой–какая–какое;
- усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
- употребление предлогов: в–на–из–под.

Связная речь:

Совершенствование навыка ведения диалога;
- сравнение предметов с выделением сходных качеств;
- составление простого описания предмета;
- закрепление навыка построения простого предложения;
- распространение предложения путем введения однородных членов;
- усвоение конструктно-сложных предложений;
- составление коротких рассказов по картине, серии картин, описаний, простых пересказов;
- заучивание простых стихов.

3-й период коррекционного обучения
(март, апрель, май)

Закрепление навыка пользования приставочными глаголами;
- закрепление навыка образования относительных прилагательных; употребление притяжательных прилагательных; образование прилагательных с суффиксами -оньк, -еньк ;
- усвоение слов-антонимов;
- закрепление навыка согласования прилагательных с существительными;
- расширение значений предлогов.

Связная речь:

Совершенствование диалогической формы речи;
- распространение предложений;
- составление рассказа по картинке, серии картин;
- составление рассказа описания, пересказ;
- усвоение конструкций сложноподчиненных предложений.

Проведение фронтальных занятий требует от логопеда организации работы с воспитателями по подготовке детей к логопедическому занятию и отработке данного материала после занятия. Все виды работ строятся в течение месяца в рамках 3-4 лексических тем. Виды работ планируются исходя из общедидактического принципа: от простого к сложному.

Примерное распределение тем по месяцам:

· Сентябрь: «Детский сад», «Осень», «Части тела», «Умывательные принадлежности».

· Октябрь: «Овощи-фрукты», «Дом и его части», «Одежда», «Обувь».

· Ноябрь: «Мебель», «Посуда», «Игрушки».

· Декабрь: «Домашние животные», «Продукты питания», «Зима».

· Январь: «Новый год», «Дикие животные», «Домашние птицы».

· Февраль: «Дикие птицы», «Почта», «День армии».

· Апрель: «Город», «Транспорт», «Профессия», «Насекомые».

· Май: «Лес», «Поле», «Луг».

Проведение фронтальных занятий с учетом лексических тем требует большого количества наглядного материала. Это наборы предметных картинок, пособия для дидактических игр, сюжетные картинки, муляжи, игрушки, предметы...

Говоря о фронтальных занятиях, необходимо отметить значимость этапов.

Занятие начинается с организационного момента, его цель - собрать внимание детей и подвести их к теме и цели занятия. Сюда включаются упражнения на внимание, развитие памяти.

Второй этап повторения должен быть органически связан с новым материалом.

Третий этап - обучающий.

Четвертый этап - последовательное закрепление нового материала.

Пятый этап - итог занятия. Здесь может быть дана дифференцированная оценка каждого ребенка или упражнение, подтверждающее еще раз, что занятие поставленной цели достигло.

ОСЕНЬ

Тема «Осень» (занятие № 1)

Цели:


- практическое употребление существительных единственного и множественного числа;
- использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- заучивание стихотворения.

Оборудование: листья деревьев.

Ход занятия

1. Оргмомент: «Сядет тот, у кого на столе лежит красный листочек (зеленый, желтый)».

2. Введение в тему: «Какой у тебя лист? А у тебя? Да, листья разных цветов, они разноцветные. Какие у нас листья? (Разноцветные.) Давайте скажем про листья громко, тихо, шепотом».

Логопед загадывает загадку: «Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью)». «Как можно узнать, что за окном гуляет осень? (Моросит дождь, дует ветер, листья опадают, птицы собираются улетать на юг, дети надели теплые курточки, сапожки...)».

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется!

Звонит телефон, говорит гномик из сказочной страны Гномии. Он сообщает, что к ним тоже пришла осень, и дает детям задание. У них в стране все маленькое-маленькое и поэтому все зовется ласково. А как? Это должны сказать дети:

дождь - дождик - дождичек трава - травка
солнце - солнышко туча - тучка - тученька
лист - листик - листочек ветка - веточка
лес - лесок - лесочек ветер - ветерок - ветерочек

Физкультминутка.

Листопад, листопад, в руке листья, взмах руками поочередно,
Листья желтые летят, обеими руками,
Под ногами шелестят приседают,
И летят, летят, летят... бросают листья на пол.

5. Образование множественного числа существительных. Игра «Один и много».

лужа - лужи лист - листья дерево - деревья
ветка - ветки туча - тучи птица - птицы
цветок - цветы дождь - дожди

6. Развитие памяти. Стихотворение:

Дождик, дождик, что ты льешь, погулять нам не даешь?
- Потому иду с утра, осень вам встречать пора!

7. Итог занятия. « О каком времени года говорили?»

Тема «Осень» (занятие № 2)

Цели:

Расширение словаря по теме «Осень»;
- название признаков предметов, активизация словаря относительных прилагательных;
- развитие мелкой моторики.

Ход занятия

1. Оргмомент. «Назвать признаки осени». Дети стоят по кругу, в руке одного ребенка кленовый лист, значит, ему начинать игру - назвать любой признакосени, после лист передается любому другому ребенку.

2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Трава, куст, дерево».

3. Образование относительных прилагательных. Логопед предлагает детям собрать букет из осенних листьев (листья лежат на полу). «Представим, что мы находимся в осеннем лесу. Листья так красивы, что хочется собрать букет из них. Какой лист хочется положить в букет тебе? С какого дерева этот лист? (С березы)». Рассматривают, называют: лист с березы - березовый (кленовый, рябиновый, дубовый). «Смотрите, еще листья падают, еще и еще. Как можно сказать одним словом об этом? (Листопад)».

4. Развитие моторики. Выполняется упражнение «Листопад»:

Листопад, листопад, поочередно взмах руками,
Листья желтые летят, обеими руками,
Под ногами шелестят приседают,
И летят, летят, летят... покружиться и присесть.

5. Расширение словаря прилагательных. «Меняются листья осенью, они совсем не похожи на летние. А ведь изменились не только листочки, изменилось все вокруг». Игра «Самый внимательный».

Какая стала трава? - желтая, пожухлая, сухая...
Какое стало небо? - серое, хмурое, низкое...
Какой стал ветер? - холодный, резкий, порывистый...
Какой стал дождь? - частый, холодный, моросящий...

6. Закрепление материала. Игра «Листопад». По группе на полу лежат 3-4 обруча - это лужи. Рядом с каждым из них картинка дерева: березы, дуба, рябины, клена. У детей листья этих деревьев. По сигналу дети - «листики» летают, кто где хочет, по другому сигналу должны собраться у своего дерева, чья команда быстрее. «Вы с какого дерева? (С клена.) Значит, вы какие листочки? (Кленовые.)». Далее «листики» опять летают, ложатся на землю, «засыпают». Логопед меняет картинки деревьев местами.

7. Итог занятия. «В какую игру мы играли? («Листопад».) Когда бывает листопад?»

Тема «Осень» (занятие № 3)

Цели:

Расширение словаря по теме «Осень»;
- развитие связной речи;
- развитие мелкой моторики.

Оборудование: листья деревьев, предметные, сюжетные картинки.

Ход занятия

1. Оргмомент. «Сядет тот, у кого на столе кленовый лист (березовый, рябиновый, дубовый). Поднимите березовые листочки. Какие листья подняли?»

2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Трава, куст, дерево, ветер качает ветки».

3. Развитие мышления. Загадки:

Вот он деревце качает
И разбойником свистит,
Вот последний лист срывает
И кружит его, кружит (Ветер).

По небу ходила,
Солнышко закрыла,
Только солнце спряталось,
И она расплакалась (Туча).

Листья опадают, птицы улетают. Дождик поливает, когда это бывает? (Осенью.)

4. Развитие связной речи (составление рассказа). На доску выставляются картинки «осень», «небо в тучах», «краешек солнца выглядывает из-за тучи», «дождь», «лужи на дороге», «деревья в золотом уборе», «дерево с опадающими листьями», «летящая стая птиц». По каждой картинке дети составляют предложение («надо сказать красиво про картинку»).

Наступила осень. Небо покрыто тучами. Солнышко редко появляется на небе. Часто идет холодный дождь. На дорогах лужи. Листья на деревьях стали разноцветными. Начался листопад. Птицы улетают на юг (в теплые края).

Логопед сообщает, что у детей получился рассказ об осени, и предлагает детям еще раз повторить его. Один ребенок рассказывает про первые три картинки, второй - про вторые три картинки, третий - про остальные.

Физкультминутка.

Маленькие листики тихо сидят, присели
Глазки закрыли, крепко спят, повторить
Вдруг веселый ветер с шумом прилетел, бегают, кружатся
И каждый листочек гулять захотел.
Ветер дуть перестал, к земле листики прижал, присели

6. Заслушивают еще несколько рассказов: дети рассказывают по цепочке, по половине рассказа вдвоем, один полностью.

7. Итог занятия. Оценивают рассказы детей.

НАШЕ ТЕЛО

«Наше тело» (занятие №1)

Цели:

Развитие пространственной ориентировки;
- расширение словаря по теме «Наше тело»;
- практическое употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением;
- развитие внимания, памяти.

Оборудование: геометрические фигуры, ванночка, кукла, кружечка.

Ход занятия

1. Оргмомент. Выкладывание человечка из геометрических форм по инструкции логопеда: «Положите овал, сверху на овал круг, внизу овала - две палочки, сбоку от овала справа и слева по палочке, да так, чтобы они оказались сверху. Кто у вас получился? (Человечек.) Что у него есть? (Голова, туловище, ноги, руки.)». Все выполняется сидя на ковре.

2. Введение в тему. Дети стоят по кругу. Логопед говорит задания, дети слушают и выполняют. Задания: «Поднимите ногу, опустите ногу. Поднимите обе руки, опустите руки. Потрогайте живот, грудь. Почешите спину, наклоните голову вперед. Поморгайте глазами. Для чего нам нужны глаза? (Смотреть.) Потрогайте уши. Для чего нам нужны уши? (Слушать.) Потрогайте нос. Для чего нам нужен нос? (Нюхать, дышать.)».

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Логопед говорит: «Я принесла куклу. Она похожа на человека? У нее такие же части тела? Да, только маленькие. Поэтому будем называть их очень ласково. Сейчас будем куклу купать». Сажают куклу-голыша в ванную, поливают теплой водой из кружки. «Саша, полей воду кукле на голову. Что ты делаешь? - Я поливаю головку (плечики, спинку, ножки, ручки, ладошки, коленочки, пяточки, пальчики, личико, животик...)». Куклу вымыли и завернули в полотенце.

4. Физкультминутка. «Кукла пока «отдыхает», и мы отдохнем». Все встают. Игра «Путаница». Логопед сообщает, что сейчас он будет говорить одно, а делать совсем другое. Нужно очень внимательно слушать и делать то, что просят. Предупреждает, что он постарается запутать детей. Например, просит детей показать живот, а сам в это время трогает уши...

5. Развитие памяти. Логопед предлагает выучить потешку, а затем найти в ней ласковые слова: личико, глазки, щечки, роток, зубок.

Водичка, водичка, умой мое личико.
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки алели.
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

6. Итог занятия. Попросить 2-3 детей прочитать потешку наизусть.

Физкультминутка.

Ножками потопали, ручками похлопали.
Глазками помигали, вокруг себя попрыгали.

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

На доске выставляются 4 портрета. «Какой здесь человечек? - Веселый (грустный, сердитый, удивленный). Как узнали? - Рот улыбается, брови подняты (глаза большие, рот круглый...)».

5. Согласование существительных с числительными. Логопед обращает внимание детей на то, что у нас количество частей тела одинаково, а говорим по-разному, например: один нос, одна шея. Спрашивает, про что на нашем теле можно сказать:

Один? - нос, рот, подбородок, затылок, лоб, живот.
Одна? - шея, переносица, спина, голова, грудь.
Два? - уха, глаза, колена, локтя.
Две? - руки, ноги, брови, щеки, ноздри, пятки, ладони.
Много? - волос, пальцев, зубов, ресниц, ногтей.

Итог занятия.

ОВОЩИ

Тема «Овощи» (занятие № 1)

Цели:

Расширение словаря по теме «Овощи»;
- упражнение в употреблении словосочетаний;
- формирование обобщающего понятия «овощи»;
- развитие мелкой моторики.

Оборудование: картинки «овощи», настоящие овощи или муляжи.

Ход занятия

1. Оргмомент. «Сядет тот, кому я скажу слово «пожалуйста».

2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Кулак - ладонь».

3. Введение в тему. Логопед загадывает детям загадки:

Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Сто одежек и все без застежек. (Капуста)

Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что потом мы испекли,
Ели да хвалили? (Картофель)

На грядке длинный, зеленый.
А в банке желтый, соленый? (Огурец)

Все картинки выставляются на доску. Еще раз называют. Где растут? «Все это овощи, они растут в огороде, на грядке, в земле или на кустике. Какие еще овощи вы знаете?» Называем, картинки выставляем на доску. На доске два символа. Надо разобраться, какие овощи растут в земле, какие сверху - на грядке.

4. Физкультминутка. Игра «Вершки и корешки».

Вспоминаем сказку «Вершки и корешки». Силуэт деда и медведя (из настольного театра) ставим в разные концы комнаты. Посредине «огород» - большой обруч, в нем картинки «овощи». Договариваемся, деду собираем вершки, медведю - корешки. Начинается игра: дети гуляют, по сигналу берут с грядки любой овощ и определяют, к кому отнести. Проверяют, правильно ли вручили овощи.

5. Образование словосочетаний существительных с глаголами. Беседа логопеда с детьми о сборе урожая. «Осенью люди собирают выращенный урожай. Овощи очень разные, поэтому и собирают их по-разному».

· Какие овощи выдергивают? (Морковь, репу, редис, свеклу...)

· Какие овощи выкапывают? (Картофель...)

· Какие овощи срывают? (Огурцы, помидоры, перец...)

· Какие овощи срезают? (Кабачки, тыкву...)

· Какие овощи срубают? (Капусту...)

Логопед добивается от детей ответов типа: «морковь выдергивают, картофель выкапывают...».

6. Итог занятия. «О чем говорили на занятии? Где растут овощи?»

Тема «Овощи» (занятие № 2)

Цели:

Активизация словаря по теме «Овощи»;
- согласование прилагательного с существительным в роде;
- составление простого предложения;
- развитие мелкой моторики, внимания, памяти.

Оборудование: овощи настоящие, картинки, символы, муляжи овощей.

Ход занятия

1. Оргмомент. Игра «Если услышишь название, хлопни в ладоши».

2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Дождик».

Дождик, дождик, что ты льешь, ритмичное постукивание по столу
Погулять нам не даешь? указательными пальцами

3. Закрепление материала. Логопед читает стихотворение:

В огороде много гряд, есть и репа, и салат.
Есть и свекла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород нас прокормит целый год.

На доску выставляются картинки овощей, дети называют их, закрепляют понятие «овощи». Далее на доску выставляются полоски красного, зеленого, желтого цвета, а детям предлагают разобрать овощи по цвету.

4. Составление простого предложения. Игра «Путешествие овощей». На стульчики ставят вагоны красного, желтого, зеленого цвета. Овощи (картинки или шапочки) в огороде. По сигналу дети берут картинки (или надевают шапочки), и каждый «овощ садится» в соответствующий ему по цвету вагон. Едут: чу-чу-чу. Приехали, при выходе надо представиться кондуктору. Кондуктор: «Ты кто? - Я - красная морковь. Я - зеленый огурец и т.д.»

5. Согласование прилагательных с существительным в роде. Словесное упражнение «Какой овощ я задумала».

На столе - помидор, свекла, репа. Логопед: «Круглая... Круглый...»
На столе - капуста, огурец, лук. Логопед: «Зеленый... Зеленая...»
На столе - огурец, морковь, кабачок. Логопед: «Длинный... Длинная...»

Игра «Разведчики».

Узнать вкус овощей. На подносе кусочками нарезаны овощи. «Как узнать, какие они на вкус? Лук какой? Сейчас проверим». Двум-трем детям дают попробовать лук, просят сказать какой он по вкусу? (Лук - горький, морковь и репа - сладкие, помидор - кислый.)

7. Закрепление материала. Игра «Загадки». Выходит один ребенок, кладет в корзинку овощ (дети не должны видеть, что он положил). Рассказывает: «Угадайте, что у меня в корзине? Это овощ, он круглый, красный, кислый, растет на кустике и др.».

8. Итог занятия. «О чем говорили? Какими по вкусу бывают овощи?»

Тема «Овощи» (занятие № 3)

Цели:

Развитие связной речи, составление описательного рассказа по схеме;
- практическое употребление существительных во множественном числе;
- расширение и активизация словаря прилагательных.

Оборудование: схема, символы на цвет и форму.

Ход занятия

1. Оргмомент. Игра «Один и много». «У меня огурец, а в огороде растут огурцы».

Кабачок - кабачки, боб - бобы, патиссон - патиссоны,
помидор - помидоры, баклажан - баклажаны.

2. Расширение словаря прилагательных. Игра «Кто скажет больше слов?»

Выставляем огурец, рядом овал и зеленую полоску бумаги. Дети составляют предложение. «Огурец овальный, зеленый». Логопед предлагает вспомнить, какой огурец по вкусу (сладкий, соленый). Снова повторяют предложение: «Огурец овальный, зеленый, сладкий». «А какой он на ощупь?» (Твердый, холодный.) «Огурец овальный, зеленый, сладкий, твердый». Считают слова, оказалось, что про огурец придумали 4 слова. Логопед предлагает сказать уже самостоятельно, но про репу, морковь... (Репа круглая, сладкая, желтая, твердая, спелая, сырая, вкусная...)

ФРУКТЫ

Тема «Фрукты» (занятие № 1)

Цели:

Расширение словаря по теме «Фрукты»;
- формирование обобщающего понятия;
- практическое употребление множественного числа существительных;
- развитие внимания, памяти.

Оборудование: картинки фруктов, картина «Фрукты в вазе», разрезные картинки «яблоко».

Ход занятия

1. Оргмомент. «Что это?» Логопед расставляет на доске картинки фруктов. Дети хором, затем индивидуально называют их (яблоко, груша, апельсин, мандарин, банан, персик, слива, вишня...). «Где растут? На чем растут?» Делают обобщение: «Все это называется одним словом «фрукты»».

2. Введение в тему. Игра «Какой фрукт забыли назвать?» Детям демонстрируется ваза с фруктами, логопед называет все фрукты, кроме одного. Дети должны догадаться, какой фрукт забыл назвать педагог.

3. Образование множественного числа существительных. Игра «Один - много». Демонстрируются картинки. Дети называют попарно:

Апельсин - апельсины, банан - бананы,
мандарин - мандарины, слива - сливы,
персик - персики, яблоко - яблоки.

4. Развитие мелкой моторики (проводится стоя):

Этот пальчик сливу трясет.
Этот пальчик сливы собирает.
Этот их домой несет.
А вот этот высыпает.

5. Употребление притяжательных местоимений. Игровое упражнение. У детей картинки фруктов. Сначала предлагается выйти детям с картинками, про которые можно сказать «мой» - апельсин, мандарин, банан, лимон, персик; «моя» - слива, вишня, груша; «мое» - яблоко.

6. Развитие восприятия и пространственных представлений. Логопед предлагает детям сложить яблоко из разрезных картинок. По ходу задаются вопросы индивидуально: «Что у тебя должно получиться? На сколько частей разрезано твое яблоко? Какого цвета?»

7. Развитие памяти. Выучить загадку про яблоко.

Само с кулачок, красный бочок,
Проведешь пальцем - гладко, а откусишь - сладко. (Яблоко)

8. Итог занятия. « Про что говорили на занятии? Где растут фрукты?»

Тема «Фрукты» (занятие № 2)

Цели:

Активизация словаря по теме «Фрукты»;
- практическое употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением;
- упражнение в образовании относительных прилагательных.

Оборудование: муляжи фруктов, контуры стаканов, трафареты фруктов.

Ход занятия

1. Оргмомент. Пропуск на занятие - повторить загадку про яблоко.

2. Введение в тему. Логопед приносит в корзине фрукты-муляжи, по очереди дети вынимают их из корзины, называют: «Я достал яблоко, я достал апельсин». «Что достали Саша и Оля?» - «Саша достал яблоко, а Оля апельсин». «Что я принесла в корзине?» - «Фрукты».

3. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Игра «Большой - маленький» (игра с мячом). Логопед называет фрукт и бросает ребенку мяч. Ребенок должен назвать этот же фрукт ласково и вернуть мяч логопеду (яблоко - яблочко, вишня - вишенка, апельсин - апельсинчик...).

4. Развитие осязания, представления. Игровое упражнение «Что рассказали пальчики?» Дети на ощупь находят фрукты. «Как ты узнал, что это персик?» - «У него есть полосочка, вмятинка на боку».

5. Физкультминутка на развитие мелкой моторики. (См. занятие № 1.)

6. Преобразование существительного в прилагательное. Логопед с детьми выясняют, что можно приготовить из фруктов (компот, повидло, джем, салат, варенье, сок, пироги...).

Из яблок можно приготовить яблочное варенье, из апельсинов - апельсиновое, из персиков - персиковое, из вишни - вишневое, из слив - сливовое...

7. Закрепление материала. Игровое упражнение «Приготовим фруктовый сок». Детям предлагаются контуры стаканов и трафареты разных фруктов. Нужно обвести контур фрукта на стакан. «Какой у тебя фрукт?» - «Яблоко». «Какой ты приготовил сок?» - «Яблочный».

8. Итог занятия. «О чем говорили на занятии? Из чего готовили сок? Какой сок мы сегодня приготовили?»

Тема «Фрукты» (занятие № 3)

Цели:

- активизация словаря по теме «Фрукты»;
- практическое употребление относительных прилагательных;
- развитие связной речи: учить составлять загадки о фруктах;
- развитие мелкой моторики пальцев рук.

Оборудование: картинки на развитие зрительного гнозиса, игрушка Карлсон, контуры стаканов с нарисованными на них фруктами, муляжи фруктов.

Ход занятия

1. Оргмомент. Выделение слова «фрукты» из ряда других слов. Логопед называет различные слова, на слове «фрукты» дети хлопают в ладоши.

Развитие мелкой моторики.

Ходит еж в саду по травке, пальцы ладоней скрещены
Натыкает на булавки пальцы смотрят вверх - «еж»
Грушу, сливу, всякий плод, пальцы сгибаются
Что под деревом найдет, не меняя первого положения
И с подарочком богатым пальцы обеих ладоней «бегут» по столу
Возвращается к ежатам.

3. Развитие зрительного гнозиса. Детям раздаются карточки, на которых контуры фруктов закрыты контурами других предметов. Каждый ребенок должен догадаться, какой «фрукт спрятался» на их карточке.

4. Практическое употребление относительных прилагательных. Прилетает в гости Карлсон, просит угостить его вкусненьким. Ему предлагают фруктовые соки. Дети выбирают любой стакан с соком и угощают Карлсона. «Я угощаю тебя грушевым соком.
А я - сливовым».

5. Физкультминутка. Карлсон благодарит детей за угощение. Логопед предлагает ему посмотреть, как дети умеют играть в игру «Чей голосок». Дети стоят по кругу, один ребенок в кругу с закрытыми глазами.

Мы немножко поиграем, идут по кругу
Как ты слушаешь, узнаем,
Постарайся, угадай, идут к центру круга
Кто позвал тебя, узнай. идут из круга
Ребенок, до которого дотронулся логопед, зовет по имени водящего.

6. Развитие связной речи (составление загадок). Загадай загадку. Логопед сообщает детям, что сегодня они будут учиться составлять загадки о фруктах. Дается образец. В корзинку логопед кладет банан, рассказывает: «У меня в корзинке фрукт. Он длинный, желтый, вкусный, сладкий, гладкий. Его очень любят обезьяны». Далее загадки составляют дети.

Итог занятия.

ДОМ И ЕГО ЧАСТИ

Физкультминутка.

Целый день тук да тук, стучат кулак о кулак
Раздается громкий стук.
Строим дом, дом большой, руки в стороны, вверх
И с крылечком, и с трубой, руки у груди, вверху
Разукрасим мы дом, красят
Наверху флажок прибьем, на пальцах флажок
Будут жить в доме том приставляют ладошки к голове, затем кулачки
Зайка с мишкой и слоном, руки вперед, ладони соединены

4. Образование сложных слов. «Дома различаются не только по материалу, из которого они сделаны, но и по высоте. Какие бывают дома? - Низкие, высокие, высотные». Логопед говорит, что она живет в доме, в котором два этажа. Она живет в двухэтажном доме. «В каких домах живете вы?» Дети вспоминают, сколько этажей в их доме, с помощью логопеда образовывают слова: трехэтажный, четырехэтажный, пятиэтажный...

5. Итог занятия. Домашнее задание: посмотреть и сосчитать, сколько этажей в вашем доме. Из какого материала он построен?

Физкультминутка.

Мы по лестнице бежим и считаем этажи, бег на месте
Раз этаж, два этаж, три, четыре, прыжки на месте
Мы в квартире. поворот кругом

5. Употребление предлога между. «Новоселье в новом доме». Детям предлагается помочь расселению новоселов в новом доме. Дети расселяют игрушки по три на каждом этаже. Далее надо рассказать, кого поселили на первом, втором, третьем этаже. Но сначала надо сказать о первой и третьей квартире, а затем о второй. Например: «Я заселял первый этаж. В первой квартире теперь живут собачки, в третьей - Чебурашка.
А между ними, во второй квартире, - крокодил Гена и т.д.».

6. Итог занятия.

ОДЕЖДА

Тема «Одежда» (занятие № 1)

Цели:

Активизация и расширение словаря по теме «Одежда»;
- умение самостоятельно задавать вопросы;
- усвоение притяжательных существительных;
- развитие внимания, памяти, мыслительных процессов.

Оборудование: предметные и разрезные картинки с изображением одежды, куклы, кукольная одежда.

Ход занятия

1. Оргмомент: «Пусть присядет тот, у кого красная рубашка (синие шорты, зеленое платье, белые колготки и т.д.)».

2. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальцев «Надеваем перчатки»: помассировать каждый пальчик от ногтя к основанию, сначала на одной руке, затем на другой, начиная с мизинца.

3. Введение в тему. Перед детьми выставлены две куклы - одетая и раздетая. Логопед задает вопросы: «Чем отличаются эти куклы? Для чего нужна человеку одежда?» Выставляются и называются предметные картинки по теме. Предлагается назвать ту одежду, которой нет на картинках. «А как назвать эти предметы одним словом? (Одежда)».

4. Развитие психических процессов. Игра «Запомни и назови по порядку». Детям предлагается 5-6 картинок с предметами одежды для запоминания, затем без зрительной опоры они должны перечислить их. Варианты проведения:

1) Перед ребенком выставлено несколько предметных картинок. Логопед перечисляет их, не называя одну. Ребенок должен определить, какая из картинок не была названа.

2) Ребенку называют на одну картинку больше, чем выставлено перед ним. Он должен определить, какой картинки не хватает.

5. Физкультминутка. «Покружатся те ребята, кто пришел в шортах (футболках). Попрыгают те ребята, на ком надеты рубашки. Присядут девочки, которые пришли в платьях».

6. Употребление притяжательных местоимений. Логопед предлагает детям выбрать из представленных предметных картинок те, про которые можно сказать:

Моя - шуба, куртка, блузка, юбка, рубашка и т.д.;
Мой - сарафан, костюм, свитер, пиджак, плащ и т.д.;
Мои - брюки, шорты, носки, колготки, варежки и т.д.;
Мое - платье, пальто, белье.

7. Развитие восприятия и пространственных представлений. Игра «Сложи картинки». Каждому ребенку раздается разрезная картинка по теме «Одежда». Он должен собрать эту картинку и назвать изображенный на ней предмет.

8. Игра «Отгадай, что я загадала». Логопед берет картинку с изображением предмета одежды, не показывая ее детям, а дети с помощью наводящих вопросов стараются угадать предмет одежды. Ребенок, догадавшийся первым, становится ведущим в игре.

9. Закрепление материала. Игра «Поможем Оле и Коле». «Нужно собрать вещи в дорогу для Оли и Коли. Вот Олин чемодан, а это Колин чемодан». Каждый ребенок берет по одному предмету и определяет, чья это одежда и в чей чемодан ее необходимо сложить. «Это платье для Оли, Олино платье. Это свитер для Коли, Колин свитер».

10. Итог занятия. «О чем сегодня говорили? Для чего нужна одежда?»

Тема «Одежда» (занятие № 2)

Цели:

Расширение и активизация словаря,
- практическое употребление названий деталей одежды;
- образование уменьшительно-ласкательной формы существительных;
- отработка фразы с употреблением существительных в винительном падеже.

Оборудование: предметные карти

Итак, фронтальные занятия характеризуются тем, что они проводятся одновременно со всеми детьми группы. При этом дети на фронтальных занятиях выполняют задания, одинаковые для всех.

Подгрупповые и индивидуальные занятия предшествуют фронтальным, они являются своего рода подготовкой к ним. Подгрупповые занятия проводятся с небольшой подгруппой детей (4-6 человек), примерно одного возраста. При этом дети имеют сходные нарушения в речи либо в звукопроизношении. Во время подгрупповых занятий логопед проводит различные игры и упражнения, направленные на постановку отсутствующих звуков. Будьте готовы к тому, что состав таких групп в течение учебного года может меняться (динамика изменения состава логопедических подгрупп зависит от достижения детьми успешных результатов).

Индивидуальные логопедические занятия проводятся с каждым ребенком по отдельности.

Это является заметным преимуществом по сравнению с подгрупповыми занятиями. Индивидуальные логопедические занятия рекомендованы детям с нарушением артикуляционного аппарата и нарушениями в речи. Занятия такого типа являются самыми эффективными: они позволяют совершенствовать звукопроизношение, развивать мелкую моторику, обогащают словарный запас.

Частота проведения индивидуальных логопедических занятий зависит от степени тяжести речевого нарушения Вашего ребенка. Индивидуальные занятия не являются продолжительными – от 10 до 20 минут, но, несмотря на это, во время их проведения устанавливается тесная связь между логопедом и Вашим малышом.

Кроме того, нужно сказать и о том, что между логопедом и родителями также должна быть определенная связь. Ведь вашей совместной целью является коррекция определенного нарушения и достижение успешного результата. Поэтому советуем заботливым родителям не игнорировать, а выполнять логопедические задания, которые ребенку дают домой на выходные. Как правило, они направлены на закрепление того материала, который ребенок осваивал в течение прошедшей недели. Выполнять их совсем несложно, а для родителей это отличная возможность провести еще больше времени с малышом и порадоваться его достижениям.

Задания могут быть самыми разнообразными: лексико-грамматические упражнения, артикуляционная гимнастика, задания на развитие фонематического восприятия, упражнения на автоматизацию звуков. Упражнения, направленные на правильное произношение звуков проводятся не менее 3-5 раз в день, обязательно перед зеркалом, чтобы ребенок мог себя контролировать. Логопедические задания можно выполнять в игровой форме, на прогулке и в свободной деятельности детей.

Процесс устранения речевых нарушений должен быть четко сформированным. Существуют определенные логопедические программы, определяющие работу логопеда. Все они направлены на коррекцию нарушения и на освоение детьми коммуникативной функции языка. Помимо этого, работа логопеда немыслима без всевозможных пособий. Это могут быть и предметные картинки, игрушки и настольные игры (например, лото или мозаика).

Юлия Гордиенко
Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Звук [Ф]»

Цель : формирование правильного произношения звука Ф в словах и слогах

Задачи :

Развивающие :

Развитие артикуляционного уклада;

Формирование знаний детей о звуке Ф ;

Коррекционные :

Развитие фонематического восприятия;

Развитие зрительного внимания;

Развитие мелкой моторики;

Дыхательная гимнастика;

Воспитательные :

Воспитание и интерес к учёбе.

Оборудование : предметные картинки.

План занятия :

1. Организационный момент

2. Загадки

3. Артикуляционная гимнастика

4. Игра «Наострили ушки»

5. Упражнение на развитие мелкой моторики

6. Игра «Один много»

7. Упражнение на развитие мелкой моторики

8. Итог занятия

Оборудование : предметные картинки, цветные карточки

Ход занятия

Организационный момент

Приветствие детей

Выполнение пальчиковой гимнастики

Этот пальчик-маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит,

Ни за что его не бросит.

Ну а этот-средний, длинный.

Он как раз посередине.

Этот указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец самый сильный.

Пальчики не ссорятся

Вместе дело спорится.

(На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть к себе, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями.)

1. Вы ответьте мне сперва,

Что же это за игра?

Когда мяч ногой пинают

И в ворота загоняют. (Футбол)

2. Не галстук я, не воротник.

Я шею обнимать привык,

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (Шарф)

3. Этот глаз- особый глаз :

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат)

4. Весь день стоят на улице прохожими любуются.

Их служба начинается,

Когда уже смеркается,

И не гаснут до зари,

Глаза ночные- (Фонари)

5. Он стоит в углу у стенки

Ох, огромный он на вид,

Но он вовсе не наказан.

Мама вещи в нем хранит. (Шкаф)

Какой одинаковый звук вы услышали во всех отгадках?

Обратите внимание, когда произносим этот звук , зубы смыкаются. Нижняя губя прижимается к верхним зубам. Значит во рту есть преграда из губ и зубов. Давайте все вместе произнесем этот звук .

1. Как вы думаете звук Ф гласный или согласный (согласный т. к. его нельзя пропеть)

2. Положите руки к горлышку, произнесите звук ф и определите он звонкий или глухой? Почему?

3. Твердый или мягкий?

4. Каким цветом он выделяется?

Игра «Наострили ушки»

Я каждому раздам синие карточки, вы будете подымать их, как только услышите звук Ф .

Ф,Б,П,М,Ф,У,Б,М,Ф.

ФА,БУ,МО,ФЫ,ПА,ФО,БО.

ФЛАГ,БАТОН,КОФТА,СОФА,ФЫРЧАТЬ,МОЛЧАТЬ,ФАРФОРОВЫЙ,СТОЛОВЫЙ,МОГУЧИЙ,ФАНТИК,ФИШКА,ФЕВРАЛЬ,ТУФЛИ,МАГНИТОФОН.

Разминка

Утором стрекоза проснулась (потерли кулаками глаза)

Потянулась, улыбнулась. (руки вверх потянулись)

Раз-росой она умылась, 9потерли ладонями щёки)

Два-изящно покружилась (покружились на месте)

Три-нагнулась и присела (присели)

На четыре-полетела. 9помахали руками вверх вниз)

У реки остановилась, (легкий бег на месте)

Над водою покружилась (покружились)

Упражнение на развитие мелкой моторики

Мы капусту рубим рубим

(проговаривать ритмично, это не песенка,

ручками показываем как мы рубим капусту)

Мы морковку трём, трем

(ручками показываем как мы трем морковку)

Мы капусту соооолим сооолим.

(пальчики щепоткой -- солим)

Мы капусту мнем мнем. (ручками "мнем" капусту)

Игра «Один-много»

Фикус-фикусы флаг-флаги

ферма-фермы туфля-туфли

фиалка-фиалки фокус-фокусы

филин-филины фломастер-фломастеры

буфет-буфеты телефон-телефоны

фигура-фигуры фигурист-фигуристы

Итог занятия

Ребята о каком звуке мы сегодня с вами говорили?

До свидания.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Т] и буква Т» в подготовительной к школе логопедической группе Занятие №6 Тема: Звук и буква Т Цели: познакомить детей со звуком Т, уточнить его артикуляцию, упражнять в произношении звука Т изолированного,.

Формы и методы логопедической работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.

Основной формой коррекционного обучения в специализированном детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме:

Фронтальных (подгрупповых) занятий;

Индивидуальных занятий;

Занятий подвижными микрогруппами.

Занятия проводятся логопедом после того, как проходит обследование детей группы в начале года.

Фронтальные (подгрупповые) логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.

В основе планирования занятий с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический подходы.

Тематический подход организации познавательного и речевого материала занятия предполагает его фокусировку на какой – либо теме из окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Изучение темы параллельно изучается на разных по видам деятельности занятиях: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, в играх. Подбор и расположение тем определяются следующими условиями: сезонностью, социальной значимостью, нейтральным характером.

Один из важнейших факторов реализации тематического принципа – концентрированное изучение темы, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи детьми (пассив), так и для ее активизации.

В соответствии с концентрическим подходом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.

При планировании и проведении фронтальных подгрупповых логопедических занятий:

Определяются тема и цели занятия;

Выделяется предметный и глагольный словарь, словарь признаков, которые дети должны усвоить в активной речи;

Отбирается лексический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей, при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала;

Обеспечивается постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;

При отборе программного материала учитывается зона ближайшего развития дошкольников, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности;

включается в занятия регулярное повторение усвоенного речевого материала.

Оптимизация содержания занятий обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников, а также дефицитарно развитых психических и психофизиологических функций. Например, на занятиях по формированию фонетико – фонематической стороны речи с старшей группе при изучении звука мы работаем над четким произнесением этого звука, параллельно работаем над развитием фонематического слуха и формированием фонематического восприятия, и у нас начинается формирование языкового анализа и синтеза, когда дети работают с символами звуков, пытаясь «прочитать» их вместе.

Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.

Исходя из всего сказанного, к фронтальным занятиям должны предъявляться следующие требования :

1. Занятие должно быть динамичным.

2. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Можно включить забавные ситуации, участниками которых будут дети.

3. Должна быть частая смена различных видов деятельности.

4. Необходимо развивать у детей коммуникативную направленности, обучать общению с педагогом и друг с другом.

5. Необходимо на занятиях приучать детей слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.

6. Использовать разнообразный дидактический материал, красочный и удобный.

7. Самое главное – на занятиях дети должны много говорить.

Технологии, используемые на занятиях, должны располагаться в порядке возрастающей сложности и быть разнообразными.

Фронтальные занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи подразделяются на следующие типы :

1. Занятия по формированию фонетико – фонематической стороны речи.

2. Занятия по формированию и развитию связной речи.

3. Занятия лексические с элементами грамматики.

4. Занятия по формированию лексико – грамматических категорий.

Основными задачами занятий по формированию фонетико – фонематической стороны речи являются: развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия, навыков произнесения слов различной звуко – слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

Специфика этого типа занятий обуславливает подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками.

Задачей занятий по формированию и развитию связной речи является обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ – описание.

На лексическом занятии с элементами грамматики используется «лексический» подход. При таком подходе происходит пополнение знаний и сведений детей, их словарного запаса. Логопедом выбираются игры, с помощью которых можно закрепить какую – то грамматическую форму, уже имеющуюся в речи детей.

На занятиях по формированию лексико – грамматических категорий используется лексико – грамматический подход. При таком подходе на занятиях изучаются наиболее типичные формы словообразования, а также основные модели построения словосочетаний и предложений, характерные для грамматической системы русского языка. Таким образом, у дошкольников с общим недоразвитием речи формируются грамматические представления. Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, формирование практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.

В нашем саду во второй младшей и средней группах проходят лексические занятия с элементами грамматики. В старшей и подготовительной группах проводятся занятия по формированию лексико – грамматических категорий.

С чем связано то, что используются разные типы занятий ? В младших группах в саду логопедической направленности основной упор в работе логопеда делается на обогащение словаря детей. И здесь нужны занятия лексического типа. Т.е. в соответствии с тематическим годовым планированием, выбирается лексическая тема, внимание логопеда и детей на занятии полностью сосредоточено на словаре, лексико – грамматические категории если и берутся, то только уже известные ребенку. В данном типе занятий изучение лексико – грамматических категорий играет второстепенную роль.

В старших группах изучение лексико – грамматических категорий выходит на 1 место, то есть, на одном занятии логопед планирует изучение только одной лексико – грамматической темы. Это обусловлено тем, что ни одна грамматическая категория не может войти в самостоятельную речь детей – логопатов без многократного сознательного использования ее в разных словосочетаниях и предложениях. Темы для лексико – грамматических занятий выбираются не случайно, а в соответствии с физиологическими и психолого – педагогическими особенностями формирования ребенка при ОНР.

Занятия в подвижных микрогруппах представляют логопеду возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников. В начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков, как правило объединяют детей, имеющих более или менее однородные дефекты произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков, возрастает возможность включать упражнения, направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью, целесообразно перегруппировать детей с учетом всего объема речевой работы. Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи. Так же на занятия в подвижных микрогруппах происходит закрепление лексико – грамматических категорий, работа по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника.

Роль таких занятий особенно велика в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, особенности которого мешают установить продуктивные контакты со взрослым, а тем более со сверстниками. Тем не менее постепенный отход от индивидуальных занятий к занятиям в малых подгруппах в течение учебного года позволяет оптимизировать временные затраты и перейти к формированию некоторых навыков совместной продуктивной и речевой деятельности детей.

К индивидуальным логопедическим занятиям предъявляются определенные требования. При их подготовке и проведении логопед должен:

Сформулировать тему и цели занятия;

Продумать этапы занятия, их связь друг с другом;

Запланировать постепенное усложнение речевого материала занятия;

Осуществлять дифференциальный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;

Формулировать инструкции кратко и четко;

Использовать разнообразный и красочный наглядный материал;

Уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия.

Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.

Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, логопед должен стремиться к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка. Для этого можно подбирать лексико – грамматические игры и игры на развитие ВПФ со словами, насыщенными автоматизируемым звуком.

Индивидуальные занятия как правило включают в себя следующие этапы: во – первых, это артикуляционная гимнастика, затем, пальчиковая гимнастика, затем идет работа по постановке или автоматизации звука. Лексический материал должен содержать максимальное количество закрепляемых звуков. Необходимо повышать темп речевых упражнений от неторопливого, утрированного произнесения переходить к более быстрому проговариванию и, наконец, к скороговоркам. Требование здесь – к постепенному усложнению лексического материала, переход от простых видов речевой деятельности к более сложным – от элементарного повторения слов за логопедом, к называнию предметов, описанию, стихам, пересказам, составлению рассказов по картинкам.

здоровьесберегающие технологии . Здоровьесберегающие технологии очень важны для наших детей с ограниченными возможностями здоровья, т.к. это как правило дети с ослабленным здоровьем. Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей.

Здоровьесберегающие технологии – это зрительная гимнастика, смена статических и динамических поз, голосовые и дыхательные упражнения, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции общей и мелкой моторики. Постепенно включая в каждое занятие различные виды массажа, динамические паузы, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, логопед создает необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать все время занятия более эффективно. Все упражнения следует выполнять на фоне позитивных ответных реакций ребенка.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести широко используемые в последнее время методы моделирования и метод проектов.

Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения и активно применяется в нашем детском саду. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения. Например, при подготовке к обучению грамоте метод наглядного моделирования позволяет решить следующие задачи:

Познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью;

Научить интонационно выделять звук в слове, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов;

Сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений.

При обучении связной речи моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания. На этом этапе метод наглядного моделирования способствует:

Усвоению принципа замещения (умение обозначать персонажей художественного произведения заместителями), передачи событий при помощи заместителей;

Овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;

Формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ;

Применение наглядных моделей в работе над монологической речью детей с ОНР позволяет более успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания.

Таким образом, результаты проводимого коррекционного обучения свидетельствуют о широких возможностях использования наглядного моделирования в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи.

В последнее время в нашем саду стал активно применяться метод проектов. Использование этого метода - принципиально иной подход к построению образовательного процесса, основанный на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов. Это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, результатом которой является продукт, оформленный тем или иным способом. В этом году в подготовительной группе был разработан, а затем проведена презентацияпроекта на тему: «Мотивы осени». Этот проект развивает эмоциональную сферу и музыкально-эстетические чувства старших дошкольников с речевыми нарушениями. Исследуя окружающий мир, ребенок, получает обобщенный опыт в сфере развития речевых, познавательных, музыкально-эстетических способностей.

Для того, чтобы дети проявили музыкально-эстетические чувства – нужно привить им любовь к хорошей музыке и научить эту музыку понимать, а это невозможно без развития музыкальных способностей.

Деятельность педагогов в этом проекте была сосредоточена на приобщение детей к высокохудожественному и доступному музыкальному репертуару, на развитии творческой активности детей.

Еще одним новшевством в работе нашего сада является использование такого метода коррекции речевых нарушений у детей как логосказки. Мы только приступаем к разработке этого проекта, целью которого является создание условий для ранней пропедевтики речевых нарушений у детей посредством игровой деятельности. С помощью логосказок мы надеемся решить следующие задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы детей:

Создание благоприятной психологической атмосферы в ходе образовательной деятельности;

Обогащение эмоционально – чувственной сферы детей посредством общения со сказкой;

Развитие диалогической и монологической речи;

Повышение эффективности игровой мотивации детской речи, ее художественно – эстетической направленности;

Приобщение детей к красоте художественного слова, народному фольклору;

Развитие сотрудничества учителя – логопеда и воспитателей с детьми и друг с другом на основе личностно ориентированной модели взаимодействия.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!