Какая аллегория в басне стрекоза и муравей. Удивительное школьное сочинение о басне Крылова «Стрекоза и муравей

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Аллегория – это древнегреческое слово, и в переводе оно означает «иносказание ».

Считается, что самым первым, кто стал активно использовать этот прием в своих произведениях, был баснописец Эзоп.

Дело в том, что Эзоп был рабом. Он хотел высмеивать поведение и привычки своих хозяев, но делать это в открытую означало неминуемую смерть. Вот и придумал он собственный язык, который сплошь состоял из намеков, иносказаний и тайных символов .

Аллегория - это маскировка истинного смысла

Чуть ниже будет приведено определение этого термина, но сначала хочу продолжить тему его появления. Чуть ниже вы можете увидеть изображения автора этого способа художественной речи (тропа) — Эзопа.

Чаще всего он изображал людей в виде животных, наделяя их соответствующими повадками и чертами характера. И всем, включая господ, очень нравились произведения Эзопа.

Они с удовольствием читали их, даже не подозревая, что смеются в этот момент над собой – своими пороками и недостатками. Позже даже появился такой термин, как «Эзопов язык ».

Теперь обещанное определение аллегории:

Очень часто в литературных произведениях и в обычной жизни мы встречаем такие вот соответствия:

Пример аллегории в современной литературе

Перед тобой сейчас отрывок одного из самых известных стихотворений Бориса Пастернака «Зимняя ночь» . Прочти и ответь на простой вопрос – о чем оно?

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Если понимать все дословно, то вроде бы картина ясна. Перед мысленным взором рисуется суровая русская зима, где-то стоит одинокий дом. Происходит все в какой-нибудь деревне, так как электричества нет, и дом освещается свечками. Ну а внутри находятся двое влюбленных, которые периодически занимаются сексом. Похоже, правда? Вот только ни капельки не верно.

Чтобы понять смысл «Зимней ночи», нужно представлять, кто такой Пастернак. Это бунтарь, правдолюб. Автор, который долгое время был запрещен в СССР. И было бы странно предположить, что он вдруг написал такую банальную любовную лирику. А он ее и не писал! В этом стихотворении скрыт куда более глубокий смысл:


Видите, через вроде бы банальную картину зимы Пастернак описал одни из главных законов мироздания. А лучше сказать – замаскировал одно в другом. Это и есть АЛЛЕГОРИЯ.

Аллегории в баснях Крылова

Массу аллегорий использует в своих баснях и Иван Крылов. В каждом его произведении главные герои – животные. Но в них мы можем легко узнать людские манеры поведения или поступки, часто не самые правильные и образцовые.

Крылов очень явно высмеивает людские пороки или, наоборот, хвалит достоинства. В каждом животном зашифрован какой-то характер :

Но Крылов прячет под аллегории не только характеры , но даже целые устои жизни, отношения между разными слоями общества и исторические моменты. Яркий пример – басня «Волк и Ягненок».

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.

По сюжету Волк укоряет и всячески принижает Ягненка, который посмел пить воду из того же ручья, что и он. Но ведь не об этой паре животных. За образами Волка и Ягненка Крылов спрятал власть имущих и простой народ.

А есть у баснописца и другое произведение – «Волк на псарне».

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор -
Почуя серого так близко забияку.

В этой басне Крылов умело замаскировал события 1812 года . Тогда Наполеон (Волк), поняв, что Россию (Псарня) ему не одолеть, пытался провести мирные переговоры.

Но в итоге наши полководцы во главе с Кутузовым не купились на это и гнали французскую армию до самого Парижа. А басня как раз заканчивается тем, что опытный ловчий (Кутузов) не пошел на переговоры с волком (Наполеон) и спустил на него всех собак.

Другие примеры аллегорий в литературе

Конечно, не только у Крылова, и не только в баснях мы встречаем аллегории. Например, многие сказки Салтыкова-Щедрина полны иносказаний. Самый яркий пример – «Премудрый пескарь».

Ведь под маской маленькой рыбки, которая решила отгородиться от всего на свете, ни во что не влезать, никому не помогать и жить только для себя, можно рассмотреть пассивных людей. Они ни к чему не стремятся, не пытаются пробиться на самый верх, не борются за улучшение собственной жизни. И автор делает вполне справедливый вывод, что от таких существ (будь то рыба или человек) никакой пользы нет.

От них никому ни холодно, ни тепло, ни бесчестия, ни чести. Они лишь даром занимают место да едят корм.

Еще один пример – «Песня о Буревестнике» Максима Горького . Ведь это не о птице, хотя она и является главным персонажем.

Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах... Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем! … Буря! Скоро грянет буря!

Пингвины в данном случае — серая масса. Люди, которые трепещут перед властью и боятся ей противостоять. А Буревестник – это смельчаки, которые готовы бросить вызов и смести старые порядки.

Такое же недовольство вековыми устоями можно найти и в творчестве Александра Блока .

Вагоны шли привычной линией,
Вздрагивали и скрипели;
Молчали жёлтые и синие,
В зелёных плакали и пели.

Хотя тут надо пояснить, что именно имеет в виду автор. В дореволюционной России состав поезда состоял из разноцветных вагонов. В первом и втором классе (желтых и синих) ездили богатеи, а простой народ ютился в менее комфортных вагонах третьего класса (зеленых).

Но в данном случае Блок, конечно, не имеет в виду какой-то конкретный поезд.

Через аллегорию он описывает общий уклад жизни в стране – богатые наслаждаются и не хотят замечать ничего вокруг, а бедным ничего не остается как молчать и терпеть.

В качестве аллегорий некоторые авторы используют фамилии персонажей . Например, у Гоголя есть Собакевич и Тяпкин-Ляпкин. У Фонвизина – Правдин и Простаков. У Грибоедова – Молчалин и Скалозуб. И как только мы видим, то тут же понимаем, какой характер у того или иного героя, и как к нему относится сам автор.

Чем аллегория отличается от метафоры

Внимательный читатель может задать вопрос – в чем же отличие аллегории от метафоры ? Ведь оба эти понятия подразумевают иносказание.

Суть действительно одинаковая – через яркие образы усилить значение написанного. Вот только масштабы тут разные. , как правило, всего одно слово, которое очень метко подмечает характер или свойства.

Например, золотые руки, гробовая тишина, бегущее время. А вот аллегория может принимать форму целого произведения . Она богаче и глубже по смыслу. И порой даже настолько сложна, что не каждый читатель сможет разгадать в чем ее смысл.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое басня Тропы - это секретное оружие русского языка Сравнение - это прием украшающий образ (примеры из литературы) Литота - это преуменьшение и смягчение для создания образа Афоризмы - это сокровищница человеческой мудрости Предложение - это мысль, доведенная до логического завершения Что такое мораль - функции, нормы и принципы морали Что такое сатира вообще и в литературе в частности
Как анализировать рынок Форекс с помощью индикаторов Лицемер - кто это такой и что такое лицемерие
Стратегии, тренды и технический анализ на рынке Форекс, а так же принципы торговли на Forex

Татьяна КАЛГАНОВА

Анализ басен И.А. Крылова в 5-м классе

Обучение школьников анализу художественных произведений начинается с 5-го класса. При этом учителю важно учитывать возрастные особенности учащихся и, избегая сложностей, вводить и повторять необходимые теоретико-литературные понятия.

Анализ строится на основе целостного восприятия и выразительного чтения учащимися художественных произведений, в частности, басен И.А. Крылова, например, «Стрекоза и Муравей», «Петух и Жемчужное зерно».

Используем приём сопоставления басен И.А. Крылова с литературным источником - баснями Эзопа. Покажем учащимся самобытность русского баснописца, национальный характер его произведений. С этой целью даём задание: сравните басню Эзопа, древнегреческого баснописца, жившего в VI веке до нашей эры, «Муравей и жук» и басню Крылова «Стрекоза и Муравей».

Объясним, что сравнить литературные произведения - значит выяснить, что у них общего, чем они отличаются.

Муравей и жук

В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зёрнышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности.

Промолчал тогда муравей; но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался жук голодным, и пришёл он просить у муравья корму.

Сказал муравей: “Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму”.

Эзоп (VI в. до н.э)

Стрекоза и Муравей

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела:
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт:
И кому же в ум пойдёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
“Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!”
“Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?” -
Говорит ей Муравей.
“До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило”.
“А, так ты…” - “Я без души
Лето целое всё пела”. -
“Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!”
И.А. Крылов (1808)

Объясним учащимся значение слова “мурава” - трава, отсюда муравей; травушка-муравушка - народно-поэтическое выражение.

Примерные вопросы для анализа

Почему эти басни можно сравнивать?

Какая басня написана стихами, какая - прозой?

Кто герои басен?

Почему слова “Стрекоза”, “Муравей” Крылов написал с прописной буквы как имена собственные?

Найдите в басне Крылова слова и выражения, особенности природы, на основании которых можно сказать, что эта басня русская.

Какие качества человека иносказательно изображают и высмеивают обе басни?

В каких словах выражена мораль (нравоучение) басен?

Обобщая ответы учащихся, скажем, что в баснях рассказывается о похожем поведении героев, об их одинаковых нравственных качествах: лени, легкомысленном отношении к жизни, поэтому их можно сравнивать.

Басня Эзопа написана прозой, Крылова - стихами. Герои - насекомые, но вместо ленивого жука Крылов создаёт образ ленивой и легкомысленной, стремящейся только к развлечениям Стрекозы. Предложим учащимся подобрать синонимы к слову легкомысленность: несерьёзность, беспечность, поверхностность, бездумность, верхоглядство, ветреность .

У Эзопа жук сочувствует муравью, потому что тому приходится много трудиться летом, но ленивец не задумывается, зачем это нужно; у Крылова Стрекоза в вихре веселья вообще не замечает, что кто-то трудится даже летом. В баснях показано преимущество трудолюбия и опасность праздности и лени.

В басне Эзопа зима пришла с дождями, что характерно для Греции, южной страны. У Крылова настоящая русская зима, снежная и холодная. Он использует характерные для русского фольклора постоянные эпитеты: лето красное, злая тоска, чисто поле . Скажем учащимся, что Крылов взял сюжеты у Эзопа, но создал подлинно русскую, народную басню.

Баснописцы всегда рассказывают о том, что волнует общество, высмеивают отрицательные качества людей, чтобы они избавлялись от своих недостатков. Поэтому из содержания басни всегда вытекает нравоучение (мораль). В этих баснях, которые мы рассматриваем, нравоучение вытекает из содержания и выражается в последних словах у Эзопа и двух последних строчках у Крылова без поучающего суждения.

Чаще всего нравоучение (мораль) выделяется в басне как самостоятельная её часть и располагается либо в конце, либо в начале басни. Читаем басню Крылова «Петух и Жемчужное зерно», выделяем нравоучение (мораль).

В баснях часто действуют животные, растения, предметы, явления природы, но под ними подразумеваются люди. Животные, растения, предметы, явления природы наделяются в баснях, как и в сказках, качествами человека: даром речи, чувствами и мыслями .

Вспомним, как называется приём наделения животных, растений, предметов, явлений природы качествами и свойствами человека?

(С понятием олицетворение пятиклассники знакомятся при изучении мифов и сказок.)

Укажите олицетворения в басне Крылова «Стрекоза и Муравей» (“помертвело чисто поле”, “зима катит в глаза”, “говорит ей Муравей” и др.)

Подчеркнём, что олицетворение является одним из постоянных художественных приёмов в сказках, баснях и других литературных произведениях.

Нравственные качества людей в баснях иносказательно изображаются в образах животных: хитрость в виде лисы, жадность, жестокость выступают в обличии волка, коварство - в виде змеи и др. Хитрость, жадность, лень - всё это отвлеченные понятия. Художественный приём изображения отвлечённых понятий в конкретных образах (животных, растений, предметов, явлений природы) называют аллегорией (иносказанием). Аллегорией мира на Земле является белый голубь, аллегорией надежды человека - якорь и др. Существует ещё одно название аллегории (иносказания) - эзопов язык .

Критик В.Г. Белинский писал, что в баснях Крылова “нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, действуют в них, но есть люди, и притом русские люди”. В воспроизведении национально-народного колорита и заключается новаторство Крылова-баснописца. Он смело вводит народное просторечие и устно-поэтическую лексику, бытовые детали, утверждает народную точку зрения.

Точные и краткие изречения (афоризмы) из его басен вошли в сокровищницу русского языка.

Какое выражение из басни «Стрекоза и Муравей» стало афоризмом?

Крылов создавал и оригинальные басни, в которых действуют не только животные, но и люди.

Прочитайте басню «Волк на псарне» сначала про себя, затем выразительно вслух. (Можно организовать чтение по ролям.)

Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, в чей огород брошен камень. Вместе с тем басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни.

Так, басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк - это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне - это Кутузов.

Сравните внешний вид волка и его речи.

Почему псарня для волка “стала адом”? В чём смысл этого сравнения?

Определите, какие отрицательные качества человека иносказательно изображены в басне.

Какими чертами обладает Ловчий?

Обобщая ответы учащихся, обратим их внимание на то, что несоответствие внешнего вида и речей волка свидетельствует о его коварстве (злонамеренности, прикрытой показной доброжелательностью).

Скажем, что Волк воспринимает псарню как ад (по Библии - место наказания и вечных мучений грешников). Иными словами, волк сам осознаёт правомерность наказания за причинённое зло и пытается избежать его хитростью.

Ловчий (главный из псарей) изображён смелым, мудрым человеком, наделённым жизненным опытом:

Ты сер, приятель, а я сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю…

Домашнее задание. Прочитайте басни в учебнике-хрестоматии. Определите, какие отрицательные черты людей высмеивает автор? В каких словах выражена мораль басен? Какие слова стали афоризмами?

Закрепление изученного материала можно провести в виде самостоятельной работы учащихся на следующем уроке (небольшие басни даются на карточках для анализа в виде письменной работы).

Прочитайте басню Эзопа «Петух и алмаз» и И.А. Крылова «Петух и Жемчужное зерно». В чём состоит сходство и различие этих басен? Запишите свои суждения.

Петух и алмаз

Петух разгребал по обыкновению своему навозную кучу и, вырывши алмаз, подумал: ежели б золотых дел мастер сию блестящую безделку нашёл, то она б ему очень пригодилась; а мне бы ячменное зерно во сто мер лучше сего было. (Эзоп (VI в. до н. э.))

Петух и Жемчужное зерно

Навозну кучу разрывая,
Петух нашёл Жемчужное зерно
И говорит: “Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы, право, был гораздо боле рад
Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно”.
.................................................
Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
И.А. Крылов (1808)

Следует объяснить значение слов невежа (грубый, невоспитанный человек) и невежда (малообразованный, малосведущий человек).

Публикация статьи произведена при поддержке британского производителя климатической техники нового поколения компании Dantex Industries Ltd. Когда речь заходит о холодильных машинах, применяемых для центрального кондиционирования производств, объектов инфраструктуры, коммерческой или жилой недвижимости, встает вопрос: какая же лучшая марка чиллеров – Trane , Dantex или другие, представленные на российском рынке? Ответ на этот вопрос вы можете получить, внимательно изучив технические характеристики и стоимость чиллеров или задав вопрос специалистам компании.

Тема урока: И.А.Крылов. Басня «Стрекоза и муравей».

Цели урока: 1. дать понятие детям о басне, как жанре художественной литературы; особенностях этого жанра; познакомить с басней «Стрекоза и муравей».

2. развивать творческое мышление, умение отстаивать свою точку зрения; анализировать прочитанное.

3. воспитывать самостоятельность и инициативность, уважение к труду.

Тип урока: изучение нового материала

Методы и приемы: диаграмма Венна, ключевые слова, анализ, круглый стол Раунд Робен, письмо герою, игра «На месте другого».

Оборудование: портрет И.А.Крылова, проигрыватель, грамзапись басни «Стрекоза и муравей», маркеры, плакаты со схемами, листочки и конверты для голосования, иллюстрации к басням.

Ход урока:

I . Организационный момент

II . Побуждение к действию

Слово учителя: Ребята, сегодня на уроке литературного чтения мы с вами познакомимся с известным русским баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым и жанром басня, а также с такими понятиями как иносказание, аллегория и мораль басни.

Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве в семье армейского капитана. Детство его не было счастливым и беззаботным. В девятилетнем возрасте, после смерти отца, его определили на службу писцом. Именно здесь он пристрастился к чтению и даже попробовал сочинять.

В 16 лет он потерял мать, и с этого момента началась его нелегкая взрослая жизнь.

С юности он презирал лицемерие и всегда, хотя бы на собственном примере, стремился подчеркнуть преимущества простого, естественного образа жизни. Будучи полным и неуклюжим от природы, он, наоборот, выставлял свою неповоротливость напоказ, подшучивал над ней, чтобы не подумали, что он этого стесняется. На прием в царский дворец мог прийти в дырявых сапогах, не считая нужным скрывать свою бедность. В любых обстоятельствах он вел себя свободно, естественно и оставался самим собой.

Так же естественны, свободны и правдивы были его басни.

Иван Андреевич Крылов переводил басни известного французского поэта Лафонтена, но настолько оригинально, что их нельзя было узнать. Крылов в свои переводы вдохнул дух русской жизни. Герои его басни стали народными, а выражения – крылатыми. К примеру, «Ты сер, а я, приятель, сед», «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку», «А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь», «У сильного всегда бессильный виноват», «Слона-то я и не приметил» и многие другие. Мудрый баснописец заговорил на самом простом языке, понятном даже невеждам, чтобы они осознали свои недостатки и попытались искоренить собственные пороки.

Давайте запишем и запомним что такое басня и каковы ее особенности.

Басня – небольшой рассказ в стихах или прозе с обязательным моральным выводом. Басня - это аллегорический рассказ. Аллегория – это иносказание, например, воплощение какого-либо свойства человеческого характера (хитрости, глупости) в конкретном образе (лисы, орла). Иносказание – замаскированный способ выражения мыслей.

Обязательным элементом басни является мораль, расположенная в начале или конце текста. Мораль – поучение. Она сформулирона не только в конкретных словах, но и в общем тоне рассказа, в интонации автора, который осуждает героев, сочувствует или смеется над ними.

Сообщение учащегося о жанре басня.

- Басня – один из древнейших жанров словесного искусства. Басня живет тысячелетия. Еще в VI веке до нашей эры в Древней Греции легендарный Эзоп прославился своими мудрыми баснями. Даже правители Греции прислушивались к его советам, выраженным в иносказательной форме.

Из Греции басенный жанр распространился на Восток – в Индию, в Сирию и Арабские страны. А затем – на Запад – в Римскую Империю, где творил гениальный Федр, в Византию, позже во Францию, на родину великого баснописца Ж.Лафонтена. С помощью басен человек искал ответ на вопрос, как вести себя в этом огромном сложном мире.

В басне, как правило, персонажами являются животные, иногда неодушевленные предметы (топор, бочка, пирог), изредка – люди (крестьянин, разбойник, поп). Чаще всего в басне действуют животные, так как они наделены определенным, заранее известным читателю характером: муравей – трудолюбивый, заяц – трусливый, ягненок – беззащитный. Повествовательной частью басня сближается со сказками (сказки о животных), моралистической частью – с пословицами.

Басни отличаются от сказок о животных тем, что персонажи-животные в них менее индивидуализированы. Они, как правило, не имеют собственных имен и за их обобщенными образами скрываются люди, с их чисто человеческими характерами и недостатками.

Работа по стратегии «Ключевые слова»

Задание: составьте небольшой рассказ на тему «Стрекоза и муравей», используя ключевые слова: работать, петь, плясать, лето, зима. Постарайтесь, чтобы в вашем рассказе была аллегория, мораль.

Работа в парах: прочтите друг другу свои рассказы, подойдите к этому критично и выберите лучший.

Работа в группе: прочтите выбранные рассказы и выберите лучший. Прочтите эти рассказы всему классу.

III . Осмысление изученного материала.

1. Словарная работа (слова и словосочетания, которые встретятся в басне)

Нужда – бедность

Удручена – огорчена, подавлена

Вешние дни – весенние дни

Мурава – молодая трава

2.Прослушивание басни на грамзаписи.

3.Составление диаграммы Венна: Сравните свой рассказ и басню Крылова. Что общего и разного? (индивидуально)

4. Игра «На месте другого». Два ученика выступают в роли Стрекозы и Муравья, остальные должны задать им вопросы.

5. Анализ басни:

Какими словами Крылов показывает, что жизнь Стрекозы – это лето, вечный праздник?

Почему просьба Стрекозы кажется «странной» для Муравья?

Кто в нашей жизни Муравей, а кто Стрекоза?

Докажите, что это басня, пользуясь конспектом.

Найдите в басне аллегорию, иносказание, мораль.

IV . Рефлексия

1. Круглый стол Раунд Робен. Учащиеся на карточках голосования письменно высказывают свою точку зрения к утверждению: «Муравей поступил правильно, что не помог Стрекозе» и голосуют «ДА» или «НЕТ» (конверты для голосования).

2. Письмо герою. Напишите письмо Стрекозы Муравью, которое начните словами: «Здравствуй, кум, вот уже прошло ползимы…»

V .Домашнее задание: выучите басню наизусть.

Сценарий урока чтения в 4 классе.

Тема урока: Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Цели урока:

Обучающая: познакомить с новой басней русского баснописца; закрепить

литературоведческие понятия «басня», «баснописец», «олицетворение»; дать

понятие «ирония», «аллегория» учить работать с текстом басни: правильно

называть, выделять части текста и объяснять мораль басни; учить отличать басню

от других произведений.

Развивающая: р азвивать речь, мышление, фантазию, наблюдательность; развивать умение сравнивать, обобщать; умение выразительно читать тексты басен, развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитывающая: воспитывать любовь к русскому литературному языку.

Оборудование: Мультимедийный проектор; компьютер, подключенный к сети интернет; призентация к уроку.

Ход урока.

I. Организация класса. 1 СЛАЙД

II. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся. 2-10 СЛАЙД

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте прослушаем запись произведения (прослушивание аудиозаписи басни И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»)

Что вы помните о И.А.Крылове? 3, 4 ,5 СЛАЙД – биография автора

Произведение какого жанра вы прослушали? (басня)

Что такое басня? Прочтите. 6 СЛАЙД

Из каких частей состоит басня? 6 СЛАЙД

Чем басня отличается от других произведений?(в них есть МОРАЛЬ)

Что такое мораль? Давайте прочитаем. 6 СЛАЙД

Кто являются героями басен? 7 СЛАЙД

Что в них высмеивается? 7 СЛАЙД

Какие басни И.А.Крылова вы помните? 8,9,10 СЛАЙД

Прочитайте морали к данным басням. Объясните их.

Проведение физ. паузы.

Цель: предупреждение утомления и повышение работоспособности учеников.

Прежде чем преступить к изучению нового произведения, давайте отдохнем.

Все встали. Поиграем в игру «Изобрази животного».

Я называю животного, птицу, насекомого, а вы его показываете жестами, на месте. (осёл, лиса, заяц, волк, стрекоза, муравей и т.д.)

III. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением русского баснописца И.А.Крылова, а так же с новыми литературоведческими понятиями, научимся правильно называть, выделять части текста и объяснять мораль басни.

IV. Знакомство с новым материалом.

  1. Знакомство с темой урока.

Как вы думаете, кто будет главными героями этой басни?

Есть ли у вас предположения, кого будет высмеивать автор в этой басне?

Почему так думаете?

2. Первичное восприятие текста

Давайте посмотрим мультфильм по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» (через интернет)

Назовите героев басен.

Оправдались ли наши предположения?

Как изображена в басне стрекоза?

А можно ли высмеивать такие качества в людях? Почему?

Как он относится к своему герою? (С уважением, показывает его трудолюбие и старательность.)

  1. Вторичное восприятие текста

Откройте учебники на стр. 33, прочитаем басню.

А) Словарная работа. 12 СЛАЙД

а) в басне нам встретилось выражение «Лето красное».

Как вы понимаете его смысл?

б) «Зима катит в глаза» - как сказать по другому?

г) «Помертвело чисто поле»

Объясните, как вы это понимаете.

А почему оно стало пустым?

д) «Нет уж дней тех светлых боле».

«Боле» - значит больше.

Ребята, а что это за светлые дни? (Тёплые, солнечные).

е) «Нужда» - забота, тягость.

ё) «И кому же в ум пойдёт», т. е. кто же додумается, придумает.

ж) «Удручена» - разочарована, опечалена, растеряна.

з) «Вешние дни» - тёплые, весенние дни.

и) «В мягких «муравах» - в мягкой траве.

Проведение гимнастики для глаз по методу Жданова.

А сейчас давайте дадим отдохнуть нашим глазкам.

Прикрыли ладонями глаза так, чтобы пальцы были наложены друг на друга, а нос оказался между ладонями. Досчитали до 10.

Открыли глаза, часто поморгали.

Посмотрели на право, налево, часто поморгали.

Посмотрели вниз, вверх, часто поморгали.

Посмотрели по диагонали, часто поморгали.

Закрыли глаза ладонями, досчитали до 10.

Б) Работа с текстом.

Давайте прочтем басню еще раз, расставляя логические паузы.

Ребята, как вы уже заметили, И.А. Крылов о стрекозе говорит с усмешкой, с легким юмором, а по–другому говорят с иронией .

В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ. 13 СЛАЙД

Давайте прочтем, что такое ирония - тонкая, скрытая насмешка.

Где в басне ИРОНИЯ? Давайте прочтем.

А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ 13 СЛАЙД – слово греч., в переводе оно означает «иносказание». Так в баснях хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.

Найдите где в басни АЛЛЕГОРИЯ, т.е. как автор иносказательно показывает легкомыслие и беззаботность Стрекозы.

Есть ли в этой басни МОРАЛЬ?

Прочтите МОРАЛЬ басни. Объясните ее. 14 СЛАЙД

Почему в басне именно муравей показан трудолюбивым?

Сколько героев в этой басне? Назовите их. (стрекоза, муравей, автор)

Давайте прочитаем басню по ролям.

V. Подведение итогов.

С каким произведением мы познакомились?

Какого оно жанра?

Что такое басня?

Кто главные герои этой басни?

Что высмеивается в баснях?

Чему учат басни?

С какими новыми литературными понятиями познакомились?

Что такое мораль, аллегория, ирония?

К какому герою басни можно отнести пословицу? 15 СЛАЙД

VI. Домашнее задание.

Выучить басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» наизусть, выполнить задание в рабочей тетради на стр. 22.

Все молодцы, спасибо за работу. 16 СЛАЙД

Список литературы:

  1. Deti-Online.com – Басни Крылова «Лебедь, щука и рак». Читает Валентин Гафт. Mp3
  2. Биография Крылова – интернет -ресурсы
  1. Интернет –ресурсы. Мультфильм по басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» mult pro.net basni krylova strekoza muravej .html
  2. Литературное чтение. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / авт.-сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова.- 2-е изд. дораб. - М: Вентана – Граф,2012.
  3. Литературное чтение в 4 классе: Методическое пособие.- 2-е изд. испр.- М.: Вентана – Граф, 2012.
  4. Гимнастика для глаз по методу Жданова – интернет – ресурсы youtube.com watch?v=FuYkFCQxBf4 .
  5. Интернет-ресурсы. Картинки для призентации Deti-Online.com, › , › Словарная работа
    «Лето красное»
    «Зима катит в глаза»
    «Помертвело чисто поле»
    «Нет уж дней тех светлых боле»
    «Нужда»
    «И кому же в ум пойдет»
    «Удручена»
    «Вешние дни»
    «В мягких
    муравах
    »

    Прослушайте произведение.

    Что такое басня?

    Басня - краткий рассказ нравоучительного характера.

    Басня состоит из двух частей:

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
    МОРАЛЬ – основная мысль басни, нравоучение
    Иван

    Андреевич

    Крылов
    Спасибо за работу!
    Урок окончен!
    Здравствуйте, ребята! Настройтесь на предстоящую интересную и плодотворную работу!

    К какому герою можно отнести пословицу?
    Делу время, а потехе час.
    Биография баснописца.

    Именно басня стала тем жанром, в котором талант Крылова выразился необычайно широко. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство Крылова.
    В 1812 Крылов становится библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Он не только оказался хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но много работал по составлению библиографических указателей и
    славянорусского
    словаря.
    9 ноября (21 н.с.) 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался.
    Похоронен в Петербурге.
    Биография

    И.А.Крылова.
    Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук. В 1809г.-в 43 года создал более 200 басен.
    Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, он стал одним из самых просвещенных людей своего времени.
    Он был разносторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом (играл на скрипке), художником. В 1809 году издается первая книга басен И.А. Крылова.. После чего он становится великим русским БАСНОПИСЦЕМ.
    «Ты всё пела? Это дело:
    Так поди же попляши!»
    Мораль той
    басни такова…….

    Иван
    Андреевич Крылов

    Басня
    МОРАЛЬ -главная мысль басни, нравоучение.
    ИРОНИЯ – тонкая скрытая насмешка.
    АЛЛЕГОРИЯ - в переводе с греч. - «иносказание»


    В этой статье описывается история создания басни «Стрекоза и Муравей», ее сюжет, мораль и основная мысль.

    Басня — это нравоучительное произведение, в котором высмеиваются пороки людей. Персонажи басни обычно животные, вещи, растения или насекомые. С их помощью легче понять суть морали. Кто написал басню «Стрекоза и Муравей» ? Мораль, основную мысль и рассуждения вы сможете найти в этой статье.

    Кто и когда написал басню «Стрекоза и Муравей»: автор, история создания

    «Стрекоза и Муравей»

    Но создателем этого произведения был не Крылов. Он просто переписал с другого языка на русский басню французского писателя Жана де Лафонтена «Цикада и Муравей» . Лафонтен также не является автором басни, так как позаимствовал сюжет у Эзопа — греческого баснописца, жившего в 6 веке до нашей эры. Но именно Крылов сделал перевод на русский язык. Получилось произведение, которое мы знаем сейчас, и на котором воспиталось много поколений.

    Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: текст

    Текст произведения небольшой. Учить его задают детям начальной школы. Оно легко запоминается. Вот текст басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» :



    Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: мораль, основная мысль

    Как и любое другое произведение, «Стрекоза и Муравей» Крылова содержит мораль и основную мысль.

    • Мораль находится в концовке, а перед этим разворачивается интересный сюжет. Стрекоза не подготовилась к зиме, она все теплые летние дни пела и плясала. Но когда пришла зима, она пришла к Муравью и стала проситься к нему, чтобы поесть и согреться.
    • Муравей усердно работал от начала и до конца лета, чтобы быть готовым к зимним холодам. Поэтому он ответил Стрекозе с ноткой сарказма: раз она все лето пела, пусть теперь идет пляшет.
    • Основная мысль басни в том, что Стрекоза не работала летом, и зимой осталась ни с чем — без дома и еды. Муравей трудился все лето, поэтому у него есть где жить и что поесть.

    Под поступками Стрекозы в этой басне скрыты человеческие пороки. Ведь есть и такие люди, которые не любят работать, но когда им что-то нужно, они просят у тех, кто трудился.

    Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: краткое содержание для читательского дневника

    Ученикам начальной школы по русской литературе нужно вести читательский дневник, в котором они записывают краткие содержания прочитанных произведений. Это помогает лучше запомнить рассказы и басни. Вот краткое содержание для читательского дневника басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» :

    Попрыгунья Стрекоза не работала все лето, а только пела и плясала. Под каждым листом у нее был готов и стол и дом. Но лето быстро закончилось, У Стрекозы нет ни еды, ни дома, и она решила пойти к Муравью, который трудился все лето. Муравей спрашивает у Стрекозы, а что же она делала все лето? Стрекозе нечего ответить, как только: «Пела». «Ах, ты пела? Так поди же попляши», — ответил ей Муравей.

    Как охарактеризовать героев басни «Стрекоза и Муравей»: характеристика героев



    «Стрекоза и Муравей»

    В школе задают дать характеристику героям этой басни. При помощи характеристики можно понять, какой персонаж положительный, а какой наоборот, отрицательный.

    • Характеристика Стрекозы — легкомысленная и самолюбивая. Не любит работать, а только петь и плясать. Веселая, подвижная, радостная, но под конец басни — печальная и озабоченная.
    • Характеристика Муравья — мудрый, любит работать. Серьезный и всегда настаивает на своем решении. Умный, так как понимает, что для того, чтобы зимой была еда и жилье, нужно все лето трудиться.

    Если этих персонажей характеризовать двумя словами, то Стрекоза — ветряная и нерасчетливая, а Муравей — рассудительный и деловитый.

    Почему Стрекоза обратилась к Муравью, о чем попросила Стрекоза Муравья?

    Стрекоза обратилась к Муравью, потому что он трудолюбивый, и все лето работал, чтобы зимой у него было где жить и что есть. Стрекоза признала свою ошибку, и попросила Муравья вежливо о приюте и еде, чтобы он ее покормил и обогрел.

    Что осуждается, высмеивается в басне «Стрекоза и Муравей», чему учит басня?



    «Стрекоза и Муравей»

    В произведении «Стрекоза и Муравей» осуждается легкомысленность и самовлюбленность. Также здесь высмеивается такие пороки людей, как лень, беспечность и праздность. Басня учит быть трудолюбивыми, мудрыми, серьезными и ответственными. Кроме праздников и веселья, есть еще и трудовые будни, когда нужно трудиться, чтобы было что кушать и где жить.

    Как относится автор к Стрекозе и Муравью в басне Крылова «Стрекоза и Муравей»?

    Стрекоза вызывает сочувствие. Она не может осознать то, что неправильно поступила, привыкла жить одним днем и на всем готовом. Советы она готова принять, но только на время, так как в основном Стрекоза способна только на беспечное существование. Она не является отрицательным героем, но недостойна быть примером для других.

    Почему мне понравилась басня «Стрекоза и Муравей»: рассуждения

    Все басни нравоучительные и поэтому они нравятся взрослым и детям после прочтения. Ведь с их помощью можно увидеть пороки и научиться не совершать таких ошибок, какие делают персонажи. Вот подробное рассуждение, почему мне понравилась басня «Стрекоза и Муравей:

    Стрекоза хоть и не работала все лето, и не запасла еды и крова на зиму, а только пела и плясала, ее все равно жаль. Она недостойна быть примером для других, но вызывает сожаление. Стрекоза попросила Муравья приютить ее только до весны. Но он отказал, так как она не осознала своих ошибок, которые будет повторять снова и снова. Старательный и трудолюбивый Муравей, наоборот, проработал все лето, и понятно, почему он отказал в помощи Стрекозе. Он знает, что необходимо заботиться о завтрашнем дне. Но я все-таки не согласен с моралью этой басни, так как Муравей мог проявить милосердие и пусть Стрекозу на зиму к себе жить.

    При помощи этой басни, автор дает советы читателям, как нужно жить: не лениться, а трудиться. Но и отдыхать также нужно. Муравей работал все лето, а зимой он отдыхает, так как за окном холодно, а у него есть кров и пища. Муравью можно дать такой совет: оставаться таким же серьезным и трудолюбивым, а Стрекозе — набраться ума, работать и думать о будущем.

    Басня «Стрекоза и Муравей»: план для сочинения, какие вопросы можно поставить?



    Стрекоза пришла к Муравью просить еду и кров

    Школьникам из начальной школы задают на дом или в классе написать сочинение на тему басни «Стрекоза и Муравей». Вот план для сочинения

    1. Развлечения Стрекозы.
    2. Просьба о помощи у Муравья.
    3. Как он проучил Стрекозу за бездельничество?

    Чтобы было легче писать сочинение, можно поставить вопросы, а ответы к ним — это готовое сочинение. Вот вопросы:

    1. Что делала Стрекоза летом?
    2. Что изменилось в ее жизни с наступлением холодов?
    3. К кому обратилась Стрекоза, когда ей понадобилась помощь? Что она попросила?
    4. Что ответил ей Муравей? Как понять его слова: «Ты все пела? Это дело. Так пойди же попляши»?
    5. Испытываете ли вы чувство жалости к Стрекозе? Дайте развернутый ответ.
    6. Чтобы вы сделали на месте Муравья и почему?
    7. В каких строках заключается главная мысль басни?
    8. При помощи этого произведения, что нам хотел донести автор?
    9. На примере Стрекозы и Муравья — как люди не должны поступать?

    При написании сочинения важно понять главную мысль произведения. В этой басне она заключается в том, что не нужно поступать бездумно, иначе потом можно остаться ни с чем.

    Какие крылатые выражения, пословицу можно выделить из басни «Стрекоза и Муравей»?

    Крылатые выражения и афоризмы из этого произведения используются даже современными людьми в разговорной речи. Это говорит о том, что данное произведение действительно интересное и поучительное. Крылатые выражения, которые можно выделить из басни «Стрекоза и Муравей» :

    Это выражение означает проведение времени без пользы, пустая трата времени.

    Данное выражение указывает на мимолетность времени. Лето — короткое и быстро проходит, а за ним быстро наступает зима.

    Везде у Стрекозы было угощение. В любом месте можно поспать и поесть.

    Это выражение указывает на то, что не хочется даже заниматься любимыми делами, если голодно и холодно.

    Легкомысленное поведение всегда ведет к тому, что человек забывает о важных делах.

    К басне «Стрекоза и Муравей» подходят такие пословицы:



    Пословицы, которые подходят к басне «Стрекоза и Муравей»

    Как быстро выучить басню «Стрекоза и Муравей»: советы

    Любую басню Крылова можно выучить в течение получаса. Необходимо воспользоваться некоторыми хитростями. Вот советы, как быстро выучить басню «Стрекоза и Муравей» :

    1. Можно слова произведения пропеть . Три или четыре таких повторения под любимую мелодию, и басня быстро запомнится.
    2. Вообразите себя великим чтецом и прочитайте басню перед зеркалом.
    3. Представляйте события, которые описываются в басне . Также представьте последовательность развития сюжета. С первого раза, конечно, не получится запомнить, но вы можете подглядывать во время заучивания — 30 минут и басня заучена без труда.
    4. Также можно повторять четверостишиями . Сначала выучите первые 4 строки, потом вторые и так далее. Затем 3 раза повторите все произведение.

    Кроме этого, заучиванию можно помочь, если представить себя Стрекозой. Еще нужно проговаривать все по заранее составленному плану. Выше был написан план и вопросы к басне. Обозначьте для себя последовательность событий и тогда выучить произведение не составит большого труда.

    Инсценировка басни, сценарий театральной постановки для праздника осени «Стрекоза и Муравей»: слова, текст

    Басня «Стрекоза и Муравей» небольшая и рассказать ее можно за 30 секунд. Но это не означает, что с этим произведением не получится сделать театральную постановку. Можно придумать оригинальную инсценировку басни, например, для праздника осени. Вот сценарий к этой басне — слова, текст:







    Стрекоза идет к муравейнику, закутавшись в сухой лист. Выглядывает Муравей.



    Эта сценка на 5 минут. Она получится интересной и веселой. Важную роль играют декорации и костюмы персонажей. Праздник осени с инсценировкой басни Крылова будет запоминающимся, так как произведение «Стрекоза и Муравей» всеми любимое — и взрослыми, и детьми.

    Видео: Стрекоза и Муравей. И.А.Крылов. Басня

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!