Внутришкольный контроль методическая разработка на тему. ВШК: основные требования и методические рекомендации Внутришкольный контроль директора школы

Похожи по своему функционалу, однако каждая из этих составляющих имеет свои цели и задачи.

Работа школы по проведению ВШК должна отвечать его цели. Цель внутришкольного контроля - контроль состояния образовательной системы, обеспечение её , получение информации для принятия внутренних управленческих решений. Направления работы ВШК в школе могут быть следующими: внутришкольный контроль качества результатов освоения основной образовательной программы общего образования по уровням общего образования, условий реализация основной образовательной программы общего образования, внутришкольный контроль соответствия содержания основной образовательной программы требованиям ФГОС общего образования, внутришкольный контроль качества процесса управления и реализации основной образовательной программы общего образования.

В работу школы по проведению ВШК входит ряд задач: выполнение требований федерального государственного стандарта, исполнение законодательства в сфере образования, выявление нарушений и недостатков в деятельности образовательной организации, осуществление анализа по различным направлениям, изучение результатов управленческой педагогической деятельности, разработка предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций, оказание научно-методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.

Внутренний мониторинг качества образования в школе, в свою очередь, представляет собой деятельность по информационному обеспечению управления образовательной организации, основанной на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса образовательной деятельности, его ресурсного обеспечения, результатов. Внутренний мониторинг в школе может включать следующие направления: мониторинг качества образовательных результатов, мониторинг качества реализации образовательного процесса или образовательной деятельности, мониторинг качества условий, обеспечивающих образовательный процесс или образовательную деятельность.

Цель внутреннего мониторинга в школе - это получение своевременной полной и достоверной информации о состоянии текущей основной деятельности для эффективного управления образовательной организацией.

Оценка и контроль в работе школы по проведению ВШК

Контроль - это один из элементов управленческого цикла. Оценка - это процедура соответствия фактически достигнутых и планируемых результатов, в соответствии с требованием ФГОС. Цель внутришкольного контроля - поддержание жизнеспособности образовательной системы. Цель оценки - аудит текущего состояния образовательной системы, информационная открытость образовательной организации.

В рамках работы школы по организации ВШК контроль следует понимать как обновлённую развивающую функцию управления образовательной организацей, условие мобильности и конкурентоспособности образовательной системы. Оценка - это условие информационной открытости образовательной системы, инструмент управления качеством образования, в частных случаях, как средство контроля.

Материалы ВСОКО можно и нужно использовать в рамках работы школы по ВШК, особенно в части контроля образовательных достижений учащихся. В части аналитической оценочной информации может быть иллюстрация результатов внутришкольного контроля. Например, результаты итоговой аттестации учащихся, результаты промежуточного контроля успеваемости учащихся, результативность участия учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, применительно к программам формирования и развития универсальных учебных действий. Также в работу школы по проведению ВШК можно включить результативность проектной деятельности учащихся применительно к оценке индивидуальных достижений учащихся. Полезной является и информация о состоянии материально-технической базы общеобразовательной организации, в том числе об оснащённости кабинетов и состоянии кадрового ресурса общеобразовательной организации.

Параметры ВСОКО формируются на основе требования ФГОС к условиям, программам, результатам освоения программ. Информация ВСОКО открыта для потребителей, и если школа в рамках работы по ВШК решит выйти за регламентируемый минимум отчёта о самообследовании, то это должно сработать на укрепление её имиджа.

Внутришкольный контроль является одной из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функциями анализа и целеполагания: по мнению Ю. А. Конаржевского данные без анализа мертвы, а при отсутствии цели нечего контролировать.

«Современное представление о внутришкольном контроле базируется на диагностическом подходе, то есть на таком подходе, при котором осуществляется выявление состояния системы или процесса в его целостном виде путем изучения частей, элементов, сторон и всей системы в целом» .

Поскольку современная общеобразовательная школа – это сложное, высокоорганизованное учреждение, то для решения поставленных задач контроль должен быть:

§ Многоцелевой – то есть, направлен на проверку различных вопросов (учебно-воспитательная, методическая, экспериментальная и инновационная деятельность, совершенствование учебно-материальной базы школы, выполнение санитарно-гигиенических требований, соблюдение техники безопасности и др.);

§ Многосторонний – означает применение различных форм и методов контроля к одному и тому же объекту (фронтальный, тематический, персональный контроль деятельности учителя и т. д.);

§ Многоступенчатый – контроль одного и того же объекта различными уровнями органов управления (работу учителя в ходе образовательного процесса контролируют директор, заместители директора, председатели методических объединений, представители Управления образования округа и т. д.).

Сущность и назначение внутришкольного контроля состоят в следующем:

§ оказание методической помощи педагогам в целях совершенствования и развития профессионального мастерства;

§ взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на повышение эффективности педагогического процесса;

§ система взаимоотношений, целей, принципов, мер, средств и форм в их взаимосвязи;

§ вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития системы учебно-воспитательной работы на диагностической основе общегосударственным требованиям.

Структура внутришкольного контроля образовательным процессом в школе состоит из следующих элементов:

1) Общие требования к организации контроля в современном образовательном учреждении:

§ плановость – перспективное, текущее и оперативное планирование контроля;

§ многосторонность – создание системы проведения контроля, обеспечивающей его регулярность, оптимальность, всесторонность;

§ дифференцированность – учет индивидуальных особенностей педагогов в процессе осуществления контроля;

§ интенсивность – контрольная деятельность должна планироваться по учебным периодам и учебным неделям с одинаковой степенью регулярности ее проведения с целью предупреждения перегрузки руководителей и сотрудников образовательного учреждения;

§ организованность – процедура проведения контроля должна быть четко определена, доведена до сведения проверяемых и должна быть строго соблюдена в соответствии с соблюдением требований законодательства;

§ объективность – проверка деятельности педагогов на основе государственных стандартов, образовательных программ, а также программ контроля с указанием разработанных показателей и критериев, должна учитывать особенности условий, в которых трудится проверяемый, а также особенности его личности;

§ результативность – наличие позитивных изменений в деятельности педагога, устранение выявленных в ходе контроля недостатков;

§ компетентность проверяющего – знание им предмета и методики контроля, умение увидеть в ходе контроля достоинства и недостатки в работе, прогнозировать развитие результатов контроля, проанализировать с проверяемым результаты контроля таким образом, чтобы вызвать у него стремление к улучшению деятельности и скорейшему устранению недостатков.

2) Принципы эффективности внутришкольного контроля:

§ принцип стратегической направленности контроля;

§ принцип соответствия делу (адекватность методов контроля его объекту и ситуации);

§ принцип контроля по критическим точкам;

§ принцип существенных отклонений;

§ принцип действия (ориентация контроля на конструктивное изменение ситуации);

§ принцип своевременности, простоты и экономичности контроля.

3) Цели контроля:

§ компетентная проверка выполнения решений руководящих органов в области образования и нормативных документов;

§ сбор и обработка информации о состоянии учебно-воспитательного процесса;

§ обеспечение обратной связи в реализации всех управленческих решений;

§ умелое, корректное и оперативное исправление недочетов в деятельности исполнителей;

§ совершенствование управленческой деятельности руководителей образовательного учреждения на основе развития их аналитических умений и навыков;

§ выявление и обобщение передового педагогического опыта.

4) Задачи контроля:

§ создать благоприятные условия развития образовательного учреждения;

§ обеспечить взаимодействие управляющей и управляемой систем;

§ создать информационный банк данных о работе каждого педагога, состояния учебно-воспитательного процесса, уровня воспитанности, развития учащихся;

§ побуждать к устранению существующих недостатков и использованию новых возможностей;

§ мотивировать педагогов на улучшение результатов труда.

5) Функции внутришкольного контроля:

§ осуществление обратной связи , так как без объективной и полной информации, которая непрерывно поступает к руководителю и показывает, как происходит выполнение поставленных задач, руководитель не может управлять, принимать обоснованные решения;

§ диагностическая , под которой понимается аналитический срез и оценка состояния изучаемого объекта на основе сравнения этого состояния с заранее избранными параметрами повышения качества и эффективности контроля;

§ стимулирующая, которая предполагает превращение контроля в инструмент развития творческих начал в деятельности учителя.

6) Основные компоненты контроля:

§ первым компонентом контроля являются люди, выступающие в качестве его объектов и субъектов;

§ условия, определяющие объем, широту и направленность контроля (к условиям, влияющим на процесс контроля, следует отнести ресурсы материальные, временные, кадровые);

§ определение целей контроля, критериев, показателей и норм оценки контролируемых параметров;

§ выбор методов контроля на основе заявленных принципов;

§ выявление и констатация информации о существующем положении дел;

§ оценка полученных результатов;

§ сопоставление полученных результатов контроля с нормами;

§ анализ и оценка такого положения, и разработка и осуществление коррекции для приведения контролируемого объекта в запланированное состояние.

7) Организация внутришкольного контроля.

В практике организации контроля необходимо решить ряд вопросов: определить участников контроля, провести для них инструктаж, наметить программу контроля, изучить предварительно необходимую документацию, связанную с объектов проверки, распределить рабочее время, оптимально использовать наблюдения за выделенными в плане объектами контроля, спланировать соединение внутришкольного контроля и методической работы.

Любая форма контроля осуществляется в следующей последовательности:

§ обоснование проверки;

§ формулировка цели;

§ разработка алгоритма, структурной схемы предстоящей проверки;

§ сбор и обработка информации о состоянии проверяемого объекта по разработанной схеме;

§ оформление основных выводов по результатам проверки:

o раскрываются основные причины успехов (неудач);

o принимаются управленческие решения: перестановка кадров, обобщение опыта и другие;

o определяются сроки следующего контроля;

§ обсуждение итогов проверки на соответствующем уровне (педсовете, заседании методического объединения, предметной кафедре и т. д.)

Говоря о контроле, необходимо различать виды, формы и методы контроля.

8) Виды контроля.

Вид контроля – это совокупность форм контроля, проводимая с определенной целью. Особенности видов контроля определяются спецификой их объектов и стоящих задач, а также средствами, используемыми для контроля.

§ по масштабу целей: стратегический, тактический, оперативный;

§ по этапам процесса: начальный или отборочный, учебный или промежуточный, итоговый или заключительный;

§ по временной направленности: предупредительный или опережающий, текущий, заключительный;

§ по частоте проведения: разовый, периодический (входной, промежуточный, текущий, предварительный, итоговый), систематический;

§ по широте контролируемой области: выборочный, локальный, сплошной;

§ по организационным формам: индивидуальный, групповой, коллективный;

§ по объекту: персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий, фронтальный, комплексно-обобщающий.

Выделяются два основных вида контроля: тематический и фронтальный.

Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на младшей или старшей ступени школьного обучения; в системе нравственного или эстетического воспитания школьников. Следовательно, содержание тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, изучаемые глубоко и целенаправленно. Содержание тематического контроля составляют вводимые в школе инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта.

Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. Вследствие трудоемкости, большого количества проверяющих этот вид контроля целесообразно использовать не более двух-трех раз в учебном году. При фронтальном контроле деятельности отдельного учителя изучаются все направления его работы – учебное, воспитательное, общественно-педагогическое, управленческое. При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспекты работы данного образовательного учреждения: всеобуч, организация образовательного процесса, работа с родителями, финансово-хозяйственная деятельность.

9) Основные формы контроля, используемые в школе.

Форма контроля – это способ организации контроля.

§ самоконтроль (инициатор и организатор – педагог относительно собственной деятельности);

§ взаимоконтроль (взаимообучение равных);

§ административный контроль (стихийный и плановый): инициатором и организатором выступает администрация школы;

§ коллективный контроль;

§ внешний контроль.

С учетом того, что контроль осуществляется за деятельностью отдельного учителя, группы учителей, всего педагогического коллектива или какой-либо административной службы, выделяются несколько форм контроля: персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий, комплексно-обобщающий. Использование разнообразных форм контроля позволяет охватить значительно большее число преподавателей и педагогических коллективов, различные направления работы школы, рационально использовать фактор времени, избежать возможных перегрузок руководителей школы и учителей.

Персональный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, классного руководителя, воспитателя. Он может быть тематическим и фронтальным. Работа коллектива педагогов складывается из работы его отдельных членов, поэтому персональный контроль необходим. В деятельности учителя персональный контроль важен как средство самоуправления педагога, стимулирующего фактора в его профессиональном становлении.

Классно-обобщающая форма контроля применима при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения, развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся, динамика успеваемости учащихся по годам или в течение одного года, состояние дисциплины и культуры поведения.

Предметно-обобщающая форма контроля используется в тех случаях, когда изучаются состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в параллели классов, или в целом в школе. Для проведения такого контроля привлекается как администрация, так и представители методических объединений школы.

Тематически-обобщающая форма контроля имеет своей главной целью изучение работы разных учителей и разных классов, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса.

Комплексно-обобщающая форма контроля нужна при осуществлении контроля за организацией изучения нескольких учебных предметов рядом учителей в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле.

В названии форм контроля повторяется термин «обобщающий». Это подчеркивает назначение контроля как функции управления педагогическим процессом, обеспечивающей его достоверной, объективной, обобщающей информацией. Именно такая информация необходима на этапе педагогического анализа, целеполагания, принятия решений и организации их выполнения.

Все перечисленные формы контроля находят свое практическое применение через методы контроля.

10) Методы контроля.

Метод контроля – это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели. Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности являются:

§ наблюдение (посещение уроков, внеклассных мероприятий);

§ анализ (разбор с выявлением причин, определение направлений развития);

§ беседа (произвольная беседа и целенаправленное собеседование по специально подготовленной программе);

§ изучение документации (работа с классными журналами, дневниками учащихся, планами урока, личными делами, журналами по технике безопасности);

§ анкетирование (способ исследования путем опроса);

§ хронометраж (измерение затрат рабочего времени на выполнение повторяющихся операций);

§ устная или письменная проверка знаний, умений, навыков учащихся (испытание для выявления уровня обученности и другие методы).

Методы взаимно дополняют друг друга, для объективного знания реального положения дел. По возможности необходимо использовать различные методы контроля.

При проведении контроля возможно использование метода изучения школьной документации, в которой отражается количественная и качественная характеристика учебно-воспитательного процесса. К учебно-педагогической документации школы относятся:

§ алфавитная книга записи учащихся;

§ личные дела учащихся;

§ журналы: ? классные;

· факультативных занятий;

· групп продленного дня;

· дополнительного образования;

§ книги: ? учета выдачи аттестатов об образовании;

· учета выдачи золотых и серебряных медалей;

· протоколов заседаний педагогического совета;

· приказов по школе;

· учета педагогических работников;

· журнал учета пропусков и замещения уроков.

Факт изобилия школьной документации говорит о многообразии и богатстве информации, получаемой в процессе ее использования. Школьная документация содержит информацию за несколько лет, при необходимости можно обратиться в архив, что позволяет вести сравнительный анализ, особенно ценный для прогностической деятельности.

В школьной практике наиболее часто применяется устный и письменный контроль. При всей доступности этих методов контроля ограничиться только их использованием нельзя, поэтому применяется группа социологических методов сбора информации.

Применение во внутришкольном контроле социологических методов – анкетирования, опроса, интервьюирования, беседы, метода экспериментальных оценок – позволяет проверяющему быстро получить интересующую его информацию.

Метод хронометрирования используется при изучении режима работы школы, рационального использования времени урока и внеклассных занятий, для выявления причин перегрузки учащихся и учителей, определения объема домашних заданий, скорости чтения.

Изучение передового педагогического опыта, методы диагностирования дополняют внутришкольную информацию об особенностях определенных учителей, их педагогических системах, способах проявления педагогического творчества.

Таким образом, выбор форм и методов внутришкольного контроля определяется его целями, задачами, особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени. Использование разнообразных форм и методов возможно при условии четкого, обоснованного планирования направлений и этапов осуществления контроля и включения в его проведение представителей администрации, учителей.

Исходя из выше сказанного, структуру процессов контроля (рисунок 8, рисунок 9, рисунок 10) можно представить следующим образом :

Рисунок 8 ? Классификация контроля по видам.


Рисунок 9 ? Классификация контроля по методам.

Рисунок 10 ? Классификация контроля по периодам).

Все виды контроля завершаются разработкой предложений по устранению выявленных недостатков. Эти предложения должны быть направлены на улучшение образовательной деятельности, и соответствовать реальным возможностям образовательного учреждения.

11) Итоги контроля могут быть подведены:

§ на совещании при директоре или его заместителях;

§ на заседании методического объединения учителей;

§ на педагогическом совете.

Способы подведения итогов : справка, справка-отчет, собеседование, накопление методического материала и т. д. По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач с учетом реального положения дел:

§ проводятся заседания педагогического или методического советов;

§ сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел школы;

§ результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы.

12) Объектами внутришкольного контроля являются следующие виды образовательной деятельности (рисунок 11) :

§ учебный, воспитательный процесс;

§ методическая работа, экспериментальная и инновационная деятельность;

§ психологическое состояние учащихся и учителей;

§ обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями (соблюдение требований охраны труда, санитарно-гигиенического состояния, обеспеченность учебной и методической литературой, учебно-техническим оборудованием).

Рисунок 11 ? Объекты внутришкольного контроля.

При составлении плана внутришкольного контроля учитываются следующие элементы: учебно-воспитательной работы :

§ выполнение всеобуча;

§ состояние преподавания учебных предметов;

§ качество знаний, умений, навыков учащихся;

§ исполнение решений педсоветов, совещаний и т. д.;

§ качество ведения школьной документации;

§ выполнение программ и предусмотренного минимума;

§ подготовка и проведение экзаменов.

методической работы:

§ повышение квалификации учителей и администрации;

§ работа методических объединений;

§ работа с молодыми специалистами;

§ работа с учителями, пришедшими из других образовательных учреждений.

13) Технологии внутришкольного контроля.

§ педагог заполняет «Личностный паспорт»;

§ согласовывает свой план с руководителей методического объединения;

§ руководитель методического объединения систематизирует личностные планы педагогов и составляет технологическую карту контроля своего методического объединения;

§ завуч совместно с руководителем методического объединения анализируют и составляют план контроля на уровне методического объединения;

§ администрация анализирует план методического объединения, определяет план инспектирования, административного и индивидуального контроля, знакомит с ним педагогов;

§ директор утверждает сводный план внутришкольного контроля.

Успешной реализации внутришкольного контроля в школе способствует создание стимулов к активной творческой деятельности путем совместного поиска оптимальных вариантов организации образовательного процесса и предоставление учителю возможности апробировать их на практике, а также распространение передового опыта и творческих находок, изюминок учителей.

Таким образом, функция контроля связана с принятием решений о том, что, когда и как контролировать, какие виды и формы контроля использовать, как анализировать полученную информацию, а также решения по осуществлению корректирующих действий. Поэтому необходимо выяснить какое влияние оказывает внутришкольный контроль на процесс управления образовательным учреждением.

Исходные данные для планирования внутришкольного контроля

В управлении образовательной деятельностью планирование занимает основное место. Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления детального комплекса работ, определении наиболее эффективных форм и методов контроля. Основная цель планирования - интеграция всех участников контроля для выполнения комплекса работ, обеспечивающих конечный результат - уровень обученности учащихся.

Планирование осуществляется на всех уровнях управления ОУ. Планирование может быть долгосрочным (перспективным - на 3 - 5 лет), текущим (годовое, полугодовое) и оперативным (почетвертное, ежемесячное, еженедельное, ежедневное). Планы могут детализоваться по функциям управления. Функциональный план разрабатывается для ОУ в целом или на комплекс мероприятий, выполняемый одним должностным лицом. Рассмотрим план внутришкольного контроля для заместителя директора ОУ по учебно-воспитательной работе.

Исходными данными для планирования мероприятий ВШК являются:

  • календарный период планирования;
  • количество классов ОУ;
  • количество учащихся в каждом классе;
  • требуемые сроки начала проведения мероприятий по параллелям;
  • продолжительность выполнения мероприятий;
  • допустимый диапазон отклонения сроков фактического начала мероприятий от требуемого;
  • запрещенные периоды проведения мероприятий;
  • периодичность проведения мероприятий;
  • допустимый перерыв между мероприятиями для предотвращения перегрузки.

Основными ограничениями в ходе планирования мероприятий являются:

  • фактические сроки начала мероприятий относительно требуемых не должны превышать допуска, установленного в нормативной документации;
  • нецелесообразность проведения мероприятий в определенные временные интервалы календарного периода планирования;
  • обеспечение в ОУ необходимого перерыва между мероприятиями для предотвращения перегрузки;
  • выполнение всего объема работ на календарном периоде планирования
  • ограничения по срокам начала всех или отдельных работ.

Указанные ограничения имеют различную схему действий:

  • для всего ОУ;
  • для параллели классов;
  • для класса.

ЗУВР совместно с другими заместителями директора осуществляет в масштабе ОУ централизованное планирование сроков проведения общешкольных мероприятий (экзамены, методические и предметные недели и другие общешкольные мероприятия). Необходимость централизованного планирования данных видов работ вызвана следующими причинами:

  • необходимость координации деятельности высших уровней управления по обеспечению проведения данных видов работ финансовыми, материальными и людскими ресурсами;
  • выполнения нормативно установленных заданий по обеспечению требуемого уровня обученности.

Образец плана внутришкольного контроля на текущий учебный год
У С Л О В Н Ы Е О Б О З Н А Ч Е Н И Я:

Вид контроля:

Должностные лица:

Т - тематический

Д - директор

Ф - фронтальный

З 1 - завуч среднего и старшего звена

Метод контроля:

ЗВР - зам. по воспитательной работе

Н - наблюдение

ЗХЧ - зам. по хозяйственной части

Б - беседа

ЗП - зам. по питанию

А - анализ

ПАК - председатель аттестационной комиссии

Х - хронометраж

ПМО - председатель методического объединения

ППЗ - письменная проверка знаний

КлР - классный руководитель

Тс - тест

учк - учебный комитет

КСД - контрольный словарный диктант

СП - соц. педагог

КД - контрольный диктант

БК - библиотекарь

И-С - изложение с элементами сочинения

В - врач

УПЗ - устная проверка знаний

П - психолог

Форма контроля:

МС - медицинская сестра

О - обобщающий

Итоги (где слушается):

ПО - предметно-обобщающий

СД - совещание при директоре

ТО - тематически-обобщающий

СЗ 1 - совещание при завуче среднего и старшего звена

КлО - классно-обобщающий

СПАК - совещание при председателе аттестационной комиссии

П - персональный

СМО - совещание методического объединения

Пр - предварительный

КрС - круглый стол

Пм - промежуточный

С - семинар

И - итоговый

Кф - конференция

Вх - входной

Пс - педагогический совет


Цель:

  • дальнейшее совершенствование учебно - воспитательного процесса, учитывая индивидуальные особенности учащихся, их интересы, образовательные возможности, состояние здоровья;
  • выявлять и реализовывать образовательный потенциал учащихся;
  • отслеживать динамику развития учащихся, создавая при этом эмоциональный комфорт и условия для самовыражения, самопознания и саморазвития каждого ученика.

Задачи:

  • отработать наиболее эффективные технологии преподавания предметов, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к творческой деятельности учащихся;
  • разработать форму учета достижений учащихся по предметам, позволяющую проследить личные успехи и неудачи в усвоении учебного материала в соответствии с динамикой развития учащихся;
  • разработать систему диагностики:
  • отслеживающую динамику развития учащихся;
  • изучающую состояние межличностных отношений учителя и учащегося, учащегося и учащегося;
  • фиксирующую уровень образованности на каждом этапе школьного обучения;
  • совершенствовать систему внеучебной деятельности посредством разработки совокупности программ:
  • досуговая деятельность;
  • традиции школы;
  • внеучебная деятельность по предмету;
  • обеспечить психологическую защищенность учащихся в образовательном процессе;
  • эффективно реализовывать профессионально-деятельностный потенциал педагогического коллектива и администрации в процессе их деятельности;
  • создать систему поощрения наиболее значимых педагогических результатов.

Эти задачи являются основными направлениями внутришкольного контроля на предстоящие пять лет.
Для реализации поставленных задач в школе принята следующая структурно-функциональная модель внутришкольного контроля

ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

Цель:

  • установить соответствие функционирования и развития педагогического процесса в школе требованиям государственного стандарта образования с выходом на причинно-следственные связи, позволяющие сформулировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию школы.

Задачи:

  • диагностирование состояния учебно-воспитательного процесса, выявление отклонений от запрограммированного результата (стандарта образования) в работе коллектива и отдельных его членов, создание обстановки заинтересованности, доверия и совместного творчества: учитель - ученик, руководитель - учитель;
  • формирование у учащихся ответственного отношения к овладению знаниями, умениями, навыками;
  • обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности учителя через сеть кружков, факультативов, индивидуальных занятий и дополнительного образования;
  • повышение ответственности учителей-предметников, внедрение новых, передовых, интенсивных методов и приемов работы в практику преподавания учебных предметов;
  • совершенствование системы контроля за состоянием и ведением школьной документации.

Внутришкольный контроль

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Положение о внутришкольном контроле

Вариант

I. Общие положения

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об образовательном учреждении», Уставом средней школы №__, программой развития школы и регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля администрацией.

1.2.Внутришкольный контроль - главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности образовательного учреждения. Под внутришкольным контролем понимается проведение членами администрации школы наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства, и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками школы законодательных и иных нормативно-правовых актов РФ, субъекта РФ, муниципалитета, школы в области образования.

Процедуре внутришкольного контроля предшествует инструктирование должностных лиц по вопросам его проведения.

1.3. Положение о внутришкольном контроле утверждается педагогическим советом, имеющим право вносить в него изменения и дополнения.

1.4. Целями внутришкольного контроля являются:

Совершенствование деятельности образовательного учреждения;

Повышение мастерства учителей;

Улучшения качества образования в школе.

1.5. Задачи внутришкольного контроля:

Осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования;

Выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению;

Анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;

Анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;

Изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;

Анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе;

Оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.

1.6. Функции внутришкольного контроля:

Информационно-аналитическая;

Контрольно-диагностическая;

Коррективно-регулятивная.

1.7. Директор школы и (или) по его поручению заместители директора или эксперты вправе осуществлять внутришкольный контроль результатов деятельности работников по вопросам:

Соблюдения законодательства РФ в области образования;

Осуществления государственной политики в области образования;

Использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами;

Использования методического обеспечения в образовательном процессе;

Реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдения утвержденных учебных графиков;

Соблюдения устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов школы;

Соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля успеваемости;

Своевременности предоставления отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

Работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников школы;

Другим вопросам в рамках компетенции директора школы.

1.8. При оценке учителя в ходе внутришкольного контроля учитывается:

Выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);

Уровень знаний, умений, навыков и развитие учащихся;

Степень самостоятельности учащихся;

Владение учащимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями;

Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения;

Совместная деятельность учителя и ученика;

Наличие положительного эмоционального микроклимата;

Умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций и другого материала, направленного на усвоение учащимися системы знаний);

Способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному контролю за результатами педагогической деятельности;

Умение корректировать свою деятельность;

Умение обобщать свой опыт;

Умение составлять и реализовывать план своего развития.

1.9. Методы контроля над деятельностью учителя:

Анкетирование;

Тестирование;

Социальный опрос;

Мониторинг;

Наблюдение;

Изучение документации;

Анализ самоанализа уроков;

Беседа о деятельности учащихся;

Результаты учебной деятельности учащихся.

1.10. Методы контроля над результатами учебной деятельности:

Наблюдение;

Устный опрос;

Письменный опрос;

Письменная проверка знаний (контрольная работа);

Комбинированная проверка;

Беседа, анкетирование, тестирование;

Проверка документации.

1.11. Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга, проведения административных работ.

Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Он доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года.

Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся, организация питания, выполнение режимных моментов, исполнительная дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.).

Внутришкольный контроль в виде административной работы осуществляется директором школы или его заместителями по учебно-воспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

1.12. Виды внутришкольного контроля:

Предварительный – контроль организации УВП на начало учебного года;

Текущий - непосредственное наблюдение за учебно-воспитательным процессом;

Итоговый - изучение результатов работы школы, педагогов за четверть, полугодие, учебный год.

Оперативный – изучение неожиданно возникших проблем в образовательном процессе

1.13. Формы внутришкольного контроля:

Персональный;

Тематический;

Классно-обобщающий;

Комплексный.

1.14. Правила внутришкольного контроля:

Внутришкольный контроль осуществляет директор школы или по его поручению заместители по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений, другие специалисты;

В качестве экспертов к участию во внутришкольном контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты;

План-задание определяет вопросы конкретной проверки и должно обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов внутришкольного контроля для подготовки итогового документа по отдельным разделам деятельности школы или должностного лица;

Продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 10 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий;

Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету внутришкольного контроля;

При обнаружении в ходе внутришкольного контроля нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, о них сообщается директору школы;

Экспертные опросы и анкетирование обучающихся проводятся только в необходимых случаях по согласованию с психологической и методической службой школы;

При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки учителей школы без предварительного предупреждения;

При проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков;

В экстренных случаях педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков (экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушения прав ребенка, законодательства об образовании).

1.15. Основания для внутришкольного контроля:

Заявление педагогического работника на аттестацию;

Плановый контроль;

Проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;

Обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.

1.16. Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде аналитической справки, справки о результатах внутришкольного контроля, доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или иной формы, установленной в школе. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. Информация о результатах доводится до работников школы в течение семи дней с момента завершения проверки.

Педагогические работники после ознакомления с результатами внутришкольного контроля должны поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую то, что они поставлены в известность о результатах внутришкольного контроля.

При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам и обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образования.

По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел:

а) проводятся заседания педагогического или методического советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом;

б) сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел школы;

в) результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы.

1.17. Директор школы по результатам внутришкольного контроля принимает следующие решения:

Об издании соответствующего приказа;

Об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля коллегиальным органом;

О проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов (экспертов);

О привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;

О поощрении работников;

Иные решения в пределах своей компетенции.

1.18. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, их родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки.

II. Персональный контроль

2.1. Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя.

2.2. В ходе персонального контроля руководитель изучает:

Уровень знаний учителя в области современных достижений психологической и педагогической науки, профессиональное мастерство учителя;

Уровень овладения учителем технологиями развивающего обучения, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения;

Результаты работы учителя и пути их достижения;

Способы повышения профессиональной квалификации учителя.

2.3. При осуществлении персонального контроля руководитель имеет право:

Знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими программами (тематическим планированием, которое составляется учителем на учебный год, рассматривается и утверждается на заседании методического объединения и может корректироваться в процессе работы), поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами учителя;

Изучать практическую деятельность педагогических работников школы через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, факультативов, секций;

Проводить экспертизу педагогической деятельности;

Проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации;

Организовывать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей;

Делать выводы и принимать управленческие решения.

2.4. Проверяемый педагогический работник имеет право:

Знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;

Знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;

Своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;

Обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля.

2.5. По результатам персонального контроля деятельности учителя оформляется справка.

III. Тематический контроль

3.1. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности школы.

3.2. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки учащихся, уровня сформированности общеучебных умений и навыков, активизации познавательной деятельности обучающихся и другие вопросы.

3.3. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение в существующую практику технологии развивающего обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда.

3.4. Темы контроля определяются в соответствии с Программой развития школы, проблемно-ориентированным анализом работы школы по итогам учебного года, основными тенденциями развития образования в городе, регионе, стране.

3.5. Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами, сроками, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы школы.

3.6. В ходе тематического контроля:

Проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);

Осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного руководителя, руководителей кружков и секций, учащихся; посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, секций; анализ школьной и классной документации.

3.7. Результаты тематического контроля оформляются в виде справки.

3.8. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на заседаниях педсоветов, совещаниях при директоре или заместителях, заседаниях методических объединений.

3.9. По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития учащихся.

3.10. Результаты тематического контроля нескольких педагогов могут быть оформлены одним документом.

IV. Классно-обобщающий контроль

4.1. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или параллели.

4.2. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели.

4.3. В ходе классно-обобщающего контроля руководитель изучает весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе или классах:

Деятельность всех учителей;

Включение учащихся в познавательную деятельность;

Привитие интереса к знаниям;

Сотрудничество учителя и учащихся;

Социально-психологический климат в классном коллективе.

4.4. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам проблемно-ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти.

4.5. Продолжительность классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения состояния дел в соответствии с выявленными проблемами.

4.6. Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами классно-обобщающего контроля в соответствии с планом работы школы.

4.7. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся мини-педсоветы, совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания.

V. Комплексный контроль

5.1. Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии образовательного процесса в школе в целом или по конкретной проблеме.

5.2. Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из членов администрации образовательного учреждения, руководителей методических объединений, эффективно работающих учителей школы под руководством одного из членов администрации.

5.3. Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план проверки, распределить обязанности между собой.

5.4. Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения итогов комплексной проверки.

5.5. Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения комплексной проверки в соответствии с планом работы школы, но не менее чем за месяц до ее начала.

5.6. По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании которой директором школы издается приказ (контроль за исполнение которого возлагается на одного из членов администрации) и проводится заседание педагогического совета, совещание при директоре или его заместителях.

5.7. При получении положительных результатов данный приказ снимается с контроля.

Положение о текущем контроле

Вариант

1. Общие положения

1.1. Текущий контроль успеваемости - основной источник информации о достоверных результатах деятельности обучающихся.

1.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся МОУ СОШ №__ осуществляется администрацией, учителями-предметниками, классными руководителями с целью определения фактически достигнутых знаний, умений и навыков.

2. Задачи текущего контроля

2.1. Получение объективной информации о состоянии успеваемости обучающихся.

2.2. Анализ достижений в обучении и воспитании для выстраивания индивидуального маршрута обучающегося.

3. Правила текущего контроля

3.1. Оценки по результатам текущего контроля выставляются в журнал. Для информирования родителей (законных представителей) об итогах текущего контроля могут применяться дневник, ведомости оценок и иные формы, принятые Педагогическим советом.

3.2. Оценки текущего контроля со второго года обучения должны быть приведены к пятибалльной системе, где баллы 1,2 выставляются в случае не освоения обучающимся учебной программы, баллы 3,4,5 выставляются в случае освоения обучающимся учебной программы и по мере возрастания свидетельствуют о качестве освоения учебной программы.

3.3. Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение или продолжают обучение в форме семейного образования. Обучающиеся на указанных ступенях образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию обучающимся академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).

Перевод обучающегося в любом случае производится по решению Педагогического совета МОУ СОШ №__.

3.4.. Обучающиеся, не освоившие общеобразовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

3.5. Лицам, не завершившим основное общее образование, МОУ СОШ №__ выдаются справки установленного образца.

Вариант

ПОЛОЖЕНИЕ

о ведении классного журнала в I – XI классах

  1. Общие положения
  1. Классный журнал является государственным документом, и ведение его обязательно для каждого учителя.
  2. Директор МОУ и его заместитель по учебно – воспитательной работе обязаны обеспечить хранение классных журналов и систематически осуществлять контроль за правильностью их ведения.
  3. Классный журнал рассчитан на один учебный год. Журналы параллельных классов нумеруются литерами, например, 5а класс, 5б класс и т.д.
  4. Заместитель директора по учебно – воспитательной работе дает указания учителям о распределении страниц журнала, отведенных на текущий учет успеваемости и посещаемости учащихся на год в соответствии с количеством часов, выделенных в учебном плане на каждый предмет.
  5. Учитель обязан систематически проверять и оценивать знания обучающихся, а также отмечать посещаемость школьников. На правой стороне развернутой страницы журнала учитель обязан записывать тему, изученную на уроке, и задание на дом.
  6. По письменным работам оценки проставляются в графе того дня, когда проводилась письменная работа.
  7. По проведенным практическим и лабораторным работам, экскурсиям, контрольным письменным работам следует указывать точно их тему и количество затраченных часов.
  8. В графе «Домашнее задание» записываются содержание задания, страницы, номера задач и упражнений.
  9. Итоговые оценки за каждую учебную четверть выставляются учителем после записи последнего урока по данному предмету в четверти. Оценки заполняются классным руководителем в сводную ведомость учета успеваемости обучающихся.
  10. Учитывая, что класс на занятиях по иностранному языку, трудовому обучению делится на две группы, в классном журнале эта особенность учтена на стр.___ (сверху: английский язык, трудовое обучение, технология, физическая культура (10-11кл) /девочки/; снизу: немецкий язык, трудовое обучение, технология, физическая культура (10-11кл) /мальчики/).
  11. Классный руководитель аккуратно записывает в классном журнале фамилии и имена учащихся в алфавитном порядке, заполняет «Общие сведения об учащихся», отмечает количество уроков, пропущенных учащимися, и подводит итоги о количестве дней и уроков, пропущенным каждым учащимся за четверть и учебный год.
  12. Сведения об учащихся в кружках и факультативных занятиях, общественной работе заполняются классным руководителем.
  13. «Замечания по ведению классного журнала» заполняются заместителем директора по учебно – воспитательной работе и/или директором МОУ.
  14. «Листок здоровья» заполняется медицинским работником.
  15. Все записи в классном журнале должны вестись четко и аккуратно.
  1. Цель и содержание проверок журнала

месяц

цель проверки классного журнала

СЕНТЯБРЬ

Соблюдение единых требований к заполнению журнала классным руководителем

ОКТЯБРЬ

Устранение замечаний, накопляемость оценок, наличие и отметки за вводный контроль, уровень ведения документации учителями – предметниками, посещаемость уроков (отметка на предметных страницах и в сводной ведомости)

НОЯБРЬ

Устранение замечаний, объективность выставления оценок за четверть, инструктаж по ПДД, на каникулы

ДЕКАБРЬ

Устранение замечаний, работа с неуспевающими, уровень выставления оценок за контрольные работы, накопляемость оценок, посещаемость уроков (отметка на предметных страницах и в сводной ведомости)

ЯНВАРЬ

Устранение замечаний, объективность выставления оценок за 1 полугодие, выполнение программы контроля по предметам и НРК, выполнение практической части по предметам, инструктаж на каникулы, ПДД

ФЕВРАЛЬ

Устранение замечаний, уровень ведения документации классными руководителями и учителями – предметниками, накопляемость оценок, работа со слабоуспевающими

МАРТ

Устранение замечаний, организация повторения, работа учителей-предметников по повышению качества, инструктаж по ПДД, на каникулы

АПРЕЛЬ

Устранение замечаний, накопляемость выставления оценок, работа со слабоуспевающими

МАЙ

Устранение замечаний, объективность выставления оценок, выполнение программы по учебным предметам, программы контроля, практической части, НРК, программы по ПДД

ИЮНЬ

Устранение замечаний, выполнение единых требований к ведению журналов, отметка о переводе, окончании основной, средней школы

Примерные требования по ведению классных журналов

Классный журнал является документом строгой отчетности. Его ведение обязательно для каждого учителя. Все записи в классном журнале должны вестись четко, аккуратно, ______ пастой. Стирать записи в журнале категорически запрещается.

1. Требования по заполнению и ведению журнала:

1.1 оценки за письменные виды работ (самостоятельные работы, контрольные работы, практические и лабораторные работы) выставляются всем учащимся за то число, когда проходила работа;

1.2 наличие система работы учителей по поэтапной отработке пробелов в знаниях учащихся после проведения письменных работ (проведение работы над ошибками, анализа проведенной работы и т.д.);

1.3 наличие устного опроса учащихся (отсутствие опроса ведет к малой накопляемости отметок, при этом четвертная отметка часто выставляется на основании только одной отметки, что недопустимо);

1.4 в журналах фиксируется повторение учебного материала (в начале учебного года, сопутствующее повторение, повторение в 4 четверти при подготовке к промежуточной и итоговой аттестации);

1.5 в журнале всегда и по всем предметам отмечается домашнее задание, а также видовое распределение домашнего задания;

1.6 недопустимо большое количество выставленных неудовлетворительных отметок за урок;

1.7 учитель отмечает в журналах виды работ (на странице записи тем уроков), за которые выставлены отметки всему классу;

1.8 учителя фиксируют в журналах тип проведенных письменных работ;

1.9 учителем-предметником на каждом уроке отмечаются отсутствующие учащиеся;

1.10 недопустимо наличие в журнале точек и оценок, выставленных карандашом;

1.11 полугодовые и годовые отметки должны быть выставлены объективно: главным критерием выставления этих отметок являются отметки за письменные работы (сочинение, контрольные работы по математике, физике и др.).

1.12 отметки не должны исправляться.

2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

121 отвечает за сохранность классных журналов;

2.2 осуществляет систематический контроль ведения классных журналов (один раз в четверть);

2.3 записывает на последней, специально отведенной для этого странице замечания и предложения по ведению журнала, где указывает сроки устранения данных замечаний и результаты повторной проверки;

2.4 дает указания учителям о распределении страниц журнала, отведенных на текущий учет посещаемости уроков и успеваемости учащихся в соответствии с количеством часов, выделенных в учебном плане на каждый предмет;

2.5 уделяет особое внимание ведению «медальных» журналов;

2.6 контролирует заполнение листа движения, где фиксируется количество учащихся в классе на 5 сентября. Эти сведения подтверждаются подписями классного руководителя и зам по УВР, отвечающего за ОШ №1.

3. Классный руководитель

3.1. несет ответственность за состояние журнала своего класса, следит за систематичностью и правильностью ведения журнала учителями-предметниками, работающими в классе, анализирует успеваемость учащихся, объективность выставления четвертных, полугодовых и итоговых оценок;

3.2.заполняет страницы:

а) листок здоровья (только список, данные по каждому ученику - заполняет медицинский работник);

б) факультативных занятий;

в) ежедневных пропусков уроков учащихся;

3.3. аккуратно записывает в журнале фамилии и имена учащихся в алфавитном порядке, заполняет «Общие сведения об учащихся»;

3.4. подводит итоги о количестве дней и уроков, пропущенных каждым учеником за четверть и учебный год;

3.5. систематически заполняет страницы классного руководителя (изучение правил дорожного движения и противопожарной безопасности, ОБЖ), а также сведения о посещении учащимися кружков, факультативов, спортивных секций и т.д.

3.6. выставляет четвертные оценки в сводную ведомость успеваемости учащихся;

3.7. записывает на предметной странице наименования предмета с маленькой буквы, согласно Учебному плану. Фамилия, имя, отчество преподавателя, классного руководителя пишется полностью;

3.8. своевременно заполняет списки на предметных страницах в соответствии с формой отчетности ОШ-1;

3.9. ежедневно сверяет и выставляет в сводную ведомость количество пропущенных уроков;

3.10. отмечает на предметной странице по физической культуре учащихся с подготовительной группой.

4 . Учитель-предметник :

4.1. систематически проверять и оценивать знания учащихся;

4.2. на левой стороне предметного разворота проставлять дату проведения урока в соответствии с расписанием учебных занятий, на каждом уроке отмечать пропуски учащихся. На правой стороне развернутой страницы журнала записывать дату, тему урока и задание на дом;

4.3.выставлять по письменным и творческим работам оценки в графе того дня, когда проводилась данная работа и всем учащимся, которые присутствовали на уроке;

4.4. при проведении практических и лабораторных работ, экскурсий, письменных контрольных работ указывать их тему;

4.5. своевременно, согласно нормам, выставлять оценки за проведенный контроль;

4.6. перед контрольной работой проводить урок обобщения изученного материала, после контрольной работы - урок анализа полученных результатов. Данная работа должна быть отражена в журнале;

4.7. итоговые оценки за каждую четверть или полугодие выставлять после записи даты последнего урока в четверти или полугодии (не допускается пропуск столбца или строки до или после окончания четверти);

4.8. в исключительных случаях при исправлении оценки аккуратно зачеркнуть ошибочную оценку, выставить рядом соответствующую и заверить достоверность исправления своей подписью. Если неверно выставлена оценка за четверть, то необходимо после последней строки на предметной странице со списком фамилий, прописать фамилию ученика, выставить оценку, расшифровать ее и поставить свою подпись и печать ОУ (например: за 1 четверть Иванова Ирина - отметка "3" (три) подпись педагога и печать учреждения);

4.9. при записи числа и месяца на странице " что пройдено на уроке" делается следующая запись: 02.09 или 13.04.;

4.10. порядок записи замещенных уроков.

При замещении уроков учителем, работающим в данном классе, запись замещения следует сделать на странице своего предмета.

При замещении уроков учителем, не работающим в данном классе, запись замещения следует сделать на странице замещаемого предмета.

При записи замещений обязательно указать дату, тему урока, домашнее задание, записать слово «замещение» и поставить подпись.

В случае отсутствия данной записи на момент сдачи табеля и позже оплата не производится;

4.11. государственные программы по предметам по итогам года должны быть выполнены;

12. запрещается на листе выставления отметок делать записи типа "контрольная работа", "практическая работа" и т.д., а также подсчитывать общее количество отметок;

4.13. отсутствующих учеников отмечать буквой "Н" (болезнь, пропуск и пр.);

4.14. учащиеся, освобожденные от уроков физкультуры, не отмечаются. На предметной странице по физической культуре отметить учащихся с подготовительной группой;

4.15. домашнее задание по всем предметам (в том числе по физической культуре) записывается на каждом уроке, кроме уроков проведения тематического контроля знаний;

4.16. по проведенным практическим, лабораторным, контрольным работам, экскурсиям, урокам повторения и закрепления следует указывать точно тему.

Образец:

Контрольная работа №___ (диктант)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!