Что такое Митрополит? Значение и толкование слова mitropolit, определение термина. Митрополиты Древней Руси (X–XVI века) Что означает митрополит

- греч. Μητρόπολις ) - административных центрах провинций Римской империи .

В древней Церкви

Первое известное упоминание титула Митрополит содержится в канонах I Вселенского Собора (325), окончательно определившего его место в церковной иерархии.

Под председательством митрополитов проходили Соборы епископов провинции (греч. ἐπαρχία ). Непосредственно о них гласит 34-е Апостольское правило: «епископам всякого народа подобает знать первого из них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без него» . Иоанн Зонара в разъяснениях к этому канону именует первенствующих епископов «архиереями митрополии». То есть митрополит - епископ центра той или иной провинции Римской империи (также Византийской империи).

В Русской православной церкви

Киевский митрополит, за единичными исключениями, назначался в Константинополе совместным указом императора и Константинопольского патриарха . Епископы в удельных княжествах пользовались значительной автономией от Киевского митрополита.

Согласно действующему «Положению о наградах Русской Православной Церкви» от 2017 года (§ 2.2.1): «Митрополит - это архиепископ главного города митрополии и митрополит области. Архиепископ - епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию.» При этом, митрополия тракуется согласно принятому в 2011 году «Положению о Митрополиях Русской Православной Церкви» - как область, «включающая в себя две или более епархии» .

Титул митрополита носят также некоторые архиереи епархий Русской православной церкви, расположенных за пределами Российской Федерации, в том числе главы самоуправляемых церквей и митрополичьих округов .

В Римско-католической церкви

В латинском обряде Католической церкви митрополитом называется глава церковной провинции, состоящей из епархий и архиепископий . Митрополит обязательно должен быть

Новый труд архимандрита Макария посвящен Всероссийским Митрополитам X-XVI веков. Автор исследует святительское служение всех Предстоятелей Русской Церкви с 988 по 1586 год. Этот отрезок времени можно назвать Митрополичьим периодом, который оказался самым продолжительным в истории Русской Церкви и предшествовал периоду Патриаршему. На первом этапе своей истории Русская Церковь была митрополией Церкви Греческой, а Русские Митрополиты поставлялись Константинопольскими Патриархами. Впоследствии, начиная с 1448 года, Московские Предстоятели становятся автокефальными и поставляются на Всероссийский престол уже в самой Москве. Книга снабжена обширной библиографией и публикациями рукописного наследия русских святителей — духовных грамот, окружных посланий, слов и поучений. Издание представляет интерес для историков Церкви, а также для всех неравнодушных к духовной истории нашего Отечества.

Архимандрит Макарий (Веретенников) родился в 1951 году в городе Магнитогорске. Среднее образование завершил в 1969 году в городе Караганде. В 1972 году по благословению митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа († 1975) подал прошение о поступлении в Московскую духовную семинарию. В 1974 году окончил МДС и поступил в Академию. В 1978 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за представленную работу «Всероссийский Митрополит Макарий и его церковно-просветительская деятельность». С сентября 1978 года преподавал Историю Русской Церкви в семинарии. 17 марта 1982 года наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Иеронимом († 1982) в Троицком соборе пострижен в монашество в честь преподобного Макария Египетского. С сентября 1982 года по июль 1985-го обучался на богословском факультете Университета им. Мартина Лютера в Галле (ГДР) и одновременно служил в храме Святой равноапостольной Марии Магдалины на историческом кладбище в городе Веймаре. По возвращении из Германии преподавал в МДСиА.

В 2004 году архимандрит Макарий был утвержден в звании профессора. С июня 2001 по март 2010 года был Заведующим Регентской школой при МДА. В 2013 году — почетный профессор Екатеринбургской духовной семинарии, в 2014 году присвоено ученое звание доктора церковной истории. Принимал участие в подготовке издания «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова), в качестве докладчика участвовал в различных заграничных, международных, Всероссийских и региональных конференциях. Награжден орденами Русской Православной Церкви, с 1989 года член Синодальной литургической комиссии, с началом издания «Православной энциклопедии» — член Научно-редакционного совета Православной энциклопедии, член экспертного совета по Макарьевским чтениям. Библиография автора насчитывает более 750 публикаций. В одной из своих последних публикаций автор предложил новую периодизацию Истории Русской Церкви.

ВВЕДЕНИЕ

  • Предисловие
  • Подвиг апостола Андрея
  • Предыстория Русской иерархии

ЧАСТЬ 1. МИТРОПОЛИТЫ ВСЕЯ РУСИ ПОД ОМОФОРОМ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХА

  • ГЛАВА I. НАЧАЛО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА В РУССКОЙ ЗЕМЛЕ
    • Святой Митрополит Михаил (988-992
    • Митрополит Леонтий (992-1008
    • Митрополит Иоанн I (до 1018-1035
    • Митрополит Феопемпт (1035-1047
  • ГЛАВА II. МИТРОПОЛИТЫ-БОГОСЛОВЫ
    • Святой Митрополит Иларион (1051-1054)
      • Исповедание веры Митрополита Киевского Илариона
    • Митрополит Ефрем (1055-1061)
      • Написание Митрополита Ефрема
    • Митрополит Георгий (1062-1076
      • Георгия, Митрополита Киевьского, стязанье с латиною; вин числом 70
    • Святой Митрополит Иоанн II (1076-1089)
      • Письмо Митрополита Иоанна Ф. Продрому О указание от правил обличително на ереси латынския Иоанна Митрополита Русскаго ко архиепископу Римскому о опресноцехъ
    • Митрополит Иоанн III (1090-1091)
    • Святой Митрополит Николай (1093-1104)
    • Митрополит Никифор I (1104-1121)
      • Поучение Митрополита Русскаго Никифора в Неделю сыропустную в церкви ко игуменом и ко всему иерейскому и дияконскому чинку и к мирским людем
    • Митрополит Никита (1122-1126)
      • Проложное сказание о принесении перста Иоанна Предтечи из Византии на
    • Митрополит Михаил II (1130-1145)
  • ГЛАВА III. НАРАСТАНИЕ КНЯЖЕСКИХ УСОБИЦ НА РУСИ
    • Митрополит Климент (Смолятич; 1147-1155)
    • Святой Митрополит Константин I (1156-1159)
      • Никита Акоминат (Хониат). Сокровище православной веры. Книга XXIV: Собор
    • Митрополит Феодор (1161-1163)
    • Митрополит Иоанн IV (1164-1166)
    • Митрополит Константин II (1167-1170)
      • Месяца августа въ 1 день слово Великого князя Андрея Боголюбьскаго о милости Божии
    • Митрополит Михаил III (1171-1174)
    • Митрополит Никифор II (1175/76-1202)
    • Митрополит Матфей (1209-1220)
    • Митрополит Кирилл I (1225-1233)
      • Грамота Никейского Патриарха Киевскому Митрополиту Кириллу
    • Митрополит Иосиф (1236-1240)
  • ГЛАВА IV. ПОСЛЕ БАТЫЕВА РАЗОРЕНИЯ
    • Святой Митрополит Кирилл II (уп. 1242-1281)
      • Послание князя Святослава Мизийского Митрополиту Кириллу
      • Ярлык Ордынского хана Менгу-Темира русскому духовенству. Степь
    • Святой Митрополит Максим (1283-1305)
      • Поучение святителя Максима
      • Месяца декабря в 15 день Сказание о святем и блаженнем Первопрестолнике чюдном Митрополите Максиме Владимирском и Московском и всея Росии
  • ГЛАВА V. НАЧАЛО ВОЗВЫШЕНИЯ МОСКВЫ
    • Чудотворец Митрополит Пётр (1308-1326)
      • Поучение смиреннаго Петра, Митрополита Киевского и всея Руси, игуменом, попом и диаконом
      • 1308-1326 гг. — Поучение митрополита Петра духовенству (об епитимиях и вдовых попах) и мирянам (об усердии к церкви)
      • Поучение Петра Митрополита Киевскаго и всея Руси
      • Поучение Петра Митрополита
      • Поучение Петра Митрополита, егда препре Тферьскаго владыку Андрея во Сборе
    • Святой Митрополит Феогност (1328-1353)
      • 1339 г. — Грамота Патриарха Иоанна XIV Митрополиту Феогносту об открытии мощей святителя Петра
      • Поучение Феогноста, Митрополита всея Руси
    • Чудотворец Митрополит Алексий (1354-1378)
      • Поучение Алексия Митрополита от Апостольских деяний к христолюбивым христианом
      • Поучение смиреннаго Алексия Митрополита всея Руси игуменомь и попом и дьакономь и всем правоверным крестьяном, крестоимянитым людем, пребывающим в правоверьи, всего предела Новгородьского и Городецьского: благодать вам и мир от Бога свыше
      • 1363 г. — Слово пресвещенного Алексея Митрополита
      • 1378 г. — Список з духовныя грамоты иже во святых отца нашего Алексея Митрополита Киевскаго и всеа Руси, нового чудотворца
  • ГЛАВА VI. СМУТА В МИТРОПОЛИИ
    • Архимандрит Михаил († 1379) — кандидат на Русскую митрополию. Митрополит Пимен (1380-1389)
    • Святой Митрополит Дионисий I (1384-1385)
      • 1382 г. — Грамота Суздальского архиепископа Дионисия псковскому Снетогорскому монастырю о соблюдении правил иноческого общежития
      • 1383 г. — Послание святителя Дионисия князю Димитрию Донскому. От иного послания о повинных
  • ГЛАВА VII. БЕДЫ И УСПЕХИ МОСКОВСКОЙ РУСИ. ПОСЛЕДУЮЩЕЕ ВОЗВЫШЕНИЕ ПЕРВОПРЕСТОЛЬНОГО ГРАДА
    • Cвятой Митрополит Киприан (1375-1390-1406)
      • Духовная грамота Митрополита Киприана
    • Святой Митрополит Фотий (1408-1410-1431)
      • [Письмо монаха Исидора] Митрополиту России [Фотию]
      • 1420 г., 24 января. — Жалованная грамота Митрополита Фотия Горицкому монастырю
      • Разрешительная грамота-молитва Митрополита Фотия
  • ГЛАВА VIII. КНЯЖЕСКИЕ УСОБИЦЫ, БОРЬБА ЗА ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕНИЕ
    • Митрополит Герасим (1433-1435)
      • 1414 г. — Настольная грамота Митрополита Фотия епископу Владимиро-Волынскому Герасиму
      • 1434 г., ноябрь. — Грамота Римского Папы Евгения Митрополиту Герасиму
    • Митрополит-кардинал Исидор (1436-1441).
      • Окружное послание Митрополита-кардинала Исидора
      • 1440 г., июля 27. — Грамота Митрополита-кардинала Исидора
      • 1441 г., февраля 5. — Уставная грамота Киевского князя Александра Владимировича собору Святой Софии в Киеве и Митрополиту Киевскому и всея Руси Исидору
      • Послание князя Василия Васильевича инокам-святогорцам
      • Повесть Симеона суздальского об осьмом, Флорентийском Соборе. Исидоров Собор и хожение его

ЧАСТЬ 2. АВТОКЕФАЛИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

  • ГЛАВА I. УТВЕРЖДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО БЫТИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ
    • Чудотворец Митрополит Иона (1448-1461)
      • 1459 г. — Послание от Митрополита [Ионы] в Литву ко всем владыкам о православной вере, и о укреплении, и о Григории Митрополите, Сидорове ученице
      • 1459 г., декабря 13. — Посыльная от всех владык рускых к владыцем литовьскым, которые рукоположение приняли от Ионы Митрополита, о Григорьи Митрополите, что вышел из Риму на митрополью Киевскую
      • [Обращение к святителю Ионе иеромонаха Афанасия]
      • До 1461 г. — Отступная запись Л. Корыткова Митрополиту Ионе
      • Благословенная грамота Митрополита [Ионы] прихожанам собора
    • Святой Митрополит Феодосий (1461-1464)
      • 1462 г., январь. — Поучение Митрополита Феодосия о чуде-исцелении у мощей святителя Алексия Московского
      • Слово похвально святым верховным апостолом Петру и Павлу. Творение Феодосия, архиепископа всея Руси
      • 1462 г., августа 4. — Жалованная грамота Митрополита Феодосия игумену Парфению, настоятелю монастыря Архангела Михаила в Суздале 1464 г., апреля 4. — Настольная грамота Митрополита Феодосия митрополиту Кесарии Филипповой Иосифу
      • *Послание* [бывшему Митрополиту Феодосию]
    • Святой Митрополит Филипп I (1464-1473)
      • 1465 г. — Грамота Митрополита Филиппа настоятелю Покровского монастыря «на Богоне» игумену Льву
      • 1467 г. — Лист Дионисия Патриарха Константинопольского до Москвы писаныи
      • [Житие Митрополита Филиппа I]
  • ГЛАВА II. УСИЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КНЯЗЯ НА ЦЕРКОВНЫЕ ДЕЛА. БОРЬБА С ЕРЕСЬЮ
    • Святой Митрополит Геронтий (1473-1489)
      • 1480 г., ноября 13. — Соборное послание духовенства Русской Церкви великому князю Иоанну Васильевичу на Угру
      • [Грамота В. Ф. Образца, данная Митрополиту Геронтию]
      • Месяца августа в 27 день пренесение мощем Святейших Митрополитов Феогноста, Киприана, Фотия, Ионы и Филиппа
      • Сказание о блаженном и преосвященном святем Геронтии Митрополите Московском
      • Ересь жидовствующих. Митрополит Зосима (1490-1494)
      • Соборный приговор 1490 года
    • Святой Митрополит Симон (1495 - † 1511)
      • Послание инока диакона, к архиепископу моление
      • 1501 г., 1 февраля. — Ставленная грамота Митрополита Симона, данная преподобному Корнилию Комельскому
      • 1503 г., августа 6. — Соборное определение о невзимании со священнослужителей мзды при хиротонии
      • 1503 г., 12 сентября. — Соборное определение о вдовых попах и диаконах и о запрещении монахам и монахиням жить в одних монастырях
  • ГЛАВА III. СВЕДЕННЫЕ С ПРЕСТОЛА
    • Митрополит Варлаам (1511-1521)
      • 1516 г., июль. — Послание Константинопольского Патриарха Феолипта Митрополиту Варлааму о милостыне
      • 1516-1517 гг. — Послание Афонского Ватопедского монастыря игумена Анфимия Митрополиту Варлааму об отправлении в Москву Святогорского старца Максима Грека со сопутниками
      • 1516-1517 гг. — Послание Афонского Пантелеимоновского монастыря игумена Паисия Митрополиту Варлааму о милостыне
    • Митрополит Даниил (1522-1539)
      • 1537 г., май. — Наказ Митрополита Даниила, данный епископу Сарскому и Подонскому Досифею и архимандриту Симоновскому Филофею о речах к князю Андрею Иоанновичу Старицкому для вызова его в Москву и в случае отказа предать его проклятию
      • Послание Митрополита Даниила
      • 1539 г., марта 26. — Отреченная грамота Митрополита Даниила
    • Святой Митрополит Иоасаф (1539-1542)
      • 1526-1527 гг. — Полюбовная разъезжая Михаила Кузьмина Зубова и его сына Андрея и старцев Троице-Сергиева монастыря Сергия Кузьмина и Иоасафа Скрипицина Зубовской земле сельца Нового с троицкой землей села Скнятинова в Кинельском стане Переяславского уезда
      • 1548 г., ноябрь. — Переписка Митрополитов Макария и Иоасафа
      • Из материалов Стоглавого Собора
  • ГЛАВА IV. РАСЦВЕТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • Чудотворец Митрополит Макарий (1542-1563)
      • 1547 г., января 16. — Поздравительная речь Митрополита Макария нововенчанному царю Иоанну IV
      • 1552 г., ноябрь. — Вкладная запись Митрополита Макария в сентябрьской Успенской Четией Минее
      • 1555 г., август. — Грамота Митрополита Макария Виленскому католическому епископу Павлу
      • Месяца декабря в 31 день сказание вкратце о житии и пребывании иже во святых отца нашего чюднаго Макария, Митрополита Московскаго и всеа Росии чюдотворца
      • Сказание о явлении преподобнаго отца нашего Александра Свирскаго чюдотворца и иже с ним во святых отца нашего Макария Митрополита Московскаго и всеа Росии, како приидоша церковь свящати святаго Николы
    • Митрополит Афанасий (1564-1566)
      • 1564 г., февраля 2. — Соборная грамота о белом клобуке
      • Послесловие Апостола, изданного в Москве в 1564 году
      • 1564 г., сентября 29. — Богомольная грамота Митрополита Афанасия епископу Сарскому и Подонскому Матфею по случаю войны с Польшею
  • ГЛАВА V. ЦАРСКИЙ ПРОИЗВОЛ
    • Чудотворец Митрополит Филипп II (1566-1568)
      • 1555 г., августа 7. — Грамота Митрополита Макария в Великий Новгород
      • 1566 г., 20 июля. — Приговор об избрании на Московскую митрополию Соловецкого игумена Филиппа
      • 1566 г. — Грамота Митрополита Филиппа в Соловецкий монастырь
      • 1567 г., ноября 24. — Богомольная грамота Митрополита Филиппа в Кирилло-Белозерский монастырь по случаю войны с Крымским ханом и Польским королем
    • Митрополит Кирилл III (1568-1572)
      • Отпускная грамота Митрополита Кирилла
      • 1571 г., март. — Грамота Митрополита Кирилла Константинопольскому Патриарху Митрофану
    • Митрополит Антоний (1572-1581)
      • 1578 г. — Послание благочестиваго царя и великаго князя Ивана Васильевича и всего освященного Собора к великим страстотерпцем и исповедником великому князю Михаилу Черниговскому и боярину его Федору, имеющему образ сицев
      • 1575 г., декабря 20. — Жалованная грамота Митрополита Антония святителю Суздальскому Варлааму
      • 1580 г., декабря 27. — Ставленная грамота Митрополита Антония
    • Митрополит Дионисий II (1581-1586)
      • Чин поставления Митрополита Дионисия
      • 1581 г., августа 1. — Грамота Митрополита Дионисия Смоленскому епископу Сильвестру
      • 1584 г., октября 30. — Царская тарханная грамота Митрополиту Дионисию на слободку Святославлю
      • 1586 г., июня 17. — Грамота Митрополита Дионисия на строительство храмов в монастырских селах Ипатьевской обители
      • Житие Митрополита Дионисия

Имена Митрополитам Киевским от крещения Владимирова

Заключение

Некоторые итоги исследования

Приложение

Древнее «часомерие»

Список сокращений, используемых в библиографических ссылках

Кто такой митрополит? Какое место он занимает в церковной иерархии? Какую роль митрополиты сыграли в истории Русской Православной Церкви?

Разобраться в Церковной иерархии непросто. Тем более, что многое в Церкви постоянно менялось. Изначально в христианстве, маленькой иудейской секте, не было никаких церковных званий. Когда-то существовал только Христос и Его ученики. Мы попробуем разобраться в том, чем занимаются в современной Церкви митрополиты.

Кто такой митрополит

Митрополит — это епископский титул в Русской Православной Церкви. Такой духовный сан относится к высшему рангу. Слово «митрополит» происходит от слова «метрополия», митрополит в переводе с греческого — столичный человек. Первое официальное упоминание этого звания относится к документа I Вселенского Собора (325 год). В конце 4-го правила написано: «Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту».

Митрополит не только имел право созывать поместные Соборы, но и оказался наделен другими важными церковными полномочиями.

  • право надзора за церковными делами всей области. Это значило, что без разрешения митрополита епископы не принимали значимые решения.
  • право давать общительные грамоты лицам из клира, отлучающимся из своих епархий (litters formatas);
  • право принимать апелляции на епископов от пресвитеров и клириков;
  • право утверждать и посвящать, при участии других двух или трех епископов, вновь избранных на епископство.

Митрополитами считали городских епископов, но возглавлять он мог и большую провинцию или целую область. Это — почетное звание. Главой митрополита в Русской Церкви считается только Патриарх. На митрополите лежит большая ответственность. Конечно, этот титул существовал не всегда.

Церковная иерархия

Вся Церковная иерархия появилась не сразу. Церковь — это живой организм, и все развивалось по своим законам. В «младенчестве» Церкви не было никаких званий. Это не удивительно. Все ждали скорого Пришествия Христа. О Нем говорили так, словно Он скоро явится снова, и это точно известно.

В те далекие времена в христианской Церкви существовали только миряне и апостолы. Вопрос о Церковной иерархии не стоял остро, потому что христиан преследовали, их было мало, и все они подвергались гонениям. Апостолы были учениками Христа, но апостол — это не епископ и звание апостола не имеет отношения к иерархии в Церкви. Позже появились ученики учеников Христа, и.т.д. Это заняло некоторое время. Назрела необходимость изменений в устройстве Церкви. Число последователей Христа росло и множилось. Церковь тоже менялась.

Книга Деяний говорит о том, что раздав свое имущество (а так делали многие в те времена), несколько вдовиц стали презираемы. Так впервые внутри Церкви, а не от внешних гонителей, возник беспорядок. Именно тогда Церкви понадобились диаконы — посвященные богобоязненные люди, которые должны были навести порядок, объяснить пастве, как должна сосуществовать община. Именно так зародилась Церковная иерархия. В дальнейшем она претерпевала многие изменения и в современном мире кажется очень сложной.

Иерархия в Церкви сейчас выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Епископ
  4. Священник
  5. Диакон

Сразу стать митрополитом или епископом нельзя. Необходимо пройти весь путь, начиная с диакона. Звание митрополита получают за особые заслуги. Это — не только большая честь, но и серьезные обязательства.

Первый митрополит на Руси

Изначально в Русской Православной Церкви звание митрополита присваивали только Предстоятелю.

Точных данных о том, кто был первым Киевским митрополитом не сохранилось. С XVI века принято считать, что им стал Михаил I Сириянин (возможно, он был родом из Сирии или из Болгарии). Его прислали для крещения князя Владимира. В Киеве он крестил местных жителей. Мощи митрополита Михаила хранились в Десятинной Церкви, но потом были перенесены в Великую Церковь Лавры.

Среди наших соотечественников первым митрополитом в 1051 году стал митрополит Илларион (Русин). Церковь прославила его как святителя. Он стал автором знаменитой книги «Слова о Законе и Благодати».

Митрополиты сегодня

Сегодня митрополиты продолжают решать важные вопросы Церкви. Выше митрополита в церковной иерархии стоит только Патриарх. Митрополит носит голубую мантию и белый клобук с крестом, духовенство менее высокого ранга носит черные клобуки.

Митрополиты возглавляют митрополии, это звание также носят архиереи самоуправляемых Церквей.

Среди современных митрополитов одним из самых известных иерархов стал митрополит Иларион (Алфеев) — богослов, церковный историк, композитор и педагог, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, постоянный член Священного синода, автор труда «Иисус Христос. Жизнь и Учение».

В разъяснениях к этому канону именует первенствующих епископов «архиереями митрополии». То есть митрополит - епископ центра той или иной провинции Римской империи (также Византийской империи).

В Русской Православной Церкви

В Русской Церкви митрополичий титул первоначально - в период иерархической зависимости от Константинопольского Престола - присваивался исключительно её предстоятелю - Митрополиту Киевскому и всея Руси .

Киевский митрополит, за единичными исключениями, назначался в Константинополе совместным указом императора и Константинопольского патриарха . Епископы в удельных княжествах пользовались значительной автономией от Киевского митрополита.

В Римско-католической церкви

Три латинских митрополита исторически носят титул патриарха - это патриархи Венеции , Лиссабона и Иерусалима .

В восточнокатолических церквях термин «митрополит» употребляется в том же смысле, что и в Православных Церквах.

См. также

Напишите отзыв о статье "Митрополит"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Митрополит

– Я думаю, не трогаете, – сказала Вера, – потому что в моих поступках никогда ничего не может быть дурного. А вот я маменьке скажу, как ты с Борисом обходишься.
– Наталья Ильинишна очень хорошо со мной обходится, – сказал Борис. – Я не могу жаловаться, – сказал он.
– Оставьте, Борис, вы такой дипломат (слово дипломат было в большом ходу у детей в том особом значении, какое они придавали этому слову); даже скучно, – сказала Наташа оскорбленным, дрожащим голосом. – За что она ко мне пристает? Ты этого никогда не поймешь, – сказала она, обращаясь к Вере, – потому что ты никогда никого не любила; у тебя сердца нет, ты только madame de Genlis [мадам Жанлис] (это прозвище, считавшееся очень обидным, было дано Вере Николаем), и твое первое удовольствие – делать неприятности другим. Ты кокетничай с Бергом, сколько хочешь, – проговорила она скоро.
– Да уж я верно не стану перед гостями бегать за молодым человеком…
– Ну, добилась своего, – вмешался Николай, – наговорила всем неприятностей, расстроила всех. Пойдемте в детскую.
Все четверо, как спугнутая стая птиц, поднялись и пошли из комнаты.
– Мне наговорили неприятностей, а я никому ничего, – сказала Вера.
– Madame de Genlis! Madame de Genlis! – проговорили смеющиеся голоса из за двери.
Красивая Вера, производившая на всех такое раздражающее, неприятное действие, улыбнулась и видимо не затронутая тем, что ей было сказано, подошла к зеркалу и оправила шарф и прическу. Глядя на свое красивое лицо, она стала, повидимому, еще холоднее и спокойнее.

В гостиной продолжался разговор.
– Ah! chere, – говорила графиня, – и в моей жизни tout n"est pas rose. Разве я не вижу, что du train, que nous allons, [не всё розы. – при нашем образе жизни,] нашего состояния нам не надолго! И всё это клуб, и его доброта. В деревне мы живем, разве мы отдыхаем? Театры, охоты и Бог знает что. Да что обо мне говорить! Ну, как же ты это всё устроила? Я часто на тебя удивляюсь, Annette, как это ты, в свои годы, скачешь в повозке одна, в Москву, в Петербург, ко всем министрам, ко всей знати, со всеми умеешь обойтись, удивляюсь! Ну, как же это устроилось? Вот я ничего этого не умею.
– Ах, душа моя! – отвечала княгиня Анна Михайловна. – Не дай Бог тебе узнать, как тяжело остаться вдовой без подпоры и с сыном, которого любишь до обожания. Всему научишься, – продолжала она с некоторою гордостью. – Процесс мой меня научил. Ежели мне нужно видеть кого нибудь из этих тузов, я пишу записку: «princesse une telle [княгиня такая то] желает видеть такого то» и еду сама на извозчике хоть два, хоть три раза, хоть четыре, до тех пор, пока не добьюсь того, что мне надо. Мне всё равно, что бы обо мне ни думали.
– Ну, как же, кого ты просила о Бореньке? – спросила графиня. – Ведь вот твой уже офицер гвардии, а Николушка идет юнкером. Некому похлопотать. Ты кого просила?
– Князя Василия. Он был очень мил. Сейчас на всё согласился, доложил государю, – говорила княгиня Анна Михайловна с восторгом, совершенно забыв всё унижение, через которое она прошла для достижения своей цели.
– Что он постарел, князь Василий? – спросила графиня. – Я его не видала с наших театров у Румянцевых. И думаю, забыл про меня. Il me faisait la cour, [Он за мной волочился,] – вспомнила графиня с улыбкой.
– Всё такой же, – отвечала Анна Михайловна, – любезен, рассыпается. Les grandeurs ne lui ont pas touriene la tete du tout. [Высокое положение не вскружило ему головы нисколько.] «Я жалею, что слишком мало могу вам сделать, милая княгиня, – он мне говорит, – приказывайте». Нет, он славный человек и родной прекрасный. Но ты знаешь, Nathalieie, мою любовь к сыну. Я не знаю, чего я не сделала бы для его счастья. А обстоятельства мои до того дурны, – продолжала Анна Михайловна с грустью и понижая голос, – до того дурны, что я теперь в самом ужасном положении. Мой несчастный процесс съедает всё, что я имею, и не подвигается. У меня нет, можешь себе представить, a la lettre [буквально] нет гривенника денег, и я не знаю, на что обмундировать Бориса. – Она вынула платок и заплакала. – Мне нужно пятьсот рублей, а у меня одна двадцатипятирублевая бумажка. Я в таком положении… Одна моя надежда теперь на графа Кирилла Владимировича Безухова. Ежели он не захочет поддержать своего крестника, – ведь он крестил Борю, – и назначить ему что нибудь на содержание, то все мои хлопоты пропадут: мне не на что будет обмундировать его.
Графиня прослезилась и молча соображала что то.
– Часто думаю, может, это и грех, – сказала княгиня, – а часто думаю: вот граф Кирилл Владимирович Безухой живет один… это огромное состояние… и для чего живет? Ему жизнь в тягость, а Боре только начинать жить.
– Он, верно, оставит что нибудь Борису, – сказала графиня.
– Бог знает, chere amie! [милый друг!] Эти богачи и вельможи такие эгоисты. Но я всё таки поеду сейчас к нему с Борисом и прямо скажу, в чем дело. Пускай обо мне думают, что хотят, мне, право, всё равно, когда судьба сына зависит от этого. – Княгиня поднялась. – Теперь два часа, а в четыре часа вы обедаете. Я успею съездить.
И с приемами петербургской деловой барыни, умеющей пользоваться временем, Анна Михайловна послала за сыном и вместе с ним вышла в переднюю.
– Прощай, душа моя, – сказала она графине, которая провожала ее до двери, – пожелай мне успеха, – прибавила она шопотом от сына.
– Вы к графу Кириллу Владимировичу, ma chere? – сказал граф из столовой, выходя тоже в переднюю. – Коли ему лучше, зовите Пьера ко мне обедать. Ведь он у меня бывал, с детьми танцовал. Зовите непременно, ma chere. Ну, посмотрим, как то отличится нынче Тарас. Говорит, что у графа Орлова такого обеда не бывало, какой у нас будет.

– Mon cher Boris, [Дорогой Борис,] – сказала княгиня Анна Михайловна сыну, когда карета графини Ростовой, в которой они сидели, проехала по устланной соломой улице и въехала на широкий двор графа Кирилла Владимировича Безухого. – Mon cher Boris, – сказала мать, выпрастывая руку из под старого салопа и робким и ласковым движением кладя ее на руку сына, – будь ласков, будь внимателен. Граф Кирилл Владимирович всё таки тебе крестный отец, и от него зависит твоя будущая судьба. Помни это, mon cher, будь мил, как ты умеешь быть…
– Ежели бы я знал, что из этого выйдет что нибудь, кроме унижения… – отвечал сын холодно. – Но я обещал вам и делаю это для вас.
Несмотря на то, что чья то карета стояла у подъезда, швейцар, оглядев мать с сыном (которые, не приказывая докладывать о себе, прямо вошли в стеклянные сени между двумя рядами статуй в нишах), значительно посмотрев на старенький салоп, спросил, кого им угодно, княжен или графа, и, узнав, что графа, сказал, что их сиятельству нынче хуже и их сиятельство никого не принимают.
– Мы можем уехать, – сказал сын по французски.
– Mon ami! [Друг мой!] – сказала мать умоляющим голосом, опять дотрогиваясь до руки сына, как будто это прикосновение могло успокоивать или возбуждать его.
Борис замолчал и, не снимая шинели, вопросительно смотрел на мать.
– Голубчик, – нежным голоском сказала Анна Михайловна, обращаясь к швейцару, – я знаю, что граф Кирилл Владимирович очень болен… я затем и приехала… я родственница… Я не буду беспокоить, голубчик… А мне бы только надо увидать князя Василия Сергеевича: ведь он здесь стоит. Доложи, пожалуйста.
Швейцар угрюмо дернул снурок наверх и отвернулся.
– Княгиня Друбецкая к князю Василию Сергеевичу, – крикнул он сбежавшему сверху и из под выступа лестницы выглядывавшему официанту в чулках, башмаках и фраке.
Мать расправила складки своего крашеного шелкового платья, посмотрелась в цельное венецианское зеркало в стене и бодро в своих стоптанных башмаках пошла вверх по ковру лестницы.
– Mon cher, voue m"avez promis, [Мой друг, ты мне обещал,] – обратилась она опять к Сыну, прикосновением руки возбуждая его.
Сын, опустив глаза, спокойно шел за нею.
Они вошли в залу, из которой одна дверь вела в покои, отведенные князю Василью.
В то время как мать с сыном, выйдя на середину комнаты, намеревались спросить дорогу у вскочившего при их входе старого официанта, у одной из дверей повернулась бронзовая ручка и князь Василий в бархатной шубке, с одною звездой, по домашнему, вышел, провожая красивого черноволосого мужчину. Мужчина этот был знаменитый петербургский доктор Lorrain.

Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены митрополиту. Так как церковно-административные деления совпадали с государственными, кафедры митрополитов располагались в столицах стран, которые охватывали их митрополии. Впоследствии митрополитами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями.

В настоящее время в Русской православной церкви титул "митрополит" является почетным званием, следующим после титула "архиепископ ". Отличительной частью облачения русского митрополита является белый клобук .

В восточных патриархатах титул митрополита удерживается за всеми теми епископами, епископии которых были митрополиями во времена Византийской империи , и имеет то же каноническое значение, какое дано им в века вселенских соборов , но ввиду современного состояния их епархий - по необходимости - лишь в теории и номинально. В других православных автокефальных церквах права и обязанности митрополитов осуществляются в большей мере, хотя и сообразно с политическим положением страны.

История

Одни думают, что название "митрополит" явилось не ранее I Вселенского Собора ( г.); другие, если не название, то функции деятельности митрополита, особые от общих епископских , усматривают еще в лице самих апостолов ; третьи полагают, что митрополичья юрисдикция установлена во в. и была вызвана назревшей необходимостью централизации в областном церковном управлении.

Митрополиты на Западе

Права митрополичьей юрисдикции сначала и на Западе были те же, что и на Востоке. Собор Толедский 589 г. усилил права митрополита, позволив ему, с согласия областного собора, подвергать подведомых ему епископов наказаниям. С образованием новых германских государств значение митрополичьего управления изменилось в той мере, в какой прежние митрополии в это время утратили свое значение, и место областных церковных соборов заступили имперские сеймы. К тому же деление на диоцезы здесь отсутствовало. Правда, папа Захария пытался восстановить митрополичью систему церковного управления, но попытка его не имела успеха. Карл Великий , по настоянию папы Адриана , своими капитуляциями установил митрополичью юрисдикцию во всех своих владениях; но фактически прежняя власть митрополита не могла осуществляться вполне уже потому, что на сеймах подведомственный ему епископ являлся на равных с ним правах представительства и, по обстоятельствам или по выдающимся способностям представительства, епископ имел иногда в делах собрания большее значение, чем митрополит.

С течением времени западные митрополиты вместо того, чтобы самим вместе с собором избирать епископов, как было в начале, должны были ограничиться правом "исследовать законность" избрания и правом посвящения. Мало-помалу епископы сделались совершенно независимыми от митрополитов, политические права тех и других были совершенно одинаковы - оба были одинаково подчинены королю; но король мог защищать епископа против митрополита, митрополит же не мог защищать епископа против короля; епископ мог апеллировать на митрополита к папе , а митрополит должен был тем не менее приглашать епископов своей митрополии к участию в своих решениях.

Лишь в Англии митрополичье управление держалось прочно; епископы кентерберийский и йоркский пользовались правами митрополитов во всей их первоначальной полноте.

В последующее время юрисдикция митрополитов на Западе чем далее, тем более сокращалась, в той мере, в какой развивалась централизующая система папизма. Сардикийский собор предоставил римскому епископу право принимать апелляции епископов на митрополита и постановлять по ним окончательное решение. Папа Николай I (858-867) постановил, что без его согласия ни один епископ не может быть низложен. Иннокентий III усвоил себе право непосредственного суда во всех делах о епископах, а Александр III постановил, что на всякий суд, духовный и светский, даже в незначительных делах (in causis minimis) возможна апелляция к папе. На соборе Равеннском (877 г.) постановлено, что каждый митрополит, который не испросит у папы, которые посылались из Рима для созыва соборов. Наконец, папы усвоили себе и все поместное церковное законодательство и кодификацию церковных законов. Папские декреталии получили значение канонов - то самое, какое имели определения соборов, и заменяли последние. От прежней митрополичьей юрисдикции к XIII в. на Западе уже ничего не осталось. Последующие столетия представляют лишь несколько безуспешных попыток борьбы епископализма с куриализмом, стремления отстоять права епископа вообще против всепоглощающего абсолютизма римской курии, так как не митрополитство только, но и самое епископство провозглашено было излиянием папства.

Ныне в католической церкви название "митрополит" - лишь почетный титул.

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!