Перспективный план развития олимпиадного движения в школе. Теоретические аспекты организации социальных олимпиад

Пояснительная записка

Актуальность программы

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.

Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, региональных, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них, но в настоящее время также создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.

Участие школьников в заочных олимпиадах регионального, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов как и для ученика, так и для родителей и учителей, среди которых можно выделить следующие:

  • дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
  • создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
  • привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
  • некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ) проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
  • по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
  • каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Усть-Ишимский лицей «Альфа»

Усть-Ишимского муниципального района

Рассмотрена Принята «Утверждено»

На заседании МО учителей Педагогическим советом Директор МБОУ «лицей «Альфа»

физико-математического цикла МБОУ «лицей «Альфа» ____________/Н.Г. Сухатская/

Протокол № Протокол от № ______

от__________ 2017г. от _________________

Руководитель МО

_____/Мамаева Е. Н./

Программа подготовки олимпиадного движения предметов

физико-математического цикла

Усть-Ишим

2017

Пояснительная записка

Актуальность программы

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.

Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, региональных, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них, но в настоящее время также создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.

Участие школьников в заочных олимпиадах регионального, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов как и для ученика, так и для родителей и учителей, среди которых можно выделить следующие:

  • дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
  • создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
  • привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
  • некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ) проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
  • по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
  • каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.

Траектория подготовки к олимпиадам

На современном этапе в образовании все больше утверждается компетентностно-деятельностный подход, сущность которого заключается в том, чтобы сделать ученика активным соучастником учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать и выражать своё отношение к ним - это главная цель педагога в работе с учениками. Знаю → могу применить →владею способами применения (знаю как применить) → имею своё отношение - эта логическая цепочка определяет развитие олимпиадных детей.
Олимпиады - это одна из общепризнанных форм работы с одаренными и высокомотивированными учащимися. Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников. Это своего рода специализированный IQ для наших учащихся.
В системе подготовке к олимпиадам можно выделить три основных этапа.
1 этап. Выявление одаренных и высокомотивированных детей,
отличающихся нестандартным мышлением

Выявление одаренных учеников начинается в пятом классе на уроках и кружках. Например, в курсе математики 5 и 6 классов для выявления одаренных учеников большое значение имеют модули наглядной геометрии и решения нестандартных задач.
2 этап. Вовлечение учащихся в олимпиадное движение
Серьезное участие во Всероссийской олимпиаде начинается только с 9 класса. Возникший разрыв с 5 по 8 классы успешно устраняется активным участием лицеистов в различных интеллектуальных мероприятиях, что формирует интерес к участию в олимпиадном движении.
3 этап. Подготовка участников олимпиад
Подготовка к олимпиадам - это сложный процесс, требующий продуманности и систематичности.
Основными подходами при подготовке олимпийцев являются:

  • решение как можно большего числа олимпиадных заданий;
  • подробное дополнительное изучение тем школьного курса;
  • изучение различных методов решения задач;
  • комбинированные способы.

На олимпиадных занятиях по математике, физике и информатике основными методическими приемами, которые широко используют в работе учителя нашего лицея, являются индивидуальная работа учеников при поиске возможного решения поставленной задачи), обмен опытом, мозговой штурм (групповая работа) и консультации.
Для учащихся, которые выходят на заключительный этап Всероссийской олимпиады, разрабатываются индивидуальные образовательные программы и индивидуальные образовательные траектории. Участниками олимпиад являются не только учащиеся. Можно сказать, что косвенно в них участвуют и учителя. Педагогам, занимающимся подготовкой к олимпиадам, необходимо постоянно отслеживать все инновации олимпиадного движения при помощи специальной литературы, информации, размещенной на образовательных Интернет-сайтах, постоянно заниматься самообразованием. У каждого учителя, занимающегося олимпиадным движением, созданы богатые «копилки» олимпиадных заданий от школьного до международного уровней. Эти задания систематически прорешиваются. Все педагоги нашего лицея имеют свободный доступ к Интернету. Многие обмениваются опытом с коллегами из других городов по электронной почте. Хорошей практикой для учителей является участие в работе осенней выездной многопредметной школы, где преподаватели вузов проводят тренинги по решению олимпиадных заданий

Предлагаем следующую систему подготовки участников олимпиад:

  • базовая школьная подготовка по предмету;
  • подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
  • самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в И нтернете и т.д.);
  • целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

Подготовка школьников к олимпиадам.

1. Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Планируя свою работу, Вы можете следовать следующим рекомендациям:

  • подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;
  • курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
  • индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;
  • использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);
  • уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
  • использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.

2. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:

  • наблюдения в ходе уроков;
  • организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
  • оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности
  • имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность
  • испытывают радость от умственного труда
  • для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления

3.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:

  • реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
  • уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).

4.Планируем работу.

  • при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности;
  • оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
  • предусматриваем возможность отдыха, релаксации;
  • основной формой работы на занятиях - различные формы индивидуальной и парной работы.

5.Расширяем кругозор:

  • читаем книги, журналы
  • работаем в Интернете
  • общаемся дистанционно
  • участвуем в интенсивных школах и т.д.

6. Работаем руками.

  • Развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, реактивами, приборами и т. д.

7 . Продолжаем самообразование.

План мероприятий при подготовке учащихся к олимпиадам

Планируемое мероприятие

Срок

Ответственный

Планируемый результат

Первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности (см. Приложение 1)

май 2016,

начало сентября 2016

педагог-психолог

Карта одаренности на каждого ребенка

Разработка программы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам

февраль 2017

учителя-предметники, зам.директора по УВР

Проект программы

Формирование нормативно-правовой базы учреждения по работе с одаренными детьми

заместитель директора по УВР, директор школы

  • Приказ об утверждении рабочей группы по работе с одаренными детьми
  • Приказ об утверждении программы
  • Приказ об утверждении курсов по выбору и факультативов
  • Положение о стимулирующих надбавках педагогов в рамках НСОТ
  • Положение об индивидуальных образовательных программах одаренных учащихся
  • Положение о проведении школьных олимпиад

Формирование индивидуальных образовательных программ (ИОП) учащихся по предметам

сентябрь 2016

Индивидуальные образовательные программы (ИОП) на каждого одаренного ребенка имеются у каждого педагога

Проведение школьных олимпиад

в течение года согласно плану работы ОУ

Руководитель ШМО учителей-предметников, заместитель директора по УВР, учителя-предметники

Участие детей в данных мероприятиях

Организация участия одаренных детей в школьном и районном этапах Всероссийской олимпиады школьников

согласно плану работы ОУ

Заместитель директора по УВР, учителя-предметники

Участие детей в мероприятии

Создание системы дистанционного участия детей в предметных олимпиадах

http://www.farosta.ru/ дистанционные олимпиады «Фактор роста», http://www.unikru.ru/ мир конкурсов от Уникум и др.

в течение года

Заместитель директора по УВР, учителя-предметники, учитель информатики

сертификаты участников, дипломы

Развитие логического и интеллектуального мышления учащихся через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности (Интернет-журнал «Эйдос» - http://www.eidos.ru/olymp/index.htm

в течение года

Школьный библиотекарь, учитель информатики

Читают интернет-журнал

Работа с педагогическими кадрами. Семинары

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 п/п УТВЕРЖДЕН распоряжением комитета общего и профессионального образования от «11» августа 2015 года 2010-р (приложение) ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по развитию олимпиадного движения на территории на года Наименование мероприятия Краткое содержание мероприятия Сроки реализации Ответственный исполнитель 1. Совершенствование нормативно-правовой базы развития олимпиадного движения в 1 Подготовка проекта приказа «Об Подготовка проекта приказа в сентябрь 1 утверждении Порядка соответствии с приказом проведения регионального этапа Минобрнауки России от 18 ноября года 1252» 2 Подготовка проекта приказа «Об утверждении Порядка проведения региональных олимпиад» 3 Внесение изменений в нормативно-правовые документы, регулирующие проведение школьного и муниципального этапов 1 Организация и проведение учебно-тренировочных сборов по подготовке участников заключительного этапа Подготовка проекта приказа в целях совершенствования порядка проведения региональных олимпиад Приведение в соответствие муниципальных нормативных правовых актов в олимпиадного движения сентябрь до 1 сентября 3 4 Ожидаемый результат от реализации мероприятия Создание нормативно-правового документа, регулирующего проведение регионального этапа на территории Создание нормативно-правового документа, регулирующего проведение региональных олимпиад Создание нормативно-правового документа, регулирующего проведение школьного и муниципального этапов на территории 2. Организационно-методическое сопровождение развития олимпиадного движения в Дополнительная углубленная ежегодно в подготовка к участию в период олимпиаде. Привлечение к работе подготовки педагогов-наставников, имеющих сборной Повышение результативности участия обучающихся в заключительном этапе

2 2 Организация и проведение работы по подготовке обучающихся к олимпиадам через дистанционные формы обучения 3 Организация участия одаренных обучающихся Ленинградской в общероссийских летних школах, лагерях, сборах 4 Организация и проведение семинарских занятий с руководителями органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования 5 Организация и проведение совещаний со специалистами органов местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, работниками районных методических служб 6 Проведение совещаний с председателями предметных методических комиссий и членами жюри по вопросам организации и проведения и региональных олимпиад опыт подготовки к олимпиадам, педагогов образовательных организаций высшего образования. Организация и проведение видеоконференций, дистанционных олимпиад, дистанционных консультаций Организация отправки на данные мероприятия Проведение семинарских занятий по вопросам организации и проведения всероссийской олимпиады и региональных олимпиад, обмен опытом Информирование, анализ, подведение итогов проделанной работы, обсуждение вопросов, связанных с поиском эффективных механизмов взаимодействия всех участников олимпиадного движения Информирование, обсуждение вопросов, направленных на повышение качества методического обеспечения олимпиадного движения команды Ленинградской обалсти ежегодно октябрь декабрь март октябрь, май октябрь июнь 5 Дополнительная форма поиска одаренных, увеличение охвата дополнительным образованием; повышение результативности участия в олимпиадах Повышение эффективности участия обучающихся в олимпиадах различного уровня участия обучающихся в муниципальных олимпиадах олимпиадного движения на уровне муниципальных районов (городского округа) Повышение качества составления олимпиадных заданий

3 7 Организация и проведение консультаций для членов жюри и оргкомитетов соответствующих этапов олимпиады 1 Обеспечение психологопедагогического обучающихся - участников заключительного этапа 2 Организация и проведение вебинаров 1 Организация выборочного рецензирования олимпиадных заданий школьного, муниципального и регионального этапов 2 Организация выборочной проверки работ всероссийской олимпиады 3 Мониторинг выполнения требований к проведению школьного, муниципального и Проведение консультаций по вопросам выполнения требований к проведению конкретного этапа олимпиады сентябрь-май 3. Организация психолого-педагогического развития олимпиадного движения в Проведение психологических февраль - тренингов с участниками апрель предметных олимпиад Проведение вебинаров для руководителей и педагогических работников образовательных организаций по теме: «Организация психологопедагогического олимпиадных команд» Февраль 4. Информационно-аналитическое сопровождение развития олимпиадного движения в Организация проверки и контроля октябрь качества олимпиадных заданий Организация проверки и контроля оценки олимпиадных работ победителей и призеров муниципального этапа олимпиады Создание региональной экспертной группы декабрь ежегодно Соблюдение требований к проведению всероссийской олимпиады на территории Ленинградской Повышение психологической готовности обучающихся к участию в олимпиадах Повышение профессиональной компетентности специалистов по организации психологопедагогического олимпиадных команд Повышение качества составления заданий, их соответствие требованиям альных предметно-методических комиссий Повышение объективности и качества оценки олимпиадных заданий и проведения всероссийской олимпиады на

4 регионального этапов 4 Организация выездов членов оргкомитета олимпиады и предметно-методических комиссий на олимпиады в муниципальные образования (школьный и муниципальный этапы) 5 Расширение информационноаналитического развития олимпиадного движения в Ленинградской 6 Создание ежегодного информационно-аналитического сборника по итогам участия обучающихся Ленинградской во всероссийской олимпиаде и региональных олимпиадах Выезды в муниципальные образования с целью проверки качества организации и проведения предметных олимпиад Модернизация базы данных одаренных, совершенствование информационного обеспечения участников олимпиады (наполнение сайта, более широкое использование возможностей системы электронной регистрации участников олимпиад); создание информационных стендов для участников олимпиад, стендов достижений победителей и призеров; подготовка электронной базы данных олимпиадных заданий; создание линии обратной связи по вопросам участия в олимпиаде Сбор информации по участию во всероссийской олимпиаде по общеобразовательным предметам и региональных олимпиадах сентябрьдекабрь до 1 января июль-август территории Ленинградской и проведения школьного и муниципального этапа Использование информационного, в том числе базы данных для выявления и поддержки наиболее одаренных, результативных участников олимпиад. Полное информирование участников олимпиад, улучшение качества организации олимпиадного движения; повышение престижа участия в олимпиадном движении Свободный и быстрый доступ к аналитической информации

5 7 Издание примерного пакета материалов олимпиадных заданий муниципального, регионального и всероссийского уровней (по материалам предыдущих лет) и размещение их на сервере дистанционного обучения 8 Подготовка и публикация буклетов «Стратегии и поддержка участников олимпиадного движения» 1 Создание стажировочных площадок 2 Организация и проведение проблемных семинаров для учителей предметников по решению задач олимпиадного уровня Сбор и подготовка пакета материалов олимпиадных заданий муниципального, регионального и всероссийского уровней Представление рекомендаций педагогам до 1 января январь 5. Повышение квалификации организаторов олимпиады, руководителей образовательных организаций, педагогических работников Создание не менее 3-х до 1 января стажирвоочных площадок для обучения членов региональной экспертной группы по вопросам внутреннего мониторинга качества проведения Совместная работа с детьми и учителями на предметных сессиях, введение модуля «Одарённый ребёнок в образовательной системе» (2-6 часов) в программы курсов повышения квалификации школьных учителей. Организация мастер классов учителей предметников, обеспечивающих высокие достижения обучающихся на всероссийском уровне в рамках учебных сборов в е Повышение качества участия обучающихся в олимпиадах различного уровня Повышение профессиональной компетентности специалистов по организации психологопедагогического олимпиадных команд Внутренний мониторинг качества проведения всероссийской олимпиады Повышение уровня подготовки педагогов, работающих с одаренными детьми

6 3 Организация и проведение круглых столов с участием председателей жюри, педагоговнаставников, сопровождающих участников олимпиады и членов оргкомитета на каждой предметной олимпиаде регионального этапа 4 Организация и проведение встреч с родителями как часть системы работы с одаренными школьниками и талантливыми детьми Информирование, обсуждение вопросов методического обеспечения и организации олимпиад Беседы с родителями одаренных, участие в семинарах и конференциях январь-февраль, методического обеспечения и результативности олимпиадного движения в Ленинградской Повышение результативности участия в олимпиадах, поддержка одаренных 5 Организация повышения квалификации педагогов по вопросам подготовки обучающихся к результативному участию в предметных олимпиадах 6 Повышение квалификации руководителей общеобразовательных организаций, учителей предметников по вопросам выявления и поддержки одаренных детей 8 Формирование командырегиональных тьюторов Все мероприятия этого раздела нацелены на подготовку педагогов и руководителей к работе с одарёнными детьми, способными выйти на высокие достижения на разных уровнях проведения Курсы повышения квалификации по теме «Одарённый ребёнок в образовательной системе: управление процессом» (72 часа, с дистанционной поддержкой) Привлечение к работе с одарёнными детьми на региональном уровне педагоговтьюторов, имеющих эффективный опыт подготовки учащихся к региональному, заключительному и международному этапам года года года Совершенствование профессиональных компетенций учителей предметников и руководителей школ по вопросам обеспечения эффективного участия обучающихся на всех уровнях Всероссийской олимпиады. Совершенствование профессиональных компетенций руководителей общеобразовательных организаций Повышение уровня подготовки учащихся, участвующих в олимпиадах регионального, Всероссийского и Международного уровней.

7 1 Расширение сотрудничества с муниципальными центрами по работе с одаренными детьми по вопросам развития олимпиадного движения на муниципальном уровне 2 Развитие сотрудничества с вузами и другими образовательными организациями Ленинградской и Санкт-Петербурга в части подготовки и проведения олимпиад олимпиады. Использование возможностей учителей - тьюторов для разработки заданий муниципального уровня. 5. Организация сотрудничества Координационная и информационно-методическая деятельность по выстраиванию системы работы с одаренными детьми, обмен опытом, проведение соответствующих семинаров Привлечение педагогов, имеющих опыт работы по подготовке детей к олимпиадам, для работы на учебно-тренировочных сборах, проведение занятий на вузовских площадках Выявление одаренных, повышение эффективности работы с одаренными школьниками, подготовка к олимпиадам Повышение качества обучения и подготовки к олимпиадам, профессиональная ориентация обучающихся 1 комитет общего и профессионального образования. 2 - государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Ленинградский областной центр развития творчества одаренных детей и юношества. 3 - органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. 4 муниципальные центра по работе с одаренными детьми. 5 - государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования».


Согласован на заседании МС протокол от Утверждѐн приказом директора от п/п План мероприятий по развитию ного движения МБОУ «Гатчинская СОШ 2» на 2015-2017 годы. Наименование мероприятия 1 Подготовка проектов

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ проведения Всероссийской школьников (ВсОШ) в 2017-2018 учебном году п/п Мероприятие Контрольный результат Срок Ответственные 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОГО, МУНИЦИПАЛЬНОГО

Методический сайт всероссийской олимпиады школьников www.olymp.apkpro.ru 2015-2016 г.г. ФГАОУ ДПО АПК и ППРО Цветкова М.С. [email protected] Часть 1. Задачи информационного обеспечения ВсОШ Формирование

РОССИЙСКАЯ ОЕДЕРАЦИ5Ч МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗ г. Калининград Об утверждении плана совместных действий в рамках организации и проведения всероссийской олимпиады школьников

П\п УТВЕРЖДЕН распоряжением комитета общего и профессионального от «02» сентября 2014 г. 1802-р (Приложение) ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по реализации Концепции развития математического в на 2014-2020 Мероприятия

Комитет образования и науки Курской области ПОЛОЖЕНИЕ о школьном, муниципальном и региональном этапах всероссийской олимпиады школьников в Курской области Курск - 2010 Приложение 1 к приказу комитета образования

Отдел образования администрации Саракташского района Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Черноотрожская средняя общеобразовательная школа имени Черномырдина Виктора Степановича» ПРОЕКТ

Приложение 1 к письму Министерства Республики Башкортостан План Института развития Республики Башкортостан по реализации Концепции развития математического в Республике Башкортостан на 2016 год Мероприятие

Всероссийский семинар-совещание организаторов всероссийской олимпиады школьников Организация и проведение всероссийской олимпиады школьников в 2014 году г. Москва 4-5 декабря 2013 г. Нормативное правовое

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

План Института развития Республики Башкортостан по реализации Концепции развития математического в Республике Башкортостан на 2016 год Мероприятие 1. Формирование банка данных «Одаренные дети Республики

Утверждено приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 декабря 2009 г. 695 и от 07 февраля 2011 г. 168 ПОЛОЖЕНИЕ О ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ I. Общие положения 1. Настоящее

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Администрация Ленинградской области КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ «06» октября 2015 года 2517-р О проведении в 2015-2016 учебном

Модели проведения всероссийской олимпиады школьников Амурская область Концепция «Олимпийский лифт» Принципы построения моделей проведения ВсОШ в регионе: Школьный этап. Муниципальные кластеры школьного

Приложение 1 к приказу Управления образования администрации города Прокопьевска от 30.12. 2016 г. 1166 КОМПЛЕКС МЕР ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ ТАЛАНТОВ

УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы 372 АВ Шепелев Приказ 403 от 31.08.2016г. План мероприятий «дорожная карта» по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного

Модели проведения всероссийской олимпиады школьников Регион Башкортостан Концепция «Олимпийский лифт» Принципы построения моделей проведения ВсОШ в регионе: Школьный этап. Организация опорных центров на

Администра: План работы Лужского по поддержке и развитию одаренных детей на 2017-2018 учебный год Цель работы с одаренными детьми: Создание благоприятных условий для выявления и развития талантливых детей

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г.ВОЛГОДОНСКА ПРИКАЗ 11.08.2017 373 г.волгодонск Об утверждении дорожной карты подготовки к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного

Приложение Утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «2 декабря 2009 г. N 695 ПОЛОЖЕНИЕ О ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ I. Общие положения 1. Настоящее Положение

Приложение к приказу председателя а по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов» от 29.08.2018 775 План-график (дорожная карта) по подготовке и проведению государственной итоговой

Приложение 1 к приказу управления образования администрации г. Тулы от 19.01.2015 11-а ПОЛОЖЕНИЕ о муниципальной олимпиаде младших школьников и учащихся 5-6 классов по общеобразовательным предметам 1.

Модели проведения всероссийской олимпиады школьников Новосибирская область Концепция «Олимпийский лифт» Принципы построения моделей проведения ВсОШ в Новосибирской области Школьный этап. В каждом муниципалитете

План научно-методической работы школы по введению и реализации ФГОС ООО и программы развития на 2015 2020 учебный год Методическая тема: Профессиональная компетентность педагога как ресурс реализации ФГОС

Всероссийская олимпиада школьников Модернизация системы проведения всероссийской предметной олимпиады школьников Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в

1 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 3 Этапы реализации программы 5 Направления программы 5 Ожидаемые результаты 12 2 Пояснительная записка Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию

Приложение к приказу управления образования администрации Болотнинского района от _27.09.г 169 План мероприятий (дорожная карта) подготовки и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным

ГБОУ Пушкинский лицей 1500 План работы службы комплекса на / учебный год Основные проблемы 1. Отсутствие единой Программы развития на весь комплекс ГБОУ Пушкинский лицей 1500. 2. Низкое качество обученности

Модели проведения всероссийской олимпиады школьников по математике, информатике и ИКТ Архангельская область Концепция «Олимпийский лифт» Принципы построения моделей проведения ВсОШ в регионе: Школьный

Тихвинский муниципальный район Ленинградской области от 03.03. 90 РАСПОРЯЖЕНИЕ Об организации введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в системе образования

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ "Дорожная карта" по исполнению поручений ЗСК от 23.05.2018 года 447-П "О практике работы органов местного самоуправления в Кореновском е по социально-экономическому развитию территорий

Приложение к приказу а от. 2012 г. План действий а по совершенствованию организации школьного питания обучающихся, воспитанников общеобразовательных на п/п Наименование мероприятий Срок Результат исполнения

Цель: создание системы организационно-управленческого и методического обеспечения по организации и введению ФГОС дошкольного образования в ДОУ Задачи: - создание условий для введения и реализации ФГОС

Приложение к приказу Министерства и науки РСО-Алания от 2014г. План мероприятий по обеспечению введения Федерального государственного стандарта () в Республике Северная Осетия - Алания Для обеспечения

Положение о всероссийской олимпиаде школьников Цели и задачи Олимпиады: выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности; создание необходимых

Раздел План мероприятий по методическому сопровождению учебно-воспитательного процесса на 2014-2015 учебный год Содержание деятельности Сроки Ответственные Основные направления деятельности Организация

П/п УТВЕРЖДЕН распоряжением района от 2014 г. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по реализации Концепции развития математического образования в Лужском районе Ленинградской области Мероприятия Сроки реализации Организаторы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 13 РАССМОТРЕНО на заседании методического совета Протокол 1 от 01.09.2018 УТВЕРЖДАЮ / *) Директор / Л.М. Самигуллина

Документ предоставлен КонсультантПлюс ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 30 июля 2015 г. N 3692-р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ "ДОРОЖНАЯ КТА" ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

Программа повышения качества образования обучающихся МОУ Николо-Поточинской НОШ Кесовогорского Трайона Тверской области на 2013-2015 гг. «Качество. Мастерство. Успех» 1.Паспорт программы. Наименование

ЗАСЕДАНИЕ РАБОЧЕЙ ЭКСПЕРТНОЙ ГРУППЫ ППМС-СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Дата и время проведения: 4 февраля 2019 года 1400 1600 Место проведения: АОУ ВО ДПО «Вологодский институт

1432020/ 2014-34348(2) ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМ ИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ РАСПОРЯЖЕНИЕ ОКУД 02512218 О проведении этапов всероссийской олимпиады школьников в Санкт-Петербурге В целях выявления и поддержки

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г.ВОЛГОДОНСКА ПРИКАЗ 15.08.2016 407 г.волгодонск Об утверждении дорожной карты подготовки к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного

План методической работы районного методического объединения учителей математики и информатики на 2016 2017 учебный год Руководитель: Околович В.А. с.бурла Методическая тема: Формирование ключевых компетенций

«Утверждаю» заведующая МБДОУ «Детский сад 4» А.И.Васютина приказ 30/2-Д от 30.05.2014 г. ПЛАН ПО ВВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ

Принято: педагогическим советом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка - детский сад «Капелька» Протокол 4 от «19» марта 2014г Утверждено: Приказом от

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ (Минобр) ПРИКАЗ г. Благовещенск Ш Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в Амурской области на 2015

Муниципальное общеобразовательное учреждение Покровская средняя школа муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области План методической работы МОУ Покровской СШ на - учебный год Утверждаю:

1 УТВЕРЖДЕН Приказом Управления Администрации ЗАТО Северск ПЛАН по Концепции развития на 2016-2017 г.г. в ЗАТО Северск Мероприятия Ответственны е Сроки Организационно-управленческий блок Источники информации

Администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 76» Ленинского района города Саратова ПРИКАЗ от

Единая методическая тема школы: «Создание педагогических и информационно-методических условий для раскрытия индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечения возможности их самоопределения, самореализации

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение результативности работы с одаренными и высокомотивированными обучающимися средствами индивидуализации обучения (отчет по результатам работы) Директор ГБОУ Школа Кадыкова

Актуальность Указ Президента России 204 Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Национальный проект "Образование" Создание региональных

Положение о проведении школьного, окружного и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников в городе Москве I. Общие положения 1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТУЛЫ ПРИКАЗ от «13» января 2017 г. 12-а О проведении школьного этапа муниципальной олимпиады младших школьников по общеобразовательным предметам в 2016-2017

дипломная работа

1.1 Олимпиадное движение как инновационная форма организации обучения

Олимпиадное движение (как форма организации обучения) - активная творческая созидательная деятельность всех участников образовательного процесса (преподавателей и студентов) на основе интеграции коллективной и соревновательной деятельности, направленная на достижение целей обучения (основной образовательной цели - подготовке конкурентоспособного специалиста, обладающего высоким уровнем готовности к творчеству).

Олимпиадное движение в вузе можно рассматривать как составную часть элитарного образования, которое для одарённых детей Шпаревой Г.Т. определено как «наиболее технологичная и подвижная часть культуры, активизирующая процесс взращивания многопрофильной элиты и выступающая как система отбора, обучения и развития одарённых детей. Оно обеспечивает формирование инновационной культуры человека как стратегического ресурса нового века и оптимизирует соотношение традиций и обновления в любом виде деятельности» . При этом элитарность понимается не как ограничения по участию в олимпиадном движении, а как предоставление каждому обучающемуся возможность проявить себя в творчестве и стать членом интеллектуальной элиты страны, определяющей её инновационное развитие.

В процессе проектирования олимпиадного движения целью является подготовка в системе высшего профессионального образования, прежде всего, конкурентоспособной личности.

В системе подготовки будущего специалиста олимпиадное движение как форма организации обучения выполняет несколько функций, которые явно способствуют формированию академической активности и творческих профессиональных компетенций:

1. Адаптивная функция проявляется в том, что обучающийся как участник включается в творческий коллективный процесс по решению производственной проблемной ситуации, может оценивать и реально представлять позитивные и негативные моменты профессиональной деятельности.

2. Целевая функция определяет специфику поведения и профессиональной деятельности, задаёт вектор творческого саморазвития будущего инженера.

3. Обучающая функция состоит в дополнении и обогащении основной теоретической подготовки во время участия в олимпиадах, создаёт условия для качественно нового применения уже имеющихся знаний и навыков.

4. Воспитывающая функция проявляется в том, что к воспитательному воздействию вуза добавляется воздействие олимпиадного коллектива других учебных заведений, профессиональных сообществ, внешней среды через решение региональных проблем, и прежде всего через самоисследование и самовоспитание.

5. Рефлексивная функция предполагает анализ собственной теоретической подготовки, возможность проверки и корректировки в условиях, приближенных к реальной производственной деятельности, в условиях неопределённости и жёсткого цейтнота времени.

Олимпиадное движение - это специфическая реальность, рассматриваемая как специальная сфера социальной деятельности, в которой участники (и обучающиеся и преподаватели) совместно повышают уровень своих творческих способностей. Студенты, осуществляющие «производство» собственных мыслей в условиях олимпиадного движения, оформление их в слова через сотрудничество и соперничество, переживают состояние творца - создателя нового, состояние открытия, инсайта.

В образовательном процессе олимпиадное движение, основанное на саморазвитии обучающегося, представляет собой инновационную форму организации обучения - форму организации самостоятельной работы для студентов, успешно справляющихся с программой дисциплины за более короткие сроки (разновидность ускоренного обучения), чем это предусмотрено рабочим учебным планом. Это обеспечивает формирование индивидуальной образовательной траектории каждого студента, развитие у него готовности к самостоятельной деятельности, проявляющейся в продуктивном вхождении (быстром и без психологической деформации) в профессиональную среду, эффективном решении творческих профессиональных задач, творческом саморазвитии обучающегося в условиях олимпиадной среды.

Образование опосредуется потребностями человека, которые целенаправленно удовлетворяют в образовательном процессе. В олимпиадном движении интегрируются познавательные и социальные потребности человека с целью становления профессиональных компетенций. Специфика олимпиадного движения состоит в создании условий для саморазвития и самореализации обучающихся в образовательном процессе.

Олимпиадное движение в высшей школе выступает как один из специально контролируемых и организованных процессов приобщения студента к межличностному взаимодействию на основе творческой профессионально-ориентированной деятельности и воспитания нравственных качеств.

Рассматривая, олимпиадное движение как элитарное образование нельзя не согласится с тезисом о том, что оно состоит не только в особом функционировании «отдельных модулей (научно-методологического, практико-педагогического, акмеологического, финансово-экономического, материально-технического, информационно-издательского, административного), но и в их оптимальной комбинации, обеспечивающей гармонизацию когнитивной и личностной парадигм образования при сохранении организационной, содержательной, технологической преемственности педагогического процесса на всех его этапах» .

В олимпиадном движении реализуются процессы, которые можно положить в основу организации инновационного образовательного процесса:

1. Развивается понимание личностной ценности других людей и возможности учёта их мировоззрения при совместном решении профессиональных творческих задач;

2. Развиваются познавательные способности с выходом на эвристический и креативный уровни интеллектуальной активности и создаётся нацеленность на непрерывное образование;

3. Творческие способности развиваются при выполнении реальных проектов;

4. Обучающиеся получают возможность вырабатывать и отстаивать собственные суждения по решаемым проблемам.

На наш взгляд, олимпиадное движение как форма организации обучения, прежде всего, нацелена на подготовку творчески саморазвивающейся личности. Мы согласны с В.И. Андреевым, что творчески саморазвивающаяся личность - это «личность, ориентированная на творчество в одном или нескольких видах деятельности на основе самоактуализации всё более сложных творческих задач и проблем, в процессе разрешения которых происходит самосозидание, т.е. творческое позитивное изменение "самости", среди которых системообразующими являются самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и творческая реализация» .

Мы рассматриваем олимпиадное движение как элемент сознательного управления академической активностью и творческой деятельностью. При этом мы опираемся на мысль Я.А. Пономарёва о том, что «до последнего времени задача обучения творческому мышлению оставалась по существу не более чем хорошим пожеланием и реализовалась в очень ограниченной степени, главным образом за счёт отдельных чисто эмпирических находок. Но и эти находки, как правило, не поддавались должному обобщению и систематизации, а потому и не внедрялись в обучение. Сейчас картина начинает меняться.

По нашему мнению, специально-организованная познавательная деятельность в виде участия в олимпиадном движении имеет естественные и многогранные связи с повседневной производственной деятельностью специалиста и интегрируясь в жизнь обучающихся, развивает произвольное и концентрированное внимание, ассоциативное мышление, навыки общения, внешнюю и внутреннюю собранность, помогает преодолеть психологические барьеры при вступлении в новый коллектив, повысить уровень управленческих умений, т.е. предоставляет возможность выбора профессиональной деятельности на уровне удовлетворения мотивации самоактуализации. Следовательно, вовлечение обучающихся в олимпиадное движение оказывает мощное воздействие на становление и развитие личности в соответствии с положениями федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) третьего поколения.

В олимпиадном движении разрешается противоречие между организованностью социального института и перманентной неорганизованностью творческого процесса. «Царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью» (К. Маркс). Подлинно творческой, свободной является деятельность внутренне необходимая человеку, выражающая его внутренние стремления к творчеству в профессиональной области, и протекающая в русле специально организованных условиях в образовательном учреждении. Ценность участия в олимпиадном движении заключается в том, что совместный поиск творческих решений выступает как средство самовыражения; выражения эмоций и чувств; развития духовной культуры и интеллекта; реализации креативности; полифункционального назначения; взаимопонимания между людьми, что мы и называем академической активностью. Предполагается, что студент будет последовательно переходить от этапа предметных олимпиад - к конкурсам по специальности, затем к научной работе (что может быть отражено участием в конкурсе выпускных квалификационных работ).

Олимпиадное движение как элемент полидисциплинарной, многоступенчатой системы образования, имеющий возможность сочетания административного и инициативного способов трансляции позитивного опыта, способно нейтрализовать негативный опыт, влияющий на социализацию молодёжи.

Олимпиадное движение обеспечивает социализацию личности с целью обеспечения её функционирования в обществе и инновационных процессах на производстве в качестве полноправного члена через определение не только системы профессиональных знаний, но и знаний, норм, ценностей, составляющих культуру современного общества. Эффективность процесса социализации с позиций креативной деятельности обеспечивается, с одной стороны, общественными установками на признание инновационного характера развития производства, с другой - личными мотивациями обучающегося. Опыт активного обучения посредством участия в олимпиадном движении подтверждает, что с помощью его форм, методов и средств можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, труднодостижимых в условиях традиционного обучения:

1. Формирование профессионально-ориентированной мотивации к учебной деятельности;

2. Выработка системного мышления специалиста, подразумевающего целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;

3. Приобретение навыка коллективной мыслительной и практической работы, формирование навыков социального взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитание ответственного отношения к делу;

4. Развитие творческого потенциала личности.

Таким образом, анализ эффективности олимпиадного движения подтверждает тезис о том, что включение олимпиадного движения в систему высшего профессионального образования, как формы организации обучения способствует развитию креативности обучающихся и формированию творческих профессиональных компетенций специалиста, готового к эффективной деятельности в условиях становления инновационной экономики России. Достижение таких результатов возможно при условии глубокой методической проработки процессов развития креативности и формирования творческих профессиональных компетенций в условиях олимпиадного движения.

Академическая активность в условиях олимпиадного движения

Олимпиадное движение (как форма организации обучения) - активная творческая созидательная деятельность всех участников образовательного процесса (преподавателей и студентов) на основе интеграции коллективной и соревновательной деятельности...

Зачетная единица как мера трудоемкости учебной работы

Под системой зачетных единиц понимается системное определение всех основных аспектов организации учебного процесса на основе использования зачетной единицы (кредита) в качестве меры трудоемкости учебной работы...

Командно–игровая деятельность как один из методов обучения в сотрудничестве

Обучению в сотрудничестве придается большое значение. Оно вызывает интерес к знаниям, развивает любознательность и смекалку, способствует сенсорному воспитанию, вселяет жизненный оптимизм и воодушевляет эмоциональную силу...

Обучение школьников решению составных задач

Задача на движение включает три величины: скорость, время, расстояние, которые связаны пропорциональной зависимостью. Рассматривая классификацию задач на движение, необходимо отметить следующее...

Организация контрольно-оценочной деятельности на уроках информатики

Процесс обучения представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий преподавателя и руководимых им учащихся на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков...

Особенности работы над задачами на движение в начальных классах

решение задача движение...

Педагогические условия реализации современных требований к уроку

1.1 Исторические аспекты возникновения урока как организационных форм обучения Можно было бы и дальше цитировать бесчисленное количество высказываний ученых характеризующих урок с различных сторон, с различных точек зрения...

Профессиональная ориентация учащихся 9 классов в условиях Межшкольного учебного комбината

Если проанализировать следующие документы: 1. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О завершении перехода к всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы" от 20.06.1972 года. 2...

Пути повышения эффективности и качества уроков математики в средней школе

Развитие у учащихся учебно-познавательной деятельности на уроках биологии

Профильное обучение: цели, формы, структура учебного плана Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре...

Формирование средневековой культуры. Поиск нового содержания, форм культуры

На рубеже античного и средневекового мира складывается патристика -- корпус христианского вероучения, оформленный отцами Церкви -- Августином (354-430), Иеронимом (342-420), Амвросием Медиоланским (339-397), Григорием I Великим (540-604). До Возрождения (нач...

МБОУ «Большеигнатовская средняя общеобразовательная школа»

Доклад на тему:

Подготовила и прочитала:

учитель начальных классов

Аринина Е.И.

август 2017 г.

Тема доклада: Развитие конкурсного и олимпиадного движения школьников как механизм повышения качества образования.

Качество образования – есть качество не только конечных результатов,

но и всех процессов, влияющих на конечный результат.

Ю.А.Конаржевский

Качество образования - это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.

Качество образования - это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.

Путь в научную, исследовательскую и творческую деятельность у каждого свой. Порой человеком движут любознательность, интерес, открытие новых возможностей, а иногда это путь через неудачи, чувство беспомощности и неудовлетворенности. Понятие «успех» не известно тому, кто не переживал поражений, а состояние эмоционального комфорта по достоинству оценит тот, кто хотя бы раз переживал эмоциональный дискомфорт. А формула успеха - это определение цели + сосредоточение усилий + упорство + уверенность в себе. Мы берем на вооружение аксиому, которую вывел М.Е.Литвак: «каждый из нас рождается королем. Лучшая вера, которая может быть у вас – это вера в успех, в ваше высокое предназначение. И вы будете поступать так, что добьетесь этого. Хуже – верить в то, что не сможете достигнуть». Индивидуальную готовность к успеху повышает конкуренция. Состязательность полезна и для развития успешности, как личностной характеристики, и понимания того, что к ошибкам и поражениям надо относиться не как к катастрофе, а как к опыту, открывающему возможность нового поиска. Поэтому позиция педагогического коллектива – воспитывать у детей успешность необходимо на основе введения их в конкурентную среду, в которой формируется собственное представление о своих возможностях, раскрываются и развиваются способности и таланты. Организация олимпиадного и конкурсного движения рассматривается, как импульс к саморазвитию, научному и творческому поиску.

Конкурентная среда заставляет думать и развивает мыслительную деятельность. Известно, что, учебные занятия – это нечто общее для всех детей, а мышление – есть проявление индивидуального отношения человека к знанию. Мышление – выступает, своего рода, инструментом индивидуализации знания. Активная учебно-познавательная деятельность позволяет через участие в олимпиадах и конкурсах развивать мышление, поскольку важнейшей ценностью образовательного процесса является мыслительная индивидуальность.

В последние годы наблюдается бум своеобразных олимпиад и конкурсов. Они имеют разные статусы: официальные, организованные управленческими образовательными структурами федерального, регионального, муниципального уровней; неофициальные (коммерческие), проводимые учреждениями и организациями от местных до международных. Мы стараемся использовать разные виды состязаний (изучив организаторов, их опыт и документы), с целью пробы сил, развития способностей и приобретения опыта, а также создания пространства для развития успешности. По этому, мы выбрали путь – вхождение в соревновательное движение (образование через участие в олимпиадах, конкурсах и других состязаниях). Целесообразно ли массовое участие в научных и творческих соревнованиях или это точечная работа с наиболее яркими детьми? Что лучше и для кого иметь два победителя всероссийской олимпиады школьников или 50-100 призеров и победителей разных всероссийских и международных конкурсов? Если у ребенка имеются проблемы с учебой надо (может) ли он участвовать в олимпиадах? И почему в среднешкольном возрасте около 20% детей проявляют свою «неординарность», а к выпускному классу их остается 2-5%? Все эти «почему» были предметом обсуждения педагогов. Нашу принципиальную позицию можно выразить словами Сократа «В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить». Каждый ученик талантлив по- своему! Задача педагогического коллектива – найти, в чем его талант, порой даже игнорируя его ученические успехи (уходим от позиции, что талантливы только отличники).

В докладе Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 году сказано: «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников…» Многие школы ориентируются на такую модель образования, когда в центре внимания стоит выполнение учебной программы или внедрение новых методов и технологий. Но в подобной ситуации ученик является лишь объектом процесса обучения и после окончания школы в реальной жизни готов играть только роль исполнителя.

Однако современное общество требует от человека, чтобы он был не просто исполнителем, а человеком, способным самостоятельно образовываться в течение всей жизни, готового к принятию решений, способного нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Понятия «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы к организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны, существует категория детей с более высоким творческим и интеллектуальным потенциалом, требующих особой организации обучения, развития и воспитания. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Основная задача учителя - повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.

Работу с одарёнными детьми важно начинать уже в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одарённых детей (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам- 30-40%, а к 17 годам- 15-20%.

Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию творческого потенциала учащихся.

Одним из направлений по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей является участие детей в различного рода дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах.

Олимпиада - одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие. Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они помогают школьникам формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими. Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.

Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах по разным предметам. Дистанционная олимпиада – эффективный способ выявления и развития потенциала одаренных детей. Данный вид деятельности помогает проявить себя детям застенчивым, робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым трудно заставить себя сидеть в классе. Преимуществами дистанционных форм являются: возможность участия независимо от места проживания, проведение в удобное для ребёнка время, возможность совмещения с учебным процессом, отсутствие ограничений количества участников.

Олимпиада позволяет ее участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации.

Среди дистанционных олимпиад и конкурсов можно выделить те, в которых на выполнение заданий отводится более длительное время (2-3 дня). Такой вид работы стимулирует совместную деятельность родителей с учащимися, тем самым способствует формированию позитивного отношения к учебному процессу.

В Интернет пространстве представлены материалы дистанционных конкурсов, олимпиад и викторин по различным предметным областям (математика, языкознание, литература, окружающий мир), а также межпредметные конкурсы. Это позволяет учащимся и учителю выбрать наиболее интересную для себя предметную область, а также даёт возможность ребёнку попробовать себя в других областях знаний.

Разные виды внеурочной деятельности, в том числе дистанционные конкурсы и олимпиады, представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности учителей, учащихся и их родителей, направленный на воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности ребёнка.

С 1 по 11 класс ученики нашей школы участвуют в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах всероссийского, регионального и муниципального масштаба. Более 100 школьников являются победителями, призёрами, участниками конкурсов и награждены сертификатами, дипломами, грамотами.

Эта работа будет продолжена и в этом учебном году. Она способствует вовлечению учащихся в активную творческую и познавательную деятельность, самореализации учеников начальной школы и повышению их самооценки.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!