Мышление - опосредованное и обобщенное познание окружающего мира. Обобщенность и опосредованность — существенные признаки мышления Мышление - опосредованное и обобщенное познание

1. Связь мышления с чувственным познанием. Мышление тесно связано с чувственным познанием действительности, которое обеспечивают ощущения и восприятие. Чувственная картина мира, построенная на основе наших ощущений и восприятия, необходима, но недостаточна для его глубокого и всестороннего познания: ощущения дают нам информацию об отдельных свойствах предметов и явлений; восприятие - это отражение внешних свойств целостного, нерасчлененного объекта или явления. Оба процесса дают нам конкретную, субъективную информацию о предметах, не позволяют выявить сложнейшие взаимодействия и взаимосвязи внутренних свойств объектов и явлений, скрытых от непосредственного наблюдения, а также взаимосвязей предметов, событий, явлений, составляющих окружающую действительность, их причин и следствий, взаимопереходов друг в друга.

Чувственное познание субъективно и во многом зависит от индивидуальных особенностей человека.

2. Мышление - это опосредованное познание. Для того, чтобы правильно строить свою деятельность, человеку необходимы объективные, то есть не зависящие от индивидуальных особенностей самого человека сведения о состоянии и свойствах предметов действительности, например, температура молока в бутылочке для кормления младенца. Благодаря мышлению становится возможным как бы отделить (абстрагировать) свойства предмета от индивидуальных особенностей человека, познающего эти свойства. Это достигается путем опосредованного познания.

Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов или явлений без непосредственного контакта с ними путем анализа косвенной информации.

Таким образом,опосредованность - это особенность мышления, которая обеспечивает объективность нашего знания.

3. Мышление носит обобщающий, абстрагированный характер познания. Чувственное познание - это всегда конкретное познание, так как мы отражаем свойства реальных предметов и явлений в момент их действия на органы чувств. Для того, чтобы предвидеть результаты своей деятельности и поведения, чтобы узнавать новое о предметах и явлениях, недоступных непосредственному восприятию, конкретных единичных знаний недостаточно. Человек на основе единичного опыта обобщает единичные факты и, исходя из этих обобщений, делает вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода. В мышлении происходит переход от единичного к общему и от общего опять к единичному.

Таким образом, обобщенное отражение действительности - это отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям.


В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятия и представлений, человек выходит за пределы чувственного познания, то есть может познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые в обычных случаях не могут восприниматься и наблюдаться человеком.

Таким образом, абстрагированность (отвлеченность) познания реальной действительности - это особенность мышления, которая позволяет познавать непосредственно не воспринимаемые объекты действительности и их свойства.

4. Мышление направлено на решение различных проблем и задач, осуществляет поиск и открытие нового. В реальной жизни человеку постоянно приходится решать те или иные задачи и проблемы . Мышление всегда связано с появлением проблемы. Возникновение проблемы означает, что есть что-то новое и неизвестное для этого человека или человечества в целом. Открытие новых знаний и решение проблем - это функция мышления.

Определение. Проблемой называется такая ситуация, в которой для выполнения той или иной деятельности (практической, учебной, научной, профессиональной) недостаточно ранее усвоенных знаний и возникает потребность в новых знаниях.

Для решения проблемы человек уточняет условия и формулирует задачу и вопрос , ответ на который является целью мышления. Отвечая на вопрос задачи, человек открывает что-то новое и ранее неизвестное либо только для него (например, при решении математической задачи из учебника и проведения лабораторной работы), либо для всего человечества (решение научной задачи). В процессе решения задачи происходит видоизменение и преобразование имеющейся исходной информации.

Таким образом,поиск и открытие нового - это особенность мышления, которая заключается в переработанном и существенном видоизменении известной информации и получении новых знаний.

5. Мышление тесно связано с речью. В этом проявляется важное отличие мышления человека от мышления животных: мышление животных, даже самых «разумных», протекает не в речевой форме. Только благодаря речи мышление человека становится опосредованным, обобщенным и абстрактным, так как появляется возможность отвлечь (отделить) от объекта его свойства, закрепив, зафиксировав их с помощью слова. Мысль получает в слове некоторую материальную оболочку и в этой форме становится частью реального мира и может быть передана другому человеку. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в устной или письменной речи, ведь «кто ясно мыслит, тот ясно излагает». И наоборот, чем тщательнее оттачивается словесная формулировка мысли, тем понятнее сама мысль.

Сформулированные и закрепленные в словах мысли не исчезают и не угасают, а прочно фиксируются в речевой форме (письменной или устной), поэтому всегда есть возможность вернуться к той или иной мысли, проверить ее и уточнить. Благодаря речи становится возможным развернутое, последовательное, систематическое рассуждение. Основанное на рассуждении, логически расчлененное, осознанное мышление называется дискурсивным мышлением .

Таким образом, связь мышления с речью - пятая особенность мышления как психического процесса.

Нужно иметь в виду, что речь и мышление тесно связаны, тем не менее, это разные психические процессы.

Различия речи и мышления:

1) Во-первых , одна и та же мысль может быть выражена разными словами, и не только в речи, а также с помощью других символов, например, математических формул.

2) Во-вторых , решение некоторых проблем может происходить и невербально, например, открытие путем «озарения».

3) В-третьих , начальные стадии мышления (наглядно-действенное мышление у младенца) и мышление животных протекают без участия речи.

4) В-четвертых , возможна речь, лишенная мысли (пограничные состояния - сон, галлюцинации; болезненные состояния - бред).

В зарубежной и отечественной психологии в связи с исследованием процесса мышления вводится понятие интеллекта.

Определение. Интеллект - это совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в решении разных образных и вербальных задач.

Хотя интеллект является одним из самых изученных психологических понятий, но в его понимании имеется много различий. Одни исследователи считают интеллект некоторой общей умственной способностью, другие полагают, что в этом понятии объединены представления о различных умственных способностях.

2. Виды мышления

В психологии используются четыре основные классификации видов мышления , построенные по разным основаниям.

- наглядно-действенное,

- наглядно-образное,

- словесно-логическое (абстрактно-логическое) мышление.

Одновременно эти виды мышления являются генетическими стадиями развития мышления в онтогенезе.

Наглядно-действенное мышление - это такой вид мышления, содержанием которого является практическое преобразование действительности. Наглядно-действенное мышление - это «ручное» мышление, когда решение задачи осуществляется в процессе практических действий. Иногда этот вид мышления называют «внешним», так как осуществляется оно не в уме, а во внешнем плане. Этот вид мышления преобладает у детей до 3-х лет, а также в некоторых видах профессиональной деятельности и в обыденной жизни.

Наглядно-образное мышление - это мышление образами. Этот вид мышления непосредственно связан с восприятием окружающей действительности. Образы могут быть разной степени обобщенности: у маленьких детей они конкретны и неполны, у старших дошкольников и младших школьников имеют обобщенный, схематизированный характер. Этот вид мышления активно развивается и преобладает у детей дошкольного возраста. Мышление старших дошкольников и младших школьников часто называют образно-схематическим.

Словесно-логическое (абстрактное) мышление - это мышление с помощью речи, рассудочное мышление с использованием понятий.

II. По характерудеятельности человека выделяют мышление

- теоретическое (направленное на создание теорий, концепций, моделей);

- практическое (направленное на преобразование действительности).

III. По степени развернутости мышление разделяют на

- дискурсивное (развернутое, построенное на рассуждении);

- интуитивное (мышление методом «озарения»).

IV. По степени новизны выделяют мышление

- продуктивное (творческое - мышление, связанное с созданием принципиально новых решений и знаний);

- репродуктивное (мышление, связанное с использованием известных способов решений и знаний).

3. Основные формы мышления

Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение .

1) Понятие. Определение. Понятие - это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений.

В зависимости от степени обобщенности принято различать общие и единичные понятия.

Общими понятиями называют те, которые охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название. Например, «человек», «животное», «эмоции», «болезнь» и т. д. В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим понятием.

Единичными понятиями называют те, которые обозначают какой-либо один предмет. Например: «Москва», «Волга», «Петр». Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые входят в другое, более общее понятие. Например, в понятие «Волга» входит то, что это река, которая течет по территории России; в понятие «Петр» входит то, что это человек мужского пола, и т. д.

В основе понятий лежат наши знания о предметах и явлениях действительности, поэтому, расширяя наши знания, мы уточняем уже усвоенные понятия и приобретаем новые.

Можно выделить два способа усвоения понятий : специально организованное обучение и собственный опыт .

В процессе систематического обучения учащиеся усваивают общие понятия , в процессе приобретения индивидуального опыта - единичные понятия . Важно помнить о том, что любые общие понятия возникают лишь на основе единичных, поэтому, чем богаче индивидуальный опыт учащегося (чем шире объем единичных понятий и знаний о свойствах и особенностях единичных предметов), тем успешнее будет систематическое обучение. Закономерный путь формирования понятий - это движение от частного к общему, то есть через обобщение.

Развитие обобщений и усвоение элементарных понятий - основная линия в развитии мышления дошкольника, это основа речевого общения и усвоения обобщенных в историческом опыте человечества знаний.

Опосредованность мышления имеет специфические особенности. Мышление опосредованно практической деятельностью человека, направленной на освоение действительности, общением и речью. Первоначально познание свойств, не доступных чувственному отражению, является прямым результатом деятельности, направленной на практические цели. Со временем познавательные действия приобретают самостоятельный статус, формируются внутренние (умственные) действия, деятельность, нацеленная на решение познавательных задач. Этому в значительной степени способствует языковая форма выражения и закрепления полученных сведений, а так же обмен опытом между людьми.

В ходе дальнейшего развития умственная деятельность отделяется от практической и становится способом существования отдельных людей.

Усложнение познавательной деятельности ставит перед человеком новую задачу - исследования собственного мышления. Диалог начинает осознанно применяться не только как метод познания, но и самопознания. Разрабатывается система правильного, дисциплинированного мышления, с которой начинается развитие науки логики.

Мышление имеет глубокие социально-исторические корни. Ведущая роль в развитии мышления принадлежит естественному научному языку и речи. Как говорил Л.С. Выготский, не только отдельные психические процессы, но все сознание в целом обязаны своим происхождением слову.

Сознание, согласно Выготскому, имеет системно-смысловое строение. С одной стороны, это система психических функций, с другой - система значений.

На ранних этапах развития этой системы центральное место в ней занимает восприятие, позже - память, еще позже - мышление. Каждый из психических процессов на всем протяжении развития сознания оказывает обратное влияние на ранее сложившиеся психические функции, поднимая их до более высокого уровня; далее эти преобразованные психические функции побуждают к дальнейшему развитию те процессы, которые способствовали их преобразованию.

Для дошкольника, пишет Выготский, подумать означает вспомнить, а для школьника вспомнить означает подумать. Восприятие и память наполняют мышление чувственным содержанием. Влияние памяти на восприятие проявляется в таких его свойствах, как проективность и апперцептивность. Мышление же придает восприятию осмысленность, в результате чувственное становится разумным.

Мышление, как и все психические процессы опосредовано всей совокупностью продуктов культурно - исторического опыта человечества, включая способы осуществления деятельностей, которые усваиваются, присваиваются и используются индивидом в своей жизни.

Средствами мышления могут быть и являются инженерно-технические сооружения (измерительные приборы, следящие устройства, компьютеры), графические конструкции (чертежи, схемы, диаграммы, модели), знаково-символические посредники: от слов естественного языка до развернутой речи, от отдельных научных терминов до развернутых теоретических построений, от отдельных логико-математических или физических символов до формул, отражающих законы связей и преобразований элементов соответствующих предметов.

Все то, что в мышлении цель, после достижения таковой становятся средством. Определение того, что есть цель, а что средства, зависит от характера решаемых проблем. На этом основании в категорию средств мышления следует включить и все формы чувственного отражения действительности. Мышление возникает в ситуациях дефицита чувственного опыта, но понимание сложной ситуации и открытие способов ее разрешения, может быть не всегда, но часто происходит по аналогии с чувственно воспринимаемым. Следующий вопрос связан со спецификой мышления как процесса. Ответ на этот вопрос возвращает нас к первоначалам, к тому, с чего начинается мышление.

Философ античных времен Платон видел это начало в чувстве удивления. Его ученик Аристотель - в априорных причинах: целевой, формальной, материальной и движущей, - предопределяющих направление действия и оформление его в виде практического или речевого мышления. Наряду с этим вводится еще один вид мышления, который не телу (материальная причина) обязан своим происхождением, которое свойственно не всем, но только избранным и которое получило название теоретического, то есть имеющего божественную природу.

Согласно учению английского философа 17 века Дж.Локка мышление берет начало с простых идей - ощущений, соединение которых, опосредованное операциями, приводит к образованию сложных идей - понятий.

В учении французского философа Р. Декарта исходной точкой, из которой берет начало мышление, является не ощущение и не восприятие, а сомнение в истинности чувственного познания. Чувственный опыт освоения действительности, по Р. Декарту, обеспечивается рефлексивными механизмами, общими для человека и животных. Чувства сомнения свойственны только человеку. Осознание самого факта наличия сомнений дает начало движению в направлении, перпендикулярном чувственному. Это и есть начало мышления.

Учения философов, исследующих вопрос о началах мышления с разных теоретических позиций, но использующих в этих целях единственный, доступный в те времена метод интроспекции, оказали большое влияние на психологию 20-ого и сегодняшнего столетия. В современной психологии считается, что мышление возникает в проблемной ситуации. Первым, более или менее объективным признаком проблемной ситуации является остановка ранее текущего процесса (движения или действия) и вопрос, заданный в самой общей форме, типа: что такое, в чем дело, как? Субъективными признаками проблемной ситуации является: состояние неопределенности, нераскрытости, непонятности предметных отношений в ней, чувство растерянности, смятения или удивления. Вопрос содержит в себе эти состояния и выражает их.

Ситуация, в которой определены или намечены 2 основные детерминанты действия - цель и потребность в ее достижении, но нет готовых, сложившихся на данный момент средств достижения цели и удовлетворения потребности, - называется проблемной.

В природе проблемной ситуации не существует, они возникают только в жизнидеятельности человека или человеческого общества, побуждая к поиску новых средств и способов удовлетворения потребностей. Ф.Перлз называл подобные ситуации тупиковыми и связывал их с состояниями незаполненности сознания, с отсутствием в сознании человека каких-либо образов или представлений. Проблемные или подобные им ситуации знаменуют переход от того, что есть к тому, чего нет, но только будет, от репродукции прошлого опыта в деятельности человека к конструированию новых идей.

Состояние неопределенности и осознание факта наличия проблемной ситуации, заключенные в вопросах общего типа, выполняют роль мотивирующего начала мышления. Далее вступают в действие аналитико-синтетические процессы, благодаря которым субъект мышления отделяет то, что дано ему в этой ситуации от того, что неизвестно и требуется найти. В результате субъект определяется в проблемной ситуации, а ситуация преобразуется в задачу. На этом заканчивается первая фаза мышления как процесса.

Сама постановка проблемы, как пишет С.Л.Рубинштейн, является актом мышления. Сформулировать вопрос, значит подняться до известного понимания, а понять задачу или проблему, значит найти путь, то есть метод для ее решения .

От осознания проблемы субъект переходит к непосредственному ее разрешению. Этот процесс осуществляется в виде практического опробования проблемной ситуации или выдвижения и проверки гипотез. В наиболее развитых формах мышления этот процесс реализуется в виде осознанной гипотетико-дедуктивной деятельности.

Выбор наиболее удачной идеи или выработка (изобретение) адекватного способа решения проблемы означает переход в последнюю фазу - оформления продукта мышления в виде суждений, умозаключений или практических преобразований проблемной ситуации в направлении ее разрешения и снятия. В последней, завершающей фазе мышления создаются условия для возврата субъекта к тому процессу, который был прерван проблемной ситуацией и восстановления прежде текущего процесса, если, конечно, мотивирующие его факторы не потеряли своей актуальности.

Фазы - это довольно крупные звенья мышления, вполне доступные внешнему наблюдению или интроспекции (самонаблюдению), если таковая способность имеется у субъекта. Фазовая динамика отражает цикличность, структурную целостность и завершенность мышления, как процесса решения задач. Возникает закономерный вопрос: при помощи, каких конкретных средств реализуется каждая из фаз и весь цикл в целом?

В экспериментальной и практической психологии содержится достаточно определенный ответ на этот вопрос - с помощью операций. Мышление - процесс операциональный. Наиболее изученными операциями мышления являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и конкретизация. Рассмотрим каждую из них отдельно.

Анализ означает расчленение целого на части; синтез - воссоединение частей и образование новых целостностей. Аналитическая функция в наибольшей степени свойственна сенсорным процессам, синтетическая - перцептивным. Генетические корни этих операций уходят во внешние практические действия. В перспективе развития каждая из них может быть преобразована в более-менее самостоятельный вид деятельности.

Известно, что некоторые люди наиболее склонны к аналитической деятельности. Их называют аналитиками или критиками. Другие более способны к синтезированию и генерированию идей. Творческий процесс в целом осуществляется в диалоге аналитиков и синтезаторов. Анализ и синтез как операции мышления взаимообусловлены и взаимосогласованны таким образом, что вместе образуют единую аналитико-синтетическую деятельность, разворачивающуюся в двух направлениях: анализ через синтез или, наоборот, синтез через анализ.

Сравнение означает сопоставление вещей, свойств, явлений, идей и выявление отношений сходства или различия между ними. Сравнение лежит в основе уподобления, распознавания и узнавания не только вещественных, но и графических, символических или идеальных объектов. Эта операция входит в состав как элементарных актов мышления, так и сложных форм мыследеятельности.

Сравнение является одной из основных операций на ранних этапах развития познавательной деятельности. Сопоставляя предметы по чувственно-воспринимаемым признакам, выявляя в них общие и отличительные особенности, дети овладевают способами построения эмпирических классов. Основные приемы литературного творчества - аналогия, метафора, синекдоха, - содержат в себе операции сравнения.

Абстрагирование и конкретизация - еще одна диада взаимосогласованных операций. Абстрагирование означает выделение, вычленение, извлечение или изоляцию отдельных свойств, сторон, явлений, способов действия или деятельности. Принято различать чувственную, эмпирическую и теоретическую абстракцию. Чувственная выражается в отвлечении одних аспектов непосредственно-воспринимаемой действительности от других. Она характерна для детей дошкольного возраста, которые на вопрос, «что такое собака?» - отвечают: «собака лает, у нее есть животик, хвостик, лапки и ушки».

Эмпирическая абстракция составляет содержательную основу понятий и классификаций, построенных с помощью наблюдений и сопоставлений множества конкретных образов. В качестве примера можно привести классификацию растений или животных в биологии. Критерии биологических понятий и классификаций содержат, как правило, эмпирические знания относительно чувственно-воспринимаемых признаков.

Теоретическая абстракция лежит в основе понятий, не имеющих чувственного аналога в объективной действительности. Таких понятий много в аналитической алгебре, геометрии, а также в философии и психологии, например, «бессознательное» или «мышление».

Конкретизация как операция мышления состоит в подборе примеров при усвоении понятий и наполнении понятий конкретным, чувственным содержанием. Конкретизация включена во все виды деятельности и приобретает особое значение в литературном и художественном творчестве.

Мера соотношения конкретизаций и абстрагирования регулируется понятиями: норма, отклонение, оригинальность, патология. Чрезмерная конкретизация без абстрагирования является одним из признаков деменции, а высокая степень абстрагирования без конкретизации - характерная особенность некоторых видов шизофрении. Динамика отношений между конкретизацией и абстрагированием подобна таковой между операциями анализа и синтеза. Взаимопереходы парных операций из одной в другую - условие гибкости мышления.

Последняя из вышеприведенных операций мышления - обобщение, которое с одной стороны, результат взаимодействия всех перечисленных операций, с другой - имеет самостоятельное значение. Обобщение означает объединение свойств, предметов, представлений или знаний в одну группу, которой присуждается имя. Развитие обобщений связано с возникновением первых слов и развитием речи. Уровень обобщения определяет вид понятий, формирующихся как продукт мышления, функционирующих, как средство мышления и представляющих собой содержательные аспекты мышления.

В генетическом отношении источником обобщений является интерсубъективное, в том числе практическое, коммуникативное и когнитивное (познавательное) взаимодействие. Практика, общение и познание - три основных составляющих человеческого существования. Роль каждой из этих составляющих разная на разных этапах развития индивида и общества

На ранних этапах историко-генетического процесса преобладает практическая деятельность, которая осуществляется с помощью практических действий в непосредственно открывающемся чувственному опыту пространстве. В этот способ освоения действительности включаются общение и познание. Затем общение автономизируется и выделяется в самостоятельный вид деятельности. Познание на этом этапе становится способом существования отдельных групп людей. Вслед за этим наступает этап, когда познание становится условием успешной жизнедеятельности большинства. На этом этапе начинается массовое обучение, увеличивается количество ступеней обучения, появляются персональные компьютеры, электронные средства связи. Общение приобретает новые формы.

Мышление в этом эпохальном масштабе развивается от мышления в форме действия к мышлению в форме образа и от него, не прерывая связи с предыдущими формами, к мышлению в форме Слова. С начала Слово, затем речь, позже, наряду с естественными, искусственные языки, - становятся основными средствами практического, коммуникационного и когнитивного развития человека. Культурно-исторические срезы в развитии мышления - ещё одна характеристика этого процесса.

Исходной формой мышления человека является внешнее предметное действие. Динамика отношений между действием и деятельностью такова, что действие, включенное в деятельность, направленную на удовлетворение потребностей, может преобразовываться в деятельность. В этом случае цель становится мотивом. В свою очередь деятельность может трансформироваться в действие как условие осуществления новых видов деятельности.

Операции являются по своему происхождению трансформированными и автоматизированными действиями, включенными в состав других, более сложных действий. В случае затруднений, операция может разворачиваться в действие, изменяться в этом процессе и преобразовываться в новую операцию.

Достижение цели, т.е. преодоление расстояния от того, что есть к тому, чего еще нет, но только будет, требует в определенной степени напряжения всех сил и преодоление себя, другими словами, означает выход за пределы актуального субъективного опыта. В этом смысле действие выполняет трансцендентную функцию.

В генетической перспективе действие развивается в направлении от внешних, направленных на внешнюю цель, до внутренних, умственных, целенаправленных действий, операционный состав которых сворачивается, редуцируется и не презентируется сознанию. Это путь интериоризации. Переход внутренних, мыслительных действий и операций из свойственной им свернутой и сокращенной формы в развернутую внешнюю форму - путь экстериоризации. На этом пути мысль оформляется и реализуется во внешнем плане (материализуется).

Вся история развития мышления, как социального феномена, так и индивидуальной способности отдельного человека показывает, что этот процесс самым непосредственным образом связан с возникновением и развитием слова, языка и речи. Слово - это универсальный знак, который может быть соотнесен с любым явлением внешнего по отношению к субъекту мира и любым субъективным состоянием. Слово, как всякий знак, имеет две стороны - внешнюю (звукоряд) и внутреннюю (значение). Внешняя - чувственно-воспринимаемая сторона слова и речи в целом создает возможность сообщения без отрыва от непосредственного практического взаимодействия между людьми. Принимая сообщение от другого, человек изменяет свои действия, корректирует их и в этом согласованном процессе развивается целенаправленная коллективная деятельность. Первое слово и есть сообщение, адресованное другому человеку. Универсальность словесного сообщения в том, что будучи средством воздействия на другого, слово становится средством воздействия на самого себя и, таким образом, средством управления собственными действиями и мышлением.

В генезисе речи наблюдается смена форм речевой деятельности, в результате чего внешняя речь преобразуется во внутреннюю. В этом процессе звуковой ряд слова или сообщения редуцируется и интроспективно не фиксируется, подобно тому, как не осознается звуковая сторона собственной речи детьми дошкольного возраста. Определить меру участия внутренней речи в мышлении можно только аппаратурными методами. Такого рода исследование было проведено А.Н Соколовым .

В качестве стимульного материала в этом исследовании были использованы прогрессивные матрицы Равенна из теста Д. Равенна, арифметические и лингвистические задачи, предъявляемые визуально или аудиально. В одной из серий исследования проводилась регистрация микродвижений языка и электрической активности речевой мускулатуры как объективных показателей участия речи в решении задач. В другой серии - в опытах с центральными речевыми помехами - испытуемым предлагалось молча, про себя решать задачи при одновременном проговаривании вслух стихов, бессмысленных слогов или (натурального ряда) чисел.

По данным исследования моторной возбудимости и электроактивности речевой мускулатуры было установлено, что интенсивность и длительность внутренней речи:

  • - увеличивается при возрастании степени сложности и новизны решаемых задач;
  • - более выражены при аудиальном предъявлении стимульного материала;
  • - чаще наблюдается у детей, чем у взрослых.

Опыты с центральным торможением показали, что речевые помехи во время лингвистических задач вызывают нечто вроде «сенсорной афазии», при которой испытуемые, воспринимая отдельные слова, не понимали смысла фраз и предложения. На этом основании был сделан вывод о том, что скрытая вербализация имеет прямое отношение к смысловой переработке воспринимаемой информации.

На предыдущем занятии по тем «Чувственное познание» отмечалось, что в принятии решения, регулировании поведения, построении профессионального жизненного пути, управлении действиями выделяются два вида знаний: непосредственное (чувственное), возникающее в ходе взаимодействия объектов с нашими органами чувств, и опосредованное (рациональное) рассуждениями, речью (рассудочное, мысленное).

Чувственное познание включает такие психические процессы, как ощущение, восприятие, внимание, память. Рациональное познание включает мышление и интеллект.

Мышление и интеллект близкие по содержанию термины. Термину «интеллект» соответствует слово «ум». Когда говорят, что этот «человек умный», то этим подчеркиваются его индивидуальные особенности интеллекта. С ростом ребенка мы часто слышим, что «ум ребенка развивается». Этим подчеркивается развитие интеллекта ребенка.

нам понятно, что на улице ненастье, ветер. Мы проходили с вами такие психические явления, как ощущение и восприятие, отражающие отдельные стороны действительности в разных сочетаниях (отдельных или более полных). Мышление помогает человеку полученные ощущения и восприятия, сопоставлять, сравнивать, различать и раскрывать отношения, выявлять взаимосвязи: то есть мышление глубже познает сущность окружающего мира, отражает бытие в его связях и отношениях. Раскрытие отношений, связей между предметами составляет существенную задачу мышления.

Мышление и интеллект - это важнейшие отличительные черты человека. Термин современного человека - Homo sapiens (человек разумный). Оглохший Бетховен, ослепший Гомер не перестали быть великими, а вот человек, который потерял разум, кажется пораженным в самой человеческой сути.

Мышление – это прежде всего познание, которое с психологической точки зрения создает представление внешнего мира, его моделей и образов. Но восприятие – это тоже познание. А в чем разница между этими двумя психическими процессами? Например, человек, выглянув на улицу, видит, что крыша соседнего дома мокрая. Это пример восприятия. Но если человек по факту мокрой крыши соседнего дома заключает, что прошел дождь, то это уже пример простого мышления, т.е. мышления опосредованного, когда по одному факту выводится заключение о другом. Таким образом, мышление значительно сложнее: вначале создается модель внешних условий, а затем из нее выводится следующая модель. В выше приведенном примере первая модель – мокрая крыша (это относится к восприятию), а вторая модель - недавно прошел дождь (это относится к мышлению).



Итак, интеллект – способность к мышлению, а мышление – это процесс реализации интеллекта. Благодаря интеллекту человек занял доминирующее положение на Земле, получил дополнительные средства для биологического выживания, но в то же время интеллект человека создал и колоссальные разрушительные силы. Для большинства видов деятельности существует определенный минимум интеллекта , который обеспечивает человеку возможность успешного занятия этим видом деятельности. Так, для математиков, шахматистов и др. этот минимум очень высок, а для других (например, работа курьера) – значительно ниже. Но возможен и такой факт, когда высокий интеллект может отрицательно отражаться на отношениях человека с другими людьми, что ведет к снижению успехов, и наоборот, если интеллект человека ниже оптимума, то снижается способность разбираться в ситуации, предсказывать развитие событий и т.д. При значительном превышении оптимума руководитель становится непонятным для людей своей группы, и в тоже время, чем выше интеллектуальный уровень группы, тем выше оптимум интеллекта для руководителя этой группы.

Если ребенок имеет очень высокий уровень интеллекта (более 155 баллов по тестам IQ ),то это отрицательно сказывается на его адаптации по отношению к другим детям, так как он опережает своих сверстников в умственном развитии более чем на 4 года и становятся чужими в своих коллективах.

Для мышления человека существенна взаимосвязь с речью и языком .



бы формах оно не осуществлялось.

Какие же этапы проходит мысль человека прежде, чем она будет выражена в развёрнутой речи одного человека другому? Прежде всего - это мотив высказывания (движущая сила процесса). Далее - возникновение мысли или общей схемы того содержания, которое должно быть воплощено в высказывании. Но прежде чем воплотиться в высказывании речевом, необходимо пройти этапвнутренней речи - существенный переходный этап между замыслом (или "мыслью") и развёрнутой внешней речью. Внутренняя речь порождает (генерирует) развёрнутое речевое высказывание, включающее исходный замысел в систему грамматических кодов языка.

Мышление и речь - не одно и то же. Мыслить - не значит говорить про себя (одну и ту же мысль можно высказать разными словами, но иногда не находим ни одного слова, чтобы выразить свою мысль). Основной единицей языка является слово, которое имеет сложное строение и состоит из двух частей: "предметная отнесённость" и"значение". Каждое слово обозначает какой-либо предмет, указывает на него, вызывает у нас образ того или иного предмета (этим язык человека отличается от "языка" животных, звуки которых выражают лишь определённое эффективное состояние, но никогда не обозначают предметов). Это первая функция слова (предметная отнесённость).

Вторая функция слова - значение слова - даёт возможность анализировать предметы, выделять в них существенные свойства, относить предметы к определённой категории.

Реальное употребление слова - всегда результат выбора нужного значения из системы значений. Эта выделенная из многих возможных значений, соответствующая ситуация, система связей называется в психологии смыслом слова (от наглядного обозначения - ель, сосна, к более общему понятию - дерево, растение; далее к - растение, животное). Система смысловых связей, стоящих за словом выражающим понятие, позволяет мысли двигаться во многих направлениях, следовательно, понятие может считаться наиболее существенным механизмом в основе движения мысли.

Понятие - это опосредованное и обобщённое знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений. В любом слове, носителе понятия, выделяются как эмоционально-образные, наглядные компоненты, так и системы логических связей. Только их соотношение у разных людей, в зависимости от умственного развития, разное (у детей дошкольного возраста преобладают за словом эмоционально-образные переживания; у школьников младших классов - наглядные, конкретно-образные и ситуативные связи; у старшеклассников и взрослых - сложные логические связи ).

Понятие может быть раскрыто разными способами: внешним описанием явлений, перечислением существенных признаков и последовательностей, дать определение (тезаурус ). Важнейшим показателем усвоения понятия является умение пользоваться им в познавательной и практической деятельности. Выделяется следующая последовательность этапов усвоения понятия: конкретное единичное использование понятия; выделение понятий из круга родственных понятий, но неразличение при этом существенных и несущественных признаков; определение обобщённых существенных признаков без умения широкого употребления понятия; выделение существенных признаков, широкое использование понятия.

Рассмотримосновные этапы или фазы процесса мышления .

Начинается мыслительный процесс в сознании проблемной ситуации (ПС ). (Этот этап не всем под силу - тот, кто не привык мыслить, воспринимает окружающий мир как само собой разумеющееся; чем больше знаний, тем больше видится проблем). Проблемная ситуация содержит в себе противоречие и не имеет однозначного решения.

В результате анализа проблемной ситуации формулируется задача (ФЗ ). Это означает, что в ранних условиях удалось предварительно расчленить известное (данное) и неизвестное (искомое), а также определить требование (цель). Задача всегда ставит перед субъектом цель, сформулированную в вопросе, которым кончается каждая задача и который не заключает в себе ответа. Цель дана в определённых условиях, и субъект, решающий задачу, должен ориентироваться в её условии, выделить из содержания самое важное. Это позволяет создать гипотезу того пути, по которому должно идти решение, т.е. создать общую схему решения (ОСР) .

Поставленная задача решается различными способами в зависимости от условий, типа умственной деятельности субъекта, способа решения (алгоритм, эвристика, правила и т.д.). Если решение поставленной задачи будет идти по правилам, то это означает необходимость выполнить еще два этапа: на первом этапе определить необходимое для решения задачи правило, а на втором - применить данное общее правило к конкретным, частным условиям.

Определив путь решения поставленной задачи, можно обратиться к выделению частных операций (стратегии решения - СР ), которые могут быть как простыми, так и иметь сложный характер и состоять из целой цепи последовательных звеньев. Получив какой-то результат, решающий задачу человек сличает его с исходным условием и если результат соответствует условию - заканчивает решение, а если не соответствует - начинает действие снова, пока полученный результат будет согласован с исходным условием.

Описанный процесс должен определяться основной задачей и не выходить за пределы её условия, несоблюдение этого неизбежно приведёт к невозможности решения задачи. Но человек не всегда в состоянии выделить этапы, последовательно проходимые мыслью в ходе решения задачи. При интуитивном мышлении человеку кажется, что решение пришло внезапно, как озарение (инсайт ).

Какие требования обеспечивают полноценный характер решения задачи?

· Решающий задачу должен запомнить её и не потерять связь вопроса с её условием.

· Он должен ориентироваться в условии задачи и затормозить всякие проявления непосредственных импульсивно возникающих операций, не подчинённых её общей смысловой схеме.

· Он должен создать известное "внутреннее поле", в пределах которого должны протекать все его поиски и операции и ни в коем случае не выходить за границы этого логического поля.

· Он должен выполнять необходимые операции счёта, не забывая, какое место в общей стратегии решения задачи занимает каждая операция.

· Он должен сличить полученный результат с исходным условием.

Мыслительные операции.

Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстрагироваание, конкретизация и обобщение.

Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений (Пример: стол можно разложить на крышку стола, ножки, ящики, распорки и т.д.). Анализ бывает практическим (когда мыслительный процесс непосредственно включен в речевую деятельность) и умственным(теоретическим). Если анализ оторван от других операций, он становится порочным, механистичным (так, ребенок разбирает, ломает игрушку на отдельные части, никак не используя их дальше).

Синтез - это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. Синтез не является механическим соединением частей и поэтому не сводится к их сумме. (При соединении отдельных частей машины, при их синтезе получается не груда металла, а машина, которая передвигается. При химическом соединении кислорода и водорода получается вода. И синтез, и анализ занимают важное место в учебном процессе. Так, при обучении чтению звуков и букв составляются слоги, из слогов - слова, из слов - предложения).

Сравнение - это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками (сравнение при прикладывании одного предмета к другому: линейки к бумаге и т.д.). Сравнение бывает односторонним (неполным, по одному признаку) и многосторонним (полным, по всем признакам); поверхностным иглубоким;непосредственным иопосредованным.

Абстрагирование состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных (говоря о зеленом цвете как о благотворно действующем на зрение человека, при этом не указывают на конкретный предмет зеленого цвета). Здесь признак, отделяемый от объекта, мыслится независимо от других признаков предмета, становится самостоятельным предметом мышления. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Путём абстрагирования были созданы отвлечённые, абстрактные понятия длины, широты, количества, равенства, стоимости и т.д. Благодаря абстракции, человек может отвлечься от единичного конкретного.

Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. Если высказанная мысль оказывается непонятной другим, то в данном случае стараются её конкретизировать (просьба привести пример по высказанному - это и есть конкретизация).

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам (яблоки, груши, сливы и т.д. соединяются в одном понятии "фрукты"; человек анализирует предметы и выявляет в них общие закономерности; психолог изучает людей, чтобы вскрыть общие закономерности их развития).

Виды мышления.

Мышление человека не только включает в себя различные операции, но и протекает на различных уровнях, в различных формах, что говорит о существовании разных видов мышления.

По степени развёрнутости мышление может бытьдискурсивным (поэтапно развёрнутым процессом) иинтуитивным (характеризуется быстротой протекания, отсутствием чётко выраженных этапов, минимальной осознанностью).

С точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач выделяется мышление творческое (продуктивное) ивоспроизводящее (репродуктивное). Творческое мышление направлено на создание новых идей, новообразований. Но надо отличать объективно новое (т.е. то, что ещё никем не было сделано) от субъективно нового (т.е. нового для данного конкретного человека). Так, студент, выполняя опыты по специальным предметам, открывает новые, неизвестные ему лично свойства, положения, выводы и т.д. Но это неизвестное студенту не означает, что оно не было известно преподавателю. В качестве препятствий развитию творческого мышления может выступать излишняя критичность, внутренняя цензура, желание найти ответ немедленно, ригидность (стремление пользоваться старыми знаниями) иконформизм (боязнь выделиться и стать смешным для окружающих).

В отличие от творческого мышления репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений. В тех случаях, когда в процессе применения знаний осуществляется их проверка, выявление недостатков и дефектов, говорят о критическом мышлении.

По характеру решаемых задач мышление разделяют на теоретическое и практическое . В психологии долгое время изучался только теоретический аспект мышления как направленного на открытие законов, свойств объектов, а вопрос практического мышления если и ставился, то сужался до понятия сенсомоторного интеллекта, который рассматривался неотрывно от восприятия и от прямого манипулирования с предметами. Между тем в жизни мыслят не только "теоретики". Б.М.Теплов в работе "Ум полководца" показал, что практическое мышление - это не начальная форма мышления ребёнка, а зрелая форма мышления взрослого. В работе любого организатора, администратора, производственника и т.д. ежечасно возникают вопросы, требующие напряжённой мыслительной деятельности. Практическое мышление связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развёртывается в условиях дефицита времени, что делает его ещё сложнее, чем теоретическое мышление. Возможности пользоваться гипотезами у "практики" более ограничены, так как проверяться эти гипотезы будут не в специальных экспериментах, а в самой жизни, и не всегда есть время для этих проверок. Высшие проявления человеческого ума наблюдались в одинаковой мере как у великих практиков (Пётр I, А.В.Суворов), так и у великих теоретиков (М.В.Ломоносов, К.Э.Циолковский).

В зависимости от содержания решаемой задачи выделяют следующие виды мышления: предметно-действенное (решение задач с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов - характерно для детей до трёх лет, движение рук опережает мышление, этот вид мышления ещё называют ручным, оно встречается и у взрослых - работа испытателя, конструктора);наглядно-образное (оперирование образами - видение предмета с нескольких точек: проявляется у дошкольников, 4-7 лет, практические действия у них отходят на второй план, объект познаётся наглядным его представлением; у взрослых - приступая к ремонту квартиры они заранее представляют, что из этого выйдет. Этим видом мышления были созданы изображения атомного ядра, внутреннее строение земного шара); словесно-логическое мышление (функционирует на базе языковых средств, человек устанавливает общие закономерности, предвидит развитие процессов в природе и обществе, обобщает различный наглядный материал).

Все виды мышления тесно взаимосвязаны, постоянно взаимно переходят друг в друга. Так, работая со схемами и графиками, трудно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, когда содержанием задачи являются схемы и графики.

Практически-действенное мышление позволило П.Н.Яблочкову (изобретателю первой электрической лампочки) решить сложную теоретическую задачу - как сделать, чтобы расстояние между углями лампы, расположенными на одной вертикальной линии, оставалось постоянным и не увеличивалось. Сидя в кафе и что-то писав, он положил два карандаша рядом. И сразу мысль: поместить угли в лампе параллельно.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!