Конспект НОД «Жизнь дана на добрые дела. Конспект НОД «Жизнь дана на добрые дела «Не надо врать»

Задачи уроков: обобщить знания о юмористических произведениях (знать особенности построения текстов рассказов; героев рассказов; основные отличительные черты их характера); учить составлять план текста; учить подробно, кратко, выборочно пересказывать текст;

учить составлять монологическое высказывание на тему (устное сочинение); определять смысл пословиц, соотносить пословицы с изучаемым материалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме: «Жизнь дана на добрые дела».

Задачи уроков: обобщить знания о юмористических произведениях (знать особенности построения текстов рассказов; героев рассказов; основные отличительные черты их характера); учить составлять план текста; учить подробно, кратко, выборочно пересказывать текст;

учить составлять монологическое высказывание на тему (устное сочинение); определять смысл пословиц, соотносить пословицы с изучаемым материалом.

Планируемые результаты освоения темы:

осмысление особенностей повествовательного текста; умение характеризовать героя текста; умение сравнивать сюжеты, сравнивать героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; деление текста на смысловые части, составление плана; подробный, краткий, сжатый пересказ прочитанного; определение главной мысли, соотнесение пословицы с изучаемым материалом.

Ресурсы и оборудование:

Литературное чтение. Учебник. 3 класс. Часть 1.

Т. Коти. Творческая тетрадь. 3 класс.

Ход уроков

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, мои друзья!

Нашей встрече рада я!

Разрешите вас обнять,

Всем удачи пожелать.

выходят к доске, вывешивают пословицы и объясняют их значение.

2.Игра «Добро–зло»- мозговой штурм

Первый шаг к доброте – это доброе слово.

Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, хором – отвечать –добро или зло.

*Перебивать во время разговора?

*Обозвать обидным словом соседа?

*Извиниться за вынужденное опоздание?

*Уйти и не попрощаться?

*Помогать родителям?

*Не уступить место старшим в автобусе?

* Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?

*Поздороваться при встрече?

*Толкнуть и не извиниться?

*Помочь поднять упавшую вещь?

*Не снять шапку, когда заходишь в школу?

*Говорить «Спасибо» за подарок?

*Громко разговаривать?

4.Притча (видео ролик)

Предварительная работа

5.Проверка домашнего задания

Работа с вопросом №2 учебника.

Прочитайте ещё раз тему изучаемого раздела. Соотнесите её с теми произведениями, которые прочитали.

Почему юмористические рассказы включены в тему «Жизнь дана на добрые дела»?

Как по-другому можно было озаглавить раздел?

Предложите свои варианты.

Все ли рассказы, прочитанные в этом разделе, можно назвать юмористическими?

Почему?

Работа с вопросом №5 учебника.

При выполнении этого задания требуется составить план выборочного пересказа:

определить фрагмент для выборочного пересказа (одно событие, портрет героя, характеристика героя, описание поступка, который совершил герой);

Памятка:

3.Пересказать текст;

Работа с вопросом №6 учебника .

Кому из героев могут быть адресованы слова «Жизнь дана на добрые дела». Замените это высказывание близкими по смыслу пословицами или поговорками.

Работа с вопросом №7 учебника.

Прочитайте все пословицы.

Прочитайте только те пословицы, которые вы слышали, знаете. В каких случаях употреблялись эти пословицы?

Какими пословицами можно заменить название нашего раздела?

Работа с вопросом №8 учебника.

Группа работает с одной пословицей и представляет произведения, соответствующие ей.

Установи соответствие: название произведения, автор, подсказка (пословица, цитата из текста, опорные слова)

Н. Носов

«Огурцы»

«Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала».

М.Зощенко

«Не надо врать»

«На обмане далеко не уедешь»?

«И я ничего не знал, что бывает в гимназиях. И первые три месяца ходил буквально как в тумане».

Л. Каминский

«Сочинение»

Так ладно врёт, что сам себе верит»?

«Через тридцать лет»

бильярд, шарик, подарки.

«Трудная задача»

радио, задачник, песня, блоха, колокольчик.

притча

«Что побеждает»

Самая трудная борьба - самого себя побороть.

«Что важнее»

В какой семье любовь да совет, в той и горя нет.

В.Драгунский

«Где это видано, где это слыхано…»

«Я стоял и смотрел, как он ест. Сам маленький, а сарделька толще его шеи. Он держал эту сардельку руками и ел прямо целой, не разрезал, и шкурка трещала и лопалась, когда он её кусал, и оттуда брызгал горячий пахучий сок».

6 Тестирование

2. К какому жанру относится произведение Л.Д. Каминского «Сочинение»?

а) «Фантазёры» б) «Мишкина каша» в) «Живая шляпа» г) «Огурцы»

4. Почему Лёля из произведения «Через тридцать лет» сказала, что проглотила шарик?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5. Что означает слово «сатирик»

б) Сатирическое произведение

в) Человек, написавший статью в газету

6. Какая пословица раскрывает суть притчи «Что важнее»?

а) Денег наживёшь - без нужды проживёшь.

б) В какой семье любовь да совет, в той и горя нет.

в) Друзья познаются в беде.

г) Сегодняшней работы назавтра не откладывай!

7. Узнайте произведение по ключевым словам: радио, задачник, песня, блоха, колокольчик.

а)«Где это видано, где это слыхано...» в) «Огурцы»

б) «Трудная задача» г) «Сочинение»

8. Какому произведению подходит пословица «На обмане далеко не уедешь»?

а) «Где это видано, где это слыхано...»

б) Притча «Что побеждает?»

в) «Не надо врать»

Проверочная работа № 2 «Жизнь дана на добрые дела»

2 вариант

2. К какому жанру относится произведение М.М. Зощенко «Через тридцать лет»?

а) быль б) рассказ в) сказка г) басня

3. Какое из произведений Н.Н. Носова включено в раздел «Жизнь дана на добрые дела»?

а) «Мишкина каша» б) «Трудная задача» в) «Затейники» г) «Заплатка»

4. Почему в произведении «Не надо врать» папа поднял Миньку на руки, поцеловал и пообещал ему фотоаппаратик после того, как узнал о двойке и о нескольких дневниках сына? __________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5. Что означает слово «сени»?

а) стог сена

б) входная часть (прихожая) традиционного русского дома; неотапливаемое и нежилое помещение

в) горка, где катаются на санях

г) жилое помещение в доме

6. Какая пословица раскрывает суть притчи «Что побеждает»?

а) Самая трудная борьба - самого себя побороть.

б) Друга ищи, а нашёл - береги.

в) Здоровье дороже денег.

г) Кончил дело - гуляй смело.

7. Узнайте произведение по ключевым словам: бильярд, шарик, подарки.

а)« Трудная задача» в) «Сочинение»

б) «Через тридцать лет» г) «Огурцы»

8. Какому произведению подходит пословица «Так ладно врёт, что сам себе верит»?

а) «Сочинение»

б) Притча «Что побеждает?»

в) «где это видано, где это слыхано…»

7. Изготовление коллажа.

Чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут узнать старинные чашечные часы? На одну чашу весов мы будем класть “зло” (таблички- зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с “добром”

- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки- в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

8. Рефлексия. Итог занятия.

Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

Добрые сердца – сад

Прочитайте текст.

В. Железняков

История с азбукой

После уроков я зашёл в первый класс. Я бы не стал к ним заходить, но соседка поручила присмотреть за её сыном. Всё-таки первое сентября, первый школьный день. Заскочил, а в классе уже пусто. Все ушли. Ну, хотел повернуться и идти. И вдруг вижу: на последней парте сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно. Это была девочка, а совсем не мальчик, которого я искал. Как полагалось первоклашкам, она была в белом переднике и с белыми бантами ровно

в десять раз больше её головы. Странно, что она сидела одна. Все ушли домой и, может быть, уже

едят там бульоны и молочные кисели и рассказывают родителям чудеса про школу, а эта сидит и неизвестно чего ждёт.

Девочка, - говорю, - почему не идёшь домой?

Никакого внимания.

Может быть, потеряла что-нибудь?

Сидит как статуя, не шелохнётся.

Что делать, не знаю. Уйти вроде неудобно.

Подошёл к доске, придумываю, как расшевелить эту «статую», а сам потихоньку рисую на доске мелом. Нарисовал первоклашку, который пришёл из школы и обедает. Потом его отца, мать и двух бабушек. Он жуёт, уплетает за обе щеки, а они ему смотрят в рот. Получилась забавная картинка.

А мы с тобой, - говорю, - голодные. Не пора ли и нам домой?

Нет, - отвечает, - я домой не пойду.

Что же, ночевать здесь будешь?

тут меня совесть заела, и я вернулся.

Ты, - говорю, - если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сейчас вызову школьного врача. А он - раз два! - «скорая помощь», сирена - и ты в больнице.

Решил напугать её. Я этого врача сам боюсь. Вечно он: «Дыши, не дыши», - и градусник суёт под мышку. Холодный, как сосулька.

Ну и хорошо. Поеду в больницу.

Честное слово, она была ненормальная.

Можешь ты сказать, - закричал я, - что у тебя случилось?

Меня брат ждёт. Вон во дворе сидит.

Я выглянул во двор. Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик.

Ну и что же?

А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.

Сильна ты обещать! - сказал я. - В один день всю азбуку!

Может быть, ты тогда школу закончишь в один год? Сильна врать!

Я не врала, я просто не знала.

Вижу, сейчас она заплачет. Глаза опустила и головой как-то непонятно вертит.

Буквы учат целый год. Это непростое дело.

У нас папа с мамой уехали далеко, а Серёжа, мой брат, сильно скучает. Он просил бабушку, чтобы она написала им от него письмо,

а у неё всё нет свободного времени. Я ему сказала: вот пойду в школу, выучу буквы, и напишем маме и папе письмо. А он мальчикам во дворе рассказал. А мы сегодня весь день палки писали. - Сейчас она должна была заплакать.

Палки, - говорю, - это хорошо, это замечательно! Из палок можно сложить буквы. - Я подошёл к доске и написал букву «А». Печатную. - Это буква «А». Она из трёх палок. Буква шалашик. Вот уж никогда не думал, что буду учителем. Но надо было отвлечь её, чтобы не

заплакала.

А теперь, - говорю, - пойдём к твоему брату, и я всё ему объясню.

Мы вышли во двор и направились к её брату. Шли, как маленькие, за руки. Она сунула мне свою ладошку в руку. Мягкая у неё ладошка и тёплая, а пальцы подушечками. Вот, думаю, если кто-нибудь из ребят увидит - засмеют. Но не бросишь же её руку - человек ведь...А этот печальный рыцарь Серёжа сидит и болтает ногами. Делает вид, что нас не видит.

Слушай, - говорю, - старина. Как бы тебе это объяснить?

Ну, в общем, чтобы выучить всю азбуку, нужно учиться целый год. Это не такое лёгкое дело.

Значит, не выучила? - Он вызывающе посмотрел на сестру. - Нечего было обещать.

Мы писали палки весь день, - с отчаянием сказала девочка. - А из палок складываются буквы.

Но он не стал её слушать. Сполз со скамейки, низко опустил голову и поплёлся утиной походочкой.

Меня он просто не замечал. И мне надоело. Вечно я впутывался в чужие дела.

Я выучила букву «А». Она пишется шалашиком! - крикнула

девочка в спину брату. Но он даже не оглянулся.

Тогда я догнал его.

Слушай, - говорю, - ну чем она виновата? Наука - сложное дело. Пойдёшь в школу, сам узнаешь. Думаешь, Гагарин или Титов в один день всю азбуку одолели? Тоже ой-ой как попотели! А у тебя и руки опустились.

Я весь день на память письмо маме сочинял, - сказал он.

У него было такое печальное лицо, и я подумал, что зря родители не взяли его, раз он так скучает. Собрались ехать в Сибирь, бери и детей с собой. Они не испугаются далёких расстояний или злых морозов.

Боже мой, какая трагедия! - говорю. - Я сегодня приду

к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.

Вот хорошо! - сказала девочка. - Мы живём в этом доме, за

железной изгородью... Правда, Серёжа, хорошо?

Ладно, - ответил Серёжа. - Я буду ждать.

Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железными прутьями забора и кустами зелени. И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос.

Серёжа, ну, что, выучила твоя сестра все буквы?

Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежала в подъезд.

Выучить азбуку, знаешь, сколько надо учиться? - сказал Серёжа. - Надо учиться целый год.

Значит, плакали ваши письма, - сказал мальчишка. -

И плакала ваша Сибирь.

Ничего не плакала, - ответил Серёжа. - У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе; он сегодня придёт к нам и напишет письмо.

Все ты врёшь, - сказал мальчишка. - Ох, и силён ты заливать! Ну, как зовут твоего друга, как?

Наступило молчание.

Ещё минута, и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться. Нет, это было не в моём характере. Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову между прутьями.

Между прочим, его зовут Юркой, - крикнул я. - Есть такое всемирно известное имя.

У этого мальчишки от неожиданности открылся рот, как у гончей, когда она упускает зайца. А Серёжа ничего не сказал. Он был не из тех, кто бил лежачих. А я спрыгнул на землю и пошёл домой. Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело на душе, и всё. Отличное было настроение. Даже петь хотелось.

Выполните задания: (всему классу)

1.Определите жанр данного текста.

2.О чём рассказывается в тексте. Отметьте:

о дружбе Юры и маленькой девочки;

о том, как девочка пошла в школу;

о том, как девочка хотела помочь своему брату .

5.Какими качествами характера обладала девочка?

6.Ответьте на вопрос: хотел бы я дружить с такой девочкой

1 группа

2 группа

3 группа

3.Разделите текст на части. Составьте план этого текста.

4.Какой пересказ можно сделать по этому плану (краткий; выборочный; подробный)- памятка

Составить 5 вопросов в форме теста

Написать отзыв.

Памятка:

1.Подчеркнуть главные (ключевые) слова, на которых будет строиться пересказ текста;

2.Распространить эти слова, составив предложение;

3.Пересказать текст;

4.Определить, какие важные слова, словосочетания при пересказе упустили;

5.Повторно пересказать текст;

6.Самостоятельно оценить пересказ;

7.Получить оценку товарищей по классу.

Приложение:

Мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому дети я всегда стремился».

Ключ:1 вариант

Ключ:2 вариант

Сатира-это 1.Обличающая, бичующая ирония.

2.Литературное произведение, обличающее отрицательные явления действительности.


Это довольно бестолковая на взгляд многих учителей начальной школы творческая тетрадь, и потому большинство даже не закупают их к учебникам. Абсолютно тот же материал и почти те же вопросы есть в учебнике, а потому мы тоже пробежимся по этой творческой тетради кратенько, без остановок и особых разъяснений. Уточним, что творческая тетрадь эта к учебнику по литературному чтению за 3 класс по программе Перспектива, автор Т.Ю.Коти, которая половину заданий и стишков, видимо, сочинила тут же на ходу. Ну что же, она насочиняла, а мы все задания выполнили. Вам остается только списать ответы в нашем решебнике с готовыми домашними заданиями.

Мы будем рады, если наше ГДЗ вам все же пригодится.

Ответы на задания к творческой тетради по литературе за 3 класс

Страница 4-6. Книги - мои друзья

Книга, которую прочитал Ваня летом, называется "Приключения Бибигона", ее автор Чуковский К.И.

Еще мне знакомы произведения Чуковского: "Айболит"; "Бармалей"; "Краденое солнце"; "Мойдодыр"; "Путаница"; "Телефон"; "Федорино горе"; "Тараканище".

Книги, прочитанные за лето: перечислите книги, которые прочитали.

Сперва аз да буки, а там и науки. (Сначала человек изучает азбуку, а потом уже читает книги).
Азбука - наука, а ребятам - бука. (Иногда азбука тяжело даётся детям).
За аз да буки, так и указку в руки. (Тому, кто научился грамоте, доверяют руководство)

Пословицы, поговорки и загадки о книге

Выберите несколько понравившихся из списка ниже.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Кто больше знает, тому и книги в руки.
Книга - лучший товарищ.
Не красна книга письмом, красна умом.
Испокон веков книга растит человека.
Не на пользу книги читать, когда только вершки в них хватать.
Всем хорошим во мне я обязан книгам (М. Горький).
Любите книгу - источник знания (М. Горький).
Книга книгой, но и своим умом двигай.
Книга хороша, да начетчики плохи.
Книги не говорят, а правду сказывают.
Книги читай, а дела не забывай.
Книги читать - не в ладушки играть.
Будешь книги читать - будешь все знать.
Выбирай книгу так, как выбираешь друга.
Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда их читают.
Книга подобна воде: дорогу пробьет везде.
Книга поможет в труде, выручит и в беде.
Одна хорошая книга лучше всякого сокровища.
Хорошая книга - искренний друг.
Хорошая книга ярче звездочки светит.
Книга - пища ума.
Книга - твой друг, без нее как без рук.
Книга в два листа, а середка пуста.
Книга книге - рознь: одна учит, другая мучит.
Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.
Книга не шапка, а выбирай по голове.
В книге ищи не буквы, а мысли.
За книгой - умом двигай.
Иная книга обогащает, а иная - с пути совращает.
Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибет.
Иной глазами по книге водит, а разум у него стороной ходит.
Кому книга - развлечение, а кому - учение.
Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.
Напрасный труд - удить без крючка и учиться без книги.
Одна книга тысячи людей учит.
С книгами знаться - ума набраться.
С книгой жить - век не тужить.
С книгой поведешься - ума наберешься.
Ум без книги, что птица без крыльев.
Умнее книги не скажешь.
Иное от книг, иное от ендовы.
В доме ни одной книжки - плохи у хозяина детишки.
Загадки о книгах

Русские загадки о книге:

Сама мала,
а ума придала.

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.

Не дерево, а с листами,
Не рубашка, а сшита,
Не растение, а с корешком,
Не человек, а с разумом.

Кто говорит молча?

Ответ на загадки: КНИГА. Эта отгадка может стать заголовком стихотворения Т.Коти.

Стр. 6

  1. Иван Фёдоров
  2. Иван Грозный
  3. Друкарь
  4. Азбука

Страница 7-21. Жизнь дана на добрые дела

Добрый друг
Т. Коти

Жизнь дана на добрые дела,
Чтобы сердце к серрдцу потянулось,
Чтобы слово доброе вернулось
И дорога светлая вела.
Жизнь дана на добрые дела.
Есть у человека добрый друг.
Это совесть.
Всем она знакома.
У кого-то в сердце - она дома.
У кого-то вызовет испуг,
Если правду слушать недосуг.
Совесть учит нас как нужно жить.
Голос ты ее всегда узнаешь.
Не всегда услышишь, что желаешь.
Но поймешь, как лучше поступить.
Совесть учит нас, как нужно жить.
Жизнь дана на добрые дела,
Чтобы сердце к сердцу потянулось,
Чтобы слово доброе вернулось
И дорога светлая вела.
Жизнь дана на добрые дела.

Как вы думаете, почему автор выбрал именно эти слова для названия стихотворения? Может ли совесть быть добрым другом? Почему? Случались ли в вашей жизни такие ситуации, когда вы слышали голос совести? Прислушивались ли вы к её советам? Предложите свои варианты заголовков стихотворения. Запишите их.

Автор выбрал именно эти слова для названия стихотворения, потому что они выражают главную мысль этого произведения.
Совесть может быть добрым другом, потому что она учит людей, как нужно жить.
В моей жизни случались ситуации, когда я слышал(а) голос совести. Мне приходилось прислушиваться к её советам.
Мои варианты заголовков стихотворения: «Жизнь дана на добрые дела», «Голос совести всегда узнаешь», «Светлая дорога».

Прочитайте, что говорил о родном русском языке Владимир Иванович Даль в «Напутном слове». Не кажется ли вам, что его
слова, сказанные почти 150 лет назад, звучат сегодня очень современно?

В. Даль
Взгляните на Державина, на Карамзина, Крылова, на Жуковского, Пушкина... не ясно ли, что они избегали чужеречий; что старались, каждый по-своему, писать чистым русским языком? А как Пушкин ценил народную речь нашу, с каким жаром и усладою он к ней прислушивался... Говоря просто, русской речи предстоит одно из двух: либо испошлеть донельзя, либо, образумясь, своротить на иной путь, захватив притом с собою все покинутые второпях запасы. Объясните, как вы поняли слова чужеречие, испошлеть, образумясь. Посмотрите значения этих слов в толковом словаре. Как вы думаете, о каких запасах, покинутых второпях, ведёт речь В.Даль? Почему мы их должны беречь? Обсудите с другом, как вы сами относитесь к родному языку, бережёте ли, не засоряете ли свою речь ненужными некрасивыми словами.

Слова В.Даля, сказанные почти 150 лет назад, сегодня звучат очень современно, потому что русскую речь заполонили жаргонизмы, большое количество иностранных слов.

Чужеречие – это заимствованное из иностранного языка слова.
Испошлеть – опошлиться, стать пошлым.
Образумясь – одумавшись, образумившись.

Я думаю, что В.Даль ведёт речь об исконно русских словах, именно их он подразумевает под выражением «запасы, покинутые второпях». Мы их должны беречь, потому что они составляют богатство русского языка.

Иногда мы с друзьями употребляем жаргонные слова, но стараемся произносить их как можно реже. Родной язык нужно любить и беречь – это мы понимаем.

Стр. 9



Ответы к странице 22-28. Волшебная сказка

Страница 29-38. Люби все живое






Ответы на вопросы страницы 39-42. Картины русской природы

Страница 43-51. Великие русские писатели




Ответы на вопросы стр. 52-54. Литературная сказка

Страница 55-63. Картины родной природы



Всё, конец тетради!

Обобщающий урок по теме: «Жизнь дана на добрые дела».

Задачи уроков: обобщить знания о юмористических произведениях (знать особенности построения текстов рассказов; героев рассказов; основные отличительные черты их характера); учить составлять план текста; учить подробно, кратко, выборочно пересказывать текст;

учить составлять монологическое высказывание на тему (устное сочинение); определять смысл пословиц, соотносить пословицы с изучаемым материалом.

Планируемые результаты освоения темы:

осмысление особенностей повествовательного текста; умение характеризовать героя текста; умение сравнивать сюжеты, сравнивать героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; деление текста на смысловые части, составление плана; подробный, краткий, сжатый пересказ прочитанного; определение главной мысли, соотнесение пословицы с изучаемым материалом.

Ресурсы и оборудование:

Литературное чтение. Учебник. 3 класс. Часть 1.

Т. Коти. Творческая тетрадь. 3 класс.

Ход уроков

    Организационный момент.

Здравствуйте, мои друзья!

Нашей встрече рада я!

Разрешите вас обнять,

Всем удачи пожелать.

выходят к доске, вывешивают пословицы и объясняют их значение.

2.Игра «Добро–зло»- мозговой штурм

Первый шаг к доброте – это доброе слово.

Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, хором – отвечать –добро или зло.

*Перебивать во время разговора?

*Обозвать обидным словом соседа?

*Извиниться за вынужденное опоздание?

*Уйти и не попрощаться?

*Помогать родителям?

*Не уступить место старшим в автобусе?

* Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?

*Поздороваться при встрече?

*Толкнуть и не извиниться?

*Помочь поднять упавшую вещь?

*Не снять шапку, когда заходишь в школу?

*Говорить «Спасибо» за подарок?

*Громко разговаривать?

4.Притча (видео ролик)

Предварительная работа

5.Проверка домашнего задания

Работа с вопросом №2 учебника.

Прочитайте ещё раз тему изучаемого раздела. Соотнесите её с теми произведениями, которые прочитали.

Почему юмористические рассказы включены в тему «Жизнь дана на добрые дела»?

Как по-другому можно было озаглавить раздел?

Предложите свои варианты.

Все ли рассказы, прочитанные в этом разделе, можно назвать юмористическими?

Работа с вопросом №5 учебника.

При выполнении этого задания требуется составить план выборочного пересказа:

определить фрагмент для выборочного пересказа (одно событие, портрет героя, характеристика героя, описание поступка, который совершил герой);

Памятка:

3.Пересказать текст;

5.Повторно пересказать текст;

Работа с вопросом №6 учебника .

Кому из героев могут быть адресованы слова «Жизнь дана на добрые дела». Замените это высказывание близкими по смыслу пословицами или поговорками.

Работа с вопросом №7 учебника.

Прочитайте все пословицы.

Прочитайте только те пословицы, которые вы слышали, знаете. В каких случаях употреблялись эти пословицы?

Какими пословицами можно заменить название нашего раздела?

Работа с вопросом №8 учебника.

Группа работает с одной пословицей и представляет произведения, соответствующие ей.

Установи соответствие: название произведения, автор, подсказка (пословица, цитата из текста, опорные слова)

Н. Носов

«Огурцы»

«Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала».

М.Зощенко

«Не надо врать»

«На обмане далеко не уедешь»?

«И я ничего не знал, что бывает в гимназиях. И первые три месяца ходил буквально как в тумане».

Л. Каминский

«Сочинение»

Так ладно врёт, что сам себе верит»?

«Через тридцать лет»

бильярд, шарик, подарки.

«Трудная задача»

радио, задачник, песня, блоха, колокольчик.

притча

«Что побеждает»

Самая трудная борьба - самого себя побороть.

«Что важнее»

В какой семье любовь да совет, в той и горя нет.

В.Драгунский

«Где это видано, где это слыхано…»

«Я стоял и смотрел, как он ест. Сам маленький, а сарделька толще его шеи. Он держал эту сардельку руками и ел прямо целой, не разрезал, и шкурка трещала и лопалась, когда он её кусал, и оттуда брызгал горячий пахучий сок».

6 Тестирование

Проверочная работа № 2 по разделу «Жизнь дана на добрые дела»

Н.Н. Носов

«Где это видано, где это слыхано…»

М.М. Зощенко

«Трудная задача»

В.Ю. Драгунский

«Через тридцать лет»

2. К какому жанру относится произведение Л.Д. Каминского «Сочинение»?

а) «Фантазёры» б) «Мишкина каша» в) «Живая шляпа» г) «Огурцы»

4. Почему Лёля из произведения «Через тридцать лет» сказала, что проглотила шарик?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5. Что означает слово «сатирик»

б) Сатирическое произведение

в) Человек, написавший статью в газету

6. Какая пословица раскрывает суть притчи «Что важнее»?

а) Денег наживёшь - без нужды проживёшь.

б) В какой семье любовь да совет, в той и горя нет.

в) Друзья познаются в беде.

г) Сегодняшней работы назавтра не откладывай!

7. Узнайте произведение по ключевым словам: радио, задачник, песня, блоха, колокольчик.

а)«Где это видано, где это слыхано...» в) «Огурцы»

б) «Трудная задача» г) «Сочинение»

8. Какому произведению подходит пословица «На обмане далеко не уедешь»?

а) «Где это видано, где это слыхано...»

б) Притча «Что побеждает?»

в) «Не надо врать»

Проверочная работа № 2 «Жизнь дана на добрые дела»

2. К какому жанру относится произведение М.М. Зощенко «Через тридцать лет»?

а) быль б) рассказ в) сказка г) басня

3. Какое из произведений Н.Н. Носова включено в раздел «Жизнь дана на добрые дела»?

а) «Мишкина каша» б) «Трудная задача» в) «Затейники» г) «Заплатка»

4. Почему в произведении «Не надо врать» папа поднял Миньку на руки, поцеловал и пообещал ему фотоаппаратик после того, как узнал о двойке и о нескольких дневниках сына? __________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5. Что означает слово «сени»?

а) стог сена

б) входная часть (прихожая) традиционного русского дома; неотапливаемое и нежилое помещение

в) горка, где катаются на санях

г) жилое помещение в доме

6. Какая пословица раскрывает суть притчи «Что побеждает»?

а) Самая трудная борьба - самого себя побороть.

б) Друга ищи, а нашёл - береги.

в) Здоровье дороже денег.

г) Кончил дело - гуляй смело.

7. Узнайте произведение по ключевым словам: бильярд, шарик, подарки.

а)« Трудная задача» в) «Сочинение»

б) «Через тридцать лет» г) «Огурцы»

8. Какому произведению подходит пословица «Так ладно врёт, что сам себе верит»?

а) «Сочинение»

б) Притча «Что побеждает?»

в) «где это видано, где это слыхано…»

7. Изготовление коллажа.

Чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут узнать старинные чашечные часы? На одну чашу весов мы будем класть “зло” (таблички- зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с “добром”

- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки- в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

8. Рефлексия. Итог занятия.

Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

Добрые сердца – сад

Прочитайте текст.

В. Железняков

История с азбукой

После уроков я зашёл в первый класс. Я бы не стал к ним заходить, но соседка поручила присмотреть за её сыном. Всё-таки первое сентября, первый школьный день. Заскочил, а в классе уже пусто. Все ушли. Ну, хотел повернуться и идти. И вдруг вижу: на последней парте сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно. Это была девочка, а совсем не мальчик, которого я искал. Как полагалось первоклашкам, она была в белом переднике и с белыми бантами ровно

в десять раз больше её головы. Странно, что она сидела одна. Все ушли домой и, может быть, уже

едят там бульоны и молочные кисели и рассказывают родителям чудеса про школу, а эта сидит и неизвестно чего ждёт.

Девочка, - говорю, - почему не идёшь домой?

Никакого внимания.

Может быть, потеряла что-нибудь?

Сидит как статуя, не шелохнётся.

Что делать, не знаю. Уйти вроде неудобно.

Подошёл к доске, придумываю, как расшевелить эту «статую», а сам потихоньку рисую на доске мелом. Нарисовал первоклашку, который пришёл из школы и обедает. Потом его отца, мать и двух бабушек. Он жуёт, уплетает за обе щеки, а они ему смотрят в рот. Получилась забавная картинка.

А мы с тобой, - говорю, - голодные. Не пора ли и нам домой?

Нет, - отвечает, - я домой не пойду.

Что же, ночевать здесь будешь?

тут меня совесть заела, и я вернулся.

Ты, - говорю, - если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сейчас вызову школьного врача. А он - раз два! - «скорая помощь», сирена - и ты в больнице.

Решил напугать её. Я этого врача сам боюсь. Вечно он: «Дыши, не дыши», - и градусник суёт под мышку. Холодный, как сосулька.

Ну и хорошо. Поеду в больницу.

Честное слово, она была ненормальная.

Можешь ты сказать, - закричал я, - что у тебя случилось?

Меня брат ждёт. Вон во дворе сидит.

Я выглянул во двор. Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик.

Ну и что же?

А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.

Сильна ты обещать! - сказал я. - В один день всю азбуку!

Может быть, ты тогда школу закончишь в один год? Сильна врать!

Я не врала, я просто не знала.

Вижу, сейчас она заплачет. Глаза опустила и головой как-то непонятно вертит.

Буквы учат целый год. Это непростое дело.

У нас папа с мамой уехали далеко, а Серёжа, мой брат, сильно скучает. Он просил бабушку, чтобы она написала им от него письмо,

а у неё всё нет свободного времени. Я ему сказала: вот пойду в школу, выучу буквы, и напишем маме и папе письмо. А он мальчикам во дворе рассказал. А мы сегодня весь день палки писали. - Сейчас она должна была заплакать.

Палки, - говорю, - это хорошо, это замечательно! Из палок можно сложить буквы. - Я подошёл к доске и написал букву «А». Печатную. - Это буква «А». Она из трёх палок. Буква шалашик. Вот уж никогда не думал, что буду учителем. Но надо было отвлечь её, чтобы не

заплакала.

А теперь, - говорю, - пойдём к твоему брату, и я всё ему объясню.

Мы вышли во двор и направились к её брату. Шли, как маленькие, за руки. Она сунула мне свою ладошку в руку. Мягкая у неё ладошка и тёплая, а пальцы подушечками. Вот, думаю, если кто-нибудь из ребят увидит - засмеют. Но не бросишь же её руку - человек ведь...А этот печальный рыцарь Серёжа сидит и болтает ногами. Делает вид, что нас не видит.

Слушай, - говорю, - старина. Как бы тебе это объяснить?

Ну, в общем, чтобы выучить всю азбуку, нужно учиться целый год. Это не такое лёгкое дело.

Значит, не выучила? - Он вызывающе посмотрел на сестру. - Нечего было обещать.

Мы писали палки весь день, - с отчаянием сказала девочка. - А из палок складываются буквы.

Но он не стал её слушать. Сполз со скамейки, низко опустил голову и поплёлся утиной походочкой.

Меня он просто не замечал. И мне надоело. Вечно я впутывался в чужие дела.

Я выучила букву «А». Она пишется шалашиком! - крикнула

девочка в спину брату. Но он даже не оглянулся.

Тогда я догнал его.

Слушай, - говорю, - ну чем она виновата? Наука - сложное дело. Пойдёшь в школу, сам узнаешь. Думаешь, Гагарин или Титов в один день всю азбуку одолели? Тоже ой-ой как попотели! А у тебя и руки опустились.

Я весь день на память письмо маме сочинял, - сказал он.

У него было такое печальное лицо, и я подумал, что зря родители не взяли его, раз он так скучает. Собрались ехать в Сибирь, бери и детей с собой. Они не испугаются далёких расстояний или злых морозов.

Боже мой, какая трагедия! - говорю. - Я сегодня приду

к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.

Вот хорошо! - сказала девочка. - Мы живём в этом доме, за

железной изгородью... Правда, Серёжа, хорошо?

Ладно, - ответил Серёжа. - Я буду ждать.

Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железными прутьями забора и кустами зелени. И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос.

Серёжа, ну, что, выучила твоя сестра все буквы?

Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежала в подъезд.

Выучить азбуку, знаешь, сколько надо учиться? - сказал Серёжа. - Надо учиться целый год.

Значит, плакали ваши письма, - сказал мальчишка. -

И плакала ваша Сибирь.

Ничего не плакала, - ответил Серёжа. - У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе; он сегодня придёт к нам и напишет письмо.

Все ты врёшь, - сказал мальчишка. - Ох, и силён ты заливать! Ну, как зовут твоего друга, как?

Наступило молчание.

Ещё минута, и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться. Нет, это было не в моём характере. Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову между прутьями.

Между прочим, его зовут Юркой, - крикнул я. - Есть такое всемирно известное имя.

У этого мальчишки от неожиданности открылся рот, как у гончей, когда она упускает зайца. А Серёжа ничего не сказал. Он был не из тех, кто бил лежачих. А я спрыгнул на землю и пошёл домой. Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело на душе, и всё. Отличное было настроение. Даже петь хотелось.

Выполните задания: (всему классу)

1.Определите жанр данного текста.

2.О чём рассказывается в тексте. Отметьте:

о дружбе Юры и маленькой девочки;

о том, как девочка пошла в школу;

о том, как девочка хотела помочь своему брату .

5.Какими качествами характера обладала девочка?

6.Ответьте на вопрос: хотел бы я дружить с такой девочкой

3.Разделите текст на части. Составьте план этого текста.

4.Какой пересказ можно сделать по этому плану (краткий; выборочный; подробный)- памятка

Составить 5 вопросов в форме теста

Написать отзыв.

Памятка:

1.Подчеркнуть главные (ключевые) слова, на которых будет строиться пересказ текста;

2.Распространить эти слова, составив предложение;

3.Пересказать текст;

4.Определить, какие важные слова, словосочетания при пересказе упустили;

5.Повторно пересказать текст;

6.Самостоятельно оценить пересказ;

7.Получить оценку товарищей по классу.

Приложение:

Мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому дети я всегда стремился».

Ключ:1 вариант

Ключ:2 вариант

Сатира-это 1.Обличающая, бичующая ирония.

2.Литературное произведение, обличающее отрицательные явления действительности.

1) «Жизнь дана на добрые дела». Эта пословица означает то, что в жизни нужно творить добро, а не сеять зло.

2) «Мир строит, а война разрушает». Эта пословица говорит о том, что мир всегда восполняет то, чего не хватает, или увеличивает что-то во много раз, а война, напротив, все уничтожает, что было построено.

3) «Не делай себе того, чего другим не желаешь». Эта пословица значит то, что если человек сам любит, когда к нему хорошо относятся, то и он должен то же самое делать по отношению к другим.

4) «Злой плачет от зависти, а добрый от радости». Пословица означает, что добрые и злые отличаются друг от друга, и злой будет плакать от зависти, а у доброго всегда будут появляться слёзы от счастья.

5) «Теплые слова и в мороз согревают» означает, что человеку не будет страшен мороз, если ему скажут что-то хорошее и доброе.

Цели:

1) развивать представление учащихся о добре и зле ;

2) воспитывать стремления совершать добрые дела ;

3) учить правилам бесконфликтного существования.

Ход беседы.

— Ребята, сегодня мы с вами поговорим о доброте и добрых делах. Доброта! Какое старое слово! Уже тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает.

— А какого человека можно назвать добрым? (Ответы детей)

— Можно ли заставить человека быть добрым?

— Можно ли стать добрым на время?

— А где живет доброта ? (Прежде всего, в нашем сердце).

Где красота – там доброта .

Их разлучить ничто не может.

Любая светлая мечта

На двух подруг всегда похожа.

И нам без них не обойтись

Ни светлым днем, ни днем дождливым.

И если хочешь быть красивым,

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

— Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Вот как гласит пословица «Не одежда красит человека, а его добрые дела».

— Какие добрые дела вы делаете дома, на улице, в природе? (Презентация).

— Русский народ сочинил много пословиц о доброте. Давайте их прочитаем и объясним.

Жизнь дана на добрые дела.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

За доброго человека сто рук.

Делай другим добро – будешь и сам без беды.

Доброе слово лечит, злое калечит.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

Песня «Если добрый ты»

Дождик по земле

Босиком прошел,

Клены по плечам хлопал,

Если ясный день – это хорошо,

А когда наоборот, — плохо.

Слышишь, как звенят

В небе высоко

Солнечных лучей струны?

Если добрый ты,

Это хорошо,

А когда наоборот, — трудно.

Радостью своей,

Рассыпая смех звучный.

Если песни петь,

С ними веселей,

А когда наоборот, — скучно.

Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живешь на Земле.

— Добрый человек любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и со взрослыми.

— Послушайте стихотворение А. Л. Барто «Любочка».

Добрые ли герои в стихотворении?

Весь материал — в документе.

Задание из Рабочей тетради по литературному чтению, 2 класс, автор — Т.Ю. Коти. Вспомни и запиши пословицы и поговорки о добре, добрых делах.

  • Добра голова сто рук кормит.
  • Добра желаешь, добро и делай!
  • Добра ищи, а худо само придет.
  • Добра на худо не меняют.
  • Добра не смыслишь, так худа не делай.
  • Добра, что клада, ищут, а худо под рукой.
  • Добро быть в радости и жить в сладости.
  • Добро вспомянется, а лихо не забудется.
  • Добро делаем - добро и снится, а худо делаем - худо и снится.
  • Добро делать спешить надобно.
  • Добро и во сне хорошо.
  • Добро ищи на стороне, а дом люби по старине.
  • Добро к Фоме пришло, да промеж рук ушло.
  • Добро наживай, а худо изживай.
  • Добро не горит, не тонет.
  • Добро не лихо - бродит тихо.
  • Добро не умрет, а зло пропадет.
  • Добро по миру не рекой течет, а семьей живет.
  • Добро помни, а зло забывай.
  • Добро поощряй, а зло порицай.
  • Добро творить - себя веселить.
  • Добро тогда будет добро, когда люди похвалят.
  • Добро того учит, кто слушает.
  • Добро худо переможет.
  • Доброго держись, а от худого отдались.
  • Доброго не бегай, а худого не делай.
  • Доброго человека в красный угол сажают.
  • Доброго чти, а злого не жалей.
  • Добродетель доброму не вредит.
  • Добродетель преодолевает силу.
  • Доброе дело - правду говорить смело.
  • Доброе дело без награды не останется.
  • Доброе дело говорится смело.
  • Доброе дело два века живет.
  • Доброе дело и в воде не тонет.
  • Доброе дело крепко.

В пословицах скрыта народная мудрость, а сами пословицы — это маленькие советы о том, как вести себя правильно.

пословицы для вина из италии

Например пословица Счастливым быть- никому не досадить учит нас тому, что незлобливый человек, никому не делающий зла и сам оказывается счастливым, ведь он чаще всего в ответ на свое добро получает добро от других людей.

совершить хорошее дело никогда не поздно пословица

В пословице Дружбу всегда помни, а зло забывай советуют обращать внимание только на приятные воспоминания и тогда человеку будет проще и легче жить. Есть такое прилагательное — злопамятный, про людей, которые помнят злое и таких людей нельзя назвать счастливыми, ведь они постоянно переживают раз за разом все самое плохое в жизни.

какой смысл пословицы видит око далеко ум

Пословица про Шутку и Долю правды говорит о том, что любая шутка на чем-то основана, и в ней есть рациональное зерно. Шутка не появляется на пустом месте, часто шутка просто в юмористической форме передает действительность.

английские синонимы русских пословиц

Последняя пословица имеет хороший синоним — пословицу На обиженных воду возят. В ней говорится, что человек должен относится к шутке как к шутке и не воспринимать любую шутку как оскорбление. Смех очень полезен для здоровья и самый здоровый смех — это смех над самим собой. Осознание своих недостатков может помочь их искоренить и стать лучше.

пословицы омудрсти глупости

пословицы о безработных

Это счастье — прожить жизнь, никого не обидев. Обычно, так как люди разные, и отношение к различным предметам у них разное, то можно, даже и не желая этого, нанести обиду, вызвать в другом человеке негативные (плохие) эмоции. Пройти по жизни, никого не зацепив, это действительно счастье.

ситуация на пословицу like father soon

Дружбу помнить, а зло забывать — эта пословица учит нас прощению, чтобы мы в спорах с друзьями помнили прежде всего о том, сколько хороших минут мы провели вместе, а не свое недоброе состояние, возникшее из-за того, что друг сделал что-то не по нашему желанию, нанес какие-то действия, с которыми мы были не согласны.

какая пословица подходит к сказке лиса и журавль

В каждой шутке есть доля правды о том, что шутят обычно не на пустом месте. В шутках, все же упоминаются действительные действия или недостатки, просто в забавной, где-то сказочной, возможно, манере.

пословицы на польском

За шутку не сердись и в обиду не вдавайся учат нас с чувством юмора относится к тому, если над нашими недостатками кто-то шутит. Или просто прощать, если шутка была достаточно злой. Когда кто-то шутит над нами, наверное, не хотят нам на нести обиду, просто хотят повеселиться, и, возможно, повеселить и нас. Но не всегда это бывает удачно. Как-то так.

пословица про труд

пословицы к рассказу зощенко лелька и минька

Любая пословица учит нас не просто добру, она учит нас тому, что добро лучше зла и человек, который использует свою жизнь на добрые дела всегда счастливее того, кто делает людям зло. Буквально жизнь человеку дается на добрые дела и только тот живет по-настоящему, кто делает добро.

лексико грамматические разряды пословиц

Пословицы о добре учат нас тому, что счастье в том, чтобы не помнить обиды и зло, не досаждать другим и не обижаться на шутки. Что касается того, что в каждой шутке есть доля правды, то это на самом деле так. Иначе шутка теряет всякий смысл и никто ее не понимает.

пословица глаза боятся а руки делают на английском

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Данная разработка направлена на формирование компетентности в общении, чувства уважения друг к другу, внимательности, готовности прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

Цель:

  • познакомить учащихся с такими понятиями как «благотворительность», «милосердие».
  • создать условия для развития у учащихся мотивации к совершению добрых дел и поступков.

Задачи:

  • формирование ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора;
  • формирование компетентности в общении, чувства уважения друг к другу, внимательности, готовности прийти на помощь тем, кто в ней нуждается;

Формы организации деятельности детей:

  • фронтальная
  • групповая
  • индивидуальная

Ход занятия

I. Вступительная часть (слайд №1, см. электронную презентацию).

Учитель: Ребята, что для Вас значит слово «добро»? (учащиеся высказывают свои различные мнения).

Учитель:

Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело –
Тем живём на земле

(учитель показывает и читает слайд №2 в презентации).

Добро – это то, что никогда не исчезает, а наоборот, приумножается с каждым новым добрым поступком. Важно думать о других, бескорыстно помогать, наполняя каждый свой день смыслом.

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать другим добро(из словаря Ожегова, слайд №3 ).

Мы порой не замечаем, сколько добрых дел делают люди вокруг нас

– Давайте с вами поработаем в группах (учащиеся делятся на 3 группы). Я Вам раздам «Цветок-Ромашку» и отдельно лепесточки, на этих лепестках, Вы напишите, какие добрые дела Вы совершали в своей жизни (учитель показывает слайд №4 ). Затем, мы все это прикрепим на доску и посмотрим на наши «добрые поступки» (дела).

Учащиеся вывешивают на доску свои ромашки с добрыми поступками (помогал маме убираться в квартире; помогала сестре делать уроки; кормил бездомных животных; отдавал в детские дома/приюты свои игрушки, покупал ручки, карандаши для этих детей вместе с мамой; помогала своей бабушке поливать огород и др.).

Учитель: Вот сколько добрых дел и поступков Вы совершили, какие же Вы молодцы! Доброе дело два века живёт! Кто может объяснить смысл этой пословицы?

(учащиеся высказывают свои мнения: человек, который совершает добрые дела, о нём помнят еще очень много времени и о его поступках).

II. Основная часть

Учитель: А теперь ребята, мы с Вами прочитаем рассказ «Девочка со спичками» Г.-Х. Андерсена (можно посмотреть мультфильм).

Учитель раздаёт детям текст рассказа о том, как бедная девочка со спичками зажигала одну за другой спички и наблюдала за причудливыми тенями – картинами. Она, то видела теплую печку, то восхитительного гуся, рождественскую ёлочку и даже свою бабушку. Нищая, голодная девочка всего лишь хотела погреться зимним вечером,… но многие люди, проходившие мимо неё, даже и не заметили горя этой девочки.

– Как вы думаете, как чувствовала себя эта девочка?

– Почему люди, так были безразличны к ее беде? Ведь если бы каждый помогал, то этот мир хоть на чуточку стал совершеннее, добрее и светлее. Добрые поступки, мы совершаем не ради славы или не ради благодарности, но как приятно в душе понимать, что ты в этом мире кому-то помог, осчастливил кого-то!!!

Учитель: В добрых делахмы можем помогать не только людям, но и животным. В нашей школе сейчас проходит благотворительная акция в помощь животным из приюта (учитель показывает слайд №5 презентации – фото), которую организовали девочки из 10 класса. А кто-нибудь знает, что такое «благотворительность»? (учитель выслушивает разные мнения учащихся). Хорошо, значит: это «творить благо», «делать добро».

Благотворительность – это оказание бескорыстной помощи тем, кто в ней нуждается. Вот как раз в этой помощи нуждаются и наши верные друзья – животные. Эта акция продлится с 11 по 25 октября. Если кто-то хочет помочь животным, то приносите и складывайте в коробку: сухой корм для кошек и собак, консервы, крупу, поводки, ошейники, лежанки, пледы, перевязочные материалы и др.

– А теперь мне бы хотелось Вам рассказать, как граждане нашей страны помогают другим людям, осуществляют акты милосердия и добра. Посмотрите на следующую схему (учитель показывает слайд-схема №6 ):


Добро нас окружает везде и всюду, только в повседневной жизни, мы этого иногда не замечаем. Но ведь столько людей, животных нуждаются в нашей помощи. Добро – это чудо, которое дано каждому человеку! Каждый добр по-своему. Нарисуйте, пожалуйста, с чем у Вас ассоциируется добро (учитель раздаёт детям листы белой бумаги и карандаши). Затем результаты работ вывешиваются на доску (обсуждаются). Варианты рисунков (сердце, руки человека, «волшебные слова»: здравствуйте, пожалуйста, спасибо; мама; улыбка; человек; солнце и др.). Можно организовать выставку работ!

Учитель: Давайте посмотрим на следующий слайд нашей презентации (учитель показывает слайд №7 ). Здесь необходимо соединить начало и конец пословицы про добрые дела и поступки.

Учитель: Ребята,милосердие начинается с Вас!

Милосердие – это добросердечие, сочувствие, готовность делать добро всякому и каждому! (учитель показывает слайд №8 ).

В нашей стране существуют множество благотворительных фондов:

1). Благотворительный фонд Константина Хабенского (слайд №9 ). Есть разные благотворительные программы: «Адресная помощь» (оказание адресной благотворительной помощи детям с онкологическими и другими заболеваниями головного мозга); «Терапия счастья» (повысить эффективность лечения и реабилитации у детей с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями мозга, добавив к ним положительные эмоции); «Знать и не бояться» (повышение качества проводимого в России лечения, развитие ранней диагностики онкологических и других тяжелых заболеваний головного мозга у детей и молодых взрослых в возрасте от 18 до 25 лет. Также одна из главных задач программы – изменение отношения общества к теме онкологии); «Помощь медицинским учреждениям» (улучшение качества медицинских услуг для пациентов с тяжелыми заболеваниями головного мозга и оптимизация финансовых затрат на их лечение).

2). Благотворительный фонд помощи тяжелобольным детям , сиротам и инвалидам «Русфонд» (слайд №10). Главная задача – помощь тяжелобольным детям.

3). Благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь» (слайд №11). Среди направлений его деятельности – сбор средств на закупку лекарств и оборудования для специализированных клиник, помощь детям, которым не удалось получить квоту на высокотехнологичное лечение, организация работы волонтеров в больницах, развитие безвозмездного донорства крови, обеспечение доступа к обезболиванию и т.п.

4). Фонд Валерия Гергиева (слайд №12). Задачи фонда: поддержка творческих проектов и гастролей Мариинского театра, помощь, в том числе адресная, молодым артистам, музыкальным коллективам, талантливым российским исполнителям.

5). Благотворительный фонд продовольствия «Русь» (слайд №13). Фонд принимает в виде пожертвований продукцию российских производителей продовольствия и распределяет с помощью некоммерческих организаций, социальных служб и приходов Русской Православной Церкви. Так, в 2015 году в 20 цехах было подготовлено множество бесплатных обедов для нуждающихся.

Существует множество и других фондов: Благотворительный фонд «АдВИТА», Фонд помощи хосписам «Вера», РОО «Милосердие» и др.

III. Заключительная часть

Учитель: Давайте послушаем песню «Делай добро!»

Слова песни: «Не жди, когда к тебе придут и скажут: – Помоги!

Иди навстречу, добрый друг,
И руку протяни!
Держи всегда распахнутым и сердце, и ладонь.
И согревая слабого,
Гори, сияй, огонь!

Припев:

Всем помогай.

Не забывай.

Твой мир наполнен красками,
А чей-то мир пустой.
Его наполнить сказкою
Ты сможешь, как герой.
Делись добром и радостью,
Не требуя наград.
Улыбку благодарную
Увидеть будешь рад.

Припев (2 раза):
Делай добро, если можешь это делать.
Всем помогай.
Ведь доброте нет конца и предела.
Не забывай.

IV. Рефлексия

Учитель: Наше занятие подходит к концу. Я надеюсь, что сегодняшнее занятие поселило в Ваших сердцах еще больше доброты. Мы будем стараться с Вами быть более внимательным к тем, кто в этом нуждается. Нужно быть достойными людьми и уметь понять и принять боль другого человека и постараться подарить ему хоть маленькую капельку счастья, кто в этом нуждается!

Делай добро, если можешь это делать.
Всем помогай.
Ведь доброте нет конца и предела.
Не забывай (слайд №14 ).

Учитель: А сейчас, я Вам раздам сердечки (заранее подготовлены детьми на уроке «технологии» + плакат, слайд №15 ), на которых Вы напишите, какое бы доброе дело, Вы бы хотели совершить в ближайшее время.

– Мы оставим эти сердечки в классе, повесим на плакат и через некоторое время, посмотрим, какие же добрые поступки Вы воплотили в жизнь.

Учитель: Милосердный человек тот, кто отдает тепло своей души людям, которым трудно в этот период жизни. Милосердие – одно из лучших качеств человека. Я уверена, что доброта есть в каждом из нас, нужно только не забывать о ней. Радовать других – это редкий дар, он дан не каждому. Надо учиться радовать других. А сделать, это можно, делая добрые дела незаметно, искренне!

Варианты последействия: на следующий день ребята поучаствовали в школьной благотворительной акции в помощи животным из приюта (принесли корм, домики, лежанки, даже одежду для животных). Некоторые учащиеся предложили поучаствовать в акции «помочь дому-интернату детей-сирот», подключились так же и родители! Творите добро!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!