Геологам в этих местах нередко встречались глиняные. Инструкция по выполнению работы A1


230 - 1 / 6

Часть 1

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под

номером выполняемого вами задания (А1–А30) поставьте знак « × »
Вариант № 230
в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами

ответа.
Инструкция по выполнению работы


A1 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся

звук?
3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей.

1) бралА 2)
начАтый 3) бантЫ 4)
донельзЯ
Часть 1 включает 30 заданий (А1–А30). К каждому из них даны

4 варианта ответа, из которых только один правильный.
A2 В каком предложении вместо слова ГЛИНЯНЫЙ нужно употребить
Часть 2 состоит из 8 заданий (В1–В8). Ответы к этим заданиям вы

ГЛИНИСТЫЙ?
должны сформулировать самостоятельно.

Часть 3 состоит из одного задания (С1) и представляет собой
1) Наталья с уважением посмотрела на дедовы руки в коричневых,
небольшую письменную работу по тексту (сочинение).
ГЛИНЯНОГО цвета, старческих веснушках.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны.
2) Во дворе немолодая женщина растапливала ГЛИНЯНЫЙ очаг.
Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся
3) Геологам в этих местах нередко встречались ГЛИНЯНЫЕ минералы.
выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения
4) Мне вспоминался город моего детства, ГЛИНЯНЫЕ свистульки,
всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным
которыми торговали на базарах.
заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания
A3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

Оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами
1) любимые профессора
за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как
2) ярче солнца
можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
3) более восемьсот миллионов

4) поезжайте поездом
Желаем успеха!

A4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Оказавшись в доме незнакомых людей,

1) мне понравились хозяева.
2) чувствовалась какая-то скованность.
3) дождитесь, когда вас представят.
4) у меня возник вопрос.

A5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением

синтаксической нормы).

1) А.С. Пушкин в своё время поразился о том, что даже пословицы и
поговорки народ «оснащает» рифмой.
2) Выразителен в «Записках охотника» язык писателя, поэтичны образы
русских людей.
3) По окончании учебного года классным руководителем были написаны
развёрнутые характеристики учеников.
4) Трудно было ожидать такого поворота дела!
Копирование не допускается
Единый государственный экзамен, 2009 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.
230 - 2 / 6

Прочитайте текст и выполните задания A6–A11.
A9 Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

1) сложное бессоюзное
(1)… (2)Речь идёт о новой форме хозяйствования, создающей особо
2) сложносочинённое
благоприятный
режим
для
совместного
предпринимательства,
3) простое
иностранных инвестиций, формирования акционерных компаний. (3)При
4) сложноподчинённое
использовании этой формы хозяйствования возможны два подхода.

(4)Первый – территориальный, когда на определённой территории
A10 Укажите верную морфологическую характеристику слова СОЗДАЮЩЕЙ
устанавливаются особые экономические и юридические условия. (5)При

в предложении 2.
втором подходе, функциональном, создаются условия для ускоренного

Развития отдельной отрасли экономики, и в этом случае свободную
1) прилагательное
экономическую
зону
располагают
в
любом
регионе. (6)…
2) действительное причастие
территориальный подход призван концентрировать деловую активность в
3) страдательное причастие
экономически наиболее удобных регионах, в то время как
4) деепричастие
функциональный подход позволяет полнее развивать какие-либо отрасли

Хозяйства в любом регионе.
A11 Укажите значение слова КОНЦЕНТРИРОВАТЬ в предложении 6.

1) противостоять чему-либо

2) скапливать в каком-то месте
A6 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом
3) обогащать что-либо, кого-либо

тексте?
4) осуществлять надзор

1) Регионы, где расположены свободные экономические зоны, не будут

Нести ответственности по их хозяйственным обязательствам.

2) В перспективе территориальный и функциональный подходы в

Развитии экономики будут развиваться равномерно, дополняя друг
A12
друга.

пишется одна буква Н?
3) В лексиконе экономистов, характеризующих формы хозяйствования,
В героях своих картин Пабло Пикассо хотел видеть носителей
всё чаще фигурирует термин «свободная экономическая зона».
скрытой от обычных людей исти(1)ы, доступной только внутре(2)ему
4) Естественно, свободные экономические зоны удовлетворяют свои
взору человека, его возвыше(3)ой природе.
потребности в рабочей силе, как правило, за счёт местного населения.

1) 1
2) 1, 2
3) 3
4) 2, 3

A7 Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на
A13 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная

месте пропуска в шестом предложении текста?

корня?

1) кр..пыш, обл..скать, од..брительный
2) Например,
2) объ..снение, выгл..деть, к..снуться
3) В зависимости от этого
3) предл..гать, пр..тензия, обр..млённый
4) Таким образом,
4) р..мантичный, орг..низовать, р..форма

A14 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
A8 Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одной


из частей пятого (5) предложения текста?
1) пр..смотреться, пр..небрегать, пр..амурский

1) располагают
2) и..расходовать, ра..бередить, бе..вкусный
2) создаются
3) о..толкнуть, на..пилить, пре..пенсионный
3) зону располагают
4) под..грать, об..ск, сверх..нициативный
4) создаются отрасли
© 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается
Единый государственный экзамен, 2009 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.
230 - 3 / 6

A15 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
A19 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в


1) постро..шь, изобража..мый
предложении:
2) пропол..шь, исполня..мый
И.Н. Крамской считал работу над портретом Н.А. Некрасова
3) раскле..шь, пилотиру..мый
оконченной () и другой замысел уже волновал его творческое
4) задерж..шь, обнаруж..нный
воображение.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая

Не нужна.
A16 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

А. солом..нка
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна
Б. устар..вать
запятая.
В. француж..нка
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
Г. наста..вать

1) А, Б, Г 2)
А, Г 3) Б, В 4)
Б, Г
A20 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых


Не растерявшийся и в этой ситуации Остап (1) уклонился вправо (2)
A17 В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
отыскивая глазами лодку (3) с сидящим в ней (4) верным Ипполитом

1) Коту Тимофею (не)меньше десяти лет.
Матвеевичем.
2) Воздух, ещё (не)ставший знойным, приятно освежает.

1) 1, 2
2) 2
3) 1, 3, 4
4) 2, 4
3) (Не)сули журавля в небе, дай синицу в руки.

4) У Насти были (не)правильные, но приятные черты лица.

A21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых


в предложениях должны стоять запятые?
A18 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
Даниил Чёрный (1) по мнению искусствоведов (2) был живописцем

1) (НА)ПРОТЯЖЕНИИ нескольких лет под Петербургом действовала
первой величины. Самая большая его заслуга (3) однако (4) в том, что
стекольная фабрика, ПРИ(ЧЁМ) станки для изготовления стекляруса и
он увидел одарённость Андрея Рублёва и повлиял на развитие
бисера проектировались самим Ломоносовым.
индивидуальной манеры этого величайшего художника.
2) Замечательно ПРИ(ЭТОМ), что ни одно дело, начатое Ломоносовым,

1) 1, 2
2) 3, 4
3) 1, 2, 3
4) 1, 2, 3, 4
БУДЬ(ТО) составление русской грамматики, физико-химические

Исследования, управление стекольной фабрикой или географические

Проекты, не делалось им против воли или просто равнодушно.
A22 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки
3) В воскресенье, а ТАК(ЖЕ) в праздничные дни Вéрди добирался

препинания не расставлены.)
пешком в родную деревушку, (ЧТО)БЫ играть на оргáне.

4) Творчество Верди относится (ПО)ПРЕИМУЩЕСТВУ к оперному
1) Есть различные версии и гипотезы о происхождении и значении
жанру, в ТО(ЖЕ) время его перу принадлежит «Реквием»,
названия этого растения.
посвящённый памяти писателя Мандзони.
2) Долгими осенними вечерами мы читали вслух или просто сидели у
камина.
3) Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все свои приобретения
то снова готовились к походам.
4) Рудольф Нуриев виртуозно владел техникой как классического так и
современного танца.
© 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается
Единый государственный экзамен, 2009 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.
230 - 4 / 6

A23 Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
A27 Прочитайте текст.

Искусствоведы отмечают значительный вклад Н.А. Римского-

Город Владимир был основан как крепость киевским великим князем
Корсакова
в
инструментовку
музыкальных
произведений:
Владимиром Всеволодовичем Мономахом, избравшим для него место,
композитор расширил и обогатил систему ладово-гармонических
напоминавшее Киев, на высоком берегу реки Клязьмы. Многое во
средств, его оркестровка сочетает красочность, блеск с ясностью,
Владимире напоминало «мать городов русских». Высокая гора с крепостью
прозрачностью, простотой.
получила название Печернего города, притоки Клязьмы стали называться

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
именами киевских рек – Почайная, Ирпень, Лыбедь.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная
того, о чём говорится во второй части.
информация, содержащаяся в тексте?
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на

следствие того, о чём говорится в первой части.
1) Город Владимир похож на Киев, так как место, на котором он был
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает
построен, напоминало Киев.
содержание первой части.
2) Во Владимире текут реки с такими же названиями, что и в Киеве:

Клязьма, Почайная, Ирпень и Лыбедь.
3) «Мать городов русских» и Владимир имеют сходные архитектурные
A24 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые?
сооружения.
В «Фаталисте» (1) Печорин рассказывает о происшествии (2)
4) Город Владимир был заложен как крепость Владимиром Мономахом,
свидетелем (3) которого (4) он был.
желавшим придать ему сходство с Киевом.

1) 1, 3
2) 2
3) 1, 4
4) 2, 4

Прочитайте текст и выполните задания A28–A30; B1–B8; C1.
A25 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых


в предложении должны стоять запятые?
(1)Морякам снятся шторма, полярникам – льды и снега, пожарным –
С Матвеем случилось небольшое происшествие (1) о котором он
дым и огонь. (2)Кожухову, хотя по годам своим войны он не видел, чаще
помнил всю свою жизнь (2) и (3) хотя он не мог считать себя
всего снились разрывы снарядов.
виноватым (4) его совесть была неспокойна.
(3)Много всего пережил он за двадцать с лишним лет службы, но

1) 1, 2, 3, 4
2) 2, 3
3) 1, 3, 4
4) 1, 4
один пожар был самый страшный – горели склáды боеприпасов на

Полигоне, километрах в шестидесяти от города. (4)Когда Кожухов приехал
A26 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого
туда, он мгновенно понял, что не знает, как тушить этот пожар: с

предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным
раздирающим небо грохотом рвались снаряды, по всему полигону со
причастным оборотом?
свистом разлетались осколки. (5)Автоцистерна и автонасос, закреплённые

1) «Российская грамматика», которая была создана М.В. Ломоносовым в
за полигоном, уже пытались добраться до очага пожара, но были
1755 – 1757 гг., справедливо признана наиболее совершенным из всех
опрокинуты, изувечены воздушной волной; повторять их манёвр было бы
его филологических трудов.
безумием.
2) Всякий оратор, по мнению Платона, должен проходить ту особую
(6)А огонь подбирался к главному складу, пожар следовало
школу ораторского искусства, которая научила бы его составлять яркие
остановить во что бы то ни стало.
и убедительные речи.
(7)Кожухов стоял, смотрел на огонь и думал. (8)Выход был один –
3) Важнейшим типом одноязычного лингвистического словаря является
пойти на смертельный риск.
толковый словарь, который содержит слова с объяснением их значений,
(9)– Я с тобой, – сказал старый генерал, начальник полигона.
грамматической и стилистической характеристикой.
(10)– Забудь про мои погоны, – рядовым.
4) Большим культурным и научным событием античных времён было
(11)Кожухов многое слышал о генерале, верил, что тот говорит
появление «Риторики» Аристотеля, который значительно развил учение
искренне, но для задуманного нужны были лучшие из лучших. (12)Из
Платона об ораторском искусстве.
шагнувших вперёд добровольцев он выбрал троих, все взяли ручные
стволы и поползли по-пластунски. (13)Метр за метром, всем телом
© 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается
Единый государственный экзамен, 2009 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.
230 - 5 / 6

Вжимаясь в колею, они ползли, думая только об одном: как можно ближе

Часть 2
подобраться к очагу.

(14)Первым выбыл из строя Гулин – осколок врезался ему в
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке
предплечье, и Кожухов отправил лейтенанта назад, другой осколок попал
ответов № 1 справа от номера задания (В1–В8), начиная с первой
Кожухову по каске и, скользнув, чудом её не пробил; третий, к счастью,
клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в
небольшой и на излёте, распорол сапог Лаврову.
соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа
(15)И тогда Кожухов, с горечью осознав, что дальше двигаться
при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в
вперёд бессмысленно, приказал отступить.
отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
(16)Они вернулись. (17)Кожухов увидел полные отчаяния глаза

Генерала, и ему вдруг явилась чрезвычайно дерзкая мысль. (18)Даже кровь
Ответы к заданиям B1–B3 запишите словами.
вскипела от неожиданной этой мысли!

(19)В стороне стоял тяжёлый танк. (20)А что если снять с пожарной

Машины мощный лафетный ствол – тридцать литров воды в секунду,
B1
Укажите способ образования слова РАЗРЫВЫ (предложение 2).
водяная пушка! – и приспособить, привязать его к танковому орудию?

(21)Так и сделали. (22)Привязали капроновой верёвкой лафетный

Ствол рядом с орудием, нарастили рукава, Нестеров сел за рычаги,
B2
Из предложений 6 – 10 выпишите слово, образованное путём перехода
Кожухов и Лавров скорчились за башней, чтобы держать рукав, – и

одной части речи в другую.
тяжёлый танк пошёл в атаку на огонь!

(23)По броне лупили осколки, но их Кожухов теперь не боялся –

Лишь бы ходовую часть не повредило, а когда крупным осколком гусеницу
B3
Из предложения 24 выпишите подчинительное словосочетание со связью
всё-таки заклинило и танк развернуло, очаг пожара был уже в сфере

ПРИМЫКАНИЕ.
действия лафетного ствола и за несколько минут огонь был потушен...

(24)– Сынки, – сказал тогда генерал, и на глазах у него появились

Слёзы, – родные...
Ответы к заданиям B4–B8 запишите цифрами.
(По В. Санину)

B4
Среди предложений 14 – 19 найдите простые двусоставные предложения.
A28 В каких предложениях содержится ответ на вопрос: «Почему необходимы

Напишите номера всех этих предложений.

были особые меры для тушения пожара?»

1) 3, 4
2) 8, 9
3) 13, 14
4) 20, 22

B5
Среди предложений 11 – 18 найдите предложения с обособленным(-и)


обстоятельством(-ами). Напишите номера всех этих предложений.
A29 Какой(-ие) тип(-ы) речи представлены в предложениях 21 – 22?

1) описание

2) рассуждение и описание
B6
Среди предложений 15 – 23 найдите сложное предложение, в состав

3) рассуждение
которого входит придаточное обстоятельственное цели. Напишите номер
4) повествование
этого сложного предложения.

B7
Среди предложений 3 – 9 найдите предложение, которое связано с
A30 Укажите предложение, в котором употребляется фразеологизм.

Предыдущим при помощи союза. Напишите номер этого предложения.
1) 1
2) 15
3) 6
4) 4
© 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается
Единый государственный экзамен, 2009 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.
230 - 6 / 6

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,

Часть 3
который вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.
Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру

термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна

стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
C1
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных
вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк
автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны
клеточки.
вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой

ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский
B8
«Такой троп, как _____ («смертельный риск» в предложении 8),
опыт (учитываются первые два аргумента).

подчёркивает особую сложность ситуации, описанной в тексте. Такие
Объём сочинения – не менее 150 слов.
синтаксические средства, как _____ (например, в предложениях 1, 7),
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному
_____ (предложения 18, 22), помогают представить те трудности, с
тексту), не оценивается.
которыми столкнулись герои текста. Такое лексическое средство, как
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
_____ («сынки» в предложении 24), характеризует отношение генерала
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
к героям-пожарным».
такая работа оценивается нулём баллов.

Список терминов:
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1) сравнение

2) восклицательные предложения
3) олицетворение
4) термины
5) разговорные слова
6) ряд однородных членов
7) вопросно-ответная форма изложения
8) литота
9) эпитет
© 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается

АРТИСТИЧЕСКИЙ – АРТИСТИЧНЫЙ: 1) Выступление нашего гимнаста было на редкость <…>. 2) Ему казалось, что у него есть <…> способности.

ВЕЧНЫЙ – ВЕКОВОЙ: 1) Григорий был человеком необычайно талантливым и интересным, хотя и считался <…> студентом. 2) Сосновые сухие леса на берегах реки перемешивались с <…> дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины.

ВОДНЫЙ – ВОДЯНИСТЫЙ: 1) Незнакомец подарил мне букетик лиловых цветов с <…> стеблями. 2) <…> стадион – гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни.

ГЛИНЯНЫЙ – ГЛИНИСТЫЙ: 1) Геологам в этих местах нередко встречались <…> минералы. 2) Мне вспоминался город моего детства, <…> свистульки, которыми торговали на базарах.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ – ДЕЙСТВУЮЩИЙ: 1) <…> жизнь тем и отличается от придуманной, что никак не можешь предугадать её неожиданных поворотов. 2) Депутаты подготовили ряд поправок к <…> пакету законов.

ЖИЗНЕННЫЙ – ЖИТЕЙСКИЙ: 1) Надежда на жизнь вне цивилизации и <…> проблем приобретает для Эдуарда всё более отчётливые очертания. 2) По <…> показаниям Глебу требуется срочная операция.

ИСКУСНЫЙ(-О) – ИСКУССТВЕННЫЙ(-О): 1) Мама никогда не любила <…> цветов, поэтому не очень обрадовалась подарку Маши. 2) На день рождения мне подарили <…> выполненную шкатулку, которую я ни за что не купила бы сама.

КРАСОЧНЫЙ – КРАСЯЩИЙ: 1) Язык, которым написаны произведения фольклора, богатый, яркий, <…> и картинный. 1) Железо, хром, марганец, медь и никель являются <…> веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.

НЕТЕРПИМЫЙ – НЕСТЕРПИМЫЙ: 1) Стрекочут кузнечики, <…> зной стоит над лугом. 2) Когда доходит до серьёзного дела, Валентин становится жёстким, <…>, требовательным.

ПОНЯТНЫЙ – ПОНЯТЛИВЫЙ: 1) Задание сформулировано так, что всем оно сначала кажется <…>, а потом… 2) Официант оказался на редкость <…> и сделал всё так, как мне хотелось.

РАЗДРАЖЕНИЕ – РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ: 1) Когда он испытывал <…>, то казался Варе совершенно чужим человеком. 2) Мария Петровна была не в меру обидчивой особой, которая отличалась <…>.

ЧЕЛОВЕЧНЫЙ – ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ: 1) Нормальный <…> организм не справится с полученными при аварии травмами. 2) Он был более <…>, поэтому не стал наказывать Павла слишком строго.

Получив начальное домашнее образование в Москве,

1) Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.

2) двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус в Петербурге.

3) этого было достаточно для поступления в Пажеский корпус в Петербурге.

4) дальнейшее обучение Радищева проходило в Петербурге и за границей.

Для справок

Синтаксис (от греч. ‘syntaxis’ – ‘построение’) – раздел науки о языке, изучающий правила построения и отдельные разновидности словосочетаний и предложений.

Для выполнения заданий данного типа экзаменуемым необходимо помнить, что деепричастные обороты непременно должны относиться к грамматической основе предложения (подлежащему и сказуемому), что продемонстрировано на данном примере: в первом случае домашнее образование получили не те люди, которые зачислили Радищева в Пажеский корпус, в третьем – вообще не указано лицо, выполнявшее какие-либо действия, в четвертом – подлежащее ‘обучение ’ не может ‘получать образование ’. А вот Радищев мог его получить. Следовательно, верный ответ указан под вторым номером.

Деепричастные обороты могут, помимо того, соединяться со сказуемыми, выражающими какие-либо рекомендации (со словами «необходимо», «следует», «желательно» и т.п.), а также с глаголами в повелительном наклонении, определённо-личными предложениями: Выполняя данное упражнение, следует помнить о существовании «недостаточных» глаголов. – Выполняя данное упражнение, незабывайте о существовании «недостаточных» глаголов. – Выполняя данное упражнение, выискиваю глаголы, требующие уточнения.

При выполнении заданий типа А5 экзаменуемым приходится иметь дело с однородными членами , в которых могут быть допущены различные грамматические ошибки, назовём самые распространённые из них:

    Предложения с общим для однородных членов зависимым словом : Тимербулат нарисовал и любуется картиной . В данном примере однородные сказуемые нарисовал и любуется должны управлять разными падежами: нарисовал (что?), любуется (чем?) . Следовательно, правильное предложение будет таким: Тимербулат нарисовал картину и любуется ею.

    Предложения с двойными союзами (не только…, но и…; как…, так и… и т.п.) при однородных членах: Рассказ показался как интересным взрослым, так и детям. В нашем случае части двойного союза расположены не строго перед однородными членами, а это ошибка. Правильнее сказать: Рассказ показался интересным как взрослым, так и детям.

    Предложения со смешением частей двойных союзов: Рассказ показался интересным как взрослым, но и детям . Необходимо употребить либо двойной союз не только…, но и… , либо союз как…, так и…

    Предложения с разными падежными формами у однородных членов и обобщающих слов: В этнографическом музее представлен быт многих народов, населяющих республику: русские, башкиры, татары, чуваши, марийцы, украинцы, латыши. В приведённом примере обобщающее слово народов употреблено в родительном падеже, а однородный ряд русские, башкиры, татары, чуваши, марийцы, украинцы, латыши – в именительном. Следовало сказать: В этнографическом музее представлен быт многих народов, населяющих республику: русских, башкир, татар, чувашей, марийцев, украинцев, латышей.

Во многих вариантах ЕГЭ по русскому языку экзаменуемым придётся иметь дело с правильным употреблением имён собственных , заключённых в кавычки. В таких случаях необходимо обратить внимание на наличие нарицательного имени существительного, относящегося к данному имени собственному: если имеется такое нарицательное, то склоняется только оно, а имя собственное остаётся в форме именительного падежа, если его нет, то склоняется имя собственное. ПРАВИЛЬНО: 1) В газете «Вечерняя Уфа» опубликована статья, посвящённая набору студентов в столичные вузы. 2) В «Вечерней Уфе» опубликована статья, посвящённая набору студентов в столичные вузы. НЕПРАВИЛЬНО: 1) В газете «Вечерней Уфе»опубликована статья, посвящённая набору студентов в столичные вузы. 2) В «Вечерняя Уфа» опубликована статья, посвящённая набору студентов в столичные вузы.

В заданиях ЕГЭ можно выделить два типа грамматических ошибок в предложениях с причастными оборотами :

    Несогласованность причастия и определяемого слова : Мне подарили книгу Л.Н. Толстого, опубликованного ещё при жизни писателя. Определяемое слово книгу требует от причастия опубликованный форму вин. п., ед. ч., ж. р., а в нашем примере причастие в форме род. п. и м. р.

    Разрыв причастного оборота определяемым словом: Меня попросили перевести написанную книгу на башкирском языке. Определяемое слово книгу разрывает причастный оборот написанную на башкирском языке , значит, мы имеем дело с грамматической ошибкой. Правильные варианты: 1)Меня попросили перевести написанную на башкирском языке книгу. 2) Меня попросили перевести книгу, написанную на башкирском языке.

Довольно часто грамматические ошибки допускаются в сложноподчинённых предложениях , когда придаточное предложение «разрывает» главное, подлежащее и сказуемое оказываются в разных частях предложения и не согласуются между собой: 1) Все , кто приходил на апелляцию, смог увидеть свои ошибки. 2) Каждый , кто приходил на апелляцию, смогли увидеть свои ошибки. В данных примерах подлежащие и сказуемые не согласованы по числу. Иногда мы встречаемся и с предложениями, в которых неверно употреблены формы сказуемых в придаточном предложении, когда речь идёт о местоимении кто: Все, кто приходили на апелляцию, смогли увидеть свои ошибки.

В заданиях ЕГЭ встречаются предложения, в которых грамматические ошибки допущены в падежной форме существительного или местоимения, стоящего после предлога. Рассмотрим наиболее типичные для тестов ЕГЭ случаи предложного управления в следующей таблице:

Иногда сложности возникают с употреблением правильных падежных форм с некоторыми глаголами: скучать (по ком?) по родителям; воплотить (во что?) в жизнь, но претворить (в чём?) в жизни; обидеться (на что?// на кого?) на правду// на приятеля , но обижен (кем? // чем?) другом // судьбой; отзыв (о чём?) о книге, но рецензия (на что?) на книгу; отличать (что от чего?) хорошее от плохого, но различать (что и что?) хорошее и плохое; поражаться (чему?) безразличию, но поражён (чем?) безразличием; превосходство (над кем?) над другими, но преимущество (перед кем?) перед другими; уплатить//заплатить (за что?) за проезд, но оплатить (что?) проезд.

С грамматическими ошибками мы имеем дело и при неправильном построении предложений с косвенной речью: Сергей Есенин утверждает, что «я последний поэт деревни». Правильные варианты: Сергей Есенин утверждает: «Я последний поэт деревни» или Сергей Есенин утверждает, что он последний поэт деревни.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

2) Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.

3) Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!

4) Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.

Немного теории

Придаточную часть сложноподчинённого предложения можно заменить причастным оборотом в том случае, если она выражает качество, присущее слову в составе главного предложения, которому подчиняется придаточное предложение (Хор птичьих голосов , который доносился из лесу, поразил мой слух. – Хор птичьих голосов , доносившихся из лесу, поразил мой слух. ). Если же придаточная часть СПП выражает иные качества или образует новое предикативное целое, то такое придаточное предложение невозможно заменить причастным оборотом (Но ведь есть же на белом свете те далёкие края , к которым так стремятся перелётные птицы ! ).

Дополнительная подсказка: Если в придаточном предложении с союзным словом который до самого союзного слова имеются какие-либо другие слова (самостоятельные или служебные) или в придаточном предложении имеется частица бы , то его нельзя заменить причастным оборотом.

Несмотря на то, что в графе «Проверяемые элементы содержания» плана экзаменационной работы по русскому языку значится, что задания типа А6 предполагают выявлений знаний у участников ЕГЭ по огромной теме «Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте», на протяжении всей истории ЕГЭ по русскому языку в Российской Федерации учащимся предлагается задание на нахождение первого предложения текста из четырех предложенных вариантов.

В лингвистике под текстом понимается внутренне организованная последовательность отрезков письменного произведения или записанной либо звучащей речи, относительно законченной по своему содержанию и строению. Предложения в тексте должны быть связаны между собой по смыслу: последующие предложения должны вытекать из предыдущих.

К основным признакам текста относятся:

- Тематическое единство , при котором все предложения и части текста служат для раскрытия его темы и основной мысли.

- Развёрнутость – развитие темы и реализация основной мысли текста через подтемы и микротемы.

- Последовательность текста предполагает, что элементы содержания текста группируются по определенной схеме – композиции текста, которая, в свою очередь, зависит от того, какой тип речи лежит в его основе: повествование, описание, рассуждение, комбинированный тип речи.

- Связность – признак текста, проявляющийся в смысловой последовательности предложений и абзацев.

- Завершенность – признак текста, проявляющийся в полном раскрытии замысла автора, в возможности восприятия новой информации.

В заданиях ЕГЭ для успешного выполнения заданий типа А6 и А7 необходимо четко понимать, что означают такие признаки текста, как последовательность и связность. Предложения и части текста связываются друг с другом по смыслу, при помощи определенных языковых средств, основными из которых являются:

    лексический повтор;

    однокоренные слова, синонимы (в том числе контекстуальные), антонимы;

    местоимения и наречия, указывающие на предшествующее слово или на содержание предшествующих предложений;

    местоимения или наречия, указывающие на последующее слово или на содержание последующих предложений;

    единственно временных форм глаголов-сказуемых в предложениях определённой части текста, родо-видовые слова;

    союзы в присоединительной роли;

    обстоятельства (особенно места и времени), относящиеся к нескольким последующим предложениям;

    однотипность строения предложений (синтаксический параллелизм).

Основных видов связи предложений в тексте два (цепная и параллельная). При первом из них в каждом последующем предложении повторяется какой-либо смысловой элемент предыдущего, при втором – не связанные между собой предложения связаны общей темой, смысл этих предложений ясен и без контекста, их зачастую (кроме первого) можно менять местами. В пределах одной микротемы (абзаца) могут встречаться оба типа связи: и цепная, и параллельная.

При подборе правильных предыдущих (А7) предложений текста или его элементов (А7-2) необходимо помнить о том, о чем говорилось выше.

К грамматической основе (предикативному центру) предложения относится набор главных членов предложения, при этом в разных предложениях данный набор будет разным: существуют предложения, состоящие только из подлежащего или нескольких подлежащих (назывные предложения) или, напротив, только из сказуемого или из сказуемых (инфинитивные предложения, безличные, неопределенно-личные и пр.).

Под подлежащим понимается грамматически независимый член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы кто? что? При этом подлежащее может выражаться следующими частями речи:

1. Имя существительное в форме именительного падежа: На зимние каникулы Андрей решил отправиться в Египет. Потерянная вещь лежала всё это время на письменном столе.

2. Некоторые разряды местоимений :

    Личные (в форме именительного падежа): Я весь продрог. Они вернутся к вечеру.

    Притяжательные и указательные (преимущественно в разговорной речи): Мой подарил мне на 8 марта новую стиральную машину. Эта сегодня не в духе.

    Вопросительные (кто и что ): Кто выполнил задание? Что у тебя в кармане?

    Отрицательные (никто и ничто в форме именительного падежа): Ему никто не сможет помешать вернуться к прежнему занятью.

    Неопределённые (образованные от вопросительных местоимений кто и что при помощи префиксов не- и кое- и постфиксов -то, -либо, -нибудь ): Некто постучал в дверь. Кое-что выпало по дороге, что-то просто имеет непрезентабельный вид.

3. Имя прилагательное и причастие (в роли существительного в именительном падеже): Умный в гору не пойдёт. Приехавшие распределились по номерам и угомонились.

4. Неопределённая форма глагола (инфинитив): Курить – здоровью вредить. Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь (А. Твардовский).

5. Числительное: Семь – моё самое счастливое число.

Кроме того, все слова несвободных словосочетаний также могут быть подлежащими: Добрый молодец отправился вызволять свою возлюбленную. Сколько безумств совершила эта парочка из свиты Воланда ! На день города приехали две поп-звезды .

Под сказуемым понимается зачастую грамматически зависимый от подлежащего главный член предложения (например, глаголы и прилагательные согласуются с существительными в роде и числе), обозначающий действие, состояние предмета речи (подлежащего), его признак. Сказуемое отвечает на вопросы: что делать? что сделать? каков? что такое предмет? кто такой предмет? что происходит? в их различных грамматических формах. Сказуемые могут выражаться разными частями речи (на сайте сложно подчёркивать двумя чертами, поэтому далее подлежащие подчёркнуты одной чертой, а сказуемые написаны полужирным шрифтом):

1.Глаголы могут выступать в качестве сказуемых самостоятельно (простые глагольные сказуемые), в составе составных глагольных и составных именных сказуемых.

В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одной глагольной формой: Вот и вернулся я из города.

В составном глагольном сказуемом один глагол выражает грамматическое значение наклонения, времени, числа и т.д. (вспомогательный глагол), а другой представляет собой неопределённую форму глагола (инфинитив) и чаще всего выражает основное лексическое значение: Эльвир решил вздремнуть . Существуют также и осложнённые составные глагольные сказуемые, состоящие из трёх и более глаголов: Татьяна обещала начать убираться в своей комнате ежедневно.

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки, в котором выражается грамматическое значение, и именной части, выраженной либо именем существительным, либо именем прилагательным, либо именем числительным, либо местоимением, либо кратким причастием: Картина, на которой изображена природа, называется пейзажем . Олег выглядел усталым . Два плюс два равно четырём . Кто был никем , тот станет всем (Интернационал). Осложнённое именное сказуемое так же, как и осложненное глагольное сказуемое, состоит из трех и более слов: Володя мечтает стать юристом . Из данных примеров видно, что не всегда просто определить, с чем мы имеем дело в данном конкретном случае: с составной именной частью сложного сказуемого или с самостоятельным членом предложения (дополнением, определением, обстоятельством). Сравните: Я горжусь учителем’ и Я являюсь учителем’ . Одинаковые по типу и структуре предложения, одно и то же слово, в одной и той же форме, но в первом случае ‘учителем’ является дополнением, а во втором – частью составного именного сказуемого. Почему? Как разграничить? Очень просто: если имя (существительное, прилагательное, числительное, местоимение, причастие) соединяется с глаголом, обозначающим бытие, существование, стремление, равенство (быть, выглядеть, делаться, казаться, называться, равняться (в математических выражениях), становиться, стать, являться и т.п.), то перед нами составное именное сказуемое.

Глагольная и именная часть составного сказуемого может быть выражена с помощью однородного ряда глаголов и имен соответственно: Нафиса решила выспаться, принять душ и только после плотного завтрака отправиться на ЕГЭ по биологии или Дмитрий казался весёлым, бодрым, отдохнувшим .

2. Имена существительные , выступающие в предложениях в качестве сказуемых, отвечают на вопросы ‘кто такой предмет?’, ‘что такое предмет?’ : Александр (кто такой?) – мой лучший друг . Уфа (что такое?) – мой родной город . Иногда глаголы, ассоциирующиеся большинством учащихся со сказуемыми, и имена существительные, к которым мы привыкли как к подлежащим и дополнениям, в предложениях могут иметь противоположные качества (глагол выступает в качестве подлежащего, а существительное – в роли сказуемого): Ругаться бранными словами – признак невоспитанности . Если мы их поменяем местами, то и их роль в предложении изменится: Признак невоспитанности ругаться бранными словами..

3. В качестве сказуемого чаще всего выступают краткие имена прилагательные и причастия : Как красива природа Башкирского Зауралья! Сколько сил потрачено на её сохранение в первозданном виде! Однако и полные прилагательные могут играть роль сказуемых: Моя дочь Машенька самая умная, красивая и добрая .

Под предложением понимается основная минимальная единица синтаксиса, выражающая законченную мысль или чувство, содержащая сообщение о чём-либо, вопрос или побуждение к действию (просьбу, совет, приказание). Любое предложение имеет или подразумевает грамматическую основу, состоящую из набора главных членов предложения (подлежащих и сказуемых, только подлежащих – назывные предложения, только сказуемых - безличные, определённо-личные, неопределённо-личные предложения). Грамматическая основа может распространяться второстепенными членами, связанными подчинительной связью.

Предложения без предикативного центра (грамматической основы) чаще всего встречаются в диалогической речи:

- Ты когда в последний раз виделся с Максимом?

- Месяца два назад.

Кроме того, предложения без предиката встречаются при парцелляции (о ней будет сказано позднее – в теории к выполнению заданий типа В8), однако в заданиях ЕГЭ по русскому языку этой части таких предложений не будет, поэтому не станем подробно говорить об этом.

По своей структуре предложения делятся на простые и сложные. Внутри этих структурных групп происходит последующее дробление предложений. На следующей таблице представлена схема разбора простого предложения, позволяющая понять, какими бывают простые предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, структурным особенностям и т.д.

Сложные предложения (СП) (состоящие из двух грамматических основ) делятся на три типа: сложносочинённые, сложноподчинённые и сложные бессоюзные. Встречаются предложения с большим количеством предикатов с одинаковой и разной связью предложений между собой. На них мы остановимся позднее, назвав их для удобства сложными синтаксическими конструкциями. На какие группы делятся три названных типа СП можно увидеть в следующей схеме:

Сложные предложения (иногда их называют сложными синтаксическими конструкциями) могут состоять, как уже отмечалось ранее, и более чем из двух простых предложений, при этом связь предложений между собой может быть различной: 1. Я пришел на работу и увидел, что все мои сотрудники давно на местах, а прибывшие из Москвы гости уже приступили к изучению документации. 2. Когда я приехал в Агидель во второй раз, мне в этом городе всё уже было знакомо, на улице меня узнавали многие. 3. Приятель, с которым мы не виделись уже несколько лет, вдруг позвонил и попросил, чтобы я помог организовать встречу с бывшими однокурсниками, со многими из которых мы по сей день поддерживаем тесные отношения. и т.д. Разберём лишь приведенные примеры.

Первое предложение – сложное, состоит из трёх частей, соединённых между собой разными типами связи: первое и второе – подчинительной, с помощью союза что , изъяснительные отношения (от первого можно задать вопрос винительного падежа что увидел? ); второе и третье предложения соединены друг с другом сочинительной связью при помощи противительного союза а , при этом третье предложение по смыслу является также изъяснительным по отношению к первому; знаки препинания проставляются в конце каждой части сложного предложения, однако если мы заменим противительный союз на сочинительный, то между вторым и третьим предложениями запятую ставить не надо: Я пришел на работу и увидел, что все мои сотрудники давно на местах и прибывшие из Москвы гости уже приступили к изучению документации. Схема: , (2. что…), (3. а…).

Второе предложение – сложное, состоит из трёх частей, соединённых разными типами связи: второе и третье – бессоюзной, а первое является для них общим придаточным обстоятельственным времени (от них можно задать вопрос когда? ). Схема: (1. Когда…), , .

Третье предложение – сложное, состоит из трёх простых, два типа подчинительной связи: определительная связь и изъяснительная связь – от первого предложения можно задать вопрос определения ко второму и от него же вопрос предложного падежа – к третьему (приятель какой? попросил о чём? ). Схема: , (3. …).

Несмотря на то, что в кодификаторе говорится об одной и двух буквах Н в суффиксах различных частей, в контрольных измерительных материалах мы будем иметь дело и со словами, в которых написание двух Н обусловлено тем, что первая из букв является частью корня (основы), а вторая - суффикс -Н- или часть суффикса, начинающегося на Н.

Имена прилагательные:

1)Имена прилагательныес суффиксами -ан-, -ян-, -ин- пишутся с одним -н-: глин ян ый, серебр ян ый, кур ин ый. Исключения: стекл янн ый, олов янн ый, дерев янн ый .

2) Имена прилагательные с суффиксами -онн-, -енн- пишутся с двумя -н- : авиаци онн ый, родств енн ый .Исключение : ветр ен ый, масл ен ый .

3) В прилагательных, образованных от основы на с помощью суффикса -н- , пишется два -н- :картинный (карти н -а + н -ый) .

Причастия и имена прилагательные, образованные от глаголов:

Две буквы -н- пишутся в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов:

1) если они имеют приставку: вс паха нн ый, от варе нн ый (но: с мышлё н ый мальчик, на зва н ый брат );

2) если при них есть зависимые слова: варе нн ая на молоке ;

3) если в слове есть суффиксы -ова-, -ева-, -ирова- : маринованный, асфальтированный ;

4) если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида (кроме раненый ):лишённый ;

В кратких причастиях пишется одна -н- , а в прилагательных – две (кроме формы единственного числа мужского рода). Следует различать полные и краткие формы страдательных причастий прошедшего времени с суффиксами -енн- и -нн- и прилагательных, образованных от глаголов. Сравните.

Подберите подходящие по смыслу паронимы на место пропусков в следующих за ними предложениях. 1) АРТИСТИЧНЫЙ - АРТИСТИЧЕСКИЙ Выступление нашего гимнаста было на редкость ________________________. Ему казалось, что у него есть _______________________________ способности. 2) ВЕЧНЫЙ - ВЕКОВОЙ Григорий был человеком необычайно талантливым и интересным, хотя и считался ____________________________ студентом. Сосновые сухие леса на берегах реки перемешивались с __________________ дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины. 3) ВОДНЫЙ - ВОДЯНИСТЫЙ Незнакомец подарил мне букетик лиловых цветов с _____________________ стеблями. _________________ стадион - гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни. 4) ГЛИНЯНЫЙ - ГЛИНИСТЫЙ Геологам в этих местах нередко встречались ___________________ минералы. Мне вспоминался город моего детства, ______________________ свистульки, которыми торговали на базарах. 5) ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ - ДЕЙСТВУЮЩИЙ ______________ жизнь тем и отличается от придуманной, что никак не можешь предугадать ее неожиданных поворотов. Депутаты подготовили ряд поправок к ________________ пакету законов. 6) ЖИЗНЕННЫЙ - ЖИТЕЙСКИЙ Надежда на жизнь вне цивилизации и ___________________ проблем приобретает для Эдуарда все более отчетливые очертания. По ________________________ показаниям, Глебу требуется срочная операция. 7) ИСКУСНЫЙ(-О) - ИСКУССТВЕННЫЙ(-О) Мама никогда не любила ________________ цветы, поэтому не очень обрадовалась подарку Маши. На день рождения мне подарили __________________ выполненную шкатулку, которую я ни за что не купила бы сама. 8) КРАСОЧНЫЙ - КРАСЯЩИЙ Язык, которым написаны произведения фольклора, богатый, яркий, ______________ и картинный. Железо, хром, марганец, медь и никель являются _________________ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов. 9) НЕТЕРПИМЫЙ - НЕСТЕРПИМЫЙ Стрекочут кузнечики, ______________________зной стоит над лугом. Когда доходит до серьезного дела, Валентин становится жестким, ________________, требовательным. 10) ПОНЯТНЫЙ - ПОНЯТЛИВЫЙ Задание сформулировано так, что всем оно сначала кажется __________________. Официант оказался на редкость ____________________ и сделал все так, как мне хотелось. 11) РАЗДРАЖЕНИЕ - РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ Когда он испытывал ______________________,то казался Варе совершенно чужим человеком. Мария Петровна была не в меру обидчивой особой, которая отличалась ___________________. 12) ЧЕЛОВЕЧНЫЙ - ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ Нормальный _____________________организм не справится с полученными при аварии травмами. Он был более _______________________, поэтому не стал наказывать Павла слишком строго. Вариант 3 1. Отметьте слова, толкование которых дано неправильно. 1) Абажур - настенный светильник. 2) Менталитет - склад ума; мироощущение, мировосприятие. 3) Коммюнике - официальное сообщение по завершении встречи, переговоров представителей двух или более стран. 4) Фолиант - подборка наиболее представительных сочинений (чаще стихотворных) разных авторов. 2. Отметьте слова, толкование которых дано неправильно. 1) Вернисаж - торжественное открытие художественной выставки. 2) Биеннале - информационная беседа для журналистов. 3) Рецидив - случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев этого же рода. 4) Буклет - издание в виде складывающегося листочка, обычно информативного или рекламного характера. 3. Отметьте слова, толкование которых дано неправильно. 1) Каталог - подборка наиболее представительных сочинений разных авторов. 2) Кодекс - свод законов. 3) Альманах - разнородная подборка новейших литературных произведений разных авторов, иногда объединённых одним направлением. 4) Мадригал - рукопись, преимущественно древняя. 4. Отметьте слова, толкование которых дано неправильно. 1) Импорт - вывоз из-за границы. 2) Инвестиции - долгосрочные капитальные вложения в производственную или другую сферу деятельности. 3) Менеджмент - философия современного бизнеса, определяющая стратегию и тактику фирмы в условиях конкуренции. 4) Лизинг - независимая экспертиза финансовой отчётности предприятий, проводимая квалифицированными специалистами. 5. Установите соответствие между словом и его значением. А) пиетет Б) цинизм В) эпатаж Г) экстаз Д) эйфория 1) Скандальная выходка; вызов окружающим, намеренное нарушение общепринятых норм и правил. 2) Глубокое уважение, почтительное, благоговейное отношение к кому-либо или к чему-либо. 3) Состояние радости, душевного подъёма, часто не вызванное внешними обстоятельствами. 4) Бесстыдство, наглость, грубая откровенность; вызывающе-презрительное отношение к общепринятым нормам нравственности и морали. 5) Высшая степень воодушевления, восторга. 6. Установите соответствие между словом и его значением. А) мюзикл Б) водевиль В) бенефис Г) элегия Д) гротеск 1) Лирическое произведение, проникнутое грустью. 2) Изображение чего-нибудь в фантастическом, уродливо-комическом виде. 3) Короткая комическая пьеса, обычно с танцами, пением. 4) Спектакль в честь одного из его участников как выражение признания заслуг, мастерства артиста. 5) Музыкально-сценическое произведение, преимущественно комедийного характера. 7. Установите соответствие между словом и его значением. А) меркантильность Б) инфантильность В) мизантропия Г) филантропия Д) популизм 1) Сохранение во взрослом возрасте внешности или черт характера, свойственных детям. 2) Попытка добиться своих целей в политике, обращаясь к широким массам и вселяя в них веру в возможность быстрого и простого решения сложных социально-экономических проблем. 3) Человеконенавистничество. 4) Благотворительность, оказание помощи нуждающимся. 5) Мелочная расчётливость, подчинение своих действий соображениям личной выгоды. 8. Укажите пример, в котором синонимический ряд составлен верно. 1) машинально, инстинктивно, автоматически, осознанно 2) огромный, гигантский, исполинский, колоссальный 3) учтивый, вежливый, деликатный, рассудительный 4) работа, функция, обязательство, назначение 9. Укажите пример, в котором неверно составлен синонимический ряд. 1) обаятельный, очаровательный, неотразимый, шикарный 2) опасаться, страшиться, робеть, трепетать 3) близкий, недалекий, смежный, соседний 4) спор, дискуссия, полемика, столкновение мнений 10. Укажите пример, в котором синонимический ряд составлен верно. 1) насущный, злободневный, актуальный, потенциальный 2) взгляд, позиция, мнение, кредо 3) простой, бесхитростный, незатейливый, примитивный 4) поддерживать, содействовать, способствовать,усиливать 11. Найдите словосочетания, построенные правильно. 1) надеть на дочку пальто 2) оказать внимание на проблему 3) улучшить уровень жилья 4) представить слово докладчику 5) принимать усилия 12. Найдите словосочетания, построенные неправильно. 1) закоренелый отличник 2) вести деятельность 3) оставить неизгладимый след 4) доставлять удовлетворение 5) повысить в должности 13. Найдите словосочетания, построенные правильно. 1) придавать особое внимание 2) неминуемая гибель 3) озабочен здоровьем ветеранов 4) заплатить за коммунальные услуги 5) лидировать впереди всех 14. Найдите словосочетания, построенные неправильно. 1) оплатить за обучение 2) произнести тост 3) превосходство над соперником 4) рассуждать над бесконечностью Вселенной 5) подвести результаты 15. В каких предложениях слово употреблено в несвойственном ему значении? 1) Адвокат осуждённого подал в суд высшей инстанции апелляцию с просьбой о пересмотре дела. 2) У источников космонавтики и ракетостроения стоял выдающийся учёный К.Э. Циолковский. 3) Ей импонировал ум и какая-то врождённая интеллигентность нового знакомого. 4) Дешёвым подделкам она предпочитала золотую бижутерию с драгоценными камнями. 5) Невозможно понять значение этого слова без контекста. 16. В каких предложениях слово употреблено в несвойственном ему значении? 1) Зрители внимательно.слушали выступление артиста. 2) Систематическая работа над изобразительными средствами языка способствует развитию речи учащихся. 3) Его дом отличался изощрённостью интерьера. 4) Докладчики обычно апеллируют к мнению слушателей. 5) Отправляясь в путешествие, они составили алгоритм поездки. 17. В каких предложениях слово употреблено в несвойственном ему значении? 1) На предприятии используется только самое современное оборудование. 2) Желая финансового суверенитета от родителей, после восьмого класса он устроился работать на завод. 3) Новость о приезде долгожданного друга привела его в минорное настроение. 4) Для развития данного предприятия необходимы инвестиционные вложения. 5) Он выиграл конкурс и получил грант президента. 18. В каких предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения иноязычного слова? 1) Губернатора сопровождал коттедж из трёх автомобилей. 2) Из анонса у входа в театр мы узнали, что спектакль отменён. 3) Этот артист дебютировал на сцене театра ещё двадцать лет назад. 4) Дуэт из двух скрипок и фортепиано звучал просто великолепно. 5) Рейтинг этого политического деятеля за последние годы значительно снизился. 19. В каких предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения иноязычного слова? 1) Огромную роль в развитии русской культуры XVIII века сыграли меценаты. 2) Она жила в этой гостинице инкогнито, назвавшись первым попавшимся именем. 3) В этом сезоне в моде будет бутафория всевозможных цветов и форм в этническом или классическом стиле. 4) Он долго не мог решить стоящую перед ним дилемму, но, в конце концов, из трёх вариантов выбрал спокойную жизнь в провинции. 5) Новый фильм произвёл фиаско: во всех журналах даются только положительные отзывы. 20. В каких предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения иноязычного слова? 1) На горный посёлок обрушилось сильное цунами. 2) Трое прецедентов на пост главы города уже включились в предвыборную борьбу. 3) Сервис в этом отеле соответствует мировым стандартам. 4) Наша футбольная команда потерпела фурор. 5) Мы успеем посетить вернисаж, который продлится до конца сентября. 21. В каких предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения иноязычного слова? 1) Либретто этого балета было написано самим композитором. 2) Получив наследство, она отправилась в круиз по Европе. 3) Воспользовавшись своим правом, глава государства наложил вето на законопроект. 4) На ежегодном биеннале в Париже собираются самые известные стилисты со всего мира. 5) Для предотвращения эпидемии, необходима тоталитарная вакцинация населения. 1. 1, 4 2. 2, 3 3. 1, 4 4. 3, 4 5. А2, Б4, В1, Г5, Д3 6. А5, Б3, В4, Г1, Д2 7. А5, Б1, В3, Г4, Д2 8. 2 9. 1 10. 3 11. 1, 5 12. 1, 2, 4 13. 2 14. 1, 4, 5 15. 2, 4 16. 3, 5 17. 2, 3 18. 1, 2, 4 19. 3, 4, 5 20. 1, 2, 4, 5 21. 2, 4, 5

Cлайд 1

А 2. Лексические нормы. Паронимия Подготовила Корзунова Ж. В., учитель русского языка, ЗАТО п. Солнечный, 2011 По материалам сборника Единый государственный экзамен. 2011. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр. 2011

Cлайд 2

А 2. Лексические нормы. Паронимия В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИТАРНЫЙ? Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека. Во время переговоров участниками встречи обсуждены ГУМАННЫЕ вопросы. ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе. ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.

Cлайд 3

А 2. Лексические нормы. Паронимия 2. В каком предложении вместо слова ГЛИНЯНЫЙ нужно употребить ГЛИНИСТЫЙ? Наталья с уважением посмотрела на дедовы руки в коричневых, ГЛИНЯНОГО цвета, старческих веснушках. Во дворе немолодая женщина растапливала ГЛИНЯНЫЙ очаг. Геологам в этих местах нередко встречались ГЛИНЯНЫЕ минералы Мне вспоминался город моего детства, ГЛИНЯНЫЕ свистульки, которыми торговали на базарах

Cлайд 4

А 2. Лексические нормы. Паронимия 3. В каком предложении вместо слова ЖИЗНЕННЫЙ нужно употребить ЖИТЕЙСКИЙ? ЖИЗНЕННЫЙ путь этого человека отражает идеалы эпохи. Для одного искусство лишь средство стать знаменита и известным, для другого – ЖИЗНЕННАЯ необходимость. Основные персонажи пьесы оказались недостаточно ЖИЗНЕННЫМИ. ЖИЗНЕННЫЕ привычки приобретаются с опытом, и далеко не все они являются положительными.

Cлайд 5

А 2. Лексические нормы. Паронимия 4. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить ПРЕОСТАВИТЬ? ПРЕДСТАВЬТЕ гостям вашего друга. Актер умел ПРЕДСТАВИТЬ пение соловья. Я ПРЕДСТАВИЛ вам право самостоятельно решать эти вопросы. Вы должны срочно ПРЕДСТАВИТЬ отчет о командировке.

Cлайд 6

А 2. Лексические нормы. Паронимия 5. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ? За большие заслуги перед государством артиста ПРЕДСТАВИЛИ к правительственной награде. Этот дом ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой историческую ценность. Нам ПРЕДСТАВИЛИ нового сотрудника. Русский язык – громаднейшее богатство, которое ПРЕДСТАВЛЯЕТ нам необычайные возможности

Cлайд 7

А 2. Лексические нормы. Паронимия 6. В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЙ нужно употребить ВРАЖЕСКИЙ? Ко всему была готова Оксана, но все же не ожидала столь сухого, даже ВРАЖДЕБНОГО приема. В этом капризном воздухе была нарядность юга, его подчеркнутая ВРАЖДЕБНАЯ северу красота. Вокруг села расположился ВРАЖДЕБНЫЙ полк. В народных сказках животные иногда выступают в качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы, опасной для людей.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!