Что такое гражданская лирика в литературе определение. Гражданская поэзия

Даже политические реалии, репрессии и перевороты могут иметь глубокую художественную и эмоционально-лирическую основу, если это гражданская лирика. Вне зависимости от эпохи, всегда находились талантливые поэты, которым было больно за свою страну, свой народ, свое будущее. Но в своем арсенале они имели только слова, в которых выражали настроение народа, описывали истинный патриотизм и переживали за судьбу своего государства.

Гражданская лирика - это…

Общественная жизнь, история и политика - вот предметы интересов этого жанра. В произведениях поэты описывают коллективные стремления, выражают свою любовь и преданность Родине, рассказывают о борьбе со злом в обществе и проявляют личные переживания за судьбу государства. Пожалуй, это основные темы гражданской лирики.

В таких стихотворениях не особо важен художественный размах, главное, чтобы произведение было глубоким и наполненным смыслом. Гражданские поэты во все времена считались защитниками своего народа, поскольку выражали в стихах его дух и стремления.

Каким должен быть стих?

Даже в наши дни можно встретить произведения, которые их авторы гордо именуют - гражданская лирика. Это в большинстве своем только громкие слова, ведь в их произведениях нет той искренности, глубины и стремления к справедливости. Современные авторы просто пытаются выпустить пар, они рифмуют строки, высказывая свое личное негодование, и пытаются найти единомышленников. И это гражданская лирика?!

Для тех, кто несведущ в таких вопросах, стоит почитать произведения Лермонтова, Пушкина, Некрасова, Тютчева, которые были одними из лучших в этом жанре. Стихи гражданской лирики должны:

  1. Быть совершенными по форме и звучанию. Никто еще не отменял литературный язык. Рифмы, написанные простонародным языком, вперемешку с ругательствами в адрес политика или партии, не являются гражданской лирикой.
  2. Произведение не должно быть повелительным или назидательным. Простая история с плавным переходом к вечной философской теме - вот и весь секрет.
  3. Помогать представить себя в описываемом событии.
  4. Заставлять думать о том, чем стихи помогут обществу.

Лирика Тютчева

Гражданскую лирику лучше всего рассматривать на чем-то конкретном. К примеру, анализируя произведения классиков русской поэтической мысли. Пожалуй, сначала рассмотрим лирику Тютчева.

По своей сути поэт был консерватором. Он не приветствовал революции и перевороты, а главное, всегда считал, что Россия должна поддерживать порядок и спокойствие в странах Европы. В его арсенале очень много стихотворений на гражданскую тему. Например, «Знамя и слово», «Русская география», «К Пушкину на Вольность», «Рассвет» и т. д. Ну и, конечно же, всем известные строки: «Умом Россию не понять ». Уже из этих строк видно, насколько гражданская лирика Тютчева пропитана любовью к Родине и гордостью за свою страну.

Стихи Пушкина

Гражданская лирика А. Пушкина отличается особой свободой мысли. Он начал писать рано, когда еще учился в лицее, где и были сформированы взгляды поэта на политику. Первым гражданским стихом Пушкина по праву можно считать «Послание Лицинию». Поэт прибегает к римскому колориту, но все его вопросы адресованы русскому читателю.

Спустя некоторое время из-под пера Пушкина выходит ода «Вольность». В основе композиции лежит простая, прозаичная и очень давняя идея: как за внешней красотой скрывается уродство. Поэт рассказывает, что, находясь в неволе, люди разучились различать добро и зло. Но также он свято верит в возможность искоренить все негативное из общества, если свергнуть самодержавие и ограничить правящую элиту конституцией. В противном случае правителям не будут страшны «Ни наказанья, ни награды ».

Немного позже в гражданской лирике прослеживаются мотивы надежды на доброту самодержца. В «Стансах» Пушкин обращается к новому царю с просьбой помиловать участников декабристского восстания. Но самое лучшее гражданское произведение поэта - «К Чаадаеву». Основная тема стиха - служение Отечеству, однако она так умело завуалирована интимными переживаниями, что гражданские мотивы обретают очертание личных.

Лирика Лермонтова

Гражданские стихи молодого Лермонтова стали появляться после смерти Пушкина. Он был первым, кто выразил свое негодование правящей властью, написав, что в смерти выдающегося поэта виновата не пуля от пистолета, а «жадная толпа, стоящая у трона ».

Можно сказать, что Лермонтов продолжил гражданские традиции Пушкина. Как и его предшественник, поэт слыл в народе борцом за свободу. Произведение «Жалобы турка» было написано в виде письма-обращения к другу-иностранцу, вот только здесь Лермонтов рассказал много чего о порядках, которые царят в стране: «Там стонет человек от рабства и цепей. Друг! Этот край… моя отчизна ».

Также Лермонтов писал, что невозможно умному, душевному и честному человеку жить в светском обществе. Он ждал революции и непрестанно упоминал об этом в своих произведениях. В его стихах видна глубокая неудовлетворенность действительностью, протест против самодержавия, чувствуется мятежный дух, отрицание покоя и глубокая, беспросветная грусть от осознания собственного одиночества. В работах Лермонтова отражается настроение всей его эпохи.

Так писал Некрасов

Гражданские мотивы в ярко и правдоподобно отображают повседневную жизнь русского народа. Поэт сравнивает себя с крестьянами, его мучают угрызения совести перед угнетенными людьми. Некрасов всегда считал, что самое главное в творчестве - это любить свой народ и родину, «служить им сердцем и душой ».

Родину он представляет в образе матери. Находясь вдалеке от родной страны, он страдает, бездействует и испытывает Но стоит только поэту увидеть родные пейзажи, как нерастраченная творческая энергия вырывается на волю. Основные мотивы его произведений - и человеку.

Некрасов очень правдоподобно изображает сельский быт и почти в каждом своем произведении упоминает о том, что хотел бы увидеть свободного человека и процветающее общество. Он не был революционером, призывающим к бунту. Некрасов считал себя человеком высокой морали и всегда говорил, что нельзя равнодушно смотреть на беды других людей.

Гражданская лирика Некрасова носит демократический, крестьянский характер. Поэта волнуют тяжелые судьбы людей, и все, что он может сделать - это верить в счастливое будущее. И облачая свою веру в рифмованные строки, он делится ею с народом, пытаясь сохранить в обществе хотя бы крошечный луч светлой надежды. Он делает все то же самое, что и другие поэты гражданских стихов, только смотрит на общество по-другому.

Никола́й Алексе́евич Некра́сов (1821-1877) . Его стихи были посвящены преимущественно страданиям народа, идиллии и трагедии крестьянства. Некрасов ввёл в русскую поэзию богатство народного языка и фольклора, широко используя в своих произведениях прозаизмы и речевые обороты простого народа - от бытового до публицистического, от народного просторечия до поэтической лексики, от ораторского до пародийно-сатирического стиля. Некрасов первым решился на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения, что до него не практиковалось.

В творчестве Некрасова едва ли не впервые в русской поэзии отображена жизнь рабочего класса пореформенной поры . Его стиль отличался демократизмом, умением ставить искусство на службу общественным устремлениям и реалистическим изображением действительности. Его творчество сыграло большую роль в развитии передовой русской литературы и в формировании реалистического стиля советской поэзии.

Некрасов делал в своих стихах основной упор на остросоциальное содержание и даже нередко в ущерб художественным качествам. Несмотря на то, что большинство его произведений полно печальных картин народного горя, они создают бодрящее впечатление, не оставляют равнодушным и всегда волнуют. На протяжении трёх десятилетий (1840-60-е гг.) XIX века Некрасов являлся фактически одним из руководителей прогрессивного литературного движения в России. А в годы революционной ситуации в России (1859-1861) его творчество стало оказывать заметное влияние на передовые слои общества. У поэтов революционно-демократического направления 1860-80-х годов Некрасов пользовался огромной популярностью. Они видели в нём главу новой поэтической школы. Поэзию Некрасова высоко ценил Ленин, отмечавший, что, несмотря на отдельные колебания, все симпатии Некрасова были на стороне революционной демократии.

Главные свойства поэзии Некрасова, по мнению литературного критика Владимира Жданова, это её тесная связь с национальной жизнью, близость к народу и умение говорить от его имени, а также использование реалистического художественного метода, необычайно активного вторжения в жизнь и воспроизведения жизни в искусстве . Не обошёл поэт в своём творчестве и тему любви. Ему удалось создать формулу, которую в дальнейшем использовали при оценке его «интимной» лирики, - «проза любви». Некрасовская любовь - это романтический мир «достоевских» страстей и ревности, мир самоугрызений и самоутверждений. Н. Г. Чернышевский назвал Некрасовскую «прозу любви» - «поэзией сердца». Его лирике присущ уход от социальности и биографизма, заметен переход от личного чувства к общему чувству всех мужчин, а трагедия личная перерастает в трагедию общую. Для некрасовской лирики характерны душевный диалог между мужчиной и женщиной, создание характера героини.

По мнению советского литературоведа и критика Владимира Жданова, Некрасов стал реформатором русского стиха, художником русского слова, который впитал все богатства народной речи. Он был крупнейшим выразителем национального сознания русского народа в одну из трудных эпох его развития. Будучи редактором лучших русских журналов XIX века - «Современника» и «Отечественных записок» - Николай Некрасов стоял в центре литературно-общественного движения своего времени. Как художник-новатор, который искал и предлагал новые пути в русской литературе, он поднял русскую литературу на новую ступень развития. По определению Достоевского, Некрасов как поэт «должен прямо стоять вслед за Пушкиным и Лермонтовым».

В 1856 году им было написано стихотворение «Поэт и гражданин », где Некрасов утверждает необходимость придания творчеству гражданского содержания. Стихотворение представляет собой диалог поэта и гражданина, у которых совершенно разные понимания смысла жизни, родины, отчизны. Гражданин не может понять апатии и безразличия поэта к тому, что происходит вокруг, ибо теперь просто нельзя и невозможно быть равнодушным к жизни. Быть частью общества – вот основная задача каждого человека. До Некрасова считалось, что поэзия – это способ выражения чувств, а проза – выражение мыслей. Некрасов посмотрел на это с другой стороны: «Из гармоничного сочетания прозы с поэзией и выходит настоящая поэзия». Именно этот процесс наблюдается в его лирике. Поэт считает, что любовь к родине должна проявляться не столько в чувствах, сколько в реальных действиях, поскольку бездействие не может сделать Россию лучше. Роль поэта огромна, ибо он «глашатай истин вековых», он всегда стремится к правде и не боится ее говорить. Поэт прекрасно осознает, что равнодушие является безнравственным и недостойным. Он дает объяснение такой жизненной позиции и причинам, сделавшим его таким. Лирический герой еще помнит те дни, когда он «честно ненавидел» и «искренно любил». Но в его жизни появилось столько недоброжелателей, ненависти, что пришлось многое переоценить. Окружающие воспринимали его слова, его стремление к истине как ложь и клевету. Нет, лирический герой не винит ни людей, ни судьбу. Когда-то он был молод и между молчанием и гибелью выбрал жизнь. Ведь ему было всего двадцать лет, и «лукаво жизнь вперед манила». Таким образом, автор стихотворения показывает, как общество может повлиять на сознание и мировоззрение человека, что именно общество делает нас такими, какими мы есть. Для лирического героя вся жизнь была тюрьмой, а сам он раб действительности. Поэт изломан судьбой, он так и не смог противостоять миру и не познал истинного творчества. Теперь, оглядываясь назад, лирический герой начинает понимать, что истину можно достичь только ценой страдания, противостояния и необычайной душевной силы. Только теперь понял поэт, что жизнь – это страдание и что не стоило отступаться от своих идей.

«Поэт и гражданин» воспринимается как его поэтич. манифест. Гл. мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний. Н. предостерегает поэта, находящегося на распутье, от опасности разделить участь либералов, "богатых словом, делом бедных", погрязших в пустых разговорах и бездействии. Взволнованный монолог гражданина призывает поэта, "избранника неба", "глашатая истин вековых", посвятить свою музу обездоленным, угнетенным массам трудящихся. Поэзия, по мнению Н., д/служить не интеллектуальной элите, а народу, в к-ром живет потребность в красоте, справедливости, вере. Т.е. Н. утверждает в стих-и гражданский хар-р поэзии, считая, что поэт "в годину горя" д/б вместе с народом.

"Песне Еремушке" (1859г) сталкиваются два мировоззрения, два возможных жизненных пути, которые ожидают пока еще несмышленого младенца. Одна судьба, которую пророчит ему в песне няня, – это путь рабской покорности, который приведет его к "привольной и праздной" жизни. Этой холопской, лакейской морали противопоставлено иное представление о счастье, которое раскрывается в песне "проезжего городского". Оно понимается как борьба за народные интересы, которая наполнит жизнь высоким смыслом, подчинит благородной цели. Автор обличает бесхребетность и покорность русского народа, фактически призывая его к бунту. Свою идею о смене строя Некрасов облекает в форму захватывающего поэтического рассказа, довольно долго подводя читателя к мысли о том, что в обществе уже назрели глобальные перемены. Себя в этом произведении поэт представляет в качестве случайного путника, который решил отдохнуть после длительной дороги во время полуденного зноя, и присел возле чужой избы на завалинку, где няня, разморенная жарой, укачивала чужого ребенка. Женщина пела малышу песню, суть которой сводилась к тому, что маленький Еремушка должен быть покорным и послушным, чтобы «на свете беспечально век прожить». Крестьянская логика оказалась довольно простой и примитивной. Если угождать тем, от кого напрямую зависит твоя судьба, то, глядишь, власть имущие помогут даже крестьянскому сыну выбиться в люди. Подобные слова возмутили автора, который попросил покачать малыша и спел ему свою колыбельную, рассказав, каким он видит его дальнейшую судьбу. Обращаясь к малышу, поэт призывает его поступать более разумно и стать, наконец, свободным. «Жизни вольным впечатлениям душу вольную отдай», - увещевает младенца автор, считая, что любой человек заслуживает того, чтобы самостоятельно определять свое будущее, поступая так, как подсказывает ему душа. Однако словам поэта так и не суждено быть услышанными, потому что очень скоро няня забирает у него малыша и заводит свою колыбельную, которая учит Еремушку гнуть спину на панов и радоваться любым их подачкам.

Это стихотворение стало знаменем демократической этики. Добролюбов писал: «Помни и люби стихи: они дидактичны, если хочешь, но идут прямо к молодому сердцу, не совсем еще погрязшему в тине пошлости». Призыв к революционному подвигу в этом стихотворении бесспорен. «Дидактизм» заключается не в поучительности стихотворения, а в его условности. В сущности, некрасовское произведение есть политическая и поэтическая прокламация. Идея высшего человеческого подвига определила весь художественный строй стихотворения. Его можно обозначить как максимализм. Значима, однако, и концовка стихотворения, игнорировавшаяся современной Некрасову разночинной молодежью, считавшей «Песню» своим гимном, но отнюдь не случайная. Некрасов осуждает в этой «Песне» «пошлый опыт» приспособленцев, ползком пробирающихся к жизненным благам, и призывает молодое поколение посвятить свою жизнь борьбе за народное счастье. Поэт еще не знает, как вывести народ из состояния духовного сна, какие колыбельные песни надо петь ему, чтобы он вырос богатырем. Ответ на эти вопросы содержится в «Песне Еремушке».В конце 50-х годов Некрасов своим стихотворением призывает проникнуться сочувствием к народу и помочь ему выйти из состояния духовного сна.

Жизненный идеал няни - привольная и праздная жизнь как награда за постоянное смирение, холопское терпение и унижение перед "хозяевами жизни". Стремления, которые проезжий человек считает человеческими - Братство, Равенство, Свобода - лозунги французской революции.

Что входит в понятие гражданская лирика? И чем философские стихи отличаются от стихов о гражданской лирике?

  1. Вах вах вах
  2. Гражданская лирика - стихи о волнующих общество проблемах, о Родине, в гражданской лирике поэт прежде всего гражданин, которого волнует судьба, достоинства и недостатки государства, в котором он живет. Такие стихи могут быть патриотичны или же напротив подмечать все изьяны существующего строя.
    Философская лирика- стихи о смысле жизни, о бытии. Отличаются друг от друга по тематике стихов.
  3. Классификация жанров Л. исторически изменчива, и нет ещ классификации, сколько-нибудь адекватной реальной сложности и многообразию лирических жанров. В народном творчестве, например, жанры классифицируются по практическому назначению и условиям исполнения (обрядовые, игровые, плясовые, семейные песни и т. д.) , в античной литературе по формам исполнения (речитативно-декламационная Л. : элегия, ямб; сольная, хоровая) ; в европейской литературе эпохи Возрождения и классицизма по эстетической тональности и социальной функции (ода, элегия, послание, песня и др.) ; в 19 в. в основном по тематическому признаку (философская, гражданская, любовная, пейзажная и др.) . В 1920 вв. (века) намечается также членение на медитативную Л. (эмоциональная рефлексия, взволнованное раздумье о вечных темах: И скушно, и грустно Лермонтова, Осенний вечер Тютчева, Не жалею, не зову, не плачу Есенина) и суггестивную (внушающую Л. , очаровывающую пленительной неясностью Певица Фета, Зимняя ночь Б. Пастернака) . Ощутимо выступает иное видовое членение (в т. ч. песня, лирическое стихотворение, монументальная Л. , например Про это Маяковского) .

    Вот ссылка на определение. что такое гражданская лирика (она скорее пройдет в таком виде
    Эйгес. Гражданская поэзия // Словарь литературных терминов. Т. 1 ...
    Эйгес И. Р. Гражданская поэзия // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. М. ; Л. : Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 1. ..
    feb-web.ru/feb/slt/abc/.../lt1-1751.htm - Сохраненная копия - Похожие
    Пример-
    Гражданская лирика - Ахматова
    Программным в этом отношении следует считать строки:

    Мне голос был. Он звал утешно,
    Он говорил: Иди сюда,
    Оставь свой край, глухой и грешный,
    Оставь Россию навсегда...
    Но равнодушно и спокойно
    Руками я замкнула слух,
    Чтоб этой речью недостойной
    Не осквернился скорбный дух.

    Философская лирика это стихотворения, в основу которых легли раздумья о смысле жизни и вечных человеческих ценностях.

    Философская лирика это поэзия о вечном. Эта лирика выражает мысли и чувства автора о смысле человеческого бытия, о предназначении человека, о его судьбе, о смерти. В таких стихах не создается какой - либо жизненный мир. Читателю могут быть предложены некие высказывания, которые в своем значении подобны философскому рассуждению.

    Лирика философского характера, даже в пересказе представляет немалый интерес, так как содержит один из важных элементов - мысль в прямом значении этого слова. Отвлеченную, возвышенную и мудрую. Основная ценность философских стихотворений в том, что в них раскрывается живая, цельная жизнь человеческого духа и отдельная мысль при всей своей значительности и глубине всего лишь определенное средство этого раскрытия.

    Гражданская лирика всегда выражает взгляд и позицию поэта. И является прямым откликом и отражением события общественного.

    Гражданская лирика отличается от философской лирики. что она более конкретна, часто говорит о каком то не общем событии. а к, примеру, революции в данное время и в данной стране. О войне и т. д.
    Т. е о происходящем событии и отношении к этому автором (патриотическим)

    Лирика так же может быть философско - ражданской. когда от изображения конкретного события и отношения к нему автор (поэт) в своем произведении переходит на обобщения и осмысления. его (события) в более вечных понятиях и ценностях.

  • 3. Славянофилы: основные представители, исторические, этические и эстетические идеалы.
  • 4.Славянофильские идеи в русской поэзии: Хомяков, к. Аксаков, Тютчев.
  • 5. Герцен о западниках и славянофилах в книге «Былое и Думы».Основные темы и поэтика(проблема жанра, стиль книги).
  • 6.Социально-философская проблематика повести Герцена «Доктор Крупов» и рассказа «Сорока-воровка».
  • 7. Оппозиция романтизма и действительности в романе а.И. Герцена «Кто виноват?»Бельтов как тип «лишнего человека».
  • 8.Тема ложного и истинного воспитания в романе Герцена «Кто виноват?»
  • 9. « Физиология Петербурга» как манифест натуральной школы.Усвоение и трансформация гоголевской поэтики. Микроскопический метод натуральной школы.
  • 10. Поэтика Тургеневского романа.
  • 12. Оппозиция романтизма и действительности р романе Гончарова «Обыкновенная история».
  • 13. Обломов как социальный и национальный тип. Позиция автора по отношению к Обломову.
  • 14.Штольц и Ольга Ильинская в романе «Обломов» . Тема любви и брака.
  • 15.Вещный мир Гончарова.
  • 16. Старая и новая Россия в романе Гончарова «Обрыв».
  • 17. Тема страсти и падения в романе «Обрыв».
  • 18. Природа и человек в поэзии Тютчева.
  • 19. Поэтика Тютчева: структура художественного образа, система оппозиций, язык.
  • 20. Поэзия «чистого искусства»: представители, темы, образный мир.
  • 21. Романтический образ и реалистическая деталь в поэзии Фета.
  • 22. Природа и любовь в лирике Фета.
  • 23. «Записки охотника Тургенева: проблематика.
  • 24. «Записки охотника» Тургенева: поэтика.
  • 25.Саша» Некрасова.
  • 26. Образ Гамлета и Дон Кихота в оценке Тургенева. Гамлетовское и/или донкихотовское в Рудине, Инсарове, Баразове и др. Героях Тургенева.
  • 28. Лаврецкий как «славянофил» и «лишний человек».
  • 29. Конфликт счастья и долга в романе Тургенева "Дворянское гнездо"
  • 30. Любовная повесть Тургенева: идейный мир и повествовательная структура.
  • 31. «Реальный» разночинец в романе Тургенева «Отцы и дети».
  • 32.Тема любви и смерти в романах Тургенева «Накануне» и «Отцы и дети».
  • 33. Идейная проблематика и персонажный мир романа Тургенева «Новь».
  • 36.Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина.
  • 37. Поэтика натуральной школы и поэзия почвы в пьесе Островского «Свои люди – сочтёмся»
  • 39. Купеческий быт как зло и трагедия в пьесе Островского «Гроза». Религиозные мотивы в пьесе.
  • 41. Гражданская лирика Некрасова
  • 42.Тема социальной трагедии в городской и крестьянской лирике Некрасова.
  • 43.Тургенев в середине 60-х годов: пессимистические мотивы в повести «Довольно!» и романе «Дым». Смысл названия.
  • 44.Русская история в драматургии а.К.Толстого
  • 45.Социально-философская проблематика «Стихотворений в прозе» Тургенева
  • 46.Художественный мир драматической трилогии а.Сухово-Кобылина.
  • 47.Русский народ и русская история в романе Салтыкова-Щедрина «История одного города»
  • 48.Тема социально трагедии романа Достоевского «Бедные люди». Поэтика романа
  • 41. Гражданская лирика Некрасова

    Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.Поговорим о политической, гражданской лирике Некрасова. Встреча с В. Г. Белинским сыграла большую роль не только в жизни, но и в творчестве Некрасова. У поэта нет личной жизни без творчества, они всегда взаимосвязаны. Одна отражается в другой, влияя и взаимодействуя друг с другом. Под непосредственным влиянием демократических идей Белинского поэтом созданы замечательные стихи: «Родина», «Тройка», «Перед дождем», «Еду ли ночью по улице темной...», «Вчерашний день, часу в шестом...» Стихотворение «Родина» во многом автобиографично. Автор, изображая подлинные события жизни, которым он был свидетель, творчески их переосмысливает. Стихотворение это навеяно детскими воспоминаниями о жизни в Грешневе. Оно обличает крепостничество, деспотизм, полную забитость крестьян. Поэт описывает усадьбу. Тема обличения крепостничества и самодержавия, любовь к простому человеку, сочувствие обиженным и угнетенным проходит красной нитью через все творчество Некрасова. Весь ужас и бесправие самодержавной России поэт сумел отразить в очень коротком, но удивительно емком по содержанию стихотворении:

    «Вчерашний день, часу в шестом…»

    Тема Музы, женщины, матери проходит через все творчество Некрасова, начиная от ранних стихотворений «В дороге», «Тройка», «Буря» до зрелых произведений шестидесятых-семидесятых годов «Мороз, Красный нос», «Орина, мать солдатская», «Коробейники». У Некрасова, как мы уже отмечали, нет чисто любовной лирики. Она вся пропитана гражданским чувством. В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов ставит знак равенства между этими двумя словами, призывая поэта очнуться от неги и бездействия, включиться в борьбу за благо народа. У Некрасова, как мы уже отмечали, нет чисто любовной лирики. Она вся пропитана гражданским чувством. В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов ставит знак равенства между этими двумя словами, призывая поэта очнуться от неги и бездействия, включиться в борьбу за благо народа. Стихотворение написано в форме диалога - спора гражданина с поэтом, который призывает талантливого поэта возвысить свой голос в защиту обездоленных, убогих, сирых. Он выполнит свой долг, если облегчит участь хотя бы одному, но поэт способен помочь тысячам, он не должен молчать: Поэт сомневается в могуществе сил своих, в возможности проявить эти силы на благо Родины. Но гражданин вдохновляет его на подвиг во имя общественного блага:

    Поэтом можешь ты не быть.

    Но гражданином быть обязан.

    Что же такое - гражданин? Это человек, который ответствен за все происходящее на Родине, переживает неудачи и радуется достижениям страны. Он носит ее язвы, как свои. Много стихотворений поэт посвятил конкретным людям, истинным борцам за счастье России: «Памяти Белинского», «Русскому писателю», «Тургеневу», «Пророк», посвященное Чернышевскому. В них поэт говорит о духовно близких ему людях, единомышленниках и соратниках по борьбе.В "Песне Еремушке" сталкиваются два мировоззрения, два возможных жизненных пути, которые ожидают пока еще несмышленого младенца. Одна судьба, которую пророчит ему в песне няня, – это путь рабской покорности, который приведет его к "привольной и праздной" жизни. Этой холопской, лакейской морали противопоставлено иное представление о счастье, которое раскрывается в песне "проезжего городского". Оно понимается как борьба за народные интересы, которая наполнит жизнь высоким смыслом, подчинит благородной цели

    Гражданская поэзия

    Гражданская поэзия

    ГРАЖДАНСКАЯ ПОЭЗИЯ характеризуется тем, что основные темы ее относятся к защите общественных интересов. Гражданский поэт - глашатай общественных настроений и чувств, будящий общество и призывающий его к деятельности. Таким образом Г. П. есть художественная публицистика в стихах. В этом ее сила и ее слабость. Отсюда же проистекает и ее могучее влияние в свое время и сравнительно быстрая утрата своего значения впоследствии. Чем шире гражданский поэт затрагивает темы общественной жизни, тем ближе он к общенародному поэту, являясь выразителем духа и стремлений целой эпохи. Таким был у нас Некрасов, представитель умонастроений шестидесятых годов, провозгласивших раскрепощение общества. Поскольку заветы той эпохи не получили достаточного осуществления, поэзия Некрасова еще долгое время сохраняла свое действенное влияние, как слово «печальника народного». Чем уже захват в темах Г. П., тем злободневнее ее роль. Ряд авторов стихотворений на гражданские темы давно уже совсем забыт, и их произведения вызывали справедливую отповедь даже со стороны публицистов той эпохи (напр., Добролюбова) за проявленный у них мелкий характер обличений и ликований.

    Гражданская поэзия в отличие от поэзии политической, всецело связанной с определенными событиями в жизни государства, дает целые картины жизни с точки зрения социальных идеалов. От собственно народной поэзии Г. П. отличается тем, что она может оказаться по своему строю не вполне доступной для широких масс. Но поэзия Некрасова, будучи по преимуществу гражданской, вмещала в себе и поэзию народную, так как многие произведения его написаны превосходно найденным особым складом и давно вошли в поэтический обиход народа (напр., «Коробейники», «Зеленый шум» и мн. др.), - как вмещала в себе и поэзию политическую (отклики на события дня). Что же касается до художественной стороны Г. П., то, конечно, пафос негодующего обличения и призыва к общественной работе не есть прямая сфера поэзии, которая имеет темы, более отвечающие самому существу искусства. Но, с другой стороны, как прекрасно выразился Тургенев, все может стать достоянием поэзии, если оно «образом ложится в душу писателя», так как «в деле искусства вопрос как важнее вопроса что ». И если Некрасов нередко спускался до тона газетной статьи, давая как бы стихотворный фельетон, то он же знал и подъемы творчества, создавая подлинно-художественные произведения, проникнутые гражданским воодушевлением, но и обнаруживающие значительную силу художественной фантазии, - как в области изобразительной, так и звуковой. Однако, то знамя, под которым движется Г. П., бесспорно ограничивает диапазон художественного размаха, скорее удаляя поэзию от ее первоистоков и сближая ее с областями, имеющими самостоятельное значение помимо деятельности искусства. В беззаветной преданности общественному делу, чуть ли не до полного пренебрежения всяким другим, и заключается пафос гражданской поэзии.

    «...Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - таков лозунг Некрасова, выражающий самое существо гражданской поэзии.

    К гражданским поэтам у нас еще принадлежат: Плещеев, Никитин, Жемчужников, П. Я. (Якубович-Мельшин), Надсон и др.

    Отдельные произведения Гражд. П. встречаются почти у всех наших поэтов, напр., Пушкина («Деревня» и мн. др.), Тютчева и др.

    Из западных гражданских поэтов у нас популярны: Мария Конопницкая (польск.), Ада Негри (итальянск.), а из более ранних: Беранже, Гюго (франц.) и др.

    Иосиф Эйгес. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


    Смотреть что такое "Гражданская поэзия" в других словарях:

      Гражданская поэзия - ГРАЖДАНСКАЯ ПОЭЗИЯ характеризуется тем, что основные темы ее относятся к защите общественных интересов. Гражданский поэт глашатай общественных настроений и чувств, будящий общество и призывающий его к деятельности. Таким образом Г. П. есть… … Словарь литературных терминов

      Соотносительные понятия, употребляемые в смысле стихов и прозы, т. е. стихотворных и нестихотворных произведений художественной литературы, или в смысле противопоставления художественной литературы вообще (поэзия) литературе научной,… … Литературная энциклопедия

      У этого термина существуют и другие значения, см. Гражданская оборона (значения). Внимание! Данная страница или раздел содержит ненормативную лексику … Википедия

      У этого термина существуют и другие значения, см. Гражданская оборона (значения). Гражданская Оборона Джефф и Егор Летов … Википедия

      В широком смысле обнимает собою все роды изящной словесности, являющиеся отголоском текущей политической жизни, а в тесном, общепринятом смысле означает только лирику, черпающую вдохновение в современных политических событиях. П. поэзия всегда… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      - (Айкакан Советакан Социалистакан Анрапетутюн) Армения (Айастан Страна армян). I. Общие сведения Армянская ССР образована 29 ноября 1920. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации (См.… … Большая советская энциклопедия

      В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Плещеев. Алексей Николаевич Плещеев Псевдонимы: А.Н.П.; А.П.; А.П. и А.С.; Лишний челове … Википедия

      СОПРОТИВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРА - СОПРОТИВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРА, антифашистская литература, сложившаяся в годы Движения Сопротивления в оккупированных странах Западной Европы, а также в странах фашистской коалиции во время 2‑й мировой войны 1939 1945. Под С. л. понимаются не только… …

      ГРАЖДАНИН - Лицо, принадлежащее к постоянному населению определенного государства и наделенное правами и обязанностями в соответствии с законами этого государства. Слово гражданин заимствовано из церковнославянского языка и, в отличие от исконно русского его … Лингвострановедческий словарь

      РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Литература 1‑й половины XIX века - Литературная жизнь начала XIX в. определялась все более явными признаками кризиса самодержавно крепостнической системы, национальным подъёмом Отечественной войны 1812, созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного… … Литературный энциклопедический словарь

    Книги

    • Я-израненная земля: Русская поэзия о весне крымской и войне донбасской , . "Я - израненная земля"-не просто сборник стихотворений. Это подлинная гражданская поэзия, оглушительным набатом звучащая на фоне эпиграмм, частушек и рафинированных рифм, захвативших сегодня…
    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!