Ведущий вид деятельности – интимно-личностное общение со сверстниками. Ведущая деятельность: Интимно-личностное общение В каком возрасте интимно личностное общение является

1

В статье приводятся результаты исследования гендерных аспектов интимно-личностного общения подростков и их связь с темпераментом. В ходе исследования установлено, что чем сильнее выражена у мальчиков-подростков экстравертированность, то есть обращенность вовне, тем сильнее в интимно-личностном общении проявляются авторитарность, доминирование, но в то же время и сильнее выражается альтруистичность. Уровень нейротизма, то есть степень эмоциональной устойчивости, не оказывает у мальчиков влияния на интимно-личностное общение. У девочек-подростков, чем сильнее они ориентированы на внешний мир, тем сильнее в интимно-личностном общении проявляется авторитарность, эгоистичность и стремление к доминированию. Высокая эмоциональная устойчивость связана с проявлениями агрессивности, а эмоционально неустойчивые девочки стремятся проявлять дружелюбие в отношениях с друзьями. По результатам проведенного исследования предложены практические рекомендации для педагогов и психологов, которые позволят более точно и эффективно проводить работу по нормализации интимно-личностного общения подростков, создавать такой психологический климат в классе, который будет способствовать адекватной социализации и адаптации, делать процесс обучения в школе более гармоничным.

подростки

гендерные особенности

темперамент

интимно-личностное общение

1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Проблемы формирования личности: Избр. психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Воронеж, 1995. – С. 228-244, 232.

2. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2010. – 701 с.

3. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.

4. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1982. – 207 с.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Общая психология. Учебник для педагогических вузов. – М.: Академия, 2009. – 501 с.

6. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Текст / Ф. Райе. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с.

7. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. – М.: Наука, 2001. – 352 с.

8. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: МПСИ, 2004. – 535 с.

9. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. – 2011. – № 4. – C. 3-12.

10. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. – М.: Прогресс, 2004. – 282 с.

Введение

В подростковом возрасте общение, в особенности интимно-личностное, является, как отмечают многие исследователи, ведущим видом деятельности и оказывает сильное влияние на процесс становления личности .

Нарушения интимно-личностного общения, неудовлетворенность им могут отрицательно сказаться на формировании жизненно важных навыков, умений, ценностных ориентаций, личности в целом. Темперамент определяется большинством авторов как индивидуальные различия в стиле поведения, которые обнаруживаются в раннем детстве, являются относительно стабильными, сохраняются на протяжении длительного времени и проявляются в разных ситуациях и имеют биологическую природу .

Знание особенностей темперамента подростков и его влияния на процесс интимно-личностного общения поможет педагогам и психологам создавать ученикам наиболее благоприятные условия не только для обучения, но и для гармоничного эффективного общения, устранять причины возможной дезадаптации, а, следовательно, помогать подростку справляться с его психологическими трудностями в общении, активизировать его интеллектуальное развитие, сохранить учебную мотивацию, сделать более гармоничными формирование его личности.

Цель исследования: выявить гендерные особенности влияния темперамента на интимно-личностное общение подростков.

Материал и методы исследования

Эмпирическое исследование влияния темперамента на гендерные особенности интимно-личностного общения у подростков проводилось с использованием следующих методик: методика определения темперамента личности Айзенка и методика диагностики межличностных отношений Лири.

В исследовании приняло участие 78 подростков в возрасте 13-17 лет (учащиеся МБОУ «Джалильская средняя образовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»).

Результаты исследования и их обсуждение

По вопросу определения конкретного типа ведущей деятельности для подросткового периода в психолого-педагогической литературе существуют две точки зрения:

1. Общение принимает статус ведущего типа деятельности и имеет интимно-личностный характер, предметом общения выступает другой человек - сверстник, а содержанием является построение и поддержание личных отношений с ним .

2. В качестве ведущего типа деятельности подростка выступает общественно-полезная деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее освоение различных форм взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и развертываются новые формы общения средств социализации подростков в обществе .

И. С. Кон отмечает, что способность к интимно-личностному общению психологи связывают с высоким уровнем развития половой идентичности юношей и девушек. Потребность в интимно-личностном общении у девушек формируется раньше, чем у юношей. Интимно-личностное общение с разными партнерами реализуется и на более поздних этапах онтогенеза (например, интимно-личностное общение может быть дружеское, супружеское, детско-родительское, психотерапевтическое), хотя при этом его роль и значение для личности по сравнению с подростковым возрастом несколько снижаются .

В ходе эмпирического исследования для уточнения влияния особенностей темперамента на интимно-личностное общение подростков в зависимости от их гендерной принадлежности нами был проведен корреляционный анализ результатов тестирования у мальчиков и у девочек с помощью коэффициента корреляции Пирсона (таблицы 1 и 2).

Таблица 1

Влияние особенностней темперамента на интимно-личностное общение у мальчиков

экстраверсия/интроверсия

нейротизм

эгоистичный

агрессивный

подозрительный

подчиняемый

зависимый

дружелюбный

альтруистичный

доминирование

дружелюбие

Как показал корреляционный анализ, чем сильнее выражена у мальчиков-подростков экстравертность, то есть обращенность вовне, тем сильнее в интимно-личностном общении проявляются авторитарность, доминирование, но в то же время и сильнее выражается альтруистичность. Уровень нейротизма, то есть степень эмоциональной устойчивости, не оказывает у мальчиков влияния на интимно-личностное общение.

У девочек-подростков, чем сильнее они ориентированы на внешний мир, тем сильнее в интимно-личностном общении проявляется авторитарность, эгоистичность и стремление к доминированию. Высокая эмоциональная устойчивость связана с проявлениями агрессивности, а эмоционально неустойчивые девочки стремятся проявлять дружелюбие в отношениях с друзьями.

Таблица 2

Влияние особенностней темперамента на интимно-личностное общение у девочек

экстраверсия/интроверсия

нейротизм

эгоистичный

агрессивный

подозрительный

подчиняемый

зависимый

дружелюбный

альтруистичный

доминирование

дружелюбие

**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон).

*. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон).

Особенности интимно-личностного общения мальчиков с разными типами темперамента с друзьями своего пола представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Особенности интимно-личностного общения мальчиков с разными типами темперамента с друзьями своего пола

Как видно на рисунке, мальчики-меланхолики при общении с друзьями своего пола менее всех авторитарны, эгоистичны и меньше других стремятся к доминированию, но больше других склонны к подозрительности и подчиняемости. Мальчики-флегматики при общении с друзьями своего пола менее всех, меньше всех проявляют зависимый тип интимно-личностного общения. Мальчики-холерики в общении с друзьями своего пола менее всех проявляют подозрительность и подчиняемость, зато более других авторитарны и стремятся к доминированию. Мальчики-сангвиники и мальчики-флегматики в общении с друзьями своего пола больше других проявляют дружелюбность.

Особенности интимно-личностного общения мальчиков с друзьями противоположного пола представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Особенности интимно-личностного общения мальчиков с разными типами темперамента с друзьями противоположного пола

Как видно на рисунке, при общении с девочками мальчики-подростки всех типов темперамента проявляют особенности интимно-личностного общения, отличные от тех особенностей, которые присутствуют в их общении с друзьями-мальчиками. Возрастает дружелюбие и альтруизм, становится ниже стремление к доминированию.

В общении с друзьями-девочками мальчики-меланхолики меньше всех стремятся к доминированию и проявляют эгоизм, а мальчики-флегматики больше других альтруистичны. Мальчики-сангвиники, наоборот, менее других дружелюбны (данные как по шкале Дружелюбный тип, так и по интегральной шкале Дружелюбие) и менее других склонны зависеть от девочек, конформно к ним относиться.

Особенности интимно-личностного общения девочек с друзьями своего пола представлены на рисунке 3. На рисунке видно, что при общении с подругами девочки-холерики меньше других подозрительны, подчиняемы и зависимы. Девочки-меланхолики менее дружелюбны и не стремятся к доминированию. Зато они больше других проявляют подозрительность по отношению к своим подругам. Девочки в целом во взаимоотношениях с друзьями своего пола менее подчиняемы и зависимы, чем мальчики, причем это характерно для всех типов темперамента. В то же время при общении с подругами девочки меньше, чем мальчики при общении с друзьями, стремятся к доминированию.

Рис. 3. Особенности интимно-личностного общения девочек с друзьями своего пола

Особенности интимно-личностного общения девочек с друзьями противоположного пола представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Особенности интимно-личностного общения девочек с друзьями противоположного пола

На основе результатов нашего исследования мы можем дать педагогам и психологам, заинтересованным в нормализации интимно-личностного общения с учетом темперамента и гендерной принадлежности подростков в классе, следующие практические рекомендации.

При построении коррекционной работы важно учитывать тот факт, что мальчики-меланхолики при общении с друзьями своего пола менее всех авторитарны, эгоистичны и меньше других стремятся к доминированию, но больше других склонны к подозрительности и подчиняемости. Мальчики-флегматики при общении с друзьями своего пола менее всех, меньше всех проявляют зависимый тип интимно-личностного общения. Мальчики-холерики в общении с друзьями своего пола менее всех проявляют подозрительность и подчиняемость, зато более других авторитарны и стремятся к доминированию. Мальчики-сангвиники и мальчики-флегматики в общении с друзьями своего пола больше других проявляют дружелюбность.

При общении с девочками мальчики-подростки всех типов темперамента проявляют особенности интимно-личностного общения, отличные от тех особенностей, которые присутствуют в их общении с друзьями-мальчиками. Возрастает дружелюбие и альтруизм, становится ниже стремление к доминированию. В общении с друзьями-девочками мальчики-меланхолики меньше всех стремятся к доминированию и проявляют эгоизм, а мальчики-флегматики больше других альтруистичны. Мальчики-сангвиники, наоборот, менее других дружелюбны (данные как по шкале Дружелюбный тип, так и по интегральной шкале Дружелюбие) и менее других склонны зависеть от девочек, конформно к ним относиться.

При общении с подругами девочки-холерики меньше других подозрительны, подчиняемы и зависимы. Девочки-меланхолики менее дружелюбны и не стремятся к доминированию. Зато они больше других проявляют подозрительность по отношению к своим подругам. Девочки в целом во взаимоотношениях с друзьями своего пола менее подчиняемы и зависимы, чем мальчики, причем это характерно для всех типов темперамента. В то же время при общении с подругами девочки меньше, чем мальчики при общении с друзьями, стремятся к доминированию.

При общении с друзьями-мальчиками девочки подросткового возраста в целом более склонны проявлять авторитарность, эгоистичность и слабо проявляют дружелюбие. Девочки-меланхолики более других склонны зависеть от своих друзей-мальчиков, но в то же время менее других дружелюбно к ним относятся. Девочки-холерики проявляют наибольшую агрессию при общении с друзьями-мальчиками, а так же сильно стремятся к доминированию над ними.

Зная характеристики типов темперамента и их влияние на интимно-личностные отношения подростков в зависимости от их гендерной принадлежности, в классе можно создавать ученикам наиболее благоприятные условия не только для обучения, но и для гармоничного эффективного общения, устранять причины возможной дезадаптации, а, следовательно, помогать подростку справляться с его психологическими трудностями в общении, активизировать его интеллектуальное развитие, сохранить учебную мотивацию, сделать более гармоничными формирование его личности.

Рецензенты:

Масленникова В.Ш., д.п.н., профессор, заведующая лабораторией социализации и профессионального воспитания личности ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО, г. Казань.

Грязнов А.Н., д.псх.н., главный научный сотрудник лаборатории социализации и профессионального воспитания личности ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО, г. Казань.

Библиографическая ссылка

Галлямова А.Р. ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ИНТИМНО-ЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ИХ СВЯЗЬ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12947 (дата обращения: 19.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Интимно-личностное общение - Наряду с познавательным и деловым общением существует интимно-личностное общение, содержанием которого выступает соучастие партнеров в проблемах друг друга, возможность разделить с другим свое духовное и практическое бытие. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений другого, эмпатией. Благодаря соучастию в интимно-личностных отношениях происходит самоактуализация индивида, чему в наибольшей степени способствуют высшие формы интимно-личностного общения - дружба и любовь.

Деловое общение - это взаимодействие между собой двух и более людей, построенное вокруг общего , что есть между ними, в данном случае - вокруг дела . Поэтому самое главное правило делового общения - никогда не забывать, что ты общаешься ради дела , а не ради удовольствия или забавы, не ради каких-то абстрактных принципов и идей.

Одним из ключевых в психологии человеческого общения является представление о личности. Человек - не хамелеон, меняющий свою окраску в зависимости от ситуации, и не попугай, в разных ситуациях повторяющий одни и те же заученные слова. Однако возможности конкретного индивида ограничены действиями других людей - и тех, с которыми он вступает в определенные отношения, и других, их предшественников, чей опыт, привычки и предрассудки усвоило нынешнее поколение. Личность живет и действует в определенной структуре, ее поведение обусловлено культурой (социальным опытом) определенного конкретно-исторического сообщества. Важными аналитическими единицами, позволяющими моделировать жизнедеятельность человека, являются социальная роль и его собственное "Я".

Социальная роль

В первом приближении социальную роль можно было бы определить как функцию элемента социальной системы (индивида или группы людей), обусловленную его объективным положением внутри данной системы. Составляющие общество индивиды приходят и уходят, но их определенные функции продолжают осуществляться сменяющими друг друга поколениями. Каждый год обновляется состав того или иного вуза, но всегда в нем есть ректор, профессора, доценты, ассистенты и вспомогательный состав. Некоторые полагают, что будто человек как актер просто получает роль извне и послушно ее исполняет. Однако в сложных, быстро меняющихся условиях реальной жизни жесткая регламентация и буквальное исполнение губительно сказались бы на результатах дела..

Мы живем в обществе. Это значит, что каждый из нас выполняет множество социальных функций. Например, служебные: начальник, подчиненный, рядовой сотрудник, специалист, ученик, ревизор. Или житейские функции: квартиросъемщик, клиент, покупатель, сосед. Или семейные функции: кормилец, иждивенец, муж, жена, сын, родственник и т.д. Выполнять некую социальную функцию означает делать то, что "положено" на данном месте при данных обстоятельствах. "Положено" - это, с одной стороны, законами, установлениями, с другой - нравами, обычаями, существующими там, где мы живем.

Всему, что "положено", нас учат с детства, а когда делаем "что не положено" - наказывают. В конце концов ребенок не только научится следовать образцам, но и узнает, что другие люди адресуют ему определенные ожидания, которым должно соответствовать его поведение, и сам научается ожидать и требовать от других определенных реакций. В основе формирования ожиданий лежит собственный опыт.

Итак, социальная роль - это выработанная обществом и усвоенная индивидом система мыслей и чувств, намерений и действий, подобающих в данной ситуации человеку, занимающему определенное социальное положение.

Межличностная роль

Помимо социальных ролей, мы играем роли "межличностные". У каждого есть круг людей, с которым он сталкивается изо дня в день. В отношении одного человека я выступаю в роли Друга, в отношении другого - в роли Недоброжелателя. Кто-то для меня Подопечный, кто-то Покровитель, кто-то Враг или Мучитель, кто-то Партнер, а кто-то предмет обожания. Распределение межличностных ролей между мной и кем-то другим связано с нашими чувствами друг к другу и с "предысторией" нашего взаимодействия. Но коль скоро роли распределены, у меня есть ожидания к Ивану Ивановичу, а у него - ко мне. Межличностная роль - это то поведение, которое ожидается от меня другим человеком согласно установившимся между нами отношениям. Если я пренебрегаю ролевыми ожиданиями партнера, наши отношения меняются и межличностные роли распределяются по-новому.

Вступая в общение с кем бы то ни было, мы должны исполнять одновременно и свою социальную роль, и межличностную. Причем на первом плане - роль социальная. И нередко они расходятся. Такое расхождение между социальной и межличностной ролью делает нас "актерами поневоле". Неспроста социологи так любят ссылаться на Шекспира: "Весь мир - театр":

Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины - все актеры. У них есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль.

Поистине - "не одну"! Ведь, кроме социальных и межличностных ролей, мы играем еще "внутригрупповые". Например, роль Лидера, роль Соперника и Союзника, роль Иванушки-дурачка.

По Д. Б. Эльконину «Определенный возраст в жизни ребенка, или соответствующий период его развития, - это относительно замкнутый период, значение которого определяется, прежде всего, его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития. Каждый возраст, или период, характеризуется, прежде всего, основным или ведущим типом деятельности».

При этом, как справедливо отмечает Д. И. Фельдштейн, интимно - личностное общение, выступает в качестве ведущей деятельности подростничества, по Д. Б. Эльконину, должно само включаться в социально значимую, социально одобряемую, просоциальную деятельность. Она то и должна рассматриваться как подлинно ведущая в этом возрасте .

Г.С. Абрамова считает, что подростковый возраст - это период развития детей от 11 - 12 до 15 лет (что соответствует приблизительно, среднему школьному возрасту, учащимся V - VII классов), отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. В это время происходит не только физическое созревание организма, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Подростковый возраст называется иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Согласно Г.С. Абрамовой, подросток - уже не ребенок, но еще и не взрослый человек .

По мнению В.А. Крутецкого, в подростковом возрасте происходит ломка многого из того, что являлось привычным, уже сложившимся у подростка. Это касается почти всех сторон его жизни и деятельности. Особенно заметные изменения претерпевает характер учебной деятельности - в подростковом возрасте начинается систематическое усвоение основ наук, что требует изменения привычных форм работы и перестройки мышления, новой организации внимания, приемов запоминания. Изменяется и отношение к окружающему: подросток уже не ребенок и требует иного к себе отношения .

В качестве ведущей деятельности в логике «нормального» психического развития выступает многоплановая развернутая деятельность подростка, имеющая такие «ядерные компоненты, как интимно-личное общение со значимыми другими и учебно-профессиональная деятельность».

Но учебная деятельность в подростковом возрасте отодвигается на второй план, на первое место выдвигается общение подростка со сверстниками и взрослыми, что является важнейшим условием их личностного развития.

Анализ современного педагогического процесса под руководством И.В. Дубровиной показывает, что потребность учащихся подросткового возраста в благоприятном доверительном общении с взрослыми редко бывает удовлетворительна. Это обстоятельство ведёт к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, в установлении межличностных контактов, мешает самоопределению и ориентации в жизненных ситуациях. В результате нарушения межличностного взаимодействия между учителями и подростками формируется смысловой барьер, проявляющийся у ребёнка в конфликтности, грубости и негативизме по отношению к взрослым.

По мнению Л.С. Выгодского, развитие личности подростка в системе обучения предполагает опору не только на уже сформировавшееся стороны его личности, но и на те, которые находятся ещё в стадии созревания, на «зону ближайшего развития» ребёнка. «Зона ближайшего развития» определяет завтрашний день ребёнка, динамическое состояние его развития . Зона ближайшего развития - область находящихся в стадии созревания психических процессов, определяющая перспективу развития ребёнка .

Для подростка «зона ближайшего развития», по мнению И.В.Дубровиной, это сотрудничество с взрослыми в пространстве проблем самосознания, личностной самоорганизации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. Именно в этот период формируются убеждения и нравственные ценности, жизненные планы и перспективы, происходит осознание самого себя.

По И.В. Дубровиной, общение подростков со сверстниками имеет огромное значение. Отношения с товарищами находятся в самом центре личной жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности, в том числе и учебной .

По мнению Е.В. Новиковой, в то же время для подростков важно не просто общаться со сверстниками в школе, а занять удовлетворяющее их положение среди одноклассников. Это положение, способное удовлетворить стремление подростка к самоуважению, является разным для каждого школьника. Одни стремятся занять в группе позицию лидера, другие - получить признание и уважение от товарищей, третьи - стать непререкаемым авторитетом в каком-либо деле и т. п. В любом случае потребность в определенном положении среди сверстников становится доминирующим мотивом в поведении и учебе, которая сказывается на эффективности и результативности процесса обучения. Занять лидерское положение в классном коллективе подростку помогают его психологические особенности: высокая потребность в освоении окружающей действительности, стремление к умственному напряжению и физическому труду, разнообразным формам деятельности .

По А.А. Реану, потребность в общении со сверстниками, которую не могут заменить родители, возникает очень рано, еще в детстве, и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым. Во-первых, общение со сверстниками - это очень важный специфический канал информации. Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. В - третьих, общение со сверстниками - это специфический вид эмоционального контакта, который не только облегчает подростку автономитизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

У подростков первичными ячейками общения являются однополые группы мальчиков и девочек. Затем две такие группы образуют смешанную компанию. Позже, внутри этой компании складываются пары, которые становятся все более устойчивыми, а большая прежняя компания распадается или отходит на задний план.

Согласно автору, подростковый возраст считается трудным не только в плане воспитания, но и в отношении учебных достижений. Снижается успеваемость, пропадает интерес к учебе, неуспешное выполнение учебных задач перестает восприниматься как нечто огорчающее и трагическое. Среди школьников нарастает количество неуспевающих подростков, отличающихся апатией и неудовлетворительным отношением к школе. К седьмому классу диапазон проблем расширяется. Подростки становятся «неуправляемыми», «заносчивыми», «наглыми», «ужасно себя ведут». Объяснение подобным сложностям педагоги находят не в собственных своих упущениях, а в особенностях подросткового возраста: «промежуточном положении подростка», «уже не ребенок, но еще и не взрослый», «в физиологической перестройке его организма». По мере вхождения ребенка в подростковый период происходят существенные преобразования в характере мотивации и его учебно-познавательной деятельности. Мотивы, доминировавшие на прежнем этапе онтогенеза, оказываются вытесненными другими, которые ранее не занимали столь значительного места. И прежде всего это связано с тем, что учеба перестает быть ведущей деятельностью и активность подростка в большей степени направляется на общение со сверстниками, на внеклассные виды деятельности. Подросток как субъект учебной деятельности специфичен не только своей мотивацией, позицией, отношением, «Я»-концепцией, но и местом в жизни на отрезке непрерывного, многоступенчатого образования. Он для себя решает, прогнозирует форму продолжения этого образования, в зависимости, от этого ориентируясь на ценности либо учения, либо трудовой деятельности, общественной занятости, межличностного взаимодействия.

уровень, на котором основной целью общения является удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, переживании; от партнеров ожидаются психологическая близость, эмпатия, доверительность.

В зависимости от степени личностной вовлеченности в преобразование отношений можно условно выделить три уровня общения: социально-ролевой (или кратковременное социально-ситуационное общение), деловой и интимно-личностный.

На социально-ролевом уровне контакты ограничиваются ситуативной необходимостью: на улице, в транспорте, в магазине, на приеме в официальном учреждении. Основной принцип взаимоотношений на этом уровне – знание и реализация норм и требований социальной среды участниками взаимодействия.

На деловом уровне людей объединяют интересы дела и совместная деятельность, направленная на достижение общих целей. Основной принцип деловых взаимоотношений – рациональность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества.

Интимно-личностный уровень характеризуется особой психологической близостью, сопереживанием, проникновением во внутренний мир других людей, прежде всего близких. Основной принцип такого общения – эмпатия. Еще одна классификация видов межличностного взаимодействия принадлежит известному американскому психологу Эрику Берну. В ее основе лежит то, что Берн назвал потребностью в структурировании времени, объяснив это следующим образом: «Хорошо известна проблема, часто встречающаяся у подростков после первой встречи: „Ну и о чем мы потом с ней (с ним) будем говорить?" Этот вопрос возникает нередко и у взрослых людей. Достаточно вспомнить труднопереносимую ситуацию, когда вдруг возникает пауза в общении и появляется период времени, незаполненный разговором, причем никто из присутствующих не в состоянии придумать ни одного уместного замечания, чтобы не дать разговору замереть. Люди постоянно озабочены тем, как структурировать свое время. <...> Одна из функций жизни в обществе состоит в том, чтобы оказывать друг другу взаимопомощь и в этом вопросе» (Берн, 1988, с. И).

Выделенные Берном способы структурирования времени представляют собой по существу способы организации межличностного взаимодействия. Он предлагает рассматривать шесть форм социального поведения – четыре основные и два пограничных случая.

1) На одном полюсе пограничный случай – замкнутость, когда явная коммуникация между людьми отсутствует. Человек физически присутствует, но психологически – вне контакта, он будто бы окутан собственными мыслями. Это бывает в самых различных ситуациях, например, в купе железнодорожного поезда, в больничной палате, даже во время вечеринки. Такое поведение может быть воспринято с пониманием и не вызовет проблем, если только оно не превращается в привычку.


2) Ритуалы – привычные, повторяющиеся действия, не несущие смысловой нагрузки. Они могут носить неформальный характер (приветствия, прощания, благодарности) или быть официальными (дипломатический этикет). Цель этого типа общения – возможность провести время совместно, но не сближаясь.

3) Времяпрепровождения – полуритуальные разговоры о проблемах и событиях, известных всем. Они не так стилизованы и не так предсказуемы, как ритуалы, но обладают некоторой повторяемостью. Примерами могут служить вечеринка, где участники недостаточно хорошо знакомы друг с другом, или разговоры во время ожидания какого-нибудь официального собрания. Времяпрепровождение всегда социально запрограммировано: говорить в это время можно лишь в определенном стиле и только на допустимые темы (например, светский разговор или женский разговор). Основная цель этого типа общения – структурирование времени не только ради поддержания приятельских отношений, но и отчасти социальный отбор, когда человек ищет новые полезные знакомства и связи.

4) Совместная деятельность – взаимодействие между людьми на работе, целью которого прежде всего является эффективное выполнение поставленной задачи.

5) Игры – наиболее сложный тип общения, так как в играх каждая сторона неосознанно старается достичь превосходства над другой и получить вознаграждение. Основная отличительная особенность игр – скрытая мотивация их участников. По мнению Э. Берна, важные социальные контакты чаще всего протекают как игры, а сами игры составляют весьма значительную часть человеческого общения. Объяснение этому Берн видит в следующем.

Повседневная жизнь предоставляет очень мало возможностей для человеческой близости. Кроме того, многие формы близости для большинства людей психологически неприемлемы, требуют осмотрительности. Западная культура в основном не поощряет искренности (кроме как в интимной обстановке), так как ее могут использовать с дурным умыслом. В свою очередь, повторяющиеся времяпрепровождения в конце концов приедаются.

Чтобы избавить себя от скуки времяпрепровождения, одновременно не подвергаясь опасностям, сопутствующим близости, большинство людей в качестве компромиссного решения обращаются к играм. В этом состоит социальное значение игр. Чаще всего люди выбирают себе друзей, партнеров, близких людей из числа тех, кто играет в те же игры, что и они. Поэтому в данном социальном окружении каждый его представитель приобретает такую манеру поведения, которая покажется совершенно чуждой членам другого социального круга. И наоборот, любой член какого-либо социального окружения, который начинает играть в новые игры, будет скорее всего изгнан из привычного общества. В этом состоит личностное значение игр. Наконец, многие игры совершенно необходимы некоторым людям для поддержания душевного здоровья. У таких людей психическое равновесие столь неустойчиво, а жизненные позиции столь шатки, что стоит лишить их возможности играть, как они впадут в безысходное отчаяние. Подобные ситуации можно часто наблюдать в супружеских парах, когда улучшение психического состояния одного из супругов влечет за собой быстрое ухудшение состояния другого супруга, для которого игры были важнейшим средством поддержания собственного психического равновесия.

6) За игрой следует второй пограничный случай, замыкающий ряд форм межчеловеческих взаимодействий, – близость. Двустороннюю близость можно определить как свободное от игр общение, предполагающее теплое заинтересованное отношение между людьми, исключающее извлечение выгоды. Человеческая близость, которая по сути есть и должна быть самой совершенной формой человеческих взаимоотношений, приносит такое ни с чем не сравнимое удовольствие, что даже люди с неустойчивым равновесием могут вполне безопасно и даже с радостью отказаться от игр, если им посчастливилось найти партнера для таких взаимоотношений.

Времяпрепровождения и игры – это суррогат истинной близости. Их можно рассматривать скорее как предварительные соглашения, чем как союзы. Именно поэтому их можно характеризовать как острые формы взаимоотношений. Настоящая близость начинается тогда, когда социальные схемы, скрытые мотивы и ограничения отходят на задний план. Только она может полностью удовлетворить сенсорный голод и потребность в признании. Прототипом такой близости является акт любовных, интимных отношений.

Сравнивая приведенные классификации, легко заметить принципиальное сходство в описании целей и структуры различных видов межличностного поведения. В последующих главах мы более подробно рассмотрим взаимодействие между людьми на каждом из названных уровней. Здесь отметим, что структура любой социальной ситуации включает в качестве необходимых следующие элементы:

1) роли участников взаимодействия, то есть набор предписаний, касающийся того, как человек должен вести себя, если он занял фиксированную позицию среди людей, относительно которой уже сложились нормативные представления;

2) набор и порядок действий (или сценарные последовательности);

3) правила и нормы, регулирующие взаимодействие и характер отношений участников социальной ситуации.

Таким образом, характеристики конкретной ситуации, в которой протекает общение данных людей, накладывают значительные ограничения на их поведение, чувства и даже желания. Вместе с тем снижение степени их свободы является условием установления и поддержания межличностного контакта, делает возможным в перспективе межличностное общение.

Особенности общения подростка со сверстником:

1) Общение является для подростков очень важным информационным каналом;

2) Общение - специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права.;

3) Общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.

Новообразования:

младший подростковый возраст - чувство взрослости как субъективное переживание отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.

старший подростковый возраст - «Я - концепция» - как новый уровень самосознания. Формирование нового уровня самосознания (представления о себе самом, Я-концепции) характеризуется появлением потребности в познании себя как личности, своих возможностей и особенностей, своего сходства с другими людьми и своей уникальности.

Кризис подросткового возраста. Понятие «кризис» применительно к подростковому периоду используется для того, чтобы подчеркнуть тяжесть, болезненность переходного состояния от детства к взрослости, этого периода разлома, распада (возраст «бури и натиска», «эмоционального шторма»).

Традиционно в качестве одной из основных причин возникновения выделяется половое созревание, которое влияет на психологический и психофизиологический облик, определяет его функциональные состояния (повышенную возбудимость, импульсивность, неуравновешенность, утомляемость, раздражительность), вызывает половое влечение (часто неосознанное) и связанные с этим новые переживания, потребности, интересы. Оно создает основания для специфических тревог, связанных с физическим Я, образом тела и определяет соответствующую кризисную симптоматику.

Проявляемое в этот период противопоставление себя взрослым, активное завоевание новой позиции является не только закономерным, но и продуктивным для формирования личности. Попытки взрослых избежать проявлений кризиса путем «предвосхищающего» создания условий для реализации новых потребностей в значительной части случаев оказываются безрезультатными. Подростки как бы специально «нарываются» на запреты, преднамеренно «принуждают» родителей к ним, чтобы иметь возможность собственными усилиями раздвинуть рамки, задающие пределы их возможностям. Именно через это столкновение они узнают себя, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении. В случаях, когда этого не происходит и подростковый период проходит гладко, бесконфликтно, то в дальнейшем можно столкнуться с двумя вариантами: с запоздалым, а потому особенно болезненным и бурным протеканием кризиса в 17–18 лет или с затяжной инфантильной позицией «ребенка», характеризующей человека в период молодости и даже в зрелом возрасте.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!