Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: Звуковой анализ слова «слон. Развитие и усвоение навыков полного звукового анализа

Аннотация . Ребёнок познаёт мир с первых недель своего рождения, реагируя на различные звуки. Процесс развития речи ребёнка зависит от различных факторов. У ребенка с нарушениями речи в первую очередь страдает фонематическое восприятие и звукопроизношение, что сказывается на несформированности навыков звукового анализа и синтеза. У младших школьников, как следствие, это является причиной дисграфии и дислексии. Поэтому развитие звукобуквенного анализа и синтеза является первоочередной задачей для дошкольников и младших школьников.

При обучении ребёнка чтению и письму исходным процессом является звуковой анализ устной речи: мысленное расчленение слова на его составляющие (звуки), установление их количества и последовательности. Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, а уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Прочитать слово — значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.Таким образом, полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов. Звуковой анализ и синтез базируется на устойчивом фонематическом восприятии. А причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и, как следствие, несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Овладение грамотой происходит ступенчато: первая ступень - это фонематическое восприятие, вторая - звуковой анализ. Известно, что фонематическое восприятие формируется в период от года до четырех лет, а звуковой анализ — в более позднем возрасте, на пятом году жизни. И, наконец, фонематическое восприятие — это способность различать особенности и порядок звуков для их устного воспроизведения, звуковой анализ — способность различать то же самое, с целью воспроизвести звуки в письменной форме.

Переходить к звуковому анализу или синтезу звукового состава слова у ребенка с нарушениями речи следует только после достижения им определенного (начального) уровня фонематического восприятия, а также сформированности произношения анализируемых и синтезируемых звуков речи. Зрительные символы гласных и согласных звуков (Ткаченко Т.А.) используются в качестве вспомогательных средств обучения дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Таким образом, выполнение упражнений на анализ и синтез звукового состава слова с помощью авторской символики Ткаченко позволяет ускорить процесс фонемообразования зрительными символами гласных и согласных звуков (Ткаченко Т.А.), обеспечить готовность к усвоению грамоты, способствует предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников и младших школьников.

В коррекционной работе учитель-логопед может использовать упражнения для формирования навыков звукового анализа и синтеза дошкольников, задачей которых является уточнение понятий «слово, звук» . Ребёнок сначала произносит звуки , которые могут издавать изображенные животные и объекты, а затем слова — названия картинок. Задания чередуются до закрепления у ребенка понятий (рис. 1).

Упражнения на выделение в слове начального гласного звука, например, [У], [А], [И], [О]. При возникновении затруднений ребёнок опирается на зрительный символ звука, затем предлагается слово с начальным звуком в ударной позиции, далее - в безударной. Ребёнок чётко произносит названия картинок, соединяет с нужным символом каждое изображение (рис. 2,3).
Дети с интересом решают задачу анализа и синтеза сочетаний, состоящих из двух-трех гласных звуков; называют в сочетаниях по порядку все звуки, произносят по схемам слитно, не прерывая голоса, комбинации гласных звуков (рис.4).

В группах с общим нарушением речи (ОНР) звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии и дисграфии можно разделить на два года обучения:

1. Безбуквенный период. Проводится звуковой анализ и синтез сочетаний, слогов и слов.
2. Буквенный период. Проводится звукобуквенный анализ и синтез слогов и слов. Анализ текстов и предложений.

Развивая фонематический слух и речевое внимание, идет подготовка к овладению звуковым анализом слов. Выполняются различные упражнения, например: «Какие картинки начинаются с одинаковых звуков? Соедини эти картинки линиями» (рис. 5), или «С каких слогов начинаются названия этих картинок? Соедини слоги с картинками» (рис. 6).

Задания «Соедини одинаковые по форме шарики ниточками, прочитай получившиеся слова и напиши их в клеточках» (рис. 7), «Сосчитай буквы в названии каждого животного и соедини с нужной цифрой» (рис. 8), «Какие слова спрятались в цепочках? Напиши слова, которые у тебя получились» (рис. 9), «Убери из каждого слова по одной букве. Напиши слова, которые у тебя получились» (рис. 10), «Из трёх букв выбери нужную и впиши её в слово под картинкой» (рис. 11), «Допиши слова» (рис.12, 13), «Соедини буквы по стрелочкам, и ты узнаешь, какие слова здесь спрятались» (рис. 14), «Собери из букв слова» (рис. 15), «Расставь буквы по порядку в соответствии с цифрами. Какие слова получились?



Найди подходящие картинки» (рис. 16), «Сложи слово из первых букв названий картинок. Напиши это слово в клеточках и нарисуй этот предмет» (рис. 17), «Перенеси буквы в точно такие же предметы в нижнем ряду и прочитай получившееся слово. В рамочке нарисуй зашифрованный предмет» (рис. 18), «Прочитай пословицу по первым буквам названий картинок. Объясни, почему так говорят» (рис.19), «Прочитай слоги в клеточках. Допиши слова» (рис. 20) способствуют также развитию внимания и мышления ребёнка.

Упражнения на закрашивание буквы, которую называет учитель-логопед (взрослый), очень важно для развития слухового внимания и звукобуквенного анализа. Дописывание пропущенных букв в названии нарисованных предметов способствует развитию фонематического слуха и навыков звукобуквенного анализа (рис.12,13, 20). Зачёркивание букв, которых нет в названии нарисованного предмета, очень важно для развития навыка звукобуквенного анализа и понимания структуры слова (рис. 21, 22).

Учащиеся 2-4 классов при выполнении звукобуквенного анализа часто путают звуки и буквы, потому что, зачастую, они не слышат слова, рассуждая о звуковом значении букв. Такая категория детей вспоминает, что обозначает буква, но не слушает звуки, о которых говорят. А без слышания слова, без развитого фонематического слуха возникают многочисленные фонетические ошибки и, кроме того, тормозится освоение программы в целом: лексики, грамматики, словообразования, правописания.

Развитие фонетических способностей детей, умение последовательно вычленять в слове звуки и произносить каждый из них изолированно в соответствии с тем, как этот звук произносится в целом слове, происходят в звуковом разборе, специфика которого заключается в том, что он выполняется без обращения к буквам.

Алгоритм звукового разбора слова

1. Произнеси и послушай слово.
2. Найди ударный слог, а затем скажи слово по слогам.

4. Обозначь выделенный звук условным значком.
5. Протяни (выдели) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. И так далее до конца слова.
6. Последний пункт: произнеси подряд все названные звуки и послушай, не искажается ли слово. Если дополнить данный план фонетического разбора еще одним пунктом: обозначь каждый из звуков буквой и объясни ее выбор,— ученик перейдет от звукового разбора к звукобуквенному. Но чтобы обращение к буквам не превратило разбор в буквеннозвуковой, звуковой анализ слова должен входить в звукобуквенный разбор как его обязательная первоначальная ступень.

План проведения звукобуквенного анализа слов во 2 - 4 классах

1. Произнеси и послушай слово. Запиши транскрипцию.
2. Найди ударный слог, а затем скажи слово по слогам. Запиши.
3. Протяни (выдели) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
4. Обозначь выделенный звук буквой. Объясни выбор буквы и т.д. Например, слово «вода»:

вода - [вада"]
во - да"
[в] - согл., парн. тв., парн. звон. - «вэ».
[а] - гласн., безударн. - «о».
[д] - согл., парн. тв., парн. звон. - «дэ».
[а"] - гласн., ударн. - «а».

Ученик рассуждает так: «В слове «вода» первый звук [ввввада] - [в]. Он согласный, парный твердый, парный звонкий. На письме обозначен буквой «вэ». Звук в сильной позиции.
Учитывая, что на записывание словами характеристики каждого звука отнимает много времени и места, рядом с транскрипцией можно помещать условный значок, который показывает, какой это звук:
[О] - гласный, — - согласный, глухой, твердый, ↔ - согласный, мягкий, звонкий и т. п.
При таком подходе учащиеся повторяют правильное название букв русского алфавита, осуществляют анализ слов, отталкиваясь не от буквы, а от звука, осознанно обосновывают выбор букв для обозначения звучания слова на письме. При этом соблюдается естественный ход анализа от звука к букве, что помогает уяснить устройство русского письма, конкретнее — его графики. И самое главное - значительно повышается уровень развития навыка правописания.

Как известно, практическим методом, с помощью которого анализируется отношение между произнесением и написанием слова, является звукобуквенный разбор :
1. Сколько в слове слогов, какой (по счету) слог ударный?
2. Сколько в слове звуков и сколько букв? (Если букв больше, почему?)
3. Сколько гласных звуков? Сколько согласных?
4. Охарактеризуйте каждый звук. Какой буквой обозначается звук на письме?
Вдумаемся в этот план. В нем явно выдвинута на передний план количественная, а не
качественная характеристика соотношения звуков и букв (вопрос сколько? в трех случаях из четырех занимает первое место).
Систематизировав вышеизложенное, можно предложить учащимся такую краткую информацию:

Звукобуквенный анализ

Гласные буквы: А, О, У, Ы, Э
Я, Ё, Ю, И, Е
Гласные звуки: [а], [о], [у], [ы], [э], [и] . Гласные звуки обозначается красным цветом .

Звуки [а], [о], [у], [ы], [э] указывают на то, что впереди стоит твёрдый согласный звук , который обозначается синим цветом .

Гласные Я, Ё, Ю, И, Е указывают на то, что впереди стоит мягкий звук , который обозначается зелёным цветом .

Например: М О Х Л И С А С Л И В А

Всегда твердые согласные : [Ж], [Ш], [Ц] .

Всегда мягкие согласные : [Ч], [Щ], [Й] .

Например: Ж И Р , Ш И ШК А , Ч А Й , Щ У К А , Ц И РК .

Всегда звонкие согласные: [М,], [Н], [Л], [Р], [Й] .

Всегда глухие согласные : [Х], [Ц], [Ч], [Щ] .

Парные согласные : Б -П , В -Ф , З -С , Ж -Ш , Г -К , Д -Т .

Буквы имеют 2 звука : Я, Ё, Ю, Е (если: стоят впереди слова; стоят после мягкого или твёрдого знака; после гласного звука).

Например, разбор слова ЯРКИЙ:

1. В слове яркий ударение падает на гласную «Я» .
2. Разделим слово на слоги: ЯР-КИЙ
3. В слове ЯРКИЙ две гласные буквы «Я » и «И », поэтому два слога.
4. Буква «Я » имеет два звука - [й, а] , потому что стоит впереди слова. Звук [й] -всегда мягкий,
обозначаем зелёным цветом. Звук [а] -гласный, обозначаем красным цветом.
5. Буква «ЭР » - звук [р] . Обозначаем синим цветом, потому что он твёрдый.
6. Буква «КА » - звук [к’] , обозначаем зелёным цветом, потому что гласный звук [и] указывает
на мягкость впереди стоящего звука.
7. Буква «И » - звук [и] . Обозначаем красным цветом, потому что он гласный.
8. Буква «Й » - звук [й] . Обозначаем зелёным цветом, потому что этот звук всегда мягкий.

Памятки для детей. Звукобуквенный анализ слова

1. Записать слово, поставить ударение, написать количество слогов.
2. Согласные звуки: звонкие или глухие, твёрдые или мягкие.
3. Гласные звуки: Ударные или безударные.
4. Написать количество букв и звуков.

Примеры слов:

Согласные звуки и буквы

Парные: [б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [ж]-[ш], [з]-[с].

Непарные: [й], [л], [м], [н], [р], [x], [ц], [ч], [щ].

Звонкие: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й], [л], [м], [н], [р].

Глухие: [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [х], [ц], [ч], [щ].

Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц].

Всегда мягкие: [й], [ч], [щ].

Используемая литература

1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания. СПб.: «Каро», 2002.
2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/Под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
3. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.-М., 2006.
4. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии// Развитие и коррекция.-2001.
5. Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи. - СПб., 11999.
6. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. - СПб., 1998.
7. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. - М., 2000.
8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М., 1999.

Задачи:

  • Освоение звукового анализа слов
  • Развитие представлений о гласных звуках
  • Развитие умения отличать гласные звуки от согласных
  • Обучение умению проводить графические линии

Материал к занятию: картинка-схема слова слон, фишки красного и синего цвета, карандаши, рабочие тетради, фишки призы, указка, карточки-схемы слова слон для детей.

План занятия

I. Организационный момент

II. Основная часть

Д/и «Кто внимательный?»

Звуковой анализ слова

Д/и «Какой звук заблудился?»

Д/и «Цепочка сов»

III. Работа в тетради

IV. Итог занятия

Ход занятия

С добрым утром, друзья!

День наступил прекрасный

Потому что в нем есть Вы и Я!

Давайте начнем наше занятие с улыбки, ведь всегда приятно общаться с веселым, доброжелательным человеком. Улыбнитесь друг другу, от улыбок станет всем нам уютнее и теплее! Я рада приветствовать вас.

Погружение в тему занятия

Сегодня у нас занятие по обучению грамоте. На занятии мы будем учиться делать анализ слова, играть в игры.

Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

Какие гласные звуки вы знаете? (а,о,у, э, ы, и)

Какой фишкой обозначаем гласный звук? (красной)

Как произносятся согласные звуки? (на выдохе, при этом во рту преграды зубы, язык)

Какой фишкой обозначаем согласный звук? (синей фишкой)

Игра «Кто внимательный?»

Я буду называть слова, а вы будите угадывать, на какой звук начинается слово. Если слово начинается на гласный звук, показываете красную фишку, если на согласный - синюю фишку.

Слова: игла, нос, утка, цапля, арбуз, хлеб, облако, кукла, экскаватор, снег.

Дети показывают соответствующую фишку.

Звуковой анализ слова слон

Сегодня мы с вами будем разбирать слово, какое вы узнаете после того как отгадаете загадку

Это что за великан?
Держит в хоботе фонтан?
Умываться любит он,
И зовут чистюлю...! (Слон)

На доске – картинка слон, один ребенок работает у доски, остальные - на местах.

Произнеси слово слон, какой слышится первый звук? (-с-)

Это согласный или гласный звук? (согласный)

Какой фишкой обозначается? (синей) Ставим синюю фишку в первую клеточку

Какой слышится второй звук? (-л-)

Это согласный звук, обозначаем синей фишкой, ставим синюю фишку во вторую клеточку.

Какой слышится третий звук? (-о-)

Это гласный звук, обозначаем его красной фишкой, ставим в третью клеточку.

Какой слышится четвертый звук? (-н-)

Это согласный звук, обозначаем синей фишкой, ставим синюю фишку в четвертую клеточку.

Сколько звуков в слове слон? (4)

Сколько согласных звуков в слове слон? (3)

Сколько гласных звуков в слове слон? (1)

Сколько слогов? (1)

Правило сколько в слове гласных звуков столько и слогов.

Когда слово проанализировано, дети убирают фишки под диктовку воспитателя.

Уберите первый твердый согласный, гласный, второй согласный. Какой звук остался? (третий твердый согласный-н-)

Физминутка

Мы веселые мартышки, улыбаются
Мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем, хлопают
Мы ногами топаем, топают

Надуваем щечки, надувают щеки
Скачем на носочках подпрыгивают вверх
И друг другу даже, языки покажем, показывают языки
Дружно прыгнем к потолку подпрыгивают вверх

Пальчик поднесем к виску подносят палец к виску
Шире рот откроем, открывают рот
И гримасы строим. строят гримасы
Игра «Какой звук заблудился?»

Миша дров не напилил,

Печку кепками (щепками) топил.

В каком слове заблудился звук? (в слове кепками)

Проговорите: Кепками-щепками

Игра «Цепочка слов»

Я называю слово лук, а вы придумываете слово, которое начинается с последнего звука слова лук, например кот.

За каждый правильный ответ получите фишку.

Работа в тетради

Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу
Я друзья от вас не скрою-
Карандаш вот так держу.

Сяду ровно не согнусь,
За работу я возьмусь.

Обратить внимание на посадку за столом. Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола, немного наклонив голову влево; ноги должны стоять на полу, руки лежать на столе так, чтобы локоть правой руки выступал за край стола, а левая рука придерживала тетрадь.

Карандаш должен лежать на среднем пальце, большой палец придерживает карандаш, а указательный легко лежит сверху (расстояние от кончика стержня-1, 5 см) и управляет сверху. Левая рука передвигает тетрадь вверх по мере заполнения страницы

Начиная с направления стрелочки, обводите контур слона и заканчиваете, доведя до начала стрелочки.

Затем начинаем штриховку ног с направления стрелочки –горизонтально с лева на право, штриховку хобота производим также горизонтальными линиями с лева на право. Туловище слона производим прямыми вертикальными стрелочками. Расстояние между линиями должно быть одинаковое. Показ на схеме.

Под контуром пишем схему слова

Итог занятия

Чем мы занимались на занятии? Что для вас было особенно трудно на занятии?

Вопрос о формировании звукового анализа слов и его месте в системе обучения грамоте занимает одну из центральных позиций в методиках обучения языку и развития речи различных категорий детей. Впервые данная проблема была поднята К.Д. Ушинским, являющимся основоположником «звукового метода» в России. Автор считал необходимым развивать у детей речевой слух, формировать умение слушать отдельные звуки, устанавливать их последовательность в словах. Так, например, разрабатывая новую для своего времени методику первоначального обучения грамоте, К.Д. Ушинский писал: «Я не по этому предлагаю звуковую методику, что, достигая успешно своей цели метода эта в тоже время даёт самостоятельность ребёнку, беспрестанно упражнять внимание, память, и когда перед ним потом раскрывается книга, она уже значительна, к пониманию того, что читает, и, главное в нём не подавляется, возбуждается интерес к учению» .

В целом учеными высказывались различные точки зрения - от полного отрицания роли звукового анализа слов для чтения до утверждения, что только тот может читать, кто слышит отдельные звуки в словах. Однако определенный период времени полемика велась чисто на эмпирическом уровне, без учета основного механизма воссоздания звуковой формы слов. Кроме того, авторы расходились в трактовке понятия «звуковой анализ» (Л.Е. Журова, 1978; Э.И. Труве, 1978; Д.Б. Эльконин 1964 и др.).

В современной методике развития речи и обучения русскому языку звуковой анализ понимают узко, а именно - как «слушание отдельных звуков в словах и используемый для ознакомления с буквами» . Данная трактовка не противоречит положениям учения Л.С. Выготского, который отмечал, что «единицей звуковой стороны речи считается отдельный звук, но звук, оторванный от мысли, теряет вместе с этой операцией всё то, что делает его звуком человеческой речи» .

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что особой восприимчивостью к звуковой стороне речи обладает дошкольный возраст. Так, известный отечественный ученый Д.Б. Эльконин писал, что «читающий опирается на звуковую сторону языка, а чтение - процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой деятельностью языка (до знакомства их с буквенной символикой)» .

Развитие в дошкольном возрасте, обеспечивая осознание звуковой стороны языка, является центральным моментом овладения речевой деятельностью, повышая возможности ориентировки ребёнка в сложных соотношениях языковых форм, за которыми всегда лежат отношения одних звуковых форм к другим. Но оно важно ещё и потому, что представляет одну из самых существенных предпосылок нового этапа в овладении ребенком звуковой стороны речи, этапа, связанного с обучением грамоте - с усвоением чтения и письма (Т.Н. Денисова, Н.В. Дурова, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин). Как отмечал А.Р. Лурия, в период дошкольного детства слова употребляются без акцента на их звуковую сторону, т.е. ребенок использует лексему, «…не делая само слово предметом сознания и не подозревая о том, что оно имеет свою собственную жизнь, свои собственные особенности строения» .

К концу дошкольного возраста нормально развивающийся ребёнок правильно слышит каждую фонему языка, не смешивает с другими фонемами, овладевает их произношением. Однако этого ещё не достаточно для перехода к обучению грамоте. Большинство отечественных психологов, педагогов (Л.Б. Баряева, Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман, В.И. Бельтюков, Н.С. Варенцова, В.Б. Глебувене, В.В. Давыдов, Т.П. Денисова, М.Г. Елагина, Л.Б. Логинова, А.А. Леонтьев, Б.С. Садырова, Ф.А. Сохин, Л.Ф. Ткачева, Г.П. Торсуев, Р.Д. Тригер, Э.И. Труве, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и др.), занимающихся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребёнок не только правильно слушал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но - и это главное - имел четкое представление о звуковом составе слов (языка) и умел анализировать его. Таким образом, умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, т.е. умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для успешного обучения грамоте. Вместе с тем обучение грамоте само выступает как один важнейших этапов развития и осознания звуковой стороны языка (слова). Опираясь на весь предшествующий путь фонематического развития, обучение грамоте является вместе с тем более высоким этапом развития ребёнка (Л.Е. Журова, С.Н. Карпова, А.Р. Лурия, Г.М. Лямина, Ф.А. Сохин, Н.С. Старжинская, Ю.Н. Фаусек, Д.Б. Эльконин и др.).

Остановимся на высказываниях ученых, указывающих на важную роль и особенности овладения звуковым анализом слов в онтогенезе.

Так, А.Р. Лурия (1979) подчеркивал значение познания ребёнком звуковой, материальной системы языковых средств, «…без которых вообще нет и не может быть языка» .

К.И. Чуковский (1959) приводит довольно большой материал детского стихотворчества, в основе которого, несомненно, лежит ориентировка в первую очередь на звуковую форму слова.

А.Н. Гвоздев (1961) указывает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение на звуки им самостоятельно не производится, и осуществление такого анализа в период обучения грамоте представляет новый этап в осознании звуков, отсюда трудность такого анализа» .

Ю.И. Фаусек приводит много фактов, говорящих о том, что при соответствующих условиях дети в четыре года относительно легко справляются с задачей звукового анализа и довольно быстро обретают это умение. «Наблюдая длительно за детьми детского сада Монтессори, мы убедились, что большинство детей в возрасте между четырьмя и шестью годами при предоставлении им свободного пользования материалом для обучения письму становятся любителями звуков», - пишет Ю.И. Фаусек .

Таким образом, именно в дошкольном возрасте у детей формируется определенное отношение к звуковому составу языка, происходит его постепенное осмысление.

А.В. Детцова подчеркивает, что «задача выделения звука в слове, не смотря на трудности, является посильной для детей» . А.В. Детцова предположила, что неумение выделять звуки в слове не является возрастной особенностью, а связано только с тем, что такой задачи никто перед ребёнком не ставил, а сам он в практике речевого общения не испытывал в этом необходимости. А.В. Детцова провела исследования с детьми, не имеющими навыков звукового анализа слов. Полученные данные показали: уже в 4-хлетнем возрасте дети могут не только узнавать тот или иной звук в слове, но и самостоятельно выделять звуки, а в старшем (5-6 лет) возрасте с этой задачей справляются больше половины детей. Если даже без специального обучения у старших дошкольников возникали умения выделять отдельные звуки в словах, то «при специально организованном формировании действий звукового анализа дети относительно легко овладевают звуковым анализом слов» .

Немаловажным в формировании звукового анализа слов является степень развития фонетико-фонематической стороны речи ребёнка. М.А. Александровская провела исследовательскую работу по коррекции произношения детей дошкольного возраста и пришла к заключению, что в этом процессе большое место должно быть отведено развитию фонематического слуха. У старших дошкольников в такой работе, как отмечает автор, следует, прежде всего опираться на слуховое восприятие.

В раннем возрасте развитие речи ребенка, как показали исследования психологов (М.Г. Елагина, 1977; М.И. Лисина, 1986, А.Г.Рузская, 1985 и др.), зависит от особенностей становления его совместной со взрослым деятельности. Эмоциональное общение детей со взрослыми создаёт условия для успешного усвоения и использования тех или иных слов (А.Г. Рузская, 1986). В практике речевого общения со взрослыми в течение 2-3 лет жизни ребёнок успешно овладевает фонематической организации речи. Развивается избирательное выделение ребёнком тех или иных фонематический различий среди других характерных свойств звуковой речи (В.В. Ветрова, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова и др.). Интенсивно развивается так же процесс фонематического восприятия (Н.Х. Швачкин, 1948), происходит овладение произношением фонем в словах (В.И. Бельтюков, 1975; А.Н. Гвоздев, 1961 и др.).

Правильное произношение слов не является для ребёнка речевой задачей, а означает лишь начало активного овладения звуковой структурой слов. Но до того как речь ребёнка достигнет уровня звуковой структуры речи взрослых, он проходит ряд последовательных этапов развития, имеющих специфику.

Как известно, основной единицей усвоения детьми системы фонем родного языка является слово (Н.Х. Швачкин, А.Н. Гвоздев и мн. др.), поэтому наряду с её овладением ребёнок должен ещё усвоить слоговую структуру и интонационно- ритмическую сторону языка и далее - к овладению слогом (Московец, 1973). Сначала ребёнок овладевает открытым слогом (согласный + гласный СГ и гласный Г). Характерным для этого периода является трансформирование ребенком закрытого слога типа СГС в открытый слог типа СГ (Смит, 1973; Московец, 1973). Дополняя отмеченное, обратимся к исследованию А.К. Макаровой.

А.К. Макарова пишет, что «..в ближайшие дни и даже месяцы после появления слова ребенок многократно возвращается к нему, проговаривает, то удаляясь, то приближаясь к правильному произношению. Поэтому первое слово означает лишь начало активных поисков на пути к правильному, более или менее стабильному варианту, который войдёт в словарь ребёнка» .

В отечественной науке содержатся данные о том, что, воспроизводя слоговой контур слова, дети значительно варьируют его звуковой состав. Как показала Г.М. Лямина (1959), устойчивость и заполнение контура слова звуком зависит от ряда факторов, а именно:

  • -от возраста испытуемых;
  • -сложности звукового состава слова;
  • -от наличия (отсутствия) трудностей при выполнении инструкции.

Характерно, что разные категории звуков в неодинаковой мере «страдают» от дефектов произношения. Как правило, отмечает Г.М. Лямина, опускаются, заменяются, переставляются в большей степени согласные звуки, чем гласные. На этот же факт указывают и другие исследователи - система гласных звуков осваивается детьми раньше, чем система согласных (В.И. Бельтюков, 1975; В.Б. Глебувене и др.). Важно отметить, что овладению произношением тех или иных звуков служит то, что ребёнок использовал их в качестве фонем, е.т. в качестве «звуков-смыслоразлечителей». По мнению А.Н. Гвоздева (1961), «дети раннего возраста могут преднамеренно тренироваться в произношении нового для него звука в слове» .

В раннем детстве наблюдается высокая активность ребёнка в «звуковой деятельности», которая может проявляться и вне общения со взрослыми. Многие учёные (А.Н. Гвоздев, Г. Кларк, Э. Кларк, В.С. Мухина, Ю.Н. Фаусек, К.И. Чуковский и др.) отмечают, что у детей раннего и младшего дошкольного возраста распространены своеобразные игры со словами и звуками. Так, Ю.Н. Фаусек пишет: «… Дети в возрасте от 1,5 до 4-4,5 лет могут произносить какое-нибудь слово, часто искаженное или ничего не значащее, только потому, что им нравится звуки этого слова» . К.И. Чуковский (1959) говорит о бесконечных повторениях детьми одного и того же слова, манипулировании словом путём изменения какого-нибудь звука в нем и составления бессмысленных рифм. Раскрывая механизмы совершенствования артикуляции звуков, Д.Б. Эльконин отмечает, что основным условием усвоения звукового состава слов является четкое различение ребёнком звука, заданного нормой произношения, и звука, реально им произносимого. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что «действия со словами являются мощным средством усвоения звуковой материальной формы слов прежде всего потому, что при этом звуковой комплекс освобождается от лексического значения и выступает перед ребёнком именно со своей материальной стороны и, следовательно, изощряет ориентировку именно в этой стороне языка» . В свою очередь С.Н. Карпова (1980) утверждает, что в раннем возрасте ориентировочно-исследовательская активность детей преимущественно направлена на звуковую, фонематическую сторону речи, а в дошкольном возрасте - на семантическую, т.е. на сторону значения.

К аналогичным выводам пришли зарубежные исследователи. Так, Э. Кларк пишет: «Подобно тому как дети раннего возраста получают удовольствие от непрерывного обыгрывания звуковой стороны слова, пяти - шестилетние дошкольники испытывают радость, когда каламбурят, используя значение одного слова вместо другого, сходного по звучанию» .

Работы учёных позволяют утверждать, что в соотнесении звуковой и семантической сторон слов дошкольники делают лишь первые шаги. Ребёнок опирается только на сходство в звучании, а не на сопоставление звуков в составе слов. Дети указывают на слова с отличающимися звуками, но далее в своих рассуждениях не идут. Подмечая особенности и некоторые недостатки произношения, дети «...не дают обобщенного вывода с выделением известного звука, а приводят отдельный конкретный пример, где имеется обративший на себя внимания звук. Например, дети указывают, что другой ребёнок произносит «скула» вместо «шкура», и не скажут, что он произносит «с» вместо «ш» или «л» вместо «р». Таким образом, хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится, и осуществление такого анализа в период обучения грамоте представляет новый этап в осознании звуков; отсюда - трудности такого анализа» .

Д.Б. Эльконин (1964), С.Н. Карпова (1977), Ф.А. Сохин (1979), А.Е. Журова (1978) и др. справедливо считают, что на протяжении дошкольного возраста у детей важно поддерживать наблюдавшуюся в раннем возрасте познавательную активность по отношению к звуковой стороне речи, развивать ориентировку в ней. Учёные предлагают определённые задачи, упражнения, игры, способствующие формированию операции анализа слов. Так, Л.Е. Журова считает, что в результате специального обучения значительно повышается активность дошкольников в речевой деятельности. Дети старшего дошкольного возраста могут осуществлять полный звуковой анализ слов любой сложности. Н.С. Варецова (1978) говорит, что дошкольники именно в возрасте пяти- шести лет (по сравнению с 6-7-летними) обладают особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи.

Поиски путей организации обучения дошкольников выделению элементов речи (слов, звуков) велись также Ф.А.Сохиным и его сотрудниками (А.И. Максаков, Г.А. Тумакова 1983 и др.). Авторами была разработана методика обучения детей с нормальным психофизическим развитием анализу слов посредством специальных дидактических игр и упражнений. Учёные настаивают на обязательном знакомстве детей с терминами «слово» и «звук». Оригинальная методика формирования звукового анализа слов у детей дошкольного возраста принадлежит Ф.Ф. Ткачёвой (1980). При этом методики названных исследователей не могут быть использованы в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ЗПР, без определённой модификации. Это обусловлено особенностями психофизического развития ребёнка при ЗПР.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод.

В современной науке звуковой анализ понимают как слушание отдельных звуков в словах и используемый для ознакомления с буквами. Особой восприимчивостью к звуковой стороне речи обладает дошкольный возраст. Развитие в дошкольном возрасте, обеспечивая осознание звуковой стороны языка, является центральным моментом овладения речевой деятельностью, повышает возможности ориентировки ребёнка в сложных соотношениях языковых форм, подготавливает дошкольников к усвоению грамоты, в частности - чтения и письма. В период дошкольного детства слова употребляются ребёнком без акцента на их звуковую сторону. Однако к концу дошкольного возраста нормально развивающийся ребёнок правильно слышит каждую фонему языка, не смешивает с другими, овладевает произношением. При соответствующих условиях воспитания и обучения с задачей звукового анализа слов дошкольники довольно быстро и легко справляются уже в 4-хлетнем возрасте. При этом важным в формировании звукового анализа слов является степень развития фонетико-фонематической стороны речи.

Воспроизводя слоговой контур слов, дети могут значительно варьировать их звуковой состав. Устойчивость и заполнение контура слова звуком зависит от ряда факторов: возраста испытуемых, сложности звукового состава слов, наличия (отсутствия) трудностей при выполнении инструкции взрослого.

На протяжении всего дошкольного возраста важно поддерживать наблюдающуюся у детей в раннем возрасте познавательную активность по отношению к звуковой стороне речи, развивать ориентировку в ней, формировать устойчивые познавательные интересы к родной речи. Для этого целесообразно использовать специальные упражнения, игры, дидактические задания, способствующие формированию операции анализа слов.

звуковой анализ дошкольный психический

Звуко-буквенный анализ нужен для того чтобы тренировать ребенка сначала читать слова так как написано, а потом просить его читать орфоэпические, то есть так, как привычно в устной речи. Чем раньше вы начнете такие занятие с ребенком, тем лучше у дошкольников будут навыки чтения и правописания.

Чтобы провести позиционный анализ слов и донести это обучение и умение для дошкольников, нужно провести звуковой анализ. Определите, где слышится звук – в начале слова, в конце или середине. Началом слова считается первый звук, концом – последний. Середина слова – это не первый и не самый последний звук.

Чтобы дети могли понять, в чем состоит такой анализ слова, нужно произнести слово, выделяя, пусть и слегка утрированное, нужный нам звук. Чтобы обучение для дошкольников было более понятным, приведем примеры. В слове аист нам нужно понять, где находиться нужный звук «а».

Звуковой анализ слов

Начните произносить слово а-а-а-аист и вы поймете, что звук находиться в начале слова. В слове ша-а-а-арик «а» находиться в средине слова. Такая схема будет простой и логичной и она сможет помочь провести позиционный анализ слов и закрепить это умение у дошкольников.

Картинки и схемы

Очень удобно проводить звуковой анализ и обучение ему при помощи схем и картинок к ним. Прежде чем начать выполнять звуковой анализ, нужно разобраться с тем, что звуки бывают гласные, согласные твердые и согласные мягкие.

Чтобы каждый ребенок в группе других детей, изучающих русский язык, нормально усвоил все тонкости анализа, нужно будет использовать картинки и схемы. Обычно это картинка, под которой расположены пустые клеточки, в которые нужно схематично вписать буквенно- слоговой анализ слова. Часто подготовительная группа детского сада использует в таких заданиях цветные фишки, которые означают определенные звуки.

Допустимо использование таких же цветных фишек еще и в старшей группе. Фишки могут быть выполнены в виде кружочков, квадратиков или магнитиков, правильное использование которых указывает на то, что ребенок может провести разбор слов по звуковому анализу. Это умение чрезвычайно важно когда происходит обучение ребенка грамоте. Благодаря этому у малышей развивается речь, они лучше усваивают и понимают русский язык.

Использование картинки со схемами разбора слов может использоваться как игра, ведь обучение грамоте не должно быть нудным. Игра может иметь соревновательный характер, а может использовать для того, чтобы дети просто отточили свою речь и лучше усвоили русский язык. Звуковой синтез также очень важен, так как это процесс соединения звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.

Порядок разбора слова по звукам

Чтобы провести разбор слов по звуковому критерию, вам нужно будет использовать примерно ту же схему, которую используют все преподаватели, проводя обучение грамоте. Чтобы разбор слова прошел правильно и успешно, нужно:

  1. Слово, выбранное под звуковой разбор, нужно произнести вслух и с использованием правильного ударения. Без понимания на слух звучания слова вы не сможете охарактеризовать его фонетическую сторону. Такое выговаривание должно происходить как игра, не нужно отдельно выговаривать каждую букву, так только исказиться ваша речь. Обычно дети воспринимают такие упражнение как игровое обучение. Деткам прививается умение проводить звуковой синтез, с произношением лучше усваивается русский язык и происходит обучение грамоте.
  2. Нужно записать фонетическую транскрипцию. Оформляя графические звучания слов, нужно будет учитывать некоторые особенности звучания звуков. К примеру, буквы Я, Ю, Е, Ё не имеют отдельного звука. Их обозначают двумя звуками, но в слабых позициях йотированный призвук исчезает.
  3. Каждое из слов нужно будет разделить на доступное количество слогов. Учитывайте, что количество слогов в слове будет равно количеству гласных звуков. Слоговой разбор нужно производить с использование фонетической транскрипции.
  4. После выделения слогов нужно будет поставить ударение. Так можно будет определить главные в слабой и сильной позиции. Если главная в сильной позиции, то она способствует тому, что звук будет более четким и речь будет красивой.
  5. Все звуки нужно будет охарактеризовать. Гласный может быть ударный и безударный, согласный может быть мягким, звонким, твердым или глухим.
  6. Нужно будет указать количество звук и количество букв. Их количество часто бывает не одинаковым. Например Ь и Ъ не оформляются звуками, а такие буквы как Я, Ю, Е, Ё обычно обозначаются двумя звуками.

Фонетический разбор

Дети должны знать, что чтобы речь была красивой, нужно не только обучаться орфографии и грамоте, но еще и пробовать совершать фонетический слоговой разбор и звуковой синтез. Язык достаточно сложен и дети лучше всего воспринимают разбор слогов, синтез и всевозможные правила в грамоте, если они представлены, как обучающая игра.

Звуки А, О, У, Ы, Э указывают на твердый согласный звук. На мягкий согласный звук указывают Я, Е, Ю, И, Е. Изучая язык, речь и фонетический синтез, дети должны понимать, что такой процесс обучения – это своеобразная игра, где язык сначала раскладывается на составляющие и происходит его синтез. Звуки Л, М, Н, Р, Й – непарные звонки согласные звуки. Х, Ц, Ч, Щ – это мягкие согласные. Б, В, Г, Д, Ж, З – парные звонкие согласные звуки, П, Ф, К, Т, Ш, С – парные глухие согласные, Ж, Ш, Ц – твердые, а Ч, Щ, Й – мягкие.

Методика изучения звуковой стороны языка

Цели и задачи изучения темы – дать представление о первоначальном ознакомлении учащихся со звуками речи; рассмотреть знакомство первоклассников с составом фонем русского языка, познакомить с формированием способов звукового анализа в период обучения грамоте, с применением схем и моделей в работе со звучащим словом, рассмотреть проблему отбора слов для звукового анализа в период обучения грамоте.

Первоначальное ознакомление учащихся со звуками речи

В соответствии с действующими программами по обучению грамоте фонетические знания и умения являются ведущими в букварный период. Именно они лежат в основе обучения детей важнейшим общеучебным умениям – чтению и письму. Поскольку русское письмо звукобуквенное (точнее фонемно-буквенное), человек оперирует в процессе чтения звуками, поэтому исходным пунктом в обучении чтению должна стать ориентировка в звуковой действительности языка.

В настоящее время обучение грамоте по любой программе начинается с добукварного периода, когда учащиеся заняты практическим освоением фонетики. Фонетические умения важны не только в период обучения грамоте: от сформированности фонетических знаний зависит дальнейшее становление осознанных навыков правописания, в частности без них нельзя сформировать орфографическую зоркость.

К фонетическим средствам русского языка, которые служат для различения смысла отдельных слов и целых высказываний относятся звуки речи, ударение и интонация.

Среди детей, поступающих в школу нет таких, которые бы не знали о существовании букв. Представление же о звуках до обучения чаще всего отсутствует в сознании ребенка. Дети должны уяснить, что без букв язык может существовать, а вот без звуков языка не бывает. Одна из важнейших первоначальных задач в обучении языку состоит в том, чтобы перестроить представление детей о звуках как о чем-то второстепенном по сравнению с буквами. Поэтому прежде чем перейти к работе над звуками, необходимо в первые дни обучения организовать беседу, помогающую создать у детей представление о звуках как материи языка.



Сначала учитель напоминает первоклассникам, что все, что нас окружает из чего-то сделано: дом из кирпича и бетона, стол – из дерева, книги и тетради – из бумаги т.д. А из какого материала сделаны слова? Обычный ответ – из букв! Дети твердо знают, что слова состоят из букв, потому что они их видели в книгах. Услышав от детей, что слова сделаны из букв, учитель уточняет, что из букв «сделаны» написанные (напечатанные) слова, а те, которые человек произносит – из чего- то другого. Как правило, среди первоклассников всегда найдутся такие, которые знают, что мы произносим звуки. Чтобы все дети поняли это, необходимо показать, что слова состоят не из любых звуков, а из звуков человеческой речи.

Работу можно организовать так: - Послушайте! (стучит карандашом по столу) Услышали звуки? Можно из этих звуков «сделать» слово? Обобщая высказывания детей, учитель обращает внимание на то, что вокруг нас много разных звуков: шумят деревья за окном, щебечут птицы, гудят машины, раздаются шаги и т.д. Но из этих звуков слов не построишь!

Послушайте, и-и-и … Что - нибудь Вам понятно? А если так м-м-м…, р-р-р… Можно ли из этих звуков сделать слово? А если я в другом порядке произнесу эти звуки: м-м-м…и-и-и…р-р-р… узнали слово? Что оно означает? Слово в отличие от звука значит очень много. Вот послушайте: мама, Родина. Эти слова состоят из звуков. Звуки человеческой речи – это строительный материал языка. Давайте понаблюдаем, что нам помогает произносить эти звуки (м - губы, и - голосовые связки, р – язык)?

Вывод: слова «делаются» не из любых звуков, а только из звуков человеческой речи. Они возникают тогда, когда «работают» органы речи: язык, зубы, губы, голосовые связки. Затем учащиеся выполняют задание учителя, наблюдая, как при произнесении разных звуков по-разному движутся губы и зубы, по-разному прикасается язык к различным участкам рта и т.д.

Беседу необходимо дополнить занимательным заданием. Можно предложить детям вспомнить героев рассказа В.Драгунского «Заколдованная буква» (или зачитать отрывок). Герои этого рассказа не могут правильно произносить слово «шишка». У Аленки получается «сыска», у Мишки – «хихка», у Дениски – «фыфка». Учитель предлагает учащимся выяснить причину и научить героев рассказа правильно произносить эти звуки: Как правильно должны работать губы и зубы, язык, чтобы получилось слово «шишка»?

Подобные игры рекомендуется предлагать учащимся на подготовительном этапе, когда происходит осознание учащимися звуковой действительности языка, формирование речевого слуха. Учителю не следует подробно характеризовать речедвижения, которые мы выполняем, произнося разные звуки. Задача на данном этапе значительно проще: помочь детям понять, что при произнесении разных звуков органы речи движутся по-разному.

Формирование способов звукового анализа в период обучения грамоте

В период обучения грамоте важно организовать правильно работу со звуками для того, чтобы сформировать у детей способность слушать и слышать звучащее слово, различать в нем отдельные звуки, т.е. заложить основу для развития фонематического слуха.

На подготовительном этапе обучения грамоте для того, чтобы дети не смешивали звуки с буквами, необходимо учить их вычленять звуки не только из слога, но и из целого слова. Правильность выделения звука из слога определить невозможно, так как слог значения не имеет. В слове все звуки взаимосвязаны и неверно названный звук искажает слово. Для того, чтобы научить детей работать со звуками учитель пользуется приемом показа того, как искажается слово, если хотя бы один звук в нем выделен неправильно. С этой целью на уроках используется игра «Звук заблудился».

Подготовительный период обучения грамоте – это фонемный анализ полного слова. Целью такого анализа является установление последовательности фонем (звуков) в слове без обращения к буквам. Целесообразно проводить звуковой анализ, разработанный П.С.Жедек:

1. Произнеси и послушай слово.

2. Найди ударный слог, а затем скажи слово по слогам.

4. Обозначь выделенный звук условным значком.

6. Произнеси подряд все названные звуки и послушай, не искажается ли слово.

Интересна и талантлива игровая методика обучения фонемному анализу слова, разработанная Е.А.Бугрименко и Г.А.Цукерман – последователями метода Д.Б.Эльконина. Все звуки выделяются способом усиленного интонирования, т.е. протяжного произнесения звуков в произносимом слове (с-с-с-он, со-о-о-н, сон-н-н). Этот способ акцентирования, интонационного выделения звуков в слове используется в учебнике «Букварь» (Часть 1) Л.Е.Журовой и др. (УМК «Начальная школа XXI века») в процессе звукового анализа полного слова. На подготовительном этапе он включает следующие действия:

1. Прочитай слово так, чтобы оно соответствовало движению указки по схеме;

2. Интонационно выдели звук в слове (последовательно выделяются все звуки по порядку, при этом каждый раз слово повторяется полностью, а выделяемый звук произносится протяжно);

3. Назови этот звук отдельно;

4. Обозначь выделенный звук в слове фишкой.

При изучении гласных и согласных звуков и букв данный анализ дополняется:

1. // -- // -- //

2. // -- // -- //

3. // -- // -- //

4. Определи, гласный он или согласный;

5. Если согласный, то твердый или мягкий;

6. Определи, какой фишкой этот звук обозначается;

7. Обозначь выделенный звук фишкой.

При проведении звукового анализа важны две детали:

1) пусть ребенок, выделяя тот или иной звук, договаривает слово до конца – это поможет ему не подменить звук, т.е. будет служить средством контроля;

2) последней операцией анализа должна быть проверка: «чтение» по схеме для того, чтобы установить, получилось ли слово.

В «Русской азбуке» В.Г.Горецкого и др., а также в «Азбуке» Н.В.Нечаевой и К.Е.Белорусец (развивающая система Л.В.Занкова) используется слого-звуковой анализ слов, который проводится в таком порядке:

1. Определи, сколько в слове слогов. Какой по счету слог ударный?

2. Произнеси и послушай первый слог. Какие звуки образуют его?

Есть ли здесь слияние? (Сочетание согласного с гласным СГ выступает как единый произносительный комплекс (слияние):ты, но, му и т.д.)

3. Обозначь выделенные звуки карточкой. Объясни свой выбор.

4. Охарактеризуй новый звук.

Слого-звуковой анализ проводится с опорой на схемы, которые представляют собой модели анализируемых слов. Схемы помогают определить в произнесенном слове количество слогов, соотнеся его с количеством гласных звуков в слове; установить место ударения в слове; выявить количество звуков в слогах и в слове в целом; выяснить характер связей между звуками; разграничить единые комплексы (слияния СГ) и звуки, не входящие в СГ; выделить, назвать и охарактеризовать изучаемые на данном уроке звуки.

Работа со схемами начинается, когда первоклассники учатся делить слова на слоги и находить ударный слог. Слоговая схема вводится одновременно с началом формирования понятия о слоге. Слог – минимальная произносительная единица. Дети легко осваивают слогоделение, используя прием скандирования. Данный прием был разработан в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и в настоящее время применяется в учебнике «Букварь» (Часть 1) Л.Е.Журовой и др.

Знакомство учащихся с данным приемом проводится на основе разыгрывания ситуации «Болельщики на стадионе»: - Знаете ли вы, что на хоккейных матчах болельщики постоянно изучают родной язык? Не верите? Сейчас объясню. Какое слово кричат болельщики, когда хотят, чтобы игроки забили гол? Шай-бу! Они кричат по слогам. Слоги – это такие кусочки, на которые делится слово.

Что кричат болельщики, когда футболисты забивают гол? [ма-ла-цы]

Теперь, когда вам нужно будет разделить слово на слоги, представьте, что вы болельщики и кричите (только не громко!) это слово игрокам. Тогда оно само разделится на слоги.

К сожалению, часто учителя навязывают детям неправильное деление из-за боязни, что впоследствии правильное деление может помешать им членить слово на морфемы и правильно переносить слова. Это ложные опасения. Экспериментально доказано, что типичным для русского языка является открытый слог: при стечении согласных граница между слогами проходит после гласного перед согласным. Когда учащиеся пробуют «по кусочкам» прокричать слово, оно у них само собой делится на слоги: ша-шки, а не шаш-ки, [ти-традь], а не тет-радь . При произнесении по слогам должно сохраняться орфоэпическое произношение слова.

Авторы «Русской азбуки» предлагают деление на слоги с расчетом, чтобы при чтении стечение согласных распадалось, т.е. согласные оказывались в разных слогах (Ан-тон, кус-ты). На такое деление нужно смотреть как на членение слова не на слоги, а на специальные единицы чтения.

В практике начального обучения широко используется известный прием слогоделения упора в подбородок, именуемый «прием кулачка». Подставленной к подбородку ладонью, сложенной в кулак, дети чувствуют прикосновение нижней челюсти, а по количеству прикосновений могут точно определить число слогов в слове – сколько раз подбородок ударился о кулак, столько в произносимом слове слогов. Данный прием связан с артикуляцией гласных звуков, образующих слог. Если звуки [а],[о],[э] произносятся с довольно отчетливым движением нижней челюсти вниз, то при произнесении так называемых узких гласных звуков [и],[ы],[у] ярко выраженного движения нижней челюсти не наблюдается (отсюда и название для [и],[ы],[у], - узкие, а для [а] – широкий гласный звук). Использование приема упора в подбородок должно быть ограничено словами типа белка, чайка, роща , при делении же на слоги типа синицы, кукушки прием абсолютно не эффективен, так как не наблюдается ярко выраженного движения нижней челюсти при произнесении узких гласных звуков.

Характеристика слога с артикуляционной стороны уместна на самой ранней ступени знакомства со слогом, в дальнейшем она становится недостаточной для освоения данного языкового явления. В этом убеждают такие варианты членения детьми слов на слоги, как ло-сь, ба-ра-ба-н, ду-ма-ть. Возникает необходимость уточнения состава слова. Чтобы уточнить структуру слога, можно познакомить первоклассников с тем, что:

Слоги делятся на звуки,

Как на дольки апельсин. (В.Берестов)

В результате уточнения состава слога дети добывают ответы на два вопроса: из каких звуков образуется слог? Сколько звуков может быть в одном слоге? Ответ на первый вопрос вполне конкретен: без гласного звука слога не бывает. Отвечая на второй вопрос, ученики получают представление о том, что слог может состоять из разного количества звуков: из одного, двух, трех, четырех. Интересным для ребенка становится сравнение слога с ромашкой: белые лепестки ромашки – это согласные звуки, а желтое «сердечко» - это и есть сердце самого слога, гласный звук, без которого слога не бывает. Младшему школьнику важно научится определять количество слогов в слове по числу гласных звуков – типичным способом слогообразования в русском языке.

Кроме указанных приемов (значительно реже) используются приемы отстукивания, отхлопывания, дирижирования, пальцы на голосовых связках.

Одновременно с обучением детей делению слова на слоги ведется работа по определению ударного слога. Для того, чтобы облегчить его нахождение, учителя предлагают «позвать» или «спросить» слово, т.е. применяют такое произношение слов, при котором акцентируется (выделяется) ударный слог. Это объясняется тем, что ударный слог в русском языке всегда длиннее безударного. Есть еще один прием, помогающий первоклассникам научиться безошибочно находить ударный слог. Это последовательное перемещение ударения в слове со слога на слог. Только после того, как школьник научится произносить одно и то же слово, искусственно перемещая ударение, можно считать, что он овладел способом определения ударного слога. Освоить действие перемещения ударения в слове помогает игра «Русский, польский и французский»:

Вы заметили, ребята, что в русском языке ударение может падать на любой слог. А есть такие языки, в которых ударение падает всегда на один и тот же определенный слог. Например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог: Париж, пальто, шофер и т.п., в польском – на предпоследний: Варшава, Краков. Французы, когда учатся говорить по-русски, часто произносят русские слова на французский лад: ударным делают последний слог. Например, вместо быстро говорят быстро. Представим, что вы – актеры, и вас пригласили сниматься в кино в роли француза, который плохо говорит по-русски: он всегда произносит с ударением на последнем слоге. Прочитайте слова, напечатанные на доске, так, как их прочитает француз: щука, курица, кукушка, муха, рыба, бочка.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!