Все в тающей дымке. Николай Рубцов

Сегодня для вас стихи поэта и прозаика
Николая Рыленкова

Золотое облако зноя,
Запах трав - медовый, хмельной.
Небо русское расписное
Распахнулось передо мной.
И прошу я, как в дни былые,
В нескудеющем свете дня:
Солнце жизни моей, Россия,
Укрепи на битву меня.

Сугробов блёски слюдяные,
Небес морозных волшебство,

Но как тепло, моя Россия,
Мне от дыханья твоего.

Смолкают ветры за плечами,
Когда в отцовской стороне

Своими вещими очами
Ты прямо в душу смотришь мне.

Глядишь, о счастье не гадая,
Сама судьбу свою творя,

Как ветлы в инее, седая
И молодая, как заря.

Какими тайнами владеешь
Ты, возвышаясь над судьбой,

Что с каждым годом молодеешь
И молодеет всё с тобой.

Но тайн тебе скрывать не надо,
Твои все тайны на виду.

Ведь ты мечту любую рада
Зажечь, как новую звезду.
1958


« »

Сын, возмужавший нежности стыдится,

В своей любви не уверяет мать,

Зато ни в чём пред нею не таится

И всё готов на суд её отдать.

А у меня уже виски седые

Моих раздумий бесконечна нить,

И я хочу без лишних слов, Россия,

Как с матерью, с тобою говорить.

Музыка Марк Фрадкин, слова Николай Рыленков.

Куда не посмотришь - родные
Открытые сердцу края.
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя.
Не ты ли меня окружили
Простором лугов и поле,
Не ты ли меня подружила
С задумчивой музой моей!
Не ты ль полновесного слова
Открыла мне все закрома…
Я знаю - за это сурово

С меня ты и спросишь сама!
Не раз к твоему придорожью
Приду я от песенных рек,
Чтоб даже нечаянной ложью
Тебя не унизить вовек.
Так спрашивай строже - отвечу
За всё: за подруг и друзей,
За самую краткую встречу
С задумчивой музой моей.
За песни которым впервые
Внимают родные края…
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя. Совесть моя!

1958


« »

Я помню долг свой пред тобой, Россия,

Я не забуду никогда о нём.

Всего, чего просил и не просил я,

Ты вдоволь мне дала в краю родном.

Не всё как надо видевший сначала,

Теперь благодарю судьбу свою -

За то, что так упорно приучала

Ходить босым по жёсткому жнивью.

Дала постичь, как колются колосья,

Оберегая золотой родник…

Ведь если что-то сделать удалось мне,

Так потому, что я к жнивью привык.

Что кожу впору выдубило лето

И пропитало духом чабреца.

А чем с тобой я расплачусь за это,

Как не строкой правдивой до конца!

ПОСТРОЧНЫЙ АНАЛИЗ

СТИХОТВОРЕНИЯ Н. РЫЛЕНКОВА

«ВСЁ В ТАЮЩЕЙ ДЫМКЕ…»

подлинная мысль всегда проникнута

трепетным чувством, если только ребёнок

почувствовал аромат слова, его сердце охватывает

Вдохновение... без поэтической, эмоциональной -

Эстетической струи невозможно полноценное

умственное развитие ребёнка.

В. А. Сухомлинский.

Задачи анализа –

    помочь понять сущность слова

    заметить образный характер слова в тексте

    почувствовать аромат, красоту художественного произведения

    разбудить мысль ребёнка

Необходимым аспектом изучения художественного текста является языковой анализ , который

Поможет учащимся почувствовать и осознать выразительные средства языка

Разобраться в различных эмоциональных и смысловых тонкостях текста.

Ход анализа.

    Перед чтением учащимся даётся задание: «Создайте словами картинки услышанного ».

Всё в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озёра,

И всё ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Беседа – анализ текста

Какие картинки возникли в вашем воображении?

    Это – конкретное описание природы или нет?

    Чтобы понять ,

Как достигнуто поэтом такое обобщение,

Почувствовать и ощутить неброскую красоту родного края,

читаем стихотворение ещё раз,

строчка за строчкой, внимательно вдумываясь в их глубокий смысл.

    Первое предложение стихотворения.

Картина конкретная или обобщённая?

Что вырисовывается в этой картинке и как?

Как вы понимаете выражение тающая дымка?

Обратитесь к словарям.

В каком значении употреблено слово таять в стихотворении Рыленкова?

Почему в переносном значении?

    А какие же краски в такие дни природы?

    С какого слова начинается стихотворение и сколько раз оно употреблено в тексте?

8. Какие средства и как помогают автору давать этим предметам более яркие

характеристики?

    Обратите внимание на первые 6 строчек стихотворения.

Выделите в них все прилагательные.

Сделайте вывод.

10. Определите значение слова ускользает.

11. В каком из этих значений употреблено это слово в тексте? Почему?

    12. Как вы понимаете выражение «беглый взор»?

Какой же он, этот «беглый взор»?

13. А что же нужно сделать, чтобы суметь разглядеть то, что было замечено поэтом?

    Поработаем над глаголами первых двух строчек.

По толковому словарю определим значение глаголов « увидеть, всмотреться ».

    Какой из глаголов отражает цель описания природы?

16. Как называет Н. Рыленков эту любовь?

17. Давайте поработаем по толковому словарю над значением прилагательного ясный .

18. Природа – это не только мир красок, но и мир звуков . И вновь нам напоминает поэт: в звуки нужно вслушаться.

Читаем 4 строфу.

19. Найдите в первых двух строчках антонимическое противопоставление (его мы уже видели в 3 строфе) близких по значению глаголов .

20. Почему надо не услышать , а вслушаться ?

23. Выделите слова, несущие на себе авторскую мысль.

24. Найдите в тексте ещё приём лексического повтора . Определите его роль в произведении.

25. Обратимся к последней строфе произведения.

26. Какие ассоциации возникают у вас слова « прозрачные воды »?

Что они вам напоминают?

27. Каким эпитетом награждает автор природу?

Подберите к нему синонимы.

28. Теперь обратимся к звукописи .

Дайте определение термину звукопись .

    Какие виды звукописи вы знаете?

30. В чём звуковая особенность этого стихотворения?

Каких согласных звуков здесь нет?

31. Какие звуки – гласные или согласные – в этом стихотворении стоят на службе у автора (в основном)?

32. Определите тон, темп, ритм (дать определения этим понятиям) стихотворения.

33 . Какова роль строки стихотворения?

34. Охарактеризуйте интонацию произведения.

В стихотворении нет конкретного описания природы, здесь запечатлён обобщающий образ русской природы.

Это уже конкретная определённая картина природы.

Холмы, перелески . Но они вырисовываются неясно, неотчётливо, как точно замечает поэт, «всё в тающей дымке».

Выражение тающая дымка очень ёмкое, образное. Надо подумать над его значением .

В словообразовательном словаре указано, что слово тающей образовано от слова таять , которое в русском языке многозначно.

В толковом словаре в словарной статье на слово таять мы читаем: «2. Исчезать, становиться незаметным».

Слово таять употреблено в переносном значении.

Употреблено в переносном значении с целью подчеркнуть, что холмы и перелески окутаны лёгкой рассеивающей дымкой.

Благодаря этому выражению, нам легко представить тихую ласковую землю под неярким небом в спокойный, не блещущий разнообразием красок день.

Такие же мягкие, приглушённые:

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Со слова всё. 3 раза.

Это повтор – одно из лексических средств выразительности.

Поэт подчёркивает

- обобщающий характер описания ,

но одновременно с этим он

Старается обратить наше внимание и на отдельные картины : так, кроме холмов и перелесков, мы видим в тающей дымке реки, озёра.

Эпитеты: « озёра туманны», « реки медленны».

Это имена прилагательные.

Эпитеты позволяют зримо показать читателю спокойную величавость рек и озёр, подчеркнуть неторопливость движения их вод.

И в этой картине также нет резкости, конкретности.

Всё в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озёра…

Здесь прилагательные употреблены в краткой форме: не ярки, не резки, медленны, туманны.

Они выполняют в предложении роль сказуемого.

Использование краткой формы прилагательных

указывает на постоянство, обычность картин природы.

Вывод.

Первые 6 строчек стихотворения – это обобщённое описание скромного пейзажа. Но в этих же строчках выражена любовь к родной природе. Её краски не бросаются в глаза и с первого взгляда даже неприметны, поэтому Н. Рыленков предупреждает читателя: « Здесь

В толковом словаре мы видим, что слово это многозначное. Его прямое значение - « скользнув, вырвавться». А переносное – «остаётся незамеченным».

В переносном значении.

Красота и очарование окружающей нас природы останутся незамеченными, если смотреть на всё это «беглым взором». Рыленков предупреждает: «… всё ускользает от беглого взора».

Чтобы глубже понять значение этого выражения, попробуем подобрать к словам синонимы:

взор – взгляд

беглый – невнимательный, быстрый, поверхностный, долго не задерживающийся ни на чём.

Ответом на этот вопрос являются строки стихотворения. Автор в раздумье советует:

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Они сходны, очень близки по значению.

Но в тексте данного произведения они противопоставлены и объединяются в антонимическую пару.

Глагол увидеть употреблён в значении «воспринять зрением». Увидеть может и « беглый взор».

А всмотреться означает «напрячь зрение и внимание, чтобы рассмотреть, разобрать, запомнить, запечатлеть».

Всмотреться.

Только всмотревшись в неяркие краски окружающей природы, человек почувствует любовь к своему родному краю, родимой земле.

« Ясной любовью ».

    «Яркий, сияющий» (ясный месяц)

    «Светлое, ничем не затемнённое» (ясное небо)

    «Хорошо видимые»(ясные очертания гор).

Это прямые значения слова ясный.

А в предложении « ясной любовью наполнилось сердце » использовано переносное значение слова ясный – 4 . «ничем не омрачённый, спокойный».

Это перенос наименования по сходству – метафора.

Метафорический перенос усиливает образный характер повествования.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

«Услышать - вслушаться».

Вслушаться в нерезкие звуки родной природы нужно для того, « чтоб в душу созвучья нахлынули дружно ».

Слово созвучье обозначает «гармоничное, приятное сочетание нескольких звуков разной высоты».

А в стихотворении Н. Рыленкова значение этого слова гораздо шире: оно выражает не только сочетание звуков, но и гармонирующие с окружающей природой ощущения, настроения самого человека.

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Наречие дружно и глагол нахлынули .

Они вновь подчёркивают стройность и гармонию звенящего и поющего мира природы. Волнующие душу чувства, которые человек получает от созерцания этой простой, скромной, но такой родной природы, придут неожиданно, вдруг, - нахлынут, появятся стремительно, внезапно.

Слово здесь - 6 раз.

Но звучит неназойливо. Для читателя оно является своеобразным сигналом и помогает ему открывать поэтические картины именно его природы,те, какими он может любоваться всегда, в любое время года.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Водная стихия – прозрачные, бездонные воды рек и озёр.

Прозрачные воды - это естественное зеркало, в котором отражается вся прелесть родной природы, её скромная неповторимая красота.

Застенчивая.

Застенчивая - робкая, стыдливая, стеснительная.

Природа характеризуется как живое, одухотворённое существо.

Звукопись – система средств и приёмов звуковой организации литературного произведения, создающая либо нужное автору эмоциональное впечатление от описываемого события, либо смысловую ассоциацию.

Аллитерация (повтор согласных звуков) и ассонанс (повтор гласных звуков).

В тексте нет шипящих звуков. Этим ещё раз подчёркивается мягкость, гладкость, лёгкость описываемого.

Гласные звуки (ассонанс). Они как негромкое эхо отдаются в каждой строчке, благодаря чему стихотворение хочется не произносить, а петь.

Стихотворение написано в одной тональности.

В нём нет смены ритма и темпа.

Строки короткие. Это как будто вскрик от увиденного, восторг, пред которым все слова пропадают. Не хочется много говорить, но зато хочется всматриваться и вслушиваться.

Интонация тёплая, задушевная. Она как нельзя лучше передаёт главную мысль автора, его настроение. Поэт как бы сам для себя открывает прелесть родной природы и хочет, чтобы её почувствовали и увидели мы, читатели.

Вслушайтесь в слова поэта: «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться… Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно». Художественный текст, и особенно поэтический, требует, чтобы в него

всматривались,

вчитывались,

вдумывались.

Только тогда ребёнок научится познавать и открывать для себя удивительный мир литературы.


Николай Рубцов. Нужно всмотреться…


Думаю о вчерашней программе, посвящённой Николаю Рубцову, и из памяти выплыло стихотворение другого поэта.


Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.


Написал его русский поэт – Николай Рыленков. Написал так, что оно сразу, с первого прочтения надолго остаётся в памяти и в сердце тех, кто знает об этой неброской красоте не понаслышке.
В стихотворении этом, как мне думается, раскрывается секрет рубцовских откровений, в которые нужно вслушиваться, чтобы услышать, которые не терпят суеты и поверхностного взгляда.
Жить и писать во времена площадной поэзии (не путать с бранью) можно.
Но кто услышит твой голос?
Рубцова, как оказалось – услышали. И запомнили. А все почести и привилегии свалились на него, в большинстве своём после жизни, как и повелось в России, да и не только в ней.
Думается, что это ещё и потому что не ради почестей и славы писали настоящие поэты.
Тот, кто хотел достичь вершин Парнаса, достигал их.
Кто-то становился «рупором эпохи» и ходил в любимчиках у власти.
Кто-то выбирал абсолютно иной путь, и тогда власть, выдворяя поэта из страны, невольно обеспечивала ему эти вершины.
Рубцов не был ни среди изгоев, ни среди любимчиков.
Он был собой. Николаем Рубцовым. Поэтом и человеком.
Он был нашим современником – странно сознавать это, тем не менее, это так.
В январе нынешнего года ему бы исполнилось 80 лет.
Его не стало в крещенские морозы. Он был убит в ночь на 19 января, спустя всего две недели после своего тридцатипятилетия.
Вчерашняя программа позволила слушателям ещё и ещё раз вспомнить о нём.
Перевыполнение пятилетних планов и решения партийных съездов, пионерские горны и комсомольские стройотряды, красные знамёна, алые звёзды… всё это горело, стучало, кричало, шагало строем и било в барабаны рядом.
Он же, будто не слышал или не замечал.
А если и пел о звёздах, то только о тех, которые светили над родными просторами.
«Звезда полей», едва ли не самая известное его стихотворение, лишено каких бы то ни было поэтических красивостей. Негромкое, неспешное повествование о родной земле западает в душу, чтобы остаться там навсегда.
Ещё одно стихотворение, открывающее невероятную силу поэтического дара Рубцова – «Горница». Стихотворение, ставшее песней. Я неоднократно слышала его в авторском исполнении. Во вчерашней программе оно прозвучало в исполнении Анатолий Демчуков, уловившего авторские, «рубцовские» интонации, что позволило максимально приблизиться к сути и смыслу текста «Горницы». Горницей или светлицей, на Руси называли светлую горнюю комнату в доме, на верхнем этаже. "Горний", – вышний, небесный. Горница – человеческая душа, – и не иначе. Именно она – душа – светла, потому что близка к Богу. И наоборот.
Рассказ о судьбе поэта, о непростой и трагической судьбе, о светлых, родниковых откровениях – стихах, о первых весенних проталинах и об осенних лесах и полях, о деревенских погостах и звёздах над ними, был трогателен и негромок. Так рассказывают о людях очень близких, родных, о людях, которых любят.
Автору программы «Тихая моя родина…» Вероника Коваль удалось показать основную, главную составляющую души и поэзии Рубцова, безыскусственность, подлинность, его любовь к родной земле, его русскость.
Музыкальные и поэтические отступления позволили слушателям ближе узнать мир, о котором писал Рубцов.
Татьяна Щербакова и Ирина Александровская, Светлана Потапенко-Калугина, Анатолий Демчуков…
Я, к великому моему сожалению, не знаю имен всех участников, но, тем не менее, хочу поблагодарить их всех, а особенно – Веронику Коваль, автора и ведущую литературно-музыкальной композиции «Тихая моя родина…», посвящённой Николаю Рубцову.
Единственное, чего не хватило мне, так это «улетевших тополиных листьев». Но это легко восполнить.
В заключение своего небольшого и негромкого отзыва, подумалось вот о чём.
В России есть несколько музеев Николая Рубцова. В селе Никольском, в здании, где располагалась школа, в которой он учился.
В Вологде – в доме, ставшим его последним земным приютом.
В Емецке – на родине поэта.
Есть много памятных мест с мемориальными досками, памятниками, улицами, есть много мероприятий с конкурсами, фестивалями и премиями…
Но самый главный, нерукотворный музей Николая Рубцова – это русская земля, русская деревня, тихая его родина, певцом которой он был до последнего своего вздоха.







Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель проведения: Познакомить учащихся с фактами биографии поэта Н.И. Рыленкова, проанализировать его стихотворение «Всё в тающей дымке».

Оборудование:

  • ПК с акустическими колонками,
  • мультимедиапроектор,
  • презентация «Всё в тающей дымке»,
  • раздаточный материал (таблица).

Задачи:

Образовательные : Научить анализировать прочитанное:

  • определять тему и идею произведения;
  • выделять композиционные части;
  • видеть средства художественной выразительности в тексте.

Повторить пройденное.

Развивающие: Развить умения и навыки анализа художественного текста, речь учащихся, навыки самостоятельной работы.

Воспитательные : Воспитать любовь к художественной литературе и чтению, воспитать культуру труда.

Методические приемы : чтение наизусть, выразительное чтение, слово учителя, беседа, работа со словом, работа по вопросам, анализ стихотворения, отбор материала с опорой на план, эвристическая беседа.

Структура урока :

1 этап - организационный:

  • приветствие;
  • проверка готовности к уроку;
  • организация внимания.

2 этап - подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний:

  • актуализация ранее полученных знаний;
  • постановка учебной цели.

3 этап – обучающий:

  • организация процесса восприятия, осознания и осмысления биографического материала, текста стихотворения;
  • определение настроения;
  • выразительное чтение стихотворения.

4 этап - закрепление и первоначальный контроль изученного материала

  • Сочинение-миниатюра (сравнение стихотворения с очерком К.Г.Паустовского)

5 этап - подведение итогов урока (рефлексия) и постановка домашнего задания.

Ход урока

1. Приветствие учащихся учителем. Проверка готовности к уроку. Организация внимания.

2. Слово учителя:

На предыдущих уроках мы с вами наблюдали за тем, как русские поэты и писатели, очарованные природой, открывают для читателей красоту окружающего мира, богатство переживаний, вызванных этой красотой. Стихи, рисующие картины родной природы, находят особенный отклик в душе каждого человека. Мы работали с текстами стихотворений Пушкина, Тютчева, Майкова; с очерками Паустовского, мудрые слова которого авторы нашего учебника предлагают нам в качестве напутствия: «Чем больше знает человек, тем полнее он воспринимает действительность, тем теснее его окружает поэзия и тем он счастливее. Наоборот, невежество делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растёт медленно, но неотвратимо, как раковая опухоль…»

Сегодня мы ещё раз попробуем воспользоваться шансом узнать новое, а значит стать счастливее.

3. Тема урока (слайд 1 ): анализ стихотворения Николая Ивановича Рыленкова «Всё в тающей дымке»

Но сначала мы познакомимся с фактами биографии поэта. (В процессе прослушивания лекции ребята заполняют таблицу. См. приложение ) слайд 2

Николай Иванович Рыленков (1909 – 1969)

Рыленков Николай Иванович - поэт, прозаик.

В повести «Сказка моего детства» Рыленков вспоминает: «Деревня Алексеевка, где крестьянствовали мои родители и где рос я, была одним из самых глухих углов лесного Рославльского уезда... В годы моего детства в ней не насчитывалось и полсотни дворов. Почти у самой ее околицы начинались дремучие леса...» Отец запомнился «идущим с обнаженной головой и с севалкой на груди вдоль нивы, окруженным золотистым сиянием разбрасываемого зерна». С раннего детства Рыленков осваивал «хитрую науку, / Как строить хаты, как сажать деревья, / В какую пору начинать посев». Судьба «упорно приучала / Ходить босым по жесткому жнивью» . К трудностям сельской жизни прибавилось личное горе: в 1916 умер отец Рыленкова, в 1919 - умерла любимая мать. Пять классов начальной школы Рыленков окончил за 4 года и поступил в среднюю школу в с.Тюнино, где участвовал в выпуске школьного рукописного журнала. Отец, деревенский грамотей и книголюб, мечтал сделать сына сельским учителем, и Рыленков поступает в Смоленский педагогический институт. В Смоленске жил трудно, перебиваясь случайными заработками, но продолжал литературное творчество. К стихам тянулся с детства. Рыленков рос в той среде, где фольклор присутствовал в повседневном быту, а в доме Рыленковых звучали стихи великих русских поэтов.

В 1926 девятиклассник Рыленков принес стихи в редакцию газеты «Смоленская деревня», в 1929 начал печататься в местных газетах.

В 1933 окончил факультет языка и литературы педагогического института, работал учителем, затем редактором в книжном издательстве, вел отдел критики в смоленской газете «Рабочий путь». Вспоминал: «Я знал, что в город ухожу, / Но сердце оставляю в поле» - это была не метафора, но жизненная программа: заведует сельскохозяйственными передачами областного радиовещания, затем работает секретарем и председателем сельсовета.

В первые дни Великой Отечественной войны Рыленков ушел добровольцем, хотя не подлежал призыву по состоянию здоровья. Командовал саперным взводом, а по ночам при свете коптилки в землянках продолжал писать стихи. Все более значительным содержанием наполняется тема России: «Солнце жизни моей, Россия, / Укрепи на подвиг меня!» Рыленков стал военным журналистом, листовки с его стихами-призывами сбрасывали с самолетов во вражеском тылу партизанам и жителям временно оккупированных Смоленщины и Белоруссии; автор был награжден медалью «Партизану Великой Отечественной войны».

Рыленков обращается к прозе, осмысливая пройденный народом путь, возникают повести, выстраивается автобиографическая трилогия: «Сказка моего детства», «Мне четырнадцать лет», «Дорога уходит за околицу». Чист и емок язык этой прозы - «русский язык со всеми присущими только ему прелестями, со всеми оттенками - скромности, простоты, застенчивости, ясности, улыбки, душевности» Слайд 4 В прозаических этюдах Рыленкова соединен опыт поэта и крестьянина. «Журавлей путеводная нить» проходит сквозь все творчество поэта, свою последнюю книгу он назвал «Журавлиные трубы».

Народной песней стало написанное в 1948 стихотворение Рыленкова «Ходит по полю девчонка». К песенным стихам Рыленкова обращались многие композиторы.

Рыленков создал собственный стихотворный пересказ «Слова о полку Игореве».

Значительным вкладом в литературу стали книги Рыленкова по истории поэзии - «Традиции и новаторство» (1962), «Душа поэзии» (1969), в которую включены статьи о Пушкине, Крылове, Сурикове, Шевченко, Блоке и многие другие.

Ныне имя Рыленкова носят в Смоленске улица, библиотека, школа. Его строки начертаны у Смоленской крепостной стены на могиле погибших во время Великой Отечественной войны.

4. Проверка таблицы (слайды 5 и 6)

5. Выразительное чтение стихотворения «Всё в тающей дымке».

6. Анализ стихотворения по вопросам (слайд 7):

– О каких особенностях русской природы написал Рыленков?

– С помощью каких эпитетов поэт рисует её своеобразие?

– Что помогло поэту открыть эти особенности? Объясните смысл слов «увидеть» и «всмотреться», «услышать» и «вслушаться».

– Какие ещё приёмы удалось обнаружить?

7. Теперь, когда стихотворение проанализировано, попробуем определить, какое настроение создаётся этим произведением.

8. А теперь обратимся к заданию учебника на странице 19: что сближает стихотворение Рыленкова и очерк Паустовского «Обыкновенная земля»?

9. Подведём итог: что удалось открыть для себя в течение урока?

10. Домашнее задание: стихотворение выучить наизусть.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!