Сегодня для вас стихи поэта и прозаика
Николая Рыленкова
Золотое облако зноя,
Запах трав - медовый, хмельной.
Небо русское расписное
Распахнулось передо мной.
И прошу я, как в дни былые,
В нескудеющем свете дня:
Солнце жизни моей, Россия,
Укрепи на битву меня.
Сугробов блёски слюдяные,
Небес морозных волшебство,
Но как тепло, моя Россия,
Мне от дыханья твоего.
Смолкают ветры за плечами,
Когда в отцовской стороне
Своими вещими очами
Ты прямо в душу смотришь мне.
Глядишь, о счастье не гадая,
Сама судьбу свою творя,
Как ветлы в инее, седая
И молодая, как заря.
Какими тайнами владеешь
Ты, возвышаясь над судьбой,
Что с каждым годом молодеешь
И молодеет всё с тобой.
Но тайн тебе скрывать не надо,
Твои все тайны на виду.
Ведь ты мечту любую рада
Зажечь, как новую звезду.
1958
« »
Сын, возмужавший нежности стыдится,
В своей любви не уверяет мать,
Зато ни в чём пред нею не таится
И всё готов на суд её отдать.
А у меня уже виски седые
Моих раздумий бесконечна нить,
И я хочу без лишних слов, Россия,
Как с матерью, с тобою говорить.
Музыка Марк Фрадкин, слова Николай Рыленков.
Куда не посмотришь - родные
Открытые сердцу края.
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя.
Не ты ли меня окружили
Простором лугов и поле,
Не ты ли меня подружила
С задумчивой музой моей!
Не ты ль полновесного слова
Открыла мне все закрома…
Я знаю - за это сурово
С меня ты и спросишь сама!
Не раз к твоему придорожью
Приду я от песенных рек,
Чтоб даже нечаянной ложью
Тебя не унизить вовек.
Так спрашивай строже - отвечу
За всё: за подруг и друзей,
За самую краткую встречу
С задумчивой музой моей.
За песни которым впервые
Внимают родные края…
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя. Совесть моя!
1958
« »
Я помню долг свой пред тобой, Россия,
Я не забуду никогда о нём.
Всего, чего просил и не просил я,
Ты вдоволь мне дала в краю родном.
Не всё как надо видевший сначала,
Теперь благодарю судьбу свою -
За то, что так упорно приучала
Ходить босым по жёсткому жнивью.
Дала постичь, как колются колосья,
Оберегая золотой родник…
Ведь если что-то сделать удалось мне,
Так потому, что я к жнивью привык.
Что кожу впору выдубило лето
И пропитало духом чабреца.
А чем с тобой я расплачусь за это,
Как не строкой правдивой до конца!
ПОСТРОЧНЫЙ АНАЛИЗ
СТИХОТВОРЕНИЯ Н. РЫЛЕНКОВА
«ВСЁ В ТАЮЩЕЙ ДЫМКЕ…»
… подлинная мысль всегда проникнута
трепетным чувством, если только ребёнок
почувствовал аромат слова, его сердце охватывает
Вдохновение... без поэтической, эмоциональной -
Эстетической струи невозможно полноценное
умственное развитие ребёнка.
В. А. Сухомлинский.
Задачи анализа –
помочь понять сущность слова
заметить образный характер слова в тексте
почувствовать аромат, красоту художественного произведения
разбудить мысль ребёнка
Необходимым аспектом изучения художественного текста является языковой анализ , который
Поможет учащимся почувствовать и осознать выразительные средства языка
Разобраться в различных эмоциональных и смысловых тонкостях текста.
Ход анализа.
Перед чтением учащимся даётся задание: «Создайте словами картинки услышанного ».
Всё в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озёра,
И всё ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
Беседа – анализ текста
Какие картинки возникли в вашем воображении?Это – конкретное описание природы или нет?
Чтобы понять ,
Как достигнуто поэтом такое обобщение,
Почувствовать и ощутить неброскую красоту родного края,
читаем стихотворение ещё раз,
строчка за строчкой, внимательно вдумываясь в их глубокий смысл.
Первое предложение стихотворения.
Картина конкретная или обобщённая?
Что вырисовывается в этой картинке и как?
Как вы понимаете выражение тающая дымка?
Обратитесь к словарям.
В каком значении употреблено слово таять в стихотворении Рыленкова?
Почему в переносном значении?
А какие же краски в такие дни природы?
С какого слова начинается стихотворение и сколько раз оно употреблено в тексте?
8. Какие средства и как помогают автору давать этим предметам более яркие
характеристики?
Обратите внимание на первые 6 строчек стихотворения.
Выделите в них все прилагательные.
Сделайте вывод.
10. Определите значение слова ускользает.
11. В каком из этих значений употреблено это слово в тексте? Почему?
12. Как вы понимаете выражение «беглый взор»?
Какой же он, этот «беглый взор»?
13. А что же нужно сделать, чтобы суметь разглядеть то, что было замечено поэтом?
Поработаем над глаголами первых двух строчек.
По толковому словарю определим значение глаголов « увидеть, всмотреться ».
Какой из глаголов отражает цель описания природы?
16. Как называет Н. Рыленков эту любовь?
17. Давайте поработаем по толковому словарю над значением прилагательного ясный .
18. Природа – это не только мир красок, но и мир звуков . И вновь нам напоминает поэт: в звуки нужно вслушаться.
Читаем 4 строфу.
19. Найдите в первых двух строчках антонимическое противопоставление (его мы уже видели в 3 строфе) близких по значению глаголов .
20. Почему надо не услышать , а вслушаться ?
23. Выделите слова, несущие на себе авторскую мысль.
24. Найдите в тексте ещё приём лексического повтора . Определите его роль в произведении.
25. Обратимся к последней строфе произведения.
26. Какие ассоциации возникают у вас слова « прозрачные воды »?
Что они вам напоминают?
27. Каким эпитетом награждает автор природу?
Подберите к нему синонимы.
28. Теперь обратимся к звукописи .
Дайте определение термину звукопись .
Какие виды звукописи вы знаете?
30. В чём звуковая особенность этого стихотворения?
Каких согласных звуков здесь нет?
31. Какие звуки – гласные или согласные – в этом стихотворении стоят на службе у автора (в основном)?
32. Определите тон, темп, ритм (дать определения этим понятиям) стихотворения.
33 . Какова роль строки стихотворения?
34. Охарактеризуйте интонацию произведения.
В стихотворении нет конкретного описания природы, здесь запечатлён обобщающий образ русской природы.
Это уже конкретная определённая картина природы.
Холмы, перелески . Но они вырисовываются неясно, неотчётливо, как точно замечает поэт, «всё в тающей дымке».
Выражение тающая дымка очень ёмкое, образное. Надо подумать над его значением .
В словообразовательном словаре указано, что слово тающей образовано от слова таять , которое в русском языке многозначно.
В толковом словаре в словарной статье на слово таять мы читаем: «2. Исчезать, становиться незаметным».
Слово таять употреблено в переносном значении.
Употреблено в переносном значении с целью подчеркнуть, что холмы и перелески окутаны лёгкой рассеивающей дымкой.
Благодаря этому выражению, нам легко представить тихую ласковую землю под неярким небом в спокойный, не блещущий разнообразием красок день.
Такие же мягкие, приглушённые:
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Со слова всё. 3 раза.
Это повтор – одно из лексических средств выразительности.
Поэт подчёркивает
- обобщающий характер описания ,
но одновременно с этим он
Старается обратить наше внимание и на отдельные картины : так, кроме холмов и перелесков, мы видим в тающей дымке реки, озёра.
Эпитеты: « озёра туманны», « реки медленны».
Это имена прилагательные.
Эпитеты позволяют зримо показать читателю спокойную величавость рек и озёр, подчеркнуть неторопливость движения их вод.
И в этой картине также нет резкости, конкретности.
Всё в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озёра…
Здесь прилагательные употреблены в краткой форме: не ярки, не резки, медленны, туманны.
Они выполняют в предложении роль сказуемого.
Использование краткой формы прилагательных
указывает на постоянство, обычность картин природы.
Вывод.
Первые 6 строчек стихотворения – это обобщённое описание скромного пейзажа. Но в этих же строчках выражена любовь к родной природе. Её краски не бросаются в глаза и с первого взгляда даже неприметны, поэтому Н. Рыленков предупреждает читателя: « Здесь …
В толковом словаре мы видим, что слово это многозначное. Его прямое значение - « скользнув, вырвавться». А переносное – «остаётся незамеченным».
В переносном значении.
Красота и очарование окружающей нас природы останутся незамеченными, если смотреть на всё это «беглым взором». Рыленков предупреждает: «… всё ускользает от беглого взора».
Чтобы глубже понять значение этого выражения, попробуем подобрать к словам синонимы:
взор – взгляд
беглый – невнимательный, быстрый, поверхностный, долго не задерживающийся ни на чём.
Ответом на этот вопрос являются строки стихотворения. Автор в раздумье советует:
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Они сходны, очень близки по значению.
Но в тексте данного произведения они противопоставлены и объединяются в антонимическую пару.
Глагол увидеть употреблён в значении «воспринять зрением». Увидеть может и « беглый взор».
А всмотреться означает «напрячь зрение и внимание, чтобы рассмотреть, разобрать, запомнить, запечатлеть».
Всмотреться.
Только всмотревшись в неяркие краски окружающей природы, человек почувствует любовь к своему родному краю, родимой земле.
« Ясной любовью ».
«Яркий, сияющий» (ясный месяц)
«Светлое, ничем не затемнённое» (ясное небо)
«Хорошо видимые»(ясные очертания гор).
Это прямые значения слова ясный.
А в предложении « ясной любовью наполнилось сердце » использовано переносное значение слова ясный – 4 . «ничем не омрачённый, спокойный».
Это перенос наименования по сходству – метафора.
Метафорический перенос усиливает образный характер повествования.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
«Услышать - вслушаться».
Вслушаться в нерезкие звуки родной природы нужно для того, « чтоб в душу созвучья нахлынули дружно ».
Слово созвучье обозначает «гармоничное, приятное сочетание нескольких звуков разной высоты».
А в стихотворении Н. Рыленкова значение этого слова гораздо шире: оно выражает не только сочетание звуков, но и гармонирующие с окружающей природой ощущения, настроения самого человека.
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Наречие дружно и глагол нахлынули .
Они вновь подчёркивают стройность и гармонию звенящего и поющего мира природы. Волнующие душу чувства, которые человек получает от созерцания этой простой, скромной, но такой родной природы, придут неожиданно, вдруг, - нахлынут, появятся стремительно, внезапно.
Слово здесь - 6 раз.
Но звучит неназойливо. Для читателя оно является своеобразным сигналом и помогает ему открывать поэтические картины именно его природы,те, какими он может любоваться всегда, в любое время года.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
Водная стихия – прозрачные, бездонные воды рек и озёр.
Прозрачные воды - это естественное зеркало, в котором отражается вся прелесть родной природы, её скромная неповторимая красота.
Застенчивая.
Застенчивая - робкая, стыдливая, стеснительная.
Природа характеризуется как живое, одухотворённое существо.
Звукопись – система средств и приёмов звуковой организации литературного произведения, создающая либо нужное автору эмоциональное впечатление от описываемого события, либо смысловую ассоциацию.
Аллитерация (повтор согласных звуков) и ассонанс (повтор гласных звуков).
В тексте нет шипящих звуков. Этим ещё раз подчёркивается мягкость, гладкость, лёгкость описываемого.
Гласные звуки (ассонанс). Они как негромкое эхо отдаются в каждой строчке, благодаря чему стихотворение хочется не произносить, а петь.
Стихотворение написано в одной тональности.
В нём нет смены ритма и темпа.
Строки короткие. Это как будто вскрик от увиденного, восторг, пред которым все слова пропадают. Не хочется много говорить, но зато хочется всматриваться и вслушиваться.
Интонация тёплая, задушевная. Она как нельзя лучше передаёт главную мысль автора, его настроение. Поэт как бы сам для себя открывает прелесть родной природы и хочет, чтобы её почувствовали и увидели мы, читатели.
Вслушайтесь в слова поэта: «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться… Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно». Художественный текст, и особенно поэтический, требует, чтобы в него
всматривались,
вчитывались,
вдумывались.
Только тогда ребёнок научится познавать и открывать для себя удивительный мир литературы.
Николай Рубцов. Нужно всмотреться…
Думаю о вчерашней программе, посвящённой Николаю Рубцову, и из памяти выплыло стихотворение другого поэта.
Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
Написал его русский поэт – Николай Рыленков. Написал так, что оно сразу, с первого прочтения надолго остаётся в памяти и в сердце тех, кто знает об этой неброской красоте не понаслышке.
В стихотворении этом, как мне думается, раскрывается секрет рубцовских откровений, в которые нужно вслушиваться, чтобы услышать, которые не терпят суеты и поверхностного взгляда.
Жить и писать во времена площадной поэзии (не путать с бранью) можно.
Но кто услышит твой голос?
Рубцова, как оказалось – услышали. И запомнили. А все почести и привилегии свалились на него, в большинстве своём после жизни, как и повелось в России, да и не только в ней.
Думается, что это ещё и потому что не ради почестей и славы писали настоящие поэты.
Тот, кто хотел достичь вершин Парнаса, достигал их.
Кто-то становился «рупором эпохи» и ходил в любимчиках у власти.
Кто-то выбирал абсолютно иной путь, и тогда власть, выдворяя поэта из страны, невольно обеспечивала ему эти вершины.
Рубцов не был ни среди изгоев, ни среди любимчиков.
Он был собой. Николаем Рубцовым. Поэтом и человеком.
Он был нашим современником – странно сознавать это, тем не менее, это так.
В январе нынешнего года ему бы исполнилось 80 лет.
Его не стало в крещенские морозы. Он был убит в ночь на 19 января, спустя всего две недели после своего тридцатипятилетия.
Вчерашняя программа позволила слушателям ещё и ещё раз вспомнить о нём.
Перевыполнение пятилетних планов и решения партийных съездов, пионерские горны и комсомольские стройотряды, красные знамёна, алые звёзды… всё это горело, стучало, кричало, шагало строем и било в барабаны рядом.
Он же, будто не слышал или не замечал.
А если и пел о звёздах, то только о тех, которые светили над родными просторами.
«Звезда полей», едва ли не самая известное его стихотворение, лишено каких бы то ни было поэтических красивостей. Негромкое, неспешное повествование о родной земле западает в душу, чтобы остаться там навсегда.
Ещё одно стихотворение, открывающее невероятную силу поэтического дара Рубцова – «Горница». Стихотворение, ставшее песней. Я неоднократно слышала его в авторском исполнении. Во вчерашней программе оно прозвучало в исполнении Анатолий Демчуков, уловившего авторские, «рубцовские» интонации, что позволило максимально приблизиться к сути и смыслу текста «Горницы». Горницей или светлицей, на Руси называли светлую горнюю комнату в доме, на верхнем этаже. "Горний", – вышний, небесный. Горница – человеческая душа, – и не иначе. Именно она – душа – светла, потому что близка к Богу. И наоборот.
Рассказ о судьбе поэта, о непростой и трагической судьбе, о светлых, родниковых откровениях – стихах, о первых весенних проталинах и об осенних лесах и полях, о деревенских погостах и звёздах над ними, был трогателен и негромок. Так рассказывают о людях очень близких, родных, о людях, которых любят.
Автору программы «Тихая моя родина…» Вероника Коваль удалось показать основную, главную составляющую души и поэзии Рубцова, безыскусственность, подлинность, его любовь к родной земле, его русскость.
Музыкальные и поэтические отступления позволили слушателям ближе узнать мир, о котором писал Рубцов.
Татьяна Щербакова и Ирина Александровская, Светлана Потапенко-Калугина, Анатолий Демчуков…
Я, к великому моему сожалению, не знаю имен всех участников, но, тем не менее, хочу поблагодарить их всех, а особенно – Веронику Коваль, автора и ведущую литературно-музыкальной композиции «Тихая моя родина…», посвящённой Николаю Рубцову.
Единственное, чего не хватило мне, так это «улетевших тополиных листьев». Но это легко восполнить.
В заключение своего небольшого и негромкого отзыва, подумалось вот о чём.
В России есть несколько музеев Николая Рубцова. В селе Никольском, в здании, где располагалась школа, в которой он учился.
В Вологде – в доме, ставшим его последним земным приютом.
В Емецке – на родине поэта.
Есть много памятных мест с мемориальными досками, памятниками, улицами, есть много мероприятий с конкурсами, фестивалями и премиями…
Но самый главный, нерукотворный музей Николая Рубцова – это русская земля, русская деревня, тихая его родина, певцом которой он был до последнего своего вздоха.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель проведения: Познакомить учащихся с фактами биографии поэта Н.И. Рыленкова, проанализировать его стихотворение «Всё в тающей дымке».
Оборудование:
- ПК с акустическими колонками,
- мультимедиапроектор,
- презентация «Всё в тающей дымке»,
- раздаточный материал (таблица).
Задачи:
Образовательные : Научить анализировать прочитанное:
- определять тему и идею произведения;
- выделять композиционные части;
- видеть средства художественной выразительности в тексте.
Повторить пройденное.
Развивающие: Развить умения и навыки анализа художественного текста, речь учащихся, навыки самостоятельной работы.
Воспитательные : Воспитать любовь к художественной литературе и чтению, воспитать культуру труда.
Методические приемы : чтение наизусть, выразительное чтение, слово учителя, беседа, работа со словом, работа по вопросам, анализ стихотворения, отбор материала с опорой на план, эвристическая беседа.
Структура урока :
1 этап - организационный:
- приветствие;
- проверка готовности к уроку;
- организация внимания.
2 этап - подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний:
- актуализация ранее полученных знаний;
- постановка учебной цели.
3 этап – обучающий:
- организация процесса восприятия, осознания и осмысления биографического материала, текста стихотворения;
- определение настроения;
- выразительное чтение стихотворения.
4 этап - закрепление и первоначальный контроль изученного материала
- Сочинение-миниатюра (сравнение стихотворения с очерком К.Г.Паустовского)
5 этап - подведение итогов урока (рефлексия) и постановка домашнего задания.
Ход урока
1. Приветствие учащихся учителем. Проверка готовности к уроку. Организация внимания.
2. Слово учителя:
На предыдущих уроках мы с вами наблюдали за тем, как русские поэты и писатели, очарованные природой, открывают для читателей красоту окружающего мира, богатство переживаний, вызванных этой красотой. Стихи, рисующие картины родной природы, находят особенный отклик в душе каждого человека. Мы работали с текстами стихотворений Пушкина, Тютчева, Майкова; с очерками Паустовского, мудрые слова которого авторы нашего учебника предлагают нам в качестве напутствия: «Чем больше знает человек, тем полнее он воспринимает действительность, тем теснее его окружает поэзия и тем он счастливее. Наоборот, невежество делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растёт медленно, но неотвратимо, как раковая опухоль…»
Сегодня мы ещё раз попробуем воспользоваться шансом узнать новое, а значит стать счастливее.
3. Тема урока (слайд 1 ): анализ стихотворения Николая Ивановича Рыленкова «Всё в тающей дымке»
Но сначала мы познакомимся с фактами биографии поэта. (В процессе прослушивания лекции ребята заполняют таблицу. См. приложение ) слайд 2
Николай Иванович Рыленков (1909 – 1969)
Рыленков Николай Иванович - поэт, прозаик.
В повести «Сказка моего детства» Рыленков вспоминает: «Деревня Алексеевка, где крестьянствовали мои родители и где рос я, была одним из самых глухих углов лесного Рославльского уезда... В годы моего детства в ней не насчитывалось и полсотни дворов. Почти у самой ее околицы начинались дремучие леса...» Отец запомнился «идущим с обнаженной головой и с севалкой на груди вдоль нивы, окруженным золотистым сиянием разбрасываемого зерна». С раннего детства Рыленков осваивал «хитрую науку, / Как строить хаты, как сажать деревья, / В какую пору начинать посев». Судьба «упорно приучала / Ходить босым по жесткому жнивью» . К трудностям сельской жизни прибавилось личное горе: в 1916 умер отец Рыленкова, в 1919 - умерла любимая мать. Пять классов начальной школы Рыленков окончил за 4 года и поступил в среднюю школу в с.Тюнино, где участвовал в выпуске школьного рукописного журнала. Отец, деревенский грамотей и книголюб, мечтал сделать сына сельским учителем, и Рыленков поступает в Смоленский педагогический институт. В Смоленске жил трудно, перебиваясь случайными заработками, но продолжал литературное творчество. К стихам тянулся с детства. Рыленков рос в той среде, где фольклор присутствовал в повседневном быту, а в доме Рыленковых звучали стихи великих русских поэтов.
В 1926 девятиклассник Рыленков принес стихи в редакцию газеты «Смоленская деревня», в 1929 начал печататься в местных газетах.
В 1933 окончил факультет языка и литературы педагогического института, работал учителем, затем редактором в книжном издательстве, вел отдел критики в смоленской газете «Рабочий путь». Вспоминал: «Я знал, что в город ухожу, / Но сердце оставляю в поле» - это была не метафора, но жизненная программа: заведует сельскохозяйственными передачами областного радиовещания, затем работает секретарем и председателем сельсовета.
В первые дни Великой Отечественной войны Рыленков ушел добровольцем, хотя не подлежал призыву по состоянию здоровья. Командовал саперным взводом, а по ночам при свете коптилки в землянках продолжал писать стихи. Все более значительным содержанием наполняется тема России: «Солнце жизни моей, Россия, / Укрепи на подвиг меня!» Рыленков стал военным журналистом, листовки с его стихами-призывами сбрасывали с самолетов во вражеском тылу партизанам и жителям временно оккупированных Смоленщины и Белоруссии; автор был награжден медалью «Партизану Великой Отечественной войны».
Рыленков обращается к прозе, осмысливая пройденный народом путь, возникают повести, выстраивается автобиографическая трилогия: «Сказка моего детства», «Мне четырнадцать лет», «Дорога уходит за околицу». Чист и емок язык этой прозы - «русский язык со всеми присущими только ему прелестями, со всеми оттенками - скромности, простоты, застенчивости, ясности, улыбки, душевности» Слайд 4 В прозаических этюдах Рыленкова соединен опыт поэта и крестьянина. «Журавлей путеводная нить» проходит сквозь все творчество поэта, свою последнюю книгу он назвал «Журавлиные трубы».
Народной песней стало написанное в 1948 стихотворение Рыленкова «Ходит по полю девчонка». К песенным стихам Рыленкова обращались многие композиторы.
Рыленков создал собственный стихотворный пересказ «Слова о полку Игореве».
Значительным вкладом в литературу стали книги Рыленкова по истории поэзии - «Традиции и новаторство» (1962), «Душа поэзии» (1969), в которую включены статьи о Пушкине, Крылове, Сурикове, Шевченко, Блоке и многие другие.
Ныне имя Рыленкова носят в Смоленске улица, библиотека, школа. Его строки начертаны у Смоленской крепостной стены на могиле погибших во время Великой Отечественной войны.
4. Проверка таблицы (слайды 5 и 6)
5. Выразительное чтение стихотворения «Всё в тающей дымке».
6. Анализ стихотворения по вопросам (слайд 7):
– О каких особенностях русской природы написал Рыленков?
– С помощью каких эпитетов поэт рисует её своеобразие?
– Что помогло поэту открыть эти особенности? Объясните смысл слов «увидеть» и «всмотреться», «услышать» и «вслушаться».
– Какие ещё приёмы удалось обнаружить?
7. Теперь, когда стихотворение проанализировано, попробуем определить, какое настроение создаётся этим произведением.
8. А теперь обратимся к заданию учебника на странице 19: что сближает стихотворение Рыленкова и очерк Паустовского «Обыкновенная земля»?
9. Подведём итог: что удалось открыть для себя в течение урока?
10. Домашнее задание: стихотворение выучить наизусть.