Как проводится возврат субсидий в бюджет. Проводки по возврату субсидии, на госзадание прошлого года Возврат субсидии проводки в бюджетном учреждении

На 01.01.2017 на отдельном лицевом счете бюджетного учреждения имеются остатки различных неиспользованных целевых субсидий, в учете они отражены по кредиту счета 5.205.81. Согласно п. 94 Инструкции к приказу Минфина РФ от 16.12.2010 174н (далее - Инструкция) "отражение задолженности перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации в части возврата в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации остатков неиспользованных целевых субсидий прошлых лет, при принятии решения о наличии потребности в целевых средствах (в случае, если остаток средств не перечислялся в доход бюджета бюджетной системы Российской Федерации) осуществляется по дебету счета 030305830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" и кредиту счета 020581660 "Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам", кредитовый остаток по счету 5.205.81 увеличивается соответствующей проводкой как на остаток целевых субсидий, который будет возвращен в бюджет, так и на остаток целевых субсидий, потребность в которых имеется.
Данная бухгалтерская проводка совершается в первый рабочий день финансового года при наличии на лицевом счете остатков целевых субсидий прошлых лет. Затем, при получении от учредителя Сведений по форме 0501016, согласно п. 93 Инструкции "отражение задолженности по неиспользованным остаткам субсидий на иные цели (цели бюджетных инвестиций) в части остатков, потребность в которых подтверждена учредителем, осуществляется по дебету счета 020581560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам" и кредиту счета 030305730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет", кредитовый остаток по счету 5.205.81 уменьшается соответствующей проводкой на сумму субсидий, потребность в которых подтверждена, то есть в кредите счета 5.205.81 продолжает оставаться сумма субсидий, подлежащих возврату в бюджет.
Возврат же в бюджет остатков неиспользованных субсидий прошлых лет осуществляется в соответствии с п. 93 Инструкции, в котором указано, что "возврат неиспользованного остатка субсидии на иные цели (бюджетных инвестиций) прошлых лет отражается по дебету счета 030305830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" и кредиту счета 020111610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства", в результате чего сальдо по счету 5.303.05 закрывается.
В письме Минфина России от 01.04.2016 N 02-06-07/19436 приведены несколько иные бухгалтерские записи по учету остатков целевых субсидий прошлых лет.
Как следует отразить операции с остатками субсидий на иные цели прошлого года бюджетному учреждению?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Операции с остатками субсидий на иные цели прошлого года бюджетному учреждению следует отражать в порядке, который был предложен Минфином России в от 01.04.2016 N 02-06-07/19436. На данный момент возможность применения данных корреспонденций следует закрепить в учетной политике учреждения.

Обоснование позиции:
Бюджетным учреждениям помимо субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания могут предоставляться субсидии на иные цели ( БК РФ). В соответствии с БК РФ порядок определения объема и условия предоставления такой субсидии из федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации.
Конкретные условия предоставления целевых субсидий, как правило, устанавливаются в соответствующих договорах (соглашениях), заключаемых между учредителями и получателями субсидий.
Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ установлено, что не использованные в текущем финансовом году остатки средств целевых субсидий подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Указанные остатки средств могут использоваться бюджетными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Учитывая изложенное, можно прийти к выводу: если у бюджетного учреждения по состоянию на конец финансового года остались неиспользованные остатки целевых субсидий, то соответствующие суммы подлежат перечислению в бюджет. При этом, в случае подтверждения потребности в данных целевых средствах, бюджетное учреждение вправе направить данные средства в очередном году на те же цели, на которые в прошедший год они были выделены.
Что касается бухгалтерского учета, то необходимо отметить следующее. Факты хозяйственной жизни регистрируются в учете на основании первичных учетных документов ( Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 7 Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н). При ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает формирование полной и достоверной информации, в частности, о принятых учреждением обязательствах ( Инструкции N 157н).
В целях обеспечения единого подхода к порядку бухгалтерского учета бюджетными (автономными) учреждениями, в частности, остатков неиспользованных субсидий на иные цели, было издано Минфина России от 01.04.2016 N 02-06-07/19436. Корреспонденции 5 и 8 из Таблицы данного письма описывают порядок отражения в учете бюджетных (автономных) учреждений задолженности перед бюджетом по возврату остатков целевых субсидий прошлого года и операции по подтверждению потребности в данных средствах. Данные операции, согласно письму, должны выглядеть следующим образом
1) Дебет 5 205 81 560 Кредит 5 303 05 730
- увеличение задолженности бюджетного учреждения по возврату неиспользованных остатков субсидий на иные цели, в доход бюджета;
2) Дебет 5 303 05 830 Кредит 5 205 81 560
- уменьшение задолженности перед бюджетом при принятии решения о наличии потребности в целевых средствах (в случае, если остаток средств не перечислялся в бюджет).
Кроме того, в письме приведена бухгалтерская запись, посредством которой отражается поступление средств от возврата из бюджета целевой субсидии при принятии решения о наличии потребности (если до подтверждения потребности средства были перечислены в бюджет):
Дебет 5 205 81 660 Кредит 5 201 11 610.
Минфина России от 16.11.2016 N 209н были внесены изменения в Инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденную Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174), касающиеся, в частности, порядка отражения в учете операций с остатками целевых субсидий. На наш взгляд, внесенные в N 174н изменения в данной части содержат некоторые неточности (опечатки).
В Инструкции N 174н бухгалтерская операция по дебету счета 0 205 81 560 и кредиту счета 0 303 05 730 анонсирована как "отражение задолженности по неиспользованным остаткам субсидий на иные цели (цели бюджетных инвестиций) в части остатков, потребность в которых подтверждена учредителем". Напротив, операция по дебету счета 0 303 05 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" и кредиту счета 0 205 81 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам" из Инструкции N 174н озаглавлена как "отражение задолженности перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации в части возврата в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации остатков неиспользованных целевых субсидий прошлых лет, при принятии решения о наличии потребности в целевых средствах (в случае, если остаток средств не перечислялся в доход бюджета бюджетной системы Российской Федерации)".
По всей видимости, путаница возникла между этими положениями N 174н. Первая операция, поскольку она, по сути, отражает операцию по увеличению задолженности перед бюджетом по возврату остатка целевой субсидии прошлого года, могла иметь в N 174н следующее описание: "отражение задолженности перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации в части возврата в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации остатков неиспользованных целевых субсидий прошлых лет". Вторая корреспонденция, поскольку, по сути, она не отражает увеличение задолженности перед бюджетом, могла бы иметь следующее описание: "уменьшение задолженности перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации в части возврата в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации остатков неиспользованных целевых субсидий прошлых лет, при принятии решения о наличии потребности в целевых средствах (в случае, если остаток средств не перечислялся в доход бюджета бюджетной системы Российской Федерации)".
С учетом наличия противоречий между разъяснениями специалистов Минфина России и положениями, внесенными в N 174н, корреспонденции, необходимые для отражения рассматриваемых операций, бюджетному учреждению следует согласовать в порядке, предусмотренном Инструкции N 174н, и внести соответствующие положения в учетную политику.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Изменился ли в 2016 году порядок отражения в бухгалтерском учете операций по начислению и поступлению доходов в виде субсидий на госзадание? Как рассчитать объем остатка субсидии, подлежащего возврату в бюджет, в случае недостижения показателей, установленных заданием? Какими бухгалтерскими записями отразить возврат?

С 2016 года доходы в виде субсидий, предоставляемых бюджетным (автономным) учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания, отражаются по новому коду доходов. Кроме того, введена обязанность возвращать остатки субсидий в бюджет в случае невыполнения государственного (муниципального) задания. На основании данных новшеств изменился порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с начислением и поступлением указанных субсидий, а также добавлена корреспонденция счетов по их возврату в бюджет. О новых требованиях расскажем в статье.

Начисление и поступление субсидии

При невыполнении госзадания остатки субсидии подлежат возврату в бюджет в объеме, соответствующем не достигнутым показателям задания. Такая обязанность введена Федеральным законом от 03.11.2015 № 301-ФЗ, начиная с субсидий на госзадание, предоставленных бюджетным (автономным) учреждениям в 2015 году.

Согласно п. 33 Постановления Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» федеральные бюджетные и автономные учреждения обязаны до 1 июля 2016 года обеспечить возврат остатков субсидий на госзадание 2015 года, образовавшихся в связи с недостижением установленных госзаданием показателей.

Расчет объема остатка, подлежащего возврату . При определении объема остатка субсидии, по мнению Минфина, необходимо учитывать нормы действовавшего в 2015 году Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671, устанавливающие, что размер субсидии на выполнение государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания, затрат на выполнение работ, нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным или автономным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных федеральному бюджетному или автономному учреждению учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки. Такие разъяснения даны в Письме от 05.02.2016 № 02-01-09/5870. В нем же Минфин приводит следующие формулы для расчета объема остатка субсидии на госзадание, подлежащего возврату в бюджет:

Rост = ∑i Niуслуга + ∑w Nwработа , где:

Rост – объем остатка субсидии на выполнение госзадания, предоставленной федеральному бюджетному (автономному) учреждению в 2015 году, образовавшийся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ);

Niуслуга – затраты, связанные с невыполнением государственного задания по i-ой государственной услуге;

Nwработа – затраты, связанные с невыполнением государственного задания по w-ой работе.

Niуслуга = ∑i Ni Viне вып , где:

N i – нормативные затраты на оказание i-ой государственной услуги;

Viне вып – не выполненный объем государственного задания по i-ой государственной услуге.

Vwне вып = Viгз - Viоткл - Viфакт , где:

Viгз – объем i-ой государственной услуги, установленный госзаданием;

Viоткл – установленное органом-учредителем возможное отклонение от показателей, установленных в государственном задании по i-ой государственной услуге, в пределах которых госзадание считается выполненным (при установлении);

Viфакт – фактическое значение объема i-ой государственной услуги за в соответствии с отчетом о выполнении госзадания.

Затраты, связанные с невыполнением государственного задания по w-ой работе (Vwне вып ), определяются аналогичным образом, исходя из затрат на выполнение w-ой работы пропорционально невыполненному объему w-ой работы с учетом возможного отклонения от показателей, установленных в госзадании по w-ой работе, в пределах которых госзадание считается выполненным (при установлении).

Согласно государственному заданию, утвержденному для бюджетного учреждения культуры (республиканский музей) на 2015 год, общее число посещений в отчетном году должно составлять не менее 40 270 посетителей (показатель, характеризующий объем оказываемой государственной услуги «Предоставление доступа к музейным фондам»). Учредителем не предусмотрено отклонений от данного значения.

Утвержденный объем нормативных затрат на оказание такой услуги составил 7 530 490 руб. (187 руб. – затраты на единицу услуги (на одного посетителя)).

Согласно отчету о выполнении госзадания фактическое число посетителей составило 38 530 посетителей.

Поскольку показатели, утвержденные в госзадании, музеем достигнуты не полностью, необходимо рассчитать объем субсидии, подлежащей возврату в бюджет.

Используя приведенные формулы, определим объем остатка субсидии, подлежащий возврату в бюджет музеем в связи с недостижением показателей, установленных в госзадании. Он составит 325 380 руб. (187 руб./чел. x (40 270 чел. - 38 530 чел.)).

Если фактический объем отдельных оказанных услуг выше, чем это пре­дусмотрено в госзадании, то сумма превышения не учитывается при расчете общего объема остатка субсидии, подлежащего возврату в бюджет (Письмо Минфина РФ от 11.04.2016 № 02-01-09/20628).

Бухгалтерский учет операций по возврату субсидии. Корреспонденция счетов по возврату в бюджет остатков субсидий на госзадание, образовавшихся в связи с недостижением показателей такого задания, приведена в Письме Минфина РФ № 02-06-07/19436. Также аналогичные проводки предусмотрены Проектом и с его принятием будут внесены в инструкции № 174н и 183н. Рассмотрим их.

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Начисление задолженности бюджетного (автономного) учреждения по возврату в доход бюджета остатков субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, образовавшихся в связи с недостижением установленных таким заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ), на основании отчета о выполнении государственного (муниципального) задания, представленного учредителю

Перечисление (возврат) в бюджет остатков субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания

* Одновременно с указанной проводкой на сумму возращенной в бюджет субсидии отражается уменьшение показателя на забалансовом счете 17 по статье 130 КОСГУ (п. 365 Инструкции № 157н).

Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что общий остаток неиспользованной субсидии на выполнение государственного задания музея на 2015 год составил 450 000 руб., из них остаток в размере 325 380 руб. образовался в связи с недостижением показателей, установленных в госзадании (расчет приведен в примере 2). Аналитический учет доходов в виде субсидии на госзадание ведется по коду 134 КОСГУ.

Операции по возврату в бюджет остатка субсидии отразятся в учреждении следующим образом:

Стоит отметить, что разницу между общим неиспользованным остатком субсидии на госзадание и остатком, определенным в связи с недостижением показателей госзадания, в сумме 124 620 руб. (450 000 - 325 380) руб. музей вправе использовать в 2016 году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности.

При отражении в 2016 году в бухгалтерском учете операций по начислению и поступлению субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, а также операций по возврату в бюджет остатков субсидий, возникших в связи с невыполнением государственного (муниципального) задания на 2015 год, бюджетным (автономным) учреждениям культуры следует руководствоваться Письмом Минфина РФ № 02-06-07/19436. Помимо операций, связанных с субсидиями на госзадание, в данном письме приведена также новая корреспонденция счетов по возврату в бюджет неиспользованных остатков целевых субсидий.

Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

На сегодняшний день субсидии являются одной из основных форм государственной поддержки субъектов предпринимательства. В нашей статье поговорим об особенностях данного вида государственных дотаций, а также о специфике отражений операций по субсидиям в учете.

Под понятием «субсидия» понимают денежные средства, получаемые юридическим лицом от государственных органов на безоплатной и безвозвратной основе. Цель оказания дотационной помощи – возмещение затрат, понесенных предприятием, или покрытие недополученных им доходов.

Все субсидии, получаемые из бюджета, подразделяются на два основных направления:

  • государственное регулирование цен (компенсация расходов предприятия, связанных с повышением цен на сырье, малому бизнесу, оборудование, материалы, на иные цели);
  • реализация государственных программ социально-экономического развития (финансирование объектов производственного и непроизводственного строительства).

Целевым назначением дотаций и субсидий, как правило, являются жилищные субсидии, финансирование объектов социального характера, поддержка среднего и малого бизнеса, а также мероприятия по охране окружающей среды, ликвидации аварий и стихийных бедствий.

Государственную дотацию в виде субсидии могут получить государственные предприятия, а также финансовые и некоммерческие учреждения.

Субсидии в учете

Для учета основных операций по субсидиям и целевому финансированию используют .

Отражение поступления, использования и возврата дотационной помощи рассмотрим на примерах.

Государственная помощь при финансировании капитальных расходов

ООО «Магнат» получена субсидия на приобретение земельного участка с условием строительства на нем производственных цехов. Срок строительства с 01 января по 31 декабря 2015.

Согласно договора купли-продажи цена участка — 5 670 000 руб. 13 января на счет ООО «Магнат» поступили субсидии на возмещение затрат.

Бухгалтером ООО «Магнат» были сделаны такие проводки:

Дт Кт Описание Сумма Документ
76 86 Отражение задолженности по субсидии 5 670 000 руб.
76 Зачисление средств из бюджета 5 670 000 руб. банковская выписка
08 60 Отражение стоимости участка в составе капитальных вложений 5 670 000 руб. договор купли-продажи земельного участка
01 08 Принятие земельного участка к учету 5 670 000 руб. договор купли-продажи земельного участка
86 98/2 Отражение суммы субсидии в составе доходов будущих периодов 5 670 000 руб.
98/2 91/1 Ежемесячный учет государственной помощи в составе прочих доходов (5 670 000 руб: мес.) 515 455 руб. соглашение о предоставлении субсидии

Финансирование работ по содержанию имущества в многоквартирных домах

Управляющей организацией «Монолит» были получены средства на оплату работ по ремонту и содержанию имущества в многоквартирном доме (4 740 000 руб.):

  • 2 320 000 руб. — материалы;

  • 2 420 000 руб. — зарплата рабочим.

В учете ООО «Монолит» были сделаны такие проводки:

Дт Кт Описание Сумма Документ
86 Зачислена сумма субсидии 4 740 000 руб. банковская выписка
10 60 Оприходованы материалы для ремонта 2 320 000 руб. товарная накладная
86 98/2 Стоимость материалов включена в состав расходов будущих периодов 2 320 000 руб. соглашение о предоставлении субсидии
20 10 Материалы списаны в производство 2 320 000 руб накладная на отпуск материала
98/2 90/1 Субсидия на приобретение материалов, учтена в составе выручки 2 320 000 руб соглашение о предоставлении субсидии
20 Начислена зарплата рабочим 2 420 000 руб зарплатная ведомость
86 98/2 Субсидия на выплату зарплаты, включена в состав расходов будущих периодов 2 420 000 руб соглашение о предоставлении субсидии
98/2 90/1 Субсидия на выплату зарплаты, учтена в составе выручки 2 420 000 руб соглашение о предоставлении субсидии

Возврат субсидии

ООО «Стахановец» в мае 2014 принял к учету основное средство (срок полезного использования — 8 лет), стоимость которого в ноябре 2014 компенсируется государственной субсидией (320 000 руб.). В июле 2015 было выявлено нарушение целевого использование дотации, в связи с чем сумма субсидии была возвращена.

Сумма ежемесячной амортизации 3333 руб. (320 000 / 8 лет / 12 мес.)

Начислена амортизация с июня по октябрь 2014 16 667 руб. (3333 * 5 мес.)

В случае невыполнения учреждением задания учредителя остаток сумм субсидии должен быть возращен в доход бюджета. В статье изложен порядок отражения данной операции в учете.

Правовое основание для возврата в бюджет сумм субсидий.

Частью 17 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ установлено, что федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетными учреждениями в объеме, соответствующем недостигнутым показателям государственного (муниципального) задания. Аналогичная норма в отношении автономных учреждений установлена п. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон об автономных учреждениях).

Требование о возврате остатков целевых субсидий бюджетными и автономными учреждениями содержится в ч. 18 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ, п. 3.17, 3.18 ст. 2 Закона об автономных учреждениях. Из них следует, что не использованные в текущем финансовом году остатки целевых субсидий подлежат перечислению бюджетными и автономными учреждениями в соответствующий бюджет. Указанные остатки средств могут использоваться учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения.

В 2016 году федеральные бюджетные и автономные учреждения до 1 июля должны обеспечить возврат в федеральный бюджет средств в объеме остатков субсидий, предоставленных им в 2015 году на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание (выполнение) государственных услуг (работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), на основании отчета о выполнении государственного задания, представленного органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений (п. 33 Постановления Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год»).

В отношении учреждений субъектов РФ и муниципальных образований такие правила устанавливаются нормативными актами субъектов РФ.

В качестве примера такого нормативного акта можно привести Закон Амурской области от 31.08.2007 № 368-ОЗ «О бюджетном процессе в Амурской области», которым установлено, что не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий, предоставленных областным бюджетным и автономным учреждениям из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения ими государственных заданий на оказание (выполнение) государственных услуг (работ), в очередном финансовом году подлежат возврату в областной бюджет в объеме, соответствующем недостигнутым показателям государственного задания.

Таким образом, требование о возврате остатка субсидии, выделенной на выполнение задания учредителя, выдвигается только в случае недостижения учреждением показателей, установленных учредителем в рамках государственного задания. При этом, если учреждение израсходовало суммы субсидий полностью, а показатели, установленные учредителем, не достигнуты, возврат остатка субсидии производится за счет средств, полученных учреждением от оказания платных услуг.

К сведению

По мнению Минфина, изложенному в Письме № 02-06-07/19436, возврат в федеральный бюджет остатков сумм субсидий на выполнение государственного задания можно осуществлять как за счет образовавшихся у федеральных бюджетных и автономных учреждений остатков субсидий на выполнение государственного задания, так и за счет других не запрещенных законом поступлений, за исключением средств, предоставленных федеральным бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ и на иные цели.

Заметим, что в отношении возврата остатков сумм субсидий, выделенных из бюджетов субъектов РФ и муниципалитетов, Минфин придерживается аналогичного мнения. Так, в Письме от 11.04.2016 № 02-04-09/20394 на вопрос о возврате остатков субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям Амурской области на выполнение государственного задания, при недостижении показателей объема услуг (работ) финансовое ведомство ответило: областное бюджетное или автономное учреждение Амурской области должно вернуть в бюджет указанного субъекта РФ средства в размере, соответствующем недостигнутым показателям объема оказанных государственных услуг, установленным в государственном задании, либо за счет средств субсидии на выполнение государственного задания, либо (в случае отсутствия таких средств) за счет средств, полученных учреждением от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности.

Основания для возврата сумм субсидий.

В Письме Минфина РФ № 02-06-07/19436 выделено несколько оснований для возврата сумм субсидий в доход бюджета:

  • возврат остатков сумм субсидий, предоставленных на выполнение задания учредителя, образовавшихся в связи с недостижением учреждением установленных государственным (муниципальным) заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ);
  • возврат остатка неизрасходованных сумм целевых субсидий;
  • возврат остатка сумм целевой субсидии в случае выявления в ходе проверки нарушений в части расходования средств целевой субсидии.

В бухгалтерском учете операции по возврату остатков сумм субсидий отражаются с применением счета 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (Письмо Минфина РФ № 02-06-07/19436).

Если учреждение перечислило в 2016 году в доход бюджета остатки сумм субсидий без использования счета 0 303 05 000, по нашему мнению, принимая во внимание положения п. 18 Инструкции № 157н, следует произвести исправительные операции и отразить в учете перечисление суммы субсидии в порядке, рекомендуемом Минфином.

Примеры отражения на счетах бухгалтерского учета операций по возврату сумм субсидий в доход бюджета.

Порядок отражения в учете операций по перечислению сумм субсидий в доход бюджета зависит от основания для их возврата (корреспонденции счетов приведены в соответствии с информацией, изложенной в Письме Минфина РФ № 02-06-07/19436).

Невыполнение задания учредителя.

130 4 205 31 560

130 4 401 10 130

Поступили денежные средства в форме субсидий (операция совершается на каждое перечисление денежных средств)

510 4 201 11 000

130 4 205 31 000

Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидий, предоставленных на финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий

130 4 401 10 130

130 2 401 10 130

130 4 303 05 000

130 2 303 05 000

Перечислены остатки сумм субсидий в доход бюджета

130 4 303 05 000

130 2 303 05 000

610 4 201 11 000

310 2 201 11 000

Пример 1

Между медицинским учреждением и учредителем на 2015 год заключено соглашение о выделении учреждению субсидии в размере 700 000 руб. Учреждение израсходовало субсидию полностью, однако в ходе проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности в 2016 году был выявлен факт неполного выполнения учреждением задания учредителя. Учредитель потребовал вернуть в бюджет средства в размере 50 000 руб. Поскольку сумма субсидии была потрачена в полном объеме, учреждение исполнило требование учредителя о возврате в бюджет денежных средств за счет средств, полученных им от осуществления приносящей доход деятельности.

В бухгалтерском учете операции по возврату в доход бюджета неизрасходованного остатка субсидии будут отражены следующим образом:

Сумма, руб.

Начислен доход в сумме субсидии, выделенной на выполнение задания учредителя

Поступили денежные средства в форме субсидии (операция совершается на каждое перечисление денежных средств)

Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания

Перечислены остатки суммы субсидии в доход бюджета

Возврат неизрасходованного остатка сумм целевых субсидий

510 5 201 11 000

130 5 205 81 000

Начислен доход, поступивший от суммы целевой субсидии, на основании отчета о расходовании целевых средств, подписанного учредителем

180 5 205 81 000

180 5 401 10 180

Отражена сумма задолженности по возврату неиспользованного остатка целевой субсидии

180 5 205 81 000

180 5 303 05 000

Перечислен учредителю остаток неиспользованных целевых сумм

180 5 303 05 000

610 5 201 11 000

Пример 2

У медицинского учреждения по состоянию на 1 января 2016 года имеется остаток средств целевой субсидии в сумме 5 000 руб. В феврале учреждение перечислило их в доход бюджета, сделав при этом следующую бухгалтерскую запись:

В связи с выходом Письма Минфина РФ № 02-06-07/19436 учреждение оформило бухгалтерскую справку (ф. 0503833) и сделало исправительные записи, отразив в учете возврат суммы субсидии с применением счета 5 303 05 000:

Возврат остатка сумм целевой субсидии в случае нарушения их расходования

Поступили денежные средства в форме целевой субсидии

510 5 201 11 000

130 5 205 31 000

Начислен доход, поступивший от сумм целевых субсидий, на основании отчета о расходовании целевых средств, подписанного учредителем (операция совершается на полный объем израсходованных и отраженных в отчете сумм субсидий)

180 5 205 81 000

180 5 401 10 180

130 2 401 10 130

180 2 303 05 730

Перечислены в доход бюджета суммы остатков средств

130 2 303 05 000

610 5 201 11 610

Пример 3

В автономном медицинском учреждении проведена проверка целевого расходования средств целевой субсидии в 2014 – 2016 годах. По итогам проверки было выявлено нецелевое использование средств субсидии, выделенной учреждению в 2015 году, в размере 150 000 руб. Расходы, не принятые к зачету, были восстановлены и возвращены в доход бюджета. Поскольку средства субсидии были израсходованы полностью, восстановление расходов происходило за счет средств, полученных учреждением от оказания платных услуг.

В бухгалтерском учете ситуация, описанная в примере, будет отражена так:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Сторнированы операции по расходам, не принятым к зачету (операции совершаются методом «красное сторно»):

– по сумме начисленных расходов

– по сумме оплаченных расходов

Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков сумм неиспользованных субсидий, при расходовании которых были допущены нарушения

Расходы, произведенные учреждением за счет средств целевых субсидий, отнесены на расходы, совершаемые им в рамках приносящей доход деятельности

Перечислены в доход бюджета суммы, подлежащие восстановлению

В заключение отметим, что бюджетные и автономные учреждения в случаях, установленных ч. 17 и 18 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ, п. 3.17 и 3.18 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, перечисляют в доход бюджета остатки средств субсидий. Возвращаются остатки не только сумм неизрасходованных целевых субсидий, но и сумм субсидий:

  • предоставленных на выполнение задания учредителя, образовавшихся в связи с недостижением учреждением установленных государственным (муниципальным) заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ);
  • в случае выявления в ходе проверки нарушений в части расходования средств целевых субсидий.

Операции по возврату средств в доход бюджета отражаются с помощью счета 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Бухгалтерские записи по отражению таких операций приведены в Письме Минфина РФ № 02-06-07/19436.

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Для субсидий, получаемых госучреждением на конкретные цели, важно правильное оформление и учет. Это поможет избежать серьезного нарушения – нецелевого использования бюджетного финансирования. Мы рассказываем, как правильно составить заявку, соглашение с учредителем, сформировать сведения о целевых субсидиях.

Рассмотрим правила отражения в учете начисления, поступления и расходования выделенных учредителем средств, а также возврата неиспользованных остатков.

Код субсидии на иные цели 2018

Финансирование, поступающее бюджетным и автономным учреждениям, можно разделить на две категории:

  1. Средства, выделенные на выполнение госзадания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание госуслуг.
  2. Средства, предоставленные на определенные цели на основании ст.78.1 БК РФ. Их сумма не зависит от объема выполненных услуг. Направления использования регламентируются нормативными актами.

В приказе Минфина 226н от 13.12.2017 года установлены коды целевых субсидий на 2018 год, выделяемых из федерального бюджета.Всего 85 направлений целевого финансирования объединены в семь групп:

  1. Выплаты физлицам.
  2. Мероприятия по содержанию федерального имущества.
  3. Приобретение НФА.
  4. Капвложения и другие операции с недвижимостью.
  5. Мероприятия по гражданской обороне, предупреждению чрезвычайных ситуаций и устранению их последствий.
  6. Мероприятия по охране здоровья населения.
  7. Другие расходы.

Из перечня целевых субсидий на 2018 год приказом 226нисключены средства на обеспечение деятельности органа власти, выполняющего функции учредителя. Для учреждений, получающих средства из региональных или муниципальных бюджетов, направления возможного целевого финансирования утверждаются местными нормативными актами.

Заявка на выделение целевой субсидии

Чтобы получить деньги на определенные цели, бюджетное или автономное учреждение должно составить и направить в адрес учредителя заявку с приложением необходимых расчетов и обоснований. Унифицированного бланка для этого документа не предусмотрено. Министерства и другие структуры, в ведении которых находятся госучреждения, своими приказами определяют форму заявки, способы и сроки ее предоставления, порядок рассмотрения и утверждения. В направляемом документе обязательно должны содержаться следующие реквизиты:

  • номер заявки;
  • дата предоставления;
  • год выделения целевого финансирования;
  • полное наименование, ИНН, КПП получателя;
  • вид и код субсидии на иные цели в соответствии с утвержденными перечнями;
  • основания для выделения средств;
  • сведения о финансируемом мероприятии или объекте недвижимости;
  • потребность в денежных средствах в рублях;
  • подписи руководителя и главного бухгалтера.

Если в пределах одного вида субсидии существует потребность в финансировании нескольких мероприятий либо объектов недвижимости, заявку можно оформить в виде списка с указанием затрат по каждой позиции и итоговой суммы.

Нарушение требований законодательства в отношении целевой субсидии или грантов плохо отразится на репутации учреждения и его руководителя перед тем органом государственной (муниципальной) власти, который их выделил...

Из статьи журнала :

Соглашение или договор о предоставлении субсидии на иные цели

Финансирование автономных и бюджетных организаций осуществляется учредителями в соответствии с подписанными договорами о выделении средств. Для соглашений по целевым субсидиям, предоставляемым из федерального бюджета, с 2017 года действует типовая форма, утвержденная приказом Минфина 197н от 31.10.2016 года. Она содержит следующие разделы:

  1. Предмет соглашения – наименование, цель и код субсидии.
  2. Условия предоставления и финансовое обеспечение. Указывается общий размер финансирования и суммы ежегодных выплат, но не более, чем на срок принятия федерального бюджета. Проставляется код бюджетной классификации, по которому выступающим в роли ПБС учредителем получены ЛБО на субсидии.
  3. Порядок перечисления. В разделе указываются лицевой счет, открытый учреждению в казначействе, либо расчетный в кредитной организации.
  4. Взаимодействие и ответственность сторон. Прописываются права и обязанности учредителя и госучреждения, возникающие при предоставлении, получении и использовании субсидии.
  5. Заключительные положения. Предусматривают случаи возможного расторжения или изменения соглашения, срок действия, способы обмена документами и прочее.
  6. Платежные реквизиты и подписи сторон.

Местные органы власти разрабатывают свои типовые формы или используют утвержденную Минфином. К договору предусмотрен ряд приложений: перечень субсидий, график перечислений, отчет об использовании. При необходимости внесения изменений составляется допсоглашение.

Перечень целевых субсидий на 2018 год

Органы государственной власти, осуществляющие функции учредителей, ежегодно утверждают актуальный для своей сферы деятельности перечень субсидий. Форма для этого документа (0501015 по ОКУД) утверждена Минфином в приказе 140н от 27.12.13 года в приложении 3 и содержит следующие реквизиты:

  • наименование учредителя;
  • наименование финансового органа, ведущего лицевые счета для операций с целевыми средствами;
  • уровень бюджета;
  • наименование субсидии;
  • код субсидии на иные цели 2018;
  • расходные КБК, для точного определения кода воспользуйтесь ;
  • наименование, дата и номер нормативного акта, на основании которого выделяются средства.

Экземпляр документа получает финансовый орган, который будет проводить операции по лицевым счетам для целевых средств.

Учет субсидий на иные цели бюджетным учреждением

В учете бюджетных учреждений для проведения операций со средствами, выделенными на определенные цели используются:

  • код вида финансового обеспечения «5» в соответствии с п. 21 ;
  • КОСГУ 183 на основании редакции от 22.06.2018 года ;
  • соответствующие балансовые счета из приложения №1 .

Бухгалтерские проводки по принятию и исполнению денежных обязательств по целевым субсидиям приведены в таблице.

Начисление субсидии на иные цели

Доходы от получения целевой субсидии начисляются в сумме произведенных учреждением расходов. Отчет об использовании средств по назначению является основанием для бухгалтерской проводки.

Сведения об операциях с целевыми субсидиями 2018

Не позднее десяти дней с момента подписания соглашения с учредителем госучреждение должно сформировать документ «Сведения об операциях с целевыми субсидиями». Форма 0501016 по ОКУД приведена в приложении №1 к приказу Минфина 226н. В заголовочной части проставляются наименования организации-получателя, учредителя, финансового органа. В табличной части по каждому заключенному соглашению указываются:

  • наименование и код субсидии;
  • дата и номер соглашения;
  • аналитические коды поступлений (код подвида доходов) и выплат (код вида расходов);
  • сумма допустимого к использованию остатка целевых средств;
  • сумма возвращенной дебиторской задолженности прошлых лет, разрешенной к использованию;
  • сумма планируемых поступлений в текущем финансовом году;
  • предполагаемые выплаты.

Если организации предоставлено несколько субсидий, они включаются в одну форму, утверждаемую учредителем. Для получателей целевых средств из федерального бюджета сведения формируются в системе . Специалисты финансового органа (казначейства), открывающие лицевые счета и осуществляющие казначейское сопровождение, проверяют наличие указанных в сведениях видов субсидий в перечне, утвержденном на финансовый год.

Акт целевого использования субсидий

Контроль за расходованием выделенных на иные цели средств осуществляют учредитель и органы государственного финансового контроля. Министерствами и ведомствами утверждаются методические рекомендации по расчету целевых показателей результативности предоставления субсидий в различных сферах деятельности. В соглашениях предусмотрено право учредителя запрашивать от организации-получателя разовую и периодическую отчетность о расходовании средств.

По результатам работы контролирующих органов составляется акт проверки, содержащий следующие сведения о контрольном мероприятии:

  • основание для проведения;
  • цель;
  • объект и период проверки;
  • перечень применяемых нормативных актов;
  • обоснованность и законность выделения целевого финансирования;
  • анализ использования полученных средств по направлениям;
  • выводы и рекомендации.

Самое серьезное нарушение, которое может выявить проверка – нецелевое использование. Это приобретение товаров, работ и услуг, не соответствующих целям выделения субсидии, указанным в соглашении. Для организации сумма штрафа за подобное нарушение составляет от 5% до 25% суммы, истраченной не по назначению.

Возврат целевой субсидии текущего года

Если после выполнения всех необходимых расходов на лицевом счете остались целевые средства, которые следует вернуть учредителю, выполняется проводка.


Возврат целевой субсидии прошлых лет проводки

Порядок отражения перечисления целевых средств за прошлые годы в доход бюджета определен в письме Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436. Бухгалтерские проводки формируются в зависимости от причины возврата:

  • остались неиспользованные средства на лицевом счете;
  • выявлено нецелевое использование.

Если на начало года в балансе госучреждения отражен остаток средств на счете 520581000, выполняются следующие проводки.

Если выявлено нецелевое использование выделенной субсидии и принято решение о возврате, эта операция оформляется следующими проводками.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!